В бытность мою нынешним летом в епархии, желая с одной стороны заместить открывающееся в Жировицах дьячковское училище соответственными своему назначению воспитанниками, а с другой, удостовериться о бдительности, которая во всяком из деканатов прилагается к образованию церковнослужителей, я предлагаю консистории распорядиться, чтобы без всякого замедления высланы были в Жировицы церковнослужители, по следующему расписанию: из деканатов Слонимского и Новогрудского по шести; из деканатов Минского, Вилейского, Слуцкого, Гродненского, Лидского, Волковыского, Каменецкого, Полеского, Любешовского и Ошмянского по четыре; из деканатов же Брестского, Кобринского, Дрогичинского, Яновского, Пружанского, Пинского, Заржечно-Пинского, Белостокского, Бельского, Дрогицкого, Луцкого, Олыкского, Кашогродского, Ратненского, Ратненско-Заржецкого и Камено-Коширского, по два церковнослужителя. Вместе с сим консистория имеет объявить благочинным: 1) что присылаемые ими церковнослужители должны быть снабжены продовольствием не только на путешествие в Жировицы и обратно, но также на жительство при кафедральном соборе, по крайней мере, чрез один месяц, а, следовательно, церковнослужители сии должны быть преимущественно назначаемы от достаточнейших церквей; 2) что всякий из сих церковнослужителей должен иметь свидетельство благочинного о его происхождении, летах, занимаемой должности, познаниях, поведении и церкви, при которой он записан по ревизским сказкам; 3) что половина, высылаемых всяким благочинным церковнослужителей должны быть возрастом от 12 до 20 лет, и знать, по крайней мере, читать и писать; другая же половина, при более зрелом возрасте, кроме чтения и правописания, должны знать первые правила счисления, церковное пение и главные правила богослужения, а также катехизис; 4) что те из церковнослужителей, кои окажутся способнейшими, будут определены в дьячковское училище для дальнейшего образования, или же рукоположены в чтецы и певцы с определением к настоящим или же лучшим местам, а остальные будут отосланы обратно для надлежащего дома приготовления, или же по совершенной неспособности исключены из духовного звания для избрания рода жизни. Викарному епископу Антонию Зубко, от 11 мая за 203, о доставлении списков всех кончивших курс наук семинаристов, и о порядке пристроения их к местам

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Усмотрев из представления консистории, от 2 апреля за 2802, что священник Андрей Криницкий, вместо нахождения при Добромысльской Церкви, проживает в Подольской губернии, я отношусь ныне к генерал-губернатору графу Левашову, и со своей стороны, о предписании кому следует как означенного Криницкого, так и Мартина Гречину выслать в консисторию посредством местной полиции. Засим предлагаю консистории, в подтверждение предложения моего, от 23 июня прошлого 1834 года, означенных двух священников за своевольную отлучку подвергнуть, по мере вины каждого из них, строгому взысканию, и после такового обратить их по прежнему: первого к Добромысльской, а последнего, к Хомской церкви; вместе же с тем, не оставить без взыскания и священника Добромысльской церкви Гриневича, если он не доносил благочинному в своё время об отлучке помянутого Криницкого в Подольскую губернию, если же доносил, то самого благочинного, не доносившего о том консистории. В Греко-униатскую духовную коллегию, от 20 апреля за 255, с донесением о раздаче по церквам Московских служебников и молебных пений, и с просьбой о присылке таковых книг и для остальных церквей Определённые коллегией в феврале, а назначенные к отпуску из Московской синодальной типографии в апреле месяце истекшего года, богослужебные книги, для руководства по Греко-униатским церквам, доставлены для Литовской епархии в Жировицы только к концу октября месяца в числе: служебников – 484 и последования молебных пений – 688 экземпляров. Для передачи сих богослужебных книг по Греко-униатским церквам