Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской (+ 1318) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 22 нояб. в день мученической гибели, 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских князей, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1541 и 1549 гг. Св. благоверный князь Михаил Ярославич тверской был сыном князя Ярослава Ярославича — брата св. Александра Невского и родился в 1272 г., когда отец его уже умер. Воспитывала его мать, княгиня Ксения, принявшая впоследствии иночество. Образ жизни его был в юности почти монашеский: заветным его желанием было стать когда-нибудь иноком или мучеником. Последнее сбылось. В 1285 г. он наследовал своему старшему брату, князю Святославу, и начал свое княжение с закладки в Твери Спасо-Преображенского собора. В 1294 г. он женился на ростовской княжне Анне Димитриевне (память ее 2 окт.) и имел от нее четверых сыновей и дочь. Он был высокого роста и отличался красотой, силой и мужеством. Народ любил его. В 1304 г. настала его очередь, как старшего в роде, стать вел. князем владимирским. Но теперь великокняжеский престол зависел от произвола хана, и князь Юрий Даниилович московский, сын младшего сына св. Александра Невского (женатый на сестре хана Узбека, Кончак-Агафии), своими происками добился того, что великое княжение было предоставлено ему. Михаил Ярославич готов был уступить, дабы избежать пролития русской крови, но московский князь вторгся в Тверскую землю с большим войском и стал ее опустошать. В 40 верстах от Твери, при деревне Бортенево, князь Михаил разбил его, причем взял множество пленных, среди которых была княгиня Агафия, посол хана Кавгадый и брат князя Юрия — Борис. Князь принял знатных пленников с почетом и готов был их отпустить, но, к несчастью, княгиня Агафия в Твери скоропостижно скончалась, и князь Юрий обвинил тверского князя перед ханом в том, что он ее отравил. Возвели на него и другие клеветы, и хан Узбек вызвал князя Михаила в Орду на суд.

http://sedmitza.ru/lib/text/437900/

Но и для матери Алевтины приходили такие обстоятельства, где Мариина часть неминуемо сталкивалась с Марфиной; и, верная слову Божию, дознавши опытно всю тщету последней, она отдала первой решительный перевес. Такого рода обстоятельства встречаются нередко в жизни, и, хотя невидимости являются простыми случайностями, но имеют важное значение, так как служат всегда пробным камнем для духовной деятельности, и часто бывают такими поучительными уроками, которые не забываются всю жизнь. Одновременно с клиросным послушанием Алевтина, называвшаяся тогда Анною, так как это было еще до пострижения ее в рясофор, определена была в золотошвейки к одной монахине, занимавшейся этой работой. В то время жили с нею старая тетка, дочь о. Димитрия, и младшая сестра Павла, которую она взяла к себе, чтоб облегчить для матери воспитание семьи; жили они все в одной келлии. В свободные от урочной работы часы она занималась своим шитьем, и от продажи своего рукоделия содержала себя, тетку и сестру. Трудно ей обходилось такое содержание: целые ночи, не разгибаясь, она проводила за шитьем, хотя скоро и много работала. Потом старуха тетка умерла, а сестра ее, молодая девушка, не пожелала продолжать более жизнь в монастыре и вышла замуж. Облеченная тогда в рясофор мать Алевтина совершенно оставила занятие рукодельем, дни и ночи стала посвящать чтению и молитве. При таком беспопечительном образе жизни подвижница должна была