Собор 1921 г. образовал Высшее церковное управление за границей (ВЦУЗ), к-рое должно было состоять из наместника Всероссийского Патриарха, архиерейского Синода и Церковного совета. Звание наместника решено было предоставить А., но он не согласился принять его без получения соответствующего определения высшей церковной власти в Москве и именовал себя председателем ВЦУЗ. 5 мая 1922 г. постановлением свт. Тихона, Патриарха Московского, Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета (ВЦС) ВЦУЗ было упразднено, Карловацкий Собор признан не имеющим канонической силы, а его послание о восстановлении династии Романовых и обращение к Генуэзской конференции - не выражающими позиции РПЦ. Сначала А. решил подчиниться указу Патриарха, но бóльшая часть членов ВЦУЗ склонялась к тому, чтобы не исполнять воли высшей церковной власти. Архиерейский Собор РПЦЗ, собравшийся 2 сент. 1922 г. в Сремски-Карловци, формально исполнил волю Патриарха Тихона и вынес решение об упразднении ВЦУЗ, но вместо него учредил Временный Священный Архиерейский Синод РПЦЗ, к-рому и были переданы все права и полномочия ВЦУЗ. Архиерейский Синод возглавил А. как старейший иерарх. Т. о., церковный центр сохранил свое существование под иным наименованием. Понимая тяжесть сложившейся обстановки и не желая усложнять дело церковного управления, А. в канун Рождества Христова 1922 г. решил удалиться на Афон и принять постриг в схиму. Кинот Св. горы сначала дал на это согласие, но затем в связи с протестом неск. афонских мон-рей должен был отменить разрешение. А. воспринял это решение Кинота как волю Божию. 31 мая 1923 г. под председательством А. в Сремски-Карловци состоялся Архиерейский Собор РПЦЗ, задачей к-рого была организация высшей церковной власти в диаспоре. Высшим органом этого управления был провозглашен ежегодный Архиерейский Собор, председателем к-рого был А. В межсоборное время общецерковное управление должен был осуществлять Архиерейский Синод, также возглавляемый А. В непосредственном окормлении Синода находятся рус. церкви на Балканах, на Ближ. и Дальн. Востоке, в то время как рус. церкви в Зап. Европе и Америке образуют автономные митрополичьи округа, возглавляемые соответственно митрополитами Евлогием (Георгиевским) и Платоном (Рождественским), имеющими на то указы Святейшего Патриарха Тихона.

http://pravenc.ru/text/116026.html

Протоиерей Иаков был пострижен в монашество с име­нем Иаков в честь апостола Иакова брата Господня, и 1 апреля 1923 года рукоположен в архиерейский сан епископом Антони­ном (Грановским) и бывшим архиепископом Екатеринославским Владимиром (Соколовским-Автономовым), который заверил на­рекаемого в сан епископа, что он находится в подчинении Патри­арха Тихона и никогда не прерывал с ним общения. 10 мая 1923 года епископ Аристарх отбыл в Москву, оста­вив епископа Иакова на время своего отсутствия управляющим Оренбургской епархией. В том же году епископ Аристарх отпал в обновленчество; вместе с тем стало ясно, что епископ Антонин является одним из руководителей обновленчества, и по этой при­чине законность хиротонии владыки Иакова стала вызывать со­мнения, и духовенство и паства пожелали, чтобы этот вопрос был разрешен Патриархом Тихоном. 22 июля 1923 года состоялось собрание православных свя­щеннослужителей города Орска и представителей от приходских советов градо-Орских церквей по вопросу хиротонии епископа Иакова, которое единодушно постановило: «Принимая во внима­ние неканоничность и безблагодатность ВЦС и принятой от него именуемым епископом Иаковом – бывшим протоиереем Маска­евым – хиротонии , вменить в обязанность епископу Иако­ву с первым отходящим поездом отправиться в город Москву и явиться к Патриарху Тихону или его Заместителю для получения исправления в епископском сане и благословения от Святейшего на служение в городе Орске. Кроме того, ввиду выдающихся нравственных достоинств и чистоты православия и той любви народа и духовенства, которую снискал епископ Иаков за кратковременное служение в Орен­бургской епархии и в городе Орске, просить Святейшего Патри­арха оставить любимого нами архипастыря в городе Орске, как народного избранника и весьма ревностного деятеля на ниве Христовой, снабдив его установленной грамотой». В соответствии с решением этого собрания 26 июля владыка Иаков из города Орска направился в Москву к Патриарху Тихону, но в вагоне поезда в Оренбурге был арестован следившими за ним сотрудниками ОГПУ и возвращен в Орск. Через некоторое время владыка вновь попытался выехать, но снова был арестован и воз­вращен в город.

