Приведу еще такой пример. Один простой мирянин проповедовал в советское время, распространяя слово Божие. Когда его арестовали и потребовали признать свою вину, то он ответил: «Я проповедовал Христа и буду проповедовать» — и отказался давать другие показания. Его отпустили со следующей характеристикой: «Для следствия не представляет никакого интереса, религиозный фанатик». Вот что значит твердость. Такие люди имели в себе ясную, простую, живую веру — не подробное, точное знание христианского учения (хотя это тоже важно), но живую сердечную веру. Они в своем сердце действительно верили, что Христос есть Сын Бога Живого. Про них можно сказать не только то, что они являются истинными членами Церкви и как бы стоят на камне, но и то, что они сами стали неким несокрушимым камнем. Поэтому слова Спасителя: «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» — относятся не только к святому апостолу Петру, но и ко всем апостолам, ко всем святым отцам и всем их ученикам, то есть верующим людям всех времен, от первого до двадцать первого столетия. Некогда ученики апостола Павла стали терять к нему доверие и даже была опасность, что они могут пренебречь учением, которое он им преподал. Ведь люди часто проводят такую связь между человеком и его учением: если учитель оказался в каком-то отношении недостойным или просто заурядным человеком, то и его учение они склонны считать неправильным. Потому апостол Павел был вынужден, как он сам говорит, в безумии хвалиться, ради того чтобы утвердить своих учеников в вере, чтобы они не потеряли богооткровенное учение и не пренебрегли им: «А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я. Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я» (2 Кор. И, 21–22). Сейчас многие относятся к евреям с презрением, потому что они отреклись от Христа, но мы знаем, что первыми проповедниками Евангелия были почти исключительно евреи и лишь немногие происходили из язычников. Известно, что апостол Лука был эллином, подавляющее же большинство апостолов и вообще первых христиан были евреями. И поскольку многие лжеучителя, используя то уважение, которое первые христиане испытывали к евреям как к носителям истины, похвалялись своим происхождением, то апостол Павел был вынужден говорить о себе: «Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я. Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше» ( 2 Кор.11:22-23 ). Конечно, апостол Павел не мог сказать, что он больше апостолов. Он говорил о тех проповедниках, которые пусть и проповедовали в какой-то степени истинное учение, но в то же время преследовали личные цели, может быть, обогащения или славы.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Слышал я, что многие из верующих ходят туда и спят подле этого места. Но нет, я никогда не назову таких людей верующими: для меня одинаково нечисто всякое капище как Матроны, так и Аполлона. Если же кто обвинит меня (за эти слова) в дерзости, и я в свою очередь обвиню того в крайнем безумии. Ибо скажи мне: не нечестиво ли то место, где живут демоны, если даже и не стоит там идол? (А место), где собираются христоубийцы, где преследуют крест, где хулят Бога, не знают Отца, поносят Сына, отвергают благодать Духа, где еще находятся и самые демоны, — такое место не более ли пагубно? Ибо там (в языческом капище) нечестие явно и очевидно, и не так легко привлечет или обольстит человека умного и здравомыслящего; но здесь (в синагоге иудеи), говорящие о себе, что поклоняются Богу, отвращаются идолов, имеют и почитают пророков, этими словами устраивают только большую приманку и ввергают в свои сети людей простых и неразумных, по их неосторожности. Значит, нечестие как у иудеев, так и у язычников, одинаково; но обольщение у первых действует гораздо сильнее, потому что у них не виден ложный жертвенник, на котором они заклают не овец и тельцов, а человеческие души. Словом: если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами? Если иудейское важно и достойно почтения, значит, наше ложно; но если наше истинно, а оно и в самом деле истинно, то иудейское исполнено обмана. Говорю ни о Писаниях, нет; они привели меня ко Христу; но (говорю) о нечестии и нынешнем безумии иудеев. Но пора уже показать, что там, в (синагоге), живут и демоны, и не только в этом месте, но и в самых душах иудеев. « Когда нечистый дух , — сказал (Иисус Христос), — выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом » (Лк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Что говорю, говорит, то не есть по Господе, то есть эти слова, цель же этих слов совершенно в Господе. А не сказал: в безумии, но: как бы в неразумии. Ибо казаться, а не быть на самом деле в безумии - моя похвала. А чтобы ты не подумал, что он везде говорит как безумный и не по Господе, он говорит: что скажу, а не другие мои слова. Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться. То есть - внешними достоинствами, благородным происхождением, тем, что они обрезаны и предки их евреи. Ибо это - то, что он называет похвалой не в Господе; ибо что пользы быть евреем? Итак, я не считаю этого за добродетель, но поскольку они, говорит, хвалятся этим, то и я вынужден прибегнуть к этому сравнению. Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных. Вы, говорит, принуждаете меня сказать это; ибо если бы и вы не приняли их и я не увидел бы из сего, что вы впали в заблуждение, то не дошел бы до этого. Безумными же называет тех, которые хвалятся плотским. Ибо, если хвалиться духовным есть признак неразумия, то тем более хвалиться несуществующим. Слова люди разумные кажутся лестными, однако они заключают высшую степень порицания, потому что, обладая знанием, говорит он, вы погрешаете; ибо, если бы вы были неразумными, то были бы достойны снисхождения. Вы терпите, когда кто вас порабощает. Смотри, в каком раболепстве и крайнем подчинении лжеапостолам изобличает коринфян. Когда кто объедает, когда кто обирает. Видишь ли, что он представляет их обирающими? Ибо сие выражается словом объедает. Таким образом, и то, что он сказал выше: они, чем хвалятся, сказал хорошо; поскольку, притворяясь не взимающими ничего, они только хвалились, а не были таковыми на самом деле. Когда кто превозносится. То есть тех, кто подчиняет вас и превозносится над вами; ибо и господами они были не кроткими, но обременительными и тягостными. Когда кто бьет вас в лицо. К стыду говорю. Вот высшая степень унижения коринфян и надменности лжеапостолов, ибо лжеапостолы обращались с ними, как с рабами. Он говорит это не потому, что их действительно били в лицо, но потому, что они терпели не меньше тех, которых бьют в лицо. Сказал же это, имея в виду их высокомерие; ибо что может быть постыднее того, что лжеапостолы, отнимая их свободу, имущество и честь, обращались с ними, как с рабами?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1060...

2Кор.11:17 . Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу, Что говорю, говорит, то не есть по Господе, то есть эти слова, цель же этих слов совершенно в Господе. А не сказал: в безумии, но: «как бы в неразумии». Ибо казаться, а не быть на самом деле в безумии – моя похвала. А чтобы ты не подумал, что он везде говорит как безумный и не по Господе, он говорит: «что скажу», а не другие мои слова. 2Кор.11:18 . как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться. То есть – внешними достоинствами, благородным происхождением, тем, что они обрезаны и предки их евреи. Ибо это – то, что он называет похвалой «не в Господе»; ибо что пользы быть евреем? Итак, я не считаю этого за добродетель, но поскольку они, говорит, хвалятся этим, то и я вынужден прибегнуть к этому сравнению. 2Кор.11:19 . Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных, Вы, говорит, принуждаете меня сказать это; ибо если бы и вы не приняли их и я не увидел бы из сего, что вы впали в заблуждение, то не дошел бы до этого. Безумными же называет тех, которые хвалятся плотским. Ибо, если хвалиться духовным есть признак неразумия, то тем более хвалиться несуществующим. Слова «люди разумные» кажутся лестными, однако они заключают высшую степень порицания, потому что, обладая знанием, говорит он, вы погрешаете; ибо, если бы вы были неразумными, то были бы достойны снисхождения. 2Кор.11:20 . вы терпите, когда кто вас порабощает, Смотри, в каком раболепстве и крайнем подчинении лжеапостолам изобличает коринфян. когда кто объедает, когда кто обирает, Видишь ли, что он представляет их обирающими? Ибо сие выражается словом «объедает». Таким образом, и то, что он сказал выше: «они, чем хвалятся», сказал хорошо; поскольку, притворяясь не взимающими ничего, они только хвалились, а не были таковыми на самом деле. когда кто превозносится, То есть тех, кто подчиняет вас и превозносится над вами; ибо и господами они были не кроткими, но обременительными и тягостными. когда кто бьет вас в лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

