“Время плакать, и время смеяться; Время сетовать, и время плясать” Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 17-я Протоиерей Олег Стеняев Прошлый раз мы беседовали о смерти и погребении праматери Господа Иисуса Христа Сарры, теперь мы переходим к радостному и веселому моменту в библейском повествовании: это история о сватовстве – 24я глава Книги Бытия. И действительно, Всему свое время, и время всякой вещи под небом (Еккл. 3, 1); и еще: время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий (Еккл. 3, 4–5). С другой стороны, это мистический образ единения Христа-Жениха с Церковью-Невестою! Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Ефес. 5, 27). Семья и есть изначальная Церковь, как ее и воспринимали святые апостолы Блаженный Феофилакт восклицает: «Не просто чистой, но славною! И так как Христос – источник всех благ для Церкви, так и ты будь тем же для своей жены; и как Он сообщил душевную красоту Церкви, так и ты старайся об этом, а не о телесной красоте. И если ты будешь искать душевной красоты в своей жене, то скоро ее создашь в ней, упорядочивая ее и делая славной по духу и для себя, и для Бога» . – То есть в понимании древних христианских экзегетов для верующих мужчин и женщин вся система взаимоотношений Христа с Церковью – это и есть икона взаимоотношений мужа и жены. Читаем: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25); и еще: Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь (Еф. 5, 29). И более того, сама семья и есть изначальная Церковь, как ее и воспринимали святые апостолы, нарекая домашнюю их церковь (Рим. 16, 4), приветствуя и отдельных христиан с домашнею их церковью (1 Кор. 16, 19). Блаженный Августин стремление к брачным узам в ветхозаветные времена напрямую связывал с могущим тогда у них родиться Христом (Мессией), этим оправдывая и объясняя такую приверженность брачному союзу: «Это увеличение числа детей, которое для ветхих святых было настоятельнейшим долгом в силу необходимости порождения и сохранения народа Божия, в котором должно было возобладать пророчество о Христе, теперь уже не имеет такой настоятельной надобности. Конечно же, множество отпрысков, где бы ни были они рождены по плоти, из всех народов, как очевидно, может теперь приобрести духовное рождение. И то, что написано: Время обнимать, и время уклоняться от объятий (Еккл. 3, 5), можно понять как разделение на то (т.е. ветхозаветное – О.С.) и нынешнее (т.е. новозаветное – О.С.) время; то время было временем обнимать, а это – время уклоняться от объятий» .

http://pravoslavie.ru/110108.html

В виде наследства, по смерти отца, Ф. Ст. между прочим получил часть изорванной Псалтири. Он часто брал эту книгу в свои руки, любовался ей, как бы каким сокровищем, перелистывал ее, и глядя в нее, часто думал в себе, как бы ему научиться уметь ее читать. И вот запало в нем непреодолимое желание учиться грамоте. В то время в одной с ним деревне была одна очень грамотная девица, дочь одного бедного крестьянина, выучившаяся у своей тетки-раскольницы в пустыне. Она была родственницей сестре Ф. Ст. и потому часто хаживала к ним, иногда с какой-нибудь работой, как например с прялкой, с шитьем, с вязаньем; а иногда для того, чтобы поиграть. Случалось, что она нередко и ночевала у них. Это послужило Ф. Ст. удобным случаем поучиться у нее. Девушка выучила его в продолжении некоторого времени читать по складам четыре слова из 17-й кафизмы, именно: блажени непорочнии в путь ходящии… . Это обучение началось прямо со складов и было чисто механическим, так что Ф. Ст., хотя складывать и знал, но складываемых букв не различал, и не знал, как назвать каждую из них отдельно. Впрочем, как бы то ни было, но это занимало Ф. Ст., и он радовался, воображая, что умеет уже маленько читать. Вследствие этого желание учиться еще более стало усиливаться в нем. Дело было осенью. Ф. Ст. в это время получил некоторую долю зернового хлеба от крестьян, обрабатывавших его землю за половинный урожай. Часть этой доли он вздумал употребить на обучение себя, на что согласна была и его бабка, Вот он