Время, назначенное этим пророчеством для пришествия Мессии, не должно было переходить за тот срок, в который потомки Иуды продолжали еще быть самостоятельным народом, имели еще свои законы и судей из среды своих собратий. Пророчество Малахии присоединяет к этому другое знамение для измерения времени пришествия Мессии: “Вот Я пошлю ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно приидет в храм свой Господь, которого вы ждете, и Ангел завета, которого вы желаете; вот Он идет, говорит Господь Саваоф” (III, 1). Слова эти указывают на появление Мессии в храме прежде его разрушения и на появление особенного посланника, имеющего приготовить путь Господу. Относительно пришествия Мессии до разрушения второго иерусалимского храма замечательно ясны слова пророка Аггея: “И приидет Желаемый всеми народами и наполню дом сей (второй храм) славою... Слава сего последнего храма будет больше нежели первого, и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф” (II, 7, 9). Выражение, употребленное в этом предсказании, “Желаемый всеми народами” ясно показывает, что здесь говорится о том, кто был упованием “Израиля и чаянием языков”, т. е. об Искупителе. Ему, таким образом, надлежало явиться согласно с приведенными пророчествами ветхого Завета: 1) в период существования иудейского царства, 2) до разрушения иерусалимского храма и 3) после ближайшего великого пророка. Но время пришествия Мессии означено еще определеннее в пророчествах Даниила, где не только показано, что царство Мессии начнется во время четвертой монархии, или римской империи, но даже самое число лет, которое должно было предшествовать его пришествию, ясно показано. “Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк и помазан был Святой святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины” (IX, 24–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Таинство восходит к апостолам, которые, получив власть от Спасителя, «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 ). Впоследствии апостолы передали обычай совершать елеопомазание священникам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). В древности Таинство называлось различными наименованиями: елеем, святым елеем, елеопомазанием, молитвомаслием (греч. ευχε λαιον). В просторечии Таинство называют Соборованием, поскольку оно совершается собором священников. В таинстве употребляется елей – жидкое масло, обычно оливковое 32 . Совершение того или иного Таинства приобретает свою внешнюю форму именно через обряды. Так, например, Таинство Брака совершается в обряде венчания, а Таинство Крещения – в обряде крещения. К числу обрядов относятся, в частности, монашеский постриг, отпевание усопших, панихиды, освящения воды, продуктов и различных предметов, молебны и молебные пения и др. Устройство храма В современном православном словоупотреблении храмом, или церковью 33 , называется здание, предназначенное для совершения богослужений, таинств и обрядов. Несмотря на все многообразие форм и архитектурных стилей, используемых при строительстве храмов, внутреннее устройство православного храма всегда следует определенному канону, сложившемуся в Византии приблизительно к началу второго тысячелетия и не претерпевшему существенных изменений. Традиционный православный храм разделен на три части: алтарь, среднюю часть (собственно храм) и притвор-нартекс. В древних храмах притвор был местом, где во время богослужения молились оглашенные и кающиеся – те, кто не причащались за Евхаристией. По уставу, в притворе положено совершать некоторые части богослужения, в частности, литию за всенощным бдением. Панихиды (краткие заупокойные богослужения) тоже должны совершаться в притворе, хотя на практике их чаще всего совершают в одном из боковых приделов храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иисусу Навину нечего бояться — он будет вести войну Господню (1 Цар 17:47), и Тот, Кто был с Моисеем, будет и с ним. Иисус знал, как близок Господь к Своему рабу Моисею, человеку Божию. И вот теперь он слышит: как Я был с Моисеем,так буду и с тобою. От него же требуется только быть твердым и мужественным. Будь тверд и мужествен (Нав 1:6) — тверд в верности Богу и завету с Ним, в