«Из этого очевидно, — говорит он, — что и мы пишем это не из любоначалия, и не для того, чтобы иметь учеников, а равно и не потому, чтобы добивались славы у вас, так как мы стараемся угодить не людям, но Богу. Если бы я хотел угождать людям, то и теперь был бы на стороне иудеев, и теперь бы еще преследовал Церковь. Но так как я презрел целый народ и друзей и родственников и высокую славу и предпочел всему этому гонения, вражду, брани и каждодневную смерть, то очевидно, что все, что я говорю теперь, я говорю не для приобретения славы человеческой». Сказал же он это потому, что намеревается рассказать и свою прежнюю жизнь, и внезапную перемену, и очевидным образом доказать, что он стоит за истину, чтобы они не подумали, что он делает это желая оправдаться пред ними, и не возгордились. Поэтому он и сказал наперед: « У людей ли я ныне ищу благоволения? » ( ныне бо человеки ли препираю? ) Он знал, что для исправления наставляемых иногда бывает благовременно предложить что–нибудь высокое и великое. Хотя он мог представить доказательства истины своего проповедания и из другого источника, — например, доказать это на основании знамений, чудес, опасностей, темниц, ежедневных смертей, голода и жажды, наготы и на основании другого подобного этому, но так как он говорит теперь не о лжеапостолах, но об апостолах, — а последние и сами участвовали в этих опасностях, — то он приступает к решению вопроса с другой стороны; в других же случаях, когда он обращает речь свою к лжеапостолам, он употребляет сравнение, выставляя на вид свое терпение в скорбях и говорит: « Христовы служители? (В безумии говорю:) я больше. Я гораздо более [ был ] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти (служителие ли Христовы суть? » ( Не в мудрости глаголю) паче аз: в труде множае, в ранах преболе, в темницах излиха, в смертех многащи ) (2 Кор. 11:23). Теперь же он рассказывает о своем прежнем образе жизни, и говорит: « Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа » ( сказую же вам, братие, благовествование, благовещенное от мене, яко несть по человеку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Когда кто превозносится. Когда кто превозносится. То есть тех, кто подчиняет вас и превозносится над вами; ибо и господами они были не кроткими, но обременительными и тягостными. Когда кто бьет вас в лицо. К стыду говорю. Когда кто бьет вас в лицо. К стыду говорю. Вот высшая степень унижения коринфян и надменности лжеапостолов, ибо лжеапостолы обращались с ними, как с рабами. Он говорит это не потому, что их действительно били в лицо, но потому, что они терпели не меньше тех, которых бьют в лицо. Сказал же это, имея в виду их высокомерие; ибо что может быть постыднее того, что лжеапостолы, отнимая их свободу, имущество и честь, обращались с ними, как с рабами? Что на это у нас недоставало сил. Что на это у нас недоставало сил. Ради чего, говорит, вы терпите их? Как будто мы слабы и не можем поступать с вами точно так же? Нет. Ибо и мы можем обращаться с вами так же высокомерно; но мы вовсе не хотим этого. Таким образом, всю вину дерзости лжеапостолов слагает на раболепство коринфян. Ибо вы, говорит он, вследствие слишком рабского подчинения служите причиной и их высокомерия, и этих наших слов. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я. Смотри, он опять называет свой поступок дерзновением и неразумием, и только что не говорит: я приступаю к этому по необходимости. И сколько других оговорок представил он прежде этого? Делает же это, научая нас не прибегать без необходимости к таким речам. Итак, говорит: а если кто смеет хвалиться чем-либо, смею и я; ибо слово «хвалиться» подразумевается само собой. Затем перечисляет то, чем они хвалятся. Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Поскольку не все евреи были израильтянами (ибо и моавитяне, и аммонитяне выдавали себя за израильтян), то, очищая превосходство своего происхождения, прибавляет и следующее. Семя Авраамово? и я. Семя Авраамово? и я. Указывая на Исаака. Христовы служители? в безумии говорю: я больше.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

