4. Ин. 9:4 . Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Ин. 5:17, 19, 8:56, 11:1 д. 5. Ин. 9:5 . Доколе Я в мире, Я свет миру. Ин. 1:8, 8:12, 12:35 . Мне должно делать дела и пр.: Господь, вероятно, с первого взгляда на слепорождённого имел в виду даровать ему исцеление, и это исцеление назвал одним из дел Божиих, совершаемых Им. В предведении близости Своей смерти Он усиленно выражает мысль о совершении Им дел, какие должен совершить Мессия во время пребывания Своего на земле для просвещения человечества, – Пока есть день и пр.: день время делания, ночь – время отдохновения, покоя. Здесь противоположность дня и ночи есть противоположность времени Его жизни и деятельности на земле в отличие от времени Его отшествия от земли (ср. у Феофил. к 11:9–10). Его отшествие конец Его деятельности на земле в Его видимом человеческом теле; это не значит, что Он перестал действовать на земле со времени Своего отшествия от неё; действия Его и Церкви Своей и в мире продолжаются и будут продолжаться до скончания мира ( Мф. 28:20 ). День и ночь здесь понятия не совершенно противоположные, а лишь относительные. И самое выражение – доколе (пока) не означает предела деятельности или состояния (см. прим. к Мф. 1:25 ); но действия Его в мире с тех пор совершаются иным образом, чем во время Его земной жизни, в теле человеческом, – таинственным, духовным, невидимым образом, чрез Духа Святого ( Ин. 14:16–17, 15:26, 16:13–15 ; 1Кор. 12:3–11 ). – Когда никто не может делать: усиленное выражение той же мысли в предведении Своей близкой кончины (ср. Лк. 22:53 ). – Если предположить, что исцеление слепорождённого случилось перед вечером того дня, в который совершились события, описанные в предшествующей главе, то, может быть, образ дня и ночи, как образ мессианской деятельности Господа во время земной жизни в теле человеческом и прекращения таковой деятельности с отшествием из мира, заимствован от этого приходящего к концу дня и наступающей ночи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Здесь, таким образом, во-первых, еще раз удостоверяется, что Откровение усвояется, так сказать – в смысле авторства, не человеку писателю, а Самому Господу Иисусу Христу. Во-вторых, указывается, что передать это Откровение Он, как слуге Своему, поручил ангелу (как это мы дальше и увидим из содержания большей части глав Апокалипсиса). В-третьих, что возвещено оно Иоанну с удостоверением, что Иоанн есть истинный свидетель – μρτυς – в евангельском смысле: а) как апостол, возвещавший слово Божие и свидетельство Иисуса Христа; б) как исповедник, кровью своей засвидетельствовавший истинность этой проповеди своей, и в) как пишущий не то, что он как-либо измыслил (например, в каком-либо творчестве поэтическом, как плод фантазии своей), но именно то самое, что он реально, на самом деле видел, свидетелем чего подлинно был. 3. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко. «Прославляет, – говорит Андрей Кесарийский , – тех, которые читают и слушают для дел, потому что кратко время, предложенное всем для делания и получения (точнее – приобретения) блаженства. Делайте, Дóндеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати ( Ин.9:4 )», – говорит Господь в Евангелии. Иначе: при сравнении сей кратковременной жизни с будущей близко время воздаяния за подвиги» 10 . И это тем более, что так близок к каждому из нас смертный его час, когда обрываются у нас все земные перспективы и счеты и настает уже не время купли, а время отчета и заслуженного, доброго или недоброго, ответа – на частном, а затем и всеобщем суде Христовом. С 4-го по 8-й стихи 1-й главы содержится вступление Иоанна в пишемую им книгу, которая по этому своему началу, как и концу ее ( Откр.22:21 ) представляет собой литературную форму послания, напоминающего послания ап. Павла. В этом вступлении содержится: 1) приветствие писателя семи церквам, находящимся в Асии, с прославлением Господа Иисуса Христа (4–6-й стихи) и 2) главная мысль всей книги (7–8-й стихи). 4. Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Сущего, и Который был, и грядущего 11 , и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

