У всех народов арийского племени держатся предания о цветущей, благополучной эпохе золотого века, когда люди были крепки и сильны духом веры и идеального стремления к вечности, когда история полна делами борьбы богатырей со злыми исполинами и чудовищами, когда человек носил в себе начало и правды и верности, когда жизнь была проста, любовь целомудренна, и бессильна жажда захвата и приобретения. А затем всюду держатся предания о смене этого века веком тьмы и погибели: в индийских преданиях он зовется веком Кали, у германских племен – волчьим веком. И вот какими знакомыми людям и нынешнего века чертами описывает индийский поэт Тульчи Дас 36 за много веков до нашей эры эту эпоху мрака и распадения. «В общем разврате,– пишет он,– иссякла вера; священные книги пришли в забвение, а вместо того лживые учителя рассеяли всюду ложные учения по своим фантазиям. Народ опутан обманом и ложью; корысть овладела всеми – и не стало места доброму делу. Люди всех каст забыли свое призвание: браманы 37 стали торговать Ведами; 38 короли стали грабить и притеснять народ – никому нет уже дела до заповедей откровения. Что угодно стало большинству, то считается за правду; кто громче кричит, тот слывет за первого ученого. Мошенники и лицемеры почитаются за святых. Муж стал подвластен жене и вертится перед женою как обезьяна. Все преданы похоти, корысти и насилию, все смеются над богами, над святыней, над священными книгами. Жены бегут от добрых мужей, отдаваясь бродягам и проходимцам. Дочь не слушает отца. Никто не доволен, никто никого не уважает, ни у кого нет мира в душе. Мир исполнен зависти, клеветы, корысти – о кротости нет и помину». 39 Печатается по кн.: Московский сборник. Издание К. П. Победоносцева , пятое, дополненное. М.: Синодальная типография. 1901. 366 с. Знание и дело С того времени как проснулась и пришла в движение мысль в нашем обществе, стали нам твердить на все лады о необходимости знания; столько твердили, что самое понятие о просвещении отождествилось в умах нашей интеллигенции с количеством знаний. Отсюда – расширение программ и высшего, и среднего, и даже начального обучения, отсюда – полки наскоро навербованных бестолковых учителей, приставленных к каждой науке для того, чтобы пустоты не было, отсюда – формализм экзаменов и испытательных комиссий, отсюда – расположение журналов, трактующих de omni re scibili et quibusdam aliis 40 и наполняющих головы читателей на рынке интеллигенции массою отрывочных, перепутанных между собою мыслей и сведений. Результат всего этого жалкий – расположение мнимой интеллигенции, воображающей себя знающей, но лишенной того, к чему должно вести всякое знание, т. е. умения взяться за дело, делать его добросовестно и искусно и поставить его интересом своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

– И пропасть же народу туда съедется! – продолжал горожанин. – Великое торжество и великое ликование в королевстве. Толкуют, и, верно, не зря, будто король всю опочивальню королевы повелел покрыть парчой, шитой жемчугами, и ложе убрать таким же балдахином. Игрища и ристалища будут, каких доселе не видывали. – Кум Гамрот , не перебивайте рыцаря, – заметил другой купец. – Да я, кум Айертретер, не перебиваю, я только думаю, рыцарю тоже любопытно узнать, что народ толкует, ведь и он, наверно, едет в Краков. Мы нынче все равно не поспеем вернуться в город, потому что ворота запрут, а ночью вошь спать не дает, так что успеем наговориться. – Вам слово, а вы десять. Стареете, кум Гамрот! – Ну, штуку мокрого сукна я еще одной рукой подниму. – Эва! Такого, что, как сито, насквозь светится. Однако дальнейшие споры прервал странствующий рыцарь. – Это верно, – сказал он, – что я останусь в Кракове, слыхал я про ристалища и охотно попытаю на них свою силу, да и племянник мой тоже, хоть и юн годами и безус, а не одного панцирника поверг уже на землю. Гости бросили взгляд на юношу, который весело улыбнулся и, заложив за уши длинные волосы, поднес к губам кружку пива. – Да и захотели бы мы вернуться, – прибавил старый рыцарь, – все равно некуда. – Это как же так? – спросил один из шляхтичей. – Откуда же вы родом и как вас зовут? – Меня зовут Мацько из Богданца, а это сын моего родного брата, зовут его Збышко. Герб наш Тупая Подкова, а клич Грады! – Где же он, ваш Богданец? – Эх, сударь, спросите лучше, где он был, потому что нет уж его. Еще во время войны Гжималитов с Наленчами сожгли дотла наш Богданец, так что один только старый дом остался; все, что было, забрали, а слуги наши разбежались. Одна голая земля осталась, мужики, которые жили по соседству, и те ушли дальше в леса. Отстроились мы с братом, отцом этого хлопца, да на другой год вода все снесла. Потом брат умер, и остался я после его смерти один с сиротою. Подумал я тогда: нет, не усидеть мне здесь! А в ту пору народ толковал про войну, шла молва, будто Ясько из Олесницы, которого король Владислав после Миколая из Москожова послал в Вильно, спешно набирает по всей Польше рыцарей. Отдал я землю в залог достойному аббату, нашему родичу, Янеку из Тульчи, купил на деньги доспехи, коней, снарядился, как положено, в военный поход, посадил на меринка парнишку, которому было в ту пору двенадцать лет, и айда к Яську из Олесницы!

