Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА (Ок. 335 - 414), свт. (пам. 24 июня; пам. зап. 7 янв., 22 июня), еп. Ремесианский [лат. Nicetas Remesianensis], проповедник и богослов, известен как «апостол румын». Жизнь Источники Сведения о жизни Н. содержатся в 2 поэмах свт. Павлина Милостивого , еп. Ноланского, лично знавшего Н. ( Paul. Nol. Carm. 17, 27), а также в послании свт. Павлина Сульпицию Северу ( Idem. Ep. 29. 14). Свт. Павлин рассказывает о добродетелях Н., о его миссионерской деятельности в Дакии, о его поездках в Италию в кон. IV - нач. V в. Имя Н. упомянуто в 2 посланиях Римского еп. Иннокентия I , датируемых 409 и 414 гг. ( Innocent. I, papa. Ep. 16, 17). Др. источник биографических сведений о Н.- 22-я гл. соч. «О знаменитых мужах» Геннадия Марсельского , посвященная лит. деятельности Н. Имя и труды Н. изредка упоминаются у позднейших зап. писателей - Кассиодора , Исидора Севильского , Беды Достопочтенного и нек-рых др. Происхождение и образование О точном времени и месте рождения Н. ничего не известно. Предположительно он род. ок. 335 г. ( Burn. 1905. P. XXXV; Walsh. 1970. P. 7; Riggi. 1985. P. 5), др. датировки - ок. 340 г. ( Soroceanu. 2013. S. 13), ок. 350 г. ( Gamber. 1969. S. 9; поздняя датировка плохо согласуется с данными биографии Н.). По всей вероятности, местом рождения Н. был г. Ремесиана (диоцез Дакия; ныне Бела-Паланка, Сербия), где впосл. он был епископом ( Burn. 1905. P. XIX-XX; Soroceanu. 2013. S. 16). Свт. Павлин Ноланский свидетельствует, что родной город Н. находился в Дакии ( Paul. Nol. Carm. 17. 17; ср.: Ibid. 17. 143), рядом с г. Скупи, в пров. Дардания (ныне Скопье, столица Македонии) (Ibid. 17. 195-196; в связи с этим неосновательна гипотеза К. Гамбера о том, что родиной Н. могла быть Италия (Рим): Gamber. 1969. S. 8). Имя Н. греч. происхождения; при этом родным языком Н. была латынь, о чем свидетельствуют его сочинения (см.: Senjak. 1975. S. 116; Soroceanu. 2013. S. 13). Однако Н. владел в достаточной степени и греч. языком (см.: Nicet. Rem. De Spirit. Sanct. pot. 16; Walsh. 1970. P. 7). В сочинениях Н. также прослеживается как западное латинское, так и вост. греч. влияние ( Soroceanu. 2013. S. 102). Возможно, Н. начал церковное служение в Аквилее в чине иподиакона и ему было адресовано одно из писем блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. Ep. 8: Ad Niceam hyppodiaconum Aquileiae//PL. 22. Col. 341; о спорности этого отождествления см.: Burn. 1905. P. XII-XIII; Soroceanu. 2013. S. 15). Епископство

