В соответствии с циркуляром Наркомата юстиции от 18 Мая 1920 года в РСФСР была проведена ликвидация почти всех епархиальных советов. Осенью завершилась национализация церковного имущества. Согласно отчёту VIII отдела Наркомата юстиции, к этому времени было изъято 7150 миллионов рублей, 828 десятин монастырской земли, 1112 доходных домов и так далее. 220 К лету 1920 года по стране в целом произвели 58 вскрытий святых мощей, и правительство решило полностью завершить эту «кампанию». 29 Июля Совнарком утвердил предложения Наркомата юстиции «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе». Однако, сохранившийся значительный авторитет Церкви, активное сопротивление верующих помешали полному осуществлению задуманного плана. Через восемь месяцев в секретном циркуляре Наркомъюста от 1 Апреля 1921 года фактически признавалось поражение в этом вопросе: «1. Не производить ликвидацию мощей в таких условиях, когда создаётся впечатление, что орган местной власти, совершенно не поддерживаемый сколь-либо солидной частью трудящихся и при полном несочувствии всего населения, а только опираясь на силу своего служебного положения, производит эту операцию, как бы повинуясь лишь предписанию из центра... 2 . Часто наблюдается, что органы власти, без подготовки и твёрдо продуманного плана приступившие к ликвидации и встретив неожиданное для них сопротивление и агитацию церковников, кулаков, обывателей, малодушно пасуют и не доводят дело до конца предпринятой операции. В результате таких непродуманных действий оказывается: мощи разворочены, лежат там же, где и были, то есть в церкви (из которой их вывезти Советы не решаются), раздражая своим видом страсти обывателей, и являются явным доказательством бессилия и безрукости местных органов...». 221 Дальнейшие события продолжали показывать, что большевики не намерены были соблюдать даже собственные установления, что куцый, ущемляющий права верующих декрет об отделении Церкви от государства служил правовой ширмой для безоговорочного наступления на религию. С окончанием Гражданской войны крестный путь Патриарха Тихона и миллионов православных верующих продолжался.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воздух наполнился благоуханием «В присутствии директора, его заместителей и сотрудников музея, — рассказывает епископ Арсений, — мы поднялись в ту комнату, где лежала “находка”. Разумеется, мы привыкли всегда доверять только документам — здесь же никаких документов не было. Помог акт вскрытия мощей преподобного Серафима Саровского, который обнаружил владыка Евгений. По этому-то акту мы и стали сличать найденные мощи с описанием. Все найденное досконально сходилось с останками преподобного Серафима Саровского! Из его жития мы помним рассказ, как его до полусмерти избили разбойники, искавшие у него деньги. И у найденных мощей была заметна довольно сильная вмятина на грудной кости! То есть даже этот факт подтверждался. Голова преподобного Серафима была в скуфейке с круглым отверстием на лбу. По-видимому, на это отверстие раньше была наклеена какая-то круглая металлическая пластинка, чтобы люди к ней прикладывались. Так вот, кости черепа преподобного — темного цвета, а это место — светлое-светлое, настолько оно зацеловано. От этого возникло какое-то радостное чувство… Вообще сложно передать то чувство, которое я тогда испытывал, — особое благоговение и вместе с тем неописуемое внутреннее напряжение от сознания, что рядом необыкновенное, великое сокровище». А вот что вспоминал владыка Евгений: «Мы увидели нечто вроде деревянного стола размером примерно полтора на полметра, покрытое синей бумагой. Когда сняли липкую ленту, прикреплявшую бумагу к столу, воздух наполнился благоуханием, похожим на то, которое я чувствовал при открытии и освидетельствовании мощей святителя Питирима Тамбовского. Когда мощи раскрыли полностью, увидели на голове монашеский куколь (такой же был и на мощах святителя Питирима) с отверстием в лобной части, около которого были обрывки нитей. Важно отметить, что в акте, составленном при вскрытии гробницы преподобного Серафима в 1903 году, перед его канонизацией, упоминается о седовато-рыжеватом цвете волос. Такого же цвета были волосы в куколе. На мощах был медный крест, по-видимому, тот самый, которым благословила преподобного его родительница. Руки были в рукавичках и сложены крестообразно на груди. Левой туфельки (стопы) не было».

http://e-vestnik.ru/analytics/serafim_sa...

