Октября 16-го 1855. 1058 Отцу наместнику и братии мир. Пишу вам наугад. Может быть, сие письмо минует вас на дороге. Благодарю за мысль о занятии вакансии в Хотькове. Часовщик говорит, что не получил денег, и спрашивает, не ехать ли ему за ними в Лавру. Отвечаю: зачем ехать? я напишу. Вы слышали замечание одной высокой Особы, что в комнатах студентов Академии табаком пахнет. Посему я писал к о. ректору 93 . Прочитайте у него писанное мною: и скажите, что думаете вы, он, и они. Октября 17-го 1855. Только написал сие, как получал ваше письмо вчерашнее. Думаю, вы хорошо расположились, чтобы отдать последний долг игумении Магдалине в Хотькове. Что деньги сохранились, в том, может быть, есть особенная помощь Божия. Игумения Зачатейская прислала ко мне, и сказала: Магдалина близка к концу; нужны деньги на расходы; ключ у нее на шее. Я тотчас велел взять Чудовского наместника, чтобы он, вместе с игуменьею, взял ключ и осмотрел, что есть, и сказали бы мне. Таким образом, он пришел скоро по кончине Магдалины, и с игуменьею открыли шкаф, и описали билеты, и с лишком 200 р. с. наличными деньгами. Имел я мысль, что покойная не весь монастырский доход вносила в книги. Но не думал, чтобы что-нибудь далеко уклонилось от правого пути. Господи, прости всех нас грешных. Посылаю при сем шестьдесят рублей с. и записку о поминовении живых и усопших в скит. Убедите послушника указать местожительство имеющей у себя документы, похищенные у купца. 1059 Отцу наместнику и братии мир. Государыня Императрица повелела доставить мне список с другого донесения в похвалу деятельности нашего иеромонаха Анастасия, с изъявлением желания, чтобы я написал ему благословение. Скажите мне, как адресовать к нему письмо. Имеете ли еще вы от него известия Г Думаю, небесполезно послать ему еще денег. Возьмите моих 200 р. с. и пошлите. Октября 20-го 1855. 1060 Мир Господень отцу наместнику и братии. С сим идет к вам Молдавский иеромонах, вышедший в Россию с воинами волонтерами, болевший в Одессе, и теперь странствующий, временно, и возжелавший принести молитву Преподобному Сергию. Примите его, и упокойте. Путешествовал он с помощью нашей братии. К соображению вашему сказываю, что ему 100 р. с. от меня дано: следственно он имеет нужное на путь. Если захотите что дать ему из Лавры: то, кажется, не нужно много.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Можно ли изъяснить то блаженное состояние, в каком находилась тогда его чистая душа, вся объятая пламенем Божественной любви? Опытные в духовной жизни подвижники говорят, что в начале подвига душа обыкновенно горит неизъяснимой жаждой подвига; все кажется возможным, всякий труд – легким, всякое лишение – ничтожным. Благодать Божия, как нежная, любящая мать, дает новоначальному подвижнику вкусить тех благ неизреченных, которые ожидают его по совершении подвига, – дает без всякой с его стороны заслуги, для того, чтобы он знал, что получит по очищении своего сердца от страстей, и потому не ослабевал в борьбе с врагами спасения. И блажен, кто не был рабом своих страстей, кто сохранил непорочность детства в юности и от юности взял крест свой, чтоб идти за Господом! Тогда как другие подвижники всю жизнь проводят в тяжкой борьбе со своими страстями и благодать Божия действует в них сокровенно, лишь изредка утешая их сладостным ощущением своего присутствия и снова скрываясь, дабы они не впали в высокое о себе мнение, сей избранник благодати за свою детскую простоту, за чистоту своего сердца, незнакомого с грязью порока, скоро сподобился благодатного покоя бесстрастия. К таковым по преимуществу можно отнести слово Лествичника: «Изшедший от мира по любви к Богу в самом начале приобретает огнь, который, быв ввержен в вещество (страстей), вскоре возжжет сильный пожар» и  истребит страсти. К числу таких избранников благодати принадлежал и Варфоломей. Давно горел в душе его этот благодатный огонь, а