1626 Заимствовано из особого наставления ( ρμενεα) касательно божественной литургии Преждеосвященных Даров, напечатанного у Гоара, р. 190, в котором наперед говорится о предварительном приготовлении и освящении Даров для этой литургии (как в Славянском служебнике). 1627 Прежде этого возгласа по уставу совершаются великопостные часы 3-й, 6-й и 9-й с частью последования изобразительных и читаются священником входные молитвы, полагаемые на обыкновенной литургии, кроме молитвы: Господи, ниспосли руку Твою. 1629 То есть вечерние молитвы, начиная с четвертой, так как первые три читаются после нижеследующих ектений (по Славянскому служебнику). 1631 Она же – первая молитва светильничная или вечерняя. У Даниеля: мо­литва первой статьи ( στσεως). У Гоара: молитва первого антифона ( ντιφνου). Так же называются у них и следующие две. 1638 Заимствовано из упомянутого особого наставления касательно литургии, в котором прибавлено: Ибо эта жертва преждеосвященная и совершенная, как в Славянском служебнике. 1639 В том же наставлении сказано подробнее: «После кафизмы «Господи воззвах» на глас самогласна дня, ставим стихир 10 и повторяем самогласен, потом мученичен, три подобных Триоди и три минеи, повторяя один; Слава и Ныне, богородичен», как в Славянском служебнике. У Гоара напечатаны для образца отдельно и сами стихиры из древнего списка (р. 188 и 189). 1640 Упоминание о празднике Благовещения ( Εαγγελισμο) в настоящем месте, когда речь идет о Евангелии, или сделано в греческих списках по ошибке писцов, так как по правилу 52 Трулльского собора преждеосвященная литургия на этот день не полагается или относится ко времени раньше Трулльского собора. В Славянском служебнике говорится: В празднование храма или святого. 1642 Слов человеколюбивый Господи нет в Славянском служебнике, равно как и в греческом тексте этой молитвы на вечерне. Goar, р. 38. 1645 В упомянутом наставлении касательно литургии и в Криптоферратском списке ее подробнее излагается пение этих стихов из Псалма ( 140: 2–4 ), согласно со Славянским служебником. Goar, рр. 191 и 202.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Наглядным доказательством того, как совершалось богослужение униатскими священниками, может служить отправление в 1840 году литургии, в присутствии Лидского благочинного Бренна и трех священников, священником Протасевичем. Последний входные молитвы пред литургией читал настолько скоро и непонятно, что, по замечанию Бренна, едва можно было разобрать первое и последнее слово в каждой молитве, причем, вместо «Христос воскресе» 590 он читал «Царю Небесный». Во время проскомидии, Протасевич, в виду сухости просфоры, предназначенной для агнца, поливал ее водою, причем не кадил воздухов и вообще совсем не употреблял кадила. Пред началом литургии, он опять читал, вместо «Христос воскресе», «Царю Небесный» и затем служил читанную мшу, причем стоявшие в алтаре священники едва могли слышать одно или два слова из ектеньи и громко произносимых им только «помолимся и предадим». На великом входе Протасевич произнес очень скоро и не внятно царскую фамилию, и местного архиерея, и, по входе, царских врат не затворял до причащения. Символ веры только начало – «верую» и потом «будущего века» – произнес во всеуслышание. Причетник же, стоя на коленах, отзывался на произносимые священником ектеньи – «Господи помилуй» и «подай Господи», а символ веры , по незнанию, не произносил. После возгласа «Твоя от Твоих», священник молитвы не читал, а только кладя спешно на себе крест, говорил: «Господи, иже не отыми от нас», и, начавши молитву «Отче наш», произнёс ее так скоро, что ничего нельзя было слышать, кроме «от лукаваго», а причётник, не зная сей молитвы, не произносил её, так же, как и народ. По возгласе «Святая Святым» и по вложении частицы Св. Агнца с надписью «Иисус» в потир, Протасевич не вливал теплоты, хотя кувшин с водой стоял на жертвеннике. 591 После причащения, благодарственной молитвы он не читал, но, кивая над престолом св. потиром несколько раз вокруг, начал: «со страхом Божиим». Вместо «Христос воскресе» – читал «видехом свет». Пред возглашением «благословение Господне» – назнаменовал большим пальцем правой руки крест над престолом и благословлял народ. После обедни, читал пред брачные молитвы на польском языке и, стоя на коленах, пел «под твою Милость». По примеру служащих, и весь народ, в продолжение целой обедни, стоял на коленях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