§ 451. Видим, что в теле вещественном все члены ради чрева работают, все ему служат, пищу и питие промышляют ему, чтобы укреплялось, поскольку оно ради общей пользы членов работает и варит пищу. Ибо если чрево, не приемля пищи, ослабевает, то и все члены ослабеют, и так весь человек слабым сделается, что примечаем на немощных, которые пищи не приемлют, и от глада истаивающих, и всякий на себе во время голода и жажды узнает. Так и в духовном теле, то есть христианстве, должно быть. Поскольку пастыри и учителя ради общей пользы трудятся, то всем христианам сообща питать их должно. Должно, говорю, питать их, дабы имели время ради общей христианской пользы трудиться, в чтении и размышлении Божия слова упражняться, и так как бы сваренную пищу слова Божия на пользу слушателей своих разделять. Ибо трудящийся достоин награды своей (1 Тим. 5:18). Если пастыри сеют духовное, велико ли то, если у слушателей пожинают телесное? (1 Кор. 9:11). Если они души слушателей питают словом Божиим и так о вечном их спасении промышляют, велико ли есть, когда от них телесную пищу к содержанию временной жизни получают? Насколько душа от тела и вечная жизнь от временной отличается, настолько пища Божия слова, которою питают души слушателей пастыри, дороже пищи телесной, которую от слушателей своих приемлют. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим (Гал. 6:6). Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? (1 Кор. 9:7). § 452. Из вышеописанного видим, христианин: 1) Сколь велико соединение верных со Христом, Сыном Божиим, – а именно таково, как у всего тела и членов с главою, – в чем состоит превеликая честь, слава и радость их. 2) Как должны христиане Христу, Главе своей, повиноваться и ничего против воли Его не творить. Видим, что естественного тела члены все повинуются главе своей и ничего против нее не творят. Руки ничего не делают, ноги не ходят, чрево не принимает пищи, язык не говорит, и все тело не движется, если голова не помыслит и не захочет, а когда захочет голова, и что задумает и захочет, то и делают члены ее, и всякий член свое дело исполняет: очи смотрят, и куда хочет она, обращаются; язык говорит то и столько, что хочет и сколько хочет она; ноги идут, куда хочет; руки делают то, что хочет. Так и прочие члены воле главы своей повинуются. Такое повиновение и послушание христиане обязуются оказывать Христу, Главе своей святой: не делать ничего, чего Он не хочет, и делать все, что Он хочет. Так покажут, что они подлинно верою и любовью с Ним соединены, как с главою члены.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

В привычной же домашней обстановке он являет свой настоящий лик и мучает своих близких... Скрытое зло или явное - остается всегда злом, и человеку надо от него избавиться как можно скорее. Как? Прежде всего чрез осознание высшего смысла своей земной жизни, ее великого бессмертия в Боге и ее краткости на земле; чрез познание Евангелия и Иисуса Христа; чрез обращение к Его правде. Христос открывает настоящее и вечное Спасение людям... И, благодатью Своей, вводит в это спасение. " Я свет миру, - говорит Он. - Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. VIII, 12). Если будем ходить в этом свете, те станем сынами света; темное зло потеряет над нами свою власть, и мы перейдем от власти тьмы в Царстве возлюбленного Сына Божия " (Кол. 1, 13) Иисуса Христа. И будем светильниками, озаряющими ночь скорби и в жизни других людей. Мы будем во Христе, утешением для печальных исцелением для израненных злом мира. Слабость и сила человека Апостол Иаков так обратился к людям, слишком самоуверенным в своих человеческих планах: " Теперь послушайте вы, говорящие: сегодня или завтра отправимся в такой то город и проживем там один год и будем торговать и получать прибыль, вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь наша? Пар, являющийся на малое время и потом исчезающий. Вместо того, чтобы говорить: если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то или другое, вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло " (Иак. IV).Kaзaлocь бы, это совершенно бесспорная истина, проверяемая на опыте каждого человека и каждого дня., - жизнь на земле есть " пар, являющийся на малое время " . Можно ли строить слишком расчетливо жизнь на этом " паре " ? Пар долго не держится, как и земная жизнь. Однако, расчеты человеческие обычно ведутся именно таким образом. В твердом убеждении своей прочности и непоколебимости, человек строит свою жизнь, борется, планирует, - не видя всей шаткости своей в мире, зависимости от непредвиденных обстоятельств, а за ними - всегда и во всем - от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1394...

