Слово Святейшего Патриарха Кирилла во вторник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре 19 марта 2013 г. 17:37 19 марта 2013 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. По милости Божией мы вступили в поприще Великого поста. Сегодня второй день, и как много мы уже слышали мудрых спасительных слов, которые звучат для нас в псалмах, песнопениях, молитвах. А предстоит еще много дней, которые необходимо использовать для того, чтобы изменить самого себя и жизнь свою к лучшему. На пути спасительного делания много искушений, соблазнов и трудностей. И верующий человек должен точно знать, как ему следует поступать в конкретных жизненных обстоятельствах, как ему нужно бороться со своими грехами. Святоотеческая мысль доносит до нас мудрые советы, следуя которым, мы действительно можем стать лучше. Некоторым кажется, что исправление своей собственной жизни — это непосильный труд, принятие Божиих заповедей на себя — это тяжелейшая ноша. Но мы знаем слова Самого Господа: «Иго мое благо, и бремя мое легко». Трудным всё кажется до тех пор, пока не начнешь поднимать это бремя, но когда это происходит, человек чувствует, насколько бремя Божественных заповедей легко и как меняется душа, как меняется жизнь. Для того чтобы бороться с грехом, нужно понимать природу греха. Грех возник в мире духов. Самый великий и ближайший к Богу ангел Денница отверг Бога. Он не пожелал быть вместе с Богом и создал свой собственный мир, основа которого — в отвержении Бога, в неприятии Бога и Его закона, и мы знаем, что этот мир зла проник и в человеческую среду. Им были уязвлены первые люди, а затем каждый человек, повторяя грех Адама, многократно преумножая его собственными грехами, внес свой вклад в то, что зло приобрело в мире нашем огромное могущество.

http://patriarchia.ru/db/text/2857251.ht...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла во вторник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Покровском ставропигиальном монастыре в Хотькове 28 февраля 2017 г. 19:52 28 февраля 2017 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре . По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим со словом проповеди. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Среди грехов, которые одолевают человека, есть один, на который мы обращаем мало внимания, хотя этот грех способен очень сильно изменить жизнь человека. Совершенно неслучайно, что в молитве святого Ефрема Сирина, в самом ее начале, мы просим Господа не дать нам духа уныния. Уныние — это и есть тот самый грех, который, не будучи всегда заметен, на самом деле глубоко поражает человеческое сердце. Еще псалмопевец Давид в 118-м псалме говорит: «Воздрема душа моя от уныния» (Пс. 118:28), и преподобный Кассиан Римлянин, ученик святителя Иоанна Златоустого, так комментирует этот стих: «Как хорошо сказал псалмопевец! Не плотию, а душою воздремал от уныния». Действительно, уныние поражает душу и приводит ее в состояние, которое можно сравнить со сном. Это, конечно, не физический сон, но тот же преподобный Иоанн Кассиан говорит, что через уныние в душу человека входят праздность, лень, неспособность трудиться; а мы можем продолжить и сказать: уныние дезориентирует человека, смещает акценты его жизни, погружает в тяжелое душевное состояние. Большинство грехов так или иначе связаны с искушениями, которые достигают нашего ума и сердца извне. Но уныние нередко наступает без видимой причины — это грех, который мы рождаем в своем сердце сами. Святитель Иоанн Златоуст называет уныние страшным наказанием и говорит, что это некая вершина человеческого страдания. В самом деле, даже при внешне благоприятных условиях уныние полностью разрушает внутренний мир человека. Он одержим тяжелыми мыслями, не находит спокойствия и не может сосредоточиться. Человек, объятый унынием, теряет свое целеполагание и не видит смысла в том, что делает и ради чего живет.

http://patriarchia.ru/db/text/4819832.ht...

