От слова « волхв » образовано русское слово « волшебник » . Евангелие не уточняет количество волхвов и их имена, но церковное предание называет троих: Каспар, Бальтазар и Мельхиор. Согласно тому же преданию, все они впоследствии стали христианами и приняли крещение от апостола Фомы. Западное предание говорит о том, что апостол рукоположил волхвов в епископов. Их мощи были обретены святой царицей Еленой и сегодня находятся в Кельнском соборе (Германия). Фото BDKJ DV Hildesheim/Flickr/CC BY-NC 2.0 Почитание волхвов в западной традиции или “три короля” В некоторых европейских странах святых Каспара, Бальтазара и Мельхиора особенно почитают и называют “тремя королями”. 6 января по улицам Кельна и других немецких городов ходят дети в коронах и с посохами, символизируя собой волхвов. Они стучатся в дома, поздравляют жителей и получают взамен сладости или мелкие деньги. На дверях таких гостеприимных хозяев появляется надпись “В+С+М” - начальные буквы имен волхвов на латинском алфавите. Это делается в знак того, что жилище посетили сами “три короля” и благословили его. Монастырь св. Павла на Афоне. Фото с сайта afonua.com История даров после Успения Богородицы Божия Матерь бережно хранила дары и перед своим Успением передала их Иерусалимской Церкви, где они находились до 400 года. Позже византийский император Аркадий перенес дары в константинопольский храм Святой Софии. После захвата Константинополя турками-османами, в 1470 году дары волхвов передала сербскому монастырю святого Павла на Горе Афон вдова турецкого султана Мурата II Мария, дочь правителя Сербии (она не приняла ислам и до конца жизни оставалась христианкой). Согласно преданию, Мария лично хотела принести дары волхвов в монастырь, но перед стенами ее остановил небесный голос и напомнил о запрете женщинам находится на Святой Горе. В память об этом монахи установили крест, который называется Царицыным , а в стоящей рядом часовне изобразили встречу великих святынь насельниками обители. Дары волхвов по сей день хранятся в 10 специальных ковчегах на Святой горе Афон (Греция) в монастыре святого Павла.

http://foma.ru/daryi-volhvov.html

2. Tractatus in Marci Evangelium («Беседы на Евангелие от Марка», CPL. 594; Anecdota Maredsolana. Vol. III. Pars 2=CCSL. 78 (G. Morin. 1958). P. 449–500=SC. 494 (J.-L. Gourdain. 2005, с другим разделением на главы первых двух гомилий)). Эти десять бесед на отдельные отрывки из первых 13 глав Евангелия от Марка ( ) были произнесены блаж. Иеронимом в Вифлеемской церкви Рождества Христова в тот же период времени, что и беседы на Псалмы, то есть между 397–402 гг. 436 В начале первой беседы автор рассуждает обо всех четырех евангелистах и их символах в виде четырех животных. Как и в случае с комментарием на Евангелие от Матфея, в этих беседах Вифлеемский пресвитер стремится сочетать буквально-историческое и духовное толкование евангельского текста, которое он также считает необходимым 437 . Помимо этих 10 бесед сохранились отдельные беседы того же времени на отрывки из разных Евангелий: на 18-ю гл. Евангелия от Матфея 438 , на 16-ю главу Евангелия от Луки, о богатом и Лазаре 439 , о евангелисте Иоанне, на начало 1-й главы Евангелия от Иоанна 440 . 3. Commentarii in iv epistulas Paulinas («Толкования на четыре Послания ап. Павла», CPL. 591; PL. 26. Col. 307–656). Эти самые ранние новозаветные комментарии блаж. Иеронима были написаны по просьбе Павлы и Евстохии для монахинь их монастыря ок. 386–387 гг. в самом начале вифлеемского периода его жизни 441 . Первым из них было составлено «Толкование на Послание к Филимону» (In Epistolam ad Philemonem//PL. 26. Col. 599–618) – самое краткое послание ап. Павла, вызывавшее у некоторых экзегетов подозрение в его подлинности, которую блаж. Иероним отстаивает в предисловии 442 . Толкование в целом носит конкретно-исторический характер 443 . После этого блаж. Иероним перешел к «Толкованию Послания ап. Павла к Галатам» (In Epistolam ad Galatas, в трех книгах, PL. 26. Col. 307–438; рус. пер.: Творения. 