475 Начат печатанием 1-го Января 1607-го года; окончен печатанием 25-го Апреля 1610-го года. Приготовлен к печати монахом Чудова монастыря, последующим известным головщиком Троицко-Сергиева монастыря, Логгином Шишеловским. Не совсем справедливо осужден и в 1633-и году сожжен патр. Филаретом (Акт. Экспед. 476 Первое издание 1633-го года начато печатанием 17-го Декабря 1630-го года, окончено печатанием 20-го Февраля 1633-го года. Второе издание, представляющее собою простую перепечатку первого, начато 17-го Марта 1633-го года, окончено 30-го Сентября того же 1633-го года (неправильно иными относится к 1634-му году). 477 Устав напечатан в III томе Русской Исторической Библиотеки, издаваемой Археографическою Комиссией, Спб., 1876, coll. 1–156 (Заметка 1634-го года под 12-м Февраля. – col. 54). 479 Святцы с летописью, напечатанные не при какой-либо богослужебной книге, а сами по себе, отдельной иди особой книгой, суть такие святцы, в которых сообщаются краткие биографические сведения о святых (в старое время у нас назывались летописью всякие исторические, пространные и краткие, сведения: запись на стене церкви о времени ее построения – летопись; запись на книге о времени и месте ее написания – летопись). Святцы 1646-го года начаты печатанием 21-го Сентября 1646 года, окончены печатанием 6-го Декабря того же 1646-го года. Святцы 1648-го, тождественные с святцами 1646-го года или представляющие их перепечатку, начаты печатанием 14-го Июля 1648-го года, окончены печатанием 14-го Ноября того же 1648-го года. 480 Святцы других богослужебных книг: евангелий, апостолов, служебников, требников, следованных псалтирей вообще значительно сокращеннее святцев, находящихся в уставах. 482 Служебник 1656-го года окончен печатанием 31-го июля сего года, а что касается до служебника 1658-го года, то на экземпляре его, находящемся в Типографской библиотеке, которым мы пользовались, выход его глухо обозначен «в лето от воплощения Божия Слова 1658 третье издадеся» (после оглавления грамоты патр. Паисия и перед самою грамотою, на особом белом листе).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

723 Археологические известия и заметки, издаваемые Императорским Московским археологическим обществом. – М., 1897. – Т. 5, 9. – С. 287. 726 Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии Иностранных дел. – Ч. 4. – М, 1828. – Ст. 493, 170. 727 Указ «об отдаче Нарве церкви, именуемой Александровской, с предоставлением им на основании 10 пункта мирного трактата с Швецией, свободного богослужения». – ПСЗРИ. – СПб., 1830. – Т. IX. – С. 29–30 (Указ Анны Иоанновны от 12 февраля 1733 г. 6323]. 728 Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии Иностранных дел. – Ч. 4. – М, 1828. – Ст. 493, 170. 730 Шлун Д. Осада города Риги царем Алексеем Михайловичем в 1656 годуˆ//Отечественные записки. – 1822. – Ч. 9, 24, апрель. – С. 37. 736 Карамзин Н.М. История государства Российского. – 2-е изд. – Т. 10. – СПб., 1824. – С. 241, примеч. 101. 738 Снегирев И.М. Русская старина [в памятниках церковного и гражданского зодчества]/Сост. АА. Мартынов. 3-е изд Год 1. – М., 1852. С. 115–116. 740 Щекотов А., Максимович Л.М. Географический словарь Российского государства: В 7 т. – М., 1801–1809. 742 См.: Указ царя Алексея Михайловича о пожарных набатах в Москве 1668 г.//ЧОИДР. Км. 1. – М., 1899. С. 14–15. 743 Петрей де Ерлезунда, Петр. История о Великом княжестве Московском/Пер. А.Н. Шемякина. – М., 1867. – С. 224. 745 [Город Ряжск и его соборный Благовещенский храм//] Рязанские епархиальные ведомости. – 1876. – 3,1 окт., прибавл. – С. 65. 746 Вестовой колокол (ом же набатный) – своим звоном извещающий о чем-либо горожан. В XVII в. вестовые колокола были в каждом русском городе. 