Главой Сербской Православной Церкви является Патриарх. Высшим законодательным органом по вопросам веры, богослужения, церковного устройства и внутренней организации Церкви является Святой Архиерейский Собор (Священный Синод Иерархии). В состав Собора входят все епархиальные архиереи под председательством Патриарха. Постоянно действующим высшим исполнительным органом Церкви является Святой Архиерейский Синод (Постоянный Священный Синод), в который входят Патриарх и четыре епархиальных архиерея в качестве членов, избираемых Святым Архиерейским Собором «на двухлетнюю работу, по два ежегодно» . Высшим судебным органом является Великий Церковный Суд Сербской Православной Церкви. ВЦС состоит из председателя, заместителя, двух членовархиереев (все архиереи ВЦСчлены Синода), двух протоиереев, двух их заместителей и одного референта в священном сане. ВЦС рассматривает вопросы лишения священного сана, отлучения от Церкви, споры церковно-брачные, пересматривает по жалобам решения Епархиальных церковных судов и проч. Непосредственной главой каждой епархии является архиерей. «Он, согласно постановлениям канонов Церкви, является главным представителем и руководителем всей церковно-духовной жизни и церковного порядка в епархии, которой управляет с помощью духовенства и мирян» . С точки зрения церковно-административной, епархию «составляют архиерейские благочиния, церковные общины, храмы и монастыри» . От 300 до 500 православных домов составляют приход. «Могут быть исключения в тех местах и районах, где территориальные и другие условия не позволяют подобного образования прихода» . Возглавляет приход священник, «который обязательно находится при приходе и не может удалиться с места своей службы без разрешения церковной компетентной власти» . Все настоятели храмов являются членами Церковно-Общинного Собрания и его исполнительного органа — Церковно-Общинного Административного Совета. Устав подробно определяет обязанности священника . У священников Сербской Церкви стало традицией объединяться в союзы. Начало этому положено в 1889 году.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Высшим законодательным органом по вопросам веры, богослужения, церковного устройства и внутренней организации Церкви является Святой Архиерейский Собор (священный Синод Иерархии). В состав Собора входят все епархиальные архиереи под председательством Патриарха. Его решения признаются действительными, если при их принятии на заседании Собора присутствует более половины епархиальных архиереев. Постоянно действующим высшим исполнительным органом Церкви является Святой Архиерейский Синод (Постоянный Священный Синод, Патриарший Совет), в который входят Патриарх и четыре епархиальных архиерея в качестве членов, избираемых Святым Архиерейским Собором на двухлетнюю работу, по два ежегодно, а также декан Богословского факультета СПЦ, два представителя от монастырей, один ректор семинарии, по одному представителю белого духовенства от каждой епархии, вице-председатели епархиальных советов, десять представителей от мирян. Упомянутые члены назначаются Св. Архиерейским Собором. Высшим судебным органом является Великий Церковный Суд СПЦ. ВЦС состоит из председателя, заместителя, двух членовархиереев (членов Синода), двух протоиереев, двух их заместителей и одного референта в священном сане. ВЦС рассматривает вопросы лишения священного сана, отлучения от Церкви, споры церковно-брачные, пересматривает по жалобам решения Епархиальных церковных судов и проч. Непосредственным главой каждой епархии является архиерей. Органом епархиального самоуправления является Епархиальный совет. От 300 до 500 православных домов составляют приход. У священников СПЦ стало традицией объединяться в союзы. Начало этому положено в 1889 г. В СПЦ создано свыше 20 епархиальных объединений, которые охватывают 85 % всего числа православных священников. 6.2.3. Святые и святыни Сербской Православной Церкви Наиболее почитаемыми святыми Сербской Церкви являются святитель Савва, первый архиепископ Сербский, святитель Арсений – второй архиепископ Сербский (1266), св. великомученик " Лазарь, царь Сербский, который пострадал во время сражения с турками в 1389 г., св. царевич Стефан Урош (1370), святитель Василий Острожский (1671), святитель Петр Цетиньский Чудотворец (митрополит Черногории Петр I Петрович-Негош, 1830), преп. Стефан Пиперский (1697), преп. Прохор Пчиньский мироточивый чудотворец (XI в.), святые сербские короли Симеон Неманя, Стефан Неманя, Давид и Владислав, а также новомученики Сербские, пострадавшие во время Второй мировой войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

