—359— счастье тех, которые пользовались их благодеяниями; во 2-х, символом вечности, по своим вечнозеленым листьям. Итак, кипарис символ скорби о прошедшем и надежды в будущем! ду значит одинокий, сирота; фан значит цвести, вообще то состояние юности в дереве, или растении, когда оно находится, как выражаются ботаники, in flovescentia. Фан означает еще благоухание, но самое нежное, едва слышимое, рассеваемое в пустыне. Итак, полное значение будет: одиноко в пустыне цветущий и благоухающий кипарис, но так, что никем не замечаем! Хороша ли, прилична ли моя фамилия, и имя – судите сами! Я могу только выбрать фамилию; имя мне дают уже другие, и притом оно есть нечто высокое и дорогое для каждого; никто не может произнести чужого имени без нарушения всех правил приличия и десяти тысяч церемоний. Я только могу называть себя по имени другие же говорят одну фамилию. Тихомиров П.В. Новые книги по истории философии на русском языке//Богословский вестник 1898. Т. 2. 6. С. 360–381 (2-я пагин.) —360— I Виндельбанд, История древней философии с приложением истории средних веков и эпохи возрождения. Перевод слушательниц высших женских курсов под редакцией проф. А.И. Введенского . 2-ое издание, исправленное по последнему немецкому. СПБ. 1898. Стр. XVI+399. Цена 2 руб. Пред нами новое (2-ое) издание пять лет тому назад выпущенного русского перевода известной истории древней философии Вильгельма Виндельбанда. Это новое издание, подобно первому, выполнено под редакцией профессора СПБ-ского университета А.И. Введенского . На первое издание рассматриваемой книги в «Богословском Вестнике» была уже помещена рецензия, принадлежащая профессору Московской духовной академии П.И. Казанскому , 1138 который «с удовольствием приветствовал перевод её на русский язык» и, – «после ближайшего знакомства с её содержанием», – «без колебания» присоединился к тем лестным отзывам о ней иностранных рецензентов, которые признают её «произведением ценным и в научном и в педагогическом отношении, трудом, чуждым компилятивного характера и заслуживающим внимания по своей самостоятельности и талантливости, надежным руководством для желающих в непродолжительное время ознакомиться как с главными направлениями

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

§ 66. «От первой среды начала появления светил до 3-й Среды, т. е. полного возраста луны, будет 15 дней, да до следующего Воскресения еще три дня; следовательно 19-ое число будет первым пределом пасхи». «Но сию глубокую теорию сочинителя разрушает Бытописатель, говоря ( Быт.1:16–18 ). Ибо ясно из сих слов видно, что солнце и луна с первого же мгновения по сотворении своем начали светить на землю; и как солнце светило в первую Среду целый день, так и луна в ту же Среду светила целую ночь, т. е. не дождалась третьей Среды, как желательно сочинителю, чтобы прийти в полный возраст, но в первую Среду явилась полновозрастною» «Сличая сие с сказанным в § 66, ясно можно видеть, сколько в суждениях своих несостоятелен и неверен себе самому сочинитель. В одном месте, сделав произвольное предположение, доказывает им (впрочем не логически) одно странное положение, а в другом месте берет за основание иное ни мало не согласное с первым предположение и употребляет его также в доказательство другого нелепого положения». § 77. «Жаль, что Григорианский календарь и сам папа Григорий не выразумели такого церковного счисления, соображенного в год Никейского собора с Юлианским календарем и 1-ое Матра солнечного года, а не лунного показали в объеме вечности». «Но тысячекратно большего сожаления достоит тот, кому поставили бы в обязанность сказанное в сем и предыдущих §§-х привести в ясный смысл и логически связанную речь. … «Здесь (§ 88), если предположить и описку, а именно: вместо 3-й год читать 5-й год, то умствование сочинителя и в таком случае будет ни с чем не сообразно». «Но избави Бог от такого исправителя, который не потрудился сочесть, что, отменяя празднование пасхи в 8-мь дней, убавить он только восемь, а не девять ключевых букв, а в замен его, прибавляя к празднованию новых девяти дней, должен будет