и отдал четыре четверика ячменя той девице, которая положила в нем основание науки. Так как девица эта принадлежала к бедному семейству, то она с удовольствием согласилась за этот гонорарий выучить Ф. Ст. грамоте. Выпросивши у одной своей тетки азбуку, Ф. Ст. стал постоянно ходить к своей нанятой учительнице, а иногда сама учительница приходила к нему, и дело изучения пошло своим обычным порядком. В продолжении двух-трех месяцев, под руководством своей учительницы, Ф. Ст. узнал буквы, выучил склады и прошел пять кафизм псалтири. За тем учительница сочла свою обязанность оконченной. К этому времени Ухтостровско-Троицкой церкви местным дьячком открыта была школа, и к нему собралось для обучения до сорока мальчиков. Стал проситься к нему и Ф. Ст., чтобы поучиться писать, и дьячек охотно принял его. Школьные его товарищи приносили с собой в школу из дому обед. Но Ф. Ст. приносить с собой было нечего, так как он кормился преимущественно только подаяниями во имя Христово. Бывало, как только ученики расположаться в школе обедать, Ф. Ст. загнет подол своей рубахи и пойдет собирать кусочки по своим товарищам, с приниженным видом обращаясь к каждому: “подай Христа ради!” И товарищи подавали ему, кто сколько мог. И таким образом, Ф. Ст. учился и кормился в приходской школе целый год. По праздничным дням он, между тем, ходил в Церковь , становился на клирос и помогал дьячку петь и читать. Дьячек любил его за это и оказывал ему со своей стороны поощрение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/skazanie...

Скачать epub pdf 5. Неделя мясопустная. О страшном суде. Суд совести и суд Божий (начало) (Мф. 24:31–46) «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» ( 1Кор. 11:31 ). Остаётся одна неделя, благочестивые слушатели, до дней святой четыредесятницы. Предыдущие недели: о мытаре и фарисее и о блудном сыне уже приблизили нас к Великому посту, показав нам и пример смиренного покаяния, и пример благоразумного возвращения блудного сына к Отцу Небесному. В наступающую неделю Страшного Суда святая Церковь Евангельским чтением приоткрывает пред нами завесу будущего суда Божия, чтобы расположить нас к великопостному покаянию и исправлению. Братия и сестры! Господь сотворил человека по Своему образу и подобию, дав ему разум, сердце и свободную мысль. Разум Он дал ему, чтобы освещать им путь своей жизни: различить доброе и злое, лукавое и соблазнительное, хорошее и плохое, полезное и вредное. Сердце дал ему, чтобы возлюбил им Бога и ближнего своего. Свободную волю дал, чтобы засевал в душе своей семена добра и напряжением этой воли осуществлял в своей жизни всё спасительное и всё полезное. Если человек поступает в своей жизни согласно голосу разума, чувства любви и требований совести, то он поступает как разумно волящее, свободное существо. И чем больше так поступает, тем больше эту свободную волю укрепляет и развивает. И, наоборот, если человек предпочитает в жизни плохое, вредное, греховное, то со дня на день он теряет свободу воли, превращаясь в раба греха и порока. Раб же греха теряет человеческое достоинство и звание чада Божия. Братия и сестры! Нет на земле человека совсем духовно-мёртвого и уже совсем погибшего, ибо нет человека без проблесков разумности, сердечности, совестливости. Как бы плохо и греховно ни поступал человек, всё равно в глубине своей души и не совсем попранной совести он сознаёт, что поступает неправильно и от этого в той или иной степени страдает и мучается. И все мы время от времени чувствуем уколы и укоры совести. Это происходит и тогда, когда мы кого-либо обидели, или осудили, или соблазнили, или сказали лишнее слово. Это происходит и тогда, когда нужно было что-то мужественно сказать, а мы по боязни неприятностей не оказали, и наоборот, когда нужно было смолчать, а мы по своей вспыльчивости не смолчали. Голос совести, освещённый и усиленный светом разума, и есть наш первый и основной судия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Закрыть itemscope itemtype="" > Эпоха духовных чад прп. Иустина (Поповича) не завершена Один за другим