1903. Ч. 17. С. 1–213), для составления которого он опирался на труды греческих экзегетов – прежде всего Оригена , а также Дидима, Аполлинария, Евсевия Эмесского и Феодора Гераклиота, с презрением относясь к хорошо известному ему единственному латинскому толкованию Мария Викторина (см.: Prol.//PL. 26. Col. 308А–309А). Именно в этом толковании Иероним впервые высказал свое оригинальное мнение о «мнимом разногласии» (simulata contentio) между апостолами Петром и Павлом по вопросу необходимости соблюдения ветхозаветного закона для всех христиан 444 , что впоследствии вызвало длительную полемику между ним и блаж. Августином.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

А ума-то не хватило понять, что батюшка их этими словами обличил: что ж вы, бабы, в храме не убрались, а ведь Пасха через два дня! Отец Павел начал свое священническое служение в годы хрущевского гонения на Церковь , когда глава государства во всеуслышание объявил, что закроет все храмы и покажет по телевизору последнего попа. Словно каким-то неотвратимым лейтмотивом, воистину «красной нитью» проходит через всю жизнь о. Павла это слово – последний... «Последние насельники обители Христовой»... «последний наместник монастыря»... «последняя игумения»... «последний монах»... и даже так– «последнего попа»... Это слово настолько впиталось в глубину сердца о. Павла Груздева , в его кровь и плоть, что самого себя он чувствовал именно так: «Я – последний...» Казалось бы, только-только начали открываться в войну православные храмы, верующие вздохнули свободнее, и Русская Церковь обрела надежду на возрождение. В 1946-м году произошло радостное событие – возобновилась монашеская жизнь в Троице-Сергиевой Лавре. Наместником Лавры был назначен архимандрит Гурий (Егоров), духовный отец двух будущих ярославских архиереев – митрополита Иоанна (Вендланда) и архиепископа Михея (Хархарова). Архимандрит Гурий был в 30-е годы репрессирован, отбывал срок заключения на строительстве Беломорканала, хлебнул с лихвой лагерной баланды. При нем и началось возрождение обители преподобного Сергия. Когда Павел Груздев вернулся из лагерей, невероятным известием стало для него открытие Лавры. Отец, Александр Иванович , говорит ему: –  Павлушка! Вот вроде Лавру открыли. На деньжонок, съезди, побывай в Лавре-то! «Я и поехал, – рассказывал о. Павел. – Приезжаю, смотрю – всенощная идет (год 55-й, может, 56-й). Вроде как и монахи ходят. Вышел один монах читать шестопсалмие. Ну, я думаю – робот! Всех монахов-то пересажали, извели. Я и подошел к нему потрогать, почувствую – железо или не железо. А тот говорит: – Поаккуратнее. Не толкайтесь. И дальше стал читать». Монахом этим был о. Алексий (Казаков), один из первых насельников Лавры после ее открытия, потом его на приход перевели куда-то в Самару. В обители преподобного Сергия состоялось их знакомство с Павлом Груздевым , которое переросло в крепкую дружбу. По годам они были примерно ровесники, люди, что называется, старой закалки, оба впоследствии стали архимандритами, но служили в глубинке, изредка встречаясь и переписываясь. Вот одно из таких писем о. Алексия (Казакова), написанное 1 марта 1986 года отцу Павлу в Верхне-Никульское:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