выдвинул программу создания внутри Церкви структур «Живой Церкви»: «Вместо органов управления, изображенных епархиальным управлением, связанных с синодом,- нужно противопоставить живую организацию, нужно возродить нашу группу со всеми групповыми епархиальными уездными и благочинническими комитетами и противопоставить тихоновским архиереям и благочинным - вообще всему их административному аппарату» (Там же. С. 753). В интервью, которые К. давал советской печати, он утверждал, что патриарх Тихон вошел в общение с членами группы «Живая Церковь», фактически став на ее путь борьбы с «церковной контрреволюцией». Также К. сообщал, что члены Патриаршего Синода якобы сами обратились к нему с приглашением о сотрудничестве, он же взял на себя ответственность вопреки постановлению обновленческого «Собора» 1923 г., в правильности к-рого по-прежнему не сомневался, признать патриарха Тихона главой Церкви. Подобное поведение К. вызывало обеспокоенность у правосл. клира и мирян. После его высказываний в советских газетах, что патриарх ставит целью проведение программы группы «Живая Церковь», свт. Тихон предложил Синоду все постановления по делу К. «считать не состоявшимися - аннулированными», поскольку была замечена неискренность в его намерении покаяния (Там же. С. 777). В резолюции от 9 июля в адрес елисаветградского духовенства патриарх Тихон написал: «Я не пойду на соглашения и уступки, которые поведут к потере чистоты и крепости Православия. И если всякие толки и слухи о примирении, особенно в газетном изображении о. Красницкого и других, вместо радости возбуждают в сердцах верующих скорбь и тревогу, что подтверждается и многочисленными заявлениями архипастырей, пастырей и мирян, то, ввиду сего, почитаю благовременным прекратить всякие переговоры о примирении с о. Красницким и подписи на журнале от 8(21) мая 1924 г. об образовании при Мне Высшего Церковного Управления считать недействительными» (Акты свт. Тихона. С. 326). При этом, не желая провоцировать прямой конфликт с советскими властями, Патриархия избегала заявлений о разрыве с К., предпочитая объяснять неисполнение соглашения с ним техническими причинами (напр., отсутствием помещения для заседаний ВЦС с участием «живоцерковников»).

http://pravenc.ru/text/2458935.html

Решения Собора о расширении поводов к разводу вряд ли могли повлиять на новую ситуацию. Легкость получения гражданского развода освобождала от необходимости получить развод в церковном суде. В советских документах неоднократно высказывалась мысль, что непризнание архиереями гражданского развода приведет к их разрыву с паствой: «Что же касается бракоразвода, то отовсюду поступают сообщения, что рядовое духовенство в этом вопросе стало кое-где лишь на путь пассивного сопротивления, то есть, подчиняясь официальному запрету вести бракоразводные процессы и не осмеливаясь, с другой стороны, само благословлять и расторгать браки, как это было до Петра, передает дело церковного благословения на новый брак и религиозное освобождение от старого на усмотрение самого архиерея (апелляция Патриарху). Таким образом, только закоренелые в своем упорстве архиереи, став лицом к лицу с самими просителями, будут отказывать им в своем благословении и вступать в конфликт с нашими законами, но таких архиереев неминуемо становится все меньше, ибо с ослаблением силы старой иерархии и с увеличением зависимости духовенства от самих прихожан, конфликт архиерея с Советской властью превращается в конфликт его с самими прихожанами, возбуждает их недовольство и способствует тому, что в конце концов для религиозных людей бракоразвод сведется к простой религиозной санкции гражданского акта, даваемой духовным лицом по предъявлению ему такового» 127 . Гонения 1920-х гг., связанные с изъятием церковных ценностей, по-видимому, отразились и на церковных венчаниях. Можно отметить ужесточение отношения к церковному разводу со стороны новой власти. В журнале «Революция и церковь » за 1920 г. есть информация о том, что «Патриарх Тихон и члены т. н. высшего церковного совета и синода, в исполнение циркуляра Наркомюста от 18 мая 1920 дали следующую подписку: «Даем сию подписку в том, что во исполнение заключавшегося в этом циркуляре требования производство бракоразводных и связанных с этим производством судебных, розыскных, налоговых, финансовых и хозяйственно-административных функций в епархиальных советах, св. Синоде и ВЦС прекращается». Следуют подписи: Патриарх Тихон, митр. Сергий (Страгородский) , митр. Кирилл (Смирнов), архиеп. Никандр (Феноменов), еп. Александр, еп. Иувеналий, еп. Алексей, протопресвитер Н. Любимов , Александр Куляшев, протоиерей А. Станиславский» 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Избрание членов ВЦС состоялось 8 дек. 1917 г. Выдвинуто было 77 кандидатов из белого духовенства, 17 из числа монашествующих