http://fond.ru/kalendar/558/ioann/

Это архиепископ Антоний (Храповицкий), впоследствии глава РПЦЗ; епископ Феодор (Поздеевский), после нашумевшей Декларации митрополита Сергия (Страгородского) примкнувший к лагерю «непоминающих», и епископ Евдоким (Мещерский), в будущем председатель обновленческих ВЦС и Синода (все трое побывали в должности ректора МДА). Это не значит, что архимандрит Иларион не был в дружбе с другими иерархами, окончившими жизнь мученическим подвигом. Он дружил, к примеру, с епископом Прокопием (Титовым), епископом Иувиналием (Масловским), архиепископом Петром (Зверевым) и многими другими будущими священномучениками. Но на примере дружбы с тремя вышеназванными иерархами хотелось бы показать два ценных душевных качества отца Илариона, редко встречающихся в одном человеке. С одной стороны, это открытость и дружелюбие в отношениях практически со всеми людьми. С другой – самостоятельность мышления, независимость и твердость в отстаивании собственной позиции. С митрополитом Антонием архимандрит Иларион познакомился еще в бытность свою Владимиром Троицким и с тех пор поддерживал с владыкой Антонием теплые, дружеские отношения. Вероятно, высокопреосвященный Антоний в какой-то степени повлиял на решение В. Троицкого принять монашество. Последний так вспоминал о своей беседе с архиепископом Антонием Волынским на праздник Покрова 1912 года: «“Все еще рябчиком ходишь?” – встретил меня святитель. Обо многом поговорили и вообще весьма утешился» . Будучи инспектором МДА, архимандрит Иларион отзывался о своем старшем товарище-архиерее как о «глубокочтимом святителе» , который «неустанно ратует за очищение нашего богословия от католической схоластики» . Тем не менее, дружба и взаимоуважение обоих иерархов вполне уживались в них с самостоятельностью богословской мысли. Что же касается научной ценности богословских рассуждений митрополита Антония, то архиепископ Иларион высказывался о ней критически. По воспоминаниям С. Волкова, «знаменитый в те годы ученый архиепископ Антоний (Храповицкий) отозвался о работе Флоренского достаточно резко, сказав: “Или я уже ничего больше не смыслю в философии, или это просто хлыстовский бред!”».