теперь им прониклось все его духовное существо. Его мысль уже витала в дебрях пустынных… В Хотькове, как уже знают читатели, смиренно подвизался вблизи трех дорогих могил старший брат Варфоломея Стефан. К нему-то и спешил блаженный юноша. Скромный, с детства привыкший подчинять свою волю воле старших, он и теперь боялся положиться на себя и надеялся иметь в брате-иноке верного спутника и опытного руководителя на новом многотрудном жизненном пути. Оставаться в Хотькове у него не было намерения – его душа жаждала безмолвия пустыни: чем больше предоставляла труда одинокая жизнь пустынника, чем больше было в ней лишений, тем для него казалось лучше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Когда это узналось, – а узналось через неделю, когда приехала из Хотькова старушка монахиня за Пашиными вещами и сказала, что в трудницы Паша определилась к ним, и – «пожалуйте зажитое, паспорт ее и укладочку с платьями и добром, Бога ради», – меня это потрясло ужасно. Я был уже на ногах и даже выходил в садик. Сказал мне в садике Гришка: – Про-пала наша Пашуха! – и засмеялся. – В монашки пострыглась!… Я так и сел на дорожке, под яблонькой. – Вот дура-то полосатая… добилась! Ездить на ней там будут. Я энти дела все знаю, чего в монастырях делают. Попам разжива… наскочит на какого протудеякона…! Эх Тоничка… что я вам предупреждал?… Малин-ка была, прямо, а!… Я насилу, дошел до комнаты. И так я плакал, как никогда не плакал!… «Паша… Пашечка моя… зачем ты так?!… – взывал я, ломая руки. – Не сказала… ни словечка мне не сказала… не попрощалась!…» Я рыдал в подушку, я оплакивал первую любовь, первую, самую чистую, детскую любовь… первую радость жизни. Я вспоминал страшную странницу из недавно прочитанной книги Мельникова-Печерского – «На Горах», любимой книги, где такой же, как я, несчастный потерял Фленушку, ушедшую на его глазах из «мира». Я вспоминал «Юрия Ми-лославского»… – и рыдал, рыдал… «Но я же могу написать ей… я ей докажу, я приведу ей ужасные случаи, трагедии и драмы, когда люди сжигают чужое сердце из пустяков! Я могу же добраться до Хотькова… найти случай встретить ее украдкой… и я сумею ее вернуть!!!» И я сладостно рисовал себе: …Мы – я и вернейший друг Женька, – перелезаем через монастырскую стену, проникаем к ней в келью… Она стоит на ночной молитве. Ее милая бедная головка, под черной шапочкой, бьется о каменные плиты пола. Ее бледные губы, – монастырские камни уже успели высосать розы с ее лица и губок, – ее бледные губки шепчут молитвы? воспоминания? может быть, милое чье-то имя, незабвенное имя человека, который когда-то их целовал так нежно? Кто узнает монашескую тайну?! Только немые стены суровой кельи. С благоговением я взираю, как вздрагивают ее плечи, слушаю сдавленные рыданья, вздохи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Более сложная ситуация развивается в городке Хотьково, жители которого, после совершенного мигрантами убийства местного жителя, решились на беспрецедентный шаг: выдворили мигрантов из своего города. Что интересно, никаких экономических проблем, которыми так грозят околоправительственные экономисты, в Хотьково не произошло. Освободившиеся места тут же были заняты жителями города, до сей поры безработными. Экономическая необходимость ввоза мигрантов - миф. Однако этот миф упорно раздувается. Напряженность нарастает в стране с каждым днем. Недавно, в эфире радио «Эхо Москвы», я спорила по поводу Текстильщиков с одним исламским активистом. Эти дебаты, вызвавшие резонанс в России, своего рода прецедент. Мой оппонент открыто и достаточно нагло заявил следующее: число мусульман в России будет возрастать, это якобы «экономическая неизбежность». А по мере его возрастания неизбежно будет введен шариат, изменена действующая Конституция. И в Москве будут рубить на площадях руки и побивать женщин камнями. Такой откровенности мусульманские лидеры раньше себе не