Архив Пн В понедельник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Даниловом ставропигиальном монастыре 23 февраля 2015 г. 15:21 23 февраля 2015 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в  Даниловом ставропигиальном мужском монастыре  г. Москвы. Утреня, часы, изобразительны и вечерня были совершены в Троицком соборе обители. Богослужение совершали насельники монастыря. Пел монастырский хор под управлением Г. Сафонова. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви приветствовал наместника обители  архимандрита Алексия (Поликарпова)  и братию монастыря. Святейший Владыка обратился к собравшимся в храме с  Первосвятительским словом . По сложившейся традиции на первой неделе Великого поста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посещает и совершает ежедневные богослужения в монастырях и храмах Москвы и Подмосковья. Великий покаянный канон прп. Андрея Критского Святейший Патриарх Кирилл будет в этом году читать в Храме Христа Спасителя,  Донском ,  Андреевском  и  Покровском Хотькове  ставропигиальных монастырях. Литургии Преждеосвященных Даров будут совершены в  Богоявленском кафедральном соборе  и  Троице-Сергиевой лавре . На уставных богослужениях во вторник, четверг и пятницу первой недели Святейший Патриарх Кирилл будет молиться в  Зачатьевском  и  Новоспасском  ставропигиальных монастырях, а также в Зосимовой пустыни. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4000036.ht...

