Однако так ли это? О каком же оставлении Им нашего мира можно думать, когда Он Сам, уходя от нас, нас уверил: се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 )? Значит, Он с нами во всём и всегда (кроме грехов и преступлений наших), с нами и теперь, и в этом братоубийственном человеческом безумии. С нами и о нас страждет, но с нами и о нас молится Отцу. Нет, мы не оставлены Им, не одиноки на земле. Земное Он навеки воссоединил с небесным. Он пребывает на престоле славы, не оставляя и нашей юдоли смерти. Если же это так, тогда ничего уже не страшно последним страхом, ничего не скорбно скорбью безутешной. Он знал о них, потому что Сам сказал, уходя от нас: Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. (...) А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе... ( Ин.14:1–3 ). Придёт, чтобы взять нас. И не только в грядущем придёт, но и здесь не оставляет: всегда, ныне и присно и во веки веков. Но это значит, что так и может быть почувствована и опознана наша встреча с Ним уже здесь и теперь. Она и совершается подвигом веры нашей, нашим к Нему устремлением. Он отвечает на него пришествием Своим. Для сего повелел Он творить Его «Воспоминание» в Божественной Евхаристии. 1 В ней приходит к нам Христос, и мы к Нему. Она и есть обетованная встреча и Его пребывание с нами. Но для этого нам, прежде всего, надо жизненно понять и усвоить, что содержит Божественная Евхаристия, что значит она, мимо чего в неведении и в не постижении мы рассеянно мимоходим. Чем именно является, вернее, чем должна для нас являться Божественная Евхаристия, как наша молитва и богослужение, как наша жизнь во Христе и со Христом. Об этом должны мы спросить себя, чтобы внять зову и обетованию Христа, данному Им через учеников Своих Церкви. Аминь. 2. Всегда с вами есмь Когда Христос был на земле, Он ходил по стране Иудейской, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. (...) И следовало за Ним множество народа... ( Мф.4:23, 25 ). В эти блаженные дни жизни мира всякий, кто хотел, мог Его видеть и слышать. Об этом и Сам Господь говорил ученикам: Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Мф.13:16–17 ; Лк.10:23–24 ). Не вспоминают ли о том невольно и многие из нас в эти дни мировой скорби: «О, если бы и мы могли Его видеть, и знали, где Его встретить! С какой радостью и упованием присоединились бы и мы ко всем за Ним следующим!»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

внимательно сличите, с хитростью – искусством, которое требуется при различении предметов превосходных. Но, сравнив Бога с идолами, вы увидите, какое происхождение и какую ограниченную природу они имеют. Люди – почитатели идолов выкладывают золото из мешка и отмеривают серебро на мериле – на весах, и, нанявши золотаря, делают себе рукотворного бога и преклоняются перед ним: так, дав бытие своему созданию, поклоняются ему, как своему Создателю! – И в этом безумии продолжают ему служить: поднимают идола на плечи и ходят; а если положат его на место свое в доме или святилище, то он лежит там и не движется, ибо бездушный истукан. И если кто, в горе-беде обратится к нему с мольбой, даже с воплем, он не услышит этого несчастного и не спасет его от бед. – Между тем, Бог вечный всегда слышит мольбы народа своего, всегда спасал его от бедствий; спасет и от плена Халдейского (ст.13). 8–11. Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю. (Помяните сия и возстените, покайтеся, прельстившиися, обратитеся сердцем и помяните первая от века, яко Аз есмь Бог, и несть еще разве Мене: возвещаяй первее последняя, прежде неже быти им, и абие сбышася: и рекох: весь совет Мой станет, и вся, елика совещах, сотворю. Призываяй от восток птицу, и от земли издалеча, о нихже совещах: рекох и приведох, создах и сотворих, приведох и благопоспеших путь Его). Израиль, внимая увещаниям Господа, должен живо вспомнить ничтожество идолов и с глубоким стенанием раскаяться перед Богом, которого оскорбил забвением Его отеческой любви и всего, что Он совершил от века – с начала существования народа. Господь и ранее возвещал свою волю, прежде наступления самих событий, и они неукоснительно наступали, и всякое Его слово, всякий совет исполнялись точно. Так Он и теперь призывает с востока птицу (точнее – орла), а именно царя Кира, который на своей военной коннице быстро слетит с горных хребтов отдаленной земли – своей родины, на Вавилон, как орел на труп, и железными копьями и стрелами, как острыми когтями, возьмет свою добычу. Как говорил о нем Господь, так и приведет это в исполнение, – предначертал это сделать и совершит и благопоспешит Киру осуществить свою волю (гл.44:28; 45:1–2,13). 