ЛИТУРГИЯ по чину святых Иоанна Златоуста и Василия Великого Литургия условно разделяется на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных. Совершению проскомидии предшествуют входные молитвы и облачение священнослужителей. Входные молитвы Перед началом литургии, утром в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды осеняют себя крестным знамением, совершая три поклона, и читают входные, то есть приготовительные к совершению литургии, молитвы (стоя с покрытой головой, в скуфье или камилавке,– до чтения тропаря «Пречистому Твоему образу...»). [По сложившейся практике приготовившийся литургисать священнослужитель входит в алтарь, совершает по Уставу два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтаря на солею для совершения входных молитв. Если совершают литургию несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные – в рясах.] Диакон: Благослови, владыко. Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Диакон: Аминь. Царю Небесный... Трисвятое по «Отче наш». Священник: Яко Твое есть Царство... Диакон: Аминь. Далее оба читают: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумéюще, сию Ти молитву, яко Владыце, грешнии приносим: помилуй нас. Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповáхом, не прогневайся на ны зело, нижé помяни беззаконий наших, но призри и ныне, яко Благоутробен, и избави ны от враг наших. Ты бо еси Бог наш, и мы – людие Твои, вси – делá руку Твоею, и имя Твое призываем. И ныне: Милосердия двéри отвéрзи нам, Благословенная Богородице, надéющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго. Потом, подойдя к иконе Христа Спасителя, молятся, читая тропарь: Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избáвиши, яже создáл еси, от работы врáжия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришéдый спасти мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Памяти протоиерея Алексия Зотова Первые лет десять- двенадцать, в возрасте уже под семьдесят, он служил ежедневно, не уставая от службы. «Зачем тебе, отец Алексий, читать «входные молитвы»? Ты же из храма и не выходишь», — говорил, шутя, благочинный. 22 марта, 2012 Первые лет десять- двенадцать, в возрасте уже под семьдесят, он служил ежедневно, не уставая от службы. «Зачем тебе, отец Алексий, читать «входные молитвы»? Ты же из храма и не выходишь», — говорил, шутя, благочинный. Недолог путь от храма святых мучеников Флора и Лавра до Даниловского кладбища. Едешь по трамвайным путям, мимо Свято-Данилова монастыря, пересекаешь Тульскую площадь, далее по Серпуховскому Валу, налево – и снова по рельсам, пока не окажешься у бело-желтых ворот: кругом деревья, будто лес, а в глубине, за воротами, —  храм, и вокруг него – кладбище… Всегда, когда я приезжаю сюда, светит солнце: на девять ли дней батюшкиной кончины, на двадцать ли, на его ли день рождения, десятого марта. На улице мороз, но гвоздики не вянут, и недельной давности хризантемы стоят в снегу словно только что срезанные.  Могилка с деревянным крестом, прямо у дороги, напротив церковной стены. Здесь покоится протоиерей Алексий Зотов, настоятель храма святых мучеников Флора и Лавра в Ямской Коломенской слободе на Зацепе, скончавшийся двенадцатого февраля этого года, не дожив месяц до восьмидесяти двух лет. Он умер скоропостижно, от сердечной недостаточности, на четвертый день пребывания в больнице Святителя Алексия с диагнозом «пневмония». Стояли суровые морозы, батюшка ездил на службу на трамвае, подолгу ожидая его на остановке – признавал только общественный транспорт, никаких машин. Он и на все требы так ездил: неторопливо, в метро или на трамвае, никому не отказывая, но и на персональный транспорт не соглашаясь. Незадолго до болезни он, в заботах о храме, принимал гостей и рассказывал им о приходских нуждах: в мороз ходил с ними по двору. И вот – простудился, заболел, и сердце его не выдержало. Никто не мог этого представить, никто не был к этому готов. Кроме него самого: у батюшки было готово все. «Не я сказал,-  говаривал батюшка. – Давид сказал! Аще в силах —  восемьдесят лет»…  Он предчувствовал кончину, с осени говорил об этом близким.

http://pravmir.ru/pamyati-protoiereya-al...