хождении по Его заповедям, и мужествен в борьбе с его врагами. Этот призыв был повторен трижды: 1:6,7,9; в седьмом стихе добавлено: очень мужествен. К твердости и мужеству Иисус был призываем еще при жизни Моисея как Моисеем (Втор 31:7), так и Самим Господом (Втор 31:23). К тому же Господь призывал и весь народ: будьте тверды и мужественны (Втор 31:6). Без твердости и мужества не овладеть землею грозных хананеев. Слабым и трусам не видать победы: Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих (Нав 1:6–7) Коран называет иудеев и христиан “народами Книги”. Действительно, после разрушения Второго храма, после полного разрушения Иерусалима, после катастрофических поражений в войнах 68–74 гг. и 131–135 гг. от Р. Х., в долгие века рассеяния что оставалось у евреев, кроме Писания? В размышлении над ним день и ночь, в исполнении его заповедей — вся полнота жизни средневекового иудея. Но если иудеи лишились своей страны и своего храма, то христиане этого и изначально не имели. “Наша нация — христиане”, — вот лозунг христианских мучеников первых веков христианства. То, что для иудаизма было духовной катастрофой, для христианства явилось в каком-то смысле точкой отсчета. То, что для иудеев было Божественным наказанием (а именно так понималось ими самими тогда разрушение храма, Иерусалима и рассеяние), для христиан было благословенной свободой, — свободой от традиций и обычаев, от отеческих преданий, от социальной и национальной среды, свободой от земной родины, а в религиозном отношении — свободой от Закона и законничества, в определенном, очень ограниченном смысле — свободой от религии 44 .

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

218 Вероятно те, кто приносит в храм хлеб и вино для Евхаристии, и дары для братской трапезы после Литургии. Ср. ( Втор.26:2 ): «...возьми начатков всех плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе, и положи в корзину, и пойди на то место, которое Господь Бог твой изберет, чтобы пребывало там имя Его»). 220 «И со духом твоим» – народ Божий, как поставленный на общее священство, желает душе предстоятеля такие же дары благодати Божией. Ср. ( 1Петр.2:9 ): «... вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». 221 «Всех святых воспомянув», т. е., молитвенно вспомнив в диптихах Полноту Церкви – всех усопших и живых. 222 Здесь прошение о ниспослании верующим Святого Духа. Ср. молитву эпиклесиса: «...и просим, и молим: ниспосли Духа Святого на нас и на Святые Дары сия...» и молитву на исход народа из храма. См. благодарственный гимн по причащении: «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа небеснаго...» 223 Церк. слав. «Дне всего совершенна... у Господа просим» – т. е., просим такого дня, который бы был всецело посвящён общению с Богом и увенчался Общением всех во Святом Духе, привёл бы к совершенной (конечной) цели евхаристического собрания – единению всех верных со Христом во Святом Духе. См. начальные призывы анафоры: «...и Общение Святого Духа да будет со всеми вами» и епиклезис: «Ниспошли Духа Святого на нас и на эти Святые Дары». 224 Согласно преданию ветхозаветной Церкви эпохи второго Храма, молящегося, идущего домой из храма, сопровождает злой или добрый ангел (см. Об этом в статье H. Engberding-a Zum besseren Verstaendnis einiger diakonaler Aufforderungen des byzantinischen Ritus (OS. 1964. Vol. 13), а также в книге R. Tafm-a Great Entrance (R., 1978)). В христианском предании „Ангел Мира“ отождествляется с ангелом-хранителем, иногда – с Самим Христом, а злой – с бесом или дьяволом . 226 Прегрешение – грехопадение. Греховная наклонность воли, похоть (похотение), болезнь воли, удобопреклонность человеческой воли более ко злу, чем к добру; греховное влечение; непреодолимое желание, ведущее к совершению реального греха (в современном греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если предположить, что данная история или подобные ей были хорошо известны, это могло бы пролить свет на то, что побудило Луку изложить историю обращения Павла именно таким образом 1255 . История с Илиодором говорит о том, как всемогущий Бог останавливает мародерствующего вора–язычника в тот самый момент, когда он уже готов был