Русская Православная Церковь ХХ век 29 апреля Епископ Дамиан (Воскресенский) 1918 год – Состоялась хиротония архимандрита Дамиана (Воскресенского) во епископа Переяславского, викария Владимирской епархии. Это была первая архиерейская хиротония, совершенная по благословению Святейшего Патриарха Тихона. 1923 год – В Москве открылся обновленческий лжесобор. На «соборе», по данным Е. А. Тучкова, ГПУ имело «до 50% своего осведомления». Деловые заседания «собора» проходили в «3-м доме Советов». В лжесоборе участвовало 476 делегатов, которые разбились на партии: 200 – «живоцерковников», 116 – депутатов Союза общин древлеапостольской Церкви (СОДАЦ), 10 — из Союза церковного возрождения, 3 – беспартийных обновленца и 66 – депутатов, названных «умеренными тихоновцами», – православные по убеждениям епископы, клирики и миряне, малодушно подчинившиеся обновленческому Высшему церковному управлению (ВЦУ). В числе главных был вопрос об «отношении Церкви к Октябрьской революции, к советской власти и Патриарху Тихону». Считаясь с существующими настроениями в церковном обществе, «собор» значительно ограничил размеры реформаторства, оставив неприкосновенными и догматы, и Таинства, и богослужебный чин. Доклады Александра Введенского и Владимира Красницкого «О реформах Церкви» не встретили по ряду аспектов поддержки. «Собор» узаконил равнозначность женатого и безбрачного епископата, а после некоторых колебаний — и второбрачие клириков. Был введен григорианский календарь. «Митрополит» Антонин (Грановский) среди поклонников. Москва. 1923 г. В качестве руководящего органа Церкви был избран Высший церковный совет (ВЦС) под председательством «митрополита» Антонина из 18 членов, пропорционально представительству на «соборе»: 10 – от «Живой церкви», 6 – от СОДАЦ и 2 – от Союза церковного возрождения. Согласно принятому Положению об управлении Церковью, епархиальные (губернские) управления должны были состоять из 5 человек: 4 выборных (священнослужители и миряне поровну), а также председателя – епископа, назначенного ВЦС. Викарные (уездные) управления включали председателя-епископа и 2 членов – священнослужителя и мирянина. Решения «собора» показали, что программа «Живой церкви» оказалась неприемлемой для большинства его участников, им более импонировали умеренные идеи СОДАЦ. Лидер «Живой церкви» Владимир Красницкий лишился должности заместителя председателя ВЦС, но после того как он отказался от предложенного сана «архиепископа Петроградского», ему был пожалован титул «протопресвитера всея России». Александра Введенского «собор» постановил посвятить во «архиепископа Крутицкого» и после хиротонии лидер СОДАЦ окончательно переехал в Москву, значительно приблизившись к руководству обновленческой Церковью в целом.