Содержание Трипеснцев: Изображение спасительных подвигов поста (Трипеснецы понедельника), призыв к покаянию и добродетельной жизни (Трипеснецы вторника), прославление Креста Господня (Трипеснецы среды и всей 4-ой седмицы) и крестных страданий Спасителя (Трипеснецы пятницы), прославление святых Апостолов (Трипеснецы четверга) и святых мучеников (Четверопеснецы субботы). 3) КАНОН В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ, имеющий в троичных и богородичных тропарях краестрочие: «НЕДОСТОЙНАГО ФЕОДОРА». Содержание канона – горячая молитва к Богу о прощении грехов и упокоении в Царствии Небесном всех с верой и надеждой от века усопших христиан 147 . 4)КАНОН В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ. Содержание канона – глубокое чувство сокрушения о своих грехах и молитва ко Господу о милосердии на Страшном суде 148 . 5) КАНОН В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ. В нем прославляется Крест Христов и изображается радость поклонения ему. Самое торжество изнесения Креста представляется, как предварение воспоминания Страстей Христовых и св. Пасхи 149 . 6) 24 CTUXIPЫ на ГОСПОДИ ВОЗВАХ, – по одной в неделю Сырную 150 , в понедельник 151 , в среду 152 , четверг 153 1-ой седмицы Великого поста, в неделю Православия 154 , в понедельник 155 , вторник 156 , среду 157 , четверг 158 2-ой седмицы Великого поста, в неделю вторую Великого поста 159 , в понедельник 160 , вторник 161 , среду, 162 четверг 163 3-ей седмицы Великого поста, в неделю Крестопоклонную 164 , четверг 4-ой седмицы Великого поста 165 , в неделю 4-ую Великого поста 166 , в понедельник 167 , вторник 168 , среду 169 5-ой седмицы Великого поста, в понедельник 170 , вторник 171 , среду 172 и четверг 173 6-ой седмицы Великого поста. Общее их содержание: призыв верующих к подвигам поста и утешение их мыслью о приближении св. Страстей Христовых и дня св. Пасхи. 7) 15 СЕДАЛЬНОВ на утрени – по одному по третьем стихословии: в понедельник 1-ой седмицы Великого поста 174 , в понедельник 175 , вторник 176 , среду 177 , четверг 178 , пятницу 179 3-ей седмицы Великого поста, в среду 180 и четверг 181 4-ой седмицы Великого поста, в понедельник 182 , вторник, 183 среду 184 5-ой седмицы Великого поста, во вторник 185 , среду 186 , четверг 187 и пятницу 188 6-ой седмицы Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Покровский Хотьков монастырь находится в Дмитровском уезде, Московской губернии, в 10 верстах от Троицкой Лавры, к юго-западу. Монастырь стоит на реке Паже, которая отсюда протекает в Городок (древний Радонеж), и за селом Воздвиженским впадает в реку Ворю. Происхождение названия Хотькова монастыря неизвестно: есть мнение, что слово Хотьков образовалось из ходоков, ходков; в этом названии хотели видеть освященный древностью и доныне многими соблюдаемый обычай, по которому ходоки, или богомольцы, путешествующие в Троицкий монастырь, наперед заходят в Хотьков для поклонения гробам родителей Пр. Сергия. Но такое объяснение не сообразно ми с названием, ибо в древних грамотах монастырь называется: «на Хотькове, Хотьков;» ни с историческими обстоятельствами, потому что название монастыря образовалось ранее богомольных хождений. Епифаний, писавший житие Пр. Сергия еще до открытия его мощей (1422 г.), упоминает уже о монастыре Пречистой на Хотькове. Не имея нужды отыскивать происхождение имени монастыря, заметим, что это название не единственное: в Волоколамском уезде в первой четверти XVII века упоминается село Хотково 1 ; известно нам еще имя Хотьк, как имя лица: так назывался воевода князя Юрия Галицкого, живший в XIV веке 2 . Основание Хотькова монастыря относят к 1308 году 3 . В первый раз он упоминается в житии Пр. Сергия, писанном учеником его Епифанием, и внесенном с некоторыми изменениями в Никоновскую летопись. Там рассказывается, что родители Пр. Серия, Кирилл и Мария, вследствие различных неблагоприятных обстоятельств, переселились из Ростова в Радонеж, что два старшие сына их, Стефан и Петр, женились, но младший Варфоломей (в монашестве Сергий) весьма желал постричься в чин иноческий. Однако родители Сергия упросили не оставлять их в старости, и святой отрок согласился, н служил им со всяким смиренномудрием и долготерпением. Но дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям, и сами они постриглись в Хотькове монастыре. Епифаний пишет об сем: «постригостася во мнишеский чин, и оть- ндоша койждо сю во своя времена в монастыря своя 4 . » Как понимать эти выражения? Известно, что Кирилл и Мария приняли монашество в Хотькове монастыре, и в нем погребены. Потому словам: «отидоша во своя времена в монастыря своя » должно придать такой смысл, что, по истечении известного срока, может быть сорока дней, назначенных новопостриженным для молитвенного пребывания во храме, они разошлись по особым отделениям монастыря. Следственно, Хотьков монастырь, при недостатке монастырей в то время в Московском княжестве, был обителью и старцев и стариц, какое значение, как увидим, удерживал он даже в начале XVI века. Вскоре родители Преподобного скончались, и Варфоломей, похоронив их, 40 дней провел в молитве и раздавал милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Поступив в управление Троицко – Сергиева монастыря, Хотьков монастырь постепенно начал приходить в лучшее состояние. В конце XVI столетия в нем было уже до тридцати пяти стариц 15 . В Лихолетье, когда Троицкий монастырь был в осаде, Хотьков монастырь предан был опустошению. Сие можно заключать из того, что Радонеж в это время был разорен и церковь в нем не осталась в целости 16 . В это время священник Хотьковский Сергий искал убежища в Троицком монастыре, и скончался во время осады обители 17 . Впрочем, по молитвам Пр. Сергия, Хотьков монастырь вскоре возник из среды опустошения: в 1642 году в нем, вместе с игуменьею, было уже сорок четыре монахини, и упоминается деревянная церковь Покрова Богоматери 18 . Находясь под зависимостью Лавры, Хотьков монастырь во всех случаях, касавшихся его внутреннего положения, относился к духовному собору Лавры. Прием новых лиц в монастырь, пострижение в монашество, решение спорных дел зависели исключительно от обители Сергия, которая посылала туда свои предписания и определения в форме указов. И после того, как уничтожено в Хотькове монастыре отделение для старцев, в нем постоянно, до 1764 года, имел пребывание Иеромонах Троицкого монастыря, который избираем был собором старцев и назначался, как читается в некоторых бумагах, «для службы и духовности», то есть, он отправлял службу в монастыре и должность духовника. На него же возлагаемо было смотрение за нравственною жизнью инокинь и посредство в официальных сношениях монастыря с Лаврою. Сам архимандрит приезжал в подведомственную обитель во дни её праздников, именно ко дню Покрова Богоматери, на день Николая Чудотворца и в шестое Воскресенье по Пасхе в которое в Хотькове монастыре совершался крестный ход – учреждение древнее, соблюдаемое и до ныне. В 1755 году 1-го октября, архимандрит Афанасий, в бытность свою в монастыре, заметил, что «внутри и вне монастыря бывает продажа разного звания от людей калачам, яблокам, орехам, пряникам и прочему съестному харчу, от чего в ином людстве случается шум и прочие монастырю неприличности», и предписал с того времени на всегда пресечь в монастыре торг съестными и прочими товарами 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