ограбить сам Храм. Его гордыня сломлена перед могучей силой Бога Израилева. Перенесите все это на эпизод на дороге в Дамаск, и намерение Луки становится удивительно понятным. Вот Савл из Тарса, только что одобрявший казнь Стефана ( Деян 8:1 ), обвиненного, в числе прочего, в том, что тот высказывался против Храма. Однако теперь Бог Израилев печется не об Иерусалимском Храме. Место Храма и его сокровищницы занято – учениками Иисуса, которых преследует Савл! Мощь божественной силы открывается – и Савл уничижен, повержен наземь, погружен во тьму, так что ему приходится опираться на своих спутников. Крохотная преследуемая группа учеников открывается как истинный «Храм»; те же, кто их преследует, даже если ими движет ревность о Боге Израилеве и его Законе, отныне новые язычники 1256 . Вторая параллель, хотя и не столь тесная, находится в романе периода Второго Храма «Иосиф и Асенефа», действие которого сосредоточено на обращении Асенеф, дочери Потифара, и ее браке с Иосифом. После длительной покаянной молитвы Асенеф получает небесное видение: Асенеф все смотрела, и вот, ближе к утренней звезде, небеса разодрались надвое и явился свет сильный и невыразимый. И Асенеф увидала его и пала на лицо свое во прах. И муж подошел к ней с небес и встал у головы Асенеф. И позвал ее и сказал: «Асенеф, Асенеф». Она же сказала: «Кто тот, который зовет меня, ибо дверь горницы моей заперта, а башня высока, и как же он тогда вошел ко мне в горницу?» И тот позвал ее вторично и сказал: «Асенеф, Асенеф». Она же сказала: «Смотри, вот я, господин. Кто ты, скажи мне». И он сказал: «Я домоправитель Господа и начальник войска Всевышнего. Поднимись и встань на ноги твои, и я скажу тебе то, что имею сказать» 1257 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Ослица – это символ мира, в то время, как конь – символ войны. Согласно этому пророчеству Мессия должен был возвестить людям мир – примирение с Богом и прекращение вражды между людьми. Вторая часть пророчества, об освобождении узников из рва, предсказала об освобождении из ада душ умерших людей в результате искупительных страданий Мессии. В следующем пророчестве Захария предсказал о том, что Мессия будет предан за тридцать серебряников. В пророчестве речь идет от имени Бога, Который предлагает иудейским начальникам назначить Ему плату за все то, что Он для их народа сделал: «Если угодно вам, то дайте Мне плату Мою, если же нет – не давайте. И они отвесят в плату мне тридцать серебряников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял я тридцать серебряников и бросил их в дом Господень для горшечника» ( Зах.11:12–13 ). Как мы знаем из Евангелий, за тридцать серебряных монет Иуда Искариотский предал Своего Учителя. Однако Иуда не ожидал, что Христа осудят на смерть. Узнав об этом, он пожалел о своем поступке и бросил данные ему монеты в храме. На эти тридцать серебряников первосвященники купили у горшечника участок земли для погребения странников, как предсказал об этом Захария ( Мф.27:9–10 ). Пророк Амос предсказал о помрачении солнца, которое произошло во время распятия Христа: «И будет в тот день, – говорит Господь, – произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня» ( Ам.8:9 ). Подобное предсказание мы встречаем и у Захарии: «Не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь, лишь в вечернее время явится свет» ( Зах.14:6–7 ). Дальнейшие предсказания о Мессии пророков Аггея, Захарии и Малахии имеют тесное отношение к построению второго Иерусалимского храма. Вернувшись из плена, евреи без большого энтузиазма строили новый храм на месте разрушенного Соломонова храма. Вся страна была разорена, и многие евреи предпочитали сначала отстроить свои собственные дома. Поэтому пророкам после пленного периода предстояло понуждать евреев к построению дома Божия. Для ободрения строителей, пророки говорили, что хотя своим внешним видом новый храм уступает Соломонову, но зато своим духовным значением он его превзойдет во много раз. Причиной славы строящегося храма будет то, что его посетит всеми ожидаемый Мессия. Приводим здесь подряд пророчества об этом Аггея, Захарии и Малахии так как они дополняют одно другое. Бог говорит устами