скончались легендарные «Три А» — владыки Амфилохий, Артемий и Афанасий 06.03.2021 2044 Время на чтение 7 минут 4 марта скончался епископ Афанасий (Евтич) , один из легендарных «Трёх А», любимых учеников прп. Иустина (Поповича), которые, наряду с ныне здравствующим епископом Иринеем (Буловичем), определяли лицо Сербской Православной Церкви конца ХХ – начала XXI века. Помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров беседует с нашим постоянным автором, руководителем Русского Собрания в Сербии Ранко Гойковичем . Павел Тихомиров: Как воспринимали этих владык в 90-е годы, в годы церковного возрождения? Ведь каждый из них был воплощением определённого культурно-психологического типа. Митрополит Амфилохий воспринимался как утончённый философ и поэт, епископ Артемий – как бескомпромиссный ревнитель, а епископ Афанасий – как воплощение «народного владыки». На чём основывалось такое восприятие? Насколько верно оно отражало и характеры владык, и отношение к ним паствы? Ранко Гойкович: Да, у святого Иустина Челийского было 4 ученика, позже известных епископов СПЦ – упокоившиеся Амфилохий, Артемий и теперь Афанасий, а также ныне здравствующий владыка Ириней (Булович). Должен сказать, что из-за своей энергичности, и, вероятно, из-за дара слова, в обществе начиная с 80-х – и вплоть до своей кончины особенно выделялись владыки Амфилохий и Афанасий. И многие сербы в те годы, после смерти сербофобного коммунистического председателя Тито, приняли крещение благодаря этим – тогда ещё молодым – епископам. Благодаря своей несомненной харизме оба стали и оставались до своей кончины одними из самых любимых владык в сербском народе. К сожалению, в Сербии достаточно лжецерковных аналитиков и «ревнителей не по разуму», которые в сущности не обладают целостным церковным сознанием и понятия не имеют о конструктивной критике. Отдельные «ревнительские сайты» в своей критике священноначалия СПЦ опустились на уровень таблоидов и жёлтой прессы. Не разбирая средств, дабы «очернить» неугодных им владык, не гнушаются публиковать письма откровенных раскольников, которые и блаженнопочившего Патриарха Павла называют «иезуитом». Своё несмирение проявили и во время выбора нового Патриарха.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/06/ep...

Закрыть Назидание смертью На первой седмице Великого поста архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт обратился к своей пастве со словом о назидании смертью 19.03.2016 439 Время на чтение 3 минуты «Во время поста святая Церковь назидает, назидает примерами жизни людей. И пример назидания, на который сегодня я хотел бы вместе с вами обратить внимание, - это назидание смертью. Понимаю, как эти слова могут быть услышаны сейчас некоторыми из вас. Чаще всего принято не говорить об этом. Мы часто хороним. Но сколько бы нам в нашей жизни не пришлось хоронить наших друзей, наших родных и близких, дорогих нам людей, мы никогда не привыкаем к похоронам. И очередная печальная весть вновь и вновь в нашем сердце вызывает горечь. Но это не означает, что о смерти говорить не стоит». В вечности все будет не новое, но продолжится начатое. Твоя любовь продолжится в вечности. Твоя вера продолжится в вечности. Твоя ненависть продолжится в вечности «...В Великом покаянном каноне Церковь устами Священного Писания говорит, побуждает нас к покаянию пред вратами смерти: «Восстани, душа, что спишь? Конец приближается. Что ты ответишь о своей собственной жизни?» Оказывается, мысль о смерти - это не страх, а наоборот, - это соль жизни. И чем глубже, чем откровеннее мы размышляем о смерти - не других, а своей собственной, приближающейся, - тем острей, сильней, живей, наконец, должна быть наша собственная жизнь. Ведь смертью можно приобрести жизнь вечную - или навсегда ее потерять, оказавшись в преисподнем аду». «К большому сожалению, во многих наших семьях как-то не принято размышлять о смерти с домашними, а чаще приходится слышать, что детям лучше вообще не говорить об этом. Кажется, что мы пытаемся скрыться, спрятаться от смерти. Но только прячемся мы не за жизнью, а за всякими страхами или даже отчаянием. Как часто приходится слышать от людей: «Вот умру, и тогда - все». И говорят о своей собственной смерти, как будто она станет решением всех проблем, как будто больше их не будет. Какая горькая ложь! Вечная жизнь только начнется, и начнется с того, что ты положишь началом своей жизни временной.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