и 104 мирянина. Членами ВЦС Собор избрал от монашествующих архим. Виссариона, получившего 220 голосов; от клириков из белого духовенства - протопресвитеров Георгия Шавельского (204 голоса) и Николая Любимова (170 голосов), протоиереев Александра Санковского (216 голосов), Алексия Станиславского (199 голосов), псаломщика Александра Куляшева (170 голосов); от мирян - профессоров С. Н. Булгакова (210 голосов), И. М. Громогласова (169 голосов) и П. Д. Лапина (152 голоса), кн. Е. Н. Трубецкого (156 голосов), А. В. Карташёва (173 голоса) и С. М. Раевского (161 голос). Заместителями членов ВЦС были избраны архим. Алексий (Житецкий), протоиереи Петр Миртов , Павел Лахостский , Павел Соколов, Константин Агеев и свящ. Сергий Верховский, профессора П. П. Кудрявцев , И. И. Соколов , Л. И. Писарев , кн. Г. Н. Трубецкой , П. И. Астров. В соответствии с соборным определением 3 члена ВЦС из числа архиереев не избирались Собором, а делегировались Свящ. Синодом из собственного состава. В последние годы заседания ВЦС проводились нерегулярно и далеко не в полном составе ввиду обстоятельств, вызванных гражданской войной и гонениями на Церковь. Заседания Синода, а также «соединенные присутствия» органов Высшего церковного управления под председательством Патриарха проходили в основном в патриаршей резиденции на Троицком подворье. ВЦС проводил заседания в епархиальном доме, где также размещалась канцелярия Высшего церковного управления. За годы гражданской войны большинство членов ВЦС выбыло по разным причинам. Так, на совместном заседании Свящ. Синода и ВЦС, состоявшемся 20 нояб. 1920 г. под председательством Святейшего Патриарха свт. Тихона , когда принято было исключительно важное постановление о самоуправлении епархий при невозможности поддерживать связь с каноническим центром или в случае прекращения деятельности Высшего церковного управления, ВЦС представлен был помимо председателя и делегированных Синодом епископов митр. Владимирского Сергия (Страгородского) , митр. Крутицкого Евсевия (Никольского) и архиеп. Гродненского Михаила (Ермакова) лишь 3 членами: протопресв. Н. Любимовым, прот. А. Станиславским и А. Куляшевым.

http://pravenc.ru/text/161111.html

В этих заметках великого, хотя и часто ошибавшегося иерарха светит глубокая мысль, и идеалы, им сформулированные (“Свободная независимая церковь в социалистическом государстве”), соответствуют религиозным чаяниям, пока еще далеким от осуществления и в наши дни 41 . Между тем идеи Антонина все больше входили в противоречие с повседневной практикой ВЦС, в которой руководящую роль играли теперь В.Красницкий и А.Новиков. А.Введенский в основном занимался в это время идеологическими вопросами. 20 июня он уехал в очередное турне с диспутами. В это время Красницкий, видимо, не без санкции Тучкова, решил покончить с Антонином. 24 июня 1923 г. он вошел в ВЦС с предложением “предоставить владыке долгосрочный отпуск для поправления здоровья”. Антонин был, однако, не из тех людей, от которых можно отделаться таким образом. Он ответил настоящей обвинительной речью, в которой назвал Красницкого “подлым интриганом и рясофорным лакеем”. Досталось и Введенскому, которому Антонин бросил обвинение в “моральном вырождении”. О ВЦС он выразился как о “шайке короткогривых проходимцев”, и заявил о своем близком разрыве с этой организацией. Обескураженные этой бурей члены ВЦС не сказали в ответ ни одного слова. Красницкий, который хотел обойтись без скандала, был смущен. Однако ВЦС в заседании 24 июня приняло решение об освобождении Антонина от всех занимаемых им постов и увольнении его на покой. “Постановлением Президиума ВЦС от 25 июня с. г. митрополит Антонин уволен на покой от должности митрополита Московского и устранен от должности Председателя Высшего Церковного Совета”, – сообщалось в циркуляре, разосланном по епархиям за подписями зам. председателя ВЦС Красницкого и управляющего делами Президиума Новикова. ВЦС, таким образом, 24 июня 1923 года оказался обезглавленным. Красницкий, который стал хозяином положения, подыскивал сговорчивого иерарха в преемники Антонину. Ни он, никто другой не ожидали такого сюрприза, который последовал через два дня. 27 июня 1923 года в “Правде” и “Известиях” появился следующий документ:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дела в Священном Синоде и Высшем Церковном Совете решались общим согласием или большинством голосов, при этом в случае равенства голосов голос председателя давал перевес. Никто из присутствовавших, в соответствии с соборным Определением, не мог отказаться от голосования. В Определении Собора содержалось положение о том, что в тех случаях, когда патриарх признает, что принятое решение не принесет пользы и блага Церкви, он