Желая с большею точностью вникнуть в настоящее положение церквей и духовенства Литовской епархии, я положил осмотреть оные церкви чрез благонадёжных духовных чиновников. Осмотр церквей Новогрудского благочиния принял на себя преосвященный Михаил, епископ Брестский. Засим предлагаю консистории поручить осмотр церквей: Ошмянского и Лидского благочиний Новогрудскому благочинному соборному протоиерею Иоанну Гомолицкому; Гродненского благочиния протоиерею Гродненского собора Василию Попову; Белостокского и Бельского благочиний архимандриту Гродненского монастыря Игнатию; Каменецкого и Высоколитовского благочиний архимандриту Супрасльского монастыря Никодиму; Кобринского благочиния соборному протоиерею Михаилу Бобровскому; Волковыского и Пружанского благочиний председателю консистории соборному протоиерею Антонию Тупальскому; Дорогичинского благочиния заседателю консистории протоиерею Григорию Куцевичу; Слонимского благочиния заседателю консистории Виктору Гомолицкому; Ратненского, Ковельского и Каменокоширского благочиний, благочинному Полескому протоиерею Ситкевичу; Овручского, Радомысльского и Сквирского благочиний, архимандриту Тригурского монастыря Леонтию. Духовные сии, вникнув по обыкновению в положение церквей и их достояния, должны в особенности обратить внимание: 1) находится ли по церквам всё нужное для совершения правильного богослужения по чину нашей Православной Церкви; 2) знают ли священники таковое богослужение и совершают ли оное со всею точностью; 3) при которых церквах есть дьячки, знающие хорошо пение и богослужение, а при которых нет; 4) исполняют ли священники и причётники рачительно свои обязанности в отношении церкви и прихожан, равно ведут ли себя трезвенно и благонравно; 5) знают ли дети тех священников и причётников необходимые молитвы на славянском языке. О донесениях, какие получены будут от помянутых духовных, консистория имеет мне представить для надлежащих распоряжений. 58. Тетрадь с черновыми отношениями и письмами: от 2, 5, 7, 8, 10, 17, 23 и 27 июня; 5 июля; 12 августа; 2, 9, 17 и 22 сентября 1840 г.; 1, 13, 28 мая; 1, 12, 13, 14 июня; 8, 14, 28 июля; 7, 14, 30 августа; 6 и 10 сентября 1841 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В 1600 г. он прислал сюда чрез своего протосинкелла Кирилла Лукариса несколько посланий к разным лицам. Тут были послания: к князю К. К. Острожскому с просьбою не уставать в борьбе за православие до самого конца, к князьям: Евфимию Корецкому, Иоанну Соломерецкому, Иоакинфу Четвертинскому, к знатным панам: Федору Скумину, воеводе новогрудскому (увы, патриарх еще не знал о его отпадении в унию), Михаилу Гулевичу, Андрею и Александру Загоровским и другим, то с похвалами за твердость в православной вере, то с убеждением хранить ее и впредь. Тут же находились и послания к королю Сигизмунду и к Ипатию Потею. Оказывается, что король сам писал прежде к Мелетию, уверял его, что никогда не имел пренебрежения к Восточной Церкви, напротив, всегда питал к ней почтение и любовь, хотя по причине некоторых беспорядков и запретил без разбора пропускать в свои владения всякого приходящего с Востока и, наконец, убеждал и просил патриарха «признать Римского первосвященника тем, чем он сам себя считает», и подчиниться ему, т. е. король попытался склонить и самого местоблюстителя Константинопольского патриаршего престола к принятию унии, рассчитывая чрез то совершенно обеспечить ее успехи в Литовской митрополии. В своем ответе королю Мелетий благодарил его за выраженное им расположение к Восточной Церкви, но жалел о том, что запрещение короля пропускать в пределы государства только неблагонадежных, злонамеренных людей распространяют на всех приходящих с Востока и перехватывают самые письма оттуда, и объяснял, что признает папу, как признавали и предки, только за Римского первосвященника, а отнюдь не за главу Церкви, что не может соединиться с папою за его отступления от Вселенских Соборов и нововведения и что об этих отступлениях король, если пожелает, может подробнее узнать из послания его, Мелетия, к достопочтенному Ипатию Потею. Последнее послание (от 15 октября 1599 г.) весьма обширно. Здесь Мелетий восставал против обычая Римской Церкви совершать таинство Евхаристии на опресноках и преподавать мирянам только под одним видом, против римских лжедогматов об исхождении Святого Духа и от Сына и о главенстве папы, против безженства священников и против нового календаря и, выставляя достоинство православной Церкви, убеждал Потея оставить унию с Римом и возвратиться в недра православия.

