С тех пор это место стало известно под именем долины Ахар. (Смятение) Таким образом, через свое имя – Ахар, долина сделалась памятником того, как Господь, по очищении вины через наказание преступника, снова обратил обществу свои милости. Такое действие Божие в своем существе должно снова повториться. Долину смятения Господь хочет обратить в дверь надежды, т.е. Он грехи своего общества так очистит и своей милостью так прикроет, что связь общества с Богом через грехи не будет уже более разрываться; или Он так проявит свои милости к грешникам, что во гневе Его наказания обнаружится вместе с тем и милосердие прощения, и облагодетельствованные таким образом через суд и милость грешники будут теснее и крепче вступать с Богом в единение. На деятельную Божию любовь, проявляющуюся не в словах только, а в фактах помилования и спасения народа этот самый народ, спасенный и введенный в благодатную землю обетования, отзовется так же деятельно, отзовется так же фактическим проявлением своей благодарности Богу за Его милости. «И ответит там (в земле спасения), говорит Господь, как в дни юности своей и как в день выхождения своего из земли египетской». Как во время путешествия из земли египетской Израиль отвечал Господу на проявленные Им чудесные милости спасения хвалебной и благодарственной песней при переходе через Черное море и своей готовностью заключить завет с Господом при Синае и строго исполнять заповеди Его; так и теперь также деятельно ответит народ на милости спасения Божия: подобно древним предкам своим и он заявит свою полную готовность следовать в своей жизни только заповедям истинного Бога и быть в общении и завете только с Ним одним. «И будет в тот день, говорит Иегова, ты будешь звать: Муж мой», т.е. станешь в правильные отношения ко Мне, будешь так исповедовать, почитать и любить Бога, как Он благоволил открыть Себя, т.е. как единого истинного Бога, «а не будешь уже звать Меня Ваали», т.е. не будешь уподоблять истинного Бога Ваалу, вместе с Иеговой не будешь почитать еще других богов, не будешь более уничтожать существенное различие между Иеговой и Ваалами и смешивать богослужение и идолослужение, религию Иеговы и культ языческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Святой Иоанн Богослов видел в небесном откровении Христа Господа, держащего в десной Своей руке семь звезд. Что же значат эти звезды в руке Христовой? Сам Иоанн, объясняя эту тайну, говорит: семь звезд суть Ангелы семи церквей ( Откр 1, 20 ), и венцы их находятся в руке Христовой. И если где-либо венец (то есть епископское достоинство) остается вакантным, то являются весьма многие искатели венца, желающие охотно наклонить под него свою голову, но они нередко идут не прямой дорогой ко Христу, но чаще всего сначала идут к рукам князей, начальников и властителей и потом уже наконец – и к Христу Господу. То же самое бывает и при искании прочих, как духовных, так и мирских достоинств и почестей: человеческой любви, милости и помощи все ищут; мало же кто ищет Божия пособия в том, чтобы сделаться прежде достойным носителем венца по своим нравственным поступкам и истинно гражданским подвигам правды, милости и человеколюбия. Здесь видно явное заблуждение и непонимание верного пути к получению сана, славы и почестей. Желающие заслужить достойное уважение пред людьми и милость у Бога должны поступать иначе: они должны прежде всего сердечно искать себе милости у Бога о прощении грехов своих и Его благой помощи для согласования свободных своих поступков с волей Божией; ибо скипетры и венцы находятся в правой руке Божией. Начальства, достоинства, почести и полновластное правительство Бог назначает и разделяет по Своей премудрой воле: следовательно, у Него должно всегда просить желаемого нами. Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его ( Притч 21, 1 ). Как садовник в своем саду содержит водный источник в своем распоряжении: он не всегда проводит и направляет воду на ближайшее и лучшее дерево, но часто на дальнее и увядающее или куда захочет, смотря по необходимости орошения сада в той или другой его части, того или другого дерева: подобно садовнику поступает Бог . Он, имея в Своей руке сердце царево, как садовник воду, распоряжается, нимало не вредя свободе человеческой воли, водами, истекающими из этого источника, сердца царева, различными церковными и государственно-общественными установлениями и облеченными властью лицами. Бог вручает достоинства и власть тем, которых искони избрал Он по Своему пред- уведению и призвал в свое время на служение Своим праведным делам мироправления по писанному: кого Он (Бог) предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил ( Рим 8, 29–30 ). Поэтому весьма неразумно поступают те, которые с усиленными просьбами и дарами обращаются к людям, а вездеприсущего Бога забывают, надежды на Него не имеют, мимоходом обращаются к Нему с молитвой. Непонятное, страшное ослепление у людей! Вода, почерпаемая из самого источника, бывает всегда чиста, здорова и благоприятна.  5 

