С 1840 г. К. м. управлял иером. Иона (Панкеев), постриженик архим. Кирилла I. В 30-х гг. XIX в. большинство братии К. м. были пострижены архим. Кириллом; многие происходили из таврического единоверческого центра с. Б. Знаменка: иеромонахи Сергий (Панкеев), Симеон (Двоезерский), Иона (Панкеев), Герасим (Панкеев), иеродиак. Иоасаф (Рыльский). Иером. Иона, вступивший в К. м. в 1820 г. и постриженный в 1823 г., с марта 1831 по март 1832 г. управлял второклассным Бизюковым Пропасным во имя сщмч. Григория монастырем . В 1842 г. иером. Иона был назначен строителем К. м. В 1845 г. иеродиак. Силуан направил на имя архиеп. Гавриила (Розанова) донос на строителя иером. Иону и казначея иером. Иоасафа. Впоследствии разбирались и др. дела с участием настоятеля и братии ( Бельский. 1999. С. 81-82). В ходе следствия вскрылись факты неблаговидного поведения строителя и казначея (ГА Херсонской обл. Ф. 198. Оп. 1. Д. 76), к тому же оба оказались замешаны в деле о попытке ограбления К. м. солдатами-горнистами Софийского морского полка в 1844 г. В действительности вечером в день праздника Рождества Христова солдаты-горнисты устроили маскарад, представившись иером. Ионе свитой генерала крымских соляных приисков во главе с самим генералом. Настоятелю удалось выпроводить дебоширов, но впоследствии выяснилось, что казначей иером. Иоасаф принимал у себя в келье в канун совершения литургии театральное зрелище, т. е. переодетых солдат. 18 марта 1847 г. иеромонахи Иона и Иоасаф были запрещены в священнослужении, бывш. строитель 17 дек. отправлен под надзор в одесский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ( Бельский. 1999. С. 81), а бывш. казначей 18 апр. повторно запрещен по делу «о зрелище» и 10 дек. сослан в Бизюков мон-рь. В июне 1848 г. архиеп. Херсонский свт. Иннокентий (Борисов) утвердил иером. Иоасафа (Рыльского) в штате Бизюкова мон-ря, но запрета с него не снял (ГА Херсонской обл. Ф. 198. Оп. 1. Д. 73. С. 2-4 об., 13-14, 164-164 об., 169-170 об.). В ведомости 1841 г. все монахи К. м. характеризовались положительно, только иеродиак. Павел (Проценко) при «хорошем состоянии» находится под запретом в священнослужении. В 1846 г. число монашествующих сократилось, большинство монахов в священном сане оказались «не верны в послушании», «состояния плохого или посредственного» (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5703. С. 81-87, 173-182). В К. м. произошли и новые скандалы: иером. Даниила (Бондарева) в 1847 г. лишили сана, а иеродиак. Павла после ссылки в Бизюков мон-рь запретили в священнослужении.