танниками Морского Корпуса на прежнем фрегате «Громобой». Среди воспитанников ездил, великий князь Константин Константинович, бывший, должно быть, если судить по фотографии, лет 12-ти. Отец мой участвовал в закладке, а затем и освящении Гангудского памятника-креста, в честь победы Петра Великого у этого мыса, – Мы с матерью были у отца на фрегате и видели его крошечную каюту. Помню, как раз пронеслось известие, что Громобой разбился в бурю у острова Готланда, и как беспокоилась мать, но слух оказался совершенно ложным. – Морское плавание оказало, по убеждению родителей моих, благоприятное влияние на здоровье отца, раньше страдавшего неправильностью пищеварения; – он, кажется, по совету врача, пил по утрам натощак по стакану соленой морской воды. Время летних каникул. Хотьков Кроме этого лета, проведенного семьей в Кронштадте, мы на летние месяцы уезжали куда-нибудь с отцом, обыкновенно в Хотьков, полный поэзии не только для меня, ребенка, но и для матери моей, – она говорила, что Хотьков затмил у нее даже дорогие воспоминания детства, любимую Матоксу, село на границе Финляндии, где она гащивала по летам у своих деда и бабушки. В первый раз отец мой повез молодую жену в Хотьков к родителям, кажется, в 1860-м году. Там для приема столичной невестки пригласили даже повара из Москвы, и хозяйка-бабушка с сжимавшимся сердцем смотрела, как повар десятками разбивал яйца, копившиеся изо дня в день, и не щадя, изводил запасы собственными трудами сбитого масла; – но все это приносилось в жертву ради наилучшего приема молодой невестки. Между тем мать моя из родной Матоксы, где священствовал ее дед, вынесла вкусы ко всему неподдельно сельскому, к простым деревенским блюдам и припасам; она надеялась найти это в Хотькове, и вдруг там оказалась поварская кухня. Дело это выяснилось очень быстро, и к полному обоюдному удовольствию повара благополучно возвратили восвояси. Вообще прием молодой невестки был самый задушевный. Свекор встретил ее сердечным: «Здравствуй, дочь!» и мать моя живо оценила эту ласку. Отношения со свекром так и оставались ничем не омраченными до конца. Де-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При монастыре – гостиница и странноприимный дом. Кроме того, монастырю принадлежат две часовни; деревянная над купелью Силоамскою и каменная – на горе Елеонской. Всех церквей в монастыре, считая и приделы, 39. В ризнице, между многими примечательными предметами, хранятся: запрестольный кипарисный крест, в серебре, Никона; в оловянной посуде св. миро из Палестины и персть св. мучеников; не мало драгоценных сосудов – вклады различных царей; евангелие на пергаменте, писанное в 1468 г., и другое – дар царевны Татьяны Михайловны, печатное, ею расписанное и раскрашенное по краям листов; шапки Никона – оцененные: одна – в 27 тысяч, другая в – 8 тысяч, и друг. Хотьков монастырь Хотьков монастырь (женский), на берегу реки Пажи, отстоит от Москвы на 38 верст; путь по Ярославской железной дороге, последняя станция перед Троицкой лаврой. Он носит также название Покровского. Основан в 1309 г. Сначала он был киновией – общей обителью для мужского и женского пола. Во время осады Троицкой лавры, он был совершенно разорен, и возобновлен при Михаиле Федоровиче Романове. Впрочем, – в Хотькове не осталось ничего, чтобы напоминало его древнее основание. В церкви Покрова Пресвятой Богородицы, перестроенной в 1816 г. из прежней деревянной, обращают па себя внимание только две иконы: 1) Толгской Божией Матери и 2) Смоленской, подаренные царицей Прасковьей Федо­ровной, женою царя Иоанна Алексеевич а (брата Петра I) своим приближенным – верховной девице Анне и Тимофею Чевкину, и теми принесенные в дар обители. Что привлекает богомольцев в Хотьков монастырь, – это находящиеся там гробницы родителей преп. Сергия схимонахов Кирилла и Марии. В монастыре четыре церкви, из коих одна – соборная. Монахини занимаются тканьем холста, пряжею ниток и плетением кружев. Эти рукоделья – как гласит предание – введены между ними Петром I, который, посетив Хотьков и заметив в нем большое число монахинь и послушниц, находящихся без дела, выписал из Голландии мастериц и прислал их в монастырь, для научения крылошанок, белиц и послушниц означенным ремеслам, которые с того вре­мени и ввелись в монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