Воздух наполнился благоуханием «В присутствии директора, его заместителей и сотрудников музея, — рассказывает епископ Арсений, — мы поднялись в ту комнату, где лежала " находка " . Разумеется, мы привыкли всегда доверять только документам — здесь же никаких документов не было. Помог акт вскрытия мощей преподобного Серафима Саровского, который обнаружил владыка Евгений. По этому-то акту мы и стали сличать найденные мощи с описанием. Все найденное досконально сходилось с останками преподобного Серафима Саровского! Из его жития мы помним рассказ, как его до полусмерти избили разбойники, искавшие у него деньги. И у найденных мощей была заметна довольно сильная вмятина на грудной кости! То есть даже этот факт подтверждался. Голова преподобного Серафима была в скуфейке с круглым отверстием на лбу. По-видимому, на это отверстие раньше была наклеена какая-то круглая металлическая пластинка, чтобы люди к ней прикладывались. Так вот, кости черепа преподобного — темного цвета, а это место — светлое-светлое, настолько оно зацеловано. От этого возникло какое-то радостное чувство… Вообще сложно передать то чувство, которое я тогда испытывал, — особое благоговение и вместе с тем неописуемое внутреннее напряжение от сознания, что рядом необыкновенное, великое сокровище». А вот что вспоминал владыка Евгений: «Мы увидели нечто вроде деревянного стола размером примерно полтора на полметра, покрытое синей бумагой. Когда сняли липкую ленту, прикреплявшую бумагу к столу, воздух наполнился благоуханием, похожим на то, которое я чувствовал при открытии и освидетельствовании мощей святителя Питирима Тамбовского. Когда мощи раскрыли полностью, увидели на голове монашеский куколь (такой же был и на мощах святителя Питирима) с отверстием в лобной части, около которого были обрывки нитей. Важно отметить, что в акте, составленном при вскрытии гробницы преподобного Серафима в 1903 году, перед его канонизацией, упоминается о седовато-рыжеватом цвете волос. Такого же цвета были волосы в куколе. На мощах был медный крест, по-видимому, тот самый, которым благословила преподобного его родительница. Руки были в рукавичках и сложены крестообразно на груди. Левой туфельки (стопы) не было».

http://pravoslavie.ru/137205.html

Некоторое время спустя христиане, опасаясь осквернения, решили тайно перенести мощи апостола в Месопотамию. Что и было исполнено. А еще несколько лет спустя к помощи апостола решил обратиться сам раджа. Один из его сыновей стал одержимым, и царь решил вскрыть гробницу апостола и, взяв частицу его мощей, приложить к ней царевича. Когда он задумал это, ему явился сам апостол Фома. Апостол укорил раджу, что, будучи его гонителем при жизни, он ищет помощи у мертвого, и, тем не менее, посоветовал обратиться к вере во Христа. Царь все-таки вскрыл гробницу апостола, но мощей естественно там не обнаружил. Тогда он взял землю из гробницы и, повесив ее на шею сыну, помолился: – Господи Иисусе Христе! Молитвами апостола Твоего Фомы исцели сына моего и я уверую в Тебя. Царевич исцелился и раджа, согласно преданию, покаялся и принял христианство. Мощи и почитание В житии апостола Фомы говорится, что мощи апостола покинули Индию вскоре после его казни. Однако, согласно другим версиям, мощи пробыли в Индии гораздо дольше и лишь около ста лет спустя были перенесены в Эдессу. В 373 году в Эдессе был построен и освящен большой храм в честь святого апостола Фомы. С VII века для Эдессы начинаются неспокойные времена. Город постоянно переходил из рук в руки. После первого крестового похода Эдесса становится центром Эдесского графства. В 1143 году произошла жесточайшая битва с мусульманами, которыми предводительствовал эмир аль-Дин Джинки. 13 декабря 1144 года город пал. Чтобы сохранить святые мощи от поругания, крестоносцы решили перенести их в иное, более безопасное место – на остров Хиос. Это произошло 6 октября 1144 года. В 1258 году после войны между генуэзцами и венецианцами мощи были перенесены в итальянский город Ортону. Это произошло 6 сентября 1258 года. В Ортоне они пребывают и поныне. Мощи апостола Фомы хранятся в двух раках – в крипте, где на раке устроен престол, и в приделе – в раке-бюсте, которую верующие выносят на крестный ход. Части мощей апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Стали видны потемневшие сверху от времени три пальца – указательный, средний и безымянный: снизу цвет кожи был близок к нормальному. Все назначенные присутствовать лица поочередно подходили