Подольская епархия, основанная 12 апр. 1795 г., включала территорию утвержденной указом Екатерины II от 13 апр. 1793 г. Брацлавской губ., юж. часть Изяславской губ. (основана 8 дек. 1792), а также территорию образованной в 1794 г. Каменецкой обл. (епархия охватывала территорию бывш. Подольского и Брацлавского воеводств и юж. поветов Волынского воеводства, включенных 20 июня 1793 в Генерал-губернаторство новоприсоединенных земель). 1 мая 1795 г. от Изяславской губ. (переименованной в Волынскую) была отделена Подольская губ. с центром в Каменце-Подольском, к которой 12 дек. 1796 г. была присоединена почти вся упраздненная Брацлавская губ. В составе Подольской губ. оказалась большая часть Брацлавщины (Брацлавский, Винницкий, Литинский, Бершадский, Гайсинский, Ямпольский, Могилёвский, Тульчинский и Хмельницкий уезды), сев.-вост. часть Брацлавщины отошла Киевской губ. (Махновский, Сквирский, Липовецкий и Пятигорский уезды; 24 сент. 1797 они перешли из Подольской в Киевскую епархию). Сев.-зап. часть Подольской губ. 12 дек. 1796 г. была включена в состав Волынской губ. (Кременецкий, Дубенский, Староконстантиновский, Базалийский уезды), взамен к Подольской губ. были присоединены 2 уезда бывш. Вознесенской губ.: Балтский (бывш. Елеонопольский) и Ольгопольский (бывш. Чечельницкий) и половина Богопольского у. Окончательно границы Подольской епархии были утверждены указом от 31 июля 1799 г., когда принадлежавшие Подольской епархии Дубенский, Кременецкий и Староконстантиновский уезды Волынской губ. были отнесены к Волынской и Житомирской епархии. С того времени границы Подольской епархии соответствовали границам Подольской губ. В 1804 г. Подольская губ. была разделена на 12 уездов с центрами в городах Балта, Брацлав, Винница, Гайсин, Каменец, Летичев, Литин, Могилёв, Ольгополь, Проскуров, Ушица, Ямполь. Подольская епархия до нач. XX в. включала территории 5 совр. епархий: Винницкой и Могилёв-Подольской , К.-П. и Г. е., Тульчинской и Брацлавской , Хмельницкой и Староконстантиновской , Шепетовской и Славутской .

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Преосвященный Леонтий был первый русский архиерей, который побывал в Европе; он очаровал как французов, так и русскую колонию в Париже своим умом и обаятельным обращением, которое, по замечанию очевидцев, ускорило переход в православие известного ученого аббата и доктора богословия Владимира Гетте , умершего православным священником. В 1861 и 1862 гг. Преосвященный Леонтий состоял членом губернского присутствия по обеспечению духовенства С.-Петербургской епархии и председателем епархиального комитета по обсуждению вопросов программы по делам православного духовенства, председателем историко-статистического Комитета для описания С.-Петербургской епархии и Комитета для рассмотрения положения о преобразовании духовных училищ. 20 декабря 1863 г. Преосв. Леонтий назначен был Подольским епископом. В этой епархии он много сделал полезного. Им постепенно увеличено было содержание наставников духовной семинарии, улучшены школьный быт и обстановка воспитанников семинарии, для развития вкуса которых к церковной живописи открыт был класс иконописи. В 1864 году он открыл в г. Каменце училище для девиц духовного звания и преобразовал Тульчинское женское училище, незадолго перед тем открытое по инициативе известного Петербургского протоиерея В.Гречулевича, впоследствии Могилевского епископа Виталия. С улучшением материального быта духовенства он возвысил умственный и нравственный уровень его, уделив много внимания к искоренению следов униатских особенностей из религиозной, общественной и частной жизни духовенства. Своим нравственным влиянием Преосв. Леонтию удалось значительно перевоспитать духовенство Подольской епархии, хотя в письме от 20.XI.1872 г. к своему земляку, архиепископу Тульскому Никандру он писал, что «дух шляхетства и еврейскую меркантильность в духовенстве Подольской епархии не скоро еще выкурить можно». Для улучшения быта и просвещения народа он много потрудился в деле устройства церковных братств, приходских попечительств, церковно-приходских школ и приютов. В видах ослабления католической пропаганды, он настоял на закрытии епископской католической кафедры в Каменце и католической духовной семинарии; по его же настоянию были закрыты и переданы в православное ведомство и некоторые костелы. При нем же и по его инициативе учреждены были эмеритура 2 и окружные попечительства для заштатного духовенства, для вдов и сирот духовного звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Собор во имя вмч. Георгия Победоносца в Каменце-Подольском. 