http://pravoslavie.ru/67049.html

Случалось, что органы власти препятствовали принесению покаяния. Так, принявший от обновленцев архиерейский сан Иаков (Маскаев) пытался выехать из Оренбурга в Москву для принесения покаяния, но был задержан органами ОГПУ. В отчаянии он писал патриарху: «Если я что и сделал по малоопытности, без злого умысла, то коленоприпадающе к стопам Святительским Вашего Святейшества умоляю простить меня, недостойного и грешного, исповедую верность «до смерти» Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Как негодный раб, прошу Ваше Святейшество принять меня в общение; никаким обновленческим группам я не сочувствую и реформ в жизнь проводить никогда не буду без благословения Вашего Святейшества». Иаков (Маскаев) был принят в сане архиерея, а свою верность Церкви он впоследствии засвидетельствовал ревностным служением и мученической кончиной. Восстановление церковной жизни шло на фоне очередного кризиса среди обновленцев. Летом 1923 г. из ВЦС вышел В. Красницкий. Был уволен и епископ Антонин (Грановский). В знак протеста раскольник отказался от предоставленного ему обновленцами звания «митрополита» и стал вновь именоваться епископом. Видя начало своего упадка, обновленцы пытались срочно восстановить свое положение. В августе 1923 г. они образовали «Синод», председателем которого стал «митрополит» Евдоким (Мещерский), а членами – в основном архиереи старого рукоположения. Евдокимовский синод объявил о роспуске «Живой церкви», «Церковного возрождения» и «СОДАЦ», предпринял попытки объединения с Православной Церковью. Правда, через некоторое время раскольники начали ставить и свои условия, например, удаление на покой патриарха. В окружении Святейшего возможность переговоров расценили по-разному. Временный Патриарший Синод поддержал идею диалога с Евдокимом (Мещерским), однако большинство архиереев полагало, что с обновленцами нужно не договариваться, а принимать их в Церковь как раскольников. Такой позиции придерживался проживавший в Даниловском монастыре архиепископ Феодор (Поздеевский) , а также ряд видных иерархов – митрополит Серафим (Чичагов) , архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Пахомий (Кедров) и др. Патриарх Тихон иронично именовал эту группу архипастырей «Даниловским синодом» или «конспиративным синодом», однако к их мнению прислушивался.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Мои исследования по 1917 г., да будет вам известно, основываются на комплексе ВСЕХ известных мне источников. (Если это не так - поправьте, пожалуйста). И, главным образом, на материалах протоколов заседаний Св. синода, а также официальной церковной периодики. И если даже пренебречь воспоминаниями протопресвитера Георгия - общую картину это не изменит НИКАК. 3) А я разве настаиваю на том, что, по вашим словам, " ...после свержения Государя, к которому архиереи Синода зимней сессии отношения н и к а к о го не имели... " ? К свержению императора Николая II может и не имели (хотя это не факт, ибо это нуждается в дополнительном исследовании), но к свержению монархии как института - ОДНОЗНАЧНО имели самое непосредственное и отношение, и даже участие. прот.Николай 04 марта 2011г. 01:12 Идеализировать не надо, конечно. Но ставить его в один ряд с Собором 1945 г. или даже 1988 г., и уж тем более 2000 и 2009 значит ни во что ставить авторитет святости новомучеников и исповедников Российских. Назовите, пожалуйста, еще один Собор в истории Русской Церкви, имевших своими членами ( и не рядовыми, а Председателя Собора, его Заместителя, Секретаря, Почетного Председателя, др. членов Епископского Совещания. т.е. его руководящих органов) такое количество святых. Вот Вам и " иконичность " Собора - состав-то святой!  Но даже если и количество святых не имеет значения для сегодняшних православных, то хотя бы смиренное понимание исключительности этого Собора по качеству подготовки, по интеллектуальной мощи ( где современные Бенешевичи, Скабалановичи, Соколовы, Карташевы, Трубецкие, Тураевы и др.?) должно избавить Собор от нашего снисходительного отношения - мол, ну был Собор, не первый- не последний чай на Руси. Собор правильно называется Великим Московским и его определения следует внимательным образом изучать и отдельно, и в контексте соборной дискуссии, и в контексте историческом. Тогда, например, становится понятно, что ВЦС как орган высшего церковного управления - это не дань общей либерализации российской жизни, не протаскивание мирян в ВЦУ угоду обновленческим тенденциям, а попытка практику церковного управления в Русской Церкви привести к общему знаменателю с практикой Вселенского Православия. В первую очередь, Константинопольского патриархата (Постоянный Народный Смешанный Совет в составе архиереев, клириков и мирян с 1862 г.), а затем преобразовавшихся в том же духе, Антиохийского (с 1906 г)., и Иерусалимского (с 1910), а так же Карловицкой и Сибинской.

http://bogoslov.ru/article/1500086

Деятельность «собора» полностью контролировалась начальником VI отд-ния секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучковым , к-рый в свою очередь получал директивы от Комиссии по проведению отделения Церкви от гос-ва при ЦК РКП(б). Первоначально в комиссии решили назначить председателем обновленческого «собора» В. Красницкого , но, учитывая «упадок авторитета» лидера «Живой церкви», заменили его «сибирским митрополитом». По инициативе Б. на «соборе» были приняты решения «избрать архиепископом Крутицким, 1-м викарием Московской епархии» прот. А. И. Введенского (в лжехиротонии к-рого, состоявшейся 6 мая, участвовал Б. вместе с др. 11 обновленческими «архиереями»), «закрыть монастыри как уклонившиеся от чистой монашеской идеи» и преобразовать их в братские христианско-трудовые союзы или общины для «подвига личного спасения». Б. возглавил делегацию обновленцев к Патриарху свт. Тихону, к-рому прочитал и вручил определение лжесобора о лишении сана и монашества. На заседании 8 мая 1923 г. вместо ВЦУ был образован Высший церковный совет (ВЦС), в списке членов к-рого (18 членов и 9 кандидатов) на 2-м месте, после Антонина (Грановского), стояло имя «митрополита всея Сибири» Б. После 1923 г. обновленческое движение по всей стране, и в частности в Сибири, пошло на спад: влияние священнослужителей, верных Патриарху Тихону, усиливалось, обновленческая орг-ция все более дробилась на несогласные друг с другом фракции. На обновленческом «предсоборном совещании» 1924 г., когда нек-рые раскольники стали высказывать желание начать диалог с Патриархом, Б. решительно выступил против каких бы то ни было попыток к примирению. Возглавляемое им обновленческое движение в Сибири стало ослабевать после 1924 г., когда в Новониколаевск приехал рукоположенный и посланный свт. Тихоном еп. Никифор (Асташевский) . На обновленческом «всероссийском соборе» в 1925 г. роль Б. была неизмеримо меньшей, чем на «соборе» 1923 г.: он стал лишь одним из 9 «товарищей председателя», в списке вновь избранных «членов священного синода» имя «митрополита Петра Сибирского» стояло на 12-м месте (всего 36 членов), Б.