http://pravenc.ru/text/2458759.html

10 Лествица, в русском переводе, издание Оптиной пустыни. Слово 3, отд. 4. «Ощутивши пламень (ревности к богоугождению), беги (из мира), ибо не знаешь, когда он угаснет и оставит тебя во тьме». И, по словам епископа Феофана Затворника , бывает так: «Господь зовет, зовет, да и замолчит, и от этого не только желание в монастырь погаснет, но и самое желание душу спасать испарится». (См.: Письма епископа Феофана//«Душеполезное Чтение», 1896. Март – апрель. С. 665). 11 До 1852 года деление классов в духовных училищах было такое: первый, второй, низший и высший. 12 Послужной список Александра Михайловича Гренкова, при деле об определении его в число братства Оптиной пустыни в 1840 году, в архиве Калужской духовной консистории. 14 Передавал о сём иеромонах Оптиной пустыни отец Платон, в мире Павел Степанович Покровский, товарищ Александра Михайловича. Скончался 11-го сентября 1889 года. 16 Впоследствии Павел Степанович и Дарья Дмитриевна были самыми искренними друзьями. При последующих посещениях Павла Степановича, уже из Оптиной пустыни, когда он в 1849 году поступил в монахи, старица, бывало, в шутку вспоминала: «А помнишь, как я тебя палкой-то?» Скончалась старица Дария в глубокой старости 85 или 86 лет 28 июля 1858 года. 17 Покойный старец отец Амвросий, по глубокому смирению своему, не мог открыть сих слов. На вопрос любопытных: «Что вам, батюшка, говорил отец Иларион, когда благословлял идти в монастырь?» – он отвечал уклончиво: «Уж не помню, ведь времени прошло много, а кажется, потому советовал поступить в Оптину, что тут были опытные в духовной жизни старцы». Но в то время слов отца Илариона скрыть было нельзя, так как их слышал бывший вместе с Александром Михайловичем у затворника товарищ его П.С. Покровский. Да в то время словам этим, без сомнения, и не придавалось особенного значения. Передал же эти слова младший брат Павла Степановича, Александр Степанович Громов, живший в Липецке мальчиком в одной квартире с ним. Громов и теперь еще жив. 20 Впоследствии, будучи уже старцем, случайно узнав о кончине Сорокина, отец Амвросий перекрестился и молитвенно вздохнул ко Господу о упокоении его души.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

«В одиночестве моей пещеры, — напишет впоследствии отец Софроний , — я получил исключительную привилегию целиком отдаваться беззаботной молитве. Она владела мной месяцами. Пересекалась в дневные дни житейскими делами, но когда заканчивался трудовой день и начиналась безмолвная ночь в пещере, молитва снова обнимала меня: опять все исчезало из памяти, оставалось лишь сознание страшного невещественного греха, порождавшее во мне сожаление, стыд и даже ненависть к самому себе. Милость Бога ко мне выразилась в том, что Он даровал мне мощный порыв покаянного страдания, которое увлекало меня в ненасытную молитву — такую, что душа все забыла, ни о чем не помнила, но неудержимо тянулась к Богу невидимому, но любимому, неведомому, но знакомому, недостижимому, но близкому». 2 февраля 1941 года в монастыре святого Павла на Афоне он был рукоположен в иеромонаха. Слава о его духовных подвигах быстро распространилась по всему Афону. К нему за советом потянулись монахи разных национальностей, и так как он владел несколькими языками, то ему было легко их утешать на их родном языке. Полного затвора он, таким образом, добиться не смог, вынужден был все чаще открывать двери своей каливы и все больше народу принимать и в конце концов согласиться перейти в ближайшие монастыри духовником. «Был духовником святых обителей святого Павла, Григория, Симонопетра, Ксенофонта, различных скитов и келлий». Впоследствии поступил в Андреевский скит.   Он сильно огорчился несправедливым осуждением греческим правительством своего друга отца Василия (Кривошеина), тем более что и он не остался свободен от необоснованных подозрений. Видимо, по этой причине он принял решение оставить Афон. Во второй половине 1947 года он уезжает в Париж. В общей сложности отец Софроний провел на Святой Горе 22 года. Из Парижа он переехал в Англию, где в 1959 году основал в графстве Эссекс святую обитель Честного Иоанна Предтечи. Преставился отец Софроний 11 июля 1993 года. Отец Софроний написал всемирно известную книгу о своем духовном отце преподобном Силуане Афонском, он является также автором многих книг, которые для современных подвижников благочестия стали хрестоматиями.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=29...