http://pravoslavie.ru/5433.html

В заключение, зная, надо думать, о существовании подписки о невыезде из Нижнего Новгорода, архиепископ Григорий приглашает Заместителя в Москву. «Высоко ценя Вашу мудрость и опытность в церковных делах на протяжении многих лет присутствования в Св. Синоде, мы были бы счастливы иметь Вас в своей среде в ВВЦС и пользоваться Вашими советами, о чем Вас и просим» 283 . В этот же день (9(22) января 1926 года) только что цитированное письмо вместе с другими организационными документами ВВЦС со специальным посланником, епископом Переславльским Дамианом (Воскресенским), направляются в Нижний Новгород и вручаются (10(23) января 1926 года) Заместителю. 12(25) января 1926 года вернувшийся из командировки Преосвященный Дамиан (Воскресенский; хиротонисан в 1918 году во Владимире митрополитом Сергием Страгородским ; первая архиерейская хиротония при Патриархе Тихоне) в своем докладе от того же числа ВВЦСовету – об итогах переговоров с Заместителем (которые приводятся в довольно подробном изложении), в конце концов советует своим собратьям-раскольникам «испросив митрополиту Сергию право на въезд в Москву, просить его пожаловать в ВЦС для совместной работы на благо Св. Православной Церкви. По моему глубокому убеждению [заключает он. – Сост.] без этого неизбежен раскол среди иерархов Русской Православной Церкви, коему, по долгу архиерейской присяги, ни один из иерархов, входящих в состав ВЦС, разумеется, содействовать не может, и я вынужден буду просить ВЦС освободить меня от обязанностей члена оного Совета» 284 . ВВЦС, учтя содержание этого доклада и, очевидно, еще более того – содержание устных комментарий к нему, а также видя, что подавляющее большинство наличного на свободе епископата явно стоит на стороне митрополита Сергия и всемерно сторонится от какого-либо участия в ВВЦС и общения с ним, – приходит к выводу о совершенной неизбежности приглашения в свои ряды Заместителя. Переговоры на эту тему с «соответствующими инстанциями» приводят к благоприятному результату (так как при этой комбинации Тучков ничего решительно не терял), и в итоге 14(27) января 1926 года в Нижний Новгород направляется следующая телеграмма:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Начавшиеся в марте переговоры представителей Патриарха с лидером ЖЦ, очевидно, были условием, к-рое поставило ОГПУ свт. Тихону в обмен на легализацию Высшего церковного управления и освобождение некоторых архиереев из-под стражи. 21 мая 1924 г. Патриарх Тихон подписал постановление об образовании нового расширенного Синода и Высшего Церковного Совета (ВЦС), в который наряду со священнослужителями и мирянами, оставшимися верными Патриарху, вошли Красницкий и другие деятели ЖЦ, выразившие согласие принести покаяние. Допущение бывших активных обновленцев в общение с правосл. Церковью вызвало неоднозначные суждения среди клира и верующих, что усугублялось требованиями Красницкого предоставить ему должность зам. председателя ВЦС и сохранить полученное в обновленчестве протопресвитерское звание. 9 июля 1924 г. Патриарх Тихон наложил резолюцию о признании недействительным ранее изданного акта об образовании Синода и ВЦС. После того как в сент. 1924 г. Красницкий открыто признал провал своих попыток достижения соглашения с Патриаршей Церковью, ЖЦ покинули практически все бывш. сторонники. Поскольку живоцерковники своим тесным сотрудничеством с властями, доносительством и корыстолюбием скомпрометировали себя среди верующих, обновленческий синод и местные обновленческие органы в дальнейшем старались всячески отмежеваться от ЖЦ. Неоднократно делались заявления о том, что все утверждения, появившиеся в 1922-1923 гг. на страницах ж. «Живая Церковь» и вызывавшие «у некоторых верующих недоумения и сомнения», были лишь мнением группы ЖЦ (Церковный вестник. Иркутск, 1927. 8/9. С. 9). От живоцерковников отмежевывались обновленческие епископы. Руководивший обновленческим синодом «митрополит» Вениамин (Муратовский) писал: «Живцы - элемент самый гадкий, несмотря на их немногочисленность, они и доселе, где только появляются, делают исключительно только одну гадость. Они, воистину, диаволы во плоти!» (ГА Респ. Крым. Ф. 540. Оп. 1. Д. 10. Л. 168). С 1924 г. Красницкий служил по воскресеньям без диакона и псаломщика в Князь-Владимирском соборе Ленинграда. Всего в городе к ЖЦ относилось не более 2-3 храмов и часовен. Сохранение ЖЦ хотя бы и в качестве крайне незначительной орг-ции было выгодно властям, к-рые продолжали рассматривать эту группу обновленцев как угрозу для Церкви. В 1929 г. у ЖЦ осталась лишь одна церковь на Серафимовском кладбище Ленинграда. Некоторую солидность ЖЦ придавал служивший в церкви по праздничным дням белый «архиепископ» Иоанн Альбинский. Однако в 1934 г. он примкнул к обновленческому синоду. Лишившись со смертью Красницкого в марте 1936 г. руководителя, последняя живоцерковная община на Серафимовском кладбище вскоре прекратила свое существование.