митр. Ионафан (Елецких) Краткая схема Божественной литургии (архиерейский чин) 1 1 .Проскомидия (протесис) – приготовление евхаристических Даров в жертвеннике. 2 2 .Вход епископа в притвор и в алтарь храма, преподание «мира» общине верных. 3 3 .Синаксис – чтение Священного Писания и поучение предстоятеля. 4 .Перенесение Святых Даров из жертвенника в алтарь, вручение их епископу. 5 .Анафора – молитва освящения евхаристических Даров, прошения о Церкви. 6 .Молитва о «добром» причащении («Отче наш»). 7 .Общение Святого Духа – причащение верных и благодарение за него. 8 .Обряды и молитвы исхода епископа и народа из храма. Божественная литургия святого Василия Великого Входные молитвы Перед тем как войти в алтарь, священник становится перед Царскими вратами и читает начальные молитвы: Благословен Бог наш, Царю Небесный, затем Трисвятое по Отче наш , тропари Христу и Богородице, целуя их иконы. Затем, наклонив главу, читает нижеследующую молитву. Молитва личного благочестия (перед вхождением в алтарь) Господи, подай мне руку Твою из святого вышенебесного жилища Твоего и укрепи меня для предстоящего служения Тебе, дабы неповинно предстать страшному Престолу Твоему и совершить священнодействия Бескровной Жертвы. Ибо у Тебя Сила и Слава 4 во веки веков! Аминь. Заходя в алтарь, священник читает стихи 5-го псалма: Господи, я войду в Дом Твой в страхе пред Тобой и поклонюсь святому Храму Твоему. Наставь меня в заповедях Твоих и направь по верному пути, дабы, насмехаясь, не злословили меня враги мои. Ибо нет в устах их истины, сердце их полно суеты, гортань их подобна зияющей могиле и язык свой они изострили, как у змеи. Разсуди их, Боже, и пусть оставят коварные умыслы свои! Из-за отступлений их и Ты их отвергни, ибо они оскорбили Тебя, Господи. Все же надеющиеся на Тебя, да возвеселятся, да возрадуются вечно, ибо Ты станешь жить среди них. И да воздадут хвалу Тебе во веки возлюбившие Имя Твое! Ибо Ты, Господи, благословением Твоим благословляешь праведника и благоволением Твоим, как щитом, покрываешь его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Проскомидия Прежде чем приступить непосредственно к совершению священнодействия проскомидии, за которым приготовляется вещество для Таинства Евхаристии, священнослужитель должен еще раз внимательно испытать себя, готов ли он приступить к совершению этого великого и страшного Таинства. Он со смирением сердечным читает пред царскими вратами входные молитвы, с сознанием своего недостоинства произнося тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», «Господи, помилуй нас» и «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице». После этого священник в испрошение благо­датной помощи и свидетельство своего Православия целует иконы Спасителя и Божией Матери, читая тропари «Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий» и «Милосердия сущи источник», и, преклонив главу пред царскими вратами, – «Господи, низпосли руку Твою», в которой испрашивает помощи свыше и силы к неосужденному совершению священнодействия Литургии, а затем просит молитв и прощения у собратьев и верующих и входит в алтарь, произнося псалом «Вниду в дом Твой » (5. 6–11). Приступив к престолу, священник делает два поклона пред ним, целует лежащее на престоле Святое Евангелие, знаменующее Самого Господа на Престоле Славы, и святой престол, затем кладет еще один земной поклон и с благоговением начинает облачаться в священнические одежды, благословляя каждую в отдельности, целуя крест на ней и читая положенные молитвы. Облачившись и умыв руки, с чтением молитвы «Умыю в неповинных руце мои..» он приступает к жертвеннику, который символизирует, по мысли свя­того Германа, патриарха Константинопольского, вертеп, в котором родился Спаситель, а также Голгофу, где была принесена Крестная Жертва Христова, и совершает три земных поклона с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя». Если священник служит с диаконом, то диакон заранее должен приготовить священные сосуды, т.е. чашу и дискос, а также звездицу, лжицу, копие, покровцы, пять просфор, вино и воду. При чтении вполголоса (некоторые читают его с воздетыми руками) тропаря Великого пятка «Искупил ны еси от клятвы законныя» священник последовательно целует дискос, чашу, звездицу, копие и лжицу, делает возглас «Благословен Бог наш», берет просфору, называемую Агнцем, и знаменует крестообразно ее копием трижды со словами «В воспоми­нание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