11:21). Наблюдай душу боголюбивую. Он называет дело не только смелостью, но даже безумием, научая нас, если бы нашлись среди нас кто-либо, сделавшие что-нибудь доброе, не выставлять наши дела без всякой нужды, когда никто не принуждает нас к этому. " Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я " (ст. 22). Не этим ли, говорит он, гордятся они? Пусть же они не думают, что мы уступаем им, потому что и мы участники того же самого. Потом прибавляет: " Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше " (ст. 23). Посмотри здесь на добродетель души этого блаженного мужа. После того как он назвал происшедшее смелостью и безумием, он, поставленный в необходимость, однако не остановился на том, что сказал; но когда хотел показать, что многим превосходит тех, он, чтобы не подумали, что он говорит из-за самолюбия, снова называет сказанное им безумием, - говоря приблизительно следующее: неужели я не знаю, что делаю дело, которое многим будет неприятно и которое для меня неприлично? Но необходимость, приведшая меня к этому, заставляет меня. Поэтому простите мне, говорит он, что говорю слова безумия. Будем подражать хотя бы тени его мы, которые отягчены таким бременем грехов и часто, даже если сделаем какое-нибудь достойное дело, не храним его в сокровищницах ума, но, гоняясь за славой пред людьми, выставляем его напоказ и этим безмерным пустословием лишаем себя воздаяния от Бога. А тот, блаженный, не допустил чего-нибудь подобного, но сказав: " я больше " - потом перечисляет свои подвиги и говорит: " в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних [приключений] " (2 Кор. 11:23, 27). Теперь взгляни еще на другое море искушения, открывающееся для нас. Говоря: " кроме посторонних [приключений] " , он подразумевает, что опущенное, может быть, больше того, что он сказал. Но он и на этом не остановился, а опять указывает нам на возмущение и скопление людей, говоря так: " у меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1573...

2Кор.11:16 .  Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться. «Паки глаголю, да никтоже мнит мя безумна быти: аще ли ни, поне яко безумна приимите мя, да и аз мало что похвалюся». Апостол многократно, решившись на пользу ученикам описать собственные свои труды, снова налагал на себя узду собственного своего благоразумия и скромности. Посему и здесь умоляет, чтобы не почли его делающим дело безумного. А если не убежду вас к этому, говорит он, то потерпите сие, как от безумного. 2Кор.11:17 .  Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу. «А еже глаголю, не глаголю по Господе, но яко безумии в сей части похвалы». Есть Владычний закон, который учит: «егда сотворите вся сия, глаголите, яко раб неключими есмы: яко еже должни бехом сотворити, сотворихом» ( Лк. 17, 10 ). Посему-то богомудрый Павел сказал: «еже глаголю, не глаголю по Господе», то есть говорю это не по Его закону. Но чтобы не подумал кто, будто бы в учение свое называет безумием, по необходимости присовокупил: «в сей части похвалы», то есть в этих словах называю себя безумным. 2Кор.11:18 .  Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться. «Понеже мнози хвалятся по плоти, и аз похвалюся». Сим «по плоти» наименовал здесь Апостол внешнее богатство, благородство, доброречивость; потому что противники, как евреи, высоко о сем думали и выставляли на среду патриарха Авраама. 2Кор.11:19 .  Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных. «Любезно бо приемлете безумныя, мудри суще!» 2Кор.11:20 .  Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо. 2Кор.11:21 .  К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я. «Приемлете бо, аще кто вас порабощает, аще кто поядает, аще кто не в лепоту проторит, аще кто по лицу биет вы, аще кто величается. По досаждению глаголю». Апостол показал, что противники напрасно величаются презрением денег; ибо для сего-то и употребил выражения: «аще кто поядает, аще кто не в лепоту проторит». А сие: «аще кто по лицу биет вы» – значит: если кто обходится презрительно, ругается над вами. Ибо присовокупил Апостол: «по досаждению глаголю», то есть сказал я это по причине бесчестия, какое наносят они вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

