старообрядцев-поморцев. По переписи 2011 г., насчитывалось 23,3 тыс. старообрядцев (гл. обр. в Утенском у.). Нехалкидонские Церкви По оценочным данным, в Л. проживают до 1,3 тыс. армян. По переписи 2011 г. в Л. было 138 армян. С 2006 г. в Вильнюсе действует храм св. Вардана. Духовное окормление осуществляет настоятель рижской ц. св. Григория Просветителя в юрисдикции Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви . Католицизм Римско-католическая Церковь в Л. разделена на 2 архиепископства-митрополии: Каунас (3 епископства-суффрагана: Шяуляй, Тяльшяй, Вилкавишкис) и Вильнюс (2 епископства-суффрагана: Кайшядорис, Панявежис). С 2000 г. действует военный ординариат. В 2011 г. насчитывалось ок. 2357 тыс. католиков в ок. 700 приходах. Украинская греко-католическая Церковь насчитывает в Л. ок. 5 тыс. верных; действует орден василиан . Протестантские церкви, деноминации и секты В нач. XXI в. крупнейшей протестант. орг-цией в Л. является Литовская евангелическо-лютеранская церковь (18,4 тыс. чел., 54 прихода в Л. и 4 прихода за рубежом; 2011). Литовская евангелическо-реформатская церковь в 2011 г. насчитывала 6,7 тыс. адептов в 14 общинах. Также представлены баптисты (ок. 6,7 тыс. чел., 94 общины), пятидесятники (ок. 3,3 тыс. чел., 52 общины), неопятидесятники (церковь «Новое Поколение», ок. 3 тыс. чел., 18 общин), адвентисты седьмого дня (ок. 4,1 тыс. чел., 51 община), христиане-евангелисты (ок. 3,2 тыс. чел., 13 общин) и др. Общая численность протестантов на 2011 г. составляла 52,13 тыс. чел. (25,12 тыс. чел.- лютеране и реформаты, 27,01 тыс. чел.- верующие др. деноминаций). Ислам В 2011 г. в Л. проживали 2,7 тыс. татар, традиционное вероисповедание к-рых - ислам суннитского толка. Религиозное законодательство Конституция Л. гарантирует свободу вероисповедания (ст. 26) и деятельности Церквей и религиозных орг-ций - как законодательно признанных традиционными, так и остальных (ст. 43). Согласно ст. 5 закона «О религиозных общинах и сообществах» от 4 окт. 1995 г. традиционными признаются 9 религиозных общин и сообществ: римо-католиков, греко-католиков, евангелических лютеран, евангелических реформатов, православных, старообрядцев, иудеев, мусульман-суннитов, караимов.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Их общая численность - неск. сот чел. Первыми баптистами , поселившимися в П., были эмигрировавшие сюда в кон. XIX в. ирландцы. В 1927 г. в П. была направлена миссия Ирландского баптистского зарубежного миссионерского об-ва, чья деятельность привела к созданию в 1952 г. Союза баптистских церквей Юж. Перу (Unión Bautista del Sur); в нач. XXI в. в союз входили 56 тыс. чел. В 30-х гг. XX в. в П. начали работать 2 баптист. орг-ции из США: в 1931 г.- Ассоциация баптистов за всемирную евангелизацию (Asociación Bautista para Evangelistas Mundial; в нач. XXI в. объединяла в П. ок. 7 тыс. чел.); в 1937 г.- «Баптистские срединные миссии» (Baptist Mid-Missions; ок. 5 тыс. чел.). Также в 1933 г. под влиянием Южной баптистской конвенции (ЮБК) в П. стали работать аргентинские баптисты. Сами представители ЮБК впервые прибыли в Лиму в 1950 г. и в следующем году при поддержке работавших здесь аргентинских баптистов построили в столице 1-ю церковь. В течение 50-х - 1-й пол. 60-х гг. XX в. баптист. общины ЮБК возникли во мн. крупных городах П. В 1966 г. эти общины объединились в Евангелическую баптистскую конвенцию Перу (Convención Evangélica Bautista del Perú). В 2017 г. она насчитывала 13 581 чел. в 183 общинах. В стране также действуют: Баптистская ассоциация «Маранафа» (Asociación Bautista Maranatha; ок. 1 тыс. чел.; в П. с 1964; прибыли из США), Международная баптистская церковь (Iglesia Bautista Internacional; в нач. XXI в. ок. 4 тыс. чел.; в П. с 1970; прибыли из США), Независимая баптистская церковь (Iglesia Bautista Independiente; ок. 12 тыс. чел.), Международное баптистское библейское содружество (Baptist Bible Fellowship International; в П. с 1958; прибыли из США). Методисты объединены в Методистскую церковь Перу (Iglesia Metodista del Perú), насчитывающую 32 тыс. чел. (по др. данным, 8 тыс. чел.) в 130 общинах. Первым методистом в П. был Дж. А. Суони. Он прибыл из США в Кальяо в 1859 г. в качестве капеллана, приглашенного в англоязычную англикан. общину, к-рая состояла гл. обр.