http://pravenc.ru/text/182247.html

е. продолжала развиваться: вопреки запретам не прекращалась благотворительная и образовательная церковная деятельность, функционировали органы Епархиального управления. Согласно постановлению патриарха и Высшего церковного совета (ВЦС) от 21 февр. (6 марта) 1918 г., вместо упраздненных по распоряжению властей духовных консисторий учреждались Епархиальные советы. С июля 1918 до марта 1922 г. председателем Московского епархиального совета являлся прот. Виктор Кедров. 4 сент. 1918 г. новым секретарем Московского епархиального совета по решению ВЦС был избран Н. П. Вышеславцев (до 1917 секретарь Московской консистории при митр. Макарии). 19 окт. он был утвержден в должности патриархом Тихоном после открытых выступлений в его поддержку авторитетных московских священнослужителей и мирян. Очевидно, инициатором возвращения Вышеславцева в руководство М. е. стал заместитель председателя Московского епархиального совета, ответственный за хозяйственные дела прот. Сергий Садковский. В рапорте на имя патриарха от 5 нояб. 1918 г. архиеп. Иоасаф сообщал о «полном отсутствии средств в Московском ЕУ на удовлетворение насущных неотложных потребностей». Решением ВЦС от 8 нояб. того же года на содержание Епархиального управления была выделена значительная денежная сумма. Осенью 1919 г. активно обсуждался вопрос о реорганизации территориального управления М. е. Епархиальный совет признал желательным учреждение в городах Московской губ. викарных кафедр с постоянным проживанием там епископов для архиерейского окормления паствы и руководства церковной жизнью в близлежащих уездах, а также закрепление за кафедрами статуса полусамостоятельных вик-ств. 27 сент. на викарную Волоколамскую кафедру, вакантную после ухода на покой еп. Феодора (Поздеевского), был хиротонисан еп. сщмч. Герман (Ряшенцев) , пребывавший в Иосифовом Волоцком Успенском мон-ре в Волоколамском у. 25 окт. 1919 г. был изменен титул патриаршего наместника. Поскольку архиеп. Иоасаф имел в непосредственном ведении храмы и мон-ри в Москве и в Коломне и не мог в одинаковой мере управлять церковными учреждениями обоих городов, он получил титул «Крутицкий» (без специального решения Собора) (РГИА.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

8 апр. 1924 г. комиссия постановила: «Принимая во внимание, что введение Красницкого к Тихону в Управление политически выгодно, поручить тов. Тучкову таковое осуществить, и, если одних словесных воздействий будет недостаточно, тактично применить другие меры, могущие оказать на Тихона и его приближенных епископов соответствующее воздействие». Также было решено временно отложить применение утвержденной Политбюро инструкции о регистрации правосл. религ. общин. Тучков поставил включение в церковное руководство Красницкого в качестве главного условия легализации высшего и епархиального управления, обещая также в этом случае освобождение репрессированного епископата. Свт. Тихон счел возможным согласиться с этим требованием. 8 мая патриарх обратился к председателю СНК Рыкову с просьбой о легализации органов управления Церкви, а также о возвращении высланных внесудебным порядком епархиальных архиереев. 21 мая в Патриархии было подписано постановление об образовании нового расширенного Синода и Высшего Церковного Совета (ВЦС), в к-рый вошли Красницкий и др. деятели «Живой Церкви», согласные принести покаяние. 17 июня К. п. о. приняла постановление: «Ввиду примирения Тихона с «живой церковью» (Красницким)... признать возможным регистрацию временных тихоновских центральных церковных органов (синода и ВЦС) параллельно с Синодом обновленческим». 2 июля комиссия указала на опасность «явной поддержки обновленцев органами власти и ущемление тихоновцев». В связи с этим ОГПУ должо было дать директиву «о прекращении репрессий, применяемых в тактических целях к тихоновцам», а аппарат ВЦИК - соблюдать на местах баланс при распределении храмов между общинами обновленцев и «староцерковников». Это означало разрешение на регистрацию приходов Патриаршей Церкви, но с тем, чтобы их общее количество в данной местности не превышало значительно числа зарегистрированных общин обновленцев. Поскольку Красницкий так и не принес покаяния, 9 июля патриарх Тихон вынес резолюцию о признании акта об образовании Синода и ВЦС недействительным.

