А, следовательно, и точность списка никейских отцов в данном случае подтверждается самым блестящим образом. Раз выяснен истинный смысл эпитета «ρχαος», прилагаемого св. Епифанием к Зинону тирскому, то становится излишним и то, предложенное Тилльмоном, объяснение этого термина, что Зинон назван «древним» потому, что сделался епископом раньше Павлина 108 ; и получается полная возможность видеть в Зиноне просто на просто преемника Павлина. Но в таком случае представляется самым естественным предположение, что на антиохийской кафедре Павлин, как это и стоит у Иеронима и в позднейших списках, был преемником Филогония и предшественником, а не преемником св. Евстафия. VII Возможность предположения о Павлине и Зиноне, как епископах двух партий. Нужно ли оно? Не был ли Павлин преемником Филогония? Что доказывает молчание Феодорита о Павлине, как епископе антиохийском? Присутствовал ли Павлин на никейском соборе? Ненадежность сообщений об этом Феодорита и Филосторгия. Когда Евсевий кесарийский писал, посвященную Павлину, 10-ую книгу своей Церковной Истории?. Павлин, как «ученик» Евсевия кесарийскаго . Когда Павлин был в Анкире? Посленикейская полемика Евстафия антиохийского против Евсевия кесарийского, Павлина тирского и Патрофила скифопольского по Созомену – не доказательство, что Павлин был еще жив около 330 года. Молчание о Павлине Георгия лаодикийского, как доказательство, что его не было в живых около 330 года. Если бы была необходимость во что бы, то ни стало спасать гипотезу, что Павлин тирский переведен был в Антиохию на место Евстафия (не Филогония), то оставалось бы только допустить, что в Тире в 324–5 гг. было одновременно два епископа: Павлин и Зинон; но из них ни один не был епиокопом – викарием другого; а это были епископы двух партий: Павлин – епископ евсевиан – сторонников Ария, Зинон – епископ православных – сторонников св. Александра александрийского . Можно предположить, что, когда Павлин тирский, по убеждению Евсевия никомидийского, прервал «молчание» и стал решительно на сторону Ария и обоих Евсевиев, значительная часть его паствы, недовольная этим, отделилась и избрала себе в епископы строго-православного Зинона, который и мог быть рукоположен во епископа тирского хотя бы Филогонием антиохийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Святой Павлин Йоркский Святитель Павлин Неизвестно, когда в Йорке появилась первая христианская церковь, но можно предположить, что это было во времена римского господства – в период с I по III век. Йорк, носивший римское название Эборак, был очень значимым городом. Предание сохранило имена трех местных епископов – Самсона, Пирама и Тадиока, но все они фигуры призрачные, и нам известно о них совсем мало, равно как и о христианской жизни в Йорке до VII века. Святитель Августин после первых успехов проповеди на юго-востоке Англии писал в Рим святому папе Григорию Двоеслову, что весьма нуждается в помощниках. Как пишет святой Беда Достопочтенный, первыми (и самыми выдающимися) миссионерами, приехавшими в 601 году помогать святителю Августину, были «Меллит , Иуст , Павлин и Руфиниан». Они все были отправлены святителем Григорием из его монастыря во имя святого Андрея, который располагался на Целийском холме в Риме. Святой Павлин (память 10/23 октября) был римлянином по происхождению; Беда Достопочтенный описывает его так: человек «высокого роста, с темными волосами и тонким орлиным носом». Святой Павлин обосновался в столице королевства Кент Кентербери, где и провел 24 года. Сюда были привезены облачения, священные сосуды, мощи святых, алтарные покровы, украшения для церквей и «многочисленные книги». Когда святой король Кента Этельберт (память 15 февраля) пожелал выдать свою дочь Этельбургу замуж за короля Нортумбрии Эдвина (тогда еще язычника), монах (или, скорее, иеромонах) Павлин был призван к иному служению. Получив обещание от короля Эдвина, что в Нортумбрии не будет чиниться никаких препятствий христианской вере, архиепископ Иуст Кентерберийский совершил 21 июля 625 года над святым Павлином, «человеком, любимым Богом» (как пишет святой Беда), хиротонию во епископа. Ему поручили миссию на севере, а также доверили Этельбургу и людей, отправлявшихся вместе с нею. Святой Павлин стал личным священником Этельбурги, он ежедневно совершал литургию и давал ей наставления. Сначала святой Павлин именовался «епископом нортумбрийцев». И так как Эдвин показал готовность следовать в жизни и вере христианскому учению, то святой Павлин надеялся преуспеть в роли миссионера. Открывалась долгожданная возможность для миссии святителя Августина продвинуться с юга Англии дальше на север, о чем миссионеры не переставали усердно молиться. Ясно, что намерением святителя Павлина было не только «предотвратить с помощию Божией отпадение от веры тех, кто прибыл с ним, но и обращать по мере сил своею проповедью язычников к вере», «принести народу знание христианской истины» (святой Беда). И ради этого он непрестанно трудился.

