Видишь, причиною скольких благ служит для нас крест? Ты вспоминаешь о царстве? Что же такого ты видишь (что напоминало бы о нем), скажи мне? Видны гвозди и крест. Но самый-то этот крест, говорить, есть символ царства. Потому называю Его царем, что вижу Его распинаемым на кресте, так как долг царя — умереть за подвластных. Он Сам сказал: «пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. X:11). — так точно и добрый царь полагает свою душу за подвластных. Посему, так как Он положил душу Свою, то я и называю Его за это царем. Помяни мя Господи, во царствии Твоем.4. Видишь, как крест является символом царства (небесного)? Хочешь знать другие тому доказательства? Христос не оставил его на земле, поднял его (с Собою) и вознес на небо. Откуда видно это? Оттуда, что Он имеет придти с ним во второе и славное Свое пришествие. Чтобы ты знал, какая честь подобает кресту, для того Он назвал его и славой. Но посмотрим, как Он придет с крестом. Необходимо привести этому доказательство. «Аще... рекут, — говорит, — се, в сокровищих Христос, се, в пустыни есть, не изыдите» (Мф. XXIV:26), говорит так о Своем втором славном пришествии, в виду лжехристов, лжепророков и антихриста, чтобы кто-нибудь, заблудившись, не попался последнему. Так как прежде Христа придет антихрист, то чтобы кто-нибудь, ища пастыря, не попался волку, для того указываю тебе признак пришествия пастыря. Так как первое Его пришествие было тайным, то дабы ты не подумал, что и второе будет таким же, Он дал этот знак. Тому пришествию естественно бы быть тайным, потому что Он пришел взыскать погибшего, но то будет не таково. Как же, скажи? «Якоже... молния исходит от восток и является до запад, тако будет и пришествие Сына человеческаго» (Мф. XXIV:27). Он явится всем за раз, и никто не будет иметь нужды спрашивать: здесь, или там Христос? Подобно тому, как, при появлении молнии, мы не имеем нужды спрашивать, явилась ли она, так, когда совершится пришествие Христово, для нас не будет нужды исследовать, пришел ли Христос. Но вопрос в том, с крестом ли придет Он? Мы не забыли обещания, — выслушай поэтому следующее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3348...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ [греч. παρουσα - приход, прибытие, пришествие, присутствие], возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование. В новозаветных текстах оно именуется «явлением» или «пришествием» Иисуса Христа («явление Господа нашего Иисуса Христа» - 1 Тим 6. 14; «явление Господа Иисуса с неба» - 2 Фес 1. 7; «явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» - Тит 2. 13; «пришествие Сына Человеческого» - Мф 24. 27, ср.: 1 Фес 2. 19; «Сын Человеческий, грядущий на облаках небесных с силою и славою великою» - Мф 24. 30). В рус. богословской лит-ре часто используется калька с греч.- «парусия». Ветхий Завет о В. п. Ветхозаветная эсхатология изображает «последние времена» через широко распространенное библейское выражение «день Яхве». С помощью этого выражения обозначаются важные «посещения» или «явления» Бога, имеющие место в истории Израиля или в мировой истории. Если оно имеет культовое содержание и как таковое обозначает день молитвенно-благодарственного обращения к Богу, в этот день также вспоминается знаменательное историческое событие, во время к-рого Бог явил народу Свою силу и помощь. Т. о., «день Яхве» - это день «пришествия» или «вхождения» Бога в историю. Поскольку Божественное водительство осуществляется в мире постоянно, «днями Яхве» становятся фактически все судьбоносные события библейской истории. Таковы «день Мадиама» (Ис 9. 4), «день Изрееля» (Ос 1. 11) и др. «дни», в к-рые Яхве дарует израильтянам победу над их врагами (Суд 7. 15-25). Однако «дни Яхве» могут быть и днями «пламенного гнева» Господа (Плач 1. 12), вызванного нечестием Израиля, над к-рым Бог Сам совершает Свой праведный суд (Плач 2. 21-22). Рассеяние иудеев, вызванное разрушением Иерусалима, прор. Иезекиилем описывается как «день облачный и мрачный» (Иез 34. 12). Таковым он будет и для Египта из-за его «идолов и… лжебогов в Мемфисе», и для «беспечных Ефиоплян» (Иез 30. 13, 9). «Так говорит Господь Бог: рыдайте! о, злосчастный день! Ибо близок день, так! близок день Господа, день мрачный; година народов наступает. …В тот день пойдут от Меня вестники… чтобы устрашить беспечных Ефиоплян, и распространится у них ужас, как в день Египта; ибо вот, он идет» (Иез 30. 2-3, 9). Бесчисленные бедствия, к-рые обрушиваются на Израиль, это, как правило, также «дни посещения» Господа за грехи народа (Исх 32. 34).