§162. Входные молитвы в начале Литургии Преждеосвященных даров читаются пред Царскими вратами в конце часов, после молитвы: Господи и Владыко живота моего... в то время, когда на клиросе начнут петь: Во царствии твоем,... Молитвы сии в уставе не обозначаются, но желающие могут читать при этом те самые молитвы, которые полагаются на обыкновенной литургии, т.е. по Благословен Бог наш... Царю Небесный... Трисвятое... Отче-наш... Помилуй нас Господи... Затем таким же образом, прикладываясь к иконе Спасителя, священник или диакон может говорить: Пречистому твоему образу, и, целуя икону Богоматери, произносить: Милосердия сущи источник... и отходит в алтарь, говоря: Вниду в дом твой... Здесь оба они целуют, по обычаю, престол, крест на нем, Св. Евангелие, но при этом читать молитву: Господи ниспосли руку твою,... в которой испрашивается для приготовляющихся к священнодействию благодатная помощь и укрепление к совершению бескровной жертвы, отнюдь не полагается; ибо Таинство Евхаристии уже совершено прежде на предшествующей полной литургии, когда освящен предлагаемый агнец, а теперь только предлагается для верующих уже готовый агнец для подкрепления духовного (руков. для С. П. 1866 г. т. 1, стр. 307). §163. Облачаются священнослужители, приступая к священнодействию преждеосвященной литургии, во все церковные облачения, как и для настоящей литургии; но при этом никто из них не должен говорить ни одной молитвы, на облачение какой-либо одежды, а только «назнаменуя каждую одежду», тихонько произносить: Господу помолимся... и так до самого конца облачения. Затем, в конце изобразительных, во время пения: Достойно есть... отверзаются Царские врата, и священник, уже в полном облачении, творит отпуст, обратившись к народу. После сего Царские врата снова закрываются и начинается литургия с вечернею. При этом литургия эта тоже не так начинается, как литургия обыкновенная, т.е. без молитв: Царю Небесный,... Слава в вышних Богу, и т.п... Но только после троекратного поклонения пред Св. Трапезою священник целует Св. Евангелие, диакон же Св. Трапезу и св. крест на престоле; затем последний, поклонившись священнику исходит на обычное место и возглашает: Благослови Владыко... а если нет диакона, то священник, совершив целование Евангелия и престола, возглашает: Благословенно царство.... и т.д. (руков. для С. П. 1869 г. т. 1, стр. 307–307).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Правосл. литургия по Г. о. значительным образом отличается от католич. чина рим. мессы из-за влияния на нее визант. обряда, мн. элементы к-рого были включены комиссией в чин «литургии согласно св. Герману Парижскому». В начале литургии совершаются входные молитвы ( les prières préparatoires ), соответствующие accessus ad altare в рим. обряде (Пс 42, Confiteor, ascensio ad altare, introit), при этом допускается чтение входных молитв из визант. обряда. При облачении клирики читают традиц. зап. молитвы, облачения соответствуют используемым в Зап. Церкви (амикт, альба, стола, манипул, далматик и др.). Диакон совершает приготовление Даров ( la préparation des Dons ) с молитвами, частично заимствованными из чина проскомидии визант. обряда. Литургия оглашенных ( Liturgie des Catéchumènes ) начинается с диаконского возглашения: «Soyons attentifs! En silence!» (Внимайте! Храните молчание!) в соответствии с «Кратким толкованием» Псевдо-Германа. После antiphona ad praelegendum совершается вход с Евангелием и чтение молитвы малого входа из визант. обряда, по входе читаются молитвы начала литургии из визант. обряда (            ). Далее чинопоследование соответствует «Краткому толкованию»; при архиерейском служении во время пения Трисвятого (на 3 языках - греч., лат., франц.) допускается осенение народа трикирием и дикирием с чтением молитвы «Seigneur, regarde du haut des cieux» (         в визант. чине архиерейского богослужения ). По гомилии диакон читает литанию (prece), схожую с мирной ектенией визант. обряда. Литургия верных ( Liturgie des Fidèles ) начинается с диаконского призыва затворить двери, предстоятель преподает благословение, далее следует чтение народом «Верую» (Credo), во время к-рого диакон совершает каждение алтаря и храма. После Credo читаются 2 молитвы Praefatio fidelibus, предваряющие офферторий , состоящий из Sonus - пения Que toute chair humaine fasse silence (          ) и процессии с Дарами, схожей с вел. входом в визант. обряде. Во время процессии священник читает молитву Aucun de ceux qui sont liés (    ). По поставлении на престол Дары покрываются покровом (palla) с молитвой Le noble Joseph (    ), что также является прямым заимствованием из визант. обряда, в это время хор поет Laudes.