1681 г. Фотография. 2011 г. Собор во имя вмч. Георгия Победоносца в Каменце-Подольском. 1681 г. Фотография. 2011 г. Без территориальных изменений Подольская губ. просуществовала до 1921 г., когда Балтский у. отошел Одесской губ. В 1923 г. уезды были ликвидированы и вместо них введены районы и округа. Подольская губ. делилась на Винницкий, Гайсинский, Каменец-Подольский, Могилёв-Подольский, Проскуровский, Тульчинский, Шепетовский округа. В 1920-1925 гг. центром Подольской губ. была Винница. В Молдавскую АССР, образованную в составе Украинской ССР постановлением Всеукраинского ЦИК от 12 окт. 1924 г., вошли части бывш. Балтского и Ольгопольского уездов, в кон. 20-х гг. XX в. административно оформленные как Балтский, Каменский, Окнянский и Рыбницкий районы. В кон. 20-х гг. XX в. восток бывш. Подольской губ. отошел др. регионам Украинской ССР и соответственно др. епархиям: бывш. местечки Севастьяновка, Ивангород, Голосково - Киевской обл. (ныне в Черкасской обл.), образованной в 1939 г. Кировоградской обл. отошли местечки Юзефполь (ныне Осиповка), Голованевск, Николаевской обл. перешли местечки Богополь, Кривое Озеро и Конецполь. После образования в 1932 г. в пределах бывш. Подольской губ. Винницкой обл., куда вошла территория совр. Хмельницкой обл., границы Подольской епархии соответствовали границам Винницкой обл. В 1933 г. центр Подольской епархии переместился в Винницу. 22 сент. 1937 г. от Винницкой обл. была отделена Каменец-Подольская обл., адм. центром к-рой сначала являлся Каменец-Подольский, с мая 1941 г.- Проскуров, в 1954 г., после переименования обл. центра, область получила совр. название - Хмельницкая. В 1945-1946 гг. в границах Каменец-Подольской обл. была создана правосл. епархия, отдельная от Винницкой. Совр. епархиальное деление исторической области Подолье сформировалось на рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. К.-П. и Г. е. была учреждена решением Свящ. Синода УПЦ от 22 июня 1993 г. в результате разделения Хмельницкой и Каменец-Подольской епархии.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Дата основания: 1999. Адрес: 22410, ул. Школьная, 14, с. Лемешовка Калиновского района Винницкой области, Украина. Телефон: (04333) 3-93-38 . Храмы Винницкой области [ править править код ] Список храмов Винницы смотрите ЗДЕСЬ . Свято-Успенский храм (Бар) [ править править код ] Храм был построен в 1757 г. на месте древней Троицкой церкви. Сначала здание было однокупольное, крестообразное в плане. На западном фасаде был балкон, на котором во время праздников размещался оркестр. Храм был закрыт в 1838 г. из-за появления трещин в стенах и куполе. Капитальный ремонт завершен в 1851 г. Купол был перестроен, изменена архитектура сооружения. Достроена кирпичная трехъярусная колокольня. На стенах храма — масляная живопись XIX ст. В Свято-Успенском соборе находится чудотворная Барская икона Божией Матери, которая на протяжении уже 300 лет являет чудеса исцеления и милости Божией Матери всем страждущим, прибегающим к ней в своих скорбях и молитвах. В 2002 году потемневшая от времени Барская икона обновилась — просветлели лики Божией Матери, Спасителя, стали видны руки и венец на главе Богородицы. Адрес: г. Бар, ул. Энгельса, 10/1 Кафедральный собор Рождества Христова (Тульчин) [ править править код ] Кафедральный собор Рождества Христова (Тульчин) Свято-Рождества Христова Кафедральный Собор г.Тульчин строился на средства графа Станислава Потоцкого в 1786-1817 годах как католический доминиканский костёл с монашескими келиями. Но уже в 1832 году в силу того, что Подолия окончательно вышла из-под подольского влияния был передан в православное ведомство. Высочайшим повелением были закрыты " излишнее монастыри католические, не соответствовавшие своему назначению как по незначительному числу монахов так и по недостатку средств для существования " . Одной из веских причин обращения доминиканских монастырей в Каменце, Смотриче, Летичеве, Виннице, Баре, Тульчине, Сокольце, Тырове в приходские католические, а иногда и в православные храмы послужило активное участие католического духовенства в польском восстании на Подолии.

