Тяжелым был для меня день св. Николы зимнего. Ранним утром пришлось неожиданно соборовать и причастить Св. Тайн старца о. Владимира Дружиловского, приписного протоиерея к моему храму, а вечером, после акафиста святителю Николаю, уже готовил его к погребению. Во время исповедальной беседы о. Владимир благодарил меня за братское родственное к нему отношение и, предсказывая скорое повышение в сане, невзирая на мой протест, возложил на мои перси золотой крест, приговаривая: – Скоро, скоро протоиереем будете. Затем, обращаясь к старушке матушке Анастасии, попросил принести, как сказал он, бриллиантовый крест. Смутилась матушка, вышла из комнаты умирающего и где-то затерялась: видимо, не хотела расстаться с дорогой для нее святыней мужа. Вошла в комнату на повторный зов больного, держа в руках крест, и говорит: – Батюшка, ведь этот крест не нужен молодому священнику, – на что последовал ответ о. Владимира: – Сегодня не нужен, но вижу – скоро будет на него возложен... – и с этими словами вручил мне святыню. Слово умирающего старца оказалось пророческим. Но я не унес с собою кресты: выходя из дома болящего, оба креста положил на аналое в красном углу. Матушка вручила их мне на сороковой день кончины о. Владимира, после панихиды. Если в массе, встречавшей в Брест вступающую Красную армию, в словах рассматривавших в витрине универмага фото членов Политбюро и в замечании смазчика мусорных ящиков как бы открылось лицо подлинных правителей СССР, то в лице красноармейца Семена Х-ова и тех, кто прошел в эти дни через мой дом и храм (о них коротко речь впереди), отчетливо выявился подлинный облик нашего подъяремного народа-страдальца. 1939 год. Праздник Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Стою у царских врат, читаю к Литургии входные молитвы. В это время входит на правый клирос лейтенант Красной Армии. Закончив входные молитвы, вхожу в алтарь, кладу у Престола положенные поклоны. Входит в алтарь и лейтенант, и он кладет земные поклоны, подходит ко мне, испрашивает благословение, называет свою фамилию:

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

для сельск. пастырей 1888 г., 8, стр. 276 и Церк. Вест. 1890, 37, стр. 613). 572 В Руководстве для сельских пастырей находится такое указание касательно дней пасхальной седмицы: было бы мало уместным в дни Св. Пасхи вполне вычитывать сбычные входные молитвы. В числе этих молитв первое место занимают покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи» и проч. Естественно, что эти тропари благоприличнее заменить тропарями пасхальными, какие полагаются на часах пасхальных, т. е. после начального возгласа и троекратного: «Христос воскресе из мертвых» читать: «Предварившыя утро», «Аще и во гроб» и проч., и затем из обычных, «входных» молитв неотложно читать: «Пречистому Твоему образу», «Милосердия сущи источник» и «Господи, ниспосли руку Твою». Так совершают входные молитвы в монастырях (Руков. для сельск. пастырей, 1888, 8, стр. 276. – То же и в Церк. Вести. 1890 г., 37, стр. 613). 573 Целование престола, креста и Евангелия священнослужители совершают много раз при богослужении, в знак благоговейного почитания их и для испрошения от Господа благодатного соизволения и силы для священнодействия. 574 Если настоятель находится в церкви, то диакон сперва сотворит поклон ему, потом подходит к священнику (Тип., гл. 2, вечерня по кафизме), служащему, емлет благословения от него и, целовав десницу его, облачится. 575 Целовав верх, идеже есть крест (Тип., гл. 7), целовав крест вверху ся (Тип., гл. 9), т. е. одежды. 576 Иерей глаголет негромко, ибо проскомидия совершается во время чтения часов, но и не так тихо, чтобы диакон не слыхал слов иерея. 577 Диакону запрещается «проскомисати» (Ставл. Грам. диаконск.); он не вынимает ни агнца, ни частиц из просфор (Больш. Требн. Номок., пр. 214). Владимирский Собор, бывший в 1274 году, заметив, что в некоторых Новгородских церквах диаконы начинали проскомидию и вынимали агнец без священников, которые уже после оканчивали начатое, Собор указывал на несогласие такого образа действования с правилами церкви (См. 1 Вселенск. Соб., прав. 18-е и Лаодик. Соб., прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

