О всех сих, изреченных мною, согрешениях моих искренно жалею, сокрушенным сердцем каюсь и изъявляю волю и желание всячески блюстися впредь, призывая благодатную помощь и милосердое защищение Господа. Ты же, отче мой духовный, прими мое теплое исповедание, помоги мне в немощах моих твоим руководством и молитвою, изреки мне прощение Божие и помолися о мне грешном(ой) ко Спасителю нашему, да не лишит и меня части избранных Своих, помилованных Его единою милостию и жалостию к созданию Своему! Боже! Милостив буди мне грешному(-ной)! Боже! Очисти мя грешного(-ную)! Помяни мя, Господи, во царствии Твоем! Аминь 508 . Письмо из Управления МБ РФ по Ярославской области. 1992 год МИНИСТЕРСТВО БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 192241, г(ород) Ленинград, ул(ица) Турку, д(ом) 23, корп(ус) 3, кв. 70 УПРАВЛЕНИЕ по Ярославской области 03.92 10/181-_________ На _________________ г(ород) Ярославль Сахарову М. С. Уважаемый Михаил Сергеевич. В архиве Управления М(инистерства) Б(езопасности) РФ по Ярославской области хранится следственное дело, возбужденное в апреле 1920 года чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности при Ярославском губ(ернском) исполкоме, по которому проходит Петровых Иван Семенович (митрополит Иосиф). Обвинялся в том, что проводил агитацию и оказывал сопротивление выполнению распоряжения правительства о вскрытии святых мощей ростовских чудотворцев. Постановлением президиума ВЧК от 26.07.1920 года Петровых И. С. осужден к заключению в концентрационный лагерь на 1 год условно с предупреждением о неведении агитации. Архивное следственное дело в отношении Петровых И. С. для рассмотрения в порядке ст(атьи) 3 пункта б Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» вместе с Вашим заявлением направлено в прокуратуру Ярославской области. С уважением Начальник подразделения Управления А. Н. Баглаев Письмо из Управления КНБ по Южно-Казахстанской области 192241, г(ород) Санкт-Петербург ул(ица) Турку, д(ом) 23, кор. 3, кв. 70

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Нос с ясно выраженным довольно высоким переносьем, как изображается на иконах, носовой хрящ приплюснут, по-видимому, вследствие долгого нахождения на нем сдвинутой с главы митры. Усы сохранились в виде как бы подстриженных рыжеватых волосков; рот слегка открыт, чуть видны верхние зубы 5–6 штук; на подбородке имеется незначительное едва заметное количество волосков бороды, весьма коротких. Шея и уши целые, во впадине ушей заметна вековая пыль; около правой ушной раковины заметна легкая белосоватость, идущая до шеи, наподобие тончайшего слоя плесени, по-видимому продукт могильной сырости. Фотографы с разных сторон делают снимки. Далее сняты – омофор, епитрахиль и поручи, почти новые, золотистой парчи, возложенные, по-видимому, недавно. Открылась левая рука Святителя без указательного пальца, отрезанного в 1914 году б. епископом Красноярским Никоном и увезенного в Красноярский Собор для всенародного почитания. Рука, как и правая, совершенно сохранилась, ногти несколько пожелтели; на руке отлично сохранились четки из мелких шариков, обшитых синеватой шелковой материей. Расстегивается мантия, почти новая, несомненно недавно перемененная, лилового цвета с источниками. Святитель возлежит в рясе темно-коричневого цвета с такими же на материи разводами, старинного китайского производства, шелковой; рукава по размеру такие же, какие употребляются теперь. Представители съезда обратили внимание на шов рясы и вначале упорно утверждали, что ряса сшита на машине, желая, по-видимому, дать ей позднейшее происхождение. Одним из членов