12–13. Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды: Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою. (Послушайте Мене, погубльшии сердце, сущии далече от правды: приближих правду Мою, и не удалится, и спасете, еже от Мене, не умедлю: дах в Сионе спасение Израилю во прославление).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Есть история про некоего человека, который вообразил, что полностью очистился от греха, и ветхий Адам в нем совершенно умер. Кто-то из его знакомых внезапно вылил ему на голову ведро воды. Тот пришел в ярость от такой хамской выходки. “Ну вот видишь – сказал ему этот знакомый – ветхий Адам в тебе не умер. Он только немного задремал, и проснулся от ведра воды”. Хамские, возмутительные, кощунственные выходки Фемен, как внезапный резкий толчок, поднимают со дна душ, то, что там было накоплено. Или скорбь и печаль о таком горьком помрачении молодых женщин, которые могли бы вступить в брак, жить в любви, растить детей, но свернули на путь злобы и отчаяния, или, напротив, ярость и ненависть. И трагическая смерть Оксаны – это тоже такой резкий толчок, который выплескивает содержание человеческих сердец. И часто там оказывается вовсе не Евангелие. Там оказывается такое представление о Боге, которое является проекцией худших человеческих качеств. И нам очень важно напомнить себе и другим, что Евангелие – это не весть о том, что Бог хочет отправить грешников в ад. Это весть о том, что Бог непрестанно ищет спасти грешников от ада, куда они, в своем безумии и ослеплении, устремляются сами. Бог “хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины” (1Тим.2:4) “Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?” (Иез.18:23) Как говорит Господь Иисус, “Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих” (Матф.18:12-14). Смерть человека от собственной руки, в неверии, нераскаянии и отчаянии – это нечто абсолютно противное воле Бога. Выражать тут радость или хотя бы удовлетворение – значит сорадоваться бесам. Небеса радуются о спасении грешников; об их гибели радуются в аду. Люди, которые восклицают, “поделом” или “так ей и надо” и тому подобное, сопричисляют себя к аду, а не к раю. Если люди не поняли даже этого – значит, увы, Евангелие их еще не достигло.

http://radonezh.ru/2018/07/25/bog-hochet...

13), а вареньем и умиленьем; лубочные там детишки, не тот Христос. Иисус учил чему-то куда более существенному, чем ласковое доброжелательство взрослого к детенышам лишь за то, что они увлажнили нам очи. Во всяком Его слове или жесте, помимо прямого, явного, сокрыт еще и иной, в безднууводящий смысл, и если начать его разгадывать - и самому миру не вместить написанных книг(Ин. 21,25). Есть книга о безумии Креста, есть  книга о подвижничестве и отсечении воли, есть другая, миссионерская, волевая, в которой все глаголы стоят в повелительном наклонении, есть книжица чудесных встреч и вразумляющих чудес, есть даже отдельная поэма о лилиях, одевающихся краше Соломона, ставшая ныне важной экологической хартией, но среди множества томов затерялась где-то и тоненькая тетрадка, на обложке которой неустоявшимся почерком написано «младенчество». В сущности, каждый из этих текстов есть Откровение, переведенное на доступные нам языки, на которых Бог говорит с нами. Многому из того, что сказано там, по словам Иисуса, еще предстоит до конца разъясниться в Царстве Его. Все помнят Его слова: В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает (Мф.18,1-4). Царство Небесное - основная весть Спасителя, цель, исток, распахнутая тайна Его проповеди. Возвещение Царства в Его устах звучало как мессианское обетование о владычестве Божием, о том, что Бог входит в историю, чтобы разделить ее с людьми, здесь и теперь, но также и под новым небом, на новой земле. Оно еще не узнано до конца, оно таится где-то рядом, стучится в двери, подзывает, ждет на пороге. Оно спешит к нам во Христе, живущем сегодня и грядущем завтра, но ошеломляющее соседство с Ним уже сейчас проступает яснее всего в том, что всегда, изначально, бытийно Христово.