http://pravenc.ru/text/2565348.html

Петра Наталиса ( Petr. Natal. CatSS. V 140). При составлении Римского Мартиролога кард. Цезарь Бароний (см. Бароний Цезарь ) пришел к ошибочному выводу о том, что Н., о к-ром упоминал свт. Павлин Ноланский, и Ницея Ромацианский - разные люди. Поэтому он указал под 7 янв. поминовение Н., епископа в Дакии и просветителя варварских народов, известного благодаря сочинениям свт. Павлина (вероятно, дата выбрана произвольно). Под 22 июня в Римском Мартирологе значится поминовение «св. Ницеи, епископа города Ромациана», заимствованное кард. Баронием из каролингских Мартирологов. В комментарии, включенном в издание 1587 г., кард. Бароний пояснил, что Ницея, по его мнению, был преемником еп. Хромация († 407/8) на кафедре Аквилеи. На этом основании в Аквилейском Патриархате было введено богослужебное поминовение Н. как патриарха Аквилейского, жившего во время нашествия гуннов на Римскую империю. Болландист Д. Папеброх исправил ошибку Барония и доказал, что записи под 7 янв. и 22 июня относятся к Н., еп. Ремесианы, о к-ром упоминали свт. Павлин Ноланский и Геннадий Марсельский (ActaSS. Iun. T. 4. P. 243-247). В совр. редакции Римского Мартиролога поминовение Н. указано под 22 июня. В визант. традиции почитание Н. отсутствовало. Из правосл. авторов о нем впервые упомянул архиеп. Филарет (Гумилевский) , к-рый составил жизнеописание святого и указал его память под 24 июня ( Филарет (Гумилевский), архиеп. Святые южных славян. Чернигов, 1865. С. 103-109). Впосл. поминовение Н. 24 июня (7 июля) было установлено в Болгарской и Сербской Православных Церквах, с 1992 г.- также в Румынской Православной Церкви. Лит.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 365-368; Iun. T. 4. P. 243-247; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 312, 431, 482; MartRom. Comment. P. 9-10, 249-250; Bosio G. Niceta, vescovo di Remesiana//BiblSS. Vol. 9. Col. 893-897. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/2565348.html

Община аскетов, основанная П. и Теразией, была одним из первых монашеских объединений на Западе. П. переписывался со мн. влиятельными церковными деятелями, богословами и аскетами; нек-рые из них приезжали в Нолу, чтобы встретиться с ним. Среди его корреспондентов были блж. Августин , свт. Виктриций Ротомагский (Руанский), свт. Евхерий Лугдунский (Лионский), блж. Иероним Стридонский , прп. Мелания Старшая , свт. Никита Ремесианский, Руфин Аквилейский, Сульпиций Север . Многие из них не ладили друг с другом, однако П. стремился поддерживать дружеские отношения со всеми, кто разделяли его аскетические убеждения. В 409 или 410 г. П. был возведен на епископскую кафедру Нолы (вероятно, после смерти Теразии). Вскоре Нола была разграблена вестготами под предводительством Алариха. Предположительно, об этом событии идет речь в предании, изложенном свт. Григорием I Великим : во время вторжения вандалов П. истратил все церковные средства на выкуп пленных и предложил заменить собой единственного сына вдовы, захваченного варварами. Долгое время он работал огородником у некоего знатного вандала, к-рый уважал его за мудрые суждения. Узнав, кем был П., варвар вернул ему свободу, позволив взять с собой всех пленных жителей Нолы ( Greg. Magn. Dial. 3. 1; ср.: Flodoardus Remensis. De Christi triumphis apud Italiam. XIII 10//PL. 135. Col. 843-844). Благодаря аскетическому образу жизни, щедрой благотворительности и лит. дарованиям П. приобрел безупречную репутацию и пользовался большим уважением среди современников ( Hydat. Chron. 81; Eucherius Lugdunensis. De contemptu mundi//PL. 50. Col. 718-719). Впосл. свт. Григорий Турский восхвалял П. за отречение от мирской славы и богатства и за его стремление помогать нуждающимся ( Greg. Turon. Glor. conf. 108). Сочинения Эпистолярные (CPL, N 203) и поэтические (CPL, N 202) произведения П. написаны изысканным стилем с обилием риторических отступлений, что делает их сложными для восприятия. Из ранних поэтических работ П. известен панегирик имп. Феодосию I Великому в честь победы над узурпатором Евгением (не сохр.). После обращения к аскезе П. писал только на религ. темы, воспринимая поэтическое творчество как служение Богу («литературная аскеза»). Опираясь на античное наследие (Овидий, Вергилий, Лукан, Катулл) и на творчество своего учителя Авзония, П. использовал светские лит. жанры, наполняя их христ. содержанием. Т. о., христ. идеи выражались при помощи античных художественных средств. В пространных письмах П. изложены его представления о всемирном сообществе аскетов, связанных узами братской любви. Среди сочинений, к-рые приписывались П.,- стихотворное Житие св. Мартина, к-рое в действительности составил галльский поэт Павлин из Петрокорики (CPL, N 1474). Почитание