сделаны были мною в своё время соответственные распоряжения, вследствие коих разобрано духовенством по одному служебнику и одной книге молебнах пений для следующего числа церквей, именно, по деканатам: Пружанскому для 10, Вилейскому для 17, Новогрудскому для 39, Слуцкому для 26, Каменецкому для 24, Брестскому для 23, Полескому для 23, Камено-Коширскому для 15, Дорогичинскому для 22, Белостокскому для 11, Пинскому для 10, Волковыскому для 20, Ковельскому для 5, Ратненскому для 20, Бельскому для 13, Луцкому для 18, Олыкскому для 6, Минскому для 33, Кашогродскому для 8, Любешовскому для 19, Кобринскому для 20, Лидскому для 24, Домбровицкому для 6, Заржечно-Пинскому для 7, Ошмянскому для 14, Дрогицкому для 8 и Гродненскому для 13 церквей, да кроме того для всех мужских и девичьих монастырей. Засим израсходованы уже все служебники, а осталось только около двухсот книг последования молебных пений.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

1934–1934: Ульяновская 1934–17(30).09.1935: Мелекесская 30 .09(13.10).1935–19.10(01.11).1935: Елецкая 19 .10(01.11).1935–11.1935: Орловская 02(15).12.1935–1937: Курская Афанасий Вечерко 30 .08(12.09).1923–1924: Днепропетровская (обн.) 1924–1925: Каменец-Подольская (обн.) 1926–1926: Каменская (обн.) 07(20).06.1935–: Мелитопольская (обн.) Афанасий Малинин 08(21).11.1920–21.08(03.09).1923(?): Чебоксарская 08(21).11.1920–1922: Мамадышская 21 .08(03.09).1923–1926: Спасская 04 .1926–1930: Чебоксарская, паки 24 .04.(7.05).1930–10(23).03.1933: Казанская 10(23).03.1933–11(24).08.1933: Ташкентская 11(24).08.1933–17(30).09.1935: Саратовская Афанасий Мартос 1941–1944: Витебская (Полоцко-Витебская), окк. 1941–1944: Барановская (окк.), в. у. 1941–1944: Новогрудская, в. y., окк. Афанасий Молчановский 1924–: Сквирская и Бердичевская Афанасий Сахаров 27 .06(10.07).1921–1923: Ковровская Борис Вик 22 .03(02.04).1944–04.1945: Нежинская 1944–1945: Черниговская, в. у. 04 .1945–31.12(13.01).1946: Черниговская Борис Воскобойников 07(20).03.1936–01(14).07.1936: Кинешемская 18(31).03.1936–01(14).07.1936: Иваново-Вознесенская, в. у. 01(14).07.1936–1937: Иваново-Вознесенская Борис Лентовский 1921–1923: Краснослободская 1921–1922: Пензенская, в. у. 1922–: Пензенская (обн.) Борис Рукин 15(28).11.1923–09(22).12.1925: Можайская 09(22).12.1925–: Можайская (григ.) –1931: Московская (григ.), в. у. Борис Соколов 1921–07(?).1923: Рыбинская 07 .1923–08(21).02.1928: Рязанская Борис Шипулин 12(25).02.1915–1918: Чебоксарская 1918–1918: Пермская, в. у. 1918–1921: Киренская 1921–02(15).09.1927: Уфимская Каменец-Подольская, в. у, 15(28).09.1927–11(?).1927: Тульская 1934–25.04(08.05).1935: Тобольская 08(21).05.1935–27.05(09.06).1935: Томская 01 .1936–18(31).03.193б: Петрозаводская и Олонецкая 28 .02(13.03).1936–1937: Ташкентская Валериан Рудич 25 .05(07.06).1921–03(16).09.1923; Проскуровская 03(16).09.1923–19.02(04.03).1924: Ржевская 16(29).10.1923–04(17).03.1924; Смоленская, в, у. 04(17).03.1924–11.1927(?): Смоленская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

37-я дивизия, с большими потерями для противника отбившая танковую и мотомех. атаку, выровняла фронт, встав в одну линию с 24 и 17-й стрелковыми дивизиями. Противник устремился на Молодечно, обходя части 21-го стрелкового корпуса, не встречая никакого сопротивления, так как войск на этом направлении не было и неоткуда их было взять. Попутно задев 50-ю дивизию в районе Вилейка, противник занял Молодечно и тем самым перерезал путь соединения 50-й дивизии с 21-м стрелковым корпусом. Командир 50-й дивизии принял совершенно правильное и разумное решение отойти и занять район Плещаница для крепкой обороны Минско-Борисовского направления. После захвата противником Слуцка и Молодечно были приведены в полную боевую готовность УРовские войска – Минского и Слуцкого УР, для усиления УРов были выдвинуты: 64-я, 108-я и 100-я дивизии, последней поручалось оборонять северный фас Минска, 161-я дивизия была оставлена в резерве южнее Минска. Эти дивизии, кроме 100-й, к данному моменту только что заканчивали свое развертывание. Отошедшему штабу 13-й армии было приказано создать Минский фронт примерно по линии Плещаница – Минского и Слуцкого укрепрайонов. В состав армии вошли: 2-й, 44-й стрелковые корпуса и 20-й без материальной части механизированный корпус. Таким образом, создавался фронт, прикрывающий Минск, и накапливались силы для возможного контрудара в случае, если потребуется выводить из окружения Минско-Новогрудскую и Барановичскую группировки. 