Глава 1 2 3 Божественный Апостол, узнав, что Первое послание к Фессалоникийцам было им полезно и, терпя тяжкие нападения за веру, мужественно переносят они сии приражения противников, написал им и второе послание, поощряя к мужеству и утешая упованием будущего. А поелику некоторые покушались уверить их и в том, что настало время скончания, утверждая, будто бы сказал это сам Апостол, то написал и о сем, научая, чему надлежало, а именно, что должно наперед явиться врагу истины, разумея под сим антихриста, а потом уже быть пришествию Бога и Спасителя нашего. Предложил также полезные увещания избравшим для себя жизнь праздную. Но смысл каждого из сих наставлений извлечем из истолкования речений. Толкование на второе послание к Фессалоникийцам Глава 1 2Сол.1:1.   Павел и Силуан и Тимофей – Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе. 2Сол.1:2.   Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. «Павел и Силуан и Тимофей, церкви Солунстей о Бозе Отце нашем и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» . Апостол тех же опять наименовал участвовавшими в написании послания, как бывших содейственниками в проповеди. Выражение «о Бозе Отце» подобно тому, что и нами пишется в письмах, ибо и мы обыкновенно подписываем: такой-то такому-то желает радоваться о Господе. А здесь научил нас Апостол и равномощию Отца и Сына, ибо, сказав: о «Бозе Отце нашем» , присовокупил: «и Господе Иисусе Христе» , и опять после слов: «от Бога Отца нашего» , приложил: «и Господа Иисуса Христа» , потому что одни и те же блага подаются нам Отцом и Сыном. 2Сол.1:3.   Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, «Благодарити должни есмы Бога всегда о вас, братие, якоже достойно есть, яко превозрастает вера ваша, и множится любовь единаго коегождо всех вас друг ко другу» . Апостол опять изображает похвалу в виде благодарения и как удивляется вере их в Бога, так удивляется и любви их к ближнему; а тем и другим свидетельствует о совершеннейшей их добродетели. Ибо и Господь сказал, что сими двумя заповедями восполняются весь закон и пророки (Мф. 22:40).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2909...

Как читается первое прошение молитвы Господней? Что есть имя Божие? Имя Божие не есть ли свято? Как оно может еще святиться и каким образом? Когда имя Божие не святится в нас? 7. Второе прошение Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. Мк.1:15 . Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Лк.17:20 –21. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе. Рим.14:17 . Ис.53:11 . Флп.3:8 –9. Рим.5:1 . Фил.4:4 . Имею желание разрешиться и быть со Христом. Флп.1:23 . В предыдущем уроке мы изъяснили первое прошение молитвы Господней. Прошение это можно назвать святейшим, ибо оно имеет своим предметом святейшее имя Божие. Святить это имя есть самое святое дело и желать этого освящения есть самое святое желание. Но имя Божие может святиться только там, где его знают и где имеют благодатные силы для этого освящения. А это возможно только в том царстве, о котором говорится во втором прошении молитвы Господней, ибо только в этом царстве Бог изливает благодать Свою, и люди достойно почитают Его. Вот почему и второе прошение есть прошение в высшей степени необходимое для нас. Правда, по словам оно кратко и может быть названо одним из самых коротких в ряду последующих прошений, но по содержанию оно столь же обширно, как и остальные прошения. В этом убедимся из предлагаемого ныне изъяснения его. Прежде всего нам нужно здесь решить вопрос, о каком Царстве Божием мы молимся во втором прошении и как Царство это приходит к нам? «Да приидет Царствие Твое», – так читается второе прошение. Слово Твое относится к Богу и потому мы молимся здесь о Царстве Божием. Но, спрашивается, о каком же собственно Царстве Божием говорится здесь? В псалме 102, стихе 19 говорится: «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает». В этих словах под Царством Божиим разумеется вся вселенная, призванная к бытию всемогущею силою Божиею и управляемая Богом. Ясно, что это царство не имеется в виду во втором прошении молитвы Господней, ибо царство это с самого сотворения своего существует, и молиться о пришествии или явлении его нет нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Крещение – это второе рождение. Господь сказал: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Так можно ли заграждать детям вход в