http://pravoslavie.ru/32404.html

В 1917 г. состоялся последний набор в В. с., 11 нояб. «ввиду тяжелых экономических условий» занятия были прекращены и воспитанники отпущены домой (согласно распоряжению, «по 5 февраля 1918 г.»), занятия в семинарии не возобновились. За все время своего существования В. с. подготовила и выпустила свыше 3500 чел. Среди ее выпускников - новомученики протоиереи Григорий Воинов и Сергий Константинов , свящ. Константин Некрасов , диак. Николай Цветков , а также профессора МДА Алексей И. Введенский , В. П. Виноградов , Д. Ф. Голубинский , П. И. Горский-Платонов , П. С. Казанский , Н. Ф. Каптерев , проф. КазДА А. И. Гренков , археолог К. И. Невоструев и др. Среди ректоров семинарии были буд. архиереи, деятели духовного просвещения, ученые, люди высокой монашеской жизни: Парфений (Чертков , 1814-1817; впосл. архиеп. Владимирский), Никанор (Клементьевский , 1818-1826; впосл. митр. Новгородский и С.-Петербургский), Венедикт (Григорович , 1829-1831; впосл. архиеп. Олонецкий), Евлампий (Пятницкий , 1831-1834; впосл. архиеп. Тобольский), Агапит (Введенский ; 1834-1842), свт. Филофей (Успенский , 1842-1847; впосл. митр. Киевский), Евгений (Сахаров-Платонов , 1847-1849; впосл. еп. Симбирский), Леонид (Краснопевков , 1849-1853; впосл. архиеп. Ярославский), Игнатий (Рождественский , 1857-1861; впосл. еп. Костромской), Никодим (Белокуров , 1862-1866; впосл. еп. Дмитровский), Сергий (Спасский , 1866-1872; впосл. архиеп. Владимирский), прот. Филарет Сергиевский (1874-1883), Александр (Светлаков , 1883-1885; впосл. еп. Калужский), Иаков (Пятницкий , 1886-1891; впосл. митр. Казанский), Антоний (Каржавин, 1891-1895; впосл. архиеп. Тверской), Трифон (Туркестанов , 1897-1899; впосл. митр.), прот. Андрей Беляев (1899-1912) и др. Последним ректором В. с. был сщмч. Герман (Ряшенцев , 1912-1918, впосл. еп. Вязниковский). Семинария владела хорошей б-кой, сформированной благодаря пожертвованиям митр. Платона, свт. Филарета (Дроздова), С.-Петербургского митр. Никанора (Клементьевского), профессоров семинарии и др. лиц. В 1858-1877 гг. Московская консистория передала в В. с. часть рукописей и книг, конфискованных у старообрядцев (наиболее древние относятся к XVI в.). В 20-х гг. XX в. большая часть б-ки В. с. хранилась в помещении б-ки МДА и в 1930-1945 гг. в составе собрания МДА поступила в ГБЛ (в 1966 выделена в отдельный фонд - 556). Значительную часть собрания составляют материалы, связанные с деятельностью митр. Платона, Псковского архиеп. Мефодия (Смирнова) , преподавателей семинарии (Рукописные собрания ОР ГБЛ. Т. 1. Вып. 2. М., 1986. С. 171-177).