21. Страстная седмица. Великая Суббота. Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии. Полунощницу «поем в келлиях, и глаголем кафизму 9-ю» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Пяток вечера», 2-е «зри»). По 1-м Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». По 2-м Трисвятом – кондак Триоди, глас 6-й: «Бездну заключивый...» (см на утрене Великой Субботы). «Господи, помилуй» (12), и отпуст (заупокойная молитва «Помяни, Господи...» не произносится). Примечание. По Уставу, утреня Великой Субботы начинается «в 7-й час нощи», т. е. по-нашему – около 1-го часа ночи (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). Начало утрени обычное (с «Царю Небесный...»). Псалмы 19-й и 20-й (во время псалмов – обычное каждение). Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы .) Ектения великая. Примечание. В Великую Субботу – на утрене, часах, вечерне, Литургии – всё, что обычно читается на солее, как-то: ектении, Апостол, Евангелие, входные (а также заамвонная) молитвы – произносится перед Плащаницей. Малый и великий входы совершаются также перед Плащаницей. Причащение мирян и отпуст – на амвоне. На «Бог Господь» – тропарь, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Егда снизшел еси...», «И ныне» – ин тропарь, глас тот же: «Мироносицам женам...». Примечание. «Посем настоятель свещы раздает братии: и начинаем пети непорочны со сладкопением. Такожде по стиху. И похвалы возглашает певец, во глас 5-й... Тогда настоятель кадит церковь всю, и братию по чину» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). С началом пения тропарей отверзаются царские врата, священнослужители исходят к Плащанице. Предстоятель раздает возжженные свечи сослужащим. Возжигают свечи и все предстоящие. Предстоятель с диаконом кадят Плащаницу окрест (трижды) и совершают, по традиции, полное каждение храма. Непосредственно по окончании тропарей начинается пение Непорочных (на 5-й глас, и в тот же глас – похвалы). По Уставу, должна петься вся 17-я кафизма (с похвалами), но обычно певцы поют несколько первых стихов с их похвалами, затем поют только псаломские стихи, а похвалы читают священнослужители. При соборном служении псаломские стихи могут петь все священнослужители. Также существует практика, по которой и псаломские стихи, и похвалы читаются. Если священник один, то чтец читает псаломские стихи, а священник – похвалы .

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-04/

Глава восемнадцатая О Божественной литургии и Божественном Причащении 1 Что за величие – Божественная литургия! Когда Бог призирает на Своего смиренного служителя, как он чувствует великолепие литургии! Какую пользу получают поминаемые! 686 Сколь Бог почитает человека, что на каждой литургии снисходит вместе с ангельскими чинами и питает его Своими Всесвятыми Телом и Кровью! «Вся бо воздал еси нам» 687 . Какая существует вещь телесная или духовная, тленная или нетленная, которой бы Он лишил нас? Никакой. Если ежедневно Он дает нам Свое Святое Тело и Кровь, то что может быть выше этого? Конечно же, ничто. Каким Таинствам Бог сподобил служить перстного человека! О бесценная небесная любовь! Одна капля Божественной любви превосходит всякую любовь земную, телесную, мирскую. 2 В Малом Скиту Святой Анны жил один иеромонах Савва, тот самый, что был известен под именем «папа 688 Савва " 689 . Он был духовником отца Иоакима Специериса 690 . Он был духовником и русской императрицы Екатерины 691 . Он литургисал каждый день и был богоносцем, прозорливым, учителем умной молитвы. Однажды кто-то спросил его, что подвигает его к поминовению на проскомидии столь многих имен. Он ответил: «Когда я был помоложе, пригласили мы епископа на освящение храма, что над монастырем Святого Дионисия 692 (там папа Савва раньше безмолвствовал со своим старцем отцом Иларионом 693 , который тоже был известным духовником). После освящения епископ говорит моему старцу: “Можно дать отцу Савве несколько имен, чтобы он поминал их каждый день: ведь он служит каждый день?”. Старец отвечает ему: “Дай столько имен, сколько хочешь”. И он дал мне шестьдесят девять имен. Когда я совершил тридцать девять литургий и должен был служить сороковую, со мной произошел такой случай. Я облокотился на аналой и ждал, когда придет старец и я прочту входные молитвы литургии. Незаметно я заснул и вижу себя во сне облаченным в святое облачение и стоящим перед святым престолом. На святом престоле был святой литургийный дискос и потир, полный Крови Христовой. Затем я вижу, как приходит отец Стефан, берет проскомидийную записку и лжицу, подходит к святому престолу и кладет на него записку рядом с дискосом. Потом он погружает лжицу в Святую Кровь Христову и стирает одно имя. Потом он погружает ее снова и стирает другое имя и так далее, пока не проделал это со всеми именами, и записка стала чистой.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