Царство Небесное? Наконец, в праздник Богоявления есть особая сторона: о ней говорит святой Апостол Павел в Послании к Титу, говорит так: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестно жили в нынешнем веке» ( Тит.2:11–12 ). Итак, первое Богоявление, Крещение господне, дает нам заповедь жизни – как жить?! Надо жить, отвергнув нечестие и мирские помыслы; надо жить целомудренно, праведно и благочестиво. В этом как бы программа нашей земной жизни. Но впереди – будущее: мы должны «ожидать блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:13 ). Это и есть второе Богоявление – явление славы великого Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Это есть не что иное, как Второе Пришествие Христово. Мы все должны жить в его ожидании, потому что ожидание второго Богоявления, т. е. Пришествия Христова, как раз и заставляет нас жить соответственно с заповедями Христовыми — целомудренно и праведно. Итак, празднуя первое Богоявление, празднуя Крещение Господне, будем ожидать и второго Богоявления, когда Христос придет с Неба, чтобы даровать тем, кто старался жить по заповедям Его, Жизнь Вечную. Аминь. Слово на праздник Крещения Господня 19 (6) января 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний праздник называется Крещением, но он еще имеет и другое название – Богоявление и, наконец, еще третье – праздник Света. Это последнее название мало известно, употреблялось оно больше в первые годы христианства. Посмотрите, почему этот праздник называется Крещением. Слово крещение – старое слово. Оно означает не что иное, как погружение в воду. И если мы обратимся к Библейской древности, то обнаружим, т. е. омовение для очищения. Но не для очищения грехов, а от условных осквернений. Ими тогда считались: прикосновение к умершему или к зараженному какой-либо болезнью, вкушение пищи, которая запрещена законом. Такой человек считался оскверненным, и он должен был вымыть все свое тело в воде, и только к вечеру того дня он считался очищенным. Теперь мы все это не считаем за осквернение, а тогда считалось.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

О втором же обещании Христос Спаситель давно уже говорил ученика, а на горе Елеонской это второе обещание было сказано устами Ангелов. Именно, когда облако скрыло Христа Спасителя из глаз учеников, а они стояли и смотрели, обращая взор свой на Небо, явились два Ангела в белых одеждах и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисусу, вознесшийся от вас на небо, приидет таки же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ). Это было второе обещание, обещание Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Вот и мы, дорогие братья и сестры, являемся верующими людьми, потому что приняли Духа Святого. И радость наша и надежда заключается в том, что Христос Спаситель придет снова с Неба. Это явление будет совершенно ясное, как говорит писание: «Узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его» ( Откр.1:7 ). Будем же помнить, что Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа будет явным, совершенно очевидным. Итак, Христос Спаситель делает все нужное для нашего спасения. Он сошел на землю для того, чтобы проповедовать миру о Боге, как о любящем Отце. Он явил дела, совершенные силою Духа Святого и обещал и верующим дать этот Божественные, утешающий Святой Дух. Он вознесся на Небо тоже для того, чтобы каждый, где бы он ни находился, мог бы призвать имя Христов и сказать: «Господи, Иисусе Христе!» – и таким образом быть с Господом. Все сделал Господь для нашего спасения. Будем, дорогие братья и сестры, жить и радоваться, что мы верующие люди; жить и радоваться надеждою Второго Пришествия Господа Иисуса Христа. И паче всего, будем стараться соблюдать заповеди Господни, которые «не тяжки» ( 1 Ин.5:3 ). И эти заповеди заключаются в проявлении любви к ближним. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ), – сказал Сам Христос Спаситель. Итак, будем радоваться спасению Божьему. Аминь. Слово на праздник Вознесения Господня 12 июня 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Праздник Вознесения Господня можно назвать праздником надежды. В чем эта надежда заключается? чтобы на это ответить, рассмотрим еще раз, как происходило событие Вознесения.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