25 числа штабом фронта была получена телеграмма из штаба 10-й армии: «Части вышли на реку Зельвянка, противником заняты все переправы, прошу поддержать со стороны Барановичи». Мною было приказано 10-й армии взять переправы или искать пути отхода через реку Неман или южнее по лесным массивам – по обстановке. Войскам было приказано более точно давать свое место расположения и указывать способ действия. Одновременно для правильных действий группы войск, находящихся уже на рубеже реки Щара, в штаб Петрова был направлен мой помощник по вузам Хабаров с группой параллельных делегатов, которые обязаны были возглавить содействие этой группировки выводу частей 10-й армии, а затем им было указано, куда выходить с этими группировками, по какому направлению.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Переяславского еп. Гервасия (Линцевского) и способствовал возвращению из унии в Православие общин на Киевщине и Брацлавщине. В 1766 г. игум. Мелхиседек был схвачен униатами и привезен в митрополичий дворец в Радомысле, где его пытками принуждали к переходу в унию; в городе содержались в заключении и др. монахи из укр. правосл. мон-рей. Для подавления восстания на Правобережье в 1768 г. были введены российские войска, их присутствие способствовало возвращению униатских церквей в Православие. Униатский митр. Филипп Володкович в 1768 г. уехал из Радомысля, вернулся в город весной 1773 г. Несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства, в 70-х гг. XVIII в. униат. митрополия процветала, прежде всего в экономическом отношении. По данным люстрационных инвентарей 1774 г., только в киевском Полесье и на Волыни в имениях униатского митрополита имелось 1740 дворов, жило не менее 15 тыс. крестьян. В 1780 г. в Радомысле и округе митрополиту принадлежало более 30 сел и селений (Радомысль, Мыкгород, Чудин, Великая Рача, М. Рача, Межиречка, Вышевичи, Меделевка, Мигалки, Гута-Вишевичская, Гута-Забелочская, Папирня, Нежиловичи, Заболоть, Берёзцы, Негребовка, Полисовци, Облитки, Бучки, Потиевка, Ст. и Нов. Буда и др.). В инвентарях также указаны пахотные земли, озера, реки, лесные угодья, мельницы, сенокосы, а также живущие в имениях крестьяне и др. тяглые люди. Известен состав имений митрополичьей кафедры в литовско-белорус. землях в сер. XVIII в.: имение Рута-Бабнево (с селами Дольная и Горная Рута, Омневичи, Тупалы, Минучицы, Бабнево, Петрики, Фуравщина (Монастырщина)), имение Печураны (села Печураны, Леонишевичи), имение Прилепы (села Цна, Крышка, Погорельцы, Аношки, Усяж, Колодищи, Малаховичи, Рудня, Равбичи, Багута, Глодовка, Ковалёвщина, Рудамейка, Беличаны, Палетка, Черневичи), «юридика» в Минске, имение Быкевичи (села Быкевичи, Митропольщина), имение Шешоли (села Шешоли, Берналойцы, Станцелы, Антыпуны, Юшкели, Гаспадаранцы, Сургулянцы, Подворцы), «юридика» в Новогрудке, имение Мотча (села Мотча, Литовка, Ляжневичи, Карныши), имение Вака (села Ахмяница, Тарляны). В 80-х гг. XVIII в., при митр. Иасоне Смогоржевском, регулярно созывались соборы К. е., что способствовало укреплению дисциплины среди епархиального духовенства. В Радомысле Смогоржевский открыл епархиальную семинарию, начал возведение кафедрального собора, построил митрополичий дворец. Феодосий Ростоцкий был последним митрополитом, жившим в Радомысле. В сент. 1790 г. он впервые в истории униат. Церкви занял место в польск. сенате. Ростоцкий гораздо активнее, чем его предшественники, занимался делами униат. Церкви и не связывал ее будущее исключительно с Польским гос-вом, защищал вост. обряд от латинизации.