http://pravenc.ru/text/149389.html

   Затем с докладом выступил председатель Богословской комиссии митрополит Минский Филарет. По вопросу об участии Русской Церкви в ВЦС были сделаны следующие выводы: необходимо вынести на межправославное обсуждение весь комплекс вопросов, связанных с участием представителей православных Церквей в контактах с инославным миром, и в работе в международных христианских организациях. Эта деятельность должна быть строго регламентирована.    Давая оценку так называемого «Второго общего заявления» Смешанной комиссии по диалогу между православными Церквами и Восточными православными Церквами, принятого в Шамбези в сентябре 1990 г., митрополит Филарет сказал: «Мы не рассматриваем заявление как полное и исчерпывающее положение православной христологии. Поскольку заявление является согласительным документом, в нем отсутствует упоминание о двух волях и двух действиях в Иисусе Христе: числительное «два» в этом контексте вызывает у представителей Восточных православных Церквей мысль о несторианском разделении. Вместе с тем в документе ясно говорится о «двух природах», что свидетельствует о невозможности отождествлять учение Восточных православных Церквей с монофизитством. Ввиду того что членами Смешанной комиссии по диалогу с Восточными православными Церквами являлись представители всех православных Церквей, целесообразно серьезное изучение вопросов, связанных с диалогом, на всеправославном уровне. Не менее важно для нас обсуждение как предмета, так и хода диалога с Восточными православными Церквами в широких кругах духовенства, богословов и мирян Русской Православной Церкви».    Доклад исполняющего обязанности председателя Учебного комитета и ректора Московских духовных школ епископа Верейского Евгения был посвящен проблемам богословского образования. Им были обозначены такие проблемы, как нехватка преподавательских кадров, снижение числа рукоположении среди выпускников семинарий и финансовые трудности. Епископ Евгений доложил Собору о ходе работ над концепцией богословского образования, которую архиерейский Собор 1994 г. постановил осуществить к 2000 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В ответ власти также пошли на небольшую уступку: 21 марта 1924 года Президиум ВЦИК принял постановление о прекращении дела Патриарха Тихона и его сподвижников. Но святитель Тихон не мог успокоиться лишь на этом. 12 апреля 1924 года Святейший Патриарх обратился к Калинину (после предварительной встречи и беседы) с официальным письмом, в котором ходатайствовал о легализации Священного Синода и епархиальных управлений на местах. Патриарх напоминал и о том, что архиереи, дела которых были прекращены по тому же постановлению, что и его, «не только не освобождены, но, как передают, высылаются в административном порядке в Бухару. Ходатайствую и об этих лицах, – заканчивал свое письмо Патриарх, – ибо, отбывая предварительное заключение, и не малое время, они не могли совершить каких-либо новых заслуживающих кар преступлений» с. 110]. Положительного ответа на ходатайство Патриарха не последовало. Испугавшись, что положение их пошатнулось, некоторые обновленческие деятели пытались найти примирение с Патриархом в расчете на то, что им удастся склонить его на компромисс и принять их без покаяния, что даст им возможность влиять на принятие решений в Патриархии. Эти расчеты, естественно, нашли поддержку и со стороны Тучкова. В марте 1924 года из Петрограда в Москву приехал живоцерковник Красницкий, оказавшийся не у дел в обновленческом синоде. В течение шести недель он вел переговоры с Патриархом Тихоном и его ближайшими помощниками, которые закончились заявлением, поданным им на имя Патриарха 19 мая: «Прошу Ваше Святейшество принять меня и моих собратьев, которые пожелают последовать моему примеру, в молитвенно-каноническое общение и благословить потрудиться на восстановление церковного мира и по подготовке очередного Поместного Собора в организующемся при Вашем Святейшестве церковном управлении, покрыв своей архипастырской любовью все, чем я прегрешил в период церковно-обновленческого движения» с. 111]. В тот же день заявление было подписано. 21 мая Святейший Патриарх Тихон и Синод вынесли постановление об образовании нового, расширенного Синода и ВЦС, в который, наряду со священнослужителями и мирянами, оставшимися верными Патриарху, вводятся и готовые принести покаяние деятели «Живой церкви» во главе с Красницким.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