     В духовной жизни, чтобы в «прелесть» не попасть, нужно жить «просто» — брать все как оно есть, т. е. исходя во всех поступках своих из истинного положения дел, и из своей меры. Об этом сказал преподобный Серафим: «добродетель не груша, ее сразу не съешь». Т. е. желаемое человеком какое-либо духовное достижение нельзя достигнуть иначе, чем оно достигается вообще, по духовным законам («законно подвизаться»). А это очень связано с тем, чтобы знать свое состояние и свою меру и из нее исходить в своих трудах и усилиях, стремящихся к желаемому, иначе — начало всех «прелестей» — отсюда! Не зная себя и потому не исходя в своей духовной жизни, из наличного своего состояния и из своей меры, человек и вступает на ложный путь, что и есть начало прелести. Когда человек, не зная своей меры, не исходит из нее, тогда он «во истине не стоит» (как Господь сказал о диаволе), а следовательно, вступает в область фантазии и мечтания, а это и есть начало «прелести». «Прелесть есть утрата истины» — определяет епископ Игнатий Брянчанинов. И эта утрата истины началом своим имеет утрату истины именно о своем наличном, внутреннем состоянии, тогда и начинает человек ошибаться в своих расчетах и планах о своей духовной жизни, ставить себе цели, не соответствующие его внутреннему состоянию и его потребностям (в истинном, как правильно и должно, по его состоянию и мере духовного его возраста), а берется за то, что ему хочется и представляется нужным. Молодое деревцо, недавно посаженное, не может дать плодов, нужно ему сначала возрасти, потом дать цвет, тогда уже и даст плод, т. е. в свое, законное время! Так и преподобный Григорий Синаит определяет прелесть: «аще неции совратишася, вреждени бывше умом (что и есть прелесть, утрата истины) веждь яка от самочиния и высокомудрия се пострадаша». Что же это за «самочиние и высокомудрие», о котором говорит преподобный как о причине прелести? Сии суть неправые побуждения к духовной деятельности, по причине которых человек делает не то, что ему на самом деле нужно, чтобы правильно духовно возрастать, т. е. по причине самочиния и высокомудрия человек начинает действовать несоответственно своему наличному, внутреннему состоянию, — нужно ему одно, а он делает другое.

http://pravoslavie.ru/99144.html

А. А. Александров 346 . Памяти К. Н. Леонтьева I К издаваемым мною письмам ко мне Константина Николаевича Леонтьева считаю нелишним присоединить несколько страниц, посвященных его памяти. Здесь найдут себе место и сжатая канва для его биографии, и краткий обзор его литературной деятельности, и краткие воспоминания о моем с ним знакомстве. Константин Николаевич Леонтьев – один из наиболее своеобразных и в высшей степени интересных русских писателей. Интересен он и по своей яркой и разнообразной, кипучей и полной переворотов, необычайно богатой внешним и внутренним содержанием жизни, и по столь многогранному и сложному и в то же время столь цельному и простому в своей основе миросозерцанию, и по особенностям своего оригинального и смелого, полного несокрушимой силы и тонкой, нежной грации литературного таланта, и по своеобразию своей литературной судьбы. Происходя из старого, но уже несколько обедневшего дворянского рода, родился он 18 января 1831 года в родовом имении отца селе Кудинове, Калужской губ., Мещовского уезда. Он был самым младшим, последним ребенком у своей матери, и притом – как рассказывал мне сам – не был ею доношен, родившись не девяти, а всего семи месяцев, «как Владимир Соловьев», – прибавлял он. Опасаясь за его жизнь, его в первые дни после его рождения подвешивали, завернув в заячью шкурку, к потолку бани, пока он не окреп. Первоначальное домашнее воспитание