терпеть скудость в материальных потребностях. Но, кто не заботится о завтрашнем дне, ища Царствия Божия и правды его, тому, по слову Евангельскому, прилагается все потребное. Бывшая просфорня м. Павлина, м. Митрофания дочь полковника и м. Рипсимия, впоследствии схимонахиня Пафнутия, были усердными слушательницами м. Алевтины, часто звали ее к себе, с верою и любовью внимали ее духовной беседе, и с своей стороны служили ей от своих избытков, чем могли, пополняя ее недостатки. Однажды игумении представилась надобность перевести ее из собственной ее келлии в обительскую, что в женских монастырях, обыкновенно, обходится не без скорби; она сделала этот переход без малейшего сожаления, и при этом, из келейного имущества ничего с собою не взяла, даже любимых книг своих, кроме Евангелия и Псалтири: «в церкви много книг, говорила она, была бы охота слушать слово Божие».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для современников общим убеждением была идея институциональной бедности монахов. В творениях святителя Иоанна Златоуста сохранилось древнее представление Церкви IV–VI веков о том, что поскольку не все христиане могут походить на апостола Павла (что является уделом совершенных), то остальные должны только подавать бедным. Таким образом, дар бедным равносилен избавлению от аскетизма. Златоуст призывает своих слушателей подражать богачу, который ради Бога лишил себя огромного состояния: «Оказывать услуги святым — дело не маловажное, а великое: это делает нас общниками уготованных им наград. Например, иной оставил для Бога великие стяжания, всегда полагается на Бога, много подвизается в добродетели, наблюдая великую строгость во всём, даже в словах и мыслях; а ты и без такой строгости можешь участвовать в наградах, уготованных ему за таковые подвиги. Каким образом? Если послужишь ему и словом, и делом; если утешишь его доставлением нужного для него, и услугой всякого рода. Ведь этим ты трудный путь сделаешь для него легче. Потому, если вы удивляетесь живущим в пустынях, избравшим жизнь ангельскую и подвизающимся в церквях подобно им; если удивляетесь и жалеете, что вы очень отстаёте от них, — то вам можно сделаться их участниками другим образом — через услуги, через усердие» . Более того, святитель Иоанн Златоуст советует своим слушателям искать монахов: «Послушай о живущих в пустынях; снеси туда золота и серебра; они по всей вселенной. Если ты не принимаешь святого в своём доме, поди сам к нему, побудь вместе с ним, посети его жилище, чтобы найти его и получить от него благословение. Великое дело благословение святых!» . Согласно житию св. Симеона, жители окрестных селений помогли ему воздвигнуть две ограды из камней, с дверкой во внутренней ограде, и столп в 30 локтей, на котором святой простоял 15 лет . Впоследствии ему ещё раз поменяли высоту столпа, увеличив её до 40 локтей . Сирийское монашество IV–VII веков находилось в переходном периоде между институционализацией раннего христианства и классическим монашеством. Исследования Г. Чаленко в середине века, затем Г. Тейта говорят об экономическом процветании северной Сирии. По словам Дж. Тейта, после 450 г. доход на душу населения начинает неуклонно расти . Дома, построенные в то время, были украшены, как церкви. И поскольку сирийская сельская экономика приносила прибыль, подаяния в пользу монашества в Сирии росли. В связи с этим сирийские монахи находились в постоянном контакте с населением, с разными его слоями.