http://pravenc.ru/text/2580058.html

Пятидесятники двух и трех кризисов представлены неск. организациями. Наиболее ранние из них - Божия церковь полного Евангелия (Igreja do Evangelho Completo de Deus; 149 общин, 51 тыс. чел.), созданная в 1931 г. амер. проповедниками и имеющая тесные связи с Ассамблеями Бога в ЮАР, Португалии и с Церковью Бога (Кливленд, шт. Теннеси); Пятидесятнические ассамблеи Бога (Assembleia Evangelho de Deus Pentecostais; 600 общин, 150 тыс. чел.), основанные канад. миссионерами в 1938 г. Ассамблеи Бога (Assembleia de Deus; 880 общин, 400 тыс. чел.), подчиненные Центру ассамблей в США, начали деятельность в М. в 1960 г. и в наст. время являются самой крупной пятидесятнической орг-цией страны. Также действуют Апостольская миссия веры (Missão de Fé Apostólica; 50 общин, 12 тыс. чел.), Пятидесятническая церковь святости (Igreja Pentecostal Santidade; 28 общин, 8,5 тыс. чел.; из США, в М. с 1985), Международная церковь четырехугольного Евангелия (Igreja do Evangelho Quadrangular; 5 общин, 700 чел.; в М. с 1965), Церковь Бога пророчеств (Igreja de Deus da Profecia; 24 общины, 3 тыс. чел.; в М. с 1975). Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе (Швейцария), начавшая проповедь в 1980 г., имеет в М. 40 общин с 8 тыс. прихожан. Иеговы свидетели , действующие в М. с 1925 г., насчитывают 90 тыс. адептов в 1154 собраниях (по др. данным, число иеговистов в М. превышает 250 тыс. чел.). Помимо этого в М. существует ряд независимых церковных организаций различных протестант. направлений. Наиболее известные из них: Международные ассамблеи Бога (Assembleia de Deus Internacional), основанные в М. амер. проповедниками в 1970 г. и насчитывающие 96 тыс. чел. верующих в 900 общинах; Африканские ассамблеи Бога (Assembleia de Deus Africana; 360 общин, 90 тыс. верующих), основанные миссионерами из Зимбабве в 1970 г.; Церковь Христа в Замбезии (Igreja de Cristo em Zambezia; 141 община, 25 тыс. чел.), основанная Диашем Бенту Фелисиану в кон. 60-х гг. ХХ в.; Евангелическая церковь (Igreja Evangélica; 112 общин, 15 тыс. чел.); Церковь Христа в Манике и Софале (Igreja de Cristo em Manica e Sofala; 75 общин, 15 тыс. чел.), возникшая в 1965 г. в Бейре; Церкви Христа (Igrejas de Cristo; 100 общин, 12 тыс. чел.), основанная миссионерами из Малави в 1992 г.; Португальская евангелическая церковь (Igreja Evangélica Portuguesa; 1 община, 200 прихожан), начавшая свою деятельность в 1933 г., но потерявшая прихожан в результате массового выезда из страны португальцев после 1976 г.