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Это противоборство особенно рельефно изображено в известных словах ап. Павла: «... когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего... Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?.. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотью – закону греха» ( Puмл. VII, 21–25 ). Явления нравственности, как природные, не вменяются человеку и не подлежат оценке с точки зрения безусловного добра: природную стыдливость нельзя ставить человеку в похвалу, хотя она от этого не перестает быть нравственно – прекрасною и желательною, и природную немощь воли, природное зло, нельзя, говоря условно, вменять в вину человеку, хотя оно не перестает от этого быть нравственно – безобразным, заслуживающим ненависти (ст. 15). Но в то время как свойства естественной воли, составляющие нравственность, включая и естественное стремление к нравственному совершенствованию, образуют природную область, человек имеет еще личное отношение к своей природе вообще и нравственной природе, в частности 2 . Вот это личное отношение человека к своей нравственной природе, как и к другим сторонам ее, и подлежит оценке с точки зрения безусловного добра. В словах ап. Павла: «бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» – в этом сознании своей природной немощи уже выражается личное отношение человека к своей нравственной природе. Стремление к счастью и стремление к совершенству в нравственной области, первоначально совпадающие, а затем расходящиеся, также выражают личное отношение человека к своей природе. Стремление к счастью – разумеем производное – порождает страсти, причем оказывается, что личное хотенье человека в отношении к природе ограничено более в положительную сторону, чем в отрицательную: для человека, получившего по наследству нравственно – развращенную природу, невозможно достигнуть нравственной чистоты, но он может извратить свою природу. Стремление к счастью противоположно добру и есть грех .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

3 . [И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его 168 ]. О том, что [дитя] было восхищено к престолу Божию читаем в Деяниях апостолов, как Он, говоря с учениками, был восхищен на небо 169 . Надлежит пасти все народы жезлом железным: железный жезл – это меч, потому что все народы уловками антихриста восстанут на святых, однако [апостол] говорит, что все они погибнут от меча. [Дракон], по словам [евангелиста], имеет красный, то есть алый цвет. Плоды его дел придали ему такой цвет. Ибо он был человекоубийцей изначально 170 и весь человеческий род притеснял не столько долгом смерти, сколько различными бедствиями. [Дракон] с семью головами: имеется ввиду семь римских царей, из которых [произойдет] и антихрист, как мы скажем далее. Десять рогов – это десять царей в последнее время и их мы полнее рассмотрим позже 4 . А жена убежала в пустыню И даны были жене два крыла большого орла 171 Два орла – это конечно два пророка , а жена – вся Кафолическая Церковь , в которой в последнее время уверуют сто сорок четыре тысячи, от [проповеди] Илии пророка. Господь наш Иисус Христос в пришествии Своем найдет и другой второй народ, ибо Сам Господь в Евангелии говорит: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы 172 , то есть все, кто будут собраны в Иудее пусть идут в приготовленное для них место, чтобы питаться там три года и шесть месяцев, [скрываясь] от лица диавола 173 . Крылья большого орла – это два пророка, Илия и другой пророк, который будет с ним. 5 . [И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей 174 ]. Вода, которую пустил змей из пасти, обозначает, что за ним, по его приказу, следует войско. А то, что земля разверзла свои уста и поглотила воду, являет, что жена была спасена от преследователей. И, хотя [апостол] показывает ее мучающуюся родами, и затем, уже после рождения скрывающуюся, все это произошло не в одно время. Ибо мы знаем, что время, когда Христос родился, уже настало, а [время, когда] жена скрывается от лица змия еще не пришло.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

