Ослабление влияния живоцерковников Период полного господства " Живой Церкви " в обновленческом расколе окончился. 29 октября 1922 года состоялось первое заседание нового состава ВЦУ, в котором " Живая Церковь " была представлена наряду с обновленческими группировками СЦВ и СОДАЦ. Были разделены денежные кассы ВЦУ и ЖЦ. Осень 1922 - начало 1923 года прошли под знаком подготовки «антитихоновского собора» и борьбы между собой обновленческих групп. Внутри ЖЦ усиливалось недовольство Красницким, в частности, со стороны «сибирских белых архиереев» во главе с «митрополитом» Петром Блиновым . Именно ему, а не Красницкому, согласно решению государственных властей, было предоставлено право председательствовать на обновленческом соборе. Обновленческий « Второй Поместный собор » проходил в Москве с 29 апреля по 9 мая 1923 года. На нём присутствовало около 500 делегатов из 72 обновленческих епархий. " Живая Церковь " была представлена 200 делегатами (СОДАЦ - 116, СЦВ - 10, остальные делегаты числились «беспартийными»). Однако 60 делегатов от " Живой Церкви " относились к группировке Блинова, не во всём согласного с Красницким. Собор принял решение об осуждении и лишении сана патриарха Тихона, а также ряд постановлений, согласных с программой " Живой Церкви " : о введении брачного епископата, о разрешении второбрачия священнослужителям, о закрытии монастырей. Однако предложение Красницкого о дальнейших радикальных реформах церковной жизни (переход к «материалистическому христианству» и т. п.) не нашло поддержки у собора. Тем не менее Красницкий был возведён в сан «протопресвитера Российской Православной Церкви» и избран заместителем председателя Высшего Церковного Совета (ВЦС), пришедшего на смену ВЦУ. Представители " Живой Церкви " получили в ВЦС 10 мест, СОДАЦ - 6, СЦВ - 2. 25 июня 1924 года патриарх Тихон был освобожден из-под ареста, и это событие ослабило положение обновленческих группировок. В первых же обращениях к верующим патриарх Тихон дал исчерпывающую оценку обновленчеству, отметил желание обновленцев устранить всех несогласных провести реформы, толкающие Церковь к сектантству, их жажду выгоды, чинов и наград. С помощью обмана и лжи, писал свт. Тихон, деятели " Живой Церкви " неканонично и самочинно захватили в мае 1922 года высшую церковную власть, «чтобы насаждать всюду так называемую " Живую Церковь " ». Патриарх указал, что они внесли в Церковь раскол, с их помощью преследовали сохранивших верность долгу епископов и священников. Послания атриарха положили начало массовому возвращению из обновленческого раскола в лоно православной Церкви епископов, клира и мирян.