749 Коробейников Трифон. Второе хождение Трифона Коробейникова [О пути к Царю граду от Москвы и до Иерусалима. Рук. Московского публ. музея из собр. А. Н. Попова , 2416, XVII в, скор, в 4° л. 40–48]/С предисл. С.О. Долгова. – М.: издание чтений, 1887. – С. 16. 751 Казанский П.С. Село Новоспасское, Деденево тож и родословная Головиных, владельцев оного. – М., 1847. – С. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Литературные дебюты сочетались с историческими исследованиями и преподаванием всеобщей истории в М осковском университете, в котором с 1833 года он числится уже профессором. Таковыми были самые плодотворные в его творческой жизни 20–30е годы, когда он был одной из центральных фигур среди московских любомудров. В 40–50е годы вместе со Степаном Шевыревым он будет издавать журнал «Москвитянин», сыгравший столь же важную роль в судьбах раннего и позднего славянофильства. В эти же годы, с самых первых номеров, в «Москвитянине» дебютируют студенты Погодина и Шевырева по Московскому университету Аполлон Григорьев, Афанасий Фет, Яков Полонский. Так что «чистое искусство» тоже зарождалось на страницах «Москвитянина», который в начале 50х годов возглавила «молодая редакция» во главе с Аполлоном Григорьевым и А.Н. Островским. Перед началом и во время Крымской войны он опубликовал серию своих «историко-политических писем и записок», в которых выступил таким же ярким патриотом-публицистом, как его друзья и соратники еще с университетских лет Федор Тютчев, Семен Раич, Алексей Хомяков, участники Бородинского сражения Федор Глинка, Петр Вяземский. Особой популярностью пользовалось его второе письмо «Взгляд на русскую политику в нынешнем столетии» (апрель 1854), во многом перекликавшееся с политическими статьями Федора Тютчева. В начале царствования Александра II он написал новую серию патриотических статей. В 1867 году начал издавать «политическую и литературную» газету «Русский», противостоявшую «нигилистам и прогрессистам». В 1868 году опубликовал в этой газете серию статей «Иерусалим, из дорожных записок» («Русский», 3/4, 5/6, 7/8, 12, 14, 15, 18), совершив паломничество в Святую землю вслед за своими современниками Андреем Муравьевым, Авраамом Норовым, Петром Вяземским. Его вклад в литературу и науку – пятитомное Собрание сочинений (1872–1876) и двадцатидвухтомное издание Н.П. Барсукова «Жизнь и труды М.П. Погодина» (СПб.,1888–1903). Молитвы К Тебе, Спаситель, притекаем! Не брось нас в жертву злым духам,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

699 См. о нём том I-й Хроники по указателю; имеется в виду статья из Владимирских Епарх. Ведомостей 1876 г. 701 Ив. Никит., прот. при СПб. Гимназии Имп. Человеколюбивого общества, сконч. на 63 году жизни 14 Март. 1886 г. см. Нов. время 1886 г. 3607–9, и Смирнова, Уроженцы и деятели Влад. губ., вып. 3-й, стр. 246–252. 703 См. I-й том Хроники по указателю и Малицкого, История Влад. семинарии вып. 1, стр. 202, † в 1857 г. 705 Ныне здравствующего, бывшего ординарного профессора Моск. Академии по кафедре истории раскола. 708 О Никитском, Алексее Никитиче см. том I-й Хроники, стр. 29, и Влад. Епарх. Вед. 1877 г. 13, стр. 680–685. 709 Ср. Истор Влад. Сем. Малицкого, вып. 1, стр. 209–211, и Влад. Еп. Вед. 1875 г., 22, стр. 1097 и сл. 710 Машина служила к измерению пространства, какое кто проедет, и всех уклонений направо и налево, бывших на всем протяжении этой дороги; прикреплялась к экипажу и сама чертила на бумаге все извилины дороги; описания и рисунка машины не осталось (см. История Влад. сем. Малицкого, вып. I стр. 211); другая машина – для тушения пожаров. 