http://bogoslov.ru/article/6172573

Так в Афанасьевской обители был создан колхоз «Борьба», а на землях Михайловской артели – колхоз «Новая жизнь». Изгнав монахинь, новые хозяева в соборе Святаго Духа открыли театр и красный уголок, а Постановлением РИК от 2 января 1930 года была прекращена служба в Троицком храме. «3 (16) января 1930 года была последняя служба в храме, – пишет о. Павел в своих дневниках. – После окончания литургии всех верующих вытолкали из храма и всё приломали и прикололи, а икону Тихвинской Божией Матери и несколько других увезли в г. Мологу в музей, а впоследствии из музея органы вышестоящие Ее изъяли, а куды девали? Аух, а жаль. Все разрушается скорее, чем созидается». «Последний раз был звон 3(16) января 1930 года к литургии, а в час дня все колокола поскидали и перебили». Еще весной 1929 года была составлена опись церковных предметов, находящихся в Мологской обители – это последний официальный акт обследования имущества бывшего монастыря перед ликвидацией артели. В списке числятся: икон деревянных – 256, икон в бисерных ризах больших – 2, икона в серебряной ризе–1, икон в металлических ризах–11, икон малых – 25, икон в иконостасах – 100, престолов деревянных – 8, жертвенников – 8, крестов деревянных – 7, медных – 4, хоругвей металических – 10, паникадил – 9, ковчегов серебряных – 4, плащаниц – 4, лампад висячих – 8, серебряных – 3, кадил медных – 6, подсвечников разных более 50, аналоев деревянных – 7 и прочей церковной утвари 90 наименований. Из одеяний – 70 хороших риз, 33 поношенных, 8 бархатных малинового цвета, стихарей 85, эпитрахилей, подризников, пелен, престольных облачений, платков под образа, воздухов, поручей и т.д. – всё это аккуратно записано в список. Ковров разных в обители оказалось 46 и малых 8, из священных книг – 10 престольных евангелий больших (часть из них без крышек), 3 малых, 4 служебника, 2 каноника, 6 разных требников, книг со службой Божией Матери – 10, а также псалтырей, апостолов, часовников по 3 экз. и др. И вот после такого тщательно составленного акта – разбой, вакханалия бесчинства и в Духовом, и в Троицком храме – сразу на другой день после Постановления РИКа от 2.01.1930 г. «Все приломали и прикололи...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Возбуждение в Константинополе было огромное. Несторий продолжал проповедовать по спорному предмету, и был часто прерываем во время своих проповедей. Евсевий, адвокат, впоследствии сделавшийся епископом Дорилейским, обвинял его в ереси Павла Самосатского, и открыто проводил параллель между этими двумя учениями. Монахи и большинство духовенства были против епископа, и среди них вновь ожило старое соперничество, связывавшееся с делом избрания; причем его поддерживал двор, да и большинство народа было доселе благоприятно ему, хотя многие и порвали общение с ним. Он говорит, что некоторые из его противников угрожали ввергнуть его в море 1954 , и, из прошения некоторых монахов против него мы узнаем, что он сам свободно пользовался низложением, бичеванием, ссылкой и другими насильственными мерами против тех из них, которые подлежали его юрисдикции 1955 . В возникшем таким образом споре, как и в великом споре предшествовавшего столетия, главным поборником православия был епископ Александрийский Кирилл, но его характер и образ действия, напоминают нам менее об Афанасии, чем о его собственном дяде и непосредственном предшественнике Феофиле. Кирилл провел пять лет среди монахов Нитрии; он находился в дружественных отношениях с аввой Исидором Пелусийским. Этот весьма благочестивый и сердечный подвижник имел искреннее попечение об его нравственно-религиозном преуспеянии, особенно в виду того, что когда Кирилл жил и молился в пустыне, сердце его все еще стремилось к миру 1956 . В 412 году, по смерти Феофила он был избран на кафедру Александрии. У него было много врагов, которые обвиняли его в разных насилиях, алчности и даже симонии. Но обвинения эти не находят подтверждения в несомненных исторических данных. Если при нем церковь Александрийская чрезвычайно обогатилась и получила столько имущества, сколько доколе не принадлежало ни одной епископской кафедре 1957 , то это прямо зависело от