http://bogoslov.ru/article/4428178

«Зане аки мы изнемогохом». О нас думаете вы, что ничего такого не делаем по бессилию. «О немже аще дерзает кто, несмысленно глаголю, дерзаю и аз». Апостол смягчил, что намеревался сказать, назвав это безумием, но дает знать, что он осмеливается не оскорблять, не поядать, не проторить их, но выставить собственные свои труды, и прежде всего выставляет то, что у них почиталось достоуважаемым, научая, что и в этом не имеют они никакого пред ним преимущества. 2Кор.11:22 .  Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я. «Еврее ли суть? И аз. Израильтяне ли суть? И аз. Семя Авраамле ли суть? И аз». Апостол привел это, потому что они так говорили о себе, и в этом показал свое с ними равенство, а в преспеяниях произвольных показывает преимущество. 2Кор.11:23 .  Христовы служители? (в безумии говорю) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. 2Кор.11:24 .  От Иудеев пять раздано мне было по сорока ударов без одного. 2Кор.11:25 .  Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. «Служителие ли Христовы суть? Не в мудрости глаголю, паче аз». Опять употребил выражение: «не в мудрости», давая сим знать, что принужден сказать сие против воли. Объясняет же самый образ превосходства, выставляя на вид не чудотворения, не мертвецов воскрешенных, не хромых ходящих, не бегство демонов, не спасение вселенной, но страдания свои за Евангелие. «В трудех множае, в ранах преболе, в темницах излиха, в смертех многащи. От Иудей пять краты четыредесять разве единыя приях. Трищи палицами биен бых, единою каменьми наметан бых, трикраты корабль опровержеся со мною, нощь и день во глубине сотворих», то есть когда ладия была разбита и я тогда целую ночь и целый день туда и сюда носим был волнами. А наносить по сорок ударов без одного в обычае было у иудеев. 2Кор.11:26 .  много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Итак, если Павел, украшенный столькими подвигами и являющийся как ангел на земле, каждый день старался сделать приобретение, подвергнуться опасностям за истину, собрать себе духовное богатство и никогда не останавливаться, то какое же оправдание будем иметь мы, не только совсем лишенные славных дел, но и подверженные стольким порокам, из которых даже один, присущий нам, достаточен, чтобы ввергнуть нас в бездну гибели, – мы, которые не прилагаем никаких усилий к тому, чтобы исправить эти пороки и быть причастными делам добродетели? Не одинаковую ли с нами природу имел тот блаженный? Я горю любовью к этому мужу и потому не перестану обращаться к нему. Взирая, как на некоторый образец, на его душу, я размышляю о суете страстей, о превосходстве мужества, о горящей любви к Богу. И я изумляюсь, как один человек, пожелавши, исполнил весь сонм добродетелей; каждый же из нас не хочет выполнить и самой простой из них. Кто избавит нас от неотвратимого наказания, когда Павел, причастный нам по природе, отданный во власть тех же страстей, бывший в таких затруднительных обстоятельствах и ежедневно, так сказать, мучимый, терзаемый, влачимый всенародно теми, кто враждовал против его проповеди, несмотря на все это, явил такое величие добродетели? А чтобы вы услышали не из наших уст о славных его подвигах и о мужестве, которое он являл ежедневно ради проповедания благочестия, необходимо выслушать собственное его слово: «А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я» ( 2Кор.11:21 ). Наблюдай душу боголюбивую. Он называет дело не только смелостью, но даже безумием, научая нас, если бы нашлись среди нас кто-либо, сделавшие что-нибудь доброе, не выставлять наши дела без всякой нужды, когда никто не принуждает нас к этому. «Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я» ( 2Кор.11:22 ). Не этим ли, говорит он, гордятся они? Пусть же они не думают, что мы уступаем им, потому что и мы участники того же самого. Потом прибавляет: «Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше» ( 2Кор.11:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Справедливо божественный Павел говорил, что корень всем злым сребролюбие есть ( 1Тим.6:10 ). Что ми хощете, – сказал он, – дати, и аз вам предам Его? Велика дерзость, велико безумие! Можешь ли ты, скажи мне, предать Того, Кто держит все, владычествует над всем, повелевает морем, Владыку всякой твари, творящего