В этот период он начинает также руководить небольшой общиной монахинь в г. Волос. Образ жизни новых пустынников стал привлекать к ним посетителей, да и другие монахи, жившие неподалеку, также создавали определенные неудобства для безмолвия, поэтому старец Иосиф в 1938 г. решил переместиться в небольшую пещеру на склоне горы рядом с Малым Скитом Св. Анны. Там были сооружены маленькие кельи и церковка, посвященная св. Иоанну Предтече — образцу пустынножительства.   Ремеслом общины Иосифа Исихаста была резьба по дереву: делали кресты и печати для просфор. В середине дня (6 часов по афонскому времени) каждый шел в свою келью и совершал вечерню по четкам, а также занимался чтением. После скудной и почти всегда строго постной трапезы монахи отходили ко сну (сон занимал 3-4 часа). С заходом солнца они вставали и совершали шестичасовое молитвенное бдение, посвященное исключительно Иисусовой молитве. Бдение, как правило, совершали стоя; в течение бдения полагали множество земных поклонов. Четыре раза в неделю в церковке братства служили Божественную Литургию (она начиналась в полночь; служил приходящий священник — одно время это был знаменитый впоследствии Ефрем Катунакский, — а потом, после рукоположения членов братства, свои иеромонахи). В другие дни по окончании молитвенного бдения занимались чтением. После этого, ок. 8.30 по афонскому счету времени, снова шли спать, а в 10.30 уже поднимались. При всех послушаниях и работах на устах и в сердце у монахов общины Иосифа Исихаста неизменно была Иисусова молитва. Никаких изменений этот распорядок жизни не претерпевал на протяжении многих лет. Когда, начиная с 1947 г., стали приходить новые ученики, отличавшиеся более слабым здоровьем, чем старшая братия, поблажки делались только в отношении пищи и количества сна. Послушание, молчание и особенно молитвенное бдение оставались неизменными. Поскольку состояние здоровья и самого старца Иосифа, и его учеников, особенно молодых, в условиях суровой пустыни ухудшалось, было решено переместиться поближе к морю, в Новый Скит (принадлежащий монастырю Святого Павла), в келлию Свв.

http://isihazm.ru/?id=384&iid=2848

– Розанов все время поддерживал и дополнял Андреева. Впоследствии, уже три года спустя, другой следователь, желая выяснить, что же все-таки говорили священники, спросил того же свидетеля: – Андреев говорил, что мы, попы, принадлежим к пятой колонне, которая должна выступить изнутри на помощь Германии, а поэтому нас и изолируют? – Нет, он говорил не так. Андреев говорил, что в СССР существует пятая колонна, к которой причисляют их и считают, что эта колонна должна выступить во время войны Германии против Советского Союза, а потому их и забрали. Был вызван осведомитель, сотрудничавший с НКВД под кличкой Стрелок, которому следователь предложил подписать лжесвидетельство о протоиерее Александре Звереве, что тот и сделал. Часть документов, обвиняющих монахинь в антисоветской деятельности, следователь оформил как донесения осведомителя – и те, что действительно были, и те, что он написал сам. Допросы священников и монахинь вели сотрудники НКВД Беринов, Елдаков и Гундаев. Священномученик Павел родился в 1880 году в деревне Аннино Рагозецкой волости Тимского уезда Курской губернии в семье крестьянина Аркадия Васильевича Андреева. В 1892 году Павел поступил в Курскую Духовную семинарию, а по окончании ее – в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1902 году. 14 июля 1902 года епископ Екатеринославский и Таганрогский Симеон (Покровский) рукоположил Павла Аркадьевича в сан священника. Служа приходским священником, отец Павел с 1902 по 1912 год был законоучителем начальной и двухклассной школ Голубовского рудника Славяносербского уезда Екатеринославской губернии, с 1909 по 1912 год – заведующим и законоучителем церковноприходской школы Голубовско-Марьевского рудника того же уезда. С 1912 по 1919 год отец Павел был законоучителем Бахмутовского реального училища и настоятелем училищной церкви. «Священнослужения, – как гласит его послужной список, – не оставлял, но после ликвидации законоучительства был четыре месяца без места до определения на приходскую службу, причем одежды, присвоенной ему, не снимал».