пророков:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Вдобавок ко всему Соломон все дальше отступал от заповедей «Пятикнижия», и сердце его все больше и больше «надмевалось… пред братьями его», что никогда не было свойственно его отцу Давиду. В этом контексте чрезвычайно важный характер приобретает рассказ о втором Откровении Бога Соломону, в каждом слове которого звучит предупреждение, смешанное с угрозой: «После того, как Соломон закончил строение храма Господня и дома царского, и все, что Соломон желал, сделал, явился Соломону Господь во второй раз, как явился ему в Гаваоне. И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни. И если ты будешь ходить пред лицом Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и правоте, исполняя все, что Я заповедал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои, то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек, как Я сказал отцу твоему Давиду, говоря: „не прекратится у тебя сидящий на престоле Израилевом“. Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется, и свистнет, и скажет: „за что Господь поступил так с сею землей и с сим храмом?“ И скажут: „за то, что они оставили Господа, Бога своего, который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им и служили им, — за это навел на них Господь все сие бедствие“…» ( 3Цар. 9:1-9 ). Итак, Бог второй раз является Соломону вскоре после завершения им строительства своего дворца, то есть на двадцать четвертом году его царствования. Является так же, как некогда в Гаваоне — во сне. Но, если разобраться, Всевышний не открывает в этом видении Соломону ничего нового. Бог сообщает царю, что строительство Иерусалимского храма принято Им, и обещает, что Его присутствие никогда не отойдет от того места, на котором построен Храм, но при этом не гарантирует вечности Храма. Строительство «дома Господа» является величайшей заслугой Соломона, но ее недостаточно, чтобы Еврейское государство продолжило свое существование в истории. Условие существования евреев на Земле обетованной, условие долголетия самого Соломона и сохранения трона за его потомками остаются теми же: строгое следование духу и букве данных Им законов. По сути дела, значительная часть этого второго Откровения Соломону представляет собой повторение грозного предупреждения Второзакония:

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/3/

Да и возвращение в отечество было для них, конечно, труднее, чем вавилонским пленникам. В то время как на место израильтян были переселены ассирийские колонисты, Иудея оставалась никем не занятой. Все это объясняет нам, почему указ Кира не нашел у израильтян такого сочувствия, какое вызвал он в иудеях. Однако глубокое молчание священных историков о возвращении десяти колен еще не уполномочивает нас совершенно отрицать последнее. Если они не говорят о возвращении израильтян из плена, то они не говорят и того, что все израильтяне остались на чужбине. Замечание священного писателя: «и поднялись главы поколений иудиных и вениаминовых, и священники, и левиты и всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме» ( Ездр. 1:5 ), не исключает присутствия среди первых переселенцев хотя и небольшого количества израильтян. Что касается городов, то довольно естественно, что израильтяне сначала селились вместе с иудеями в Иерусалиме и ближайших городах. Следует думать, что возвращение евреев из плена было постепенное. Книги Ездры и Неемии рассказывают о трех караванах под предводительством Зоровавеля, Ездры и Неемии. Но в действительности их могло быть более. Некоторые косвенные свидетельства за то, что среди возвратившихся из плена были и израильтяне, мы находим в Писаниях того времени. В 6 главе книги Ездры говорится о принесении в день освящения храма двенадцати козлов в жертву за грех за всего Израиля по числу колен израилевых. Пророк Захария, принимавший деятельное участие в построении второго храма, от Лица Божия говорит: «Всё это я отдам во владение оставшемуся народу сему. И будет как вы, дом Иудин и дом Израилев были проклятием у народов, так Я спасу вас и будете благословением». Едва ли пророк стал говорить о спасении и благословении дома Израилева, если бы не видел среди возвратившихся из плена ни одного израильтянина. Точно также и принесение жертв за 12 колен израилевых получило полный смысл лишь от присутствия при освящении храма израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Завоевания Кира: победа предков Иафета над предками Сима (Ассиро-Вавилония), победителями предков Хама (Египет), – новая фаза истории. Интересное совпадение восшествия Кира на престол (в 558 г. до Р.