влиятельности самого епископа. Он был строг, нанес сильный удар новацианам, изгнал иудеев из Александрии на основании кровавого смятения в театре, и вследствие этого поссорился с префектом Орестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Балашов. Балашовский Покровский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1884. Ссылки:   Адрес: Россия, Саратовская область, Балашовский район, г. Балашов, ул. Карла Маркса, д. 95А Координаты: 51.537186, 43.15865 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Двухпрестольный каменный храм монастыря построен в 1862 году тщанием Балашовского купца Иллариона Ивановича Иванова. Главный престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы, придел во имя Преподобного Сергия Радонежского. В 1887 году начато строительство еще одного собора во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В каменном корпусе монастыря находится домовая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, освященная 24 августа 1889 года. Подворья: В Царицыне (Волгоград) храм во имя Рождества Богородицы, построен на средства монастыря и доброжертвователей в 1888 году. В селе Верхне-Ахтубинском Астраханской губернии церковь во имя «Всех святых», построена на средства доброжертвователей и освящена 30 сентября 1891 года. В Области Войска Донского храм в честь Николая Чудотворца, построен тщанием Саратовского купца Федора Дмитриевича Егорова 8 декабря 1900 года. http://www.balashovblag.ru/ Основан в 1862 году как женская богадельня, с 1884 года — официально в статусе монастыря. В монастыре было большое хозяйство. В 1920 году закрыт и впоследствии разрушен. 2 октября 2013 года официально возрождён. К началу XX столетия Балашовский женский монастырь являлся известнейшим и богатейшим монастырём, а также духовным центром Прихопёрья и Саратовской епархии. В 1862 году на средства местного купца Иллариона Ивановича Иванова была открыта женская богадельня. При ней построили каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1871 году с разрешения Священного Синода богадельню переименовали в женскую общину, а в 1884 году при поддержке епископа Павла она получила статус общежительного девичьего монастыря... Чистосердечной любовью к Богу была наполнена жизнь монахини Марии Мандрыки – первой и единственной игуменьи Балашовского Покровского женского монастыря, сыгравшей ключевую роль в становлении и развитии святой обители на балашовской земле. Монахиня Мария (в миру Екатерина Захаровна Мандрыка) почти 60 лет посвятила служению Богу, из них 33 года проживая в Балашове. Подвижническое служение игуменьи Марии было отмечено наперсным крестом и крестом «из кабинета Его Императорского Величества». У игуменьи Марии был очень широкий круг общения. В 1893 году в вагоне поезда игуменья Мария познакомилась с баронессой Прасковьей Григорьевной Розен (1825-1899) – в монашестве Митрофания. П.Г. Розен приезжала в Балашов и подолгу жила в монастыре. Некоторые свои работы монахиня Митрофания дарила Балашовскому Покровскому монастырю, но, к сожалению, судьба их в настоящее время неизвестна.

http://sobory.ru/article/?object=37985

Вероятно, именно в этой поездке Иеронима сопровождали ученые евреи, предоставлявшие ему необходимую информацию о посещаемых местностях 154 . Путешествие произвело на него неизгладимое впечатление и дало ему бесценные материалы для написания новых трудов по переводу и толкованию Библии. Не ограничившись этим, блаж. Иероним и его спутницы отправились на родину монашества – в Египет, где посетили многочисленные скиты и монастыри в Нитрийской пустыне, раздавая монахам щедрую милостыню; там же они познакомились со св. еп. Исидором Исповедником и знаменитыми пресвитерами – Макарием, Арсением и Серапионом 155 . После этого они отправились в Александрию, где блаж. Иероним около месяца провел в гостях у знаменитого александрийского экзегета и главы огласительной школы – Дидима Слепца , вместе с которым они разбирали трудные места из Свящ. Писания; впоследствии блаж. Иероним называл Дидима своим учителем и состоял с ним в переписке 156 . В свою очередь, Дидим также проникся уважением к блаж. Иерониму за его таланты и неутомимую жажду познаний и по его просьбе