http://azbyka.ru/palomnik/Винницкая_обла...

В 1890 г. еп. Димитрий (Самбикин) основал Подольское церковное историко-археологическое об-во при Подольской епархии, одно из первых в России, с епархиальным древлехранилищем, преобразованным в 1903 г. в музей. До 1917 г. председателем об-ва был свящ. Евфимий Сецинский, заместителем председателя и казначеем являлся историк Н. Яворский, б-кой и архивом заведовал историк А. Прусевич (в 1919 уехал в Польшу, перешел в католичество, стал одним из историков католич. Церкви). В епархии имелись отд-ния Палестинского Православного об-ва и Православного миссионерского об-ва . По инициативе еп. Димитрия началось восстановление храмов Бакотского и Лядовского скальных мон-рей, архиерей принимал участие в этой работе. При Подольском еп. Иринее (Орде ; 1896-1900) упростилось епархиальное делопроизводство. Увеличилась роль благочинных, количество благочиннических округов сократилось с 80 до 62. Было введено централизованное обеспечение приходов свечами, вином, углем, лампадным маслом. В нояб. 1899 г. на базарной площади около Александро-Невской ц. в Каменце-Подольском Иоанно-Предтеченское братство открыло иконную и книжную лавку (среди православных в Подолье были широко распространены иконы католич. содержания). В кон. XIX в. из 2,66 млн чел., проживавших в Подолье, 78% были православными, действовало 1118 правосл. храмов (общее число христ. церквей - 1585). В нач. ХХ в. в Подольской епархии имелись следующие учебные заведения: Каменец-Подольская ДС, Тульчинское епархиальное уч-ще, 6 духовных уч-щ: 4 мужских (в Каменце-Подольском, Тульчине, с. Приворотье Ушицкого у. и Миргороде Могилёвского у.) и 2 женских (в Тульчине и Каменце-Подольском), церковно-учительская школа в Виннице, более 10 второклассных учительских школ (в 1914 - 9 мужских и 4 женские), 1850 церковноприходских школ, 1134 одноклассных школы и 704 школы грамоты. В 1893 г. в муж. духовных уч-щах обучались 727 чел., в жен. уч-щах - 436 чел., в 1908 г.- соответственно 921 и 498 чел. В Каменец-Подольской ДС и 4 муж. духовных уч-щах дети из семей духовенства составляли 87,1%, мальчики из семей дворян, чиновников, горожан, крестьян - 12,9%, в жен. уч-щах - соответственно 94,4 и 5,6%. В 1913 г. Подольская епархия занимала 1-е место среди епархий Русской Церкви по количеству церковноприходских школ и 2-е по числу учеников в них. В кон. XIX в. в епархии открылись курсы для псаломщиков: в сент. 1889 г.- в Каменце-Подольском, в 1890 г.- в Тульчине и Немирове, в 1896 г.- в Виннице. 5 нояб. 1915 г. в Каменце-Подольском начала работу школа псаломщиков.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Согласно имп. указам 1831 и 1836 гг., римско-католич. монастырям и духовенству запрещалось содержать слуг православного вероисповедания. В 1841 г. католич. мон-ри были лишены права владеть заселенными землями, что привело к закрытию католических обителей и преобразованию их в православные. После Польского восстания 1863 г. в Подолье были закрыты все католич. мон-ри, в 1866 г. прекратила существование католич. кафедра в Каменце-Подольском, была закрыта также католич. семинария. Положение Подольской епархии значительно улучшилось во 2-й пол. XIX в. В 1862 г. началось издание «Подольских епархиальных ведомостей» . При архиеп. Иринархе (Попове ; 1858-1863) приступило к работе Иоанно-Предтеченское братство, содержавшее 2-классную школу-приют для мальчиков-сирот и детей бедных родителей с классами для обучения ремеслам, женскую школу, одноклассную церковноприходскую ремесленную школу и временные летние ясли для детей бедных родителей. Архиеп. Иринарх