иереев это песнопение поют священники), паримии (если есть), «Сподоби, Господи», «Ныне отпущаеши» (на вечерне), «Воскресение Христово видевше» (на воскресной утрене; сразу после целования архиереем Евангелия, во время пения Пс 50, один из хоров негромко поет «Ες πολλ τη, δσποτα»); если желает - поет на утрене последнюю катавасию (9-ю; может также петь (поочередно с хором) остальные катавасии, песнь Богородицы, эксапостиларии); 3) в начале всех священнодействий клирики кланяются архиерею, в начале пения стихир на Господи воззвах и хвалитных канонархи испрашивают у него благословение, возглашая: «Κλευσον, Δσποτα γιε, χος Ν» (      N); 4) находясь на троне, епископ благословляет вечерний вход и читает на вечерне главопреклонную молитву; 5) если на вечерне совершается благословение хлебов , то в начале литии епископ, не сходя с трона, облачается в малый омофор, а когда приходит время благословлять хлебы, читает положенную молитву и благословляет подносимый ему священником хлеб; 6) для произнесения ектений и совершения каждений диаконы, как правило, исходят из алтаря царскими вратами, держа в руках дикирий или трикирий; 7) вечерня может оканчиваться по-разному: а) если было благословение хлебов, 1-й диакон возглашает: «Το Κυρου δεηθμεν» (    ), архиерей благословляет народ напрестольным крестом, говоря: «Ελογα Κυρου κα λεος» (        ), следует отпуст; б) если благословения хлебов не было, диакон возглашает: «Σοφα» (  ), иерей: «Ο ν ελογητς» (    ), архиерей читает: «Στερεσαι Κριος Θες» (      ), следует отпуст; 8) утреня также может оканчиваться по-разному: а) если архиерей не собирается служить литургию, то во время пения стиха хвалитных псалмов «Ανετε ατν πντες ο γγελοι» (        ) архиерей выходит на середину храма и благословляет народ рукой при пении «Ες πολλ τη, δσποτα»; б) если архиерей собирается служить литургию и хочет облачиться в алтаре, то во время пения того же стиха он выходит на середину храма, диакон и епископ читают входные молитвы (хор медленно поет «Τν δεσπτην κα ρχιερα μν, Κριε, φλαττε»), в конце к-рых епископ благословляет народ трикирием при пении «Ες πολλ τη, δσποτα», следуют хвалитные псалмы и стихиры, во время к-рых епископ в алтаре облачается; на Великое славословие и окончание утрени архиерей в полном облачении исходит в храм; в) если епископ собирается служить литургию и хочет облачаться в храме, то он выходит в середину храма сразу после пения Великого славословия, диакон и епископ читают входные молитвы (хор медленно поет «Τν δεσπτην κα ρχιερα μν, Κριε, φλαττε»), далее следуют облачение архиерея (хор поет «ρδβλθυοτεΑνωθεν ο προφται» (    )), благословение свечами (хор «Ες πολλ τη, δσποτα»), пение отпустительного тропаря, сразу начинается Божественная литургия В совр

http://pravenc.ru/text/архиерейском ...