http://pravenc.ru/text/Второго ...

Христиане, род избранный! Видели первое пришествие Христа Бога нашего, увидим и второе. Он же Сам обещает: «Се, гряду скоро» и проч. О первом объявляли миру пророки Его святые: «Грядет, грядет Христос в мир» и пришел; о втором учителя церковные обьявляют нам: «Вот идет, вот идет Христос опять в мир» и неожиданно явится! Первое пришествие Его было тихое и смиренное, второе будет скорое и славное: «ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:27 ). В первом видел Его мир страдающим и умирающим за грехи наши, во втором увидит сидящим на престоле славы своей и судящим за грехи грешников, и воздающим каждому по делам его. Сейчас говорит Он грешникам: «Покайтесь», тогда скажет: «Отвечайте мне!» Сейчас призывает к себе грешников: «Придите ко Мне», тогда скажет грешникам непокаявшимся: «Идите от меня» ( Мф. 11:28, 25:41 ). Куда? «В огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (там же). О, как страшно это слово! Грешники несчастные! Еще тот день не пришел, еще Судья долготерпит нас, не желая никому погибели, еще ожидает нашего покаяния, еще не судит нас, еще милость являет всякому кающемуся и молящемуся. Покаемся же и мы и получим от него милость, и станем по правую руку Его в пришествие Его, и услышим от Него всеблагоприятный голос: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25:34 ). Страшно и это слово, возлюбленные! «обличу тебя и представлю пред лицем твоим грехи твоя» ( Пс. 49:21 ), потому что и это слово Бог великий говорит. Кому? Грешнику, как выше в том же псалме написано: «Грешнику же говорит Бог» ( Пс. 49:16 ). О чем говорит? О том, что грешника, за все его грехи, обличит и все беззаконные его поступки пред лицом его представит. Где? На всемирном позорище, где все святые Ангелы будут и все люди, жившие от начала мира до конца. На том всемирном собрании обличится всякий грешник, и бессовестные и богопротивные его поступки предстанут перед ним, и всему миру будут явлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Итак, Он придет. Сколько бы мы ни рассуждали об этом как о каком-то мифе, это реальность, и этот приход Христа будет означать Суд миру. Христос многократно подчеркивает, что Он пришел в мир не судить его, а спасти . Что же значит верить в Бога? Это не значит соглашаться с тем, что Он существует, ведь Бог не нуждается ни во мне, ни в вас, – а доверяться Ему, доверяться Его личности. Бог не неведом, ведь Он явился во плоти, и Христос есть Сын и Слово Божие, Он вошел в наш мир и именно поэтому может быть изображен, и посредством Своего изображения Он уверяет нас, что Он стал Человеком, стал Одним из нас. Он сказал нам, что верующий в Него не будет судим . Почему? Потому что он поверил, он доверился Богу, то есть ты доверяешься Его лицу и слову, ты доверяешь тому, что Христос – Сын и Слово Божие, ставшее Человеком. В другом месте святой евангелист Иоанн подчеркивает, что тот, кто не принимает Сына Божия во плоти, есть антихрист . Затем он снова говорит нам, что кто не верует, тот уже осужден, потому что не поверил . Итак, в каком смысле Второе Пришествие будет Судом миру ? В том смысле, что Пришествие реально будет судить нас. Почему же? Потому что тогда мы вынуждены будем занять определенную позицию по отношению к Тому, Кто пришел. И эта позиция будет означать Суд. В сущности ад и рай, говорят отцы, не касаются Бога, они касаются нас. Ад и рай будут существовать для нас, а не для Бога. Что представляют собой рай и ад? Это одно и то же – ад и рай являются одним и тем же. Чем же? Пришествие Бога в нас – это наш суд. Это наш рай, и это же может быть нашим адом. Когда Пришествие Бога является раем? Когда мы любим Того, Кто приходит, ждем Его, жаждем Его. Когда любишь кого-то и он приходит в твой дом, разве ты не радуешься этому? Следовательно, для того, кто любит Бога, Его Пришествие не означает страх и ужас, а, наоборот, радость, оно будет означать его восполнение, его прославление в славе Бога, наполнение его жизни светом. Страшный Суд      С другой стороны, что скажут тогда все не возлюбившие Бога, все воевавшие с Ним, что они будут делать, смогут ли они тогда отрицать Его? Ведь Он будет стоять перед ними. И это Пришествие станет для них мучением.