обязал каждого священника писать не менее 12 катехизических поучений в год. Епархия активно развивалась при архиеп. Леонтии (Лебединском ; 1863-1874) и еп. Димитрии (Самбикине ; 1890-1896). Архиеп. Леонтий стремился к тому, чтобы священники как можно дольше служили на одном приходе, уделял много внимания духовным учебным заведениям, особенно Подольской ДС. При семинарии был открыт класс иконописи, на средства архиеп. Леонтия и при его помощи (он передал свои книги) была учреждена б-ка. В 1865 г. для семинарии было построено 3-этажное здание, в 1870 г.- общежитие для обучающихся за свой счет, в 1876 г.- адм. корпус, в кон. XIX в.- еще один учебный корпус. В 1898 г. в семинарии обучались 319 студентов, в 1909 г.- 530 студентов. Здесь получили образование укр. писатели М. Коцюбинский и С. Руданский, композитор Н. Леонтович . В июне 1864 г. в Каменце-Подольском, позже в Тульчине были открыты жен. епархиальные училища. Увеличилось количество церковноприходских школ, создавались приходские б-ки, началось составление церковноприходских летописей. Архиеп. Леонтий учредил епархиальный историко-статистический комитет. В 1869 г. в епархии имелось 556 каменных церквей, 1052 деревянные, 10 мон-рей, 91 часовня.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

В отчете Подольского губотдела ГПУ за 1923 г. «тихоновское течение» квалифицировалось как самое многочисленное, наиболее влиятельное и «контрреволюционное» в Подолье. Несмотря на количественное преобладание тихоновских общин, во главе всех окружных епархиальных управлений Подолья стояли обновленцы, раскольниками были все викарные архиереи и незначительная часть благочинных. Центры обновленческих окружных управлений не всегда располагались в центрах округов: Винницкое окружное управление находилось в Жмеринке, Тульчинское - в с. Жабокрич, Гайсинское - в с. Райгород. В нач. 1923 г. в Подолье РПЦ насчитывала 1013 общин (156 - в Винницком окр., 246 - в Каменец-Подольском, 102 - в Проскуровском, 198 - в Тульчинском, 106 - в Гайсинском, 205 - в Могилёв-Подольском окр.), к-рым принадлежало 1300 церквей. Второе место по числу приходов занимала УАПЦ - ок. 200 общин. На 3-м месте были обновленцы - 25 общин. В 1923 г. в регионе было 687 действующих священнослужителей РПЦ, 395 священников-автокефалистов, 164 священнослужителя-обновленца. Власти регулировали численность религ. орг-ций путем регистрации общин или отказа в регистрации. К июлю 1924 г. в Подолье из 1013 общин РПЦ были зарегистрированы 760, из 200 общин УАПЦ - 165, были зарегистрированы все 53 обновленческие орг-ции. Обновленцам были переданы крупнейшие храмы Подолья: 5 церквей в Каменце-Подольском, собор в Проскурове, городская церковь в г. Гайсине и мн. др. К 1925 г. в Подольской губ. насчитывалось 730 приходов РПЦ, к УАПЦ принадлежали ок. 200 приходов (из них ок. 50 относились к группе П. Погорилко (лубенский раскол)), у обновленцев было 289 приходов. Верующие Подолья в большинстве были решительно настроены против обновленцев, обновленческие храмы пустовали. Благочинные, присоединившиеся к расколу, в церковной жизни придерживались прежних принципов, подчиняясь обновленческому руководству из-за страха увольнения. По свидетельству ГПУ, «синодальное течение» ничего нового в церковную жизнь Подолья не внесло, четкой границы между «синодальным» и «тихоновским» течениями не было.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Кармелитский костел в честь Девы Марии в Каменце-Подольском. Фотография. 1895 г. (ГПИБ) Кармелитский костел в честь Девы Марии в Каменце-Подольском. Фотография. 