http://pravenc.ru/text/158878.html

10 Святитель Мартин Турский (ок. 316–397) родился в Венгрии в семье римского военачальника. Служил в конной императорской гвардии, но оставил военную службу и отправился в Пуатье (Пиктаву), где служил под руководством тамошнего епископа, святителя Илария Пиктавийского. Около 370 года Мартин был избран епископом Турским. Мартин считается духовным отцом культуры древней и средневековой Франции, он обратил в христианство Галлию и стал основателем галльского монашества. День памяти в Русской Православной Церкви 25 октября по старому стилю. 12 Святой Павлин Ноланский или Павлин Милостивый (PaulinusofNola) — выдающийся латинский писатель — Понтий Мероний Павлин (353–431), сын сенатора, прекрасно образованный и богатый, был избран сенатором, затем консулом и правителем Кампании — одной из областей Италии. В 25 лет он обратился ко Христу и крестился. Это и стало рубежом, где кончается римский сенатор Понтий Мероний Павлин и появляется святитель Павлин Милостивый. После смерти своего единственного сына Павлин вместе с женой уезжает в Испанию, где они принимают монашество. Став священником в Барселоне, активно занимается благотворительностью. Возвратившись в родную Кампанию, в город Нол, был избран епископом Ноланским. Святитель Григорий Великий рассказывает, что Павлин Милостивый, не имея достаточно денег, продает себя в рабство вандалам Африки, чтобы выкупить у них похищенного сына бедной вдовы. Вскоре тайна его раскрылась, и он не только сам получил свободу, но исходатайствовал ее и всем пленникам, вместе с которыми возвратился на родину. По преданию, именно святитель Павлин, епископ Ноланский, начал использовать в богослужении колокола. Святитель Павлин известен также как храмостроитель и христианский поэт. До нас дошла и его поэзия — гимны и письма. Мощи его хранятся в Риме. Память празднуется 5 февраля. 13 Тирехан (Tirechan) — церковный писатель VII века. Один из ранних авторов жития святителя Патрика. Жизнеописание и легенды о святом Патрике Тирехан, в отличие от латинских авторов, писал на ирландском. Муирху (Muirchiu) — ирландский агиограф VII века, написавший биографию святителя Патрика. Муирху использовал воспоминания Тирехана, написанные на ирландском языке, а также “Исповедь” самого Патрика для составления более подробного жизнеописания Святителя. При определенной тенденциозности “Vita Patrici” содержит немало любопытных фактов, переплетенных с не менее любопытными легендами.

http://pravmir.ru/svyatyie-drevnego-uels...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОЛОТНИКОВСКАЯ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ располагается в Тейковском р-не Ивановской обл. Основана в 1-й четв. XVII в. иноком Ионой (Головицыным; впосл. игумен), 1-м строителем обители. Именовалась «Новая пустынь Березовского борку Успения Богородицы», с 1724 г.- «Золотниковская Успенская». 13 дек. 1725 г. была приписана к Евфимиеву суздальскому в честь Преображения Господня монастырю с оставлением только необходимых для совершения церковной службы облачений и утвари. Назначенные для богослужений в пустыни белый священник с причтом наделялись «для пропитания» землей. С 26 янв. 1726 г. З. п. стала самостоятельной обителью с игуменским управлением и братией «не меньше тридесяти человек». С 1764 г. заштатная. Настоятели и насельники Первоначально обителью управляли игумены: в 1624 г.- Иона (Головицын [Головкин]), в 1632 г.- Иаков, в 1638-1651 гг.- иером. Никон († 1655), в 1655-1667 гг.- иером. Феоктист, в 1692 г.- Симеон, в 1724 г.- иером. Иосиф, в 1737-1743 гг.- иером. Феофилакт, ок. 1756 г. упоминался архим. Симеон. С 1764 г. управляли строители: ок. 1781 г.- мон. Виктор, до авг. 1802 г.- Авраамий, с 19 авг. 1802 по 24 марта 1804 г.- Гедеон, с 24 марта 1804 по 28 марта 1823 г.- Самуил, с 28 марта 1823 по 25 марта 1825 г.- иером. Илия, с 25 марта 1825 по 30 окт. 1828 г.- иером. Амвросий, с 30 окт. 1828 г.- иеромонахи Парфений, Симеон, Иона, Георгий, с 1853 по 3 авг. 1860 г.- иером. Макарий, затем иером. Вассиан, до авг. 1873 г.- иером. Варнава, с 28 авг. 1873 г.- иером. Анастасий († 3 февр. 1877), с 14 февр. 1877 по 18 июля 1879 г.- иером. Амфилохий, с 18 июля 1879 по 22 июля 1881 г.- иером. Венедикт, с 22 июля 1881 по февр. 1882 г.- иером. Игнатий, с 24 февр. 1882 г.- иером. Агафангел. В кон. 1-й четв. XVII в. в З. п. насчитывалось 20 монашествующих, к сер. XVII в.- ок. 30, в нач. XX в. проживали игумен, 10 монахов и 17 послушников. Буд. свт. Митрофан Воронежский в 1663 г. поступил в З. п., принял иноческий постриг, в 1666 г. стал игуменом Космина Яхромского монастыря . Неоднократно посещавший З. п. Суздальский митр. Иларион († 14 дек. 1707) принимал здесь царицу Прасковью Федоровну с дочерьми Анной, Екатериной и Прасковьей. В авг. 1792 г. по пути из Москвы в Кострому и обратно З. п. посетил митр. Московский Платон (Левшин) . По преданию, в обители бывала 2-я супруга царя Михаила Феодоровича царица Евдокия. Испив воды из реки, именовавшейся «издревле» Смердячь (Смердячка), царица признала ее столь вкусной, что повелела переименовать речку в Золотоструйку или Золотничку. Ансамбль З. п.