http://sedmitza.ru/lib/text/436116/

В начале XIII века воздвигнут был на берегах Волги и Оки Нижний Новгород и в нем крепкий оплот для Руси и Православия в борьбе против мордвы, черемисов и камских болгар, которая не окончена и в настоящее время. На западе России распространение православной веры встретилось с другим сильным влиянием, которое шло от Римско-Католической Церкви. В Финляндии проповедовали латинские миссионеры из Швеции. На юге от Финского залива сначала утвердилось Православие, но впоследствии сюда проникли латинские миссионеры из Дании. В конце XII века в Ливонии основался латинский орден меченосцев, который противодействовал в одно и то же время и русскому влиянию, и успехам Православия. В Литве православная вера стала распространяться еще в XII веке из соседних русских поселений. В XIII веке, когда литовские князья овладели русскими городами (Новогрудком, Слонимом, Брестом), некоторые из них приняли крещение. Успехам святой веры в особенности способствовала в XIV веке мученическая кончина за нее трех придворных вельмож литовского князя Ольгерда (сына Гедимина, основателя литовского княжества), а именно святых Антония, Иоанна и Евстафия. Но в конце этого века Православная Литва и подчиненная ей Западная Русь соединились с католической Польшей. После этого все усилия Римских пап направляются к тому, чтобы, во-первых, отделить юго-западные епархии от единства Российской Церкви, а во-вторых, ввести здесь так называемую литовскую унию. Устройство Церкви Русской и управление ею    Вскоре по крещении Владимира прибыл из Константинополя в Киев первый наш митрополит, святой Михаил, с несколькими епископами. Впрочем, эти епископы не получили определенных епархий, а только помогали святому Михаилу в распространении веры в пределах земли русской. При втором нашем митрополите Леонтии в 992 году были поставлены епископы в Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире на Волыни, в Белгороде, в Тмутаракани, Полоцке и Турове. В XI веке сделались известными епархии в Юрьеве и Переяславле, в XII веке в Смоленске, Рязани и Галиче, в начале XIII века во Владимире на Клязьме, Перемышле и епархия Холмская.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

В 1943 г. церковь была сожжена. При поддержке земляков с 2006 г. началось восстановление храма. Восстановленный храм освящен в 2009 г. Известно, что с 20 ноября 1905 г. до августа 1916 г. и с 8 ноября 1921 г. до 20 июня 1924 г. настоятелем церкви был Дмитрий Ильич Гладков, позднее служивший в Валевке (теперь – в Новогрудском районе), Дунайчицах (Несвижский район), Ястрембеле, Накрышках (с 1931 до 1958 г.г.) (Слонимский район). Первое упоминание о дворе Своротва относится к 1460 г., когда двор принадлежал роду Хрептовичей. В 1468 г. Великий князь Литовский Казимир IV передал двор во владение своему наместнику Олехне Судимонтовичу. Своротва упоминается в Литовских метриках за 1524 и 1567 г.г. В 1716 г. Сигизмунд II Август отдал Своротву вместе с соседней Молчадью во владение маршалку Речицкого повета Антонию Юдицкому, после чего она отошла его сыну Михаилу Юдицкому, маршалку Трибунала Литовского, каштеляну минскому, а затем внуку - Яну Юдицкому, который, не имея прямых наследников, отписал в 1765 г. имение своей сестре Барбаре, жене Казимира Тизенгауза, старосты дементовского. Однако вторая сестра была против, поэтому имение было продано. В начале 19 в. имение переходит в собственность Якуба Незабытовского и его жены Франтишки Кунцевич. В 1848 г. оно переходит понаследству к их сыну Стефану, маршалку Гродненской губернии. Его женой была Селина Биспинг. Согласно документам 1876 г., площадь владений составляла 1935 десятин земли. Незабытовские строят дворец, хозяйственные постройки, закладывают пейзажный парк. Изображение усадьбы можно найти на гравюре Наполеона Орды (1876 г.). Дворец представлял из себя двухэтажное, прямоугольное в плане, каменное строение в стиле, близком к ампиру. На крыше была оборудована смотровая площадка (бельведер). По обе стороны дворца были расположены два флигеля. Большое длинное строение по восточному краю парадного двора включало ледник, голубятню, конюшню, коровник. Со стороны реки это строение заканчивалось большим двухэтажным помещением, где находились столярная и другие мастерские.