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

При захвате Казанского храма в Ладыжине Винницкой области Украины рейдеры «ПЦУ» выломали дверь бульдозером Бульдозеры разрушили бетонные заграждения, защищавшие двери церкви КИЕВ. Настоятель Казанского храма Украинской Православной Церкви в городе Ладыжине (Винницкая область Украины) и двое прихожан подверглись жестокому избиению во время рейдерского захвата святыни представителями раскольнической структуры «Православной церкви Украины». 28 декабря 2023 года рейдеры «ПЦУ» после незаконной перерегистрации прихода пытались захватить этот храм, однако верующие сумели отстоять свою святыню. С заявлением о нарушении религиозных прав и свобод человека в Винницкой области Украины выступил в связи с происшедшим митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан. Тем не менее, 9 января 2024 года в 5.15 около 30 рейдеров, одетых преимущественно в камуфляжную форму, срезали замки на воротах и проникли на храмовую территорию. Они пригнали два бульдозера, которые разрушили бетонные заграждения, защищавшие двери церкви. С помощью одного из бульдозеров штурмовики выломали дверь и ворвались в храм. Настоятеля прихода протоиерея Евгения Воробьева и двух прихожан-мужчин, которые после предыдущей попытки захвата дежурили в храме, нападавшие избили, заломали им руки и вывели на улицу без верхней одежды. Находившиеся в церкви женщины отказались выходить добровольно, и рейдеры вытащили их из храма через алтарь. Захватчики вырвали провода и обесточили церковный дом; на территории храма они курили и сквернословили. Прихожане, которые стали собираться у церкви, узнали среди них представителя коммерческой компании МХП, которая ранее организовала в Ладыжине рейдерское собрание по «переводу» Казанского храма в «ПЦУ». Также на месте событий появились «священники» раскольнической структуры, однако прихожане не подпустили их к храму. Часть верующих вместе с настоятелем сумела войти на территорию, остальных не пропустила полиция. Отца Евгения люди в камуфляже сбили с ног, затем полицейские увели его в неизвестном направлении. По сообщениям СМИ, в настоящее время связи с ним нет. Войти в храм прихожане не могут — часть рейдеров закрылась внутри. При этом захватчики пытаются спровоцировать столкновения: они пишут в соцсетях, что верующие Украинской Православной Церкви не выпускают их из храма, и зовут на подмогу своих сторонников. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/text/10349075.html

(12) Искра пламени иного – начало революционного брожения в России. (13) Никита – Муравьев, (14) Илья – Долгоруков. Муравьев до конца был одним из виднейших деятелей петербургских организаций тайных обществ декабристов. Долгоруков был членом Коренной управы Союза благоденствия и занимал пост блюстителя, но после ликвидации Союза в тайных обществах участия не принимал. Пушкин бывал на вечеринках у Муравьева и Долгорукова и читал там свои стихи. (15) Строфа XV. Здесь перечисляются участники собраний у Муравьева и Долгорукова: Михаил (16) Лунин, один из наиболее видных членов Союза благоденствия; (17) Якушкин, о котором в донесении Следственной комиссии было сказано, что он предложил себя в цареубийцы, так как вследствие несчастной любви ненавидел жизнь; Николай Иванович (18) Тургенев, который постоянно отстаивал идею освобождения крестьян. (19) Ноэли Пушкина – его «Сказки» («Ура, в Россию скачет»). (20) Строфа XVI. В донесении Следственной комиссии деятельность Южного общества характеризовалась следующим образом: «Действия сего Тайного общества уже не ограничивались умножением членов; оные с каждым днем принимали характер решительного заговора против власти законной, и скоро на совещаниях стали обнаруживаться в часто повторяемых предложениях злодействие, страшные умыслы. В Тульчинской Думе первенствовал, как и прежде, полковник Пестель; его сочленом в оной и всегда согласным, хотя по наружности и недеятельным, был Юшневский». (21) Витгенштейновы дружины – 2-я армия, находившаяся под командованием Витгенштейна. Ячейки Южного общества, из которых главные находились в Тульчине и в Каменке, располагались в пределах расквартирования второй армии, и членами общества были преимущественно офицеры этой армии. (22) Холоднокровный генерал – вероятно, Сергей Волконский; обычное предположение, что это Юшневский, вряд ли верно, так как Юшневский не был генералом в обычном значении этого слова; он был интендантским чиновником в должности (а не в чине) «генерал-интенданта» 2-й армии. Хладнокровие, рассудительность Волконского были общеизвестны в его кругу.