Полное воздержание от пищи. Примечание: На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Первая часть). 19 марта. Вторникседмицы.  Сухоядение. На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Вторая часть). 20 марта. Среда 1й седмицы. Сухоядение. На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Третья часть). 21 марта. Четверг 1й седмицы Сухоядение. На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Четвёртая часть). 22 марта. Пятница 1й седмицы Сухоядение. Литургия Преждеосвященных Даров. По заамвонной молитве — молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива. Служба 40 мчч. Севастийских переносится на субботу, 10 марта. На этот день с субботы, 10 марта, переносится служба мч. Кодрата. 23 марта. Суббота 1й седмицы. Вмч. Феодора Тирона Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. Литургия св. Иоанна Златоуста .. Литургия св. Иоанна Златоуста. На этот день переносится с пятницы, 9(22) марта, полиелейная служба 40 мчч. Севастийских. Служба мч. Кодрата переносится на пятницу, 9(22) марта. 24 марта. Воскресенье. Неделя 1я Великого поста. Торжество Православия. Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушёные овощи, грибы) с добавлением масла. СедмицаВеликого поста. 25 марта. Понедельник 2й седмицы.  Сухоядение. 26 марта. Вторникседмицы Сухоядение 27 марта. Среда 2й седмицы Сухоядение 28 марта. Четверг 2й седмицы Сухоядение 29 марта. Пятница 2й седмицы Сухоядение 30 марта. Суббота 2й седмицы. Поминовение усопших Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. 31 марта. Воскресенье. Неделя 2я Великого поста. Свт. Григория Паламы . Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. СедмицаВеликого поста. 1 апреля. Понедельник 3й седмицы

http://azbyka.ru/recept/kalendar-pitanij...

Разделы портала «Азбука веры» Евхол о гий, Евхол о гион (греч. Εχολγιον — «Молитвослов») – важнейшая богослужебная книга Православных Церквей византийской традиции, сборник иерейских молитв и иных текстов для священнослужителей. В основе греческого Евхология лежит древний византийский сборник такого же названия. Современный Евхологий содержит: 1) иерейские молитвы для совершения Вечерни и Утрени, 2) Литургии Иоанна Златоуста , Василия Великого и Преждеосвященных Даров и 3) таинства, требы и различные отдельные молитвы освятительного характера. В качестве дополнительного материала (его объём варьируется в разных изданиях) могут помещаться указания календарного, уставн о го, канонического характера и другие статьи. Исторически название «Евхологий» (или его эквиваленты в Церквах дохалкидонской традиции) применяется также к сборникам, не содержащим текстов Литургий (слав. Требник ), а сборники с литургийными текстами, но без чинопоследований таинств и треб могут называться Литургиарий , или Литургикон (слав. Служебник ). Аналогичный Евхологию сборник в древней латинской традиции – Сакраментарий , позднее вытесненный Миссалом . В славяно-русской традиции, исключая древнейший период, греческий термин «Евхологий» употребляется без перевода так как его формальная калька – «Молитвослов» – приводит к смысловой путанице. В историко-литургическом аспекте Константинопольский Евхологий (Служебник-Требник) и палестинский Часослов (Орол о гий) – это «первые книги в истории византийского богослужения, которые и до сих пор являются основными книгами всех церковных служб и треб» ( Арранц М., О. I . «Око Церковное». История Типикона. Рим, 1998. С. 45). Византийский Евхологий – это литургическая книга константинопольского происхождения (несущая влияние и других традиций), предназначенная для епископов и священников. В основных чертах он сформировался ещё в первый период истории византийского “обряда” (типикона), т. е. до 726 года (начала иконоборчества), и его первая – иначе “древняя соборная” – редакция получила завершение благодаря трудам патриарха Германа Константинопольского († ок. 733 г.). Рукописи доиконоборческого Евхология не сохранились. В древности этот богослужебный сборник был известен под разными названиями, в том числе под именем Литургиáрион , что гораздо более соответствует его содержанию (Литургии являются его главными “статьями”), чем формальное Евхолóгион («Молитвенник», «Молитвослов»). (Не следует путать с современной книгой личного благочестия такого же названия, предназначенной для мирян.) Вероятно, причина такого довольно странного названия – в принципах оформления текста древних кодексов: рукописные Евхологии, ради экономии места, состояли главным образом из священнических молитв (εχ, эвх э ), и это породило традиционное название книги. Чрезвычайно краткие уставн ы е ремарки лишь напоминали священнику, когда он должен прочесть молитву или дать возглас; они часто писались на полях или в тексте мелким почерком.

http://azbyka.ru/evhologij-evhologion

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010