http://drevo-info.ru/articles/26251.html

За данную резолюцию съезда, несмотря на острые дискуссии (решениями Поместного Собора был установлен принцип избрания архиереев), проголосовало 199 из 244 его участников (Там же. Оп. 445. Д. 561. Л. 4). В специальной резолюции по этому поводу отмечалось: «Избрание 3 хотя бы и кандидатов в архиепископа Коломенского может указать лиц вполне достойных, но не солидарных с установившимся в Московской епархии направлением епархиальной жизни, а это обстоятельство может внести разделение в строй нашей церковной жизни» (Там же. Л. 5). Ряд участников съезда выразили недовольство в связи с самоустранением епархиального съезда от участия в выборах управляющего Московской епархией, об этом говорилось на следующем епархиальном съезде в февр. 1918 г. 15 янв. 1918 г. Синод утвердил назначенного патриархом Дмитровского еп. Иоасафа (Каллистова) , 2-го викария Московской епархии, архиепископом Коломенским и Можайским. Это определение Синода было закреплено решением Собора от 4 февр. 1918 г. (Уже 4 янв. 1918 еп. Иоасаф уже титуловался как управляющий Московской епархией - Там же. Д. 791. Л. 8.) По решению Синода от 18 янв. 1918 г. патриарху непосредственно была подчинена Московская контора Синода «до времени преобразования на новых началах» (Там же. Оп. 209. Д. 2849. Л. 140). В соответствии с решениями Поместного Собора с 14 марта 1918 г. во всех епархиях должны были пройти выборы епархиальных советов, состав которых подлежал утверждению патриархом и Синодом. В Москве формирование епархиального совета закончилось к нач. июля 1918 г., его председателем стал проф. МДА Василий Виноградов , рукоположенный в февр. 1922 г. во иерея. В июле 1918 г. наряду с общеепархиальным советом был образован епархиальный совет г. Москвы, к-рый возглавил прот. Виктор Кедров. Состав обоих советов был утвержден указом патриарха и Высшего Церковного Совета (ВЦС) от 10 июля 1918 г., состав советов менялся. На основе епархиального совета было образовано Московское ЕУ под рук. архиеп. Иоасафа, на содержание к-рого ВЦС 8 нояб.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Весь период гражданской войны действовали созданные Собором органы Высшего Церковного Управления - состоящий из архиереев Священный Синод под председательством патриарха и Высший Церковный Совет , включавший кроме патриарха и трех членов Синода представителей приходского духовенства , монашествующих и мирян . Собор заложил норму регулярного проведения Поместных Соборов не реже одного раза в три года, и ограничил полномочия Высшего Церковного Управления межсоборным периодом, создав прочное понятие о том, что верховную власть в Русской Православной Церкви имеет Поместный Собор, а органы ВЦУ подчинены и подотчетны ему. Жесткое противодействие богоборческих властей сделали невозможным полноценное воплощение в жизнь этих принципов, но попытки в этом направлении предпринимались снова и снова. Так, патриарх Московский святитель Тихон весь период своего правления неоднократно пытался добиться созыва нового Поместного Собора и организации положенных орагов Высшего Церковного Управления. Полномочия первоначальных Синода и ВЦС, ввиду невозможности провести Поместный Собор в 1921 году, были продолжены и прекратились лишь в мае 1922 года, когда обновленческий раскол прервал их. После своего освобождения из заключения 27 июня 1923 года патриарх сразу же объявил о создании нового Синода и ВЦС - до созыва будущего Поместного Собора. Лишь год спустя патриарх был вынужден отступить перед противодействием властей и своей резолюцией от 9 июля 1924 года прекратить деятельность Высшего Церковного Управления. Однако, 28 февраля 1925 года он предпринял новую попытку - официально обратился в НКВД с ходатайством о регистрации Временного Патриаршего Священного Синода из 7 иерархов до созыва Поместного Собора. За годы гражданской войны число архиереев Русской Церкви в результате репрессий, эмиграции и естественной смерти сильно сократилось. Противовесом этому угрожающему процессу стало приведение в жизнь, несмотря на значительные препятствия, определения Собора " О викарных епископах " . В соответствии с определением были расширены полномочия и увеличено число викариев. Таким образом число епископов выросло в несколько раз и составило в 1920-е годы более 200. В условиях гонений, когда правящие архиереи подвергались арестам, управление епархиями брали на себя находящиеся временно на свободе викарии. Обеспеченная соборным решением многочисленность епископата стала одной из причин, позволивших Русской Православной Церкви сохранить апостольскую преемственность, несмотря на жесточайшие репрессии.

http://drevo-info.ru/articles/25207.html

Права Поместного Собора как высшего судебного органа не были конкретизированы. Указывалось лишь, что Собор осуществляет суд над Патриархом . Новая судебная система разрабатывалась Отделом о церковном суде Поместного Собора 1917–1918 гг., который подготовил проект Устава об устройстве церковно-судебных установлений (после бурной полемики проект был отвергнут Епископским совещанием Собора) . В ст. 7 Устава содержалась норма о том, что «ведомство Высшего Церковного Суда и Поместного Собора распространяется на судебные дела всей Российской Православной Церкви». Однако если предметная подсудность дел Высшему Церковному Суду детально регламентировалась Уставом (ст. 34, 35), то о компетенции Поместного Собора в Уставе почти ничего не говорилось (лишь ст. 115 уполномочивала Поместный Собор решать, по представлению архиереев или Патриарха, вопрос об «устранении от должности» судей церковных судов). Таким образом, судебным полномочиям Поместного Собора уделялось очень мало внимания даже на уровне законопроектов. Наконец, особым правом Поместного Собора было избрание Патриарха, которое могло совершаться на специально созванном для этой цели Соборе или на очередном Соборе, если бы срок его проведения совпал со временем выборов . В 1945 году было принято краткое Положение об управлении Русской Православной Церкви. В преамбуле Положения Поместный Собор был назван высшим органом законодательной, административной и судебной власти в РПЦ. О полномочиях Собора Положение упоминает дважды: в ст. 14, где подтверждает его право избирать Патриарха, и в ст. 7, согласно которой Поместный Собор выражает «голос клира и мирян» при «решении назревших важных церковных вопросов». Крайне неопределенный характер последней нормы и то обстоятельство, что Поместный Собор 1945 года, принявший Положение, не отменил акты Собора 1917–1918 гг., позволяют сделать вывод, что установленные ранее полномочия Поместного Собора сохранили свою законную силу практически в полном объеме . Исключением является право избрания членов Священного Синода и ВЦС: Положение 1945 года установило иной порядок формирования Священного Синода (ст. 17–20), а ВЦС был фактически упразднен еще в сер. 1920-х гг.