713 Письмо сие относится к 12 Февраля 1878 года, как заставляют думать ниже в примечаниях приведенные хронологические даты. 714 † 26 дек. 1883 г. Перечень его сочинений см. у Малицкого в Истории Владимир. семин., вып. 3, стр. 75–76; ср. А. Смирнова : «Уроженцы и деятели Владимир. губ.», вып. 2-й, стр. 106–118, и Труды Киев. Д. Академии 1884 г., т. 1-й. 723 Разумеется книга «Выписки из дневника Паломника отца Ал. Анисимова» (книга посвящена имени пр-ого Саввы). 726 Предложение это, помещенное в отчете о состоянии Харьковской епархии в 1877 г., в сокращении напечатано в Извлечении из Отчета Обер-Прокурора Св. Синода за означенный год (стр. 152–153). 732 Николай Егорович, преподаватель Владимирской семинарии (1857–1886 г.), см. о нем Историю Владимир. Сем. Малицкого вып. 2-й стр. 277; † 2 дек. 1894; некролог во Влад. Еп. Вед. 1894 г., 24. 747 Издана под заглавием: История евангельская и церкви апостольской. Академические лекции. Москва, 1883. Второе издание вышло в Сергиевом Посаде в 1902 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

…письмо И.В. Киреевского к отцу Макарию… посвященное… награждению старца вторым крестом… – В письме от 9 июля 1854 г. И.В. Киреевский поздравлял о. Макария с получением не второго, а первого наперсного креста от Святейшего Синода, что было вто время редкой наградой для иеромонаха (См.: ОР РГБ. Ф. 214. 361. Л. 208–209; опубл.: Письма И. В. Киреевского оптинскому старцу Макарию//Символ. 1987. 17. С. 150). «По неизреченной благости Божией вступили в новый год благодушно». – ОР РГБ. Ф. 214. 360. Л. 64. Николай (Соколов; 11851) – епископ Калужский с 1834 г.; ранее епископ Дмитровский, викарий Московской епархии (1831–1834). C. 277….Герцен… писал в своем дневнике: «Был на днях у Елагиной, матери если не Гракхов, то Киреевских». – Ср.: «Ее называли матерью Гракхов» (Воспоминания М.В. Беэр. ОР РГБ. Ф. 99. Карт. 15. 51. Л. 22 об.). Попова Елизавета Ивановна (f 1876), дочь московского поэта, издателя и книгопродавца Ивана Васильевича Попова; была дружна с семьями Елагиных, Киреевских, Аксаковых, Хомяковых. В воспоминаниях Марии Васильевны Елагиной… о ней говорится, что она была очень богомольная… – О М.В. Беэр (урожд. Елагиной) и ее воспоминаниях см.: Фудель С. И. Славянофильство и Церковь //Наст. изд. С. 195. С. 278. Макарий (Глухарев; 1792–1847) – архимандрит, миссионер на Алтае (1830–1843), настоятель Волховского монастыря Орловской губ. (1843–1847); переводчик Ветхого Завета с еврейского на русский язык (опубл. посмертно, 1860– 1867). Единственная работа, напечатанная полностью при жизни С.И. Фуделя . Первая публикация под псевдонимом: Уд ел о в Ф. И. Об о. Павле Флоренском. Париж: YMCA-Press, 1972. Второе, посмертное издание выпущено тем же издательством в 1988 г. с указанием настоящего имени автора. Текст парижского издания перепеч. в кн.: П.А. Флоренский: Pro et contra. Личность и творчество Павла Флоренского в оценке русских мыслителей и исследователей/Сост., вступ. ст., примеч. и библиогр. К.Г. Исупова. СПб.: РХГИ, 1996 (2-е изд., испр. и доп. – 2001). Заглавие работы объясняют следующие слова из книги «У стен Церкви» (Наст, изд. Т. 1. С. 142):

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