http://pravenc.ru/text/199979.html

Этот Павлин, который по словам восточных отцов сердикского собора 343 (342) г. был «неразлучным другом», individuus amicus, Осия кордубского, хотя и был низложен за maleficium, очевидно был человек строго православного образа мыслей. И низложили его, следовательно, евсевиане, а не православные. Но в таком случае он не мог быть предшественником св. Евстафия. Раз его низложили ариане, то и его преемник был бы тоже из числа евсевиан: лукианист или – по меньшей мере – левый оригенист, а никак не «савеллианин» Евстафий. А если бы арианам удалось сначала низложить Павлина, но потом в Антиохии взяли верх православные, то для этих последних не было надобности переводить в Антиохию Евстафия из Верии: они могли бы восстановить Павлина. Если же Павлин низложен был не по интригам евсевиан, а самими православными, то ни Осий, и никто другой не стали бы после того обращаться с ним, как с другом. Епископом тирским этот загадочный Павлин во всяком случае никогда не был: нельзя же считать возможною такую случайность, что в данное время было два Павлина епископа тирских, и оба они переведены были из Тира в Антиохию. Поэтому для вопроса о Зиноне тирском этот Павлин послания отцов восточного сердикского собора 343 (342) года не дает ничего. В виду этого приобретает значение и то указанное уже Тилльмоном возражение 88 против гипотезы Валуа, что нет надобности увеличивать без нужды число лиц с одинаковым именем и титулом. В. В. Болотов в своей статье «День и год мученической кончины св. евангелиста Марка» 89 , касаясь вопроса о тождестве Иоанна Марка племянника Варнавы с евангелистом Марком, говорит: «во всяком случае теоретическое правило «simplex veri signum» в данном случае принимает вид «non sunt multiplicandi Marci " ». В применении к данному случаю это правило приходится перефразировать так: «Non sunt multiplicandi Paulini, episcopi Antiochiae». Существование двух Павлинов, епископов антиохийских есть конечно совершенно бесспорный факт, равно как и существование двух Зинонов тирских. Но третий Павлин антиохийский возбуждает подозрение уже тем, что он третий, и чтобы поверить в существование его, требовались бы аргументы более веские, чем приведенное темное место в послании восточных отцов сердикского собора. – В существе дела даже и Павлин тирский в виду своего кратковременного правления не оставил о себе особенно твердой памяти у самих антиохийцев: антиохиец Феодорит совсем не знает о том, что Павлин тирский, письмо к которому Евсевия никомидийского он сохранил для нас, был когда-то и епископом антиохийским. Не знают об этом ничего и Созомен и Сократ. О переходе Павлина из Тира в Антиохию знают только Евсевий и Филосторгий. И, если теперь и Иероним, и позднейшие авторы знают только одного Павлина антиохийского в первой половине IV века, то имеем ли мы научное право отличать этого Павлина от Павлина тирского, о переходе которого в Антиохию сообщают свидетели вполне достоверные?