к употребляемым ныне ключевым буквам прибавить еще одну, т. е. изобрести в алфавите еще букву»… «И сие несправедливо… Прежде запретил сочинитель праздновать пасху 18-го Апреля, а теперь запрещает даже 17-го. Но как 17/IV празднуем мы и при пасхальной границе 10/IV, когда приходится она в день воскресный, то сочинителю необходимо будет или опять оставаться без пасхи, или праздновать ее 13-го Марта, потому что неприметно у него той изворотливости, с какою действует папа Григорий...» «Если бы кто принял предположения сочинителя, то, конечно, нельзя было бы назвать того человека логичным». «Посему-то сочинитель, в каком-то неясном предчувствии, что для празднования многих пасх по его уставам равно не найдется места нив Апреле, ни в Марте, не входит в подробные рассуждения, а предписывает только 9 дней, с 17 по 25 Апреля, частью перенести на 19–21, а частью закрыть совсем для празднования пасхи, т. е. в иные годы вовсе не праздновать пасху, потому что сочинитель «Взгляда» не нашел для нее места по своей исправленной Пасхалии»…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Изменяющееся настроение гарнизона, некоторые организационные связи импульсивное восприятие готово было принять за фактическую уже возможность распоряжаться «солидной вооруженной силой». Легенда о форсированном выступлении родилась на другой день – после неудачи 229 . В этом отчасти убеждает подготовленность на 29-ое всей литературной части восстания. В короткий промежуток времени, протекший от окончания военного совещания до ночного приказа Полковникова, выполнить подобную работу было невозможно. Кривое зеркало истории отразило «кровавое воскресенье» двумя жизненными гримасами. В то самое время, когда юнкера совершали свой «кровавый путь на Голгофу», по выражению современника, в помещении «Викжеля» в 7 час. вечера открылось первое согласительное заседание представителей разных течений революционной демократии и большевиков. На заседании присутствовали и посланцы Комитета Спасения. Не важно то, что они говорили на этом заседании, отвергая возможность участия большевиков в будущей правительственной власти – пусть даже они присутствовали только с «информационными целями», как любили тогда говорить: не важно и то, что на другой день представителями революционной демократии был заявлен негодующий протест против действий ВРК – сами по себе переговоры с большевиками в этот момент в глазах так называемых «правых» кругов социалистической демократии являлись «предательством». Осудили переговоры и народные социалисты, и соц. рев. из «Воли Народа», и группа Потресова и плехановское «Единство». «Неизгладимое впечатление» произвело на современников «кровавое воскресенье»: может быть, но только театры и кинематографы под аккомпанемент артиллерийской пальбы в это воскресенье были так же переполнены, как переполнены они были в тот день, когда на маленьком островке территории, отделенной от всего города, происходила агония Зимнего Дворца и доживало свои последние часы Правительство революции... В истории нет, однако, места пессимизму, ибо на смену нравственно унижающего и мрачного всегда приходит бодрящее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Другие два догмата – искупления и воскресения – снова склоняли Августина к антропологическому оптимизму. Они сыграли, в частности, важную роль в его возвышении телесной природы человека. Если Христос воплотился в человеческое тело, чтобы искупить грехи человеческие, то этим самым тело было освящено и получило божественное оправдание. Бог создал человека из тела и души; точнее, он создал и его душу, и его тело. Поскольку же бог творит только благо, то изначально как душа, так и тело являются благами. Но тело – благо низшего разряда, благо подчиненное: ведь душа «получила тело в услужение» (Ое рес. тег. II 22). Тело остается для человека благом до тех пор, пока находится под полным контролем разумной души. Будучи смертным по природе, оно тем не менее может быть удержано силой привязанного к вечному бытию духа от тления и разрушения сколь угодно долго. Такими были тела первых людей до грехопадения. Однако