На Афоне св. Григорий Синаит предпочёл жизни в одной из больших обителей полуотшельническую жизнь в укромном скиту, в узком кругу избранных учеников. Того же придерживался большую часть своего пребывания на Св. Горе и Григорий Палама . И в XIV, и в XVIII веке, и в наши дни исихастская традиция процветает на Афоне не столько в главенствующих монастырях, сколько в скитах. Григорий, «любивший уединение как никто другой», стремился проводить всё своё время в молчании, отрешившись от мира. Когда однажды ему пришлось жить внутри Великой Лавры, он чувствовал, что «сообщество монахов препятствовало его любви к безмолвию» 9 . В этом отношении он гораздо ближе к Евагрию Понтийскому и св. Исааку Сирину , чем к монастырскому образу жизни таких святых как Василий Великий , св. Феодор Студит и Симеон Новый Богослов . В то же время св. Григорий Синаит не считал, что путь безмолвия открыт только для отшельников, он верил, что им могут следовать и монахи в обителях 10 . Так, он возражал против того, чтобы его ученик Исидор (впоследствии ставший патриархом) принял монашеский постриг; вместо этого он велел ему возвратиться в Фессалонику и жить там «городским исихастом», служа определённому кругу людей примером и образцом для подражания: «Не желаю, чтобы ты жил здесь, в пустыне или в горах (к чему это?), но чтобы ты жил в миру, среди людей там обитающих, и служил бы им образцом… равно в молчании твоём и в разговоре твоём» 11 . Эти слова подразумевают, что умная молитва возможна в городе так же, как и в пустыне; мистический опыт и общество не всегда несовместимы, не всегда исключают друг друга. В этом был твёрдо уверен и Григорий Палама . Однажды в окрестностях Вереи он повстречал отшельника по имени Иов, утверждавшего, что постоянная молитва доступна только монахам. Палама же горячо отстаивал противоположную точку зрения, говоря, что заповедь апостола Павла «Непрестанно молитесь» ( 1Фес. 5:17 ) относится ко всем христианам без исключения 12 . Турецкие набеги (от которых особенно страдали монахи, жившие в разбросанных скитах и лишённые защиты стен больших монастырей) вынудили Григория Синаита и его учеников покинуть Св. Гору (это случилось около 1325–28 года). Он достиг Фессалоники, а через какое-то время отплыл на Хиос с намерением в дальнейшем вернуться на Синай. На Хиосе он, однако, изменил своё решение и отправился через Митилену в Константинополь. Проведя в столице полгода, Григорий опять пустился в путь – на этот раз в Парорию, местность в горах Странджа, на границе между Византийской империей и Болгарией. Первое его пребывание в Парории было сравнительно недолгим. На какое-то время Григорий Синаит возвратился в Константинополь, а затем и на Афон, но в конце концов всё-таки решил обосноваться в Парории, на горе Катакриомени (Обледенелая). Было это предположительно в 1335 году или немного позднее. Здесь 27 ноября 1346 года он и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ii...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Харитина Литовская, Новгородская, прп. Описания иконы Харитина Литовская, Новгородская, прп. - житие Преподобная (благоверная княгиня) Харитина Литовская (память 5 октября по старому стилю) Преподобная Харитина происходила из княжеского рода и вынуждена была с другими знатными литовцами оставить Отечество свое из-за бывших там смут. Переселившись на Русь, она с юности решила посвятить себя Богу и приняла постриг в Новгородском женском монастыре в честь святых апостолов Петра и Павла на Синичьей горе. После многих лет подвижнической жизни она стала игуменией этого монастыря, являя образ смирения, чистоты и строгого воздержания, скрывая от всех свои духовные подвиги. Скончалась преподобная Харитина 5 октября 1281 г. Святые мощи ее находились под спудом в монастырской церкви, ставшей впоследствии кладбищенской. Вот и все, что известно о преподобной Харитине. В трудах се явлена одна из главных особенностей женской святости на Руси: прикровенность делания, сокрытость. Монашеское имя преподобной (Харитина — «Милующая», творящая милосердие), отражает ее духовное делание. Основное качест[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 11098.jpg:   Размер: 198x1148, 0.23 MPix, 33 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (118) , (2) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 11099.jpg:   Размер: 894x626, 0.56 MPix, 95 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (133) , (1) .

