Здесь лишь «намечены те черты, которые впоследствии развились в литературных произведениях его», – разумеем, преимущественно, тяготение его к историко-археологическим исследованиям памятников русской старины и церковных преданий. Одновременно среди таких литературных занятий молодой офицер под влиянием благочестивого настроения предается изучению Св. Писания и творений отцов церкви, размышляет о сущности и тленности всего земного, часто посещает знаменитую Оптину пустынь, в нескольких верстах от которой находилось имение отца его. Частые и долгие беседы с начальником скита Оптиной пустыни иеросхимонахом Макарием, схимником Леонидом и часто проживавшим в Оптиной пустыне известным славянофилом И. В. Киреевским постепенно привели его к решению оставить военную службу: в 1852 г. он вышел в отставку с чином капитана и поступил в Оптину пустынь в число послушников. В это время он особенно занялся глубоким изучением истории монашества и духа его. Плодом такого изучения было появление печатных книг: «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни и состоящего при ней скита Св. Иоанна Предтечи» (СПб. 1847 г., второе издание: СПб. 1862 г., третье издание: М. 1876 г.) и «Житие и писание Молдавского старца Паисия Величковского » (М. 1847 г., второе издание: М. 1848 г.). Далее следующие шесть трудов изданы Леонидом при близком участии поступившего почти одновременно с ним в Оптину пустынь о. Ювеналия (в миру Ивана Андреевича Половцева), впоследствии бывшего наместником Киево-Печерской лавры: «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошение учеников, на славянском наречии, гражданской печати», М. 1852 г.; «Огласительные поучения преподобного и богоносного отца нашего Феодора Исповедника, игумена обители Студийского, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским », М. 1853 г.; «Преподобного отца нашего Исаака Сирина , епископа бывшего Ниневийского, слова духовно-подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским», М. 1854 г.; «Преподобного отца нашего аввы Фалассия главы о любви, воздержании и духовной жизни, переведены с греческого на славянский старцем Паисием Величковским, с переложением на русский язык», М. 1855 г.; «Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания, в русском переводе», М. 1856 г. и «Преподобного отца нашего Марка подвижника нравственно-подвижнические слова, в русском переводе», М. 1858 г. Им же составлен был «Каталог старопечатных и редких книг, состоящих в церквах и библиотеке Козельской Введенской Оптиной пустыни», который напечатан при «Записке» архимандрита Моисея , озаглавленной: «Обозрение древностей Козельской Введенской Оптиной пустыни», в «Калужских Губ. Ведомостях» за 1857 г., 31–33, часть неофициальная.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Литературные дебюты сочетались с историческими исследованиями и преподаванием всеобщей истории в М осковском университете, в котором с 1833 года он числится уже профессором. Таковыми были самые плодотворные в его творческой жизни 20–30-е годы, когда он был одной из центральных фигур среди московских любомудров. В 40–50-е годы вместе со Степаном Шевыревым он будет издавать журнал «Москвитянин», сыгравший столь же важную роль в судьбах раннего и позднего славянофильства. В эти же годы, с самых первых номеров, в «Москвитянине» дебютируют студенты Погодина и Шевырева по Московскому университету Аполлон Григорьев, Афанасий Фет, Яков Полонский. Так что «чистое искусство» тоже зарождалось на страницах «Москвитянина», который в начале 50-х годов возглавила «молодая редакция» во главе с Аполлоном Григорьевым и А.Н. Островским. Перед началом и во время Крымской войны он опубликовал серию своих «историко-политических писем и записок», в которых выступил таким же ярким патриотом-публицистом, как его друзья и соратники еще с университетских лет Федор Тютчев, Семен Раич, Алексей Хомяков, участники Бородинского сражения Федор Глинка, Петр Вяземский. Особой популярностью пользовалось его второе письмо «Взгляд на русскую политику в нынешнем столетии» (апрель 1854), во многом перекликавшееся с политическими статьями Федора Тютчева. В начале царствования Александра II он написал новую серию патриотических статей. В 1867 году начал издавать «политическую и литературную» газету «Русский», противостоявшую «нигилистам и прогрессистам». В 1868 году опубликовал в этой газете серию статей «Иерусалим, из дорожных записок» («Русский», 3/4, 5/6, 7/8, 12, 14, 15, 18), совершив паломничество в Святую землю вслед за своими современниками Андреем Муравьевым, Авраамом Норовым , Петром Вяземским. Его вклад в литературу и науку – пятитомное Собрание сочинений (1872–1876) и двадцатидвухтомное издание Н.