в результате первородного греха тело превратилось из смертного в умирающее Оно вышло из подчинения душе, а душа, нарушая естественный порядок, превратилась из госпожи в служанку тела II 5–6). Через искупление дана возможность восстановления порядка и возвращения человеческому телу реального бессмертия и совершенства. Догмат воскресения указывает на то, что для избранных эта возможность должна стать действительностью. Таковы те религиознодогматические положения, которые легли в основу августиновской антропологии. Помимо них Августин опирался на ряд созвучных христианству положений неоплатонической антропологии: о непространственности и бессмертии души, о естественной «симпатии» души к своему телу и необходимости заботы души о теле; о тождестве души и жизни; о взаимоотношении души и тела как «единстве без смешения» и т. п. 31, 33. Епп. IV 1–9; V 1). От платоников Августин заимствует и свое понимание сущности человека как «души, использующей тело», где душа является первенствующим и определяющим началом Епп. IV 4:18). Что же касается наиболее характерного для всего платонизма положения о том, что «для души тело человеческое есть оковы и гробница» (Епп. IV 8:3), то Августин отвергает его в принципе в силу указанных выше теологических соображений. Лишь в греховном состоянии человеческая душа скована телом и тело оказывается бременем души; и первозданное тело, и тело, обещанное праведникам после воскресения, таково, что оно «с величайшей и необычайной легкостью отдает себя в подчинение духу… будучи освобождено от всякой тленности и косности» фе XIII 20). Против платоников, по мнению Августина, свидетельствует не только божественное откровение, но и сами факты, «Ты считаешь тело оковами, но разве ктонибудь любит свои оковы? Ты считаешь его темницей – но кто же любит свою темницу?..» зеˆип. I 4). Ведь любовь человека к своему телу – это всеобщий естественный закон, а то, что естественно, не может не быть благом (Б сЬг. I 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/fo...

На первый взгляд, самым простым и наиболее естественным было бы такое решение, при котором Пасха праздновалась бы всегда в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. В рамках традиционного (и практически самого удобного) 19-летнего лунного цикла это решение выглядело бы приблизительно так (см. таблицу 1). В рубрике «Узкие (семидневные) сроки Пасхи» указана датировка, которая, по-видимому, лучше всего отвечала бы каноническим требованиям. Однако такое решение пасхалической проблемы имело бы свои неудобства: 1) оно означало бы слишком резкое смещение ныне принятых в Православной Церкви сроков Пасхи; 2) при этом решении сроки эти в православном календаре передвинулись бы на более раннее и, следовательно, более холодное время, чем сейчас,что представляло бы большое неудобство для северных стран; 3) при таком решении сохранялся бы тот широкий диапазон в датировке Пасхи, который вызывает сейчас такие большие возражения по ряду причин. Ввиду этого нам необходимо исследовать возможности иных решений и, прежде всего, рассмотреть под каноническим углом зрения получившую уже широкую популярность идею установления постоянного узкого семидневного срока, в пределах которого заключалось бы всегда пасхальное воскресенье. Есть несколько проектов установления таких узких семидневных сроков. Однако тут надо сразу сказать, Таблица 1 Годы лунного цикла Текущие календарные годы Возраст луны на 21 марта 1-ое весенн. полнолун. (14 нисана) Узкие (семидневные) сроки Пасхи Совр. датировка по правос. пасхалии Совр. датировка по западн.пасхалии 1963 1982 10-16 апр. 13-19 апр. 9-15 апр. 1964 1983 29 мар. 30 мар.-5 апр. 2-8 мая. 29 мар.-4 апр. 1965 1984 17 апр. 18-24 апр. 21-27 апр. 17-23 апр. 1966 1985 7-13 апр. 10-16 апр. 6-12 апр. 1967 1986 26 мар. 27 мар.-2 апр. 29 апр.-5 мая 26 мар.-1 апр. 1968 1987 14 апр. 15-21 апр. 18-24 апр. 14-20 апр. 1969 1988 4-10 апр. 7-13 апр. 3-9 апр. 1970 1989 23 мар. 24-30 мар. 26 апр.-2 мая 23-29 марта 1971 1990 11 апр. 12-18 апр. 15-21 апр. 11-17 апр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2309...