может заявить протест. Протест должен быть сделан на том же заседании и затем изложен в письменном виде в трехдневный срок. По истечении 7 дней со времени подачи протеста дело вновь должно было рассматриваться Священным Синодом или ВЦС. Если патриарх не найдет возможным согласиться и с новым решением дела, то оно приостанавливается и передается на рассмотрение ближайшего Поместного Собора либо патриарх действует по своему усмотрению. Но принятое им таким образом решение выносится на рассмотрение очередного или чрезвычайного Поместного Собора, от которого и зависит окончательное разрешение вопроса. При этом такое право было предоставлено исключительно патриарху, но не иным замещающим его по тем или иным обстоятельствам в качестве председательствующих на заседаниях Синода или ВЦС иерархам. В 1918 г. Поместный Собор принял также Определение по проекту Положения о временном высшем управлении Православной Церковью на Украине, которым предусматривалась автономия Украинской Церкви в местных церковных делах. Высшее церковное управление в период, последовавший за Собором, возглавлялось Святейшим Патриархом. Под его председательством заседали Священный Синод и Высший Церковный Совет (ВЦС), которые и принимали важнейшие решения. В годы Гражданской войны заседания Синода и ВЦС проводились регулярно, но далеко не в полном составе ввиду обстоятельств, вызванных Гражданской войной и гонениями на Церковь . Большинство членов Синода и ВЦС выбыло: одни пали жертвами беззаконных расправ, другие эмигрировали. В 1921 г. в связи с истечением межсоборного срока были утрачены полномочия членов ВЦС, избранных на три года, равно как и членов Священного Синода, значительное большинство которых выбыло уже ранее этого срока. Святитель Тихон, однако, и после этого созывал иногда заседания Священного Синода и ВЦС, затем только Синода, в том составе, который имелся фактически. В 1923 г., после своего освобождения из-под ареста, святитель Тихон образовал Временный Патриарший Синод с ограниченными, главным образом совещательными правами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Поместный Собор 1917–1918 гг. образовал два органа коллегиального управления Церковью в период между Соборами: Священный Синод и Высший Церковный Совет (ВЦС). Определение «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» было вынесено Собором 7 декабря 1917 г. Согласно этому Определению, «управление церковными делами принадлежит Всероссийскому Патриарху совместно со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом» 315 . На следующий день, 8 декабря, Собором было принято еще одно Определение: «О круге дел, подлежащих ведению органов Высшего церковного управления». В соответствии с этим Определением к компетенции Священного Синода были отнесены дела иерархически-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, а к ведению Высшего Церковного Совета – дела церковно-общественные: административные, хозяйственные, финансовые, школьно-просветительные. Важнейшие дела – по подготовке Соборов, открытию новых епархий, защите прав и интересов Церкви – подлежали решению на совместном присутствии Священного Синода и ВЦС. На основании Определения «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» в состав Синода входили, помимо его председателя – патриарха, еще 12 членов: митрополит Киевский по должности, 6 архиереев по избрании Собором на три года и 5 епископов, призываемых по очереди сроком на один год. В состав Высшего Церковного Совета, возглавляемого, как и Священный Синод, Святейшим Патриархом, входило 15 членов, в том числе 3 архиерея из состава Священного Синода, которые делегировались самим Синодом, а также по избранию Поместным Собором на 3-летний межсоборный срок – один монах из монастырских иноков, 5 клириков из белого духовенства и 6 мирян. Из числа клириков могли быть избраны пресвитеры, диаконы и псаломщики. В Высший Церковный Совет могли быть избраны и лица, не участвовавшие в Соборе, в случае их согласия. Вместе с членами Священного Синода и ВЦС избирались также в равном числе заместители, которые должны были в межсоборный период заменять не имевших возможность участвовать в заседаниях или выбывших членов ВЦС в порядке очереди, определявшейся количеством голосов, поданных на Соборе при избрании заместителей членов ВЦС. При этом выбывшими признавались, помимо скончавшихся, также члены ВЦС, не посещавшие заседаний Высшего Церковного Совета без уважительной причины свыше месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Центральный элемент правового статуса любого органа власти — это полномочия, которыми он наделен. На протяжении почти всего XX века Поместный Собор оставался высшим законодательным, исполнительным, судебным и