духовенства на основании внутреннего шва рясы было доказано, что таковое утверждение неосновательно и что ряса действительно относится ко времени погребения Святителя, что подтверждает вековая пыль в складках рясы со следами легкой плесени, с чем должны были согласиться представители коммунисты… Поверх рясы на груди лежал прикрепленный на шейной цепочке деревянный небольшой крест в медной оправе, заменяющий панагию, привязанный к цепочке шнуром голубого цвета, хорошо сохранившийся (слышатся возгласы, что шнурок недавнего происхождения).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Снята митра. Под ней тоже вата. Снимается омофор и епитрахиль. Показывается окостеневшая кисть руки и на ней четки, фотографируется. Наконец снят плат и вата покрывавшие череп. Фотографируется. Пальцы левой руки указательный и большой наполовину обломлены, в изломе цвет белесоватый, видна ноздреватость кости. Череп спереди с черными пятнами на темно-коричневом общем поле, без волос, глазные впадины глубоки, брови отсутствуют, в левой глазной впадине заметно небольшое количество волосков ресницы, имеются следы как бы подстриженных коротких рыжеватых усов, рот полуоткрыт, заметны верхние зубы 5–6 штук, на подбородке имеется незначительное едва заметное количество волосков бороды, весьма коротких. Фотографирование. Правая ушная раковина неестественно по виду мала, ссохлась и внутри наполнена какой-то белесоватой массой, от которой продолжается след от уха по шее того же цвета. Снимается архиерейская мантия из новой фиолетовой шелковой материи машинного производства. Обнаруживается темного цвета ряса, облегающая повидимому скелет (костяк). Темная ткань почти новая, вполне прочная с сохранившимся рисунком. В складках рясы имеется пыль. Снимаются поручи. Возле шеи на одежде пыль и плесень. Внутренняя подкладка одежды истлела, под ней нащупывается грудная клетка и ключицы, поверхность их напоминает пергамент. Фотографируют. Снимаются туфли верхние бордового цвета и нижние зеленого. Виднеются светло-палевые чулки на совершенно исхудалых ногах с сиреневыми ленточками-подвязками. Чулки совершенно новые. Подрясник из-под которого видны голени с внутренней стороны истлел, с наружной сохранился, видны рисунки ткани. Виднеются кости: голени ног и чашечки колен. Фотографируют. Производится снятие одежды самим духовенством при помощи разрезывания ножницами. Снимается ватный подрясник, снимаются чулки. В складках подрясника обнаруживается серебряная монета 10 копеечного достоинства чеканки 1878 г. (пробитая). Мягкие части стоп сгнили, обнаруживаются сгнившие остатки, куколки могильного червяка, уже умершие от голода; при встряхивании чулок и из них высыпаются нетленные части ступней.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Самое первое явление прославившегося раба Божия – было чудное. Надобно представить себе быстроту течения Мсты, особенно страшно-бурную силу ее в весеннее время, когда самая сильная и ловкая рука гребца с трудом у берега может править ладьёй. По этой то реке, против течения ее волн, во время вскрытия ее, на третий день пасхи, в 1540 году, несло громадную льдину (накру). Это было у грозных боровичских порогов, но льдина неслась, наперекор массам воды, сбрасывающимся с порогов. Густой пар, как бы дым, поднимался со льдины, плывшей между камнями. – На ней увидели дубовую колоду: гроб без крышки, с почившим отроком. Как ни дивно было плавание льдины, крестьяне встретились с мыслию об ответе за мертвое тело, – и положили проводить помимо селения своего гроб; принесли шесты и длинными шестами оттолкнули льдину от берега. Льдина, однако, не