http://fond.ru/kalendar/1145/aleksandr/

Революционный события в России 1917 г. по-разному были восприняты в монашеском сообществе. Некоторых захватила эйфория демократии и свободы, известны даже революционные бунты внутри ряда обителей, обсуждался вопрос о выборности всех ступеней церковной иерархии. В Оптиной все было иначе: как свидетельствует монастырская летопись, известия о Февральской революции и падении монархии там были встречены с «чувством трагедии» и расценены как «ужасающие вести и страшные слухи». Это настроение было устойчивым вплоть до утверждения советской власти в 1918 г.: оптинские монахи писали о трагедии «свержения законного правителя», о беде безвластия и безгосударственности в России, расценивая эти события как предвестие Апокалипсиса. Временное правительство не трогало монастыри, но советская власть сделала их одной из главных мишеней, продолжил историк. Для Оптиной пустыни начался период «борьбы за существование». Попытки известных людей заступиться за обитель ни к чему не привели: доводы о. Павла Флоренского об Оптиной как о «духовном фокусе русской жизни» и даже письма некоторых ученых, где говорилось о том, что «Оптинская ячейка приближает нас к социализму и коммунизму», поскольку старцы, дескать, являются популяризаторами идей свободы, равенства и братства, – все это ни к чему не привело. В начале 1918 г.   в Оптиной догадались зарегистрировать сельхозартель, монахи превратились в «трудовой элемент», что было на некоторое время приемлемо для большевистской власти. «Под новой вывеской» удавалось в какой-то степени сохранять прежний строй монашеской жизни. Этому немало способствовало создание в обители Исторического музея в 1919 г. Первый директор музея Лидия Защук (впоследствии – схиигумения, преподобномученица, расстреляна в 1938 г.) способствовала совершению богослужений, препятствовала изъятию церковных ценностей в ходе кампании 1922 г. и выселению монахов, помогала нуждающимся монахам, устраивая их в   штат музея. После расформирования сельхозартели в 1923 г. и закрытия музея в 1928 г. помещения монастыря занимали разные организации: специализированный детский дом, дом отдыха, концлагерь, пересыльная тюрьма и др.