http://pravenc.ru/text/1841844.html

Митрополит Варсонофий принял участие в заседании Высшего церковного совета апреля 2016 Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий принял участие в заседании Высшего церковного совета, которое состоялось 13 апреля в столичном храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Кирилла. Предстоятель обратился к членам ВЦС со словом о значении пастырской работы с лицами, находящимися в заключении, и вышедшими из мест заключения. Повестка дня заседания также включала доклады об исполнении решений ВЦС и Архиерейского Собора, доклад ответственного секретаря патриаршего совета по культуре епископа Егорьевского Тихона о программе исторических парков и участии в ней епархий и синодальных отделов, обсуждение других вопросов церковной жизни. В состав ВЦС также входят председатели: ОВЦС - митрополит Волоколамский Иларион, Издательского совета - митрополит Калужский и Боровский Климент, Синодального миссионерского отдела - митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, Синодального отдела религиозного образования и катехизации - митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, Финансово-хозяйственного управления - митрополит Рязанский и Михайловский Марк, Синодального комитета по взаимодействию с казачеством - митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, Учебного комитета - архиепископ Верейский Евгений, Синодального отдела по монастырям и монашеству - архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, Синодального отдела по тюремному служению - епископ Красногорский Иринарх, Синодального отдела по делам молодежи - епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, руководители других подразделений Московской Патриархии. ИА " Вода живая " - Патриархия.ру, 13.04.16 Поделиться 16 ноября 2018 25 октября 2018 7 сентября 2018 25 июля 2018 13 июня 2018 26 февраля 2019 26 февраля 2019 25 февраля 2019 20 февраля 2019 1 февраля 2019 27 апреля 2024 26 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 21 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В начале XVIII века, избавляясь от патриаршества, Петр I стремился таким образом утвердить свою абсолютную власть над Церковью, руководствуясь протестантскими теориями, усвоенными им в Западной Европе. В Духовном регламенте патриаршество объявлялось нарушением канонических норм и источником смут и мятежей среди народа . В канун новых тяжелых испытаний Церкви вновь было дано патриаршество. «У нас нет больше Царя, — говорил один из участников Поместного Собора 1917–1918 гг., — нет больше Отца, которого мы любили, Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха» . Полномочия патриарха Тихона и Священного Синода в 1917 - первой половине 1921 гг. С восстановлением патриаршества Собором 1917–1918 гг. были установлены совершенно новые органы Высшего Церковного управления: Священный Синод, ВЦС и их соединенное присутствие. В определении Собора от 7 декабря 1917 г. «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» было указано, что церковными делами управляет патриарх «совместно со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом» ; также говорится о подотчетности органов центрального церковного управления Поместному Собору. Председательствует в Синоде, в ВЦС, а равно в их соединенном присутствии Святейший Патриарх, в случае его отсутствия или болезни старейший из членов Синода. Из определений Собора следует, что в основном церковное управление возлагалось на Соединенное Присутствие Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Священный Синод состоял из 13 архиереев: патриарха, который должен был являться его председателем и двенадцати членов: Киевского митрополита, как постоянного члена Синода, шести иерархов, избираемых Поместным Всероссийским Собором на три года, и пяти иерархов, вызываемых по очереди — на один год. Архиереи вызывались в Священный Синод из 5 групп епархий. В состав ВЦС входили патриарх-председатель и пятнадцать членов: три иерарха из состава Священного Синода, которых делегировал сам Синод, один монах из монастырских иноков, пять клириков и шесть мирян (клирики, монашествующие и миряне избирались сроком на три года).

http://bogoslov.ru/article/376306

Владимир Легойда: Церковь выскажет официальную позицию по поводу приговора Pussy Riot в ближайшие часы 17 августа, 2012. Новостная служба Учитывая общественный резонанс, который вызвала данная акция, а также последующее судебное разбирательство, Высший Церковный Совет (ВЦС) выступит с заявлением в связи с данным вопросом. Официальный комментарий председателя Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимира Легойды в связи с решением Хамовнического суда: Сегодня принято решение суда по делу лиц, совершивших хулиганские действия в Храме Христа Спасителя 21 февраля 2012 года. Учитывая общественный резонанс, который вызвала данная акция, а также последующее судебное разбирательство, Высший Церковный Совет (ВЦС) выступит с заявлением в связи с данным вопросом. Текст документа, выражающего официальную позицию Церкви, в настоящий момент согласовывается членами ВЦС и будет опубликован в ближайшие часы. СПРАВКА: Высший Церковный Совет является исполнительным органом Русской Православной Церкви, действующим при Патриархе Московском и всея Руси и Священном Синоде Русской Православной Церкви. Создан решением Архиерейского собора 2011 года. Высший Церковный Совет рассматривает вопросы богословского образования, просвещения, миссии, церковного социального служения, информационной деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви и церковных СМИ; вопросы взаимоотношений Церкви с государством, обществом, Поместными Православными Церквями, инославными конфессиями и нехристианскими религиями; вопросы церковного управления и хозяйствования и др. В компетенцию Высшего Церковного Совета входят: координация деятельности Синодальных и иных общецерковных учреждений; обсуждение текущих вопросов церковной жизни, требующих согласованной реакции со стороны Синодальных и иных общецерковных учреждений; принятие мер к исполнению определений Поместных и Архиерейских Соборов, постановлений и определений Священного Синода, указов и распоряжений Патриарха. Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/vladimir-legojda-cerko...