Апостолы, будучи людьми, еще не просвещенными этим обещанным действием Святого Духа, мыслили, подобно прочим своим соотечественникам, по-земному, предполагая, что будет восстановлено Израильское царство, то есть Израильскому государству будут возвращены самостоятельность, могущество и так далее. И хотя о Спасителе они мыслили в то время уже правильно, понимали, что Он Сын Божий и не будет (как они думали раньше) царем, неким великим завоевателем и победоносным вождем, в то же время о царствии Израильском они рассуждали по-прежнему. Патриотические чувства в апостолах преобладали или, скорее, смешивались с духовными, как это, к сожалению, часто бывает всегда и всюду, хотя просвещенные Духом люди стоят выше национальных и государственных различий. Итак, «Апостолы спросили Господа, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти». Что это значит? Господь Иисус Христос по Воскресении Своем не открыл времени установления Царства Божия на земле даже Своим ученикам, а значит, этого не может знать никто: не только мы, обыкновенные люди, но даже великие святые, которые, как мы естественно должны рассуждать, не могут превосходить своими знаниями, духовностью, близостью к Богу святых апостолов. Ученики спрашивают: «Не в сие время восстановляешь Ты царство Израилю?» Спаситель отводит их от этой мысли и говорит им о Царствии Божием, которое в аллегорическом, переносном смысле также можно назвать царством Израилевым, поскольку «Израиль» значит «видящий, созерцающий Бога». В этом смысле можно назвать царством Израилевым и Церковь, а в особенности — будущую жизнь, потому что тогда действительно все спасенные будут созерцать славу Божию. «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти». Эти слова означают: «Да, все это придет, хотя и не так, как вы думаете, и в свое время». Погибнет Израильское государство, многие народы, сделавшись могущественными, затем вновь придут в ничтожество, рассеются, а проповедь евангельская будет продолжаться до тех пор, пока в Царство Небесное не войдет все число спасенных. Ничто земное не будет иметь никакого значения: ни то, к какому государству, народу, к какой культуре принадлежали эти люди, ни то, когда они жили, ни что-либо иное.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

В воскресенье третьей недели Великого поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому затем всю последующую неделю поклоняются верующие… Эта необыкновенная и торжественная служба всегда была для меня и памятью о смерти Спасителя, Его Жертве за нас, Орудии нашего спасения, и вместе с тем она же является своеобразным напоминанием о том, как быстротечно время и что мы уже прошли почти половину поста. Сделали ли мы что-то за это время? Дни Великого поста — это особое время. Это важное духовное упражнение, это напоминание о назначении человека, цели его жизни. Бог приходит в нашу жизнь Одним из нас, то есть Человеком, для того, чтобы на Древе Крестном, на Своих плечах поднять из мрака и смертной пустоты падшую человеческую природу, дать надежду и укрепить человека, благословив его на непростой, но спасительный путь несения своего креста. Это время удивительное, потому что за сорок скоротечных дней нам предстоит преодолеть путь от падшего Адама до ликующей о Воскресении Христовом Вселенной, славящей Торжество и Победу Бога над диаволом и смертью. Сможем ли поднять себя из своей повседневности и пережить за эти полтора месяца то, к чему ветхий человек шел тысячи лет? Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) любил говорить: «Без креста не увидим и Христа». Неделя Крестопоклонная — это напоминание о нашем жизненном кресте, том, что как залог дан нам Богом в этой жизни, знак о том, что мы Христовы. Да, мы носим кресты, но несем ли мы свой крест? Можем ли мы своей жизнью свидетельствовать о том, что мы готовы терпеть скорби, переносить искушения и не роптать на жизнь, быть хоть в чем-то сострадающими Христу? Требуется ли от нас многое? Если Господь безропотно переносит муки и саму смерть ради меня, а мы верим, что Господь жертвует Собой ради каждого из нас, то что мне необходимо в этой жизни сделать, чтобы если уж не Самому Господу подражать, то хотя бы издалека быть похожим на Симона Киринеянина, который разделил тяготы Спасителя на Его пути к Голгофе, понеся Его Крест? Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 34, 35).