П. Барсукова «Жизнь и труды М.П. Погодина» (СПб.,1888–1903). Молитвы К Тебе, Спаситель, притекаем! Не брось нас в жертву злым духам,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Уже осенью того же года облечённый новыми полномочиями он едет в Святую Землю для принятия от Палестинской комиссии находившихся в её ведении русских иерусалимских построек и других объектов недвижимости. И надо сказать, по свидетельству самого В. H., оба функционировавшие тогда при Русской духовной миссии в Иерусалиме большие подворья – мужское, получившее позже именование Елизаветинского, и женское – позже Мариинское, были приняты им из рук Палестинской комиссии в весьма расстроенном, практически аварийном состоянии, без окон, дверей и самой необходимой мебели. Работа по приведению их в должный порядок была выполнена быстро и эффективно уже Палестинским обществом под личным руководством Василия Николаевича. Он объехал и осмотрел также 8 школ, открытых к тому времени обществом для обучения палестинских детей. Просветительная работа среди местного арабского населения – одна из важнейших исторических заслуг общества и лично В. Н. Хитрово . В 1902 году, уже больной и слабый, он ездил специально в Константинополь, чтобы добиться с помощью российского посольства официального признания Османской Турцией наших учебных заведений в Сирии и Палестине. Их было тогда 87, а к 1914 году – 113. Очевидно, должность «секретаря» отнюдь не обрекала его носителя на кабинетное сидение или исключительно научную работу. Тем не менее В. Н. Хитрово был хорошо известен русскому читателю и своими печатными трудами. Ещё в 1876 году вышла в свет его книга «Неделя в Палестине», посвящённая впечатлениям от первой поездки в Святую Землю. (Второе издание: СПб., 1879; 3-е, посмертное – СПб., 1912). За ней последовали: «Палестина и Синай. Часть 1.» (СПб., 1876), «Православие в Святой Земле», составившее 1-й выпуск 1-го тома основанного им «Православного палестинского сборника» (СПб., 1881), «Раскопки на Русском месте в Иерусалиме» (СПб., 1884), «Научное значение раскопок на Русском месте» (СПб., 1885). Весьма удачны были и опыты научно-популярного изложения, предназначенного для самого широкого, неподготовленного читателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

1847 год Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни и состоящего при сей Скита святого Иоанна Предтечи. Составил Лев Кавелин. (Издано в пользу Св. Обители.) Часть I. Описание Обители. С приложением вида ее. Часть II. Описание Скита, с приложением вида его. СПб. 8°, 229+26 с. Этого же сочинения «издание второе, исправленное и дополненное оной же Пустыни И. Л. (Иеромонахом Леонидом), СПб., 1862, ч. I, 385 с; ч. II, 259 с.; изд., 3-е, дополненное: М., 1876 (с. IV, 244, 169); изд. 4-е: М., 1885, 240 с. 1848–1856 годы. За эти годы ни в одном из известных библиографических списков не значится каких-либо работ Л.А. Кавелина. 1852–1856 гг. – время послушнического искуса Льва Кавелина (с 1854 – монаха Леонида) под руководством старца Макария. В связи с этим некоторые исследователи (в том числе и И.Н. Корсунский в «Перечне», составленном для журнала «Библиографические записки») включают в каталог трудов о. Леонида все переводы, изданные за этот период Оптиной Пустынью. Сам о. Леонид в своем рукописном «Перечне», на который все время ссылается И.Н. Корсунский , писал: «В Оптиной Пустыни, проживая в братстве состоящего при сей благоустроенной обители скита святого Иоанна Предтечи Господня, я занимался, под руководством известного своею духовной опытностью старца иеросхимонаха Макария, в числе трех других сотоварищей, приготовлением к изданию в свет славянских переводов старца Паисия Величковского и перевел с славянского на русский язык, с товарищем о. Ювеналием Половцевым книги: «Вопросы и ответы старцев Варсануфия и Иоанна» и «Книгу поучений аввы Дорофея »». По другим сведениям, отцу Леониду может быть усвояема лишь одна из переводных книг, изданных Оптиной Пустынью, а именно: 28а. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов, данных на оные святыми Старцами Варсануфием Великим и Иоанном Пророком. М., 1856, XIV + 283 + 43 с. Читать далее Источник: Анатолий Просвирнин, свящ. Труды архимандрита Леонида (Кавелина)//Богословские труды. 1972. 9. С. 226-240. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Л. Ж. де Сталь — 317 «Крестовый календарь» — издание А. А. Гатцука (СПб., 1873–1918) — 293 «Критика отвлеченных начал» — диссертация В. С. Соловьева (опубл.: М., 1880) — 241 «Мелочи Архиерейской жизни» — Лесков Н. С. Мелочи архиерейской жизни: (Картины с натуры). СПб., 1879 (второе издание: СПб., 1880) — 259 «Нана» — роман Э. Золя (1880) — 132 Новый Завет — 279 «Одиссея» — 146 «Очерки Цейлона» — Минаев И. П. Очерки Цейлона и Индии: Из путевых заметок русского. СПб., 1878. Ч. 1–2. — 241 «Песнь Песней» — 221 «Письмо к другу» — сочинение Павла Прусского — 202 «Приобщения пред смертью Преподобного Сергия» (рукописное сочинение отца Симеона) — 286 «Пророк» — рассказ А. А. Дьякова (псевд. А. Незлобии), опубликован в журнале «Русский вестник» (1880. 4) — 262 «Психология» Чистовича — Чистович И. А. Курс опытной психологии. СПб., 1868 (второе издание: СПб., 1876) — 240 «Религиозное врачебноведение и адвокатура» (статья в «Новом времени» за 9 февраля 1880 г.) — 169 «Россия и Азия» — Григорьев В. В. Россия и Азия: Сборник исследований и статей по истории, этнографии и географии, написанных в разное время В. В. Григорьевым ориенталистом. СПб., 1876 — 158 «Русская история» — Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1851–1879. Т. 1 — 29–254 «Русская церковная история» Толстого — Толстой М. В. Рассказы из истории русской церкви. М., 1879. Изд. 4–е. Кн. 1–5, — 266 «Русские Богоносцы» — Лесков Н. С. Русские богоносцы: Религиозно–бытовые картины. СПб., 1880 — 259 Санскритско–немецкий лексикон — Bohtling Otto R. Sanskrit–worterbuch. SPb., 1852–1875. V. 1–7 (сокращенный вариант: To же. SPb., 1879–1889. V. 1–7); словарь до сих пор не потерял научного значения — 166 «Священная история» Богословского — Богословский М. И. Священная история Нового Завета. Изд. 1–4. СПб., 1859–1871 — 258 «Фиктивный брак» — роман С. Долгиной (1876) — 183 «Япония и Россия» — Николай (Касаткин И. Д.). Япония и Россия. СПб., 1879 — 135, 151, 188 «Burk of ours», английский роман времен Наполеона I — Lever Charles James.

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Никанор — Никанор (Бровкович), архиеп. Биографические материалы. Одесса, 1901. Т. 1 ОАМЮ — Описание документов и дел, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции. СПб., 1869–1872; М., 1876–1896. 10 т. Обзор… Александра III — Обзор деятельности Ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III. СПб., 1901 ОДДС — Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода. СПб., 1868–1915. 22 т. Отзывы — Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. СПб., 1906. 3 т. и доп. том Отчет… за… год — Всеподданнейший отчет обер–прокурора Святейшего Синода по Ведомству православного исповедания. СПб., 1887–1916 (до 1914 включительно) ПБЭ — Православная богословская энциклопедия/Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. СПб., 1900–1911. 12 т. (А—Кон) ПДП — Памятники древней письменности. СПб., 1878 Платонов — Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. 9–е изд. Пг., 1915; 10–е изд. Пг., 1917 Прав. об. — Православное обозрение. М, 1860–1891 Прав. соб. — Православный собеседник. Казань, 1855–1917 Прибавления — Прибавления к Творениям святых отец. М., 1843–1891 ПСЗ — Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое (1640–12 декабря 1825 г.). СПб., 1826–1830. 45 т. 2 ПСЗ — То же. Собрание второе (12 декабря 1825 –1 марта 1881 г.). СПб., 1830–1884. 55 т. 3 ПСЗ — То же. Собрание третье (1 марта 1881–1913). СПб.; Пг., 1885–1916. 33 т. ПСПиР — Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1869–1916. 10 т. ПСПиР, Е. II — Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания. Царствование Екатерины Второй. СПб.; Пг., 1910–1915. 3 т. ПСПиР, Е. П. — То же. Царствование императрицы Елизаветы Петровны. СПб., 1899–1912. 4 т. ПСПиР, Н. I — То же. Царствование императора Николая Первого. Пг., 1915. Т. 1 ПСПиР, П. I — То же. Царствование императора Павла Первого. СПб., 1915 Полное собрание русских летописей/Изд. Археографической комиссией. СПб.; Пг.; М., 1846 (продолжающееся издание)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