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Но когда же именно Павлин тирский занимал антиохийскую кафедру? Кто был его предшественником на ней и кто преемником? Евсевий не называет по имени ни предшественника · ни преемника Павлина, и из его слов видно только то, что, когда Евсевий писал свои книги против Маркелла, Павлина уже давно не было в живых. Филосторгий не только называет по имени преемника Павлина Евлалия, который по Феодориту был одним из арианских епископов, поставленных в Антиохии по низложении св. Евстафия; но и упоминает Павлина в числи тех 22 епископов, qui ab Ario steterunt на никейском соборе 11 . Отсюда обычно и заключают, что Павлин тирский был на антиохийской кафедре преемником св. Евстафия и принимал деятельное участие в его низложении. При мотивировке этого взгляда, однако ученым историком приходится встречаться прежде всего вот с каким затруднением: Если Павлин тирский переведен был в Антиохию только по низложении св. Евстафия, то он – современник самого начала арианского спора – очевидно занимал эту кафедру непрерывно от начала спора и по год низложения св. Евстафия. Между тем св. Епифаний кипрский имел под руками сборник посланий св. Александра александрийского , числом около 70-и, и одно из них было адресовано Ζνων τινι ρχα ν Τρ 12 . И с этим сообщением вполне гармонирует и тот факт, что и в сохранившихся списках отцов никейского собора епископом тирским является тоже Зинон, а не Павлин 13 . Спрашивается: куда же девался в 324–5 году Павлин тирский, если и Александр александрийский писал послание Зинону тирскому, и на соборе в Никее присутствовал тоже Зинон? Какую роль играл при Павлине этот Зинон или же Павлин при Зиноне? Новейшую попытку решить это затруднение, представляемое ходячим мнением о времени антиохийского епископства Павлина, дает Эдуард Швартц, которому вторит и корифей французской церковно-исторической науки Л. Дюшен. «Зенон» – говорит Швартц в примечании к приведенным у него словам св. Епифания haer. 69. 4 – «и в Никее подписался как епископ тирский, как показывают списки. Твердого свидетельства за то, что Павлин до 325 года был епископом, не имеется: ни Евсевий никомидийский не называет его так, ни Евсевий кесарийский в посвящении 10-й книги церковной истории; места 10, 4 1.23 могут быть столь же хорошо отнесены и к Зенону» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Тарасия, однако, не дала, но сохранила хлеб ради собственной нужды, так как в тот день не было ничего у них самих на обед. В это время вошел к блаженному Павлину посланец от одного его богатого друга с извещением, что этот друг отправил ему морем множество пищи, и вот один, последний, корабль, именно с пищей, потонул в морских волнах. Услышав об этом, Павлин сказал своей супруге:»Видишь ли, если бы ты отдала нищему последний хлеб, то не потонул бы в море этот корабль с пищей. Только по причине скупости многих Бог погубляет их имущество». На Рождество 394 или 395 года христианская община в Барселоне избрала его пресвитером. Но ввиду особого почитания святого Феликса он возвратился в Италию около 394-395 гг. Однако святой Павлин выбрал для жительства не удобную и богатую Нолу, а кладбище (Коеметериум) возле гробницы святого Феликса. С Павлином поселилась и его жена Тарасия. Аскетический путь Постепенно Павлин и Тарасия создали двойной монастырь, мужскую половину которого возглавлял Павлин, а женскую - Тарасия. Это был один из первых монастырей в Европе. Мы ничего не знаем ни об уставе этого монастыря, ни об их аскетических подвигах. Есть только свидетельство о том, что аскеза основателей была весьма суровой, и главным делом монашествующих, и, прежде всего, настоятелей была широчайшая благотворительность и неустанная забота о бедных, больных, сиротах, странниках. Живя в Коеметериуме, Павлин принялся за благоустройство кладбища, приведя в порядок всю близлежащую территорию, возобновив мавзолей Феликса (Aula Feleciana) и старую базилику (Basilica Vetus), а также отстроив специальный странноприимный дом для многочисленных паломников (Ospitium Amicitiae, «оспициум для друзей») и больницу позади гробницы мученика Феликса. Кстати, святой Павлин финансировал не только строительств храмов Нолы и окрестных городков, но и акведук (водопровод), снабжавший водой город. Святой Павлин оказывал благодеяния не одним христианам, но и язычникам, и иудеям. Для него существовало единственное определение человека - Образ Божий, безо всяких внешних характеристик, и раз он нуждается, то ему следует помочь. Он был достойным учеником святого Мартина Милостивого (Турского).

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/04/...