http://pravenc.ru/text/2756798.html

1-я, остававшаяся верной строгому никейцу свт. Евстафию , еп. Антиохийскому, скончавшемуся в ссылке, возглавлялась Павлином, рукоположенным во епископа Антиохийского Луцифером Каралитанским в 362 г. ( Sozom. Hist. eccl. V 12-13; Socr. Schol. Hist. eccl. III 6; IX 2). 2-я партия, отделившаяся от партии свт. Мелетия под влиянием еп. Аполлинария (младшего) Лаодикийского, возглавлялась пресв. Виталием (впосл. Виталий I , еп. Антиохийский). Поддерживаемый Аполлинарием, Виталий отказался примкнуть к Павлину, которого он обвинял в савеллианстве (см. Модализм ) ( Epiph. Adv. haer. 77. 20). В свою очередь Павлин нападал на учение Аполлинария о Воплощении , противоречившее учению свт. Евстафия Антиохийского. Е. К. столкнулся с ересью Аполлинария в 370 г., когда сторонники последнего прибыли на Кипр и, ссылаясь на авторитет учителя, стали распространять там неправосл. учения. Е. К. пришлось созвать поместный Собор, на к-ром заблуждения сторонников Аполлинария были осуждены, хотя сам Е. К. сомневался, что источником столь нелепых заблуждений мог быть Аполлинарий (Ibid. 77. 2). Е. К. сообщает (Ibid. 77. 20, 22-23), что он неоднократно принимал у себя посланников Виталия и, несомненно, еп. Павлина, после чего решил сам отправиться в Антиохию и нанести визит им обоим. Когда в 376 г. Е. К. прибыл в Антиохию, Павлин показал ему экземпляр «Свитка к антиохийцам», принятого Александрийским Собором 362 г. и подписанного рукой свт. Афанасия, а внизу стояла подпись еп. Павлина (Ibid. 77. 21; Athanas. Alex. Ad Antioch. Col. 809). Незадолго до этого в Антиохию пришло письмо от Римского еп. св. Дамаса I , в к-ром он поддерживал еп. Павлина и призывал сторонников Виталия объединиться с ним ( Damas. Ep. 3). Исходя из сложившегося положения, Е. К. установил полное церковное общение (τελεα κοινωνα) с еп. Павлином ( Epiph. Adv. haer. 77. 20), а также попытался убедить Виталия присоединиться к еп. Павлину, но не добился в этом успеха (Ibid. 77. 20; 77. 22). По-видимому, именно тогда Виталий был рукоположен Аполлинарием Лаодикийским во епископа Антиохийского и со своими приверженцами учинил еще один церковный раскол ( Sozom.

http://pravenc.ru/text/Епифаний ...