http://pravoslavie.ru/68365.html

Мф.24:26 .  Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте; (Ср. Лк.17:23 – в другой связи и больше сходно с Мф.24:23 и Мк.13:21 , чем с разбираемым стихом.) Подлежащее в греческом не выражено (в русском подчеркнутое «Он»). Но ясно, что речь идет об истинном Христе, о Котором будет возвещать народ или лжепророки. Последователи Христа не должны выходить на зов таких людей и не верить слухам о Мессии. Истинное явление истинного Христа будет совершенно иное и ни в ком не оставит никаких сомнений. Мф.24:27 .  ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; (Ср. Лк.17:24 – в другой связи.) Нельзя согласиться с Бенгелем, что credibile est, Christi adventum fore ab oriente (вероятно, пришествие Христа будет с востока), потому что в подлиннике ничего об этом не говорится. Указание на восток и запад отличается безразличным характером, можно было сказать и наоборот. Пришествие Христа только сравнивается с обыкновенным блеском молнии, особенно в ночное время, когда кажется, что весь небесный свод освещается ею. Указывается на быстроту и внезапность. В некоторых рукописях нет κα (и) после οτως (так и будет пришествие...). С этого стиха пришествие Христа делается преобладающей темой речи. Менее важные предметы как бы поглощаются более важным. Но в речи по-прежнему можно отыскивать первый и второй смысл. Мф.24:28 .  ибо, где будет труп, там соберутся орлы. (Ср. Лк.17:37 .) По-видимому, действительный смысл стиха тот, что второе пришествие Спасителя будет в предопределенное время, когда зло достигнет пагубного развития, как перед потопом или гибелью Содома и Гоморры. Когда жизнь покидает тело, оно делается трупом, и орлы слетаются на него. Так будет и тогда, когда в мире настанет сильнейшее развитие зла. Сын Человеческий и Его Ангелы явятся тогда для исполнения Божественного суда. Мф.24:29 .  И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но чтобы в основе учения о человеке греха лежало другое воззрение на вещи, нежели в четвёртой главе Первого Послания к Фессалоникийцам, допустить нельзя; потому что Второе Послание было написано только несколько месяцев спустя после Первого Послания, и сверх того во Втором Послании (2:5) указывается на согласие изъяснённого в Первом Послании письменно с предшествовавшим ему изустным наставлением Фессалоникийцев. А ниже Дюстердик выражает мнение, что, так как Апостол в Первом Послании отмерил слишком краткое протяжение времени до второго пришествия, то и во Втором Послании он должен был представить личное явление противника в отношении ко времени неверно 1193 . По поводу этих рассуждений должно сказать, что слова Апостола: мы, оставшиеся в живых, вместе с ними (воскресшими) восхищены будем на облаках на воздух, в сретение Господу ( 1Сол. 4:17 ), не означают непременно того, что Апостол надеялся дожить до второго пришествия. Выражение мы Апостол употребляет для наглядности речи. Он как бы так говорит: все те, которые доживут до второго пришествия, подобно тому, как мы теперь живы, будут восхищены... Себя и тех, кому он пишет, он для наглядности ставит на место имеющих дожить до второго пришествия. Подобный же оборот речи Апостол употребляет в Первом Послании к Коринфянам, в 15 главе, говоря: не все мы умрём, но все изменимся..; мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Что Апостол словом мы означает не себя лично и Коринфян, а всех вообще людей, которые доживут до второго пришествия, это видно из того, что немного выше он говорит: как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Ведь не одни же Коринфяне вместе с Апостолом носили образ перстного, и будут носить образ небесного, а все люди. Что Апостол под словом мы не разумел непременно и себя самого, это видно из того, что в противном случае Солуняне, в подтверждение своего тревожного ожидания близости дня Господня, сослались бы и на Первое Послание к ним самого Павла, тогда как на самом деле они указывают на другие источники возбуждённой среди них тревоги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

