Тут находился сам храм, а перед ним возвышался алтарь, на котором мы приносим Господу Богу жертвы всесожжения. Ни в одно из этих трех отделений царь Ирод не вступал (ему это было запрещено как не священнослужителю); он лично участвовал лишь в возведении галерей и внешних стен, которые и были воздвигнуты им в течение восьми лет. Самый храм был отстроен священнослужителями за один год и шесть месяцев. Весь народ преисполнился радости и возблагодарил Господа Бога, во-первых, за быстрое окончание работы, а затем и за ревность царя. При этом они устроили радостный праздник в честь освящения храма. Царь принес в жертву Предвечному триста волов; остальные жертвовали каждый сообразно своим средствам; впрочем, невозможно установить совершенно точное число принесенных тогда в жертву животных. При этом день освящения храма совпал с днем восшествия царя на престол (а этот день уже всегда праздновался), и поэтому теперь празднество отличалось особенным блеском» 180 . Именно за перестройку Второго Храма Ирод и получил прозвище «Великий». Недавно в Израиле археологи нашли гробницу этого царя иудеев. Сообщение о том, что в Иродионе – развалинах знаменитой крепости в нескольких километрах к югу от Иерусалима – найдена гробница иудейского царя Ирода I Великого, стало мировой сенсацией номер один. Интерес историков к этому противоречивому человеку не ослабевает до сих пор. Он восстановил Храм и в то же время воздвиг много капищ в честь римского императора, осуществлял жестокие репрессии против религиозных иудеев и за 40 лет своего правления возродил экономику Палестины и раздвинул границы еврейского государства… Итак, далее мы читаем: Мф.21:12 . «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей». Блаженный Иероним пишет: «Сопровождаемый толпой верующих, которые одежды свои расстилали по пути, чтобы осленок шел, не повреждая ног, Иисус входит в храм и выгоняет всех, которые продавали и покупали в храме: он опрокинул столы обменивавших монеты и разбросал сиденья продавцов голубей и сказал им, – приводя свидетельство Писания, – что дом отца Его должен быть домом молитвы, а не пещерой разбойников или домом торговых сделок» 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Агг.1:8 .  Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Теперь пророк в прямой и положительной форме высказывает к начальникам народа и ко всему народу определенное требование принять решение начать постройку и приступить уже к делу, наградою за что будет всякий успех в делах их, подаваемый благословением Божиим. Выраженное в первой половине стиха требование пророка имеет общий характер призыва к началу строительных работ; поэтому нет основания – ни видеть в горе, евр. гагар, на которую всходить приглашает пророк, определенную гору (храмовую – Мориа, как полагали одни толкователи, или гору Ливан, как думали другие), ни усматривать в призыве носить деревья указание на характер самого строительства, т. е. думать, что нужен был только деревянный, лесной материал, тогда как, напротив, известно ( Агг 2.15 ; 1Езд.4.4 ), что для постройки фундамента, да и других частей второго Иерусалимского храма потребовалось и употреблено было немало и камня. Таким образом, «гора», гагар, означает в ст. 8 общее, родовое понятие горы и может быть отнесено к каждой из палестинских гор, в данную эпоху еще изобиловавших лесом ( Неем 2:8, 8:15 ), а «деревья», «лес», евр. Эц, выражают мысль о строительном материале для храма вообще. Вторая половина ст. 8 говорит о тех спасительных, благодетельных следствиях, каких может ожидать народ от благоволения Божия к нему вследствие изменения или своего отношения в важному делу храмостроительства. Агг.1:9 .  Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Агг.1:10 .  Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. Агг.1:11 .  И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд. Высказав в ст. 8-м положительное требование народу – приступить к постройке храма, пророк теперь в заключительных стихах (9–11) первой своей речи, выражает свой ретроспективный взгляд на пережитые уже иудеями неудачи и истинную их причину – небрежение о построении храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 2. … явился Соломону Господь во второй раз, как явился ему в Гаваоне… Собственно говоря, это было уже третье откровение Господне Соломону. Первое было в Гаваоне, когда Соломон испросил у Господа мудрость 485 . Второе – при построении храма, когда Господь обещал жить во храме и среди сынов Израилевых под условием соблюдения Его заповедей 486 . Третье – через тринадцать лет