В 1845 г. в связи с притеснениями от новой игумении Владычного мон-ря Е. К. переселилась из Серпухова в расположенное на правом берегу р. Оки с. Колюпаново Тульской губ. Местная помещица Н. А. Протопопова построила для нее домик, но блаженная поселила в нем своих собак и кошек, сама же подвизалась в каморке. Всю приносимую ей пищу она отдавала домашним животным, питалась лишь тем, что оставалось от них. Е. К. духовно окормлялась у служившего в колюпановском Казанском храме (освящен 4 февр. 1783) свящ. Павла Просперова (впосл. пострижен в монашество с именем Павлин, 30 окт. 1899 скончался в Троице-Сергиевой лавре). Неск. лет Е. К. принимала приходящих к ней за советами и с просьбами о молитве посетителей. Она часто посещала управляющего Мышегским чугунолитейным заводом А. И. Цемша, который построил для блаженной в своем саду уединенную келью. Жители мест. Мышега обращались к Е. К. за советом, с радостью принимали в своих домах. Е. К. предсказала начало Крымской войны (1853-1856) и оборону Севастополя (1854-1855), гос. переворот 1848 г. во Франции, положивший конец правлению кор. Луи Филиппа, и восстановление (1852) империи Наполеоном III. В 1850 г. в беседе с Протопоповой Е. К. предсказала скорое назначение на Тульскую и Белёвскую кафедру еп. Димитрия (Муретова) . В 1851 г., во время первой же поездки по епархии, епископ посетил с. Колюпаново, Казанский храм, навестил Протопопову. Однажды старица предупредила Протопопову: «К обеду приедут гости... Игумения едет». Действительно, в тот день в Колюпаново приехала послушница Сезёновского мон-ря Тамбовской губ. Евфимия Моргачёва, впосл. игумения (см. Серафима (Моргачёва) ). Рака над мощами блж. Евфросинии в ц. Казанской иконы Божией Матери в Колюпановском мон-ре. Фотография. 2008 г. Рака над мощами блж. Евфросинии в ц. Казанской иконы Божией Матери в Колюпановском мон-ре. Фотография. 2008 г. Е. К. любила уединяться в глубоком овраге на берегу Оки, в 1 версте от Колюпанова. Рядом с речкой Прошенкой, протекавшей по дну оврага, подвижница выкопала небольшой колодец и, когда больные обращались к ней за помощью, говорила: «Берите воду из моего колодезя - и будете здоровыми». Подвизавшийся в Калужской епархии иеросхим. Герасим (Брагин-Мартынов) вспоминал, что в юности вместе с отцом часто ловил рыбу в Оке и возле с. Колюпанова видел молившуюся старицу.

http://pravenc.ru/text/187892.html

Со времени освящения Введенского храма службы в общине совершались по монастырскому чину. В церкви служили клирики Киево-Печерской лавры, в т. ч. иеромонахи Мардарий, Макарий, Павлин, Дионисий, Адам, Алипий I и Алипий II. В окт. 1887 г. игум. Евфалия обратилась к митр. Платону с прошением определить в общину постоянного священника, к-рому предлагались жалованье 350 р. в год, бесплатная квартира. Вскоре на служение в К. м. был назначен свящ. (впосл. прот.) Павел Загродский ( 1899). В дальнейшем духовниками К. м. служили, как правило, клирики из числа белого духовенства Киева, в т. ч. священники Кодрат ( 1903) и Андроник Кобылковские, с 1903 г.- Хрисанф Коцюбинский, с 1906 г.- Макар Сергеев, с 1907 г.- Василий Коломейцев, с 1915 г.- Зиновий Гребентский, Андрей Колбус. Обитель посещали: 12 окт. 1883 г.- патриарх Иерусалимский Никодим I , 8 авг. 1881 г.- архиеп. Палладий (Раев) , Киевские митрополиты и викарии, др. архиереи Русской Церкви, несколько раз - вел. кнг. Александра Петровна Романова (см. Анастасия Киевская , мон.), 21 авг. 1912 г.- вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . 1921-1992 гг. В 20-х гг. XX в. сестры и клирики обители подвергались гонениям. 28 янв. 1921 г. насельницы подали в Отдел управления Киевского губ. революционного комитета заявление на регистрацию церковной общины и утверждение нового устава, согласно которому она организуется для «взаимного содействия удовлетворению церковно-религиозных потребностей ее членов под руководством епископа». 14 марта 1922 г. в общину был назначен свящ. Владимир Попов. 24 июня того же года указом временного управляющего Киевской епархией архиеп. Михаила (Ермакова) на служение в общину был назначен прот. Борис Квасницкий, пользовавшийся авторитетом среди прихожан. Но 20 сент. 1928 г., после отказа в поддержке Декларации митр. Сергия (Страгородского) , митр. Михаил (Ермаков) отстранил прот. Б. Квасницкого от должности монастырского духовника. Впосл. протоиерей примкнул к иосифлянскому движению, служил в принадлежавшей иосифлянам Покровской ц. на Подоле. Известно, что его деятельность вызвала раскол в общине К. м.: неск. монахинь ушли с ним из обители и стали нести служение при Покровской ц. на Подоле ( Шкаровский. 1999. С. 93). В 1930 г. прот. Б. Квасницкий был арестован по обвинению в принадлежности к «Киевской группе Истинно православной церкви». По нек-рым сведениям, незадолго до 2-го ареста (янв. 1931) клирик признал каноническое священноначалие РПЦ.