А есть ли еще какое-то свидетельство с неба о Его Втором пришествии? – Есть. При Его вознесении появились два ангела, которые сказали апостолам: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ). Что нам еще открыто о последнем суде? – Христос Сам сказал, что, когда он вернется в силе и славе Своей, Он воздаст каждому по делам его ( Мф.16:27 ). Что Он тогда скажет верующим и добродетельным? – «Тогда скажет Царь... приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ). А что Он скажет неверующим и грешным? – «...идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). И что будет в конце? – Добродетельные получат вечную жизнь и блаженство, а грешники – вечное мучение. Каким будет Второе пришествие Господне? – Молниеносным! «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф.24:27 ). Когда будет Второе пришествие, и страшный Суд, и конец света? – Нам не открыто время этих поразительных событий. Господь только напомнил нам, чтобы мы были всегда готовы встретить Его: «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий» ( Мф.24:44 ). Как же приготовиться к этому страшному дню? – Правильным мышлением, правильными чувствами и праведными делами, творимыми согласно Его учению, по советам Церкви и по примеру Святых Божиих. Упоминал ли Иисус Христос о каких-то знамениях, говорящих о приближении конца света? – Да. Он упоминал, что такими знамениями будут: войны, революции, землетрясения, мятежи, голод, чума, несчастья, лжепророки, предательства, возрастание ненависти и уменьшение любви, странные знамения на небе, картины ужасных бедствий, вражда между народами и так далее. Веруем ли мы, что Иисус Христос преодолеет все эти невзгоды? – Твердо верим. Во всех этих бедах и несчастьях наш Господь Бог и Спаситель приобретет все спасенные души, как Он предвидел в начале драмы мира. Ни один из тех, кто верует в Него и призывает Его имя, не погибнет. 2.1.8. Восьмой член Символа Веры

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Апостол Павел использовал термин «домостроитель» применительно к себе как служителю Христа. При этом он подчеркивает, что каждый домостроитель должен быть верным: здесь можно услышать аллюзию на рассматриваемую притчу. Однако наибольшее сходство между притчей и словами Павла усматривается в указании на второе пришествие Господа, Который осветит скрытое во мраке. Здесь уместно вспомнить слова Иисуса из того же поучения, которое содержит притчу о благоразумном рабе: Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф. 24:27 ). То, что во время земной жизни остается для многих скрытым, во время второго пришествия будет выведено на свет, выявлено и обнаружено с предельной ясностью. Второе пришествие станет моментом откровения, прозрения, и оно произойдет вдруг, во мгновение ока ( 1Кор. 15:52 ). Именно эта внезапность второго пришествия является главной темой притчи о благоразумном рабе. Речь в притче не идет о желании раба исполнить волю господина: это желание как бы подразумевается. Речь идет о важности настоящего момента и о том, что ответ на призыв Божий не следует откладывать 212 . Притча построена по иному принципу, чем многие другие притчи, в которых добрый противопоставляется злому, мудрый неразумному, верный неверному. Здесь один и тот же человек выступает в двух ролях: положительной и отрицательной. При этом положительная роль с самого начала приписывается ему (блажен тот раб…), тогда как отрицательная носит скорее гипотетический характер (если же раб тот…). В версии Луки пример верного раба, или верного домостроителя, несет в себе основную позитивную нагрузку, тогда как поведение того же раба в случае, если он будет заниматься рукоприкладством и пьянствовать, описывается в качестве дополнения к этому изначально позитивному образу. В версии Матфея дело обстоит так же, однако есть незначительное отличие: во второй части притчи раб назван злым (выражение если же раб тот, будучи зол, скажет в греческом языке буквально звучит так: «если же скажет злой раб тот»). Это может навести на мысль о том, что с самого начала речь в притче шла о злом рабе. Не следует, однако, придавать большого значения данному различию, которое свидетельствует лишь о том, что при вторичном произнесении притчи тональность сменилась с мажорной на минорную, что соответствовало обстановке последних дней земной жизни Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