получил он под руководством своей матери Феодосии Петровны, урожденной Карабановой, отлично кончившей курс в петроградском Екатерининском институте и лично известной покойной императрице Марии Федоровне. Поступив затем в кадетский корпус, он вскоре перевелся из него в Калужскую гимназию (в 1841 г.). По окончании в ней курса поступил в 1849 году в ярославский Демидовский лицей, но там тогда, как он говорил впоследствии, «так мало занимались», что он «испугался и соскучился» и среди зимы того же года перешел на медицинский факультет Московского университета, поселившись в доме своих московских родственников.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Василий Великий родился в Кесарии, главном городе Каппадокии 7 , около 330 года 8 . Он был сын молитв отца, и тем же молитвам вторично обязан был жизнью, когда в младенчестве тяжкая болезнь угрожала ему смертью. Ночью в сновидении Господь Иисус Христос сказал скорбящему отцу то же, что некогда царедворцу в Капернауме: иди, сын твой жив есть. ( Ин.4:50 ). И младенец выздоровел 9 . Первые годы своей жизни Василий провёл у своей бабки, Макрины, в сельском уединении, близь Неокесарии, пользуясь её благочестивыми наставлениями. Макрина соблюдала в своём сердце ещё уроки Св. Григория Неокесарийского , какие преемственно сохранялись в памяти его Церкви 10 . В последствии Св. Василий, сам вступив на чреду служения церковного, при тогдашних смутных обстоятельствах, почитал особенным счастьем для себя быть столь близким наследником здравого учения сего богопросвещённого Пастыря. От Макрины Св. Василий возвратился в родительский дом. Здесь уроки матери довершили образование его сердца, a отец начал занимать его науками 11 . Но если умственное образование и не могло ещё быть совершенным, по самому возрасту отрока и ограниченности домашнего воспитания: то для образования нравственного почти нельзя было желать ничего лучше надзора и руководства матери, пламеневшей любовью к Богу. Брат Св. Василия Великого , Св. Григорий Нисский , сам вышедший из сего же домашнего училища, изобразил, как воспитывалась сестра его Макрина. Конечно, те же правила, в своей мере, прилагались к образованию и прочих детей благочестивых родителей. «Мать сама заботилась, – пишет он, – об образовании дочери своей, но не о том внешнем образовании, которое дети обыкновенные почерпают из стихотворческих произведений. Она почитала постыдным и вовсе неприличным для нежной и благовоспитанной души изучать женские страсти в трагедиях, или знакомиться с бесстыдством в комедиях, и, некоторым образом, осквернять себя нескромными рассказами о женщинах. Юная дочь изучала то, что мать находила для неё удобопонятным из богодухновенного Писания, особенно Премудрость Соломонову, и ещё более то, что служит к образованию нашей нравственной жизни (вероятно, Притчи) Она также знакома была и с книгою Псалмов, и в своё время прочитывала из них свою долю. Вставала ли с ложа, принималась ли за учение, отдыхала ли пред обедом и после обеда, идучи ко сну, стоя на молитве, везде она имела при себе псалтирь, как добрую спутницу, которая никогда не отлучается от своей подруги» 12 . При таком воспитании семейство Василия и Еммелии соделалось истинным рассадником святых и верных служителей Церкви на земле, и блаженных наследников царства Христова на небеси.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава седьмая. Лик Христа В этой краткой главе мы хотели бы сказать несколько слов о том, каким святой Силуан видит – и, следовательно, показывает – Христа. Это представление – не абстрактное и не плод воображения, и составил его святой Силуан не на основании чтения святоотеческих творений или богослужебных текстов, или Священного Писания. Он приобрел его тогда, когда Христос являлся ему, когда он Его видел и когда Дух Святой дал ему познать Его таким, как Он есть. Следовательно, это плод непосредственного опыта личной встречи, «лицом к лицу», и в то же время – плод сверхъестественного откровения. Встреча стала для святого Силуана незабываемой. Физические и духовные черты Христа глубоко запечатлелись в его памяти – до такой степени, что он больше не забывал их ни на мгновение своей жизни и непрестанно по ним тосковал. Ранее мы видели, насколько это видение Христа стало предопределяющим для старца: именно оно образовало всю его жизнь и сформировало его духовный опыт, и все основополагающие темы его свидетельства и учения зависят напрямую от него. Христос, Которого познал и дал познать нам святой Силуан, характеризуется прежде всего Своей любовью. Своей добротой, Своим милосердием, Своей сладостью, Своим покоем и Своим смирением. 