Так Исидор назначает для вигилии только 6 псалмов и песни: именно «сначала должны произноситься (recitandi) три псалма канонические (постоянные?), затем три миссы псалмов (должно быть, псалмы с чтениями, — см. ниже у Цезария), четвертая (мисса) песней, пятая утрени; в воскресенья и праздники мучеников ради торжества прибавляются особенные (singulae) миссы» (гл 7). 1-й неизвестный назначает 6, 5, или 4 псалма: «ночные молитвы в ноябре-феврале имеют антифонов 12, псалмов 6, чтений 3; в марте, апреле, сентябре и октябре антифонов 10, псалмов 5, чтений 3; в мае-августе антифонов 8, псалмов 4, чтений 2» (гл. 1). Цезарий Арльский: с Пасхи до октября 18 пс., 2 чтения, гимн и capitellum (маленькое чтение), а с октября до Пасхи к этой ноктурне присоединяется еще другая тоже из 18 псалмов, 2 чтений и гимна [ 51 ]. Воскресная вигилия отличается тем, что чтения бывают из Евангелия: 1-ое о воскресении, 2-ое — недели, 3 — о воскресении, 4 — недели. Похоже и Аврелиан: «ежедневно наноктурнах прежде всего произносится просто (directaneus — одним хором) Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей; затем 18 псалмов, три маленьких антифона, два чтения апостола или пророков, (гимн) и capitellum; по исполнении ноктурн говорите утреню; так с Пасхи до октября; с октября же должно присоединять другие ноктурны: пс. Помилуй мя Боже, помилуй мя, 18 псалмов, 2 чтения из пророков или Соломона, гимн… и затем, так как ночи увеличиваются, делайте по книге 3 миссы (чтения); после 2 первых чтений молитва; после третьего антифон, респонсорий, антифон и опять чтение (capitellum?). Колумбан, насколько можно понять темный текст его правила (гл. 7), для зимних вигилий (от осеннего равноденствия до февраля) назначает 36 псалмов с 12 антифонами, а для летних 24 псалма с 8 антифонами; по субботам же и воскресеньям от ноября до февраля 75 псалмов с 25 антифонами; с февраля до мая это число уменьшается каждую неделю на 2 псалма с 1 антифоном, так что в начала мая получается 36 псалмов (в будни тогда только 24) и такое число остается для субботней и воскресной вигилии до июля; отсюда же оно опять увеличивается еженедельно на 3 псалма, пока к ноябрю не достигнет снова 75 псалмов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

5 сентября 1912 г. патриарх и епископы издали окруж­ное послание „часному cbojeмy клиру и благоверному наро­ду“, в коем обещали с своей стороны приложить все усилия к тому, чтобы возможно скорее созван был на­родно-церковный конгресс, призывали народ к осторож­ности, трезвому отношению к событию дня, чтобы еще боль­ше не навредить себе 71 . 14 (27) ноября 1912г. на заседании венгерского сейма депутат д-р Живко Богдан обратился к министру-председателю Ладиславу Лукачу с интерпелля­цией, в которой спрашивал министра о причинах, вы­звавших высочайший указ от 11 июля 1912 г., о пред­полагаемых переменах в выборном порядке сербского народно-церковного конгресса и о времени его созвания. На эту интерпелляцию тотчас ответил министр-председатель – в самом успокоительном тоне, обещая созвание конгресса между Пасхой и Духовым днем 1913 года 72 . 1 Прот. Д. Н Якшич, Из церковной истории православных сербов конца XVII века. Переход православных сербов из Тур­ции в Австро-Угрию в 1690 г. под руководством печского патриарха Арсения III Черноевича, с приложением карты. Прага, 1912, стр. I, прим. I. 4 Энциклопедия славянской филологии. Изд. Отд. рус. яз. и слов. Императорской Академии Наук. Под ред. орд. акад. И. В. Ягича. Вып. 2-й. Л. Нидерле. Обозрение современного славянства (с кар­тою). СПБ. 1909, стр. 114. См. также проф. Т. Д. Флоринский, Славян­ское племя. Статистико-этнографический обзор современного славян­ства. С приложением двух этнографических карт. Киев, 1907, стр. 91–93. В трудах профессоров Нидерле и Флоринского ука­зана и литература предмета. Этнографическая карта славянских на­родностей М. Ф. Мирковича, дополнена А. Ф. Риттихом. 