http://bogoslov.ru/event/6024923

Решение о постриге и рукоположении Ивана Касаткина было принято в кратчайшие сроки. Практически сразу по окончании Академии, 21 июня 1860 года Иван Касаткин был пострижен в монахи с именем Николай. Епископ Нектарий, постригавший его в монахи, сказал в напутственной речи: «Не в монастыре ты должен совершить течение подвижнической жизни. Тебе должно оставить самую Родину, идти на служение Господу в страну далекую и неверную. С крестом подвижника ты должен взять посох странника, вместе с подвигом монашества тебе предлежат труды апостольские». с. 10–11] 29 июня в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла он был рукоположен во иеродиакона, а на следующий день, когда праздновался Собор двенадцати апостолов – во иеромонаха. Все это произошло так стремительно, что родные отца Николая просто не смогли приехать, дабы присутствовать на его постриге и посвящении. После священнической хиротонии иеромонах Николай ненадолго отправился на родину, дабы проститься с отцом и братом. Всего лишь три дня провел он в своей семье. Затем, простившись с родными, отец Николай на долгие годы отправился в Японию. Несмотря на вынужденное расставание, святой заботился об отце до самой его смерти, ежемесячно отсылая ему часть жалованья. В благословение отец Николай взял с собой Смоленскую икону Божией Матери, которую хранил всю жизнь. На пути в страну восходящего солнца Дорога в Японию была долгой и трудной. В то время по всей России еще не было железнодорожного сообщения, так что до отдаленных уголков приходилось добираться на лошадях. Выехав в середине лета, отец Николай добрался до Николаевска-на-Амуре лишь поздней осенью, причем впоследствии он вспоминал, что едва не погиб на Амуре, так как лошади заплутали в ненастье. В Николаевске-на-Амуре иеромонаху Николаю пришлось задержаться, поскольку навигация уже закончилось. Но и это время не прошло даром. Там он познакомился с архиепископом Камчатским Иннокентием (Вениаминовым) – легендарным миссионером, который по должности своей был его епархиальным архиереем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Соловьева (Смирнова) Анна Павловна (1850–1872) – жена прп. Алексия Зосимовского . Соловьева Прасковия Матвеевна – монахиня. Соловьева (Протопопова) Мария Федоровна (†1854) – мать прп. Алексия Зосимовского . Соловьева Прасковия Матвеевна – монахиня. Страхова Александра (род. в 1888 в д. Елгозино Моск. Губ.) – монахиня Алексеевского монастыря. Суворова Агрипина Петровна – новомученица. Сундукова Ксения Михайловна – духовное чадо зосимовского старца Досифея. Сытин Иван Дмитриевич (1851–1934) – российский издатель-просветитель. Сычев Николай Михайлович – житель Сергиева Посада, староста церкви Петра и Павла. Тимоновы – дворяне, владельцы земель, на которых впоследствии располагалась Зосимова пустынь. Тимохина Софья Семеновна – духовное чадо зосимовского старца Досифея. Тихон Задонский (†1783) – чудотворец, епископ Воронежский. Тихон (Беллавин Василий Иванович, 1865–1925) – святитель, патриарх Московский и всея Руси. Тихон († 1873) – иеромонах, духовник прп. Германа Зосимовского . Тихонов Сергей Николаевич – житель села Мордыш Суздальского района Владимирской области. Товия (Цимбал) – наместник Троице-Сергиевой Лавры 1904–1915 гг. Толстая Евдокия Алексеевна (урожденная Штекельберг) – кузина схимонаха Симона зосимовского. Толстой Лев Николаевич (1828–1910) – писатель. Толстой Николай Алексеевич – владелец Сиговки. Третьяков Павел Михайлович (1832–1898) – меценат, основатель художественной галереи. Тугаринов Алексей Петрович – инженер. Тухачевский Михаил Николаевич (1893–1937) – советский военачальник, маршал Советского Союза. Фаддей (Успенский ; † 1938) – архиепископ Тверской, преподобный священномученик. Фамарь (княжна Марджанова Тамара Александровна, 1869–1936) – схиигумения, основательница Серафимо-Знаменского скита под Москвой. Феогност – наместник Троице-Сергиевой Лавры в конце XX века. Феодор Студит (†826) – подвижник и начальник Студийского монастыря; много страдал от иконоборцев. Феодор (Богоявленский; 1905–1941) – иеромонах, преподобномученик. Феодор Тирон (IV в.) – великомученик.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К началу ХХ столетия внутри каменной монастырской ограды со Святыми вратами, построенной во второй половине XIX века, находились четыре храма, два двухэтажных братских корпуса и трехэтажный настоятельский корпус. Каменные храмы, слитые воедино в центре обители, создавали впечатление величественного и грандиозного строения. К Свято-Троицкому собору примыкали церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи и преподобного Павла Обнорского с придельными храмами прп. Сергия Радонежского и иконы Божией Матери Корсунской. Теплая церковь во имя Успения Божией Матери с надстроенной колокольней составляла единую совокупность строений с трапезной и настоятельскими кельями. В 1904 году в здании настоятельского корпуса была устроена иконописная школа на двадцать учеников. Принимались в школу мальчики в возрасте 10-15 лет. Летом 1912 г. закончились работы по ликвидации страшного пожара, произошедшего в 1909 году. В 1914 году обитель отмечает юбилей – 500 лет со дня основания Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря. В 1920 годы Павло-Обнорский монастырь разделил общую участь православных монастырей России. Он был упразднен, а монахи изгнаны из его стен. Обитель закрыли Великим постом 12 апреля 1924 года. Многие из иноков подверглись гонениям. Решением президиума Грязовецкого исполкома было предложено организовать в помещениях Павло-Обнорского монастыря: …в одной церкви - народный дом (библиотека-читальня, сцена-театр), вторая церковь - класс, а в двух остальных - маслодельная артель. Помещение, где жили монахи - общежитие приезжающим рабочим и служащим на отдых во время лета. Судьбы монахов сложились по-разному, но все они в той или иной форме продолжали духовное служение. Одна общая черта есть в жизни всех Павло-Обнорских подвижников – после закрытия монастыря рано или поздно им пришлось вступить на путь скитаний. Павло-Обнорские монахи выбирали разные пути. Последний игумен, архимандрит Никон, нелегально проживал у духовных детей, некоторое время служил в храме г. Любима, а затем пошел по пути создания тайного монастыря. Позднее он был приговорен к 10 годам тюрьмы и в последний день 1941 года умер в Соль-Илецкой тюрьме, близ Оренбурга. Подвижник игумен Михаил Лаков, хотя и был арестован сразу после закрытия монастыря, однако был отпущен на свободу и впоследствии оказался в селе Чернецкое, Грязовецкого района, где служил в храме Успения Божией Матери почти до самой смерти. Казначей обители иеромонах Николай (в миру Александр Иванович Воропанов) служил в Спасо-Нуромском приходе Грязовецкого района, затем в церкви г. Данилова, был репрессирован и после отбытия ссылки служил в церкви Вознесения г. Тутаева. В 1941 году он был вновь арестован и расстрелян. Такова же судьба и другого подвижника – иеромонаха Иерофея (мирское имя Никандр Арсеньевич Глазков), который был также репрессирован, после служил в церкви Введения Пресвятой Богородицы в г. Любиме, в проповедях открыто обличал безбожную власть и был приговорен в 1937 году к расстрелу.