даже написал два толкования – на книги пророков Осин и Захарии 157 . Летом 386 г. ввиду невыносимой жары блаж. Иероним и его спутницы отплыли обратно в Палестину и возвратились в Вифлеем, где решили окончательно поселиться 158 . Там, на средства Павлы за три года (386–389 гг.) были построены два монастыря – один женский, находившийся недалеко от церкви Рождества Христова, где поселились Павла, Евстохия и их спутницы, другой – мужской, расположенный немного в стороне от главной дороги из Иерусалима в Вифлеем, рядом с могилой Архелая, сына Ирода; там поселился блаж. Иероним со своим братом Павлинианом и несколькими монахами, приехавшими с ним из Рима; кроме того, неподалеку от монастыря был также построен небольшой странноприимный (deversorium) дом для паломников 159 . Предполагают 160 , что в основе организации жизни в двух Вифлеемских монастырях лежал общежительный устав прп. Пахомия Великого . Формально монастыри были независимы друг от друга: каждый из них имел своего собственного настоятеля, свои молельные комнаты, свои обычаи; а их насельники встречались только по воскресеньям в церкви Рождества Христова, где участвовали в богослужениях, совершаемых местным клиром 161 . Однако это не мешало блаж. Иерониму давать Павле советы и помогать ей в управлении подчиненными ей монахинями, так что он был если не настоятелем, то духовным наставником обоих монастырей 162 , а также вскоре приобрел большое уважение у клира и прихожан церкви Рождества Христова 163 . Число монахов и монахинь в обоих монастырях быстро возрастало, так что, по сообщению свт. Епифания Кипрского , в 394 г. в мужском монастыре жило «множество святых братьев» 164 , а число насельниц женского монастыря к 404 г. уже достигло 50 человек 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Неожиданная смелость и сообразительность девицы поразили Феофила, и он, видимо опасаясь, как бы его жена не оказалась «слишком умной», оставил Кассию пошел далее и дал яблоко Феодоре, впоследствии — также святой, восстановившей иконопочитание. «Они были обвенчаны патриархом Антонием в храме святого Стефана, — завершает свой рассказ об императорской женитьбе Симеон Магистр. — Кассия же, потеряв корону, основывает монастырь, в котором проводит иноческую жизнь и преисполненная мудрости и боголюбия, сочиняет множество произведений». По всей видимости, Кассия приняла монашество вскоре после выбора невест (коронация и свадьба Феофила состоялись в день Пятидесятницы). Георгий Кодин, описывая древний Константинополь, упоминает основанный Кассией монастырь Икасия, неподалеку от монастыря святого Дия: «Монастырь Икасия был построен Икасией, благочестивой монахиней и прекрасной собою девицей, которая была премудрой, сочинила много канонов и стихир и прочих сочинений, достойных изумления, и положила их на музыку во время императора Феофила». В современном богослужебном обиходе используются следующие песнопения Кассии: ирмосы 1—6 песней канона Великой субботы: стихира на Рождество Христово «Августу единоначальствующу»; стихира в Великую среду «Господи, яже во многия прегрешения впадшая жена»; стихиры на дни: мчч. Гурия, Самона и Авива («Эдес веселится»): рождество Иоанна Крестителя («Исаии ныне пророка глас»); мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста («Паче еллинских наказаний»). По ряду источников Кассии приписаны стихиры (на греческом) на память апостолов Петра и Павла («Светильники великия Церкви») и две стихиры в Неделю о мытаре и фарисее («Вседержителю Господи, вем, колико могут слезы» и «От дел похваленьми фарисеа оправдающа себе»); а также (по другим греческим спискам) еще стихиры: на Благовещение и Успение Божией Матери, на память вмц. Варвары, мчч. Маккавейских, мчч. Адриана и Наталии, преп. Симеона Столпника, святителя Василия Великого и др. Современники высоко оценивали произведения Кассии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Еще до Нестория, при Иоанне Златоусте, среди столичных богословов шли споры о Матери Божией. Но ни Златоуст, ни другие епископы не видели нужды вмешиваться в спор и подымать шум. Но Несторий не утерпел.    Уже Григорием Богословом освящено употребление имени Богородица — Θεοτκος (Ер. I ad Cledonium: ει τις ου θεοτκον την αγαν Μαραν πολαμβανει, χωρς εστ της θετητος).    