http://sobory.ru/article/?object=13699

Цените жизнь и берегите ее. Любите Христа, спешите в храмы Божии, где каждый может оставить свою тяжкую греховную ношу, просветлеть душой и получить исцеление. Октябрь 2016 Откровение святого Иоанна Богослова и конец человеческой истории Сегодня часто говорят и пишут о последних временах, в интернете обсуждаются вероятные сценарии гибели земли. Многие убеждены: наш мир на грани погибели. Войны, невиданные природные катаклизмы, обмирщение людей, оскудение любви указывают на признаки, данные в Откровении святого Иоанна Богослова. О том, какой видится ситуация Архипастырю, наша беседа с ректором Минской Духовной Семинарии архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ. Высокопреосвященнейший Владыко, то, что в наши дни увеличиваются беззакония, есть страшная и трагическая реальность. Не потому ли и появилось ощущение, что конец человеческой истории не за горами? Человечеству не только сегодня, а и всегда были свойственны ожидания конца света. И в наши дни постоянно называют его точные даты, но, как видим, ничего не происходит. Еще ученики Господа нашего Иисуса Христа спрашивали Учителя об этом. И вот что Он ответил перед Своим вознесением на Небо: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян.1:6–7 ). Это ответ и всем нам. Не наше с вами дело стараться проникнуть за завесу будущего и предузнать время кончины мира. Для каждого из нас конец собственной истории может наступить в любое мгновение – и Суда Божия не избежать. Память смертная является одной из главных добродетелей, которую нужно стараться стяжать каждому. Чем глубже в человеке вера, тем больше он боится смерти не как смерти, а как суда Господня над своей душой. Но вместе с тем Господь в Божественном Откровении приоткрывает нам признаки последних времен. Он приоткрывает завесу грядущего не с целью напугать, а чтобы спасти нас, возможно, даже утешить, чтобы мы не отчаивались, видя всеобщее отступление, связанное с ним явление антихриста и кончину мира. Апостол Иоанн говорит: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» ( Откр.1:3 ). Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет понимать то, что совершается. И, понимая, будет готовить себя.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Arhiva Mitropolitul de Minsk i Sluk Filaret a svârit Liturghia la mnstirea „Adormirea Maicii Domnului” din Jirovici 11 ianuarie 2013 15:01 10 января 2013 года Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Слуцкий Филарет  совершил Божественную литургию в Свято-Успенском Жировичском ставропигиальном монастыре. Священноархимандриту обители сослужили управляющий делами Белорусской Православной Церкви , наместник монастыря  архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий , викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин , секретарь Минского епархиального управления протоиерей Николай Коржич, члены профессорско-преподавательской корпорации Минских духовных школ и насельники монастыря в священном сане. После чтения Евангелия доцент Минской духовной академии протоиерей Геннадий Повный огласил Рождественское послание  митрополита Филарета. По окончании богослужения Патриарший экзарх обратился к молящимся с архипастырским словом: «Дорогие владыки! Возлюбленные о Господе насельники обители! Досточтимые члены профессорско-преподавательской корпорации Минских духовных школ! Боголюбивое студенчество! Отцы, братья и сестры! В эти светлые дни примите самые теплые поздравления с одним из наиболее дорогих христианскому сердцу праздников — Рождеством Христовым! Как пишет святитель Григорий Богослов, Бог стал человеком, чтобы вновь сделать нас сынами Божиими. " Через человека смерть получила власть над людьми, — говорит он, — но тем,  что Слово стало Человеком, смерть была побеждена, и жизнь восстала снова " . Несмотря на то, что пришествие в мир Спасителя произошло в конкретное время, в конкретном месте и при определенных культурных и политических обстоятельствах, значение Боговоплощения простирается сквозь века и усваивается всему человеческому роду. Все мы призваны ко спасению во Христе, в Котором нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного  (Кол. 3:11). Торжествуя из года в год событие Боговоплощения, Святая Церковь напоминает каждому человеку спасительный призыв Божий:  Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною  (Откр. 3:20). Откликнемся же в славные дни Христова Рождения на этот евангельский глас. Отверзем для Господа двери наших сердец, тем самым озарив наши души светом благодати родившегося Богомладенца Христа, дабы сделаться достойными Его спасительных даров и уже здесь, в нашем земном бытии, сподобиться радости Небесного Его Царствия!