Что должен говорить диакон во время каждения вместе со священником, на пасхальном каноне: «Христос воскресе», или «Воистину воскресе»? По уставу, ни того, ни другого не должен говорить ни священник, ни диакон, ни народ. По обычаю же, священник приветствует народ от своего лица и от лица сослужащего ему диакона словами: «Христос воскресе» (Ц. В, 1894 г., Можно ли отправлять в частном доме пасхальную утреню с совершением вокруг дома крестного хода? Если местный храм сгорел или строится, то, конечно, с разрешения епархиального начальства, утреня может быть совершена и в частном доме, без крестного, разумеется, хода вокруг дома. Если же о совершении подобной утрени просит частное лицо, то в исполнении такой просьбы следует отказать, как совершенно неудобоисполнимой (Ц. В-к, 1893 г., Уместно ли зажигать во время пасхальной утрени в алтаре на горнем месте бенгальский огонь? К сожалению, подобный способ увеличения торжественности пасхального богослужения оказывается употребительным. Говорим: к сожалению, так как убеждены, что бенгальский огонь, — необходимая принадлежность каждого балагана, — на этом месте и в такой момент необходимо должен оскорблять религиозное чувство молящихся. И неужели же люди, допускающие это, думают, что зловонным огнем они в чем-нибудь могут увеличить высокую торжественность нашего несравненного пасхального богослужения?! (Ц. В-к, 1900 г., Когда и как читать «входные молитвы», полагаемые пред литургиею в день Пасхи, когда пасхальная утреня непосредственно соединяется с литургиею, и как должен священник облачаться при этом? Указанные недоумения весьма просто могут быть разрешены тем, что священник, имеющий служить в день Пасхи литургию разом с утренею, должен совершить все входное чинопоследование, полагаемое пред литургиею, непосредственно после пасхальной полунощницы, пред утренею. Потом, облачаясь, священник тут же должен прочитать все молитвы, полагаемые на облачение разных одежд, и затем приступают к совершению утрени. Указанный порядок практикуется всеми православными архиереями в день Пасхи, когда они служат литургию с утренею; сейчас по вступлении в церковь, даже до чтения пасхальной полунощницы, они читают все «входные молитвы» и затем облачаются среди церкви по чину (Р.д.С.П., 1886 г., См. раньше на стр. 177–188).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По нашему мнению, священнику, готовящемуся к служению во дни Святой Пасхи, довольно прочитать с вечера Пасхальный канон вместо канона Иисусу Сладчайшему, канон к святому Причащению и вечерние молитвы. Было бы мало уместным и перед самой Литургией во дни Святой Пасхи вполне вычитывать обычные «входные молитвы». В числе обычных входных молитв первое место занимают покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи» и проч. Естественно, что эти тропари благоприличнее заменять тропарями пасхальными, какие положены на часах Пасхальных, то есть после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе из мертвых» читать: «Предварившия утро яже о Марии», «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне» и проч., а затем из обычных «входных молитв» неотложно читать: «Пречистому Твоему Образу», «Милосердия сущи источник» и «Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего... да безкровное священнодействие совершу». Так, по крайней мере в монастырях, совершаются «входные молитвы» перед Литургией в Пасхальную седмицу («Руководство для сельских пастырей», 1888 г.). На сколько частей и как разделять Евангелие, читаемое на Литургии в первый день Пасхи? Определенных правил на этот предмет нет, и практика не одинакова. В церквах столичных и при архиерейском служении чаще всего делят это Евангелие на три части: 1) от ст. 1 до 5 включительно, 2) от ст. 6 до 13 включительно и 3) от ст. 14 до конца, что вполне соответствует естественному течению мыслей в этом Евангелии («Церковный вестник»). Когда следует убирать с престола, с наступлением праздника Вознесения Господня, лежащую на нем Плащаницу? Устав не дает ответа на этот вопрос, а практика бывает различна: одни находят правильнее снимать с престола Плащаницу с вечера при начале праздничной службы, на малой вечерне, так как и положение Плащаницы на престоле совершается перед началом Пасхальной службы и пребывание Плащаницы на престоле, означающее пребывание Господа на земле, представляется несообразным с празднованием Вознесения Господня, когда прославляется Господь уже вознесшийся; другие находят правильнее снимать Плащаницу в самый праздник Вознесения в конце Литургии по отнесении Даров на жертвенник, когда именно этим действием изображается Вознесение Господне, тем более, что снятие ее накануне за малой вечерней наводило бы на мысль, будто Христос вознесся в 39-й, а не в 40-й день.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