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Засим имеют честь донесть Вашему Высокопреосвященству и о последних часах жизни дражайшего вашего родителя, из рассказанного мне священником Грудзинским, на руках коего в Бозе почивший скончался. Покойный за несколько уже дней до кончины имел дыхание тяжёлое; священник Грудзинский всякий день был при нём, сколько было нужно; но как 16 числа дыхание сделалось тяжелее, священник остался при нём неотходно; вечером этого числа покойный дышал уже очень тяжело, но молился и говорил до половины 11-го часа вечера; по его желанию отслужен был молебен и прочитан канон на исход души; всех он благословил поимённо, с прибавлением слов: «всех, и великих и малых». Просил и сам у всех прощения, чтобы и его простили, с присовокуплением слов: «аще отпустите на земли, будет отпущено и на небеси». При сем говорил, чтобы по кончине его дать знать в Лиду, а там уж пошлют и в Вильно; в Новогрудок и в Мир посылать и осведомлять не велел; после, как мне говорили, и матушка была того ж мнения. Что и было исполнено, а чрез это при погребении никого не было, ни из Мира, ни из Новогрудка; впрочем Елена Осиповна говорила, что будет писать к ним тотчас после погребения. С половины 11-го часа вечера покойный начал слабеть и забываться, и последовала дремота. В половине 1-го часа по полуночи, т. е. 17-го уже числа, слабеть стало у покойного самое дыхание, делалось уже редкое. Ровно в час по полуночи священник, заметив хрипение, начал читать молитвы, а Ивацевича послал разбудить матушку, как она приказывала при кончине разбудить её; но матушка не застала уже кончины. Батюшка скончался на руках священника ровно в час полуночи, или в начале 2-го часа; о. Грудзинский при сей кончине для облегчения кончавшегося поддерживал голову. – Матушка пришла, помолилась Богу, поцеловала руку усопшего, постояла, ещё помолилась и отошла в спальню, села на кровать, и уже сидела и не ложилась спать. В 2 часа опрятали тело, облачили в полное священническое облачение, вложили в руку чашу собственную покойного, тампаковую золочённую, как он желал, отправили панихиду и тотчас послали в Лиду к о. благочинному, который того же дня вечером и прибыл. Два дня усопший лежал как спящий; но на третий день по общему согласию гроб закрыли, предположив совершить погребение в пятый день, т. е. 21 числа июля, в субботу. – Могила, в которой похоронили покойного, в церкви, со сводом, у северной стены, близко к иконостасу, между двумя окнами в стене, в промежутке коих, по мнению моему, кроме плиты на полу над гробом, есть возможность вставить особую плиту на стене с надписью о покойном, а сверх оной можно поставить образ по мере других трёх уже предназначенных; можно, чтобы в память покойного пред сим образом и лампадка теплилась, хотя во время одних только священнослужений в церкви; но это как будет благоугодно Вашему Высокопреосвященству.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Простой и естественный первый призыв Иосифа лучшим людям того времени «идти в православие был поистине молнией и громом для тогдашнего униатского мира». 107 Эта молния и гром сейчас же освежили затхлую униатскую атмосферу и возбудили бодрость во всех, кто хранил в душе старые заветы западнорусской церкви. После этого призыва подле Иосифа стали еще ближе все лучшие двигатели воссоединения, особенно поставленные им в Жировицком средоточии епархиального и учебного управления, и затем, чем громче и чаще раздавался этот призыв, тем больше он очищал униатскую атмосферу и возбуждал русскую, православную бодрость сверху до низу в среде униатов. Но для выдающихся по прежней деятельности униатов, для большинства членов некогда столь влиятельной брестской капитулы и для большинства бывших студентов Виленской Главной семинарии простой и естественный первый призыв Иосифа к православию был ослепляющею молнией и оглушающим громом. Они закрыли от этого необычайного для них блеска и силы православия свои глаза, свои уши, а также и свои сердца, отказались пока дать подписки на воссоединение и даже стали протестовать не только против православия, но и против самой основы, из которой исходил так просто и естественно призыв к православию, против постановлений униатского собора 1834 года, как это ясно выразилось в протесте Новогрудского съезда против принятия служебников московской печати. 