позволяли. Также, кстати, мой оппонент указал и на то, что Кадыров в Чечне практически уже установил шариат. Впрочем, новостью это для меня не явилось. Но разве в одной только России говорится о введении шариата? Три года назад о «необходимости» этого заявил в Лондоне, о нет, не мусульманский лидер, а архиепископ Кентерберийский! Мусульманские лидеры подхватили слова англиканского епископа, говоря «стоит отрубить пару рук за воровство - и Англия станет раем»! (Разумеется, как в Москве, так и в Лондоне, речь пока идет о «двойном законодательстве», то есть о том, чтобы позволить мусульманскому сообществу жить не по своду европейских законов, а по шариату. Но и это - до поры). Это доказывает, что проблемы исламизации сходным образом протекают (и обостряются) во всех европейских странах. Но если в Германии и Дании начали осознавать то, что «мультикультурализм и толерантность» являются цивилизационными ловушками, то в ряде других стран процесс возврата в корням даже еще не начался.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Октября 7-го 1848. 658 Благодарю, о. наместник, за благословенное врачевство. Вчера на ночь я употребил елей лампады Преподобного, и имел лучший прежнего сон, и ныне чувствую себя лучше прежнего. Кончина благодетельной девы графини Анны 101 , неожиданна, но не печальна потом у, что, по слову церковному, есть непостыдная, безболезненная, мирная. Но пресечен поток благотворений, который мог продолжаться. Впрочем, Господь ведает, что творит. Для меня преставление добрых во времена искушений бросает тень на следующее время. Мужие праведные вземлются, и никтоже разумеет сердцем: от лица бо неправды взяся праведный 102 . Слава Богу, что владыка Киевский после опасной болезни выздоровел, хотя не совсем еще укрепился. Он сам мне о семь пишет. Борисоглебской игумении я посоветовал просить у хотьковской ее уставщицу, исправившую, по ее сказанию, пение в Хотькове, для исправления пения в Борисоглебском. Но забыл о сем сказать хотьковской. Нельзя ли настоять на сие? Теперь в Хотькове не время многолюдства посетителей, и уставщица, кажется, могла бы отлучиться без затруднения для своего места. Мне кажется это лучше, нежели послать монаха. Если сие не удастся, соглашусь на посылку Герасима, не очень охотно. Филиппа Бог благословит совершить путешествие. Но поговорите ему, чтобы не домогался быть взят под арест, а если это ему нравится, сказал бы нам, и мы арестовали бы его с любовию, а не с гневом, как полиция. Посылаю вам грамматку, которую вчера получил, о экономе петербургского подворья и брате его. Вероятно клевета: потому что и выдумать много обвинительного не умели. Скажите однако, что вам думается. Мир вам и братии. Октября 15-го. 1848 Я немножко сетую на юрьевского архимандрита. Прежде писал ко мне без нужды. А теперь не написал о кончине преставльшейся, о которой знал, что она принадлежит Московской церкви также, как и Новогородской. И я должен был собирать и сличать слухи для удостоверения. Вчера совершил я по ней поминовение в Чудове со всеми почти здешними настоятелями монастырей 103 . 659

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Старец, мне думается, – Аммоний, который в этот день скончался, быв на ногах, а он с ним был знаком близко, а может быть, и другой, но ни от кого не слышно, кто бы в этот день видел Косму хотя во сне. Да успокоит Господь душу его, идеже присещает свет Его. XVII. Хотьков 10 1845 Какое непонятное соединение живых с мертвыми! Где же находятся умершие, которые так удобно с живыми и вновь умирающими сносятся? Где находятся души, которые из одной губернии в другую в одну почти минуту переносят вести? В Екатеринославле был архимандрит Симеон, который недавно переведен в Воронеж. Он был дружен со старым отцом (С. М. Н.) одного благородного семейства. Отец этот умер прошлого 1844 года в феврале. В числе его семейства была дочь, которой участь была не по