http://bogoslov.ru/article/377177

В авг. 1919 г. губ. съезд Советов признал мон-ри «сеятелями опасных суеверий и очагами контрреволюции» и принял резолюцию об их упразднении в течение месяца. Монашествующих мобилизовывали в тыловое ополчение. 23 июня 1919 г. на основании определения Поместного Собора 1917-1918 гг. от 15 апр. 1918 г. Синодом и Высшим церковным советом (ВЦС) было принято постановление об увеличении числа викарных епископов и о повышении степени их самостоятельности. 20 авг. 1919 г. состоялось заседание Новгородского епархиального совета, на котором было решено именовать правящего архиерея Новгородским и Череповецким (в связи с образованием в 1918 Череповецкой губ.). При этом Новгородский архиерей должен был непосредственно управлять Новгородским, Крестецким и Маловишерским уездами. В Новгороде должен был пребывать викарный Крестецкий епископ. На том же заседании было намечено учредить несколько полусамостоятельных кафедр: Старорусскую (Старорусский и Демянский уезды), Боровичскую (Боровичский и Бологовский уезды), Тихвинскую, Кирилловскую (Кирилловский и Белозерский уезды), Устюженскую (Устюженский и Череповецкий уезды; епископ должен был пребывать в Череповце). Однако осуществить в полном объеме эти решения Новгородского епархиального совета не удалось. Согласно определению Поместного Собора от 15 апр. 1918 г. и постановлению ВЦС от 23 июня 1919 г. были учреждены либо возобновлены Старорусское вик-ство, Череповецкое викариатство , Валдайское викариатство , Крестецкое викариатство , Боровичское викариатство , Макарьевское викариатство (впосл. переименовано в Любанское викариатство ), Тихвинское вик-ство, Маловишерское викариатство , Устюженское викариатство , Демянское викариатство , Хутынское викариатство . Во время кощунственной кампании по вскрытию мощей в Н . и С. е. зимой-весной 1919 г. были вскрыты мощи прп. Кирилла Новоезерского , прав. Иакова Боровичского , святых, почивавших в Софийском соборе. Исполняя указание патриарха об устранении поводов к соблазнам в ходе кампании, еп. Алексий с клириками епархии освидетельствовал мощи в Антониевом и Сковородском мон-рях, а также в Софийском соборе.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЖЕГОРОДСКОЙ СЛОБОДЫ ГРАДА УФЫ ВИКАРИАТСТВО [Слободы Нижегородка града Уфы, сокращенное (неточное) название - Нижегородское вик-ство г. Уфы] (далее - Н. с. в.) Уфимской епархии, существовало с перерывами в 1923-1937 гг. Получило название по слободе на юж. окраине Уфы, где находилась деревянная 3-престольная Крестовоздвиженская ц. с кафедрой викариев. Архиереи титуловались епископами Нижегородской слободы града Уфы, слободы Нижегородка града Уфы, или (сокращенно) Нижегородскими епископами г. Уфы. С лета 1922 г. в Уфимской епархии при поддержке властей распространялось обновленчество . 19 окт. того же года был арестован Уфимский еп. Борис (Шипулин ; впосл. архиепископ). Вступивший во временное управление епархией Златоустовский викарий еп. Николай (Ипатов) уклонился в раскол. В нояб. экстренное собрание правосл. духовенства и мирян избрало временно управляющим Уфимской епархией приехавшего в Уфу по приглашению Союза приходов города еп. Андрея (Ухтомского) . В том же месяце для противостояния обновленчеству в соответствии с постановлением патриарха Московского и всея России свт. Тихона , Синода и Высшего Церковного Совета (ВЦС) от 20 нояб. 1920 г. и с посланием патриаршего заместителя Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г. еп. Андрей провозгласил Уфимскую епархию временно автокефальной (так в документах того времени нередко именовалось самоуправление). Для сохранения правосл. иерархии и обеспечения канонической преемственности управления епархией еп. Андрей в соответствии с определением Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от 15 апр. 1918 г. «О викарных епископах» и с постановлением Синода и ВЦС от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов принял решение учредить ряд вик-ств. В нояб. 1922 г. еп. Андрей вместе с возвратившимся в Церковь из раскола еп. Николаем (Ипатовым) хиротонисал Трофима (Якобчука) во епископа Бирского и Марка (Боголюбова) - во епископа Стерлитамакского. После ареста 9 дек. 1922 г. еп. Андрея епископы Трофим и Марк совершили хиротонии Аввакума (Боровкова) во епископа Староуфимского (11 дек.) и Иоанна (Пояркова ; впосл. архиепископ) во епископа Давлекановского (12 дек.).