http://pravicon.com/icon-3187

Многие Херувимские отца Силуана имеют не только номера, но и названия, указывая на источник, на основе которого были созданы: " Старо-Симоновская " , " Староболгарская " , " Русская " , " Отеческая " - по мотивам афонских песнопений... Есть и " Макаровская " - в честь Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря в Саранске, где отец Силуан был пострижен в монашество тогдашним епископом (впоследствии - митрополитом) Саранским и Мордовским Варсонофием, ныне - митрополитом Санкт-Петербургскоим и Ладожским . Последняя в альбоме, сороковая по счету Херувимская создана уже в Санкт-Петербурге, на основе старинных сербских песнопений. В завершение встречи отец Силуан ответил на вопросы слушателей. Протоиерей Александр Сорокин спросил, какую из написанных им Херувимских отец Силуан выделяет, какая самая любимая. Подумав, он ответил: " Под " Староболгарскую " сам служил бы с удовольствием. Дело в том, что оценить песнопения по-настоящему можно, только если они сопровождают Литургию, а далеко не всё из написанного мною использовалось в богослужебной практике. Некоторые песнопения я впервые услышал в исполнении хора только при записи диска, а до этого они звучали лишь на инструменте и в голове... Дорога мне 31-я, я посвятил ее памяти диакона Сергия Трубачева, " Русская " получилась, на мой взгляд, церковной " . На вопрос, какие из авторских Херувимских отец Силуан считает наиболее выдающимися, он назвал песнопения авторства диакона Сергия Трубачева, монахини Иулиании (Денисовой), Василия Калинникова, " Старо-Симоновскую " Александра Кастальского, " Софрониевскую " Павла Чеснокова. На вопрос о вообще наиболее чтимых им церковных композиторах отец Силуан назвал Павла Чеснокова, Александра Кастальского, Степана Смоленского, из современных - митрополита Илариона (Алфеева), покойного архимандрита Матфея (Мормыля). А на вопрос, когда появится 41-я Херувимская и от чего это зависит, композитор сказал, что точно ответить не может - скорее всего, это произойдет, если попросит какой-нибудь коллектив.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Протоиерей Сергий Цветков, духовное чадо старца, говорил об этом случае: «Особенно меня всегда умиляло, как отец Павел спас немца-заключенного, у которого коней задавило дрезиной. Сначала из петли его вынул, а потом на суде защищал. Ему самому расстрелом грозят за то, что он фашистскую морду защищает, а он им в ответ: “Можете меня расстрелять, только он не виноват”. И суд этого немца оправдал. И немец этот каждое утро приходил к постели отца Павла и клал ему кусок от своей хлебной пайки, – так он был ему благодарен». Отец Сергий вспоминал: «О лагере батюшка вообще рассказывал немало. Рассказывал как бы между прочим, даже и не о себе. Но из этих рассказов я узнал, например, что он весь свой срок вставал за час до подъема и вымывал весь барак. И конечно, за такие поступки его не могли не любить. А Господь давал ему, как труженику, здоровья. Потому что отец Павел был великим тружеником. Стоило только посмотреть на его руки, чтобы понять, что эти руки могут делать все». Заключенные Вятлага служили литургию прямо в тайге. По воспоминаниям отца Павла, среди них были два епископа, несколько архимандритов, игумены, иеромонахи и просто монахи: «Была там целая епархия!» Когда удавалось договориться с начальником, ведавшим пропусками, «лагерная епархия» выходила в лес и начинала богослужение на таежной поляне. При последнем богослужении молния ударила в пень, служивший престолом, дабы не подвергся он впоследствии осквернению. Пень исчез, а на его месте появилась воронка, полная чистой прозрачной воды. Охранник, видевший все своими глазами, побелел от страха и воскликнул: «Ну, вы все здесь святые!» Отец Павел вспоминал: «В самый канун Рождества обращаюсь к начальнику и говорю: “Гражданин начальник, благословите в самый день Рождества Христова мне не работать, зато я в другой день три нормы дам. Ведь человек я верующий, христианин”. – “Ладно, – отвечает, – благословлю”. Позвал еще одного охранника, такого как сам, а может и больше себя. Уж били они меня, родные мои, так, не знаю, сколько и за бараком на земле лежал. Пришел в себя, как-то, как-то ползком добрал ся до двери, а там уж мне свои помогли и уложили на нары. После того неделю или две лежал в бараке и кровью кашлял. Приходит начальник на следую щий день в барак: “Не подох еще?” С трудом рот-то открыл: “Нет, – говорю, – еще живой, гражданин начальник”. – “Погоди, – отвечает. – Подох нешь”».