22. Светлое Христово Воскресение. ПАСХА. Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского. Перенесение мощей блгв. кн. Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского (службу зри 27 ноября) . Полунощницу нужно начинать не позднее 23 часов, чтобы не спеша совершить ее. Так как Литургия, по традиции, совершается непосредственно после утрени и часов, то входные молитвы читаются перед Плащаницей до полунощницы по обычному чину, начиная Трисвятым. Примечание. Полунощница, согласно Уставу, должна начинаться после чтения Деяний, которое завершается около «часа 4-го нощи», т. е. по-нашему – около 10-ти часов вечера (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера», 4-е «зри»). Чин полунощницы. При закрытых царских вратах и завесе иерей творит начало: «Благословен Бог наш...». («Царю Небесный» не читается.) Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся...» (3), и псалом 50-й. Канон Великой Субботы (из Триоди Постной): «Волною морскою...». Ирмосы по дважды, тропари на 12, и катавасия – тот же ирмос (по каждой песни). Канон, по традиции, читает один из священнослужителей перед Плащаницей. Примечание. По Уставу, канон Великой Субботы поется «со стихами песней», т. е. с библейскими песнями в праздничной редакции: «Поем Господеви» (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 651). По 3-й песни – седален Великой Субботы, глас 1-й: «Гроб Твой, Спасе...». «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак Великой Субботы, глас 6-й: «Бездну заключивый...», и икос, глас тот же: «Содержай вся...». В начале 9-й песни, по традиции, отверзаются царские врата. Совершающий полунощницу иерей с диаконом, совершив каждение окрест Плащаницы, при пении катавасии 9-й песни (на словах: «...востану бо и прославлюся...») подъемлют Плащаницу и вносят в алтарь. Вслед за этим царские врата затворяются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до отдания Пасхи. Так как обычно плащаницы устраиваются выпуклыми и на них невозможно при совершении Литургии ставить дискос и чашу, то Плащаница, которая износилась в Великий Пяток и в Великую Субботу, полагается на свое обычное место, а на престоле простирается другая Плащаница – гладкая (не вышитая).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-05/

Апрель 2 апреля Сегодня прошел я сквозь огонь и воду сатанинские, и Ты, Христе, извел меня в покой чрез причащение животворящих Таин Твоих. О! Как сильно, яростно, убийственно было искушение сатанинское в движении злобы и раздражительности на ближнего. Я был омрачен, смущен, воспален, стеснен внутренно; поник совершенно духом и пришел в отчаяние от огня сатанинского, не преставая, впрочем, взывать к Богу о помощи; в довершение моего горя враг изрыгал во мне хулы на Пребожественную Троицу. Стал я читать в церкви на Часах Евангелие от Иоанна – и, увы! без малейшего сочувствия, мертвым сердцем, запинающимся языком, с желанием скорее кончить. Но вот я прочитал входные, или приготовительные к литургии молитвы, помолился Господу и Владычице – и полегче, полегче стало: не стало огня, и тесноты, и страха, и томления мучительного; во время обедни довольно сносно касался меня диавол, а после причащения – о, чудесе! я стал мирен, ясен, радостен, блажен, небесен, как из мертвых воскрес. Оле 82 благодеяний, оле чудес Владычних! На мне исполнились слова пророка Давида: По множеству болезней моих в сердцы моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою [ Пс. 93, 19 ]. Почему крайне необходимо христианам держать пост или никогда не обременять чрева своего пищею и питием? – Потому что сердце христианина есть храм Божий, обитель Пресвятой Троицы, а Сердце и чрево совместны, и так как Пресвятая Троица есть Дух и ищет сродного Себе в человеке, то есть духа его (угождающий же чреву есть плотской человек, не имеющий духа), то Бог не может обитать в сердце чревоугодника. Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих... зане [рус.: потому что] суть плоть [ Быт. 6, 3 ]. Значит, чтобы соделаться христианину храмом Духа Святого, необходимо ему поститься. Причастившись Святых Таин, храни крепко кротость, смирение и незлобие сердца, беспристрастие к благам земным; будь воздержен в пище и питии; воздерживай язык, говори немного, особенно не празднословь, не смейся, не раздражайся. Будь искренен, простосердечен в любви; как себя уважаешь и любишь, так и других уважай и люби; чего себе желаешь, того и сам другим желай, – словом, от чиста сердца люби всех, как чад единого Отца Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Закрыть itemscope itemtype="" > На Украине богомольцев обсервируют Украинские чиновники, возмущённые многолюдьем на пасхальных Богослужениях в Почаевской и Святогорской Лаврах, перекрыли Донецкую область и Почаев и завели пять дел на клириков УПЦ МП 22.04.2020 1510 Время на чтение 5 минут Торжественные богослужения праздничной Пасхальной ночи возглавил в Святогорской Лавре наместник обители, викарий Донецко й епархии митрополит Святогорский Арсений, сообщается на сайте Лавры . Накануне, 18 апреля, в 20:00 в Успенском соборе обители началось чтение Деяний апостольских, которое совершали попеременно братия монастыря. В 22:45 состоялась встреча митрополита Святогорского Арсения и были совершены входные молитвы. В 23:00 началась полунощница. Её возглавил благочинный обители архимандрит Галактион (Вуйченко). По 9-й песни канона Плащаница Спасителя была внесена духовенство в алтарь и положена на престоле. Ровно в полночь 19 апреля начался пасхальный крестный ход, который возглавил митрополит Арсений в сослужении епископа Иннокентия (Шестопаля) и всего лаврского духовенства. По троекратном обхождении Успенского собора у главного его входа митрополит Арсений возгласом «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во векивеков» начал пасхальную утреню. По совершении утрени были пропеты часы и состоялась встреча Благодатного огня, доставленного из Иерусалима. Затем была отслужена Божественная литургия. Под утро, по окончании Литургии, митрополит Арсений возглавил крестный ход, во время которого священнослужители освятили приношения паломников. Богослужебные песнопения исполняли два братских хора Святогорской Лавры. Трансляция пасхальной службы осуществлялась информационно-просветительским отделом Святогорской Лавры на канале YouTube и на странице Facebook, а также украинскими телевизионными каналами «NEWSONE» и «ОРБИТА». Опубликованные на сайте Святогорской Лавры фотографии свидетельствуют о том, что даже коронавирус не помешал богомольцам в большом количестве собраться в обители в пасхальную ночь.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/22/na...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Литургия свт. Иоанна Златоуста (рус) Литургия свт. Иоанна Златоуста на русском языке, перевод иером. Амвросия (Тимрота). Текст литургии свт. Иоанна Златоуста на русском языке Перевод иером. Амвросия Тимрота http://wertograd.narod.ru В положенное время входит священник в храм и вместе с диаконом совершают три поклона перед святыми вратами и читают входные молитвы. Войдя же во святилище облачаются и совершают проскомидию. По окончании проскомидии, диакон, покадив святилище и весь храм, и, став вместе с священником перед святым престолом, трижды поклоняются, молясь в себе. Священник, воздевая руки, произносит: Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. (2) Господи, Ты отверзешь уста мои, — и уста мои возвестят хвалу Твою! И целует священник святое Евангелие, а диакон святой престол. Затем диакон, склонив пред священником голову и держа орарь тремя перстами правой руки, говорит: Время действовать Господу; владыка, благослови. Священник, благословляя его, произносит: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Диакон: Помолись обо мне, владыка святой. Священник: Да направит Господь стопы твои. И снова диакон: Помяни меня, владыка святой. Священник: Да помянет тебя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Диакон же: Аминь. И, поклонившись, выходит северными вратами, так как Царские врата до входа не отверзаются. И, став на обычном месте перед Царскими вратами, трижды поклоняется с благоговением, произнося в себе: Господи, Ты отверзешь уста мои, — и уста мои возвестят хвалу Твою. Литургия оглашаемы х Диакон: Благослови, владыка! Священник: Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда и во веки веков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010