Жертвенник, по-еврейски «мизбеах», как говорит Англиканский комментарий, имеет значение места, где приносятся кровавые жертвы, а потому нет сомнения, что Аврам продолжал тот же обряд жертвоприношения, который употреблён был Ноем после потопа ( Быт. 8:20 ). Быт. 12:9 И поднялся Аврам и продолжал идти к югу. Аврам не путешествовал, а кочевал, как замечает м. Филарет. Всё путешествие Аврама и все его действия носят на себе характер твёрдой и неизменной веры: он идёт из земли своей, входит в землю населённую и, имея обет, что потомство его будет владеть ею, верит и надеется, не имея в будущем по человеческим расчётам возможности ожидать обещанного. Быт. 12:10 И был голод в той земле. Едва Аврам вступил в землю обетованную, как голод заставляет его её оставить – явно это одно из великих искушений веры его. И сошел Аврам в Египет, пожить там, Аврам идёт в Египет, т. е. в нижнюю часть Нильской долины, всегда отличавшуюся плодородием, но идёт не для того, чтобы там поселиться, а только ищет там временного убежища, считая землю Ханаанскую своею отчизною. потому что усилился голод в земле той. Быт. 12:11 Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; Авраму было 75 лет, Саре – 65; казалось бы, что это годы старости и дряхлости, а не красоты. Но если Сара жила 127 лет, то во время путешествия в Египет она была в возрасте, соответствующем средним летам нашей женщины, т. е. между 30 и 35 годами. Быт. 12:12 и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; Быт. 12:13 скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя. Это весьма трудное место: оно одно из тех мест Библии, которое доказывает необычайную правдивость свящ. летописи именно явным указанием слабостей, иногда даже преступлений величайших и святейших мужей Ветхого Завета – Авраама, Иакова, Давида, Соломона и других. Нельзя скрыть от себя, что Аврам поступил малодушно, два раза в жизни своей выдавая жену свою за сестру свою, хотя Сара и была ему сводная сестра; но именно эта полуправда и была причиной греха владетелей той страны, в которую входил Аврам. М. Филарет в записке своей на Книгу Бытия говорит, что, желая овладеть женою пришельца, египтяне естественно могли прийти к мысли убить мужа, и притом, по всей вероятности, вероломно, где-нибудь из засады. Но, думая, что Сара свободна и зависит лишь от брата, как главы семейства, туземцы, желавшие взять её в жёны, могли открыто искать её руки, а между тем Аврам выгадывал время и мог, переждав голод, уйти из Египта, не открыв никому своей тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И те самые люди, которые хвалятся своей преимущественной любовью к народу, которые называют себя друзьями его, а Церковь клеймят именем «злой его мачехи», какими жалкими лицемерами они часто показывают себя в своей жизни! Увидите ли вы их в хижинах бедняков, у постелей больных? Нет. – Что же, может быть, они сами бедны и ничего не имеют, чем бы могли помочь бедняку? Ничуть не бывало. Свою любовь к народу они выражают только в ненависти, которую они возбуждают и поддерживают между людьми. Они и сами также сыты, так же живут спокойно и весело, как и богатые сего мира, не отказывая себе ни в каких прихотях и удовольствиях, и однако имеют дерзость науськивать бедных против богачей. Громко и красноречиво проповедуя народу о своей любви к нему, они обещают ему такое счастье и довольство, какое они когда нельзя достигнуть на земле, ее в то время как сами живут в покое, неге, роскоши и изобилие, для бедных и страждущих братий своих не оставляют и крупиц, падающих со стола их. Так мало проявляют истинной любви к ближним мир и неверие. И в своем учении, и в своей жизнедеятельности оно ясно показывает, что от него бедствующим нашим собратьям нельзя ожидать никакого счастья. Потому-то и увеличивается бедность и нужда в настоящее время, что ему не достает живой веры и истинной любви друг к другу, что всюду господствует эгоизм, своекорыстие, жадность, страсть к наживе и чувственным удовольствиям, что всё более и более раздвигается пропасть, отделяющая богатых от бедных, а между тем у них нет ничего такого, что могло бы соединить их. Зато тем отраднее увидеть теперь, как своим учением и своей жизнедеятельностью исцеляет все эти недуги христианская вера и как она ведет людей к взаимному сближению и истинному счастью. 2) Когда однажды спросили Спасителя, какая наибольшая заповедь, Он дал такой ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мф.22:36–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