25 Дмитриевский A. A. Императорское православное палестинское общество (1882–1907). – СПб., 1907. – С. 15–16. 27 Дмитриевский A. A. Императорское православное палестинское общество (1882–1907). – СПб., 1907. – С. 18. 29 Там же. – С. 19–20. Ср.: Дмитриевский A. A. Памяти Б. П. Мансурова//Сообщения ИППО. – 1910. – Т. XXI. – Вып. 3. – С. 448–450. 31 Дмитриевский A. A. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу православия на Востоке, и, в частности, в Палестине. – Сообщения ИППО. – 1904. – Т. XV – Вып. 2. – С. 106. 32 Пономарёв С. Д. Памяти отца архимандрита Антонина. 1. Хронологический список сочинений и переводов его. 2. Статьи о нём//Труды Киевской духовной академии. – 1894. – Т. III. – С. 636–652. 33 Дмитриевский A. A. Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима//ИППО. – 1916. – Т. XXVII. – Вып. 1. – С. 3–33. См. также совсем небольшую, но ёмкую, хорошо написанную и красиво изданную книгу: Игумен Серафим (Мелконян). Горненский женский монастырь на Святой Земле. – Изд. РДМ в Иерусалиме. – 1997. 34 Архимандрит Марк (Головков). Русская духовная миссия в Иерусалиме//Богословские труды. – Сб. 35. – М., 1999. – С. 32. 36 Ещё в 1876 г. вышла в свет его книга «Неделя в Палестине», посвящённая впечатлениям от первой поездки в Святую Землю. (Второе издание: СПб., 1879; 3-е, посмертное – СПб., 1912). За ней последовали: «Палестина и Синай. Часть 1.» (СПб., 1876), «Православие в Святой Земле», составившее 1-й выпуск 1-го тома основанного им «Православного Палестинского сборника» (СПб., 1881), «Раскопки на Русском месте в Иерусалиме» (СПб., 1884), «Научное значение раскопок на Русском месте» (СПб., 1885). Удачны были и опыты научно-популярного изложения, предназначенного для самого широкого, неподготовленного читателя. Мы имеем в виду очень небольшую, карманного формата, но ёмкую содержательную книжку «К Животворящему Гробу Господню. Рассказ старого паломника» (СПб., 1884; в 1895 г. вышло уже 7-е издание этой книги), а также несколько выпусков (или «чтений») в изданной ИППО научно-популярной серии «Русские паломники Святой Земли» (Чтение 39 и 40. Иерусалим и его окрестности. – СПб., 1896, 1897; Чтение 41. Вифлеем, Хеврон, Горняя. – 1898; Чтение 42. Иордан. – 1900. Чтение 44. Лавры Саввы, Феодосия. – 1898).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

– Я теперь крайне занят. 459 – В этот по крайней мере год ни за что взяться не могу кроме своего дела. – Когда будете ехать в Москву, известите. Рукопись будет готова, – и тотчас пришлю» 460 . Так и вышло. Летом того же 1875 года Афонские иноки прибыли в Москву, а преосв. Феофан заготовил им весь 1-й том Добротолюбия 461 , дал обстоятельные указания относительно печатания его и даже относительно заглавия 462 , и проч. В течение последней половины 1875 и всего 1876 года производился набор и печатание и, наконец, Добротолюбие вышло из печати, под заглавием. Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Том X. Иждивением русскаго на Афоне Пантелеимонова монастыря. Спб. 1877. 8° majore. Но за появлением I тома выпуск тома II-ro по разным причинам замедлился. Причины замедления заключались частью в упомянутых крайних недосугах преосв. Феофана, частью же в изменении плана самого будущего Добротодюбия в новом русском переводе 463 . Именно, в соответствие составу греческого Добротолюбия ( Φιλοχαλα.1782.), предположенные было в состав II-ro тома иноческие уставы преосв. Феофан отложил к концу всего Добротолюбия, а во второй том ввел других св. Отцев-подвижников. Но пока все это заготовлялось, при других занятиях Вышенского затворника-епископа, первое издание I тома Добротолюбия уже почти совсем вышло из продажи, так что Афонским инокам пришлось одновременно со вторым томом печатать и второе издание I тома; а затем шло последовательно издание и следующих томов. Вообще все это огромное, драгоценное, издание представляется в следующем составе и виде: Том I. Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Издание второе. Москва, типография И. Ефимова. 1883. 8° majore. Стр. VI†667†IV. Сюда вошли, как и в первом издании, следующие святоотеческие писания, после общего «вступления» и кратких исследовашний о жизни и писанияях каждого из св. отцов: св. Антония Великого ; св. Макария великого ; преподобного Аввы Исаии отшельника, св. Марка подвижника и Евагрия монаха, – очевидно согласно вышеизложенному предположению самого преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