http://pravenc.ru/text/1684547.html

П. м. посетила королева Эллинов Ольга Константиновна с сыном, принцем Христофором (Московские вед. 265, 25 сент. 1900. С. 2). 16 апр. 1903 г. обитель посетили имп. Николай II и вел. кн. Сергей Александрович с супругами (Моск. ЦВед. 1903. 15/16. С. 203). С окт. 1903 г. до кон. 1905 г. в мон-ре действовала школа для послушников. В нач. ХХ в. в Н. П. м. ежедневно служили 3 литургии: сразу после утрени, начинавшейся в 4 ч., в 7 ч. и в 9 ч. 30 мин. утра; вечерню служили в 16 ч. ( Дмитриев. 1909. С. 121). Храмовыми праздниками были Преображение Господня (6 авг.), Покров Пресв. Богородицы, дни памяти прп. Романа Сладкопевца (1 окт.), свт. Димитрия Ростовского (21 сент.), прп. Сергия Радонежского (25 сент. и 5 июля), вмц. Екатерины (24 нояб.), вмц. Варвары (4 дек.), прп. Саввы Освященного (5 дек.), свт. Николая Чудотворца (6 дек. и 9 мая), дни празднования Печерской иконы Божией Матери (3 мая) и иконы Божией Матери «Знамение» (27 нояб.) (Там же). Преемником архим. Климента стал архим. Борис (Шипулин, 1906-1909; впосл. архиепископ), при котором в обители развернулись масштабные работы: была отремонтирована ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» (1906), в Покровской ц. устроено пароводяное центральное отопление, завершено обновление и освящены приделы в честь Печерской иконы Божией Матери и во имя прп. Саввы Освященного (27 нояб. и 3 дек. соответственно), возобновлена живопись алтарей и всего храма, благоустроены Преображенский собор и ц. вмц. Екатерины, произведена отделка церквей в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя прп. Сергия Радонежского, колокольни и св. ворот, расписана Хлебодарная (Хлебодаренная) палата (1907), промыта живопись и капитально переустроен иконостас Покровской ц., заменены треснутые колокола, вызолочены кресты на главах Преображенского собора, расширен братский корпус (1908). С 30 окт. 1906 г. архим. Борис состоял благочинным ставропигиальных мон-рей. 3 марта 1909 г. в настоятельских покоях Н. П. м. под его председательством прошло общее собрание настоятелей ставропигиальных обителей. Оно постановило с 1 сент. 1909 г. вновь открыть школы при мон-рях; по составленной новой программе обучения все послушники подразделялись на старшую и младшую группы, с 2-годичным курсом обучения каждая. Т. о., вновь открылась школа для послушников при Н. П. м. (действовала до 1914), в которой до 1911 г. фактически единственным преподавателем был послушник П. К. Крошечкин (с 1910 иеродиакон; впосл. архиепископ сщмч. Павлин (Крошечкин) ) (Жизнеописания. 2002. С. 9-10, 12, 14).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Главный визант. центр почитания К. и Д. находился в К-поле, это т. н. Космидион (Κοσμδιον) - базилика (впосл. мон-рь), посвященная святым, давшая название окрестному району. Точное месторасположение храма неизвестно, наиболее вероятно, что он находился в р-не Эюп. С этой церковью связано множество посмертных чудес К. и Д., в ней скорее всего имелись их мощи. Строительство Космидиона в визант. источниках приписывается Павлину, другу имп. Феодосия II (Павлин казнен ок. 439/42), однако, по мнению Р. Жанена, четких доказательств этому нет. Имп. Юстиниан I (527-565) отремонтировал Космидион. Юстиниан считал, что он исцелился от некой болезни при помощи К. и Д.; тяжело заболев, император пришел к храму св. врачей и лег напротив входа, К. и Д. явились ему в видении и избавили от болезни ( Procop. De aedif. I 6). В VII в. Космидион был разграблен аварами, впосл. восстановлен. В 822 г. мон-рь избрал своим штабом осаждавший К-поль мятежник Фома Славянин. Упоминается в визант. источниках и в последующие века. Космидион был разрушен после падения К-поля в 1453 г. Св. бессребреник Косма. Мозаика Ротонды вмч. Георгия Победоносца в Фессалониках. 1-я пол. V в. Св. бессребреник Косма. Мозаика Ротонды вмч. Георгия Победоносца в Фессалониках. 1-я пол. V в. На одном из заседаний VII Вселенского Собора, где главным являлся вопрос об иконопочитании, были зачитаны 2 чуда из собрания посмертных чудес К. и Д. ( Mansi. T. 13. Col. 64-68). Некий человек в течение 15 лет страдал от фистулы (незаживающее отверстие) на бедре. Ни притирания, ни операции не помогали ему. Будучи в отчаянии, он услышал о храме св. врачей К. и Д., и в тот же день они явились ему во сне с призывом. Больной ок. года провел в их храме, но облегчение не наступило. И только когда он помолился перед иконой Спасителя, на которой были также изображены Пресв. Богородица и К. и Д., он получил исцеление (BHG, N 789h; Deubner. 1907. S. 173-174). Некий военный по имени Константин всегда носил на себе образок с изображением К. и Д. Однажды он находился по делам службы в Лаодикии, где женился. У его жены вскоре после свадьбы образовался болезненный нарыв на щеке. Константин забыл о том, что у него есть икона К. и Д., и не знал, куда ему обратиться за помощью в чужом городе. Он сказал жене, что если бы они сейчас были у него на родине, то болезнь быстро бы прошла перед изображением св. врачей. Женщина удивилась такой вере мужа и стала уповать на помощь святых. Ночью ей явились во сне 2 человека и сказали, что не надо бояться, ибо они рядом. Утром, услышав рассказ жены о чудесном сне, Константин вспомнил о своем образке и показал его женщине. Она узнала в изображенных на иконе тех, кто явились ей в ночном видении, и тотчас исцелилась (чудо из собрания BHG, N 387; Deubner. 1907. S. 132-134).