http://pravoslavie.ru/77917.html

Время, как и все созданное Творцом, не может быть несовершенным или ущербным. Но как существенная принадлежность тварного мира, как важнейший его модус, оно по своей природе принципиально отличается от вечности. Бог вечен, человек живет во времени. Однако время в библейском учении не противопоставлено вечности в абсолютном значении. В человеческом опыте налагаются друг на друга оба аспекта. Как существо духовное, имеющее образ Божий, человек имеет в себе залог вечности – бессмертную, неразрушимую душу. В том и заключается смысл жизни человека, чтобы залог сделать реальным сокровищем и постоянно обладать им. С другой стороны, будучи носителем природного, телесного начала, он является участником реальной истории, имеющей направленность к конечной цели, которую установил Бог. Историческое время – ни бесцельный поток событий, в котором по причине своего рождения оказался человек; ни круговорот, в котором периодически повторяются события, как думали древние эллины. История телеологична (греч. telos – цель). Бог не только ведет человечество к конечному результату, но и определяет цели каждого периода времени, каждого народа и конкретного человека. Поэтому жизнь каждого из нас не отделима от истории. Она – ее живая ткань. Стремясь к достижению цели своей жизни, христианин соучаствует в общем деле осуществления плана Божественного домостроительства. На это указывает важнейшее понятие христианской эсхаталогии (греч. eschatos – последний, конечный) – «полнота времен» ( Гал. 4:4 . Это время, назначенное Богом для исполнения обетований. Наполнение времени произойдет не вдруг, а постепенно. Все поколения должны участвовать в этом, пока не придет грядущая полнота. Тогда завершится дело Иисуса Христа, Который есть «Альфа и Омега, начало и конец» ( Откр. 1:8 . Седьмой Ангел выльет свою чашу на воздух и из храма небесного от престола раздастся «громкий голос, говорящий: совершилось!» (16:17). Время кончится: «Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков? что времени уже не будет» ( Откр. 10:6 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Двери архондарика 10 всегда распахнуты для гостей. Их служители приветливы. Привратники, искренние и в то же время сдержанные, любезно встречают паломников на время их пребывания в обители, словно сожительствуя им. Монастырские духовники обычно молчаливы и терпеливы. Сидячие работы имеют свои плюсы, равно как и неизбежные минусы, – необходима предельная концентрация внимания. Для тяжелых работ выбирают сильных монахов, способных к постоянному физическому труду. Существует и противопожарная служба. В полном снаряжении она незамедлительно прибывает к очагу возгорания. Любой из пожарных осознает меру своей ответственности. Вероятно, разумное использование современных технологий, направленное не на получение прибыли, но на помощь брату, открывает новые возможности. Таким образом, вещи и инструменты становятся в монастыре богоносными, как в Горнем Иерусалиме. Об этом сказано у пророка Захарии: В то время даже на конских уборах будет начертано: «Святыня Господу», и котлы в доме Господнем будут, как жертвенные чаши перед алтарем ( Зах. 14:20 ). И наконец, ко всем вышеперечисленным службам подходят слова из книги Премудрости Сираха: если ты работаешь, доволен своей службой и не стремишься к большему, чем имеешь, то станет сладкой твоя жизнь. Жизнь довольного своею участию и труженика сладостна ( Сир. 40:18 ). Все вышеперечисленные работы обеспечивают монастырские нужды. Орудия труда традиционны, а время выполнения работ обозначено в монастырских расписаниях. Иначе монахам бы грозила опасность выйти за пределы «приосененной горы» нашей жизни. Личные особенности, слабости, страсти, человеческие предпочтения и преходящие устремления, вероятно, есть и будут. Однако монастырь – это дверь отверста на небе, и... голос... взоиди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего ( Откр. 4:1 ). Тяга к Небу всегда поднимает ввысь. Время от времени монахи, имея особые на то причины, вынуждены покидать Гору. Они уходят, но по истечении отведенного им срока возвращаются в дом свой и дом Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Если же священники и были безвыходно в церкви, оберегая сшедший с Неба огонь, подкладывая в него топливо, чтобы он не погас, однако делали это не все вместе, но переменяясь чредами, как пишется и о святом Захарии: «В порядке своей чреды служил пред Богом» ( Лк. 1, 8 ). Подобно этому нужно думать и о молитве, которую апостол повелевает творить непрестанно, ибо невозможно человеку пребывать в молитве так, чтобы не прерывать ее ни днем, ни ночью. Ведь нужно время и на