http://sobory.ru/article/?object=02736

В 1861 году поселилась в Святогорской Успенской пустыни Изюмского уезда Харьковской губернии. В 1867 году была переведена в Серпуховский Владычный монастырь , где святитель Филарет Московский постриг её в рясофор с именем Павла. В 1872 году она переходит в Спасо-Бородинскую женскую обитель и поселяется в ней до конца жизни. Главным ее послушанием здесь было готовить пищу. 13 марта 1885 года рясофорная послушница Павла была пострижена в мантию с наречением имени Митродора, и вскоре ей было дано послушание алтарницы. Непосредственно перед этим назначением ей во сне явился преподобный Феодосий Печерский , благословляя принять из рук его кадило , полное жара и фимиама. Не раз монахиня Митродора сподоблялась видеть ангелов у Престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние литургисающих священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям. Монахине Митродоре было уже более семидесяти лет, когда в видении Господь явил ей невероятно больших размеров гроб со стоящей в нем схимницей - это было указание на принятие ею высшего монашеского чина. 17 ноября 1915 года монахиня Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль. Когда она в посте и молитве пребывала в храме после пострига, ей вновь явилась Матерь Божия. После принятия схимы матушка Рахиль была назначена старшей в богадельне. Уже тогда к схимонахине Рахили стали обращаться за советом и наставлениями сестры обители и богомольцы, а однажды даже попросили благословить их. Старица, смущенная этой просьбой, всю ночь усердно молилась, а под утро, задремав в кресле, в тонком сне увидела Матерь Божию, Которая благословила ее и сказала: " Все твои прошения о людях будут исполняться. Я Сама буду благословлять тобою благословляемых " . Это было благословение на подвиг старчества , к которому Господь готовил ее всю жизнь. Из многочисленных свидетельств современников известно о ее прозорливости и чудесах. Прозорливо провидела матушка Рахиль и время своего отшествия из этой жизни.

http://drevo-info.ru/articles/18547.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010