слушалась и возвратилась к берегу. Веревками обмотав колоду, повлекли с льдиною по течению Мсты и отвели версты за две от с. Борович. На рассвете следующего дня льдина опять явилась у берега, на прежнем месте. Ее вновь отвели по реке: но и в третий раз возвратилась она к тому же месту. Старшинам ночью, не одному и не двум явился во сне отрок, тот самый, которого видели они в колоде и с упреком говорил: «зачем, будучи христианами, немилостиво гоните меня христианина? Если хотите знать мое имя, то я Иаков, единоименный св. апостолу Иакову». – Старшины поутру передали один другому видение и в след за ними народ поспешил на берег, чтобы благоговейно снять гроб со льда. Мощи поставлены в часовне. 463 Когда стали благоговейно лобызать нетленное и чистое тело: то явились чудесные исцеления. Донесли о том новгородскому архипастырю. В июне 1544 г. по распоряжению архиепископа Феодосия, софийским священником Иоанном, в присутствии многих духовных и светских лиц, освидетельствованы были мощи праведника и совершившиеся при них чудеса. От 6 окт. 1544 г. архиепископ грамотою благословил перенести мощи из часовни, где стояли они, в ближний храм св. Духа; вместе предписано совершать торжественное служение в день перенесения мощей. 464

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Фашисты исходили из фрейдистского сексуального образа: вождь-мужчина должен соблазнить женщину-массу, которой импонирует грубая и нежная сила. Это – идея-фикс фашизма, она обыгрывается непрерывно. Вся механика пропаганды представляется как соблазнение и доведение до исступления («фанатизация») женщины. Здесь – опора на первый главный в учении Зигмунда Фрейда сексуальный инстинкт, Эрос (в психоанализе слово «инстинкт» имеет иной, нежели в физиологии, смысл; это не безусловный рефлекс, а влечение). Кстати, сам Фрейд был, видимо, восхищён новаторством фашистской пропаганды и в 1933 г. подарил Муссолини свою книгу, назвав его в посвящении «Героем Культуры» 667 . А вскоре на Фрейда посыпались удары красно-коричневых. Красные : «Реакционное и метафизическое учение Фрейда о человеческой психике встретило энергичный отпор в СССР со стороны психологов-марксистов» 668 . Коричневые : фрейдизм – еврейская, глубоко реакционная теория. (Нам не нужен безродный космополит Зигмунд, нам арийского Зигфрида подавай!) Прошли годы, и история всё рассудила по-своему. В Вене одна из площадей до Первой мировой войны называлась в честь Франца-Иосифа; после аншлюса 1938 г. была переименована в честь Германа Геринга; ныне она носит имя Зигмунда Фрейда... ... «Красные фашисты» в советской России боролись не только против Православной Церкви, но «лягали» и Римско-католическую. Шло массовое закрытие не только православных храмов, но и костёлов. В июне 1922 г. было произведено вскрытие мощей католического святого Андрея Боболи в Полоцке 669 . Хотя умер он в 1657 г., его останки были практически в первозданном виде – до 1917 г. – выставлены для поклонения верующим. Изъятые мощи были перевезены в Москву и находились на выставке как «мумифицированный экспонат». Позже его тело вернули, и теперь мощи покоятся в варшавском костёле. На протяжении всего 1923 г. папа Пий XI неоднократно выступал в защиту священнослужителей в России, осуждённых большевистским судом. Как подчёркивал Н.И. Бухарин в газете «Правда», «спасайте Тихона», сделалось лозунгом международной политики. Под давлением мирового общественного мнения, прежде всего благодаря настойчивым усилиям предстоятелей инославных Церквей, – Католической и Англиканской, гражданская власть отказалась от замысла повторить с патриархом Тихоном то же, что было сделано с митрополитом Вениамином. Весной 1923 г. патриарх, которому грозил расстрел, был неожиданно освобождён из-под стражи. Условием этого освобождения было заявление патриарха об изменении отношения к советской власти с «враждебного» на лояльное.