http://patriarchia.ru/md/db/text/2707526...

В Откровении святого Иоанна Богослова мы читаем о тайне беззакония, которая завершится появлением антихриста. Похоже, что его слуги и подготавливают людей к пришествию своего хозяина? Да, это его предтечи. Антихрист еще не открыт миру для окончательной брани против Церкви Христовой, хотя тайно действовать начал давно в лице своих служителей. И пришествию его будет предшествовать отступление человечества от веры. Осознанное отступление. Ибо Сам Христос говорит: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей Вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» ( Мф.24:14 ). Не будет ни одного народа, ни одного человека, который бы не слышал слова о Любви и Истине, чтобы все имели возможность спастись. Антихрист же, по учению Священного Писания , будет всячески стараться искоренить веру во Христа как Богочеловека и Спасителя, ниспровергнуть Его учение и станет открыто хулить имя Христово, а себя прославлять как Бога. А чтобы поверили, что это действительно так, будет проповедовать ложное учение, казаться добродетельным, совершать разные знамения и чудеса, даже огонь с неба станет низводить, горы переставлять – но все это будет совершать не реально, а лишь воздействуя на воображение людей. Утвердившись же на престоле, начнет страшные гонения против христиан, станет требовать себе поклонения. Мы же своей жизнью можем и приблизить эти времена, и умолить Господа их надолго отсрочить. Ведь «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет.3:8–9 ). Следует жить по заповедям Божиим и так же воспитывать детей, любить ближних, ставить Слово Божие выше своих желаний. А еще – стремиться к святости и нести в мир культуру, исполненную благородства Божия. Только так можно умолить Господа отсрочить предназначенное. Миродержитель – диавол, а Вседержитель – Бог . И именно Бог Своим чудесным способом все зло превращает в добро.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В связи со всеми этими апокалиптическими процессами, Высокопреосвященнейший Владыко, напрашивается вопрос: почему Господь позволяет действовать диаволу, допускает зло? Даже блаженный Августин , один из величайших отцов Церкви, который на V Вселенском Соборе был назван в числе двенадцати наиболее авторитетных ее учителей, затруднялся ответить на этот вопрос. «Я не могу проникнуть в глубину этого решения и признаюсь, что оно превышает мои силы», – пишет он. Почему Бог, не будучи создателем зла, все же позволяет ему действовать?.. Сердце замирает перед тайной, будучи не в силах проникнуть в глубину Божественных судеб. Сам Господь так говорит в книге пророка Исаии: «Мои мысли – не ваши мысли, и пути Мои – не ваши пути… Но как отстоит небо от земли, так отстоит путь Мой от путей ваших и помышления ваши от мысли Моей» ( Ис.55:8–9 ). Церковь предлагает нам учение, которое мы должны принять на веру, но человеческий ум не в состоянии его осмыслить. Единственное, что можно сказать в объяснение этого учения: давайте смотреть на себя и судить по себе. Каждый из нас создан по образу и подобию Божию. Мы сознаем, в чем заключается наше религиозное призвание, но нередко, к сожалению, оказываемся не на стороне Бога, а на стороне диавола, делаем свой выбор не в пользу добра, а в пользу зла. Что же касается конца света… «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» ( Мф.24:36 ), – говорит в Евангелии Господь Своим ученикам. И великую эту тайну не могут постигнуть ни мудрейшие из сынов человеческих, ни благодатнейшие из Ангелов. Православные христиане ждут Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, но прежде мы должны пройти тяжелые испытания. В Откровении святого Иоанна Богослова разворачиваются пророческие созерцания, разоблачающие адский план борьбы с Церковью, который завершается появлением антихриста. Когда мир обнищает добродетелями, тогда отступит от людей благодать и только тогда противник Бога сможет прийти на землю. А значит, от каждого из нас зависит – приблизить его или отсрочить.