все словом и повелением? Но дабы укротить его безумие и показать, что Он по воле своей предан был, послушай, что делает Господь. В самое время предательства, когда вышли на Него с оружием и дрекольми, со светилы и свещами, Господь говорит: кого ищете ( Ин.18:4 )? Они не знали того, кого намеревались взять. Так далек был Иуда от возможности предать Его, если бы Сам Он не восхотел. Он не мог даже видеть того, Кого хотел предать, несмотря на то, что были светильники и столько света. Ибо это выразил евангелист, сказав, что они имели светилы и свещи, и при всем том не находили его. Сказано: Иуда же стояше с ними, т. е. тот, который сказал: что ми хощете дати, и аз вам предам Его? Ибо Он ослепил их ум, желая показать свою силу и расположить их к тому, чтобы они отстали от злобы своей и чтобы узнали, что они предпринимают невозможное для них. И потом, дабы ты знал неисчетную Его силу, послушай, что говорит евангелист: услышавши голос, – сказано, – отступили назад и пали на землю. Видишь ли, как они, не в состоянии будучи слышать и голоса, падением показали свое бессилие и силу испустившего глас? Но наблюдай человеколюбие Господне! Так как ни Иуда не оставил сего бесстыдства, ни иудеи своего безумия, то Он Сам себя предает. «Когда Я, – как бы так сказал Он, – сделал все с своей стороны, явил силу Свою и показал, что они предпринимают невозможное дело, хотел обуздать злобу их, а они не хотят этого и остаются при своем безумии: то вот Я сам себя предаю». Это я говорю теперь для того, чтобы кто-нибудь не стал осуждать Христа, говоря: почему Он не отвратил Иуду от этой злобы? почему не сделал его лучшим? – Скажи мне, как следовало сделать его лучшим, по принуждению, или по воле? Если по принуждению, то таким образом он не мог сделаться лучшим; ибо никто не может быть добрым по принуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Св. Кирилл Иерусалимский раскрывает эти слова о неугасимости любви на примере святых жен-мироносиц. «По явлении ангелов пришел вестником о Себе Сам Иисус, и Евангелие говорит: и се Иисус срете я, глаголя: радуйтеся: онеже приступльше, ястеся за нозе Его» ( Мф. 28:9 ). Оне емлются за Него, чтобы исполнилось сказанное: удержу Его, и не оставлю Его. Немощно тело жены, но мужественны мысли. Вода многа не угасила любви, и реки не потопили ея. Искали мертваго, но не угасала надежда воскресения. И ангел говорит им: «не бойтеся вы» ( Мф. 28:5 ): не воинам, но вам говорю: «не бойтеся». Те пусть боятся, чтобы когда дознали опытом, засвидетельствовали и сказали: «воистину Божий Сын бе» ( Мф. 27:24 ). А вам не должно бояться, потому что «совершенна любы вон изгоняет страх» ( 1Ин. 4:18 ). «Шедше рцыте учеником Его, яко воста» ( Мф. 28:7 ). Такова любовь Божия, что если бы кто даровал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем . Есть вещи, которые не продаются. Есть вещи, которые ничем не могут быть заменены. Все, что имеет человек в этом мире, в се богатство дома своего не может быть предложено за любовь . Господь хочет наше сердце. Он говорит: «Сын мой! отдай сердце твое Мне» ( Прит. 23:26 ). И если бы кто вместо сердца предложил Господу что-нибудь иное, какой-то откуп, то он был бы отвергнут с презреньем . У каждого есть богатство дома своего – серебро ли, знатность ли происхождения, высокая ли культура и ум, таланты, некие дела – все будет отвергнуто Небесным Женихом, если Ему не будет предложено сердце. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф. 16:26 ). Несколько иначе звучат эти слова у LXX толковников и в славянском переводе: Аще даст муж все имение свое за любовь, уничижением уничижат его. Эти слова так толкует бл. Феодорит: «Кто все иждивение свое, богатство и самую жизнь потеряет любве ради Христовой, того конечно уничижат те, кои не имеют и чужды суть сея любви. Посему то святый апостол Павел засвидетельствовал: «Укоряеми, благословляем: гоними, терпим: хулими, утешаемся: якоже отреби миру быхом, всем попрание доселе» ( 1Кор. 4:12–13 )». Но унижения, которыми унижают любящих Господа мужей и жен, не уменьшают в них этой любви, но еще более возбуждают ее. И таким образом эта любовь изливается еще и на тех, кто в безумии своем эти уничижения и унижения причиняют.