Так нужно входить в храм. «Но, привычка и невнимание, или недостаточное размышление о том, что возглашается и читается в храме, сделали то, что мысль о вечности как-то исчезает из разума и сердца, или посещает душу очень бегло, мимоходом». Зато «блаженны все, искренно приходящие в церковь и молящиеся… С ними — Бог, они «не лишатся всякого блага» (Пс. 33), как будет напутствовать Церковь при выходе из храма. «Горе оставляющим собрание церковное: с ними диавол, уловивший их в свою волю» (2 Тим. 2, 26). «Есть ли на земле место выше, святее, благотворнее, как храм Божий? — нет». «Что честнее и почетнее храма? — Ничто!» Если все эти мысли и чувства свести к немногим основным, то вступающий в храм должен бы сочетать в своей душе два настроения: смирение грешника и радость близости Бога… Обычно хороший мipяhuh тянется к службе и приходит раньше начала… А то и до звона еще… Здесь тихо ему… Но вот пришел и батюшка в храм… И начинает читать «входные молитвы». Это — краткие молитвы: Царю Небесный, Господи помилуй, Святый Боже, Пресвятая Троице, Отче наш; и другие покаянные: Помилуй нас Господи… Господи помилуй нас… Милосердия двери; и тропари: Спасителю, Божией Матери и святому храма. «Для чего священник делает» это «моление входное пред Литургией? — В знак смирения пред правдою Божиею, как грешник, недостойный входа в дом Божий и — стоять у престола Божия». «Приступая к молитве,.. надо прежде всего помнить свою греховность, нечистоту, свое недостоинство; и с благоговением призывать имя Господне, пречестное и великолепое;.. ибо мерзки наши уста, нечистое сердце, душа осквернена бесчисленными грехами». Входные молитвы «напоминать должны нам, — пишет батюшка, — о том, что мы люди — существа падшие, грешные, осужденные, достойные всякого наказания и муки; и только верою в Сына Божия, за нас пострадавшего и умершего, избавляемся от осуждения в генну,.. обретаем примирение с Богом и доступ к Отцу Небесному, усыновление и право на наследие вечной жизни и вечной радости». Но с другой стороны, — говорит он, «должно всегда благодарить Бога за то, что Он дал нам» это «право называться чадами Божиими, приступать к Нему с молитвами, молениями, прошениями и благодарениями и радоваться о такой милости к нам Божией; и со всегдашнею готовностью, охотно, с дерзновением и благоговением приступать к Нему, а по Нем — и к Богородице, к св. Ангелам, и св. Божиим угодникам. Великая честь бренному естеству человеческому, беседовать с Существом бессмертным, безначальным, всеблагим и вседовольным. А между тем, сколь неохотно многие–многие приступают к Нему! сколь лениво, холодно, небрежно, рассеянно — а многие и совсем не приступают и живут наподобие скотов бессмысленных! — Господи, научи нас молиться Тебе, приступать к Тебе всегда с радостию и правостию сердца и мысли! Сыны человеческие… осуетились и удалились от Бога, одичали!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=883...