1. Любовь Христова Силуан непрестанно прославляет величие любви Божией. Эту любовь он познал, когда по благодати Святого Духа получил сверхъестественное знание о Боге, в котором ему было открыто, что Бог, как провозгласил евангелист Иоанн, есть любовь. Как и Сам Бог, эта любовь безгранична и поэтому – непостижима и неизреченна (см. с. 301–302); она несоизмерима с той любовью, которую может испытывать человек (см. с. 387–388). Только Бог может дать нам познать ее через Духа Святого. «Много нас любит Господь, познано это от Духа Святого, Которого дал мне Господь по единой милости Своей» (с. 297). «Ты же, Господи... дал мне познать Твою великую любовь...» (с. 299). «Но разуметь эту великую любовь без благодати Святого Духа никто не может» (с. 391). «...Только Дух Святой открывает нам Его великую любовь» (с. 513).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

На восточном берегу Ладожского озера, при небольшому заливе, красуется древняя Андрусова обитель. Местоположение ее в высшей степени веселое и чарующее – особенно летом; с одной стороны окружают ее живописные горы, с другой – пред нею рисуется необозримый бассейн древнего озера Нево, с большими и малыми островами, покрытыми зеленью. Красоты природы в это время оживляются еще и деятельностью человеческою. Но синей поверхности вод то реют большие суда, то плывут и колышутся рыбачьи лодки 1 . Создателем этой пустыни был один из Московских бояр, по имени Андрей Завалишин, тот самый, который Иваном III сослан был за неизвестную провинку его в свое поместье 2 , в Олонецкий уезд 3 . Проживая здесь, Завалишин нечаянно встретился со знаменитым пустынником Александром Свирским , и, по примеру его, сам сделался монахом. Вот как это случилось. Завалишин любил звериную ловлю, держал у себя охотников и псов и с своей дружиной часто потешался травлею зверей в соседних дремучих лесах. Однажды в густой чаще пред глазами ловца показался олень; Завалишин бросился за зверем и преследовал его с такой быстротой, что далеко оставил за собою своих спутников. Но легкий зверь увлекал охотника все дальше и дальше; наконец взбежал на высокий холм, быстро бросился в восточную сторону и исчез. Изумленный охотник должен был отказаться от преследования и хотел воротиться к своей дружине, которую между тем потерял вовсе из виду. Но Промысл приготовил ему другой лов. Отойдя немного, Андрей видит пред собою маленькую хижину и следы ног человеческих. Он подошел к хижине и, догадываясь, что тут живет какой-нибудь отшельник, постучался в дверь. Дверь отворилась, и на пороге встретил его труженик, изнуренный молитвой и постом, в одежде ветхой и разодранной, – то был преподобный Александр Свирский . Сначала пустынник испугался посетителя, видя давно уже невиданное им лице человеческое, но затем, собравшись с духом, приветствовал Андрея и вступил с ним в искреннюю духовную беседу. Боярин рассказал пустыннику о своем звании, занятиях и о том, как открыл он его жилище. Угодник в свою очередь поведал собеседнику о своей внутренней борьбе с помыслами, о болезни утробы, питаемой быльем и о том, как изнемог он до умертвия и как в видении некий преславный муж исцелил его и заповедал работать до конца жизни. Рассказ пустынника о своих аскетических подвигах произвел глубокое впечатление на душу боярина. Он заставил Андрея задуматься над своей судьбой и позаботиться о высших интересах своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Elpidifor-Bars...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010