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Впрочем, что мне и себя исключать? Теперь же мы работаем только своей жадной, сластолюбивой, многострастной плоти. Братия и сестры! Предупреждаю вас: придется нам раскаяться в своем сластолюбии, да поздно, пожалуй, будет, когда придет Жених, и мудрые, готовые девы войдут с Ним на брак в вечное Царство Небесное, и затворятся двери рая. Припомните, что сказано в Евангелии о мудрых и юродивых девах: Неразумные [церк.-слав.: юродивые], сказано, взяв светильники свои, не взяли с собою масла [церк.-слав.: елеа]. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к подающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас [ Мф. 25, 1 – 12 ]. Девы мудрые и юродивые – это христиане, светильники – души наши, елей – милостыня, жених – Иисус Христос, брак – Царство Небесное. Итак, станем все запасаться, братия, елеем. Полно нам сластолюбствовать да собирать только себе, а не в Бога богатеть: всё землей будет – и тела наши, и сласти наши, и деньги наши, и домы наши; одна душа вечна, как образ Божий, ее украшать постараемся. Вы знаете, как Судия будет милостив к милостивым, знаете, какое дерзновение пред Судиею дает милость на суде, – позаботьтесь же о милостыне. Я не перестану вам повторять об этом, пока не увижу между вами ревности к этой великой добродетели. Сочтите милостыню необходимостью вашей жизни, как дыхание, как самопитание. Аминь. Одно вседовлеющее начало жизни нашей – Бог, и кто искренно верует в Него и надеется на Него и прилепился к Нему, для того нет ничего приятного, кроме Его – Господа Бога, ни на небе, ни на земле. Он один есть сокровище сердца его, ни к кому и ни к чему другому, кроме Его, он не прилепляется сердцем своим. Но кто любит плоть свою, блага мира сего (значит, не единый источник жизни – Бога), тот избирает сам в слепоте своей множество мнимых, недовлеющих источников жизни плотской – пищу, питье, одежды, жилища, убранство жилища, посуду и пр., и оттого он часто тревожится, беспокоится, когда или зовут его трудиться, или когда не дадут ему приятных яств и питья, или нарядной одежды, или когда у него не по вкусу его квартира, или мебель, или посуда и пр., ибо он избрал много ложных начал жизни. Когда же он сознает ложное направление сердца своего и раскается всем сердцем в безумии своем и прилепится всецело к Богу, то вдруг сердце его успокоится, потому что Бог есть истинный и бесконечный источник жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

СТАВРОФИЛА. «Не все вмещают слово сие, но кому дано» от Бога ( Матф.19. 11 ). Эту непостижимую для людей истину открывает не «плоть и кровь», но «Отец, Который на небесах» ( Матф.16, 17 ). АНГЕЛ. Так, Бог «утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» ( Лук. 10, 21 ), т. е. младенствующим злобою. Понимал это Апостол Павел, который был мал в собственных своих очах, а велик в очах Божиих. «Я гораздо охотнее, – говорил он, – буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» ( 2Кор.12, 9, 10 ). Сравнивая же себя с прочими, он говорит: «Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше». А это преимущество чем он приобрел? Послушай внимательно: «Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]» ( 2Кор.11, 23–25 ). Вот чем хвалится избранный сосуд Христов. СТАВРОФИЛА. Когда я это слышу или читаю, всегда прихожу в великое удивление. И кто не подивится этому непобедимому терпению сердца Св. Апостола, и крепости его души, крепчайшей всякого адаманта? Будучи человеком смертным, он как на знамение Апостольства своего и отличительное свое преимущество указывает на беды, на страдания, тесноту, глад, жажду, мраз, наготу, от чего все люди отвращаются. Кто премудр и уразумеет сие? АНГЕЛ. Это не совсем сокрыто и небезызвестно миру. Не говорили ли даже и язычники: «творить великие дела и переносить великие страдания свойственно Римлянам?» Огнь искушает злато, а скорби людей мужественных. Доблесть никогда не обнаруживается в отраде. Воины прославляются за свои раны, которые они получили, показывая свое мужество в опасностях. Полководец для защищения опаснейших мест посылает избраннейших воинов. Наставники требуют больших трудов от тех, кто подает более надежды. Равным образом и великие кресты посылаются избраннейшим и достойнейшим воинам Христовым. И кто причисляемый к такому сонму не похвалится о Господе?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010