6. Смотри здесь, возлюбленный, как добродетельна душа этого блаженного. Он уже назвал дерзостью и безумием совершенное им, – хотя был поставлен в необходимость, однако не удовольствовался сказанным. Но когда решился объявить, что он весьма многим превышает тех, то чтобы не подумал кто, будто он говорит это по самолюбию, опять называет свои слова безумием, как бы так говоря: разве я не знаю, что делаю дело, многим неприятное и мне неприличное? Но меня вынуждает к тому настоятельная необходимость; потому простите мне, что говорю безумные слова. Будем подражать хотя тени его мы, отягощенные таким бременем грехов, – мы, которые, если иногда и сделаем что-нибудь доброе, то не можем и это хранить в сокровищницах сердца, но разглашаем и обнаруживаем из любви к человеческой славе, и такой неуместной говорливостью лишаем себя награды от Бога. С блаженным Павлом ничего такого не было. А что же? " Христовы служители? " говорит он, " в безумии говорю: я больше " . Затем он уже открывает и те подвиги свои, коих лжеапостолы не совершили. Да и как могли совершить их люди, которые враждовали против истины, всячески старались воспрепятствовать проповеди благочестия и возмущали умы простых людей? Итак, сказав: " я больше " , он уже перечисляет подвиги своего мужества и говорит: " более был в трудах, безмерно в ранах, и многократно при смерти " . Что говоришь? Слова твои что-то странны и необычайны. Возможно ли умереть несколько раз? Да, говорит, возможно, если не самым делом, то намерением. Этим он научает нас, что он постоянно подвергался за проповедь таким опасностям, которые угрожали ему смертью, но благодать Божья среди самых опасностей хранила подвижника, чтобы от него ученики получили великую пользу. " При смерти " , говорит, " неоднократно . " От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратьями (2Кор.11:24-26). Не пройдем, возлюбленные, этих слов без внимания: каждое из них в отдельности представляет нам море испытаний. Не сказал он об одном путешествии, но " в путешествиях " , говорит, " много раз " , не (одну) претерпел беду в реках, но многие и различные беды, и все (претерпел) с великой твердостью. И после всего этого еще говорит: " в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе, кроме посторонних приключений " (2Кор.11:27-28).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Видишь ли, что и сама скорбь сопровождается величайшею хвалою? Свиде­тели сказанного — вы сами. В самом деле, тогда как мученики еще не получили воздаяний, ни наград, ни венцов, но разре­шились в пыль и прах, мы стекаемся в честь их со всем усердием, составляем духовное зрелище, прославляем их и увенчиваем их за раны и кровь, за пытки и мучения, за их скорби и воздыхания: так сами скорби сопровождаются хвалою еще прежде воздаяния! Представь, каков был Павел тогда, когда он жил в темницах и был приводим в судилища, как славен, как блистателен и знаменит являлся он пред всеми, особенно же пред теми, которые нападали и враждовали против него. Но что я говорю: был славен пред людьми, — если он и для бесов был страшен более тогда, когда был бичуем? Когда он находился в узах, когда подвергался ко­раблекрушениям, тогда и совершал величайшие знамения, тогда особенно и побеждал противные силы. Поэтому, зная хорошо пользу, происходящую для души от этих скорбей, он говорил: «когда я немощен, тогда силен» ; и потом прибавлял: «посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях... , чтобы обитала во мне сила Христова» (2Кор.12:10, 9). Поэтому и говоря к некоторым, жившим в Коринфе, и уко­ряя тех из них, которые высокомудрствовали о себе, а других осуждали, он, соблюдая характер послания и находясь в не­обходимости представить нам изображение своих подвигов, составил его не из знамений, не из чудес, не из почестей, не из удовольствий, но из заключений в узы, судилищ, го­лода, холода, борьбы, козней, и говорил им так: «Христовы служители? (в безумии говорю) , — и, объясняя это выражение, — я больше» , и свое преимущество, продолжал: «я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти...» и пр.: «если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею» (2Кор.11:23, 30).    Видишь ли, что этим он хвалится гораздо более, нежели восхищается блистательными венцами, и потому говорит: «и не сим только, но хвалимся и скорбями» ? Что же значит: «и не сим только» ? Не только, говорит, мы не падаем духом, испытывая скорби и бедствия, но как бы более и более преуспевая в чести и славе, особенно хвалимся среди приключающихся бедствий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3314...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010