108 В представленной Блудову, в конце 1834 года, записке Иосиф говорит, что еще много предстоит сделать в будущем для успешного воссоединения униатов и что успешное ведение дела затрудняется, как усилившимся противодействием римско-латинской партии, разгадавшей конечную цель реформы унии, так и недоверием со стороны униатов, вызванным частным обращением униатов в православие. Кроме того, деятели унии не встречают для себя надлежащей поддержки со стороны местных гражданских властей. Только подчинение одной Греко-униатской коллегии, или прямо всех униатов, Святейшему Синоду – могло бы, по словам Иосифа, поставить униатское дело на твердую почву и дать ему безвозвратное направление.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Громадное количество храмов в этих областях, построенных православным населением и для православного населения, главным образом, в последней четверти XIX beka, было захвачено католиками или закрыто  245 . В целях распространения ново-униатской пропаганды, восточныя земли Польши, на которых Православие существует около тысячи лет, объявлены миссионерской областью и поручены особому вниманию иезуитов. Неудача широкой пропаганды Восточного обряда к 1929 году вполне выяснилась, и для того, чтобы принудить православное население более серьезно отнестись к этой пропаганде, римско-католическия духовныя власти заявили требование о передаче им того церковного имущества, которым в свое время пользовалось население, перейдя в XVII u X-III bekax из православия в унию. Более ста лет тому назад население вернулось к вере отцов, и теперь оно должно было отдать это имущество только потому, что когда то здесь была уния. В конце августа 1929 года было выяснено, что к Волынской епархии предъявлено 144 иска, к Виленской – 71, к Полесской – 248 и к Гродненской – 159. Наиболее угрожаемыми оказались епархии Полесская и Гродненская. В первой на 320 приходов, основных и приписных, предъявлено было 248 исков, а во второй – на 174 прихода – 159 исков. В Волынской епархии число исков было относительно невелико (144 на 960 приходов), но были заявлены требования об отобрании всех православных монастырей, в том числе и Почаевской Успенской Лавры, кафедральных соборов в Кременце и Луцке. Было заявлено требование тамже о возврате кафедрального собора в Пинске. Иски были предъявлены от имени Виленского и Львовского митрополитов и Пинского епископа, а также епископом Луцким в окружных судах в Бресте, Белостоке, Вильне, Гродне, Луцке, Новогрудке, Ровно и Пинске. В исковых прошениях было изложено: «После ликвидации ноябрьского возстания (1831 года) русское правительство насилием уничтожило унию. Униатские костелы ликвидировало, передав их, вместе со всем принадлежащим им имуществом православному духовенству,  с целью перестройки их на православныя церкви, что в скором времени и было осуществлено. Приняв в внимание, что ликвидация русским правительством униатских церквей не может быть законным основанием для приобретения права собственности русским правительством, и что такая ликвидация остается навсегда актом насилия и беззакония, нужно придти к выводу, что и права православного духовенства в отношении отобранных униатских церквей и недвижимого имущества в виде земли и построек, принадлежавших тем церквам, есть порочное и не создает права собственности. Незаконно отобранное имущество подлежит возврату».