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Vita Malch. 3; Ep. 5. 1; 15. 3; вопрос о длительности и обстоятельствах пребывания И. С. в пустыне остается предметом дискуссии - см.: Cavallera. 1922. T. 2. P. 12-20; Kelly J. 1975. P. 52-56; Rebenich. Hieronymus und sein Kreis. 1992. S. 86-98; Williams. 2006. P. 273-275). Несмотря на перенесенные болезни, И. С. вел здесь еще более суровый образ жизни, чем в Антиохии. Обуздывая плоть, он проводил дни в посте, трудах и чтении Свящ. Писания, а ночи - в бдениях и молитвах ( Hieron. Ep. 30. 7). «Я пребывал в уединении,- вспоминал И. С.,- потому что был исполнен горести. Истощенные члены мои были прикрыты вретищем, а загрязненная кожа напоминала кожу эфиопов. Каждый день слезы, каждый день стенания, и когда сон грозил захватить меня во время этой борьбы, я слагал на голую землю мои кости, едва державшиеся в суставах» (Ep. 22. 7). Помимо физического аскетизма И. С. предавался и своего рода «интеллектуальному аскетизму»: он не только изучал греческий язык, переписывая рукописи (Ep. 5. 2; 17. 2), но и, воспользовавшись присутствием среди местных монахов еврея, обращенного в христианство, ревностно принялся за изучение евр. языка, что впосл. способствовало его библейским занятиям (Ep. 125. 12). Из пустыни И. С. вел активную переписку с друзьями - Флорентином, Хромацием, Илиодором, а также с представителями местного клира и папой св. Дамасом; здесь же он написал первые сочинения - «Комментарий на Книгу пророка Авдия» и «Житие Павла Фивейского» ( Cavallera. 1922. T. 1. P. 44-45; T. 2. P. 16-17; Williams. 2006. P. 276). И. С. вступил в жаркий спор с местными монахами, требовавшими подписать тринитарную формулу, к-рую он считал противоречащей Никейской вере (Ep. 15. 3; Ep. 17. 2-3). В результате И. С. был вынужден покинуть пустыню и вернуться в Антиохию. В Антиохийской Церкви в это время существовал раскол. Глава одной из конфликтовавших партий, Павлин III , еп. Антиохийский, ища себе новых сторонников, по совету Евагрия, к-рый, как и папа св. Дамас ( Damas. Ep. 3), был его неизменным приверженцем, рукоположил И.