) в который час не думаете, приидет Сын Человеческий ( Мф. 24:38–39 , Мф. 24:44 ). Апостол Павел говорит, что день Господень придет, как тать ночью ( 1Фес. 5:2 ). В отличие от Первого пришествия Господа на землю, совершившегося в образе раба ( Флп. 2:7 ), Второе будет во славе и величии: Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего ( Мф. 16:27 ), и сядет на престоле славы Своей ( Мф. 25:31 ). Его будет окружать множество ангелов (см.: Мф. 16:27 ; Иуд. 14 ). Апостол Павел говорит, что пришествие Христово будет возвещаться трубным зовом: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба ( 1Фес. 4:16 ). Явление Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти. Об этом прямо сказали ангелы апостолам сразу после Вознесения Христова: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1:11 ). Событие это будет вселенского масштаба и видно будет по всей земле: Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф. 24:27 ). Разные люди воспримут его различно. Для верных это будет долгожданное и радостное событие: Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесъ и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше ( Лк. 21:28 ). Для неверующих это событие породит страх и ужас: Восплачутся все племена земные ( Мф. 24:30 ). 5. Воскресший Христос – основание всеобщего воскресения и вечной жизни Говоря о будущем всеобщем воскресении, апостол Павел свидетельствует о подобии воскресших тел людей телу воскресшего Господа: Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе всё ( Флп. 3:21 ); о том же упоминает и апостол Иоанн (см.: 1Ин. 3:2 ). Поэтому, если мы желаем хотя бы в малой степени представить себе будущего человека после всеобщего воскресения, надо обратить взор на Воскресшего Христа и собрать те свидетельства, которые сохранились 796 . После Воскресения человеческая природа Иисуса Христа преобразилась, но смысл этого преображения для нас открыт лишь частично; известно, что Его прославленная плоть совлеклась тленности и смертности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Видим, православный христианин, первое пришествие Спасителя нашего в мир. Ожидаем еще и второго, по неложному обещанию: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо, – что Ангелы Господни сказали апостолам, смотрящим на возносимого Христа (Деян. 1:11). Два сии пришествия Христовы не равны, как видим в святом Его слове. Первое было тихое: Сойдет, как дождь на руно, и как капля, каплющая на землю (Пс. 71:6). Второе страшное и скорое: ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого, – говорит Христос о Себе (Мф. 24:27). Первое было смиренное, ибо пришел в облике человека и раба с людьми и рабами беседовать, дабы смирением Своим всех привлечь к Себе. Второе будет славное, ибо приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним (Мф. 25:31). В первом пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19:10). Во втором придет судить и воздать всем по делам их: верных, пребывших до конца в вере, ввести в вечное блаженство и небесное царствие, а неверных и не сохранивших веры – вечному предать наказанию. И так пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:46). Так все смотрение Сына окончится. Тогда начнется вечность блаженная на небесах, пренеблагополучная и бедственная в аду. Тогда одни будут царствовать и веселиться без конца, другие же бедствовать и страдать без конца. Примечай здесь, христианин, что Христос, Который пришел в мир грешников призвать на покаяние, пострадал и умер за грешников, Тот же будет и судить непокаявшихся грешников, и насколько тих, смирен, кроток и милостив был ко грешникам в первом пришествии, настолько гнева и ярости изольет на непокаявшихся грешников, таковую Его благодать презревших, так что скажут они горам и камням: Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? (Откр. 6:16-17). § 339. Видел ты, христианин, вкратце представленное Сына Божия в мир пришествие, о котором святое Его Евангелие обстоятельно нам повествует. Но знай, что никакой пользы не будет, если слышать только о Христе, в мир пришедшем, но не иметь в Него истинной и живой веры. Ибо многие и язычники слышат, что Христос в мир пришел и чудеса сотворил, но не веруют. Даже и сам дьявол со злыми ангелами своими знает о том и святого имени Его трепещет, но это знание для них совершенно бесполезно. Так и христианам знание о Христовом в мир пришествии не принесет пользы, если они не имеют в сердце живой в Него веры. А чтобы живую во Христа иметь веру, должно всякому познать и признать душевную свою бедность и окаянство, как сказано