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Незадолго до вскрытия мощей преподобного Сергия, когда стало известно, что, невзирая на протесты верующих, мощи все-таки будут вскрыты, одна из видных прихожанок нашего академического храма, будучи потрясена такой перспективой и не зная, что сделать, чтобы «уберечь Преподобного от поругания», решила обратиться за помощью к Флоренскому. Поскольку с Флоренским она не была знакома, то попросила меня ее сопровождать. Дома мы Флоренского не застали: он был у Олсуфьевых, на Валовой улице, куда мы и направились. Вызвали Флоренского. Разговор происходил в больших светлых сенях олсуфьевского дома. Моя спутница, плача, умоляла, почти заклинала отца Павла воспрепятствовать вскрытию раки Сергия, просила искать покровительства Троцкого, внушить ему, что не следует оскорблять чувств верующего русского народа. Флоренский чувствовал себя неловко. Он говорил нам об историческом и мистическом значении Преподобного, о том, что вскрытие – не оскорбление, а своего рода новый подвиг Сергия, который, таким образом, становится после своей смерти еще и мучеником... Ничего реального он посоветовать не мог, к Троцкому обратиться отказался и постарался поскорее распрощаться с нами. Чувствовалось, что все это его мучит и тревожит, но что сам он беспомощен и растерян. Мы явились к нему посланцами другого мира, которого он не хотел знать, потому что... не понимал? Или, наоборот, понимал слишком хорошо? He знаю. Заканчивая его портрет, не могу умолчать о случайной с ним встрече, которая особенно врезалась в мою память. Это было зимой того же 1919 года. Я шел по Вифанской улице, направляясь к железнодорожной линии. Уже наступила глубокая ночь. Мороз окутал инеем ветви деревьев, резко хрустел под ногами снег, а в небе, в бесконечных пространствах, сияла зимняя сиреневая луна. Внезапно из-за угла Валовой улицы появилась фигура Флоренского в его обычной черной рясе. Очевидно, он возвращался домой от Олсуфьевых, у которых тогда часто бывал. Было что-то таинственное во всем его облике. Черные волосы, выбивавшиеся из-под скуфьи, сверкающие под луной стекла очков, за которыми не было видно глаз, большой, устремленный вперед «гоголевский» нос, несколько склоненная вбок голова, а главное – черная длинная ряса с развевающимися полами и широкими рукавами – все это отчетливо выделялось на сверкающем синеватом снегу. Шагов Флоренского почти не было слышно в льдистой тишине, и казалось, что он не идет, a медленно летит среди оцепенело спящего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Особое внимание обращено пропагандистами на армию, главным образом на молодых новобранцев из 18–20-летних (на три четверти, а нередко и сплошь, неграмотных) крестьян. Образцами информации о разрушении религиозных начал в армии могут служить хотя бы следующие сообщения: «В 33-м стрелковом полку началась кампания по проведению антирелигиозной пропаганды среди красноармейцев-допризывников 1901 года лекцией тов. Сазонова на тему: «Происхождение религии»... Лекции будут читаться регулярно каждую неделю» 303). «Уфа. В общем собрании красноармейцев вынесено постановление об отречении от религии, о снятии колоколов с церквей и о передаче церковных помещений под школы» 304). В телеграмме из Казани сообщается о требовании рабоче-красноармейской конференции «вскрытия мощей в Свияжском и Казанском монастырях» 305). «Артиллеристы г. Витебска на лекции «Священная история при свете науки» проявили живейший интерес к вопросам естествознания» 305-а) и т.