сердцу, от чего в тихом страдании получила она чахотку. Шестого дня прошедшего августа все семейство было еще в трауре по отце. Больная приобщалась в этот день, не снимая траура, мать ей это заметила, на что она отвечала: «Я пятнадцатого наряжусь». И точно, в день Успения Божией Матери потребовала ванну, надела полное венчальное убранство, послала за священником, приобщилась святых тайн. По принятии святыни береглась, чтобы ничто не прикоснулось к ее устам. Со всей свежестью голоса и улыбающегося лица просила читать отходные молитвы и во время чтения относилась как бы к невидимому лицу: «Папенька, милый, папенька, подождите». С последним словом отходной улетела бессмертная ее душа. Того же дня и часа отец Симеон в Воронеже видит С. М. Н., который говорит ему: «Вам в Екатеринославле надобно утешать скорбных, а Любинька со мной, но вы нас не забывайте». Как это разительно! Как непонятна наша жизнь! И что значит жить на этой земле? Но где бы то ни было, только бы жить такою жизнью, какую Бог определил, как бы многотрудно ни было. XVIII. Хотьков Мая 13-го, 1846 г. Не могу удержать души своей, чтобы не сообщить вам со страхом и радостию событие, которое для вас, может быть, не новое. Что соделывается втайне от людей в душе человеческой, то Богу одному ведомо, а когда проявляется со знамением, то бывает в поучение и в утверждение людям Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Вси боголюбцы скорбию велиею объяты быша, егда во дни лихолетий, на землю Российскую пришедших, обитель Покрова Пречистая Девы в Хотькове богоборцы разорению и запустению предаша. Но память о вас, преподобнии, в людех жива бысть, и славляху чада российския житие ваше и чудеса благохвалении сицевыми: Радуйтеся, чудотворцы наши предивныя; Радуйтеся, не оставляющии нас в скорбныя дни. Радуйтеся, града Хотькова и обители нашея ограждение несокрушимое; Радуйтеся, на враги видимыя и невидимыя крепции нам споборницы. Радуйтеся, благодеяний множество нам источающии; Радуйтеся, милостию сострадания вашего всех объемлющии. Радуйтеся, приснии всем нам ходатаи спасения; Радуйтеся, неотступнии града Хотькова и обители нашея хранители. Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы. Кондак 9 Вси Ангели и святых лики радовахуся радостию велиею, егда обитель ваша, преподобнии Кирилле и Марие, Церкви возвращена бысть и мощи ваша честныя, от лет древних Богом сокровенныя, в храме соборнем положены бысть. И возженна бяху молитвы лампада и людие вси узревше свет ея удивляхуся зело, к вам в напастех прибегают и помощь от вас получают; еяже и нас сподобите преподобнии, о вас вопиющих Богу: Аллилуиа. Икос 9 Витийство человеческое не довлеет к достойному прославлению чудес от мощей ваших и поныне совершающихся, преблаженнии Кирилле и Марие: старица бо немощная монахиня костное преломление претерпевшая и от врачей не утешанная, к вам, преподобнии, притекше и со слезами моляху вас. Вскоре же исцеление совершенное получив, во умилении сердца воспеша вам: Радуйтеся, благодати Святаго Духа сосуди избраннии; Радуйтеся, радости нам вечныя благоприятнии ходатаи. Радуйтеся, старицу немощную от недуга скоро исцелившии; Радуйтеся, исцелением сим искусных врачей удивившии. Радуйтеся, нетленныя благоухающии цветы; Радуйтеся, безсмертия немерцающии лучи. Радуйтеся, на земли величием чудес блистающии; Радуйтеся, на небеси со Ангелы Бога славящии. Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы. Кондак 10

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