Январский выпуск «Дневника» допечатывался дважды. Сначала его было отпечатано 2000 экз., затем (сразу с того же набора) еще 1000; впоследствии было выпущено второе издание тиражом в 3000 экз. 48 Литературное наследство. М., 1973. Т. 86. С. 446–447; текст сверен с автографом письма — ИРЛИ, оп. 1, ф. 56, л. 1–1 об. 49 См.: Волгин И. Л. Редакционный архив «Дневника писателя»//Рус. лит. 1974. С. 156; вторая половина названной статьи содержит сведения о тираже, подписке на «Дневник писателя» и распространении его в 1876–1881 гг. 50 Литературное наследство. Т. 86. С. 456. 51 См. о Ратынском, истории его взаимоотношений с Достоевским и о цензурной истории «Дневника» в 1876–1877 гг. статью: Волгин И. Л. Достоевский и царская цензура (к истории издания «Дневника писателя»)//Рус лит. 1970. С. 106–120. 52 О художественных текстах, включенных в «Дневник писателя», см.: Туниманов В. А. Художественные произведения в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского. Автореф. канд. дисс. Л., 1966, О позиции автора «Дневника» в полемике, вызванной увлечением русского общества спиритизмом, см. статью: Волгин И. Л., Рабинович В. Л. Достоевский и Менделеев: антиспиритический диалог//Вопр. философии. 1971. 11. С. 103–115. Вопросам суда и адвокатуры в «Дневнике писателя» посвящены статьи: Гольдинер В. 1) Проблема правосудия в творчестве Достоевского//Сов. юстиция. 1961; С. 16–18; 2) Достоевский и Щедрин об адвокатуре по материалам дела Кроненберга//Там же. 1. С, 19–21; Щенников Г. К. Проблема правосудия в публицистике Достоевского 70-х годов//Русская литература 1870–1890 годов. Свердловск. 1971. Сб. 4. С. 3–23. (Учен. зап. Уральск, гос. ун-та им. А. М. Горького. Сер. филол. вып. 19). 53 Rückert Fr. Gedichte. Neue Aufl. Frankfurt am Main, 1843. S. 273–276. 54 Новое время. 1876. 3 окт. 55 Салиас Е. Пугачевцы. М., 1874. Т. 3. С. 331–332. 56 Там же. С. 450. 57 Там же. С. 453. 58 Так, «система» героя была в черновой рукописи явно агрессивней: «Главная моя мысль была, чтоб не мямлить, не лизаться в самом начале, не просить прощения ни в чем, не оправдываться, а р-разом поразить воображение! Ошибить его, испугать его, если надо…» (XXIV, 351). 59

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Рукопись этого важного труда, сделанная в XIV веке, была обнаружена на горе Афон в Греции в 1842 г. ученым греком Миноидесом Минасом (который был послан господином Вилльменом, министром общественного образования при Луи–Филиппе, в Грецию на поиски рукописей) и находится в Национальной библиотеке в Париже. Первая книга была известна давно и считалась произведением Оригена , что справедливо отрицали Гюэ и Де ла Рю; вторая, третья и начало четвертой еще не найдены; у десятой нет конца. Теперь все считают автором этого труда Ипполита. Canones S. Hippolyti Arabice e codicibus Romanis cum versione Latina, ed. D. В. de Haneberg. Monach. 1870. Каноны очень строги, но «убедительные свидетельства в пользу авторства отсутствуют». О. Bardenhewer: Des heil. Hippolyt von Rom. Commentar zum B. Daniel. Freib. i. B. 1877. (II.) E. F. Kimmel: De Hippolyti vita et scriptis. Jen. 1839. Möhler: Patrol., p. 584 sqq. Оба ограничены старыми, запутанными источниками информации. После обнаружения «Философумен» появились следующие книги и труды об Ипполите, где он представлен в новом свете: Bunsen: Hippolytus and his Age. Lond. 1852. 4 vols, (немецкий перевод 2 vols. Leipz. 1855); второе издание с большим количеством непроверенных и неоднородных сведений (под заглавием Christianity and Mankind). Lond. 1854. 7 vols. Jacobi в «Deutsche Zeitschrift», Berl. 1851- " 53; и статья «Hippolytus» в Herzog, Encykl. VI. 131 sqq. (1856), и в Herzog 2 VI. 139–149. Baur, β «Theol. Jahrb.» Tüb. 1853. Volkmar and Ritschl, ibid. 1854. Gieseler, в «Stud. u. Krit.» 1853. Döllinger (католик, после 1870 – старокатолик): Hippolytus und Callistus, oder die röm. Kirche in der ersten Hälfte des dritten Jahrh. Regensburg 1853. Английский перевод: Alfred Plummer, Edinb. 