д., и т.д. В статье 87 «Правды» от 21-го апреля 1923 г.), озаглавленной «Красноармеец на религиозном фронте», читаем: «И на этом фронте может быть чрезвычайно полезным наш вездесущий красноармеец». Дальше сообщается о проектах обращения при содействии красноармейцев храмов в общежития и о факте политического митинга в одном из храмов. Характерно, что в заключительной части статьи, где разбирается вопрос, «как относится деревня к антирелигиозным повадкам .своих детей», приводится описание следующего случая (дословно): «Один молодой красноармеец рассказывал мне, что в праздник он за столом не перекрестился и задумал вступить с матерью в спор по этому вопросу. Мать покончила религиозный диспут ударом горячей ложки с кашей по его красноармейскому лбу...». Автор кончает советом внушить красноармейцам, «чтобы не боялись мамкиной ложки» 306). Показательно, что решение вопроса о необходимости усиления атеистической пропаганды регулируется... настроениями населения. Так, в 167 «Правды» от 21-го VII 1921 года читаем: «Религиозное настроение населения г. Туапсе в последнее время значительно усилилось», поэтому «Туапсинский политсекретариат Моробороны объявил публичный доклад на тему – «Религия – опиум народа» 307).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Трудности со сбором доказательств многоплановой “вины” Патриарха не позволяли уложиться в намеченные сроки. В очередной раз вопрос “О деле Тихона” АРК рассматривает уже 30.01.23 (Протокол 11). Принимается решение о завершении процесса до 25 марта, при этом особо предполагается отметить такие моменты, как “борьбу” с декретом об отделении Церкви от государства и вскрытием мощей, противодействие изъятию церковных ценностей, систематическую контрреволюционную деятельность. Число обвиняемых и свидетелей планируется ограничить до минимума 13 . Эти положения формулировались непросто, о чем свидетельствуют многочисленные правки в тексте протокола. Обращает на себя внимание, что в окончательном варианте не сохранился подпункт о связи с белогвардейскими организациями и Карловацким собором, вычеркнутый рукою Е. М. Ярославского. Очевидно, материала для подобного обвинения было явно недостаточно. 8 февраля Политбюро утверждает предложение АРК о сроках процесса, возлагая ответственность за его проведение на вышеупомянутых Рыкова, Крыленко и Калинина 14 . На заседании Комиссии от 27 февраля (Протокол 14) заслушан и принят к сведению доклад Я. С. Агранова по делу Патриарха, принято решение вернуться к этому вопросу на следующем заседании, пригласив на него Н. В. Крыленко. Одновременно Н. Н. Попову поручено «по линии Ц. К. сделать соответствующее указание местам о принятии надлежащих мер агитации в связи с процессом “Тихона”» 15 . И уже на заседании от 6 марта принимается конкретное решение о назначении слушания “дела Тихона” — 25 марта и окончания — 30 марта. Охрана процесса и его техническая сторона поручались А. В. Галкину и Н. В. Крыленко. На руководящую роль Политбюро в решении судьбы Патриарха недвусмысленно указывает следующий подпункт протокола: “Просить Полит-Бюро ЦКРКП дать точные директивы суду о мере наказания, приняв во внимание международную обстановку” 16 . Нет сомнений, что результат процесса должен был быть предрешен заранее. Не случайно практически каждый протокол АРК снабжен грифами “Совершенно Секретно” и “Хра­нить конспиративно”.

http://pravmir.ru/sledstvie-vesti-bez-og...