после освящения храма, когда Господь открывает Соломону судьбу храма и народа Израильского, – о чем было замечено выше. Но, поскольку о втором случае говорится только, что было слово Господа к Соломону (напр., через пророка), тогда как в других случаях говорится о явлениях Господа Соломону, то и считается их только два. Второе богоявление, подобно Гаваонскому, было так же ночью и в сонном видении, как узнаем из книги Паралипоменон 487 . Ст. 3–5. В первой половине своей беседы, Господь напоминает и повторяет Соломону, что по молитве его Он освятил, построенный им, храм, чтобы пребывать в нем, и обещается утвердить царский престол Соломонов над Израилем во век (т. е. до самых времен Мессии), если только, подобно отцу своему Давиду, Соломон будет ходить в чистоте сердца и в правоте. Ст. 6–9. …Если же вы... отступите от Меня,... то... храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом? И скажут: за то, что они оставили Господа, Бога своего... Эти то предупреждающие угрозы гнева Божия и были главной целью беседы и богоявления Божия Соломону, как открывается из дальнейших печальных судеб народа Иудейского. Объюродел впоследствии и премудрый царь Соломон; не убоялся грозных прещений Божиих и легкомысленный народ его, пошел и стал служить иным богам, – и великолепный храм Соломонов разграблен и испепелен Навуходоносором, а сам народ Израильский уведен в неволю за реку Евфрат. Но и по возвращении из плена, и построении второго храма, народ Иудейский не научился понимать своих истинных и духовных интересов, хоть и отстал от язычества. В грубом чувственном ослеплении, он отринул своего Мессию и вознес Его на крест, – и что теперь стало с храмом народа Божия? От него и камня на камне не осталось! Что стало и с народом Израильским, некогда могучим и достопочтенным? Он, именно, стал притчею и посмешищем у всех народов, – как еще раньше угрожал Господь через Моисея 488 ! Что сталось и с самой землей Обетованной, кишевшей, некогда, молоком и медом? Она обратилась в малоплодную пустыню и досталась во власть неверным!... Глава 11, (ст. 9–13, 26–40). Пороки Соломона и предсказания о разделении его царства

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

...Оживут ли кости сии? Вернется ли слава Ягве народу Божию? Ряд пророчеств говорит о имеющей возвратиться славе Ягве. Осуществилось ли это при возвращении иудеев из Вавилонского плена? Вошла ли слава Ягве в храм Зоровавеля? Или должно было ожидать еще чего-то иного? Как, когда слава Ягве воссияет над всеми народами? Ожил ли? Оживет ли первенец Божий, Израиль? Вот тезисные ответы на эти вопросы, а в дальнейшем рассмотрим подробнее некоторые пророческие тексты. Положение 1. Храм Зоровавеля, воздвигнутый иудеями в Иерусалиме после Вавилонского пленения, не достиг не только внешней красоты храма Соломонова, но, главное, в него уже никогда не вернулись основные святыни – ковчег Завета и святые скрижали. Новый храм, в отличие от первого, так и не стал их хранилищем. А слава Ягве обитала над каппорет (крышкой, очистилищем) ковчега. Теперь ей обитать было не над чем – как первый раз выпущенная Ноева голубица не нашла себе сухого места над гибельными водами потопа. В пустой, без ковчега со скрижалями, храм слава Ягве не вернулась. Святое Святых храма Зоровавеля было пусто 18 . Ковчег со скрижалями искали сразу же, когда их спрятал пророк Иеремия, но не нашли. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место... ( 2Мак. 2:7–8 ). При возвращении иудеев из Вавилонского плена ковчег так и оставался ненайденным. Пророчество Иеремии о возвращении иудеев из семидесятилетнего плена сбылось, а о возвращении ковчега – нет. Слава же Ягве и облако по словам Иеремии вернутся только вместе с ковчегом. Значит, тогда, при Зоровавеле, не вернулись. Несмотря на отсутствие ковчега Завета и славы Ягве над ним, храм Зоровавеля был освящен. И совершили сыны Израилевы, священники и левиты, и прочие возвратившиеся из плена, освящение сего дома Божия с радостью ( 1Езд. 6:16 ). Так что дом сей стал все-таки домом Божиим. Как при Моисее и Соломоне, этот храм был освящен. Но, в отличие от скинии и храма Соломонова, о схождении славы Ягве и облака здесь ни слова! Так что не случайно при закладке Зоровавелева храма радостные восклицания одних перемежались громким плачем других – стариков, видевших первый храм Соломонов ( 1Езд. 3:11–13 ). И связано это было, не только с внешним видом первого и второго храмов, а с тем, что второй храм, хотя и будет освящен, но где слава Ягве?!