2-ое изд. С.-Пет. Отд. Слав. Блоготв. Комитета. СПБ. 1875. К ней приложение: Статистические таблицы распределения славян А) по государствам и народностям. Б) по вероисповеданиям, азбукам и литературным языкам (наречиям) А. С. Будиловича. СПБ. 1875. Две карты Австро-Венгрии – политическая и этнографическая в Новом Энциклопе­дическом Словаре изд. Ф. А. Брокгауз и И. А. Эфрон, т. 1-й, СПБ. 1911 г, к стр. 256–257. Наиболее подробная карта Австро-Венгрии в Большом Всемирном Настольном Атласе Маркса под ред. проф. Э. Ю. Петри и Ю. М. Шокальского. СПБ. 1905, 37.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Кость Григорий Нисский на Пс. 6:3 («исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены»): «Костями же называет целомудренные помыслы, поддерживающие собою душу» (In ps. 6 – 61 ЗА). Крещение Святоотеческая традиция едина в понимании символики таинства крещения как подражания Христу в его трехдневной смерти и Воскресении. Вода крещения означает смерть человека плотского для всей прежней жизни и чувственных устремлений в будущей (христианской) жизни. Трикратное погружение в воду означает уподобление трехдневному пребыванию Христа во гробе, а осенение Св. Духом означает новое рождение для христианской благочестивой жизни, воскресение для жизни духовной. Крещение, пишет Василий Великий , содержит в себе «образ смерти и жизни; изображением смерти служит вода, а залог жизни подается Духом... вода изображает собою смерть, принимая тело как бы во гроб, а Дух сообщает животворящую силу, обновляя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь... Посему великое таинство крещения совершается тремя погружениями и равночисленными им призываниями, чтобы и образ смерти запечатлелся в нас, и просветились души крещаемых чрез предание им Боговедения» (De Spiritu S. 15– 129А-132В). Крылья Применительно к Богу и душе Григорий Нисский считает, что крылья означают силу, нетление, блаженство и другие возвышенные свойства (Cant. cant. XV – 1101 А). Под «тенью Божиих крыл», служащей нам защитой и покровом, Григорий понимает добродетели (In ps. inscr. II 14 – 585CD). Купина неопалимая Известный эпизод из жизни Моисея, когда из горящего, но не сгорающего куста (купины) терновника к нему обратился сам Бог ( Исх. 3:2 и далее), Григорий Нисский истолковывает как символ Девы Марии: «Этим научаемся таинству, явленному в Деве, от которой в рождении воссиявший человеческой жизни свет Божества сохранил воспламененную купину несгораемою, так что и по рождении не увял стебель ее девства» (Ое vita Moys. – 332D). Впоследствии это толкование, общезначимое в патристике, легло в основу иконографического сюжета «Богоматерь-Неопалимая купина».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. Пушкин. Воскресение. 611. И. И. ЛАЖЕЧНИКОВУ Около 20 августа 1834 г. (?) В Твери. Около 20 августа 1834 г. (?) В Твери. Я всё еще надеялся, почтенный и любезный Иван Иванович, лично благодарить вас за ваше ко мне благорасположение, за два письма, за романы и пугачевщину, но неудача меня преследует. — Проезжаю через Тверь на перекладных и в таком виде, что никак не осмеливаюсь к вам явиться и возобновить старое, минутное знакомство. — Отлагаю до сентября, то есть до возвратного пути; покамест поручаю себя вашей снисходительности и доброжелательству. Сердечно вас уважающий Пушкин. 