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ваше Высокопреосвященство, можно ли сказать, что за все это время духовно изменялись люди? Конечно же, люди меняются. А сейчас особенно. В наше время все есть для такого развития: и литературы предостаточно, и духовно-просветительские мероприятия проводятся, вечера, беседы, встречи. Православные выставки-ярмарки с духовной программой вот уже который год организуются в райцентрах епархии, что раньше только в столице было возможно. Слава Богу, светская власть нам помогает. Думаю, сегодня всем понятно, как много мы утратили за годы воинствующего атеизма и что нужно объединять усилия, консолидировать общество. Единственный позитивный путь – вернуться к нашему культурно-историческому наследию, вере предков и на этой базе строить будущее. Наверное, не так все просто, Владыко. Жизнь не стоит на месте и подбрасывает нам, как говорят, все новые вызовы. Это безусловно. Но сегодня и деятельность Церкви вышла на более высокий виток: неизмеримо увеличились требования к епархиям, очень много внимания стало уделяться духовно-просветительской работе с разными слоями населения и особенно борьбе с грехом детоубийства, а также социальным вопросам. Церковь вместе с государственными структурами изыскивает свои возможности, призывает людей к милосердию, благотворительности, напоминая о главной заповеди Божией – любви к ближнему. Но, Ваше Высокопреосвященство, есть мнения даже среди священнослужителей, что задача Церкви – в другом, и нет ли опасности отдать все приоритеты социальному служению? Социальное служение – это дела милосердия. Если откроете в Евангелии от Матфея 25 -ю главу, где описывается Страшный Суд, то прочтете: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» ( Мф.25:41–43 ). И что тут философствовать – все предельно ясно. Другое дело, если храмы только этим начнут заниматься, забудут первостепенную свою задачу – Богослужения, Святые Таинства церковные и переключатся сугубо на дела социальные – вот это будет просто преступление. Но если сейчас есть возможность нести добро в наш безмерно нуждающийся мир, а мы этого не будем делать, – какие же мы христиане?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Весной в Лондоне состоялась конференция по вопросам внедрения электронной карты во всем мире. А в средствах массовой информации все чаще встречаются сообщения, что за рубежом людям активно вживляют чипы. Как ко всему этому относиться, Владыко? Как к сбывающимся апокалиптическим пророчествам? Не только христиане знают апокалиптическое пророчество святого Апостола Иоанна Богослова о начертании зверя. Печать антихриста, согласно Божественному Откровению, будет единственным документом, дающим право на жизнь: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» ( Откр.13:16–17 ). Это известный факт, что единая всемирная торгово-финансовая система электронных безналичных расчетов (на основе пластиковых карт) уже давно создана и действует практически во всех странах мира. Похоже, что все подготовлено для создания печати антихриста, которая будет соответствовать библейским описаниям. Печать будет выполнять функции не простого учета и контроля, как было до этого, а обозначать отступничество человека от Бога. Святой Ефрем пишет, что антихрист даст нечестивое начертание на чело, а чтобы человек не смог осенить себя знамением Креста Христова, будет ставить печать на правую руку. Антихрист не станет насильно возлагать печать, используя технические средства – лазер или полупроводниковые микросхемы. Поэтому глубоко заблуждаются те, кто говорит о печати антихриста, которая ставится тайно, без ведома самих православных христиан. Она может быть поставлена только по согласию человека. Но как бы заманчиво ее ни представляли слуги антихриста, принимать печать нельзя. Ибо результатом этого станут мучения, которые начнутся уже здесь, на земле, в виде страшных, отвратительных ран и продолжатся в Вечности. Время это стремительно приближается, о чем и напоминают нам те же электронные карты, и нужно молиться, чтобы Господь дал силы сохранить верность Христу до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010