1895 г. (ГПИБ) В 1717 г. еп. Стефан Рупневский разделил епархию на 4 деканата (Дунаевецкий, Язловецкий, Меджибожский и Сатановский). В 1758-1765 гг. в Подолье было насильственно переведено из униатства в лат. обряд свыше 1 тыс. чел. В 1793 г. в Подолье насчитывалось 1442 униат. прихода и 5 мон-рей, а также 102 римско-католич. прихода, 27 муж. и жен. монастырей. Наиболее крупными являлись католич. мон-ри в Каменце: доминиканский (кон. XIV в.), францисканский (кон. XIV в.), иезуитский (1611), кармелитов босых (1653), бонифратров (1667), тринитариев (1699). Имелись католич. мон-ри и в др. городах Подолья: доминиканские - Барский (1598), Летичевский (1606), Шаравский (Шаровский, 1607), Тывровский (1612), Мурафский (1612), Черленковский (1624), Тульчинский (1636), Пилявский (1640), Соколецкий (1723), тринитариев - Брацлавский (1730), Браиловский (1744), капуцинов - Збрижский в Каменецком у. (1744), Винницкий (1745), Дунаевецкий (1751), а также Городокский монастырь сестер милосердия (шариток) (1754), Барский кармелитский мон-рь (1759), Ярмолинецкий бернардинский мон-рь в Каменецком у. (1762). Наибольшее число католич. приходов и мон-рей действовали в зап. Подолье, в Каменецком, Проскуровском, Ушицком уездах. Армянская икона Божией Матери. Гравюра. 1895 г. (ГПИБ) Армянская икона Божией Матери. Гравюра. 1895 г. (ГПИБ) В 1795 г. указом имп. Екатерины II Каменец-Подольский католич. диоцез был ликвидирован, почти все католич. мон-ри закрыты, образована католич. Летичевская епархия. Римский папа не признал это преобразование, и в 1798 г. имп. Павел I восстановил католич. Каменец-Подольскую епархию в составе Могилёвской митрополии. Несмотря на меры правительства по ограничению присутствия католич. Церкви в Подолье, количество лат. приходов здесь увеличилось, по-видимому за счет перехода в лат. обряд униатов. В 1800 г. в Каменце-Подольском для новообращенных был построен костел на польск. кладбище. В 1811 г. римо-католики отдали не имевшей храма униат. общине Каменца армяно-католич. Благовещенскую часовню, которая в 1811-1839 гг. действовала как униат. Никольский храм.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

24 сент. 1918 г. римско-католич. Каменец-Подольская епархия, территориально соответствовавшая Подольской губ., была восстановлена указом папы Бенедикта XV . В 1918-1920 гг. Каменец-Подольский еп. Петр Маньковский ставил вопрос о включении в епархию входивших в нее до 1772 г. юго-зап. подольских земель - бывш. Червоногородского повета (галицкого Подолья) с городами Борщёв, Язловец, Чортков и Теребовля, принадлежавших с 1918 г. Польше. Из-за советско-польск. войны 1919-1921 гг. этот вопрос остался нерешенным. В 1923 г. Маньковский был арестован, затем выслан в Польшу. После ареста в 1930 г. администратора диоцеза Яна Свидерского Каменец-Подольская епархия фактически прекратила существование. В 1941 г. римско-католич. Луцкий еп. Адольф Шелёнжек стал временно управляющим Каменец-Подольским диоцезом, к-рый официально не был восстановлен и являлся в период оккупации частью Луцкой епархии. В Каменце-Подольском в 1941-1945 гг. действовал открытый местной общиной поляков Петропавловский кафедральный собор. В 1945 г. костел вновь был закрыт, как почти все костелы, возобновленные во время оккупации, кроме неск. сельских храмов. В 1990 г. Петропавловский собор в Каменце-Подольском был возвращен католикам. 