в) испросив митрополиту Сергию право на въезд в Москву, просить его пожаловать в ВЦС для совместной работы на благо Святой Православной Церкви. По моему глубокому убеждению, без этого неизбежен раскол среди иерархов Русской Православной Церкви, коему, по долгу архиерейской присяги, ни один из иерархов, входящих в состав ВЦС, разумеется, содействовать не может, и я вынужден буду просить ВЦС освободить меня от обязанностей члена оного Совета. 12(25) января 1926 г. г. Москва. Дамиан, епископ Переяславский, управляющий Владимирской епархией. [Приписка] Заслушав сей доклад, Высший Церковный Совет постановил согласиться с пунктом «в» моего предложения, испросив право выезда митрополиту Сергию и телеграфировал ему прибыть в Москву. Д [амиан Воскресенский] Е [пископ] П [ереяславский]. Архив составителя Телеграмма учредителей Временного Высшего Церковного Совета («григорианских раскольников») Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] с приглашением его прибыть в Москву для участия в работе этого Совета Нижний Новгород из Москвы. Митрополиту Сергию. 54–1–39–27–14–58. Уверившись через епископа Дамиана наличии возложения на Вас митрополитом Петром исполнения обязанностей Местоблюстителя, испросив Вам разрешение выезда, братски просим Вас пожаловать в Москву в ВВЦС для всестороннего выяснения вопросов положения церковных дел. Архиепископ Григорий [Яцковский]. 1. Второе письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия к архиепископу Екатеринбургскому Григорию и другим архипастырям – организаторам Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС) от 16(29) января 1926 г 2. Третье письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия архиепископу Екатеринбургскому Григорию и другим архипастырям – организаторам Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС) от 26 января (8 февраля) 1926 3. Архив составителя Второе письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к архиепископу Екатеринбургскому Григорию [Яцковскому] и другим архипастырям – организаторам Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Поведение Красницкого вызывало возмущение у сотрудников Патриарха. Весть о примирении Святейшего с предводителем «живцов» и одним из убийц священномученика Вениамина смутила православный народ, вызвала ропот и недовольство. Епископ Венедикт, управляющий Петроградской епархией, заявил, что он категорически отказывается принять в общение Красницкого. Митрополит Казанский Кирилл, вернувшийся в Москву из ссылки в Зырянский край, не имея на то разрешения от Тучкова, отправился к Патриарху и выразил свое недоумение и горечь по поводу происходящего. «Я болею сердцем, что столько архипастырей в тюрьмах, и мне обещают освободить их, если я приму Красницкого»,— объяснял ему свои действия Патриарх. «О нас, архиереях, не думайте, мы теперь только и годны на тюрьмы»,— ответил митрополит и стал еще настойчивее просить не вводить в церковное управление враждебного патриаршей Церкви деятеля. От Тучкова митрополит Кирилл получил выговор за самовольное свидание с Патриархом и за отказ принять в общение Красницкого. Митрополит шутливо отметил: «Год тому назад на этом самом месте вы меня обвиняли в чрезмерном повиновении Патриарху, а теперь требуете обратного». Непреклонный, бесстрашный святитель вскоре снова был отправлен в ссылку.    После встречи с митрополитом Кириллом позиция патриаршего Синода на переговорах с Красницким стала более жесткой: ему отказали в должности заместителя председателя ВЦС и поставили главным условием воссоединения и созыва Собора публичное покаяние и переосвящение обновленческих храмов. Для Красницкого это требование оказалось неприемлемым и переговоры тут же прекратились. В интервью корреспонденту «Известий» Патриарх объяснил прекращение переговоров об образовании ВЦС отсутствием помещения для работы, а несколько ранее (18 июня) он распорядился прекратить деятельность Синода расширенного состава ввиду отсутствия гражданской регистрации этого органа. Управление Церковью таким образом по-прежнему осталось в руках Святейшего Патриарха и его ближайших помощников, возведенных незадолго до этого в сан митрополитов Петра, Тихона и Серафима, а несостоявшийся председатель ВЦС Красницкий вернулся в Петроград и вместе с лжеепископом Иоанном (Альбинским) водворился в Князь-Владимирском соборе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010