   И если «диавол во время молитвы будет скрывать во мраке и удалять от сердечных очей живой образ Владычицы, или Ангела, или святого; тогда ты сделай усилие, чего бы ни стоило, поставить их вживе пред самые сердечные очи твои».    «Помни! какого небесного, святого общества ты член, разумею — Церкви Христовой!.. Помни это и знай. Какая святость, какое совершенство требуется от тебя, члена того же тела!»    Наконец, идя на молитву, «надо иметь следующую уверенность о Боге, Божией Матери, Ангелах и святых: слышит, может, хочет исполнить праведное наше желание, и исполнит, если буду усердно просить, нимало не сомневаясь, — исполнит, как Ему будет угодно».    Так нужно входить в храм.    «Но, привычка и невнимание, или недостаточное размышление о том, что возглашается и читается в храме, сделали то, что мысль о вечности как-то исчезает из разума и сердца, или посещает душу очень бегло, мимоходом».    Зато «блаженны все, искренно приходящие в церковь и молящиеся... С ними — Бог, они «не лишатся всякого блага» (Пс. 33:11), как будет напутствовать Церковь при выходе из храма.    «Горе оставляющим собрание церковное: с ними диавол, уловивший их в свою волю» (2 Тим. 2:26).    «Есть ли на земле место выше, святее, благотворнее, как храм Божий? — нет». «Что честнее и почетнее храма? — Ничто!»    Если все эти мысли и чувства свести к немногим основным, то вступающий в храм должен бы сочетать в своей душе два настроения: смирение грешника и радость близости Бога...    Обычно хороший мipяhuh тянется к службе и приходит раньше начала... А то и до звона еще... Здесь тихо ему...    Но вот пришел и батюшка в храм... И начинает читать «входные молитвы». Это — краткие молитвы: Царю Небесный, Господи помилуй, Святый Боже, Пресвятая Троице, Отче наш; и другие покаянные: Помилуй нас Господи... Господи помилуй нас... Милосердия двери; и тропари: Спасителю, Божией Матери и святому храма.    «Для чего священник делает» это «моление входное пред Литургией? — В знак смирения пред правдою Божиею, как грешник, недостойный входа в дом Божий и — стоять у престола Божия». «Приступая к молитве,.. надо прежде всего помнить свою греховность, нечистоту, свое недостоинство; и с благоговением призывать имя Господне, пречестное и великолепое;.. ибо мерзки наши уста, нечистое сердце, душа осквернена бесчисленными грехами». Входные молитвы «напоминать должны нам, — пишет батюшка, — о том, что мы люди — существа падшие, грешные, осужденные, достойные всякого наказания и муки; и только верою в Сына Божия, за нас пострадавшего и умершего, избавляемся от осуждения в генну,.. обретаем примирение с Богом и доступ к Отцу Небесному, усыновление и право на наследие вечной жизни и вечной радости».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4093...

тропарей ( Дмитриевский. 1884. С. 69-70); такое последование, предваряющее не только литургию, но и прочитываемые в храме входные молитвы, было принадлежностью как древнерус. архиерейского, так и иерейского чинов литургии (Там же. С. 57-67). Но в отличие от священника архиерея, шествовавшего в храм, сопровождали сослужащие свещеносцы с возжженными светильниками. По праздникам и особым дням архиерея сопровождали также клирики, а патриарха - и гос. сановники. В эти дни сопровождавшие архиерея предварительно собирались у него в крестовой палате, а на улице ждали певчие. Выйдя на парадное крыльцо, святитель благословлял певчих со словами: «Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне», а те отвечали: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века» (Пс 112. 1-2) - и начинали петь праздничный тропарь или стихиру (как правило, славник - поэтому торжественное шествие архиерея в храм в отличие от обычного называли шествием «со славою» или «в славе»); в храме епископа встречали диаконы с кадилами. Войдя в храм, святитель, встав перед св. вратами, читал входные молитвы, состоявшие из обычного начала и мн. тропарей, во время к-рых епископ прикладывался к иконам, а затем - молитву        , с к-рой архиерей входил в алтарь. В алтаре, совершив поклонение, архиерей целовал крест и Евангелие и благословлял крестом сослужащих, а также читал молитвы от осквернения и «за входящия в церковь» (эти молитвы были в составе входных и при иерейском служении). Наконец, архиерей облачался или торжественно посреди храма, или в алтаре у горнего места (при совершении богослужения с меньшей торжественностью или в том случае, когда литургию предварял крестный ход или иная служба) ( Голубцов. С. 152-163). Согласно совр. рус. практике (ср.: Руководство для священно-церковнослужителей, Чиновник [Т. 3: Прил.]. С. 28-53), торжественное шествие архиерея в храм обычно не совершается. Епископа встречают колокольным звоном; у входа в храм он отдает посох иподиакону и облачается в мантию, к-рую износит др.