1876 (360 pp.). Самая ученая книга на эту тему. Апология в пользу Каллиста и римской епархии, против Ипполита как предполагаемого первого антипапы. Chr. Wordsworth (англиканин): St. Hippolytus and the Church of Rome in the earlier part of the third century. London 1853. Второе и сильно расширенное издание – 1880. С греческим текстом и английским переводом девятой и десятой книг. Противник Доллингера. Апология Ипполита против Каллиста и папства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В 1876 году Рассел сошелся с представителем адвентистов седьмого дня Нельсоном Х. Барбором, уверявшем, что Второе пришествие Иисуса Христа произошло осенью 1874 года. Барбор, занимавший пост издателя и главного редактора журнала «The Midnight Cry» («Полночный крик»), переименованного затем в «The Herald of the Morning» («Вестник (Глашатай) утра») и издававшегося в городе Рочестер, штат Нью-Йорк, заявлял, что Христос уже вернулся на землю, только незримо, а верующие будут восхищены на небеса через три с половиной года. Прибыль, полученную от доходных магазинов мужской одежды, Рассел стал использовать для финансирования журнала «Вестник утра». В 1877 году Рассел совместно с Барбором выпустил книгу «Три мира», где 1914 год назван годом «конца времени язычников». Впрочем, автором был Барбор, а Рассел только ссудил его деньгами на издание, не отказываясь, конечно, от соавторства. Благодарный Барбор назначил его в июле 1878 года помощником редактора «Вестника утра». Совместная деятельность по спасению «заблудшего» человечества тесно сблизила их. Для скорейшего оповещения населения земного шара о приближающемся конце света в июле 1879 года был издан первый номер журнала «Сионская Сторожевая башня и вестник присутствия Христа», являющегося тем же сменившим название «Вестником утра». Через некоторое время Рассел разошелся с Барбором в вопросе об искуплении грехов. Барбор считал, что Христос принял смерть только за Адама, по Расселу же, страданиями Христа искупалось все человечество 41 . Свою роль в разрыве сыграло, видимо и неисполнение адвентистского лжепророчества, опубликованного в журнале «Вестник утра» о втором Пришествии в 1876 году. К этому же времени относится создание Расселом собственной секты. В 1881 году основано общество «Zion’s Watch Tower 42 Tract Society» (Издательское Общество Сторожевая Башня Сиона). В 1884 году Рассел официально зарегистрировал общество, как некоммерческую организацию. В 1896 году появилось «Watch Tower Bible and Tract Society» («Библейское Издательское Общество Сторожевой Башни»). Разумеется Рассел был его полноправным хозяином, и те люди, которые позднейшими поколениями «Свидетелей Иеговы» считаются Правлением «Общества Сторожевой башни», на самом деле были наемными сотрудниками, что и не скрывалось: «Поскольку к 1 декабря 1893 года у нас имеется 3705 акций с правом голоса из общего числа 6383 акций, сестра Рассел и я, конечно, сами избираем служащих и таким образом контролируем Общество; и это с самого начала полностью известно директорам. Было вполне понятно, что то, насколько они были полезны, станет явным в случае их смерти» 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Кто был переводчиком этих книг и мест на Славянский язык – трудно сказать. По всей вероятности, места Богослужебные переведены были самими просветителями Славян – Мефодием и Кириллом. Необходимость полного состава Библии признана была в первый раз в XV в., во время борьбы с жидовствующими, каковой удовлетворить и принял на себя Геннадий, епископ Новгородский. Список этой собранной им, в 1499 году, Библии хранится в Московской Синодальной библиотеке. По нему и сделано было первое печатное издание ее, так называемое, Острожское, в 1581г. Недостаток этого издания тот, что все, не бывшее дотоле переведенным, переведено было по Вульгату (латинскому переводу), а следовательно недостаточно точно. Второе издание Библии было при царе Алексее Михайловиче. Оно было только повторением Острожского. Третье издание начато было при Императоре Петре и кончено при Елизавете Петровне, в 1751г. Оно сделано было по значительном исправлении со стороны комиссии и с особенным обращением внимания на близость к переводу LXX. Кроме перевода Библии на славянский язык, теперь имеется полный перевод ее и на язык русский. Над этим переводом трудились: Российское библейское общество, протоиерей Г.