http://predanie.ru/book/221008-evgeniy-o...

Означает ли это, что молитвы сегодня должны быть читаемы вслух? Конечно, но КАКИЕ из них? Конечно, НЕ ВСЕ, поскольку принцип, правильный сам по себе, что Литургия совершается для всех, все крещёные имеют право слышать и молитвенно повторять слова молитв, не следует преувеличивать. Конечно, не все молитвы Литургии следует читать вслух. Некоторые из них являются поздними прибавлениями, некоторые – молитвы, выражающие личное благоговение клириков, которые только затемнят смысл обряда, если будут читаться вслух. Так что для ответа на этот вопрос необходимо знать историю, структуру и динамику наших современных литургий. Нынешние восточные литургии имеют двухуровневую структуру, включающую священнические молитвы и диаконские воззвания, ектении и песнопения, предназначенные «выделения», «покрытия» и иногда даже «объяснения» священнических молитв, произносимых молча. Диаконские воззвания в таких, например, литургиях, как армянская и ассиро-халдейская, наставляют верных, выражая в более короткой и простой форме значение и содержание того, что тайно читается священником. Так что недостаточно просто дать указание, чтобы все молитвы читались вслух. Мы имеем дело не просто с молитвами, но с целой формой Литургии, и любые изменения должны это учитывать. Но в такой краткой форме, как этот «раздел вопросов», невозможно дать полное объяснение всех этих подробностей для каждой литургии. Достаточно сказать, что в число молитв, читаемых вслух, должны входить молитвы анафоры и другие, которые отражают первоначальные структуры литургии и определяют значение входящих в литургию частей, но не должны входить те, что являются поздними повторениями более ранних молитв, выполняющих эту функцию, или являются молитвами личного благоговения священника, диалогом между священником и диаконом, священником и сослужащими и т. д. Об авторе Ионафан (Елецких Анатолий Иванович), архиепископ Тульчинский и Брацлавский (Украина, Винницкая обл.), духовный композитор, поэт, переводчик богослужебных текстов на русский и украинский языки. Родился 30.01.1949, в с. Шаталовка Шаталовского р-на Воронежской обл. (ныне Старооскольский р-н Белгородской обл.), в семье демобилизованного военнослужащего. Отец – Иван Федорович (из угасшего рода князей Елецких), мать – Ольга Семеновна Елецких – ветераны Великой Отечественной войны. Русский. После кратковременной работы директором детского дома для беспризорных в с. Шаталовка А. И. Елецких вернулся на военную службу и был направлен в Мурманскую область. С 1950 по 1959 г. вместе с родителями, братьями – Вячеславом, Александром и сестрой Антониной проживал в г. Североморске Мурманской обл., а после перевода отца-подполковника в Киевский военный округ, с 1960 г, – в Киеве. С 1965 г. пел и читал на клиросе киевского собора Св. Владимира, равноапостольного князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы видели, что Добруджа и другие населенные раскольниками места турецких владений издавна привлекали к себе внимание зложелателей России, желавших воспользоваться во вред ей старинною враждой раскольничьих населений Турции к русскому правительству, и что с этою целию производились между Некрасовцами разного рода эксперименты Поляками и иными «Европейцами». Было бы странно, еслиб этого края не почтили своим вниманием и русские выходцы, обитавшие в Лондоне. Правда, сами Некрасовцы, – грубый, необразованный народ, – мало способны подчиняться влияниям цивилизованной Европы; но у них есть вожди и руководители, очень неравнодушные к голосу Европы; есть также и в Молдавии, в Яссах, несколько старообрядцев с претензиями на цивилизацию. И если Гончаров, друг и собеседник Аркадия, вел дружбу с тульчинскими и царьградскими «Европейцами», читал им свои сатирические «стихи» на русское правительство и иные литературные произведения, то мог ли он отказаться от дружеских сношений с Лондонцами, напечатавшими так много хорошего о старообрядцах? И сношения действительно устроились. Гончаров, которому хорошо знакомы пути в Европу, самолично езжал в Лондон, живал там подолгу, часто посещая г. Герцена, который принимал его с надлежащим почетом. 127 И был он, без сомнения, интересным гостем для г. Герцена: ибо громадная память Осипа Семенова хранить неистощимый запас всевозможных рассказов о старообрядских делах. Со своей стороны, Лондонцы не забывали снабжать своими изданиями некрасовских коноводов, а равно и ясских расколников, между которыми особенною к ним преданностью отличался всегда Василий Фомин. К нему Кельсиев посылал свои издания не иначе как с надписью: «на память», или «в знак любви другу моему Василью Васильичу». 128 Наконец турецкие, и именно ясские, старообрядцы и сами вздумали принять участие в лондонских изданиях. Это было осенью 1862 года. В Мануиловском скиту проживал тогда священноинок Иоасаф, который имел в своем распоряжении богатое собрание собственноручных рукописей покойного Павла Белокриницкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Еще больше смутил Амвросия и всех его спутников приезд одного мачинского грека, известного Павлу и некрасовцам своею враждой к старообрядцам, – он также расположился станом на правом берегу Дуная, неподалеку от того места, где приютился Амвросий со своими провожатыми: Амвросия укрыли в уголке, занавесив каким-то пологом, и с трепетом ожидали непрошенного гостя, который, как всем казалось, за тем нарочно и приехал, чтобы накрыть беглого митрополита, так как мог узнать о путешествии Амвросия в Мачине, где Амвросию и Павлу пришлось остановиться для прописания паспортов. Страхи и опасения были однако же напрасны: грек уехал, не обратив никакого внимания на подозрительных людей, укрывавшихся в полуразрушенном сарае. Но едва только амвросиева компания успела оправиться от причиненной им тревоги, как случилось обстоятельство, которое повергло Амвросия в такой уже страх, что он буквально не знал куда деваться: тот же грек опять возвратился на прежнее место, и притом с каким-то близко знакомым Амвросию греческим архиереем, имевшим при себе еще большую свиту! Вот что писал инок Павел и об этом событии, и о страшном смятении Амвросия: «В пятницу наисильнейше обновление ранам сердечным, так что митрополиту уже недоставало полога для укрытия, но влез в скотские ясли и хотел закопаться в навоз и овечьи объедки. Едва мужественными о Бозе уговорами убедили его предаться воли Божией. А что случилось именно? Тот же бывший в среду враг, паче всякого нашего чаяния, явился к нам на берег опять, но уже не один, а еще с одним епископом и с многими при нем разными людьми; а этого епископа, при недавнем времени на поставлении присутствовал в служении и теперешний наш митрополит и близкий ему знакомец. Мы более испугались, как сказали нам, что они прибыли со стороны от Тульчи и якобы знают о нашем деле. Они расположились всей свитой тут же на берегу, близ нас, в одной корчме, и поехали все в Браилов, и оттуда возвратились и пробыли даже до вечера; а мы не евши, не пивши, в неизъяснимой скорби не могли из сарая никуда выступить, полагали себя такими, как сидящая рыба во мрежи» 437 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