http://pravenc.ru/text/2565216.html

   Продолжение церковного раскола и не прекращавшиеся нападки на православную Церковь со стороны обновленцев побуждали Патриарха противодействовать церковным преступникам. 15 апреля 1924 г. он запретил обновленческих архиереев Евдокима и Антонина в священнослужении. Испугавшись, что положение их пошатнулось, некоторые обновленческие деятели пытались найти примирение с Патриархом в расчете на то, что им удастся склонить его на компромисс и принять их без покаяния, что даст им возможность влиять на принятие решений в Патриархии. Эти расчеты естественно, нашли поддержку и со стороны Тучкова. С теми же намерениями еще в марте 1924 г. из Петрограда в Москву приезжал живоцерковник Красницкий, оказавшийся не у дел в обновленческом синоде. В течение шести недель он вел переговоры с Патриархом Тихоном и его ближайшими помощниками, которые закончились заявлением, поданным им на имя Патриарха 19 мая: «Прошу Ваше Святейшество принять меня и моих собратьев, которые пожелают последовать моему примеру, в молитвенно-каноническое общение и благословить потрудиться на восстановление церковного мира и по подготовке очередного Поместного Собора в организующемся при Вашем Святейшестве церковном управлении, покрыв своей архипастырской любовью все, чем я прегрешил в период церковно-обновленческого движения». В тот же день заявление было подписано.    21 мая Святейший Патриарх Тихон и Синод выносят постановление об образовании нового, расширенного Синода и ВЦС, в который, наряду со священнослужителями и мирянами, оставшимися верными Патриарху, вводятся и готовые принести покаяние деятели «Живой церкви» во главе с Красницким. Достигнута была и договоренность о созыве общего Собора. 29 мая появляется специальное воззвание о подготовке второго Поместного Собора и об организации епархиальных советов с участием раскаявшихся «живцов " -обновленцев.    Во время переговоров Красницкий вел себя напористо и нагло: самовольно, без разрешения Святейшего остановился в покоях патриаршей резиденции в Донском монастыре, требовал сохранить звание «протопресвитера» и предоставить должность заместителя председателя ВЦС — такого же высокого положения в преданной им православной Церкви, какое он потерял в обновленческой группировке.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Москвы) ВЦС, начавший свое бытие, между прочим, 9(22) декабря, будто бы “организовавшийся во исполнение этого позднейшего распоряжения Патриаршего Местоблюстителя» (от 19 января (1 февраля)). Видите, в какое самопротиворечие увлекает Вас желание как-нибудь оправдать свое ничем неоправдываемое начинание. Убедитесь же, подобно Вашему бывшему соучастнику, правдивому и мужественному в своей искренности Преосвященному епископу Дамиану, что Ваш “совет и дело от человек» ( Деян. 5, 38 ), “а не от Бога», и имейте мужество последовать призыву епископа Дамиана: “Ради мира церковного братски прошу Вас и прочих иерархов последовать моему смирению» (письмо на Ваше имя от 20 января (2 февраля)). К этим золотым словам присоединяюсь и я, предупреждая в то же время Вас и соучастников Ваших, что при нежелании Вашем внять увещанию (уже третьему), за ним может последовать соборное осуждение. Ввиду же того, что Вы и другие дерзаете, несмотря на запрещение, действовать архиерейски, например, рассылаете указы (см. циркуляр епископа Бориса Рукина, помянутый выше), напоминаю всем Вам, что по “духу и букве свящ[енных] канонов» всякий, самовольно разрешающий себя от прещения, наложенного на него законною иерархическою властью, не может “ни надежду восстановления в прежний чин имети, ниже до принесения оправдания допущен быти» на Соборе (Антиох[ийского] Соб[ора] пр[авило] 4), т. е. он может быть лишен сана даже заочно, без всяких с его стороны объяснений. Конечно, никакие наши прещения и осуждения не ограничивают Вашей внешней гражданской свободы, не связывают Вашей воли: Вы можете делать что хотите, можете организовать не только ВЦС, но и целую религиозную группу. Наши прещения имеют только духовную цель и только нравственное значение, они хотят показать и Вам, и другим, что Вы заблудились от истинного церковного пути в дебри самочиния и что верным чадам Св[ятой] нашей Церкви за Вами следовать нельзя. Господь да вразумит Вас и соучастников Ваших. 26 января (8 февраля) 1926 г. За Патриаршего Местоблюстителя – Сергий, митрополит Нижегородский» 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Достигнута была и договоренность о созыве общего Собора. 