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Народы востока верили в европейские пророчества о великом царе, потому что многие пророчества Исаии, Даниила и других о судьбе этих самых народов уже исполнились пред тем временем и не поверили бы народы востока иудеям в ожидании великого царя, если бы не имели на то оснований. Итак, нельзя столь ясные и твердые пророчества о Мессии приписать фантазии еврейского народа. Наконец, в-пятых, эти пророчества действительно исполнились на Иисусе Христе и притом во всех частностях, которые предречены о Его жизни пророками. Можно ли объяснять это случайностями. Когда между иудеями было пламенное ожидание Мессии на основании пророчеств, тогда действительно в Иудее является великий Учитель и Чудотворец. Он был распят, но учение Его распространилось по всему лицу земли, потому что душа Его не оставлена во аде и плоть Его не увидела истления ( Пс.15:10 ), по воскресении Он восшел на высоту и пленил плен ( Пс.67:19 ) и Господь Отец сказал Ему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс. 109:1 ). В лице своих последователей христиан Οн владычествует уже над народами земли, чрез Его учение и Его силою христианские народы сделались господствующими в мире и самые иудеи находятся под властью христиан. Царство Его таково, каким изображено у пророков: царство духовное, царство правды, мира и любви. Пророк Даниил предсказал, что, после того как Мессия будет убит, город Иерусалим и храм будут разрушены; и на месте храма будет мерзость запустения, пророк Аггей ясно предрек, что желаемый всеми народами придет во второй храм и это будет скоро. Неужели опять случайность, что Иисус Христос действительно учил в этом храме, что вскоре после смерти Его Иерусалим был разорен и храм совершенно разрушен и доселе не восстановлен и нет у евреев ни жертвы, ни священников, ни первосвященника. Когда иудеи, по разрушении храма Соломонова, отведены были в плен Вавилонский за идолопоклонство, пророки им предсказали, что плен продолжится 70 лет; но вот после разрушения второго храма прошло более 1800 лет, но им даже не предсказан конец плена и рассеяния. На самом месте храма более 1200 лет стоит мерзость запустения, мечеть магометанская. Почему и за что это? Евреи после плена Вавилонского уже не были идолопоклонниками, по возможности старались исполнять закон, по крайней мере внешне. За какие же грехи такое продолжительное покаяние, которому и конца еще не видно? Не иначе, как за убиение Мессии. Таким образом, они поставлены живыми хотя и невольными свидетелями божественности христианской веры между народами и чрез свои священные книги и чрез свою судьбу; достойно примечания то, что они рассеяны главным образом между христианами, чтобы и христиане убеждались в божественности своей веры очевидностью свидетелей и евреи яснее видели тяжкий грех своих отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Ротштейн полагает, что рассматриваемая нами речь пр. Аггея должна быть поставлена в связь с событием, отмеченным в 1Ездр. 4:1–3 , с фактом отклонения самарян от участия в построении храма. При этом Ротштейн считает названный факт стоящим в 1 кн. Ездры не на надлежащем месте и относит его не ко второму году Кира (536 г. до Р. Хр.), а ко второму году Дария Гистаспа (520 г.), когда собственно и положено было впервые, по мнению большинства новейших авторов, основание храма, и именно к 24-му дню девятого месяца 47 . Но нет никакой нужды заподозривать достоверность известия 1Ездр. 4:1–3 и связывать речь Агг. 2:10–19 именно с этим известием. Вопрос об отношении иудейской общины к самарянам не был решен сразу, а имел, как видно, длительный характер. Получив отказ от Зоровавеля и Иисуса в момент закладки храма в 536 г., самаряне путем интриг, о которых писатель 1-й кн. Ездры не рассказывает 48 , задержали постройку храма до второго года Дария Гистаспа, т. е. до 520 г. Но окончательно прекратить постройку они не могли. Когда при Дарии постройка опять возобновилась (1Ездр. 5и д., Агг. 1:14–15 ), то, очевидно, самаряне еще раз сделали попытку принять участие в этом деле и начали вести соответствуюшие переговоры. Ответом на это вторичное предложение самарян был со стороны иудеев новый отказ, мотивировку которого и излагает Аггей в речи 2:10–19. В пользу изложенного толкования, по нашему мнению, может говорить и то, что им уясняется речь пр. Аггея к Зоровавелю, сказанная в один день с рассмотренной выше. В 24-й день девятого месяца Аггей от имени Иеговы говорил Зоровавелю: „потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих, на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечем другого. В тот день – Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, и буду держать тебя, как печать, ибо Я избрал тебя” (2:22–23). Уже бл. Иероним обратил внимание на то обстоятельство, что приведенная речь пророка направлена была к одному Зоровавелю, а не ко всему народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Конец мира» — это ошибочный перевод, поскольку: во-первых, ανος , главным образом, означает определённый временной период — эпоху, а не вселенную (мир) ; во-вторых, в греческом языке есть слово, которое обозначает мир — κσμος, и если бы имелся в виду конец мира, вполне логично ожидать соответствующее слово; в-третьих, такое прочтение игнорирует исторический контекст описываемых событий. Райт пишет: «У учеников не было оснований ждать конца света. Им и в голову не могло прийти, что история мира, Израиля или Иисуса включает конец света или нисхождение на облаке Иисуса или кого бы то ни было ещё. Они даже не думали, что Иисус будет от них взят, — что уж говорить о его возвращении! Иисусу пришлось бы нелегко, пожелай Он внушить им столь необычное и нееврейское представление: судя по Евангелиям, они были не всегда на высоте, когда требовалось усвоить даже переосмысление знакомых идей» . Таким образом, очевидно, что ученики не спрашивали, да и едва ли могли спрашивать о том, когда наступит конец мира. Скорей всего их интерес был продиктован традиционной иудейской апокалиптической концепцией «двух веков» (настоящий век — olam hazze/будущий век — olam habba) . В пользу того, что, когда апостолы услышали от Христа предсказание о разрушении Храма, у них возникли ассоциации с окончанием настоящего века, свидетельствуют литературные памятники периода второго Храма. Из них мы узнаём следующее: евреи не считали, что второй Храм является исполнением пророческих обетований, данных относительно будущего Храма (Ис. 56, 1–8; 60, 3–7. 10–14), и ожидали нового Храма. Например, Товит в своём завещании говорит: «Иерусалим будет пустынею, и дом Божий в нём будет сожжён и до времени останется пуст. Но опять Бог помилует их и возвратит их в землю; и воздвигнут дом Божий, не такой, как прежний, доколе не исполнятся времена века. И после того возвратятся из плена и построят Иерусалим великолепно, и дом Божий восстановлен будет в нём на все роды века, — здание величественное, как говорили о нем пророки» (Тов.

http://bogoslov.ru/article/6174595

12 октября 539 года заговорщики открыли перед войсками персов ворота Вавилона. Набонид был взят в плен, а наместник Валтасар убит в своем дворце (см. § 28). Комендантом города был объявлен военачальник Кира Гобрий. А 29 октября персидский царь въехал в Вавилон при массовом стечении ликующего народа. Он обещал всем мир. Иноплеменникам разрешалось, если они пожелают, покинуть Вавилон. Таков был ход событий, когда начал свое служение «ветхозаветный евангелист» – Второисайя, призвавший к «новому исходу». Хронология Смерть Навуходоносора II Воцарение Амель-Мардука Освобождение Иехонии, царя иудейского, из темницы в Вавилоне Низложение Амель-Мардука Воцарение Нергал-шарруцура (Нериглиссара) Воцарение Кира в Иране Смерть Нергал-шарруцура Воцарение его сына Лабаши-Мардука Захват власти Набонидом Валтасар – наместник Вавилона Победа Кира над Мидией Покорение Киром Лидии 545–539 Захват персами Средней Азии Первый поход Кира против Вавилона 12 октября 539 Вход персов в Вавилон Смерть Валтасара 29 октября Вступление Кира в Вавилон Эдикт Кира, позволяющий иудеям вернуться на родину 3. Личность Второисайи и литературные особенности его писаний. В писаниях пророка почти нет автобиографических свидетельств, как у Исайи или Иеремии. Только в одном месте мы находим нечто напоминающее рассказы о призвании других пророков: Голос говорит: возвещай! и сказал (я): что мне возвещать? Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой... Трава засыхает, цвет увядает; а слово Бога нашего пребудет вечно. (40,6,8) Многие толкователи усматривают в 50,4–6 отголосок той борьбы, которую пришлось выдержать провозвестнику нового исхода: Господь Бог дал мне язык мудрых, Чтобы я мог словом подкреплять изнемогающего; Каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо мое, чтобы я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл мне ухо, и я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет мой биющим и ланиты мои поражающим, Лица моего не закрывал от поруганий и оплевания. Если это толкование верно, пророк встретил ожесточенное сопротивление маловерных, которые не желали покидать насиженных мест в Вавилоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010