16 янв. 1991 г. папским указом была восстановлена Каменец-Подольская епархия. В наст. время действуют 3 римско-католич. храма в Каменце-Подольском и 8 храмов в Каменец-Подольском р-не. В 90-х гг. XX в. в Подолье возродилась деятельность УГКЦ, которая предпринимала попытки организовать приход в Каменце-Подольском в 1918-1919 и 1942-1943 гг. В 90-х гг. XX в. униаты получили в Каменце-Подольском 2 бывш. костела и Свято-Троицкий муж. мон-рь для организации мон-ря василиан (не был учрежден, униат. Троицкий храм стал приходским). УГКЦ имеет храмы в с. Оринин и Жванец Каменец-Подольского р-на. В 2010 г. был образован Каменец-Подольский деканат в составе Тернопольско-Зборовской греко-католич. епархии. Святыни и крестные ходы в Подолье в XIX - нач. XX в. После массового перехода униатов в Православие на рубеже XVIII и XIX вв. в церковной жизни региона (как и в др. западнорус. губерниях) сохранились мн. униат. обычаи и традиции. Среди них - традиция проводить раз в год «отпуст» в честь местночтимой иконы, сопровождаемый елеопомазанием, крестным ходом и «отпустовой исповедью» (в униат. период «отпусты» ассоциировались с массовым отпущением грехов). Был обычай жертвовать «вотумы» (подвески) или «офирки» (драгоценные предметы для украшения иконы) к местночтимым иконам. Перед иконами пели униатские религиозные гимны, большая часть к-рых приведена в «Богогласнике» (Почаев, 1790-1791) (напр., песнь к Тывровской, Барской иконам Божией Матери). К иконам и др. святыням проводились «прощи», или «подзенькованя». Хотя в синодальный период обрядовая сторона этих традиций изменилась, названия сохранялись. В «Подольских ЕВ» публиковались призывы к пастырям с пониманием относиться к народным обычаям.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Вот подлинные слова из этого Аркадиева письма: «Я вам уже писал, что приходите. В Тульче или Мачине дадут за поруками тискари с именем папас (то-есть поп, духовная особа): тогда смело попечители защитят; да и границу молдавскую нужно пройтить формой; а если не формой, то нужно секретно пожить. Точно, Турки глупы; но вот какие перемены от прошлой войны: с Камня до нас 4 кордона, от нас до Тульчи 2 кордона, и на всякий являйся: где пропишут, а где и не посмотрят, – только явись. И вот какие взыскания: журиловский человек ехал в Тульчу; он в Тульче не был; за то судили, зачем ты в Тульче не был, ты, видно, недобрый человек. Другой ехал из Тульчи на Бабу; на кордонах писали, а в Бабе не явился; после сего судили, зачем ты в Бабе не явился. И много таких делов и перемен, – говорят, и школы будут казенные всем народам. Вкратце вам прописал переменные обстоятельства» (письмо от 8-го июля 1858 г.). 71 Вот как описывал это свидание с визирем сам Аркадий в письме к Кириллу от 3-го октября 1858 г.: «июля месяца 13-го числа отправились мы с Тульчи пароходом с каменским священноиереем Василием и Осипом Семеновичем Гончаровым, а в Царь-град прибыли 15-го числа; 20-го июля были у садразана все трое. 1-е, Осип Семенович просил об освобождении заточенных архипастырех (рей), и подали прошение, каковое будет послано с чиновником особых поручений в Петербург к турецкому министру, а он, дабы подал самому царю. 2 е, Осип Семенович объявлял Садразану, что Риссия теснит в Немечине наших деспотов, и они к нам приходят. Один паша сказал, пусть приходят, а садразан подумал и сказал: еваш, еваш, то-есть потише, потихоньку. 3-е, Подали просьбы: первую, о старой нашей церкви, что по взятии ли попов погибли наши документы, требуем фирман: сие завели в журнал; требуем ограничить нашу землю, сие обещано; выстроили мы архиерейский дом, желаем в нем устроить церковь ; обещали фирман; и еще подали просьбу, что в Тульче взят поп и документ потерян на церковь : в журнал завели, обещают фирман.» 72 В том же письме Аркадия от 3-го октября сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010