14 мая 1922 г. в «Известиях» появилось «Воззвание верующим сынам Православной Церкви России», где содержалось требование суда над «виновниками церковной разрухи» и заявление о прекращении «гражданской войны Церкви против государства». На следующий же день депутацию обновленцев принял Председатель ВЦИК Михаил Калинин, и на следующий день было объявлено об учреждении нового Высшего Церковного Управления (ВЦУ). Последнее полностью состояло из сторонников обновленчества. На следующий день власти, чтобы облегчить обновленцам захват Патриаршей канцелярии и задачу овладения властью, перевезли Патриарха Тихона в Донской монастырь, где он находился в строгой изоляции. ГПУ активно оказывало давление на правящих архиереев с целью добиться признания ими ВЦУ и «Живой церкви». Против «тихоновского» духовенства были организованы репрессии. 16 июня 1922 г. митрополит Владимирский Сергий (Страгородский) , Нижегородский архиепископ Евдоким (Мещерский) и Костромской архиепископ Серафим (Мещеряков) публично признали обновленческое ВЦУ единственной канонической церковной властью в так называемом «Меморандуме трех». В августе 1922 года епископ Антонин (Грановский), председатель ВЦУ, организует отдельно «Союз церковного возрождения» (СЦВ). Его Устав обещал своим последователям «самую широкую демократизацию Неба, самый широкий доступ к лону Отца Небесного». К концу 1922 г. обновленцы смогли занять две трети из 30 тысяч действовавших в то время храмов. «Второй Поместный Всероссийский Собор» (первый обновленческий) был открыт 29 апреля 1923 г. в Москве, в храме Христа Спасителя митрополитом Московским и всея России Антонином в сослужении 8 епископов и 18 протоиереев – делегатов Собора. 3 мая Собор вынес резолюцию о поддержке советской власти и объявил о извержении из сана и лишении монашества «бывшего патриарха» Тихона. 7 мая Собор отлучил всех участников Собора в Сремских Карловцах 1921 года. ВЦУ было преобразовано в Высший Церковный Совет (ВЦС). Не признавший решений обновленческого Собора Патриарх Тихон анафематствовал обновленцев как «незаконное сборище» и «учреждение антихристово».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарху было крайне важно сохранить сам принцип предстоятельства в Церкви. Он понимал, что подмена этого принципа коллегиальным органом разрушительна для Церкви. И дело не только в том, что ВЦУ было обновленческим, ведь к реформам в Церкви обновленцы приступили только с августа 1922 года, когда было сформировано новое ВЦУ во главе с прот. Владимиром Красницким. Образованное 19 мая 1922 года ВЦУ возглавил заштатный епископ Антонин (Грановский), который, как видно из его переписки с митрополитом Сергием (Страгородским), не был сторонником радикальных обновленческих реформ . Митрополит Агафангел при этом был одним из трех намеченных кандидатов в местоблюстители. По древней церковной традиции патриарх назначил трех возможных кандидатов на должность патриаршего местоблюстителя. Имена двух из них он назвал в письме на имя председателя ВЦИК М. И. Калинина — митрополита Агафангела и митрополита Вениамина , а имя третьего держалось в тайне — для того, чтобы уберечь его от ареста. 23 мая 1922 года в 6-е отделение Секретного отдела ГПУ поступила информация о том, что временным местоблюстителем патриаршего престола является архиепископ Фаддей (Успенский). Косвенно это подтверждает и то, что свое послание от 18 июня с призывом не признавать обновленческое ВЦУ митрополит Агафангел передал для архиепископа Фаддея и протопресвитера Николая Любимова, который был членом ВЦС . Обновленческое ВЦУ по указке ГПУ 6 июля 1922 года издало постановление: «Архиепископа Астраханского Фаддея (Успенского) уволить на покой, с воспрещением ему пребывания в Московской области» . До этого момента обновленцы еще не приступили к увольнениям архиереев. Оставаясь на свободе, архиепископ Фаддей представлял опасность для всего плана захвата высшей церковной власти, так как был, хоть и тайно, утвержденным патриархом местоблюстителем. Поэтому вскоре он был арестован . Патриарх Тихон оставался для миллионов православных христиан «отцом отцов», духовным главой всех православных людей в России. Подготовка к суду над патриархом Тихоном началась уже в августе 1922 года и продолжилась до тюремного заключения Святейшего.

http://bogoslov.ru/article/376306

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010