Ни в Александрии, ни в Риме не раздалось возражений. Но антиохийцы возражали: не могла Мария родить Божию Ипостась.    Несторий привез с собой новых людей. Из них пресвитер Анастасий начал полемику с амвона против словоупотребления «Богородица». Раздались протесты. A личные конкуренты Нестория пресвитеры Прокл и Филипп настроили против него сестру императора Феодосия II благочестивую Пульхерию. Пошла молва: вот привлекли на кафедру соотечественника Павла Самосатского, он и привез в столицу его старую ересь. Такого рода обвинение вывесил в портике храма св. Софии за своей подписью известный адвокат Евсевий, впоследствии епископ Дорилейский. Заволновались монахи. От них явилась дерзновенная депутация к Несторию. A Несторий заносчиво, не унижаясь даже до разговоров с ними, отдает их под суд за непослушание, бросает в тюрьму и подвергает бичеванию. Создает себе этим новых и сильных врагов.    Каково же учение самого Нестория? Оно просто повторение уроков Феодора Мопсуестийского. Это отчетливое не только различение, но и разделение, διαιρω, δвух природ, φυσεις, ρ двумя ипостасями. Христос и в человечестве полноличен. Христос есть и «Храм», и «живущий в нем Вседержитель Бог». И в этом же храме обитает и «сопоклоняемый вместе с Богом человек, συμπροσκυνουμενος ανθρωπος». Νо не два Христа или Сына, не αλλος και αλλος. аким образом, единство Лица тут не расторгалось.    При выяснении формы объединения природ Несторий подчеркивает объединение относительное (ενωσις σχετικ, συναφεια εις ενς πρσωπον) в отличие от объединения абсолютного при обсуждении догмата единосущия. Несторий называет это объединение «по достоинству». Эти выражения, говорит Несторий, обозначают единение столь тесное (ακρα συναφεια), χто дальше его было бы или превращение (τροπ) Божества в человечество, или обожение (αποθωσις) человечества, т.е. поглощение человечества Божеством, или их слияние (σγχυσις). Несторий не вмещал того, что мы теперь называем αντιμεθστασις των ιδιωματων, т.е. он не вмещал взаимообщения свойств божеских и человеческих (communicatio idiomatum).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Храм расположен на проспекте Победителей, на территории бывшей деревни Крупцы, которая после 1972 года попала в черту города, дав название улице, недалеко от известного минчанам крупецкого источника. Часовни Именно возле этого источника в 1612 году по преданию на роднике была чудесно явлена икона Божией Матери, которую, по названию существовавшего здесь имения Крупцы, стали называть Крупецкой . Для этой иконы возле источника была возведена деревянная часовня. Считалось, что вода из Крупецкого источника обладает целебными свойствами и особенно помогает при болезнях глаз. В архивном деле написано: " По преданиям местной церкви, год явления иконы обозначен на иконе: 1612 г. 1-го октября, писана на кипарисной доске вышиной 1, шириной 3/4 аршина. Церковь сооружена в том же 1612 году и по некотором времени, как видно из сохранившихся актов, была угнетаема особенно прежним вотчинником имения Крупцов Еленским, которым были забираемы все её доходы. Впоследствии униаты , завладев Воскресенскою протопопиею в г. Минске, завладели и принадлежавшею к ней Крупецкою церковию и Святою иконою Божией Матери. Но около 1818 года усердием монахинь бывшего Минского Свято-Духова монастыря церковь возобновлена, а с воссоединением в 1839 году унии возвратилась в недра Православной Церкви и причислена к Минскому городскому Екатерининскому собору " . В 1623 году Н. Варонич пожертвовал сеножать в Крупцах, где находилась часовня и источник, монастырю Петра и Павла. В 1818 году чтимая икона была облачена в серебряную ризу и украшена венцами на главах Пресвятой Богородицы и Богомладенца . В 1820 году взамен обветшавшей была возведена новая часовня. Деревянный храм В 1856 - 1857 годах по инициативе минского губернатора Феодота Шкляревича вместо обветшавшей часовни в Крупцах на добровольные пожертвования была построена новая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы .

http://drevo-info.ru/articles/23793.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010