1908. С. 15). Стоящие в начале 3-й гл. примеры, иллюстрирующие утверждение Екклесиаста о том, что «всему свое время» (Еккл 3. 1), являются, «возможно, наиболее известными и чаще всего цитируемыми словами» из Е. к. ( Seow. 1997. P. 169). Традиц. букв. понимание этого отрывка заключается в том, что для любого человеческого дела и для любого события есть подходящее, назначенное Богом время; даже недопустимые или спорные сами по себе, но исполненные, когда следует, поступки людей могут становиться уместными: «время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить» (Еккл 3. 3). В результате рассмотрения этих примеров в более широком контексте Е. к. нек-рые исследователи приходят к выводу, что речь здесь идет не о временном аспекте деятельности человека, но скорее о том, что все в мире подчинено воле Божией; именно с ней человек должен согласовывать все, что он делает, в каждый момент своей жизни ( Seow. 1997. P. 169). Завершается отрывок риторическим вопросом, утверждающим бесцельность и суетность человеческой деятельности: «Что пользы работающему от того, над чем он трудится?» (Еккл 3. 9; ср.: Еккл 1. 3). Продолжая тему бесплодности человеческих усилий, Екклесиаст говорит о том, что «человек не может постигнуть дел, которые Бог делает» (Еккл 3. 11). «Божественный миропорядок остается непостижимым для человека» ( Мышцын. 1908. С. 15), поэтому лучшим выходом будет «делать доброе в жизни своей» и осознавать, что это «дар Божий». В отличие от временного характера человеческой деятельности «всё, что делает Бог, пребывает вовек» (Еккл 3. 12-14). После примеров, убеждающих читателя в том, что все в мире делается по воле Божией, Екклесиаст обращается к обсуждению несправедливости, к-рую он «видел... под солнцем» (Еккл 3. 16); на первый взгляд, само существование несправедливости противоречит тому, что Бог «всё соделал... прекрасным» (Еккл 3. 11). Ответ Екклесиаста на это кажущееся противоречие состоит в утверждении суверенности Бога и в этом случае: «...праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там» (Еккл 3. 17). Исследователи расходятся в толкованиях этого стиха: вопрос состоит в том, идет ли речь о всеобщем эсхатологическом суде, когда всякая неправда будет осуждена ( Michel. 1989. S. 250-251), или же автор книги имеет в виду то, что Бог правит миром, хотя люди не всегда видят это ( Seow. 1997. P. 175). Пример благодеяния Бога к людям: Он отделил (  ; в синодальном переводе - испытал) их от животных, несмотря на то что в телесном отношении человек ничем не отличается от др. живых существ: «Как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом» (Еккл 3. 18-19). Поскольку, превратившись в прах, как все живое (Еккл 3. 20), человек уже не увидит того, что будет после него, то для него «нет ничего лучше (    ,    ), как наслаждаться... делами своими» при жизни (Еккл 3. 22).

http://pravenc.ru/text/189649.html

1 . Одиннадцатый член Символа веры читается так: Чаю (ожидаю) воскресения мертвых. 2 . В сем члене говорится о воскресении мертвых, т. е. что придет, по судьбам Божиим, такое время, когда силою всемогущества Божия, все души умерших людей соединятся опять с их телами, люди оживут и будут жить вечно. (По учению Слова Божия с окончанием жизни, когда тела наши погребаются в земле, души переходят в другой мир – духовный, где ожидают имеющего наступить, когда будет угодно Богу, воскресения всех умерших людей, и затем начнется новая, вечная жизнь, блаженная для живших на земле праведно и мучительная для живших в грехах и нераскаянности. Об этом говорится в 11 и 12 членах Символа веры .) 3 . Вера в воскресение мертвых была и в ветхозаветное время. Праведный Иов во время тяжкой болезни своей так высказывал сию веру: Искупитель мой в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию (т. е. воскресит меня), и я во плоти моей увижу Бога ( Иов.19:25–26 ). А пророку Иезекиилю Бог показал в видении даже самый образ будущего воскресения мертвых. Он видел поле, на котором лежало множество человеческих костей, и, по Слову Господа, кости сии пришли в движение, соединились и облеклись плотью, и тела ожили ( Иез.37:1–10 ). Иисус Христос самым ясным образом говорит о воскресении мертвых. Истинно говорю вам: наступит время, когда мертвые услышат голос Сына Божия и, услышав, оживут ( Ин.5:25 ). И Сам Он, во время земной Своей жизни, не раз воскрешал умерших. Наконец и Сам воскрес. 4 . Для всемогущества Божия воскресение умерших вполне возможно. Если Бог сотворил тело из земли вначале, то может и обратившееся в землю воскресить. Апостол Павел объясняет это подобием посеянного зерна, которое истлевает в земле, но из которого вырастает трава или дерево ( 1Кор.15:36 ). У тех же людей, которые, во время воскресения мертвых, будут живыми, нынешние тела мгновенно изменятся и сделаются такими, с какими воскреснут умершие. Не все мы умрем до всеобщего воскресения, пишет святой Апостол, но все (оставшиеся в живых) изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе (Архангела); ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся ( 1Кор.15:51–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