к раке и воочию убеждались в целости руки. Чтобы сделать видимыми большой палец и мизинец Святителя, был вынут большой деревянный крест, по силе чего пальцы стали отчетливо видны. Приглашенные Комиссией фотографы запечатлели этот момент на пластинке. По настоянию председателя Комиссии Рютина и некоторых членов, рака со св. мощами была поднята духовенством и монашествующими (раздались голоса, чтобы допущены были к перенесению и миряне) и изнесена в юго-западный угол правого придела храма, ярко освещенный солнцем, где поставлена на скамью около большого стола, покрытого пеленой. По вскрытии крышки раки священнослужители с благоговением и духовным трепетом изъяли из раки св. мощи вместе с одром (матрацом) и положили на стол. Собравшиеся плотным кольцом окружили драгоценное сокровище верующих, дальние стояли на скамейках, табуретах, некоторые взбирались даже на железную печь, устроенную на кирпичном фундаменте. От сильного напора вскоре затрещала и сломалась скамейка. На возвышенностях устраивались фотографы – 3–6 человек... Наступал таинственный момент. Был 1 час дня. По приказанию власти с главы Святителя снят воздух. Открылась золотистого цвета с финифтяными изображениями митра, возложенная на главу, почти новая, по-видимому, недавно перемененная. Лицо Святителя закрыто белою ватою. Делаются усиленные фотографические снимки... По снятии митры, которую священнослужители благоговейно облобызали, глава Святители оказалась закрытою белым с крестом шелковым платом. Сняты вата и плат. Взорам присутствующих открылись лицо и глава Святителя... Чело Святителя покрыто ссохшейся кожей медно-красного цвета, наподобие сильного загара; дальнейшая же часть главы, ближе к средине, белая; волос очень незначительные остатки; тонкий слой кожи слился с кожным покровом. Глаза, особенно правый, ввалились, в левой глазной впадине заметно небольшое количество волосков ресниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На протесты духовенства и верующих Рютин безапелляционно заявил, что вскрытия требует производимое научное исследование и он просит не вмешиваться в дела Комиссии. Тогда профессор Бушмакин возразил, что он не видит нужды во вскрытии внутренних органов, так как по наружности можно судить, каково состояние органов внутри. К тому же у медицинского персонала, совершенно не предвидевшего возможность анатомической операции, не оказалось оперативных инструментов, благодаря чему вопрос скоро ликвидировался. Но на смену ему поступает новое заявление Рютина о том, что необходимо исследовать – один это человек или составлен из нескольких человеческих тел. Абсурдность предположения была коротко изобличена представителями науки, заявившими, что никакого сомнения в целости тела не остается. Тогда поступает требование того же представителя власти о необходимости исследования спинной части тела. Скрепя сердце священнослужители приступают к последнему моменту страшного «научного исследования». Тело Святителя слегка приподнимается и с благоговением повертывается вверх спиною. При повертывании с тела Святителя ссыпалась вниз вековая пыль и несколько комочков земли, оставшихся, по-видимому, от момента погребения. Кожа на затылочной части головы сохранилась явственнее, чем впереди, и на ней во многих местах отчетливо видны остатки волос темно-русых с проседью. Члены Комиссии спрашивают духовенство – сколько было лет «Иннокентию, когда он помер». Указание на 54-х летний возраст удостоверило спрашивавших в отношении наличия седины. В шейной коже глубоко впилась цепочка наперсного креста Святителя, а под нею сохранился маленький пучок темно-русых с проседью волос, отставший от тела. Кожа на спине сохранилась особенно хорошо; местами цвет ее остался нормальным, на что было обращено особое внимание представителей науки и врачей-экспертов; на оконечностях кожа слежалась в виде складок, мускулы здесь выражены более отчетливо особенно мускулы двигательных мышц. Мягкие седалищные части иссохли, оставив в этом месте темно-красные округления наподобие запекшейся крови; местами кожа покрыта истлевшими волокнами материи (власяницы); на одре виднеется несколько беловатых личинок (подобие моли).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пластинками отделялась не кожа, а прилегшая к телу и истлевшая одежда (власяница). 