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Очень любила старица монахиню Митродору, она часто беседовали с ней о спасении, о делах Божиих, и однажды сказала: «А ты, Митродорушка, будешь выше меня» (В 1915 году монахиня Митродора приняла схиму с именем Рахиль). Господи, упокой душу схимонахини Сарры, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас! Преподобная Рахиль Бородинская (1833–1928 гг.) Схимонахиня Рахиль (в миру Мария Короткова) родилась в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она отличалась особой набожностью, любовью к молитве, милосердием к нищим. В четырнадцать лет она вместе с подругами отправилась в паломничество в Киево-Печерскую Лавру. Придя туда, они решили сразу поклониться мощам преподобного Феодосия. Прикладываясь к раке, Мария увидела у изголовья старца, он заговорил с ней. Отвечая на ее сокровенное желание уйти в монастырь, старец сказал, что со временем оно исполнится. На обратном пути домой встретился им юродивый и закричал: «Вот какая счастливая! С самим преподобным Феодосием беседовала». Только тогда Мария поняла, что это был за старец. С этого времени преподобный до конца жизни был ее покровителем. В семнадцать лет в Болдинском монастыре Мария исцелилась от тяжелой болезни глаз, после чего дала обет уйти в монастырь. В восемнадцать лет Мария тайно ушла из дома. Несколько лет она подвизалась в Смоленском Вознесенском монастыре. В 1861 году, по милости Божией, она была принята в Святогорскую Успенскую пустынь Изюмского уезда Харьковской губернии. В 1867 году будущая старица была переведена в Серпуховской Владычный монастырь. В монастыре она приняла иноческое пострижение от Митрополита Московского Филарета (Дроздова) с именем Павла. В 1872 году по просьбе настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря схиигуменьи Алексии (бывшей казначеи Владычней обители) она перешла в Спасо-Бородинскую женскую обитель. На второй седмице Великого поста, 13 марта 1885 года рясофорная послушница Павла была пострижена в мантию с именем Митродора, и вскоре ей было дано послушание алтарницы. Непосредственно перед этим назначением ей во сне явился преподобный Феодосий Печерский , благословляя принять из рук его кадило. Монахиня Митродора сподоблялась видеть ангелов у Престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Монахиня Арсения спросила: – Почему вы расписываетесь? На молитве ведь не расписываются? Они ответили: – Если время переменится, будут обретены мощи владыки, будет известно, кто его хоронил. Около могилы собралось около двадцати человек. После панихиды, кто хотел, произнес слово, затем опустили тело священномученика в могилу, поставили на ней крест и сделали надпись. Один из хоронивших архиепископа священников рассказывал впоследствии, что, когда зарыли могилу, над ней стал виден столп света и в нем явился владыка и всех благословил. Весной 1929 года по распоряжению лагерного начальства все кресты на Соловецких кладбищах были сняты и обращены в дрова. Мощи священномученика Петра были обретены 17 июня 1999 года и находятся ныне в храме священномученика Филиппа, митрополита Московского, в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре. Источники Православный собеседник. Казань. 1900. Январь-апрель. Часть 1 Отчет о состоянии Казанской Духовной Академии за 1901–1902 уч. г. Казань, 1902. С. 22, 53, 143 Новгородские епархиальные ведомости. 