http://pravenc.ru/text/161584.html

На 9-м часе, во время молитвы Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш... священнослужители читают пред Царскими вратами входные молитвы 17 , и затем входят в алтарь. В алтаре они трижды поклоняются пред святым престолом, целуют, по обычаю, святой престол, напрестольный крест и святое Евангелие и облачаются во все священные одежды, но при этом не читают молитвы на облачение, а только «назнаменуя» (благословляя) каждую одежду, целуют ее и тихо произносят: Господу помолимся. Господи, помилуй. Во время пения Во Царствии Твоем... отверзается завеса Царских врат. После чтения изобразительных священник произносит на амвоне, при закрытых Царских вратах, малый отпуст. Облачившись, священник и диакон трижды благоговейно поклоняются перед святым престолом со словами: Боже, очисти мя, грешного. Священник целует святое Евангелие, а диакон – святой престол. Получив у священника благословение и поклонившись ему, диакон выходит через северную дверь на солею, становится на амвоне и, помолившись, возглашает: Благослови, владыко. Священник, творя святым Евангелием знамение креста над антиминсом, возглашает: Благословено царство... после чего полагает святое Евангелие на антиминсе. Хор: Аминь. Чтец: Приидите, поклонимся... (трижды). 103-й, предначинательный, псалом «Благослови, душе моя, Господа...» Слава, и ныне. Аллилуия (трижды). Священник во время чтения 103-го псалма тайно читает пред закрытыми Царскими вратами светильничные молитвы, начиная с 4-й (первые три читаются на малых ектениях), после чего уходит в алтарь. Диакон произносит великую ектению. Священник по окончании ектении возглашает: Яко подобает... Хор: Аминь. Чтец читает 1-ю «Славу» 18-й кафизмы 18 . Во время чтения 1-й «Славы» священник полагает Святой Агнец на дискос следующим образом. Поклонившись пред святым престолом, священник берет святое Евангелие, лежащее на антиминсе, ставит его справа от дарохранительницы (ковчега), раскрывает антиминс, полагает губку в сторону и ставит дискос с лжицею и копием на середину антиминса. Положив (вместе с диаконом) два земных поклона, священник «с благоговением многим» с помощью лжицы и копия взимает из дарохранительницы преждеосвященный Святой Агнец, полагает его на дискос, после чего отирает губкой копие и лжицу над дарохранительницей. Затем священнослужители делают земной поклон перед Святыми Дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кроме того, в Типиконе, под 24 и 25 числом нет указания относительно отправления перед праздничной вечерней часов и изобразительных, тем не менее следует помнить, что весь суточный круг без часов немыслим. Во время молитвы 9-го часа священнослужители совершают входные молитвы. По окончании 9-го часа поются «Блаженны». Псалмы 102-й: «Благослови, душе моя, Господа...» и 145-й: «Хвали, душе моя, Господа...» опускаются, и хор сразу поет «Во Царствии Твоем...». Все остальные стихи поются с припевом: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Затем по прочтении «Честнейшую...» священник выходит из алтаря на амвон и произносит молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами, после чего чтец читает молитву: «Всесвятая Троице...». По окончании ее священник произносит: «Премудрость». Хор: «Достойно есть...» до середины. Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше...». Хор: «Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови». И бывает полный отпуст. Священник идет в алтарь и молится у Престола: «Боже, милостив буди мне, грешному. Боже, очисти грехи моя и помилуй мя. Создавый мя, Господи, помилуй. Без числа согреших, Господи, прости мя» 22 . Затем священник произносит литургийный возглас: «Благословено Царство...», начертывая крест Евангелием над Антиминсом, и начинается вечерня, которая соединяется с литургией Преждеосвященных Даров. Но если литургия Преждеосвященных Даров не совершается, то переход от изобразительных к вечерне будет таков. Сразу после молитвы св. Ефрема Сирина начинается вечерня со слов: «Приидите, поклонимся...» и т.д. Если праздник случится в Великий пост , то кафизмы и поклоны на вечерне опускаются. На «Господи, воззвах...»– стихиры на 10: Триоди – 2, подобны – 3 и праздника – 3 (2 из них повторяются), «Слава, и ныне» – праздника. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3): 1) Быт. 28; 2 ) Иез. 43–44; 3 ) Притч. 