выше. Ибо истинная во Христа вера подает живое и действительное утешение души. А чтобы утешение воспринять, должно почувствовать скорбь, печаль и страх суда. Ибо утешение – для печального утешение, и врачевство болящему подается, как говорит Христос: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9:12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Второе пришествие Господа на землю будет не в глубоком Его уничижении, как это было в первый раз, а «с силой и великой славой». О первом пришествии Христа в мир узнали сначала только вифлеемские пастухи – тогда же земные все племена в одно мгновение увидят явление Сына Божия», ибо как молния сходит от Востока и видна бывает даже до запада, так будет второе пришествие Сына Человеческого». Перед Его славным вторым пришествием на небе явится великое знамение – Животворящий Крест Господень. На Страшный Суд Христов соберутся все люди, когда-либо жившие на земле, начиная от Адама, ибо все они по творческому всесильному слову Божию воскреснут из мертвых. Те же, кто будет жить тогда», изменятся во мгновение ока», так как с чувственным Телом нельзя будет вступить в жизнь вечную. Тогда все люди земли, кто от радости, а кто и от великого горя, заплачут, ибо они «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою». Его пришествие будет сопровождаться такой величественной обстановкой, о какой люди и понятия не имеют, а могут лишь догадываться, судя по торжественным выходам могущественнейших земных царей. Сопровождать Царя Небесного будут все добрые Ангелы, а встречать все люди. Он сядет на престоле славы Своей и пошлет Ангелов, чтобы собрать к Нему на суд все народы земли. И когда соберутся перед Ним все люди, Он отделит праведников и поставит их по правую сторону, а грешников – по левую. После этого Божественный Судья обратится к праведникам и скажет им: «Идите, достойные сыны Отца Моего, в приготовленное вам Царство! Ибо вы накормили Меня, когда Я был голоден; напоили, когда Я жаждал; приютили Меня, когда Я странником приходил к вам; одели Меня, когда Я был наг; навестили Меня, когда Я был болен, и посетили Меня в темнице». Тогда праведники с неподдельным изумлением и со смирением ответят Христу: «Господи! да когда же мы видели Тебя голодным и накормили? жаждущим и напоили? когда же Ты приходил к нам странником, и мы приняли Тебя? когда одели Тебя нагого? когда мы видели Тебя больным или в темнице, и навестили Тебя?»

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Второе пришествие Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти. После Вознесения Христова Ангелы говорят апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1:11 ). Если в первый раз Господь приходил на землю в состоянии уничижения, то Второе пришествие Его будет со славой и величием: «приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими» ( Мф. 16:27 ) и «сядет на престоле славы Своей» ( Мф. 25:31 ). Явление Спасителя будет всеобщим и явным для всех: «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:27 ). 2. Образ и содержание будущего суда Христова Совершителем последнего суда будет Сам Господь Иисус Христос, ибо «Отец весь суд отдал Сыну» ( Ин. 5:22 ), «Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» ( Деян. 10:42 ). В осуществлении суда будут участвовать также а) Ангелы, которые «соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие» ( Мф. 13:41 ) и «отделят злых от среды праведных» ( Мф. 13:49 ); б) апостолы, которым Господь сказал: «сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Лк. 22:30 ); в) вообще святые – «разве вы не знаете, что святые будут судить мир?» ( 1Кор. 6:2 ). В качестве подсудимых будут выступать: а) все люди, ибо «всем нам должно явиться пред судилище Христово» ( 2Кор. 5:10 ); б) падшие ангелы, которых Господь «соблюдает в вечных узах на суд великого дня» ( Иуд. 1:6 ). Можно предположить, что суд будет проходить в два этапа: сначала суд над христианами, святыми, а затем над нехристианами и падшими ангелами ( 1Кор. 6:3 ) с участием святых. Предметом суда и основанием для осуждения будут а) добрые и злые дела, «чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ); б) слова, ибо «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» ( Мф. 12:36–37 ); в) «намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ), которые Господь обнаружит, осветив «скрытое во мраке» ( 1Кор. 4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010