564 Послание патриархов, член 8-й. – Православное Исповедание ч. III, отв. на вопрос 52. – Ср. Макарий. Православно-догматическое богословие, т. V, стр. 108 и 122, – СПб. 1853. 565 Напр. Forbes. Considerationes modestae, см. Forbes. An explanation of the thirty-nine articles, pp. 423–424. Fifth edition. 569 Богословие обличительное. Том II, стр. 134. Казань 1859; ср. Епифанович. Записки по обличительному богословию, стр. 48, 50. – Новочеркасск 1888. 570 Канон молебный ко Пресв. Богородице, кондак; Тропарь Пресв. Богородице на день 22 октября; из молитв на сон грядущим. 571 См. нашу книгу: Иерархия англиканской епископальной церкви, стр. 254–257. – Сергиев посад 1897 г. 572 Заслуживает в этом случае внимания недавно изданная брошюра Джона Уордсворта, еп. Салнсбюрийского, под заглавием: Teaching of the church of England on some points of Religion, set forth for the Information of orthodox Christians of the East. В ней говорится, что „Англиканская церковь не установила точного числа таинств. Она однако, что два из них выше других по достоинству”... Хотя эта брошюра одобрена обоими архиепископами, а также епископами: Лондонским, Гибралтарским и Англиканским в Иерусалиме; но официального значения, конечно, не имеет. У нас под руками её второе пересмотренное издание, снабжённое русским переводом проф. Н.В. Орлова. London 1903, стр. 18. 573 В частной с нами беседе относительно священства еп. Графтон с решительностью высказал, что американская церковь признаёт его таинством. Мы очень сожалеем, что не имели возможности основательно побеседовать с еп. Графтоном о догматических вопросах, так как виделись с ним в неудобной обстановке многолюдных празднеств и притом не были в то время осведомлены относительно цели его приезда и содержания его записки. 574 Acta et scripta theologorum Wirtembergensium, et Patriarchae Constantinopolitani D. Hieremiae... p. 240. – Witebergae 1584. 575 Отчёт о Боннской конференции. Сборник протоколов общества любителей духовного просвещения. СПб. отдел. 1875–1876 г. стр. 16–17. СПб. 1876 г.; Катанский. Об исхождении Св. Духа (по поводу старокатолического вопроса) СПб. 1893 г. Стр. 2–4.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А.В. Вадковский в «Православном собеседнике» 1876 г. 3 ч. 277–297 стр. отверг принадлежность Св. Феодосию двух поучений к народу русскому о казнях Божиих и о тропарных чашах, четыре же, так называемых, отрывка его поучений он не признаёт в собственном смысле литературными памятниками (ibid., стр. 277, Примечание). Тем не менее мы принимаем их во внимание и вот по каким соображениям. Хотя и позаимствованы первые два Св. Феодосием из готового источника, но ведь никто не станет оспаривать их приспособленность тогдашнему пониманию русских людей и их соответствие потребностям тогдашней жизни. А если так, то значит и эти поучения, и отрывки вполне могут служить свидетелями мысли и жизни того времени, что нам собственно и нужно. Иаков черноризец (мних); из его сочинений дошли до нас: 1) «Память и похвала князю Русскому Владимиру», 2) «Житие блаженного Владимира», 3) «Сказание о страстотерпцах святых мучениках Борисе и Глебе» и 4) «Послание к великому князю Изяславу Ярославичу». Первые два произведения черноризца Иакова напечатаны в «Христианском чтении» 1849 г. II часть, 301–335 и 377–407 стр. там же и третье, но последнее мы изучали кроме того и по изданию И.И. Срезневского в «Сказаниях о святых Борисе и Глебе», СПб. 1860 г. 41–90 столбцы; четвёртое – во втором томе «Истории Русской Церкви», архиепископа Макария, 2-го издания СПб. 1868 г. под 6 Приложений, 339–342 стр. Св. Нестор , монах Киево-Печерский, летописец; из сочинений его известны: 1) «Житие преподобного Феодосия, игумена Печерского монастыря», 2) «Сказание о жизни и убиении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», 3) «Повести временных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть». Все эти произведения преподобного летописца напечатаны: первое – в «Памятниках русской литературы XII и XIII веков», изданных Владимиром Яковлевым, СПб. 1872 г. 1–LXIV стр.; второе – в «Сказаниях о святых Борисе и Глебе», изданных И.И. Срезневским , СПб. 1860 г. 1–40 столбцы, и третье – в «Летописи по Лаврентьевскому списку», издание Археографической комиссии под редакцией А.Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010