9 . Затем «Да исправится молитва моя», великие поклоны (три) и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. Но если литургия не совершается, то на «Господи, воззвах...» – стихиры на 8: Триоди – 3 и праздника – 5, «Слава, и ныне» – праздника. Вход. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3). Но если Благовещение случится в одну из суббот поста, то читаются 7 паремий: 2 дневных и 5 праздника, а если праздник случится в воскресенье, то читаются 5 паремий: три, которые читаются на Рождество Богородицы, и две, которые принадлежат только службе Благовещения: 1) Исх. 3 (о купине); 2) Притч. 8 (о вечном бытии Сына Божия).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В первый раз они встречаются в служебниках XVI в., где определенно указывается, в чем должны состоять входные молитвы 171 . – Чтобы видеть в каком положении находились другие части проскомидии, берем четыре рукописи нашей Москов. Синод. библиотеки, – две из XII в. и две из XIV в. В первой рукоп. XII в. 172 говорится только о приготовлении Агнца священником и потом находятся две молитвы над кадилом и о предложенных дарах и следовательно нет молитв облачения, не говоря уже о молитвах входных, и нет подробного чина изъятия частиц из просфор, равно как и две последнии части проскомидии представляются недостаточно развитыми. Если присоединить к этому упоминание в другой рукописи XII в. 173 о приготовлении Агнца диаконом, то мы получим весьма недостаточно развитую проскомидию совершенно без молитв не только входа, но и облачения, далее без подробного чина приготовления Агнца и чаши, с двумя только молитвами – кадила и о предложенных дарах. Из XIV в. берем две таких рукописи, из которых одна носит на себе явные следы того времени, когда Филофеев устав, принесенный к нам Киприаном, еще не начинал действовать, а другая, в которой изложен устав Киприана или, лучше сказать, патр. Филофея. В докиприановском служебнике 174 проскомидия уже достаточно обставлена молитвами, хотя по большей части не существующими ныне. Правда, нет молитв входа и облачения, но зато есть молитвы пред приготовлением Агнца (чего ныне нет), после приготовления (опять нет); после приготовления чаши полагаются слова: „трие суть свидетельствующии...” Молитва предложения полагается ранее покровения даров (у нас же после). При покровении чаши и дискоса произносятся стихи псалма: „Господь воцарися”; вслед за тем словами „глас радости и веселия” и пр. оканчивается проскомидия. Таким образом около XIV в., в докиприановское время, проскомидия, в некоторых своих частях, обставлена была даже более, чем теперь. Наконец в Киприановеком служебнике 175 мы уже встречаем несравненно более сходства проскомидии с нынешней, чем в служебниках предыдущего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   С понедельника в конце каждой песни присоединяются еще особые Богородичны. В Триоди цветной они помещаются в последовании Недели жен мироносиц, а в изданном особой книжицей «Последовании во Святую и Великую Неделю Пасхи» они печатаются в каноне на ряду в 1-й день Пасхи. По установившемуся повсеместно обычаю, к тропарям Богородичного канона в дни Пасхальной седмицы вместо «Слава, и ныне» поется «Пресвятая Богородице, спаси нас». Так это указано и в издании Цветной Триоди, 1914 года, где говорится, что вместо «Слава, и ныне» глаголем «Пресвятая Богородице, спаси нас». О малых ектениях на каноне в Уставе не упомянуто, ибо с понедельника Пасхи в отношении ектений строй утрени обычный и они произносятся только по 3-й, 6-й и 9-й песнях. Катавасия по каждой песни – ирмос, единожды и «Христос воскресе» (трижды).    О каждении также в Уставе ничего не сказано, но оно обычно совершается на 1-й, 4-й и 7-й песнях канона иереем, а на 9-й – диаконом.    По 3-й песни – ипакои «Предварившия утро». По 6-й песни – кондак «Аще и во гроб», икос. «Воскресение Христово видевши» и «Воскрес Иисус» (трижды). По 9-й песни – ексапостиларий Пасхи «Плотию уснув...» (трижды). На «Хвалите» стихиры воскресные на 4, глас 2-й, и стихиры Пасхи. Отпуст пасхальный с Крестом.    Часы Пасхи.    См. В «Правиле ко Святому Причащению» (изд. Московской Синодальной типографии, 1893) говорится: «Ведомо буди, яко во Светлую седмицу Пасхи вместо вечерних и утренних молитв поются часы Пасхи, вместо же канона Господу Иисусу и параклисиса Богоматери чтется канон Пасхи с Богородичнами его, прочии же по днем седмицы опускаются. Канон же и молитвы по Причащении читаются полностью, предваряемые только троекратным чтением «Христос воскресе» и с опущением псалмов и Трисвятого с тропарями после него».    