http://pravenc.ru/text/155576.html

2я, стр. 6667). Входные Молитвы Во время 9го часа иерей и диакон, где есть, тихо читают пред Царскими вратами входное литургии. Молитвы читаются те же, какие и как на литургии св. Иоанна Златоуста, только не читается молитва: «Господи, низпосли руку» (чтение каковой молитвы было бы не уместно, потому что в ней священник испрашивает у Господа укрепление на совершение бескровного священнодействия). Войдя в алтарь, священник трижды поклоняется пред св. трапезою, целует престол, крест на нем и Евангелие, а затем облачается в священные одежды» (Р. д. с. п. 1869 г., 1896 г., Ц.В. 1890 г., 1892 г., 1893 г., При облачении в каждую одежду священник творит над нею крест, целует и ничего не говорит, кроме «Господу помолимся» Также и на омовение рук священник и диакон ничего не произносят. Облачение совершается до отпуста изобразительных. Когда литургия преждеосвященных Даров служится отдельно от часов и изобразительных, в более поздний час, тогда входные читаются непосредственно перед началом вечерни. Начало Литургии «Перед началом литургии молитвы: «Царю Небесный», «Слава в вышних», и проч. не читаются, равно как и «Время сотворити» и проч. (как на полной литургии); но, после троекратного поклонения пред св. трапезою со словами: «Боже, очисти мя, грешного», священник и диакон целуют престол (а в иных местах — священник целует св. Евангелие, диакон же целует св. престол и св. крест на престоле), после чего диакон, приняв (молча благословение у священника и поклонившись ему, исходит на обычное место пред Царскими вратами и возглашает: «Благослови, владыко» (Ц.В. 1890 г., У Никольского читаем: «Священник произносит начальный возглас литургии. «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков» (Служебн.) При этом творит Евангелием крест над престолом (Чиновн.)» (Никольский, стр. 461). В отношении ношения священниками головного убора руководствоваться следует следующими правилами: «Священники снимают скуфьи или камилавки во время пения «Во Царствии Твоем» и т.д., как и пред началом полной литургии. Потом надевают их и стоят с покрытою головою до перенесения Св. Даров с престола на жертвенник. Окадивши здесь, т.е. у жертвенника Св. Дары следует опять покрыть голову и в таком виде находиться до пения «Да исправится». На «Да исправится» скуфьи и камилавки опять снимаются. Начиная с сугубой ектеньи, скуфьи и камилавки могут быть надеваемы до «Ныне силы небесныя»; затем они снимаются и не полагается надевать их до «Да исполнятся уста» и т.д., как и на полной литургии» (Риж. Е.В. 1891 г.,

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Такой способ чтения входных молитв и облачена в день Пасхи: 1. дает возможность священнику выполнить требование Устава – читать входные молитвы не только не в полном облачении, но даже без епитрахили, тем более, что он должен совершать пасхальную литургию в тех же ризах, в каких служил утреню; 2. устраняет необходимость с его стороны служить в ризах, при облачении коих не были произнесены, полагаемые в Служебниках, молитвы; 3. практикуется архиереями в день Пасхи, когда они служат литургию с утреней; 4. на подобный порядок чтения входных молитв и облачения есть аналогичные указания в Уставе: накануне, напр., Рожд. Христова, когда литургия совершается с вечерней, и эта вечерня, как утреня в день Пасхи, посредствует между входными молитвами и облачением священника, священник и входные молитвы, и облачение совершает по чину перед вечерней, и в том же облачении совершается до конца литургия (Рук. д.с.п. 1886, 4). 369 По разъяснении «Церк. Вест.», литургия должна служиться сряду же после утрени или с небольшим промежутком (Цер. Вест. 1894, 8; сн. 629 стр., 4 примеч.). – Проскомидия совершается во время пения часов (Цер. Вест. 1891, 7). – Относительно полагаемого после проскомидии каждения нужно иметь в виду, что указание Типикона (гл. 22) о порядке исхождения из алтаря для каждения всего храма не изменяется и для пасхального Богослужения, так как из того обстоятельства, что царские врата при этом бывают отверсты, нельзя выводить, что в это время все вхождения и исхождения должны быть совершаемы чрез них (Цер. Вест. 1892, 30). – На празднике Пасхи и до Вознесения при начале литургии, вместо «Царю Небесный», священник должен читать «Христос воскресе», на Вознесение и до Пятидесятницы – тропарь Вознесения; «Слава в вышних Богу» в этом случае опускается, но «Господи устне мои» читается (Цер. Вест. 1887, 24; 1888, 3; 1889, 12; 1892, 31). 370 Это Евангельское чтение представляет такое возвышенное учение о лице Иисуса Христа и особенно о божестве Его, подобного которому нет ни у одного апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010