В главе VIII-й четвертой книги Царств мы видим царя Иорама беседующим с Гиезием, как мы думаем, уже прокаженным 974 , – и расспрашивающим этого бывшего слугу Елисея о деяниях великого пророка, которого чудеса он видел и сам и во время похода против Моава, и в исцелении Неемана, и во время набегов Венадада (VI, 8–23), и наконец во время осады Самарии. Очень вероятно, что Елисей, – видя, что Иорам после избавления его от бедствий рукою Господнею, забыл благодеяния Его и опять впал в нечестие, и может быть даже по наущению матери своей Иезавели воздвиг гонение на рабов Господа, – удалился из Самарии. Мы видим, что в VIII главе Елисей находится в Дамаске; в IX-й находится (если не ошибаемся) где-то на Иордане, откуда посылает слугу своего помазать на царство Ииуя, вследствие нечестия дома Ахавова. Мы видим Елисея в городе Самарии лишь предсказанием о смерти его, в то время, когда внук Ииуя, Иоас, приходит к нему 975 . Самые расспросы Иорама об Елисее бывшего слуги его доказывают, что Иорам, – чувствовавший невольное уважение и благоговение к пророку, которого он боялся, – считает его или умершим, или переселившимся далеко от Самарии, и во всяком случае давно отсутствующим. Мы выше, в сказании о Сунамитянке, говорили, как она с сыном подходит к царю в то время, когда Гиезий рассказывает царю о воскрешении ее сына более семи лет тому назад (ср. VIII, 1). Самого пророка Елисея мы видим перед концом царствования Иорама в Дамаске (VIII, 7 и сл.). Он не скрывается, так как мы видим, что царь Сирии Дамасской, Венадад, узнает во время своей болезни о его присутствии и приказывает своему слуге Азаилу 976 « веять дары и идти навстречу человеку Божию и вопросить Господа (Иегову) чрез него, говоря: выздоровею ли я от болезни» (VIII, 8). Здесь в особенности замечательно, что святейшее имя Господа Бога Израилева все более и более становится известным между язычниками и прославляется ими. Такова была высшая духовная цель пророчеств и чудес, явленных среди язычников. И пошел Азаил навстречу пророку с великими дарами (VIII, 9), и вопросил его, и сказал: «Венадад, царь Сирийский, послал меня к тебе спросить: выздоровею ли я от сей болезни?» «И сказал ему Елисей: пойди скажи ему: выздоровеешь. Однако открыл мне Господь, что он умрет» (ст. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Другая группа царствующих со Христом, это – души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Это – мученики всех времен, положившие жизнь свою за свидетельство своей веры в Иисуса и за проповедование Слова Божия. Особенно же подчеркнуто, что это те, которые не поклонились антихристу, ни иконе его и не приняли печати его. Если не отделять краткое время царствования антихриста от тысячелетнего царства Христова и считать, что оно длится от времени основания Церкви Христом до кончины века, то здесь можно буквально разуметь тех мучеников, которые пострадают при антихристе. Подходя же строго к тексту, необходимо отделять время антихриста от времени тысячелетнего царства. На это указывается дважды: «доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (20,3) и «когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден» (20,7). Тогда возникает вопрос: как же будут царствовать в тысячелетнем царстве не принявшие антихриста, если он явится только по окончании этого царства? Ответ на этот вопрос мы можем извлечь из Евангелия и послания Иоанна Богослова. Если спастись можно только через Иисуса Христа, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ), то как могли спастись ветхозаветные праведники? Сам Господь об этом говорил так: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» и «прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин. 8:56,58 ). То есть день Христов простирается на все времена: и назад, и вперед. И Авраам, уверовав и обрезавшись, фактически принял через это самого Христа и Им был спасен. Так и об антихристе Иоанн пишет: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время» ( 1Ин. 2:18 ). Так Иоанн в самом начале «времени благоприятного» мог писать о его конце как о чем-то уже наступившем. Антихрист, человек греха, еще не пришел, еще не установил своей иконы и не начал запечатлевать своих подданных, но уже теперь «много антихристов» и «последнее время». Так со времен Христа и апостолов все, не поклонившиеся этим лжехристам и лжепророкам, все, отвергшиеся мерзкого идолослужения и всякого безбожия и греха, все, сохранившие в челе своем правые мысли и творившие руками своими правые дела, уже фактически не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою . Таким образом в этой второй группе виденных Иоанном можно разуметь всех христианских мучеников времени благодати. Всякий мученик, отрекаясь от мира, греха и сатаны, и умирая за Христа, уже фактически не склонил своих колен перед грядущим антихристом и не принял его печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010