15. Слова будьте подражателями мне и проч. в русском переводе составляют первый стих 11 главы. 16. По другому списку: А теперь пребывают сии три: вера, надежда и любовь. В этом месте говорит, что вера, надежда, любовь продолжительнее. Ибо, когда посредством проповеди, как сказано, вера распространится повсюду, то языки, пророчества и прочие дарования прекратятся, напротив, вера, предмет которой будущее, суд и воздаяние, также надежда на воздаяние и взаимная любовь, как более необходимые, пребудут до скончания века. Но любовь из них больше. Но и из этих, имеющих долее пребыть, добродетелей больше всех любовь. Ибо, когда придет конец, прекратятся и вера, и надежда, а любовь, как сильнейшая и крепчайшая, останется. Толкование на второе послание к коринфянам Святого Апостола Павла Предисловие ко Второму посланию к Коринфянам Апостол Павел пишет второе послание к коринфянам, потому что в первом обещал придти к ним, но был удержан Духом для других, гораздо более важных, дел и подвергся искушениям. Он должен был написать в оправдание своей продолжительной медлительности, и потому пишет второе послание, объясняя, почему он промедлил с пришествием. Притом, после первого послания коринфяне стали лучше, и он должен был одобрить их и похвалить. Ибо как согрешивших их он упрекал, так исправившихся обязан был похвалить. Поэтому и не видно в этом послании прежних угроз, за исключением некоторых только мест к концу послания, кои нужны были потому, что некоторые из иудеев высоко мудрствовали о себе и порицали Павла как невежду и не заслуживающего никакого уважения. ГЛАВА ПЕРВАЯ Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат. Поскольку апостол при первом послании посылал Тимофея в Коринф и потом опять принял его, когда тот возвратился, то справедливо присоединяет к своему имени и его имя. Кроме того, Тимофей показал коринфянам и опыт своей добродетели. Таким образом, апостол упоминает в настоящем послании о Тимофее, как о лице, уже известном коринфянам и многое исправившем у них. Заметь, что иногда называет его сыном: как сын отцу, говорит, служил мне в благовествовании (Флп.2:22), иногда сотрудником: ибо он делает дело Господне, как и я (1 Кор. 16:10), а теперь братом, представляя его во всех отношениях достойным уважения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

2Кор.1:15 .  И в этой уверенности я намеревался придти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать, 2Кор.1:16 .  и чрез вас пройти в Македонию, из Македонии же опять придти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею. Ап. только что сказал, что он крепко надеется на внутреннюю связь, соединяющую его с Коринфянами (ст. 14). В виду этой уверенности он хотел придти к ним раньше, чем обещал – сердце его влекло к этому, – чтобы сообщить Коринфянам в это второе пришествие вторую благодать или снова их просветить тою благодатью, которой он, как Апостол, был носителем (ср. Рим 1:11 ) и какой они удостоились в его первое пребывание в Коринфе. Он даже хотел зайти к ним и еще раз, при возвращении из Македонии. 2Кор.1:17 .  Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то «да, да», то «нет, нет?» Ап., порешив посетить Коринф раньше назначенного им самим времени, не поступал как человек легкомысленный, у которого на языке в одно и тоже время и «да, да» (да, да – усиленное утверждение) и «нет, нет» (нет, нет – усиленное отрицание). – «По плоти», т. е. руководясь легкомысленными побуждениями. 2Кор.1:18 .  Верен Бог , что слово наше к вам не было то «да», то «нет». Напротив, речь и главным образом проповедь Павла и Тимофея были всегда одинаковы, не изменяли вида, а этим доказывалось то, что Бог верен Своим словам и обещаниям (По-русски: «верен Бог…» нужно понимать как клятву, но такого значения это выражение нигде не имеет). 2Кор.1:19 .  Ибо Сын Божий, Иисус Христос , проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да», – 2Кор.1:20 .  ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь» в славу Божию, через нас. «Ибо». Ап. сказал только что о том, что его проповедь вообще была вполне определенного содержания. Теперь он эту мысль доказывает ссылкою на то, что в частности все, возвещенное в Коринфе им и его спутниками – Силою и Тимофеем (ср. Дeяh XVIII:5 ) о Христе, Сыне Божием, было также определенно и не менялось смотря по обстоятельствам (Злат., Феодорит, Феофилакт). – «В Нем было «да», т. е. мы изобразили вам Христа как всегда верного Своим словам и обетованиям. – «В Нем «да», и в Нем «аминь». Первое выражение обозначает причину, второе – следствие (с греческого второе выражение правильнее перевести нужно так: «посему ( δι) и чрез Него аминь»). Выражение «да» ( τ ναι) обозначает объективную достоверность, а «аминь» – субъективную уверенность, принятие на веру. Ап. таким образом как бы говорит: «ибо столь многие обетования Божии (в Ветхом Завете) в Нем (во Христе) становятся как бы действительностью – да (т. е. во Христе дано объективное ручательство в том, что они непременно исполнятся); посему (опять чрез Христа) говорим мы и аминь, т. е. благодаря Христу мы укрепляем в себе внутреннюю уверенность в осуществлении этих обетований». – «Чрез нас», т. е. нашими трудами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

“Слово Божие учит, что второе пришествие Христа для завершения спасения верующих и для наказания неверующих ( Мф.24:23–34 ; 1Фес 4:16 ) будет видимое ( Мф.24:30 ). Второму пришествию Христа должно предшествовать: 1) распространение Евангел, вести по всему лицу земли, пока царству Иисуса не покорятся иудеи ( Рим.9:27 ) и язычники и не настанет тысячелетнее царство Христа ( Мф.24:14 ); – (второе пришествие Христа); 2) усиление зла, пришествие антихриста, его падение, первое воскресение мертвых ( Откр.20:5 ) и наступление тысячелетнего царства Христова, в течение которого зло будет как бы в бездействии ( 2Фес.2:1–12 ; Откр.20:2–4 ; Рим.8:21–23 ); 3) по окончании тысячелетнего царства зло опять получит некоторую власть и вступит в окончательную борьбу с добром ( Откр.20:3–7 ). При втором (нет, уже третьем) пришествии Христа должно совершиться воскресение тела и новое единение тела с душою... Это воскресение будет всеобщее и называется вторым» ( Откр.20:11–15 ). Вероучение евангельских христиан (пашковцев), стр. 45, 46. 835 Творен. Часть 2. 39 слово на честн. и животвор крест и на второе пришеств., также о любви и милостыне. 1908 г., стр. 265. 838 I аполог., гл. 52. Перев. Преображенского. 1892 г., стр. 82; ср. Разговор с Трифоном иудеем гл. 14, 31, 32, 40, 49,52, 100. 848 Сочинения древ. христиан, апологет. Перев. Преображенского. Речь против эллинов, гл. 6. 1895 г., стр. 15. 864 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть. 867 После скорби, слав перев. по скорби, μετ τν θλψιν (μετ с вин. после, по, в, за), собств. в скорби, т.е. скорбь людей не окончится, а будет еще продолжаться, как последуют страшные явления. 869 Издыхать от страха, – ποψυχντων (от ποψχω, падаю в обморок, перестаю дышать) νθρπων π φβоυ, – издыхающим человеком от страха, букв. падающим в обморок, изнемогающим от ужаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Второе послание к солунянам написано вскоре (месяцев чрез пять-шесть) после первого послания. Святой Павел в это время еще был в Коринфе, что видно из того, что в надписании своего послания он, вместе с собою, как и в первом послании, ставит спутников своих – Силу и Тимофея, а они оба были с ним вместе только в Коринфе. После Коринфа святого Тимофея встречаем при нем в Ефесе (см. Деян. 19:22 ); но о Силе уже нигде потом не упоминается, как о спутнике святого Павла. Послание написано к концу пребывания святого Павла в Коринфе, что можно заключить из того, что святой Павел просит их помолиться об избавлении его от зла и лукавых человек ( 2Фес. 2 ), чем он, вероятно, намекает на восстание на него в Коринфе (см. Деян. 18:13–17 ), что случилось под конец пребывания его там (см. Деян. 18:18 ). Таким образом, если первое его послание написано в 54 году, то в этом же году, вероятно, написано и второе. Разделение послания После обычных надписи и приветствия (1:1–2) святой Павел сначала (в первой части послания) хвалит доброе поведение солунян и увещевает их быть стойкими в терпении (1:3–12). Потом (во второй части, вероисправительной), рассеивает неправильные мысли о втором пришествии и дает соответственные нравственные уроки (2:1–17). Наконец (в третьей части, нравоисправительной), обличает тех, кто вел себя плохо, убеждает их исправиться (3:1–15). Завершается послание традиционным заключением (3:16–18). Второе послание к Фессалоникийцам Глава 1 1 Павел и Силуан и Тимофей – Фессалоникийской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, 4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами 5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010