http://pravenc.ru/text/293730.html

Возможно, к периоду первоначального развития П. в Риме относится также соч. «Об ожесточении сердца фараона» (De induratione cordis Pharaonis; CPL, N 729). По мнению нек-рых исследователей, оно было написано Пелагием в ответ на просьбу свт. Павлина Ноланского, к-рого смутила интерпретация 9-й главы Послания к Римлянам ап. Павла, предложенная в сочинении блж. Августина «О различных вопросах к Симплициану» ( Aug. De divers. quaest. Simpl. I 2. 1-22; обоснование атрибуции см.: Plinval. 1947; ср.: Martinetto. 1971). Известно, что в 399 г. свт. Павлин обращался к блж. Иерониму с вопросами о том, как следует понимать рассуждения ап. Павла об ожесточении сердца фараона, и о том, что спасение зависит не от подвизающегося человека, а от милующего Бога (см.: Hieron. Ep. 85. 2; ср.: Рим 9. 16-18), поэтому он мог адресовать те же вопросы Пелагию, с к-рым познакомился в Риме. Хотя датировка сочинения и его атрибуция Пелагию остаются предметом дискуссий, его основное содержание соответствует тем взглядам Пелагия, к-рые отражены в «Толкованиях на Послания апостола Павла» (сопоставление см.: Martinetto. 1971. P. 106-117). Т. о., уже в рим. период в публичных выступлениях и трудах основоположников П. были сформулированы 2 основных пелагианских тезиса: 1) греховность не может передаваться по наследству, поэтому каждый человек обладает полной свободой грешить или не грешить; 2) благодать не оказывает насильственного воздействия на человека, но лишь помогает ему в его свободном движении к Богу. Хотя эти тезисы спровоцировали нек-рую полемику, она не имела широкого резонанса. Как впосл. свидетельствовал блж. Августин, до него доходили слухи о том, что Пелагий «выступает против благодати Бога», однако ни сочинения пелагиан, ни к.-л. подробности об их взглядах не были ему известны до кон. 411 г. (см.: Aug. De gest. Pelag. 22. 46). Первый этап пелагианских споров (411-418): полемика с Целестием и Пелагием о первородном грехе и благодати В сер. 410 г. Пелагий и Целестий из-за нашествия готов покинули Рим. Пелагий после недолгого пребывания в Сев. Африке, где он не выступал публично и лишь мельком встретился с блж. Августином, прибыл в Палестину и вскоре заручился покровительством свт. Иоанна II , архиеп. Иерусалимского (см.: Aug. Ep. 179. 1). Об обстоятельствах жизни Пелагия в Палестине до 415 г. почти ничего не известно; он продолжал вести деятельность христ. учителя нравственности и посредством писем поддерживал связь со мн. знатными лицами, жившими как в Риме, так и в др. областях Римской империи (подробнее см. в ст. Пелагий ).

http://pravenc.ru/text/2579902.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010