П. Павский, Алтайский миссионер архимандрит Макарий, духовные академии: С.-Петербургская и Киевская, а с 1857г. и Святейший Синод, по благословению которого он и издан был в 1876 году 453 . §8. Достоверность Апостольской письменности 454 Ввиду того, что все возражения относительно достоверности Апостольской письменности направлены, главным образом, против признания достоверности описываемых ею чудес, решение вопроса о достоверности Апостольской письменности состоит в самой тесной связи с решением вопроса о возможности и действительности чуда. Но этот вопрос уже был нами рассмотрен отчасти при разборе миросозерцания деистического и отчасти при рассмотрении ветхозаветного учения. Мы сказали тогда, что чудо необходимо предполагается и бытием Бога и бытием мира: бытием Бога – потому, что того требуют и всемогущество, и премудрость, и благость Божия, а бытием мира – потому, что без чуда непонятно было бы ни его происхождение, ни его существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Мысль эта не давала мне покоя и с начала шестидесятых годов я начал приводить в порядок свои заметки, дополняя между тем чтением те пробелы в моих знаниях, которые могли бы остановить меня при выполнении предлежащего труда. Не ранее, однако 1870 года решился я выпустить в свет первую попытку комментария на первые главы книги Бытия, под именем „Библия и Наука“. Книга эта чрезвычайно быстро разошлась, что доказало мне, что потребность в подобном труде существовала среди читающей публики. Через пять лет после этого опыта появился в 1875 году первый том объяснения на Пятокнижие Моисеево, под названием: „Священная Летопись, Кн. Бытия“. Он содержал в себе обширное вступление (XII глав), в котором высказаны общие взгляды на откровение, на священное писание и на значение человека на земле; и весь текст книги Бытия с подстрочными примечаниями. Главным руководителем моим в этой работе был блаженной памяти Митрополит Филарет, автор „Записки на книгу Бытия“ и комментарии западных писателей, в особенности же Епископа Ели 3 , которого заметки необычайно близко сходятся с взглядами Митрополита Филарета. По поводу названия, данного этому изданию „Священная Летопись“ 4 я должен сказать, что оно связуется по мысли с другим параллельным этому изданием, названным: „Летописи и памятники древних народов“, которое я, не сообразив силы одного человека, думал иметь возможность вести наравне с первым. В исполнение этой части плана появилась в 1880 году лишь одна моя работа: „Египет при фараонах“, -перевод с истории Египта Бругша, к которой добавлены мною вступление, много подстрочных примечаний, некоторые добавления из Мариетта, Масперо, Лепсиуса и Шабаса, и извлечение из путешествия и руководителя по Египту графа Прокешь-Остена. В 1876 году появился второй том Священной Летописи 5 , содержащий в себе комментарии на книги Исход и Левит. В 1878 году появился третий том Св. Летописи с комментарием на книги Чисел и Второзакония. В том же году вышло второе издание первых двух томов Св. Летописи и первое издание третьего тома, напечатанного в большем количестве экземпляров.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010