контролирующим органом Русской Православной Церкви ; в 2000 году, как будет показано далее, Собор полностью утратил судебные функции. Рассмотрим теперь, как изменялись в данных границах конкретные права Поместного Собора (осуществление этих прав соборами 1945, 1971, 1988 и 1990 гг. выходит за рамки нашей статьи и может составить предмет специального историко-правового исследования). Поместный Собор 1917–1918 гг. издал ряд определений, содержащих нормы о полномочиях будущих соборов такого уровня. Законодательная власть Поместного Собора, согласно этим нормам, выражалась, в частности, в его праве издавать «правила о церковном имуществе и хозяйстве» и устанавливать общецерковные налоги и сборы . К исполнительным (в тогдашней терминологии — «административным») полномочиям Собора относилось право распоряжаться церковным имуществом, создавать для управления им специальные учреждения и утверждать положения о таких учреждениях . Вообще предполагалось, что Поместный Собор будет вправе принимать законодательные акты и управленческие решения по любым вопросам. Это следует из того, что, во-первых, Собор, созванный для избрания Патриарха, мог одновременно рассмотреть «дела, о неотложности которых будет заявлено Священным Синодом и Высшим Церковным Советом» . Во-вторых, Патриарх, опротестовав какое-либо решение Священного Синода или ВЦС, в случае повторного принятия этими органами аналогичного решения имел право передать дело ближайшему Поместному Собору или самостоятельно принять решение, которое затем должно было быть рассмотрено ближайшим Поместным Собором . Компетенция же Священного Синода и ВЦС была определена очень широко и охватывала практически все стороны церковной жизни . Контролирующие полномочия Поместного Собора были сформулированы более четко. В развитие общего принципа подотчетности Патриарха и органов церковного управления Поместному Собору было установлено, что Патриарх, Священный Синод и ВЦС представляют Собору отчет о своей деятельности за межсоборный период . Священный Синод и ВЦС обязаны были представлять также отчет о церковном хозяйстве и имуществе . В очевидной связи с рассмотрением этих отчетов находилось полномочие Собора по избранию членов Священного Синода и ВЦС. Собор избирал на трехлетний срок (то есть на межсоборный период) шесть из двенадцати членов Священного Синода, а из пятнадцати членов ВЦС — двенадцать (клириков, монашествующих и мирян; три члена в архиерейском сане избирались Священным Синодом из своего состава) .

http://bogoslov.ru/article/377177

В 1921 г. в связи с истечением межсоборного срока утрачены были полномочия членов ВЦС, избранных на 3 года, равно как и членов Свящ. Синода, большинство к-рых выбыло уже ранее этого срока. Свт. Тихон, однако, и после этого созывал заседания Свящ. Синода и ВЦС, в к-рых участвовало лишь меньшинство членов этих органов Высшего церковного управления. После ареста свт. Тихона 9 мая 1922 г. ВЦС не созывался. Попытка возобновить деятельность ВЦС была предпринята в 1924 г. в связи с переговорами с одним из обновленческих лидеров Владимиром Красницким о преодолении раскола. Красницкий приехал в Москву из Петрограда в марте 1924 г. и в течение 6 недель вел переговоры с Патриархом свт. Тихоном и его ближайшими помощниками. 19 мая по окончании переговоров он подал заявление на имя Патриарха с просьбой о принятии его вместе с «собратьями» в молитвенно-каноническое общение и о благословении «потрудиться на восстановление церковного мира и по подготовке очередного Поместного Собора» (цит. по: Шишкин А. А. Сущность и крит. оценка «обновленческого» раскола РПЦ. Каз., 1970. С. 254). 21 мая Святейший Патриарх Тихон и Временный Патриарший Синод вынесли постановление об образовании на срок впредь до созыва очередного Поместного Собора нового, расширенного Синода и ВЦС, в к-рый наряду со священнослужителями и с мирянами, оставшимися верными Патриарху, вводятся и готовые принести покаяние деятели «Живой церкви» во главе с Красницким. Этим указом членами ВЦС были назначены митрополиты Уральский Тихон (Оболенский) , Тверской Серафим (Александров) , Крутицкий Петр (Полянский) , «протопресвитер» Владимир Красницкий, протоиереи Александр Смирнов, Иоанн Артоболевский, Василий Виноградов, Димитрий Боголюбов, Николай Братановский, Вячеслав Немов, Василий Архангельский, архим. Анемподист (Алексеев), миряне Александр Рахманов и Василий Белоликов. Достигнута была и договоренность о созыве Собора с участием обновленцев из числа сторонников Красницкого. 29 мая 1924 г. появилось воззвание о подготовке 2-го Поместного Собора и об организации епархиальных советов с участием раскаявшихся обновленцев.

http://pravenc.ru/text/161111.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010