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Белорусский архиерей призвал священников не участвовать в митингах 21.08.2020 13:33 Фomo: ru.wikipedia.org Москва, 20 августа. Священнослужители не должны принимать участия в каких бы то ни было политических акциях, митингах, забастовках и шествиях в Белоруссии, заявил иерарх Белорусской Православной Церкви (БПЦ), архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий в своем обращении к духовенству и верующим,  сообщает РИА Новости . «Дорогие священнослужители Новогрудской епархии, напоминаю вам о диаконской и священнической присяге, данной вами перед Крестом и Евангелием при рукоположении в священный сан, и не благословляю никому из вас принимать участие в любых политических акциях, митингах, забастовках и шествиях. Мы обязаны искренней молитвой, богослужениями, совершениями таинств умиротворять людей, а не призывать к вражде и насилию по отношению друг к другу», - говорится в обращении архиепископа, опубликованном на сайте Новогрудской епархии. Обращаясь ко всем верующим, иерарх БПЦ заметил, что в порыве своих эмоций, непрощения взаимных обид и выяснения тех или иных обстоятельств можно «причинить непоправимый вред миролюбивому белорусскому народу и нашей дорогой родине». «Умоляю всех вас: молитвой и покаянием, терпением и любовью к родным и близким ответить на призывы тех, кто хочет изранить сердца белорусского народа. Будем молиться и в храме, и дома, по пути на работу, в семейном кругу. Позаботимся не допустить в свое сердце ненависть и злобу, а собственным покаянием изменим себя к лучшему. Ведь для того, чтобы быть гражданами Неба, прежде всего надо быть достойными гражданами земли. Выбор – за нами», - отмечается в обращении. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

2635 АСС., 1799 г., 124, лл. 47. 64. – АСС., 1803 г., 416, л. 62. – АСС., 1798 г., 802, л. 4. 2636 Поветы: Бобруйский 9 церквей, Борисовский 12, Вилейский 2, Игуменский 7, Минский 3, Мозырский 79, Пинский 45, Речицкий 47 и Слуцкий 47. – АСС., 1799 г., 124, лл. 11. 64. – АМДК., 1761, лл. 2327. 2644 Для всех вообще епархий окончательное распределение закончилось лишь в 1803 г., после высочайшей конфирмации 4 декабря доклада св. синода о распределении епархий по губерниям. – АСС., 1803 г., 416, лл 283287. 2645 Уезды: Минской губернии: Бобруйский, Борисовский, Вилейский, Дисненский, Игуменский, Минский, Мозырский, Пинский: Речицкий и Слуцкий; Литовско-Виленской губернии: Браславский, Виленский Вильномирский, Завилейский, Ковенский, Ошмянский, Россиенский, Тельшевский, Троцкий, Унитский и Шавельский, Литовско-Гродненской губернии: Брестский, Волковысский, Гродненский, Кобринский, Лидский, Новогрудский, Пружанский и Слонимский. – АСС., 1803 г., 416, лл. 62. 57. – Е. Зябловский. «Землеопис.» VI. 400401. 2646 АСС., 1803 г., 416, л. 62. По уездам: в Бобруйском 34, Борисовском 11, Вилейском 2, Игуменском 14, Минском 3, Мозырском 65,Пинском 44, Речицком 63 и Слуцком 31; кроме того, в Ковенском уезде Литовско-Виленской губернии – 1. – Ср. АМДК., 2320, л. 2, где число церквей, без Ковенской, показано за 1799 год почти тоже – 266, но распределение по уездам совсем иное. – Ср. АМДК., 1054, где, в рапорте св. синоду 23 ноября 1798 г., пресвященный Иов насчитывал в своей епархии, кроме Речицкого повета, 226 церквей. – Путаница происходила от неустаноленности границ уездов, о чём уже было замечено. 2647 АСС., 1810 г., 314, л. 71. – Следует признать ошибкой повторённую в нескольких бумагах св. синода – АСС., 1803 г., 416, лл. 62. 4647. – цифру церквей Минской епархии за 1802 год 343, хотя церкви и распределены по уездам. Непонятно, каким образом составился такой крупный приророст и куда он потом – по сравн. С АСС., 1810 г., 314, л. 71 – исчез. – Ср. также АМДК., 6177, лл. 261284, где за 1811 год показано в Минской епархии 272 приходских церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010