10. Оказавшиеся под седалищной частью белые личинки названы в акте «куколками могильного червяка, умершими от голода». Исходя из того, что а) количество белых личинок было очень незначительно и оказались они всего лишь в одном месте, б) в других местах тела присутствие личинок никем не установлено и могильной работы червей совершенно не видно, в) пища для червей сохранилась в виде кожи и ссохшихся мягких частей тела, даже до настоящего времени, – мы лишены возможности утверждать вместе с актом о наличии около тела Святителя червей, именуемых актом экспертизы «остатками белых личинок насекомых». Больше данных за то, что это были личинки моли, образовавшейся в одежде Святителя вследствие вековой пыли. 11. В акте пропущен произведенный представителем медицины обмер главы Святителя, установленный в 52 см. Телеграмма Омск. Предсибревкому Смирнову. Вскрытие мощей Иннокентия, произведенное 22 января постановлением губсъезда Вашего предварительного разрешения обнаружило довольно хорошо сохранившуюся натуральную мумию тчк вследствие чего пользуясь этим обстоятельством духовенство подбивает толпу на подачу нам многочисленных требований за тысячами подписей об оставлении трупа монастыре тчк на съезде приняли постановление мумию оставить для обозрения несколько дней дальнейшую судьбу определить губисполкому президиума парткома мнения разделилися (трое за разрешение попам положить мумию раку двое за вывоз Москву или Омск для помещения музей) тчк помещение музее здесь создало бы неизбежное паломничество возбуждения толпы тчк Срочно прямому проводу сообщить ваше мнение Предгубревком находит единственно приемлемым вывоз мумии 31 января 66. «...при соответствующем охранении отправили в Москву» РСФСР Особый Отдел при Иркутской Губ. Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и преступлениями по должности. По части общей. 1/3–1921 г. Совершенно-Секретно Предгубисполкома тов. Шнейдеру Докладываю, возложенное на меня поручение об отправке МУМИИ выполнено в точности без недоразумений и инцидентов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Мощи – суть останки угодников, которые святостью своей жизни, своим подвигом создали себе большую против обыкновенных людей тело неразложимость, освятили свои тела, но нетление их тел не бесконечно; продолжается дотоле, доколе недостаточно ещё вошёл в массив верующего сознания, доколе не создал себе прочного авторитета. По мере выхождения и укрепления духовно-нравственной личности святого, документальность его святости, необходимость вещественных доказательств исчезает, и его останки предаются постепенному тлению, но всё же не до последнего физического атома, который остаётся реальным возбудителем живых, нравственных чувств в отдельных сердцах верующих. Акт вскрытия мощей надо отнести на счёт исторической необходимости, подготовленной корыстными мотивами прошлого, с одной стороны, и позитивным подходом современности к нравственным вопросам, с другой. Ликвидация этого печального явления намечается такая: открытость и бесхитростность, с одной стороны, и благоговение не столько к физическим останкам и телам святых, сколько к тем нравственным нежным чувствам уважения и почтения, которые остаются и живут в нас независимо от количества сохраняемого вещества – сохраняется ли тело в большом объёме или же только несколько косточек. Мы своих святых любим и чтим, они наши герои, светочи, наши нравственные руководители. Нам дорог их прах, их останки для нас хранители и действительные возбудители нравственной энергии в нас, и мы должны хранить их так, чтобы на нас не падало подозрение и укора в подделке святого материала ради торговли и барышей. Для чувства они остались такими же сияющими. Мать остаётся для каждого матерью, если её обрядят и в лохмотья. Мы пережили конфуз за неосторожное касание к нашей святыне. Но святыня эта для нашего сердца осталась. Кутания эти проистекали не столько из злостных побуждений обмана, а из чувства деликатности и бережного отношения к останкам тех, где это не переступало границ. Верчение кукол, кутание мощей вытекало из неправильной мысли, что нетление должно быть вечно нетленно. И раз видели, что тело разрушается, боялись, что с этим разрушится и обаяние святости. И этот гипноз необходимо отнести больше на счёт невежества, а не на счёт злостного обмана. Мы должны сказать: останки святых дороги нам, это – доказательство наших моральных ценностей, их выставлять в музеях не следует, это не мумии, а мощи, дорогие нашим сердцам, останки, которые доселе возбуждают в нас живые чувства любви, которые питают нас. Закутывать их ввиду того, что обвиняют нас в фальсификации, отсюда не следует. Пусть