29 мая появляется специальное воззвание о подготовке второго Поместного Собора и об организации епархиальных советов с участием раскаявшихся обновленцев. Во время переговоров Красницкий вел себя напористо и нагло: самовольно, без разрешения Святейшего, остановился в покоях патриаршей резиденции в Донском монастыре, требовал сохранить звание протопресвитера и предоставить должность заместителя председателя ВЦС – такого же высокого положения в преданной им Православной Церкви, какое он потерял в обновленческой группировке. Поведение Красницкого вызывало возмущение у сотрудников Патриарха. Весть о примирении Святейшего с одним из убийц митрополита Вениамина смутила православный народ, вызвала ропот и недовольство. Митрополит Казанский Кирилл, вернувшийся в Москву из ссылки в Зырянский край, не имея на то разрешения от Тучкова, отправился к Патриарху и выразил свое недоумение и горечь по поводу происходящего. «Я болею сердцем, что столько архипастырей в тюрьмах, и мне обещают освободить их, если я приму Красницкого» с. 111], – объяснял ему свои действия Патриарх. «О нас, архиереях, не думайте, мы теперь только и годны на тюрьмы» с. 111], – ответил митрополит и стал еще настойчивее просить не вводить в церковное управление враждебного Патриаршей Церкви деятеля. От Тучкова митрополит Кирилл получил выговор за самовольное свидание с Патриархом и за отказ принять в общение Красницкого. Митрополит шутливо отметил: «Год тому назад на этом самом месте вы меня обвиняли в чрезмерном повиновении Патриарху, а теперь требуете обратного» с. 112]. Непреклонный, бесстрашный святитель вскоре снова был отправлен в ссылку. После встречи с митрополитом Кириллом позиция Патриаршего Синода на переговорах с Красницким стала более жесткой: ему отказали в должности заместителя председателя ВЦС и поставили главным условием воссоединения и созыва Собора публичное покаяние и переосвящение обновленческих храмов. Для Красницкого это требование оказалось неприемлемым, и переговоры тут же прекратились.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Осенью того же года архиеп. Димитрий был уволен на покой захватившими епархиальное управление обновленцами . Служил в Покровской церкви дер. Петухово близ Томска. В 1923 году приглашен настоятелем Сретенской церкви в Томске . В том же 1923 году стал архиепископом Томским . В конце того же года на короткое время уклонился в обновленческий раскол , но после возмущения со стороны верующих, угрожавших не пустить архиеп. Димитрия в кафедральный собор, разорвал отношения с обновленческим синодом и Томским епархиальным советом . В дальнейшем в отношениях с обновленцами занимал примирительную позицию. 21 мая 1924 году решением патриарха Тихона архиеп. Димитрий был включен в расширенный состав Священного Синода, образовавшего Высшее Церковное Управление вместе с Высшим Церковным Советом (ВЦС), в состав которого должны были войти обновленческий прот. В. Красницкий и др. деятели " Живой церкви " при условии принесения ими покаяния. Поскольку Красницкий отказался выполнить это условие, 1 июля того же года патриарх распорядился прекратить деятельность Синода расширенного состава, а резолюцией от 9 июля объявил ранее изданный акт об образовании Синода и ВЦС недействительным . Архиеп. Димитрий получил известия о возобновлении общения с В. Красницким и своем включении в Синод только в августе 1924 года. Не зная об отмене этого решения, вошел в общение с обновленческой общиной Красноярска, начавшей поминовение за богослужением патриарха Тихона, Синода и архиеп. Димитрия . В период подготовки 2-го обновленческого собора («Третьего Поместного»), на котором обновленцы предполагали осуществить объединение с православной Церковью, архиеп. Димитрий вступил в общение с обновленческими структурами. 27 июля 1925 года он посетил заседание расширенного пленума обновленческого Томского епархиального управления, но уклонился от ответа на вопрос об участии в подготовке к Собору. 28 августа он прибыл на епархиальный съезд обновленцев, где выразил несогласие с постановлениями обновленческого собора 1923 года и предложил немедленно поставить вопрос о примирении с патриаршей Церковью. Услышав, что прежде нужно обсудить участие архиерея в новом обновленческом соборе, на котором будет решаться этот вопрос, архиеп. Димитрий покинул съезд .

http://drevo-info.ru/articles/13678564.h...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010