Серафим (Роуз) , иером., «В поисках Православия». «Русский пастырь», США, (42), 2003 г. Серафим (Роуз) , иером., «Живая связь со св. отцами: Архиеп. Андрей (Рымаренко)», «Русский пастырь», США, III (35), 1999 г. Серафим (Роуз) , иером.. «Златоуст для последних времен. Значение архиеп. Аверкия для Вселенского Православия», «Православная Русь», Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1976 г. Серафим (Роуз) , иером., «И.М. Андреев – истинный православный новообращенный из русской интеллигенции», «Русский пастырь», США, (16), 1993 г. Серафим (Роуз) , иером., «Как не надо читать святых отцов», «Русский пастырь», США, (21), 1995 г. Серафим (Роуз) , иером., «Митрополит Филарет Нью Йоркский», «Русский пастырь», США, (33–34), 1999 г. Серафим (Роуз) , иером., «Письма о Церкви к духовному сыну», «Русский пастырь», США, (13), 1992 г. Серафим (Роуз) , иером., «Православие в Америке: прошлое и настоящее», «Русский пастырь», США, (37–38), 2000 г. Серафим (Роуз) , иером., «Православная Галлия», Введение к книге свят. Григория Турского «Vita Patrum. Житие отцов», Москва, 2005 г. Серафим (Роуз) , иером., «Приношение православного американца, Сборник трудов отца Серафима Платинского», Москва, 2003 г. Серафим (Роуз) , иером., «Протопресвитер Михаил Помазанский – богослов в древней традиции», «Русский пастырь», США, (31), 1998 г. Серафим (Роуз) , иером., «Созерцание первичного творения как содержание Книги Бытия: каково отношение Православия к эволюции?», «Русский пастырь», США, (22–23), 1995 г. Серафим (Роуз) , иером., «Царствие Небесное», Москва, 1999 г. Серафим (Роуз) , иером., «Что такое сергианство?», «Русский пастырь», США, (8), 1990 г. Серафим (Роуз) , иером., Герман (Подмошенский), игумен, составители, «Блаженный Иоанн Чудотворец. Предварительные сведения о жизни и чудесах архиеп. Иоанна (Максимовича) », Москва, 1993 г. Серафим (Соболев) , архиеп., «Защита софианской ереси прот. С. Булгаковым перед лицом Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви», Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1993 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Целестий задержался в Карфагене, намереваясь принять здесь сан пресвитера. Вероятно, в Карфагене он продолжал устно и письменно высказывать те мнения, к-рые ранее обсуждались в кругу основоположников П. в Риме, вслед. чего вскоре был заподозрен в проповеди еретического учения. Первым против Целестия выступил Павлин, ученик свт. Амвросия Медиоланского, представлявший в Карфагене интересы Медиоланской кафедры (подробнее о нем см. в ст. Павлин , диакон; также см.: PChrBE. Vol. 2. Pt. 2. P. 1654-1658). Восприятие Павлином Целестия как опасного еретика могло быть связано с тем, что Павлин находился в Медиолане в период, когда кафедру занимал еп. Симплициан (397-400/1), поэтому, вероятнее всего, Павлин знал содержание сочинения блж. Августина «О различных вопросах к Симплициану», где было подробно изложено учение о первородном грехе и благодати. Рассматривая позицию блж. Августина как ортодоксальную, Павлин обнаружил в мнениях Целестия радикальные расхождения с ней. В 411 г. Павлин подал Алипию, еп. Карфагенскому, офиц. обвинительную записку (libellus), в которой представил подборку еретических положений Целестия, предположительно извлеченных из его сочинений. Т. к. эти сочинения не сохранились, невозможно установить, насколько точно Павлин цитировал или пересказывал мнения Целестия; вместе с тем по содержанию приводимые им положения (за исключением 2-й части 1-го положения) согласуются с теми убеждениями, к-рые пелагиане отстаивали в др. сочинениях. Записка Павлина не сохранилась, однако она была доступна Марию Меркатору, к-рый дословно цитирует по ней 6 положений Целестия: 1) «Адам был сотворен смертным; он умер бы и если бы согрешил, и если бы не согрешил»; 2) «грех Адама повредил только его самого, а не человеческий род»; 3) «рождающиеся младенцы находятся в том же состоянии, в каком был Адам до преступления»; 4) «весь человеческий род не умерщвляется посредством смерти или преступления Адама, так же как весь человеческий род не воскресает посредством воскресения Христа»; 5) «закон приводит в Царство Небесное так же, как и Евангелие»; 6) «и до пришествия Господа были люди безгрешные, то есть люди без греха» (см.: Mar. Merc. Common. Caelest.//ACO. T. 1. Vol. 5. Pt. 1. P. 66; ср.: Idem. Common. adv. Pelag.//Ibid. P. 6; о цитировании положений в др. источниках см.: PChrBE. Vol. 2. Pt. 1. P. 366-367. Not. 31; также ср.: Кремлевский. 1898. С. 49-50).

http://pravenc.ru/text/2579902.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010