они лежат на виду, на вскрытии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т. Галкину, кроме того, поручается детальное обследование деятельности местной Сергиевской комиссии по охране пам иск и старины и местного союза православных приходских общин Сергиевского Посада, а также и расследование по поводу исчезновения из Сергиевского исполкома подлинного акта вскрытия мощей Сергия Радонежского. Ввиду сего т. М. В. Галкин командируется настоящим в Сергиевский Посад (Моск губ ) на срок, необходимый для осуществления возложенных на т. Галкина задач. Подписали: Народный комиссар юстиции Курский. Заведующий VIII отделом Красиков. Секретарь Орлова. С подлинным верно. Секретарь НКЮ Н. Орлова » 30 . «Протокол 1 заседания Комиссии по разрешению вопросов, связанных с ликвидацией Троице-Сергиевой лавры как монастыря: 25 января 1920 г. Заседание открывается в 4 часа дня. Присутствуют: Представители – Наркомюстиции – М. В. Галкин, Всероссийской чрезвычайной комиссии – Г. Я. Розенталь, Губсовдепа – А. М. Шведов, Всероссийской коллегии по охране памятников искусства и старины – М. С. Сергеев, Н. М. Щекотов, Л. И. Кондрашев, А. С. Кочаровская, местного исполкома – О. Ф. Ванханен, местного райкома – М. Т. Смирнов, Губнаробраза – П. Ф. Прищепа. После краткого доклада т. Галкина об образовании и задачах особой комиссии в связи с ликвидацией Лавры как монастыря, состоявшейся в силу постановления пленума Сергиевского исполкома, утвержденного Московским губревкомом, был поднят вопрос о представительстве в комиссии различных учреждений. После краткого обмена мнени было принято решение считать каждое представленное учреждение имеющим при голосовании по одному решающему голосу, независимо от числа представителей; с правом совещательного голоса входят в комиссию представители губнаробраза и местной Сергиевской комиссии по охране Лавры. После проверки мандатов собрание избрало президиум: председателем – т. Галкина, секретарем – т. Смирнова, а на время его отсутствия – т. Шведова – заместителем. Затем т. Галкин предложил порядок работы комиссии в связи с ликвидацией Лавры:

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Часть 2 Глава 4. Изъятие хозяйства Троице-Сергиевой лавры в ведение Сергиевского исполкома в 1918–1919 гг. Научно-музейная деятельность Комиссии по охране Лавры была тесно связана с борьбой за сохранение Лавры как действующего монастыря. Закрытие Троице-Сергиевой лавры осуществлялось поэтапно и по различным направлениям: национализация историко-художественных ценностей и муниципализация хозяйства, вскрытие мощей, выселение братии, прекращение богослужений, расформирование самой комиссии, издание «Декрета...», организация музея, распределение имущества Лавры и др. В одних случаях Комиссия могла заявить и отстаивать свою позицию за сохранение Лавры как действующего монастыря, в других случаях, как и в конечном итоге, Комиссия была бессильна. Конфискация имущества Лавры в ведение Сергиевского исполкома началась сразу после издания Декрета СНК «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (20 января/12 февраля 1918 г.) 84 . «Протокол 105 заседания президиума исполнительного комитета Совета рабочих и солдатских депутатов Сергиева Посада от 26 (13) февраля 1918 года. Обсуждали: о монашеских деньгах в Народном банке. Постановили: за контрреволюционную агитацию списать все монашеские деньги, хранящиеся на счетах банков, на текущий счет Совета» 85 . Летом в Сергиевом Посаде происходила борьба между большевистским революционным комитетом и умеренным (эсеровским?) Советом депутатов, и большевистская власть особо заботилась о том, чтобы Троице-Сергиева лавра не была использована политическим противником. «Исполнительный комитет Дмитровского уездного совета рабочих и крестьянских депутатов. Июня 27-го дня 1918 г. В президиум Сергиевского городского совета. Настоящим президиум Дмитровского уездного совета предлагает Вам принять меры к недопущению продажи и распространения в районе деятельности Вашего Совета буржуазных и правосоциалистических газет. Означенные меры приняты нами вследствие падения настроения в связи с переживаемым кризисом и носят исключительно временный характер. Товарищ председателя ... Секретарь ... (подпись, печать. Резолюция: «1.VII. 18 г. Запросить Московский губернский совет [о том], как по этому вопросу поступлено в Москве. П. председателя А. Никольский . Секретарь [неразборчиво]»)» 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010