«2. Вы желали получить сведение о том, какие последствия будет иметь представление присоединившихся Государю Императору. Я имел уже честь докладывать вашему сиятельству, что это в высшей степени для них радостное событие уничтожило распущенный врагами их слух, будто правительство, несмотря ни на что, подвергнет их всей строгости наказаний за их прежние проступки: отечески милостивая беседа, которою осчастливил их наш во всем великий Государь и о которой ваше сиятельство так благовременно известили печатно 47 , обличила всю нелепость этого слуха, и враги их принуждены теперь ограничиться разного рода сказками и гнусными клеветами на их счет, которые стараются (впрочем безуспешно) распространить в обществе раскольников. Прежний слух, как и нынешние клеветы, имел целью, главным образом, отстранить от свидания и всяких сообщений с присоединившимися тех из числа раскольников, которые не хотят оставаться безотчетно преданными расколу. Уже по одному этому устроенное вашим сиятельством представление присоединившихся пред ясный взор Государя Императора должно признать обстоятельством благотворным не для самих только присоединившихся, но и для их дела: оно, так сказать, обезопасило еще более доступ к ним каждому желающему из общества раскольников, – и число таких желающих, действительно, увеличивается, так что между ними являются даже такие лица, которые в былое время неохотно являлись и на. улицах при дневном свете. Не лишним считаю известить ваше сиятельство, что есть надежда на скорое приумножение общества новообращенных: получено известие, что к ним едет из-за границы тайно принадлежащий уже к их обществу лже-епископ Иустин (Тульчинский) с тремя другими лицами. Обстоятельство это еще раз указывает на настоятельную нужду в учреждении единоверческого монастыря, с открытием которого число лиц, подобных Иустину, без сомнения, значительно увеличится. «3. Вы изволили выразить желание, чтоб вам доставлены были записки, поданные присоединившимися высокопреосвященному митрополиту. Препровождая оные к вашему сиятельству, нужным почитаю объяснить, что записки составлены по приказанию самого владыки митрополита, которым первые четыре, составленные прежде других, и были препровождены, в самом начале дела о присоединении Пафнутиева братства, к вашему предместнику А.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Подпишитесь на наш Телеграм В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви: раз в две недели, по субботам в блоге «Предания.ру» будет публиковаться по тексту с  тегом «Московская Патриархия в защиту мира» . 14 января 1892 года родился пастор Мартин Нимёллер, один из главных противников и обличителей нацизма, один из лидеров Исповедующей церкви (объединившей христиан-антинацистов). Ему принадлежат знаменитые слова о нацистах — причинах их политической победы: Когда нацисты хватали коммунистов, я молчал: я же не был коммунистом. Когда они сажали социал-демократов, я молчал: я же не был социал-демократом. Когда они хватали членов профсоюза, я молчал: я же не был членом профсоюза. Когда они пришли за мной — заступиться за меня было уже некому. Сегодня мы публикуем текст митрополита Никодима (Ротова) в честь 80-летия (отмечавшегося 14.01.1972) пастора Мартина Нимёллера — в память этого выдающегося представителя христианского антинацизма и антимилитаризма — и как своего рода предисловие, историческую иллюстрации к следующему за ней тексту — речи митрополита Никодима на открытии заседания КОПРа 25 мая 1973 года. Митрополит Никодим — одна из значительнейших фигур в новейшей истории Русской Церкви, чье влияние ощущается в ней до сих пор; достаточно вспомнить, что патриарх Московский Кирилл (Гундяев) или, например, митрополит Тульчинский Ионафан (Елецких) — ученики митрополита Никодима.