См. Входные молитвы пред Литургией в Светлую седмицу принято совершать следующим образом. По обычном начальном возгласе «Благословен Бог наш» читается «Христос воскресе» (трижды), ипакои – «Предварившия утро яже о Марии», кондак «Аще и во гроб», «Во гробе плотски», «Слава» – «Яко Живоносец», «И ныне» – Богородичен «Вышняго освященное». «Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий», «Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице». Молитва «Господи, ниспосли руку Твою», и прочее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский Времени же наставшу, входит священник во храм и соединився со диаконом, творят вкупе к востоку пред святыми дверьми поклонения три и молитвы . Вшедше же во святилище облачатся и творят проскомидию . По отпусте же проскомидии кадит диакон святое предложение, святилище и храм весь, входит паки во святый олтарь, и покадив святую трапезу паки, и священника, кадильницу убо отлагает на место свое, сам же приходит ко иерею. И ставше вкупе пред святою трапезою, покланяются трижды, в себе молящеся и глаголюще: В положенное время входит священник в храм и вместе с диаконом совершают три поклона перед святыми вратами и читают входные молитвы . Войдя же во святилище облачаются и совершают проскомидию . По окончании проскомидии, диакон, покадив святилище и весь храм, и, став вместе с священником перед святым престолом, трижды поклоняются, молясь в себе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Священник, воздевая руки, произносит: Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Дважды. Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. (2) Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Господи, Ты отверзешь уста мои, – и уста мои возвестят хвалу Твою! Таже целуют, священник убо святое Евангелие, диакон же святую трапезу. И посем подклонив диакон свою главу священнику, держа и орарь треми персты десныя руки, глаголет: Время сотворити Господеви, владыко, благослови. И целует священник святое Евангелие, а диакон святой престол. Затем диакон, склонив пред священником голову и держа орарь тремя перстами правой руки, говорит: Время действовать Господу; владыка, благослови.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/liturgiya...

Уставные указания В , которая до момента появления печатных изданий уже в течение веков совершалась лишь несколько раз в год и записывалась после И , в книгах до конца XIX b. лаконичны по сравнению с И . Должно быть, считалось, что нет нужды повторять указания, уже приведённые в тексте И . Кроме того, как реже совершаемая литургия, В сохранила определённые архаические черты, такие как молитва благодарения по св. причащении после причащения народа 57 , и не торопилась принять изменения, внесённые в текст И в эпоху печатных изданий, например, вставку тропаря и кондака Пятидесятницы перед преложением Св. Даров. Божественная литургия, запечатлённая в первых печатных изданиях, похожа на сегодняшнюю, но не тождественна ей. Несмотря на то, что священнические молитвы на девяносто процентов совпадают с сегодняшними, образ совершения Божественной литургии в XVI–XVII bb. более соответствовал «Уставу» Филофея, чем сегодня, особенно в греческом мире. (Исключение составляют униатские издания, такие как БЛ Рим. 1601 , и некоторые из первых печатных Евхологиев, например ЕВХ 1571, где влияние «Устава» или не было абсолютным, или вовсе отсутствовало и издания основывались на южно-италийской рукописной традиции.) С тех пор в греческом чине усложнились входные молитвы, произошли изменения в поминовениях протесиса, исчез диалог между священником и диаконом перед Трисвятой песнью. Другое важное отличие чина литургии XVI–XVII bb. от современного греческого чина состоит в наличии ряда частей, исполняемых хором, которые впоследствии выпали из греческой литургии. Примерами таких элементов могут служить песнопение «Да исполнятся уста наша...» после Св. Причастия, 33-й псалом во время раздаяния антидора, стихи 117-го псалма – «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам» – в ответ на диаконское приглашение «Со страхом Божиим и верою приступите». Стоит заметить, что большинство первых печатных (XVI b.) Евхологиев содержали эти элементы, а в последующих изданиях Евхология они были опущены и приводились лишь в брошюрах «Последование чтеца».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010