69. Добрые друзья наши, Александр Алексеич и Екатерина Петровна! С благодарностью за ваше письмо и деньги, поздравляем Вас с начавшимся новым годом. В настоящий раз пишу Вам единственно только, – чтобы не отлагать ответа на ваше письмо и благодарного известия о получении вашего подарка. Писать более этого, простите меня, что-то совсем не расположен. Мы живём по немножку: у меня совсем почти заложило левое ухо, (2 строки выпущено. Е. Л.). За всё слава Богу! Целуем Катеньку. Ваши Александр и Анна Бухаревы. 16 января 1868 г. На святках были у нас Переславские родные и гостили у нас довольно долго. Это и было причиной, что не скоро отвечаю на ваше письмо. Поклоны от души вашей мамаше и добрым Преображенским. 70. 23 июля 1868 г. Добрые Александр Алексеич и Екатерина Петровна! Мы только сегодня едем из Москвы. В Сергиевом посаде ночуем. Если Вы ещё в Хотькове, пожалуйте с первым же поездом завтра. Мы утро пробудем вместе. Остановимся мы в старой или новой гостинице; спросите у швейцара, которому я особенно накажу на этот счёт. Не говорю прямо, в какой гостинице, потому что это зависит от того, где найдём лучше и удобнее для себя. Вас не затруднит – спросить в той и другой гостинице они ведь рядом. И так до свидания! Катеньку целуем. —524— Вашему Папаше многоуважаемому о. Алексию и всем родным нашим поклоны, как и мамаше, Надежде Петровне, если она ещё в Хотькове. Простите! Ваши А. А. и А. Бухаревы . 71. Добрые друзья наши Александр Алексеич и Екатерина Петровна! Что это вы так замолчали? Или думаете, что увиделись в Москве и Лавре, так и развязаны уже не писать целое столетие? – Нет; если так думаете, то, конечно, ошибаетесь, – смею уверить Вас. Но шутки в сторону. Все ли Вы здоровы и всё ли у Вас хорошо? Мы, слава Богу, живём понемножку; Сам Бог дал прожить на белом свете чуть не полгода. (6½ строк выпущено. Е. Л.). Скажите, опытная мать, ваше мнение об этом. Впрочем, Сашенька глядит весёленькой и здоровенькой. Нового, особенно ничего. В Переславле мы прожили чуть не полтора месяца, но не у Сергея Ивановича, который, бедный, не захотел даже ни разу взглянуть на Сашеньку и со мной не видался. Вот ведь все, какие истории! Вы, Александр Алексеич, скажите, пожалуйста, как при потере мной 50 руб., что «грешного де Макара и шишки валятся». Не ошибитесь, друг мой; потому что сама неестественность и необычность таких вещей и событий, какие случаются порой со мной от самых близких (видно, не по плоти ли только) родных, должны заставить более серьёзно подумать об этом. Ведь тот же Сергей Иванович в тоже время очень разорительно издерживается на очень и очень неблаговидные делишки, о которых и говорить не хочу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Корсунский И.Н. Протоиерей А. А. Лебедев (Почетный член Московской Духовной Академии) († 23 марта 1898 г.) [Некролог]//Богословский вестник 1898. Т. 2. 4. С. 81–90 (2-я пагин.) —81— Скончавшийся 23 марта сего года в 9¾ ч. утра, после продолжительной болезни (перерождения и паралича сердца), настоятель Казанского собора в Петербурге, член Учебного Комитета при Святейшем Синоде, почетный и действительный член многих обществ и учреждений, Протоиерей Александр Алексеевич Лебедев особенно должен быть близок Московской Духовной Академии и по рождению, и по воспитанию, и по другим обстоятельствам. Почивший отец Протоиерей родился в 1833 году. Родитель его Алексей Иоаннович был довольно долгое время (с 5 марта 1835 и по 5 июля 1848 года) священником при Вознесенской, в Сергиевом Посаде, церкви и затем, по возведении в сан протоиерея, в Хотьковом монастыре, был благочинным и умер в 1878 году 76-ти лет (погребен в Хотьковом монастыре). При таких обстоятельствах и А. А. Лебедев в 1846 году поступил для образования в находящуюся близ Сергиева Посада Вифанскую духовную семинарию, где в 1854 году кончил курс четвертым по списку студентом 696 и в том же году, вместе с другими лучшими из своих товарищей, 697 поступил, для высшего образования, в Мо- —82— сковскую Духовную Академию. В академии он также старательно проходил курс учения и в 1858 году получил от неё ученую степень кандидата Богословия. По окончании академического курса Александр Алексеевич , обладая представительною наружностью и хорошим голосом, поступил во диакона к Екатерининской церкви, в