Х.) с правлением Пизистрата в Афинах, Креза в Лидии и Тарквиния Гордого в Риме, – тех лиц, которые являются представителями совершенно нового западного мира, имевшего сменить собой мир старый, восточный. Последние видения Даниила Дан. 8 : Явление ангела и предсказание об освобождении народа из плена, восстановление Иерусалима и храма и искупление мира “смертью Христа-Владыки”. Видение о семидесяти седминах ( Дан. 9 ): Дан. 9, 24 : “семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый святых”. Это пророчество в точности исполнилось – от второго и окончательного указа о восстановлении Иерусалима (в 457 г.) до смерти Христа (в 33 г. по Р.Х.) протекло ровно 490 лет – и потому Даниил нередко называется мужем желаний. Манифест об освобождении пленников 1Езд. 1, 2–4 : Кир, узнав о великих знамениях, решил оказать народу еврейскому великую милость: издание указа об освобождении Иудеев из плена и о построении храма в Иерусалиме. 536 г. до Р.Х. – окончание семидесятилетнего плена Вавилонского: от 605 г. – первого взятия Иерусалима Навуходоносором. Пророк Исаия за двести лет называет Кира по имени, как освободителя еврейского народа от плена и восстановителя храма. Пророчества Исаии о царе Кире: “Ибо день смятения и попрания и замешательства в долине видения от Господа, Бога Саваофа. Ломают стену, и крик восходит на горы. И Елам несет колчан; люди на колесницах и всадники, и Кир обнажает щит. И вот, лучшие долины твои полны колесницами, и всадники выстроились против ворот” ( Ис. 22, 5–7 ); “Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: будешь построен!» и храму: будешь основан! " ” ( Ис. 44, 28 );

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Приближался праздник Пасхи. Иисус Христос со Своими учениками пришел в Иерусалим и вошел в храм для молитвы. Здесь Он увидел большой беспорядок. Во дворе храма продавали жертвенных животных: волов, овец и голубей. Иисус Христос сделал бич из веревок и выгнал из храма всех, как продавцов, так и животных: овец и волов; продающим же голубей Он сказал: «возьмите это отсюда и дом Отца Моего не делайте домом торговли». Из второго года служения Иисуса Христа § 14. Исцеление расслабленного при овчей купели (Ин. 5:1–16) Наступила вторая Пасха со времени вступления Иисуса Христа в открытое служение роду человеческому. Иисус Христос, по обыкновению, пришел в Иерусалим на праздник со Своими учениками. В Иерусалиме недалеко от храма, у овечьих ворот, через которые прогоняли агнец для жертвоприношений, находилась купальня. При ней было устроено пять крытых ходов или галерей, «в которых лежало множество больных, слепых, хромых, ожидающих движения воды». Купальня имела то чудесное свойство, что «Ангел Господень по временам сходил в нее и возмущал воду, и кто первый входил по возмущении воды, тот выздоравливал». Иисус Христос, обходя больных, увидел одного расслабленного, который лежал здесь 38 лет. Иисус Христос спросил его: «Хочешь ли быть здоровым?». Больной отвечал: «Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода. Когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Иисус говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Больной тотчас же выздоровел, взял постель свою и пошел». § 15. Избрание Апостолов (Лк. 6:12–16) Однажды Иисус Христос взошел на гору и там целую ночь провел в молитве. Когда же настал день, то Он призвал учеников Своих, избрал из них двенадцать и назвал их Апостолами, т.е. посланниками. Имена их следующие: Петр и Андрей, Иаков и Иоанн, Филипп и Варфоломей, Матфей и Фома, Иаков Алфеев, Симон Зилот, Иуда Иаковлев и Иуда Искариотский, который потом сделался предателем Иисуса Христа. § 16. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства 7 (Мф. 5:1–12)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010