Среди этих документов мне пришлось найти подлинные акты за подписями царских особ. Эти материалы, как и часть второстепенных, были мною взяты на дом для обработки. Акты с резолюциями царских особ я предполагал продать Гос[ударственной] публ[ичной] библиотеке и зав. рукописным отделением Г[осударственной] п[убличной] б[иблиоте]ки Бычков Ив. хотел их приобрести за 125 или 150 р[у]б[лей], точно не помню… В дополнение к ранее сказанному добавлю, что как Туберозов, так и Здравомыслов особенно оберегали от выявления дела, относящиеся к вскрытию мощей и т. п., кроме того таким лицам, как материал выдавался неохотно, т[ак] к[ак] он писал о беспорядках в дух[овной] семинарии, а б[ывшему] члену учебн[ого] при Св[ятейшем] Синоде и Ив. Андр проф[ессору] б[ывшей] Московской духовн[ой] академии всячески шли навстречу… Изложенное записано с моих слов верно, мне прочитано в чем и подписуюсь. М. Паозерский. АУФСБ РФ по СПб и ЛО, д. П–29558, л. 30–31 об.Рукописный подлинник. Запись текста протокола сделана ст. уполномоченным 2-го Отделения СО СОУ ПП ОГПУ в ЛВО С. Я. Рудовским. Подпись – автограф. На типографском учрежденческом бланке. День, месяц, последняя цифра года, должность сотрудника ОГПУ, снимавшего допрос, вписаны от руки.   9 14 марта 1929 г. – Акт, составленный по результатам работы комиссии, образованной при ЛЦИА для обследования «секретного архива Синода» и собрания «папских булл» ДДДИИ МВД   Акт Гор[од] Ленинград, 1929 года марта 14-го дня Комиссия, образованная при Ленинградском Центральном историческом архиве приказом уполномоченного Центрархива РСФСР в Ленинграде за 44 от 7 марта 1929 г. в составе председателя, инспектора ЛЦИА С. А. Аннинского, членов – архивистов А. С. Николаева и Б. А. и секретаря архивиста М. Д. для обследования так называемого секретного архива Синода и собрания булл Департамента духовных дел иностранных исповеданий, составила настоящий акт в том, что приступив к работе 7-го с/марта и продолжая ее 8, 9, 11 и 13 марта, она закончила обследование 14 с/марта, причем за эти 6 дней выполнены были следующие операции: а) ключи двух шкафов т[ак] н[азываемого] секретного архива и опись его были сразу же изъяты у б[ывшего] заведующего синодскими архивными фондами архивиста К.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

В послепасхальные дни 1938 года тюремная могила была тайно вскрыта почитателями праведника, тело архиепископа переложено в наскоро сколоченный гроб, а в руку ему было вложено крашеное пасхальное яйцо. О смерти архиепископа было сообщено тогда же Местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Сергию (Страгородскому), который совершил заочное отпевание.   Обретение мощей владыки Фаддея: как это было – Я в деталях объяснил Юлии Ефимовне, где следует на этот раз копать. Действительно, 26 октября 1993 года рабочие натолкнулись на захоронение. Были приглашены археологи, которые и завершили работу. В могиле, имевшей все признаки тюремного захоронения, когда не соблюдаются общепринятые обычаи при погребении, были обнаружены останки человека, погребенного в 1930-х годах. Об этом свидетельствовала положенная в могилу монетка выпуска того времени. Останки находились в гробу, похожем на ящик, сколоченный из тонких и узких досок. Руки были связаны проволокой, в одной из них были скорлупки от крашеного пасхального яйца. Все это совпадало с архивными документами, указывавшими время кончины архиепископа (31 декабря 1937 года), и рассказами свидетелей, указавших обстоятельства и дату погребения (2 января 1938 года). В тот же день была отслужена панихида по замученному архипастырю. После этого останки были перевезены в отдел археологии Тверского государственного объединенного музея, о чем мне сообщила Юлия Ефимовна. Она попросила меня приехать, поскольку в епархии не знали, что делать с останками дальше. На следующий день, 27 октября, я прибыл в Тверь, в отдел археологии, где отслужил литию по принявшему мученическую кончину архипастырю. Археологи предложили обратиться за содействием к заведующему кафедрой судебной медицины Тверского государственного медицинского института доктору медицинских наук, профессору Виктору Сергеевичу Челнокову. Осмотрев найденные останки, он предложил обратиться к своему учителю – доктору медицинских наук заведующему находящимся в Москве отделом судебно-медицинской экспертизы Виктору Николаевичу Звягину, который согласился провести исследование на основании анализа исторических исследований и методологии, которыми в данных случаях пользуются эксперты. Виктор Николаевич блестяще провел исследование; оно проводилось с 2 ноября 1993 года по 15 марта 1994 года. Был сделан вывод, что найденные 26 октября 1993 года останки являются мощами, принадлежащими священномученику Фаддею (Успенскому), архиепископу Тверскому.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010