Екатерингофе, в Петербурге. Затем в 1864 году он рукоположен был во священника и назначен законоучителем Штурманского училища в Кронштадте; в этом училище он, сверх того, преподавал русскую словесность, которую еще в период своего образования особенно любил и хорошо знал. 698 В 1870 году отец Александр, как получивший уже известность своими учено-литературными трудами и как опытный педагог, перемещен был в Петербург на должность законоучителя первой классической гимназии. С построением русской церкви в Праге (в Богемии), Александр Алексеевич , возведенный в 1874 году в сан протоиерея, по избранию Славянского Комитета, был назначен настоятелем сей церкви в Праге и там прослужил около восьми лет; причем, с наступлением летнего времени, обыкновенно переселялся из Праги в Карлсбад, для священнослужения в местной православной церкви, посещаемой приезжавшими на лето в Карлсбад для лечения русскими. В бытность свою в Праге, А. А. Лебедев всегда с истинно русским гостеприимством и радушием относился к приезжавшим туда своим соотечественникам и, как человек широко образованный, оказывал им всевозможное содействие к ознакомлению с местными достопримечательностями и памятниками древней письменности. С таким предупредительным вниманием отнесся он в самом

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Смотря на этот факт, можно бы признавать его только временным явлением давно минувших дней, обуславливавшимся тогдашним порядком вещей, и в частности, личным воззрением на тогдашнее просвещение Благословенного Но вот перед нами другой подобный же факт в лице Государя Императора AЛEKCAHДPA II. Когда в 1862 г. удостоены были чести быть представленными Его Величеству все служащие в Академии и в числе их о. Протоиерей Делицын, бывший студентом во время посещения Императора AЛEKCAHДPA I, то Его Величество, указывая на о. Делицына, как живого Представителя в своём лице всей истории Академии, изволил изречь: «Надеюсь, что новая генерация воспитанников будет следовать по пути прежних». Не это ли, говоря словами Исторической Записки 281 , Слово Монарха, как вожделенный для Академии отзыв о её прошедшем, составляет живое непререкаемое свидетельство, что Московская Академия «в то самое время, как проходила своё собственное самовоспитание, способна была произвести такую первичную генерацию воспитанников, чтобы быть примерной и для генераций последующих – нынешних и будущих»... А так как живой представитель этой первичной генерации – о. Делицин был один из тех питомцев Филарета, в которых, как было сказано, «вместе с образованием перешли и воплотились самые свойства и черты нравственного духа и характера последнего», то излишне договаривать, в какой силе и мере относится это свидетельство к самому виновнику такой генерации по роду и качеству тех учебно- и нравственно-воспитательных начал и всего направления, какие восприял и водился ими сам он под непосредственным благодатным влиянием самого Богопрославленного добродетелей подвижника, который от юности восприял Христа в души своей, мужески в пустыню вселился и чада послушания в ней возрастил, образ быв своим учеником и обещался поминати стадо свое и посещати чад своих и просвещати приходящих к нему с верой, дарования всем подая обильно 282 . Говоря это, мы хотим теперь сказать о тех знаменательных и назидательных сведениях, о которых преднамечено было выше, как относящихся именно к сейчас указываемому духовному наставническо-подвижническому состоянию Ректора Филарета, проявление которого, при всей сокровенности, не могло не отражаться прямым влиятельным образом на воспитанников и образовывать особую в среде их генерацию призванников к иночеству. Глава XIII. Участие, которое принимал Филарет в избрании Корбухи близ Сергиевой Лавры для Скита. Знаменательный факт исцеления от тяжкой болезни Игуменьи Хотьковского монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010