http://blog.predanie.ru/article/37895/

Управляющий делами Украинской Православной Церкви призвал главу МВД Украины взять под личный контроль расследование захвата храма в селе Красноселка Винницкой области 10 сентября 2021 г. 17:15 Взять под личный контроль расследование захвата храма в с. Красноселка Винницкой области и включить вопрос урегулирования проблемы рейдерских захватов церковного имущества в перечень тем, которые обсуждаются на уровне прямого контакта с Президентом Украины — с таким призывом обратился к министру внутренних дел Украины Денису Монастырскому управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский Антоний . Архиерей напомнил, что 3 сентября с.г. сторонники раскольнической «Православной церкви Украины» захватили Иоанно-Богословский храм Тульчинской епархии Украинской Православной Церкви в с. Красноселка Гайсинского района Винницкой области. При этом были сорваны двери и выбиты окна в прихрамовом доме, где религиозная община Украинской Православной Церкви временно проводила богослужения. «Согласно сообщению пресс-службы епархии, правонарушение стало следствием устного распоряжения представителей местной власти обеспечить " правильное " решение вопроса о храме. Другими словами — в пользу " ПЦУ " . Также на ситуацию повлияла реакция правоохранителей, которые, находясь на месте преступления, не помешали осуществлению рейдерской атаки», — пояснил управляющий делами Украинской Православной Церкви.  Митрополит Антоний также отметил, что в недавнем интервью агентству «Интерфакс-Украина» министр внутренних дел Денис Монастырский сделал несколько важных заявлений, в частности, о желании укрепить доверие общества к полиции, необходимости следовать принципу «перед законом все равны», о готовности жестко реагировать на насильственные действия со стороны представителей гражданских или политических движений и т.п.  В связи с этим управляющий делами Украинской Православной Церкви призвал министра внутренних дел Украины: «Также мы предлагаем включить вопрос урегулирования проблемы рейдерских захватов церковного имущества в перечень тем, которые обсуждаются на уровне прямого контакта министра внутренних дел с Президентом Украины. Поскольку эта угроза является непосредственным вызовом общественной безопасности и стабильности в пределах всего нашего государства. Со своей стороны выражаем готовность к диалогу с правоохранительными органами по всем соответствующим вопросам. Ведь сохранить мир и спокойствие внутри украинского общества — в наших общих интересах», — заключил митрополит Антоний. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5841596.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010