612. Н. И. ГОНЧАРОВОЙ Около (не позднее) 25 августа 1834 г. Из Полотняного завода в Ярополец. Около (не позднее) 25 августа 1834 г. Из Полотняного завода в Ярополец. Милостивая государыня матушка Наталья Ивановна, Как я жалею, что на пути моем из Петербурга не заехал я в Ярополец; я бы имел и счастие с Вами свидеться, и сократил бы несколькью верстами дорогу, и миновал бы Москву, которую не очень люблю и в которой провел несколько лишних часов. Теперь я в Заводах, где нашел всех моих, кроме Саши, здоровых, — я оставляю их еще на несколько недель и еду по делам отца в его нижегородскую деревню, а жену отправляю к Вам, куда и сам явлюсь как можно скорее. Жена хандрит, что не с Вами проведет день Ваших общих именин; как быть! и мне жаль, да делать нечего. Покамест поздравляю Вас со днем 26 августа; и сердечно благодарю вас за 27-ое. Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед богом. В Петербурге видался я часто с братом Иваном Николаевичем, а Сергей Николаевич и жил у меня почти до моего отъезда. Он теперь в хлопотах обзаведения. Оба, слава богу, здоровы. Целую ручки Ваши и поручаю себя и всю семью мою Вашему благорасположению. А. Пушкин. 613. А. И. ТУРГЕНЕВУ Около (не позднее) 9 сентября 1834 г. В Москве. Около (не позднее) 9 сентября 1834 г. В Москве. Жена выбрала булавки и сердечно Вас благодарит. Само по себе разумеется, что Пугачев явится к Вам первому, как скоро выйдет из печати. Симбирск осажден был не им, а одним из его сообщников, по прозвищу Фирска. Книгу оставлю у жены, которая Вам ее и возвратит. Весь Ваш — до свидания.

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

Приведя текст присяги, даваемой каждым Епископом в повиновении Патриарху, послушании обязательном, при каком бы то ни было давлении со стороны царя или бояр, или множества народа, как то говорит самый текст присяги, Никон говорит: «Видишь, Епископы приняли это обязательство перед Богом и Его Святыми Апостолами и Его Святыми Ангелами в присутствии царя и всего его синклита и при множестве народа. А что они сделали во исполнение этого? Ничего. Во всем они преступили клятву. Они обещали следовать Вселенским Патриархам. Вселенские Патриархи учредили в Москве Патриарший престол согласно (34) Апостольскому правилу и правилам Св. Отцов и постановили, чтобы все Епископы почитали Патриарха своим главой и без его согласия ничего не творили» (I, 138). Так источник учреждения Патриаршества для Никона не в царской власти, не в постановлении Поместного Собора Епископов, а в решении Восточных Патриархов. iii) Никон о правах Константинопольского Патриарха Среди них он признает Константинопольского не только первым по рангу, но и с правами, несколько высшими в сравнении с другими Патриархами. Так ему одному он усваивает право судить Епископов другого Патриаршего диэцеза; он в этих целях приводит 9-ое правило IV Вселенского Собора и толкование к нему, которое оканчивается так: «Если Епископ или клирик имеет какое дело против Митрополита, его дело должно быть судимо или перед Экзархом диэцеза, т. е. Патриархом, которому подведомственны Митрополиты этих провинций, или Патриархом Константинопольским.» Эта власть судить Митрополита, подчиненного другому Патриарху, не дана никому из других Патриархов ни канонами, ни гражданскими законами, кроме одного Патриарха Константинопольского. Нигде там также нельзя найти о том, чтобы Патриарх мог быть судим своими Епископами, разве только в твоих нечестивых устах» (I, 61). Никон никогда не считал положение Московского Патриарха первым среди других Патриархов, но правда то, что другие Патриархи, когда Никон был в силе и славе, говорили такие слова, которыя возвеличивали его положение среди других Патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010