1908. 7. С. 196 Церковные ведомости. СПб., 1909. 28. С. 284; 1916. 45. С. 401 Тульские епархиальные ведомости. 1910. 32. С. 378, 570; 42. С. 753–756; 43–44. С. 775–776; 45. С. 836–837. 1913. 15–16. С. 308–310; 22. С. 416417. 1915. 8–9. С. 130. Газ. «Воронежская коммуна». 1926. Протопресвитер М. Польский . Новые мученики Российские. Т. 2. Джорданвилл, 1957. С. 56–66 Троицкое слово. ТСЛ, 1990. 6. С. 13, 20–22 Архимандрит Феодосий (Алмазов). Мои воспоминания (записки соловецкого узника). М., 1997 Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 4. Тверь, 2000. С. 28–80 Священномученик Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский. Экзегетический анализ первых двух глав Послания апостола Павла к Евреям. Тверь, 2004 РГИА. Ф. 796, оп. 439, д. 726. Ф. 797, оп. 77, д. 46 ГАНО. Ф. 1016, оп. 1, д. 59 УФСБ России по Тверской обл. Д. 7564-С УФСБ России по Воронежской обл. Д. П-19568 Читать далее Источник: Экзегетический анализ первых двух глав Послания апостола Павла к Евреям/Смч. Петр (Зверев; 1878-1929), архиеп. Воронежский. - Тверь : Булат, 2004. - с. : ил., портр. - (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви)./Житие Смч. Петра (Зверева). 6-106 с. ISBN 5-902112-25-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/sv...

С ее поступлением обитель, скудная и убогая, стала терпеть менее нужды, благодаря ее собственным средствам, принесенным из мира, а впоследствии, когда ее личные достоинства приобрели ей расположение боголюбивого и щедрого ревнителя благолепия храмов Божиих, Павла Григорьевича Цурикова, и он, уважая игумению, возлюбил и обитель ее, Аносинская пустынь украсилась и процвела. Кроме того, мать Евгения, искусная в живописи, в рисовании и в различных женских рукоделиях, сумела в сестрах найти себе помощниц и образовала их как искусная художница. Монастырь украсился теми пространными мастерскими, которые, занимая молодых инокинь, принесли существенную двоякую пользу, приучая к приятному труду, не давали места праздности и увеличили вещественные средства. Так протекло с лишком 20 лет. Игумения Евгения зиждила свою обитель внутренно и внешне для своей душевной пользы и для блага пасомых. Когда одна из обителей Московских – Страстная, оставалась без игумении (так как бывшая мать Валерия была назначена к переводу в Крым), то владыка и заблагорассудил перевести игумению Евгению на ее место. При том же здоровье ее требовало частой помощи врачей, и она волей-неволей должна была оставить мирную пустынь и перейти снова в среду молвы городской. Этот переход совершился в конце марта 1875 года. В осиротевшую обитель Аносинскую я ездил сам по ее отъезде, и при мне происходило избрание новой начальницы: все единогласно избрали монахиню Рафаилу (по фамилии Ровинскую), полагавшую начало в Аносинской обители, впоследствии перешедшую в Московскую Новодевйчью. В мае последовало утверждение, и Рафаила, возведенная в сан игумении на Саввинском подворье преосвященным Леонидом, отправилась в Аносимский монастырь. Мое здоровье воспрепятствовало мне ехать туда вторично, и помощник мой по благочинию, архимандрит Ново-Голутвинский Сергий, пощадив мою немощность, ездил вместо меня и совершил обряд водворения новой настоятельницы Рафаилы. Скажу в заключение, что ежели весьма желательно, чтобы подражая своей предместнице она приобрела ее доброту и смирение – добродетели монашеские, не меньше желательно и то, чтобы как начальница она разумела вместе с тем и мудрую меру твердости, необходимую для успешного правления. Как полезно благодушие в сочетании с благоразумной взыскательностью, точно также неуместна и вредна чрезмерная строгость, а доброта безграничная, мешающая при случае употребить благотворную твердость для ослушных и непокорных, еще несравненно пагубнее, ибо влечет за собой нестроение, своеволие, распущенность и нравственный упадок обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010