иные дела, на необходимые заботы по управлению домом своим, как-то: время работы, время беседы, время питания и питья, время покоя и сна. Как же можно непрестанно молиться иначе, как только часто молиться? А часто творимая молитва вменяется как бы за непрестанно творимую молитву. Итак, пусть твоя частая, но краткая молитва не умножается лишними словами, как об этом учат и святые отцы. Святой Феофилакт в толковании на Евангелие от Матфея написал так: «Не подобает удлинять молитвы, а лучше мало, но часто молиться» (глава 6). У святителя Иоанна Златоуста же в беседах на апостольские Послания Павла пишется так: «Кто лишнее говорит в молитве, тот не молится, но празднословит» (беседа 24). Кроме того, Феофилакт говорит в толковании на то же вышеуказанное евангельское место так: «Лишнее глаголание есть празднословие». Хорошо сказал апостол: «Хочу лучше пять слов сказать умом моим... нежели тьму слов на незнакомом языке» ( 1Кор. 14, 19 ), то есть лучше мне сотворить краткую молитву к Богу, но со вниманием, нежели произносить бесчисленные слова без внимания и только напрасно наполнять воздух своими словами и голосом. Кроме того, вышесказанные апостольские слова: «Непрестанно молитесь» ( 1Сол. 5, 17 ) нужно толковать в смысле молитвы, творимой умом, ибо ум может быть всегда направлен к Богу и может молиться Ему непрестанно. Итак, начни теперь, о душа, понемногу браться за намеченное тебе обучение, начни во имя Господа, согласно увещанию апостола, говорящего так: «и все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа» ( Кол. 3, 17 ), то есть творите все, как бы говорит он, с добрым намерением, и не столько из-за своей корысти, хотя бы и духовной, сколько для славы Божией, чтобы во всех ваших словах, делах и помышлениях прославлялось имя Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Здесь повторяется только что сказанное об Антиохе (21–24 ст.), именно – что он в войне с египетским царем будет действовать не столько открытою силою, сколько хитростью, так что даже более сильные войска египетские не устоят против его сравнительно малых сил. Прикрываясь родством своим с малолетним царем египетским, он был лично в мире с ним, участвовал в трапезе с ним и в то же время продолжал строить козни против него. Благодаря этой хитрости, он без труда подчинил Египет своей власти. Но коварство его скоро было раскрыто, и он не мог удержать в своей власти то, чего достиг хитростью, а не открытою силою, и должен был возвратиться в свою страну. Вместе с тем (по объяснению бл. Иеронима) все это относится также и к антихристу. 28 b –31 ст. После этого «сердце его обратится (с враждебным намерением, – ср. русск.) против народа Божия (на завет святый) и (это намерение свое) он приведет в исполнение (сотворит, ср. русск.) и возвратится в свою страну (28 b ст.). Но возвратится туда лишь только на время, а потом опять пойдет на юг (т. е. против Египта), но этот поход его не такой будет, как предыдущий (29 ст.). Ибо придут туда же одновременно с ним (с ним, греч. ν ατ 238 подраз. – χρν, в это самое время, – в русск.– «в одно время с ним») собравшиеся в поход (исходящии) киттийцы, 239 и он смирится, возвратится в свою землю и еще более озлобится на святой завет: и (злое намерение свое) приведет в исполнение (сотворит), после чего возвратится к себе и будет строить замыслы относительно тех, которые отступили от святого завета (30 ст.). От него поставлены будут (от него востанут) начальники 240 с людьми (мышцы и племена), которые осквернят святыню могущества, т. е. святилище Всемогущего, и на время прекратят обычные ежедневные жертвы и поставят мерзость запустения» (31 ст.). Возвратившись в свою страну после неудачной попытки завладеть Египтом (ср. 28 а ст.), Антиох вздумал вознаградить себя за счет иудеев, и это намерение свое исполнил: «он пошел против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением. Вошел в святилище с надменностью, и взял золотой жертвенник, светильник и все сосуды его, и трапезу предложения, и возлияльники, и чаши, и кадильницы золотые, и завесу, и венцы, и золотое украшение, бывшее снаружи храма, и все обобрал. Взял и серебро, и золото, и драгоценные сосуды, и взял скрытые сокровища, какие отыскал. И, взяв все, отправился в землю свою, и совершил убийства, и говорил с великою надменностью» ( 1Мак. 1:20–24 ). «Чрез два года он опять собрал войско против Птоломея и пошел на юг ( 2Мак. 5:1 ). Но посланные туда из Рима легаты от имени римского сената и народа вынудили его возвратиться ни с чем» (бл. Иероним). Тогда он с особенным озлоблением стал вымещать новую неудачу свою на иудеях (см. 1Мак. 1:29–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010