http://pravenc.ru/text/2563938.html

На нач. ХХ в. крупнейшими на территории совр. О. о. оставались общины уральских казаков в поселках Кинделинский (2500 чел.), Иртекский (1350 чел.), Затонный (1,3 тыс. чел.). В целом в Уральском войске (в т. ч. на территориях вне границ совр. О. о.) старообрядцы, по данным переписи 1897 г., составляли 39,6% от общей численности, единоверцы - 33,3% (в совокупности более 60 тыс. чел.). В Оренбургском войске старообрядцы в 1897 г. составляли 2,3%, что не превышало 20 тыс. чел. (однако совр. авторы доводят фактическую численность до 15%), крупнейшие общины существовали в станицах Сакмарской (6 тыс. чел.), Рассыпной (1,3 тыс. чел.) и Буранной (700 чел.). Официальная статистка отражала медленный, но неуклонный рост численности староверов на протяжении 2-й трети XIX - нач. ХХ в. в Оренбурге: в 1834 г.- 66 чел. (из них 24 поповца и 42 беспоповца), в 1865 г.- 281 чел. (121 и 160), в 1897 г.- 1666 чел., в 1913 г.- 2741 чел. По неск. сот старообрядцев проживало на протяжении 2-й пол. XIX в. в Бугуруслане и Бузулуке. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. произошли изменения и в социальной составляющей старообрядчества в регионе: его опорой стали состоятельное крестьянство и купечество. Так, в Оренбурге к старообрядцам принадлежали роды купцов Зубовых, Кобяковых, Коломкиных, Леонтьевых, Мануйловых, Серяковых, Турецковых и др. Оренбургские купцы-старообрядцы финансировали строительство и содержание молитвенных домов. Вместе с тем в старообрядческой среде сохранялись и аскетические настроения, что отчасти являлось причиной внутренней полемики низов с верхушкой того или иного согласия. После принятия 17 апр. 1905 г. указа «Об укреплении начал веротерпимости» активизировалась миссионерская деятельность старообрядцев всех согласий. С 1906 по 1912 г. в пределах Оренбургской епархии (Оренбургская губ., Тургайская обл., до 1908 также Уральская обл.) построено 7 старообрядческих храмов. В Оренбурге существовавшая с кон. XIX в. община Белокриницкой иерархии была зарегистрирована 27 марта 1907 г. После указа 1905 г. моленная, пожалованная в 1892 г. общине М. Г. Гущиной, была перестроена в храм и освящена в честь иконы Божией Матери «Знамение». В Бугуруслане между 1905 и 1917 гг. беглопоповцами был построен Успенский собор. К 1912 г. в пределах Оренбургской епархии действовали 32 старообрядческие общины.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

В 1900 г. в Манагуа начала работать Центральноамериканская евангелическая миссия - внеденоминационная протестант. миссионерская орг-ция с центром в Далласе (шт. Техас), основанная в 1890 г. амер. предпринимателем и библеистом Сайрусом И. Скофилдом. В 1911 г. в Н. существовало 9 церквей Центральноамериканской миссии и 26 общинных центров. В 1958 г. в Гранаде этой орг-цией была построена школа на 58 учеников. В нач. ХХ в. в Н. появились адвентисты седьмого дня. В 1904 г. были крещены первые представительницы народа мискито. К 1938 г. у адвентистов были церковь и начальная школа на 120 учеников. С 1955 по 1958 г. число прихожан составляло 800 чел., с 1960 по 1966 г. их количество выросло почти вдвое - с 980 до 1834 чел., а в 1978 г. достигло 6 тыс. чел. До 60-х гг. ХХ в. рост числа протестант. конфессий в Н. был медленным. В 1937 г. в стране существовало 7 деноминаций. К 1965 г. их количество увеличилось до 26. В 1978 г. основными протестант. орг-циями в Н. были: Моравская церковь (12 950 чел.), Ассамблеи Бога (8,5 тыс. чел.), общины адвентистов (6073 чел.), Церковь Бога (5250 чел.), Баптистская конвенция (4659 чел.), Баптистская международная миссия (3040 чел.). В период нахождения у власти семейства Сомоса протестант. орг-ции в основном воздерживались от критики правящего режима. Действовавшая в то время конституция гарантировала свободу вероисповедания, т. о., протестант. орг-ции имели возможность продолжать свою миссионерскую работу, строить церкви и привлекать в свои ряды верующих. Власти в свою очередь ограждали их от нападок католич. фанатиков, выступавших против проведения протестантами мероприятий в общественных местах. В сер. 90-х гг. XX в. основными протестант. орг-циями в Н. были Ассамблеи Бога (603 общины, 65 315 чел.), Моравская церковь (144 общины, 52 274 чел.), Церковь Бога (Кливленд) (363 общины, 21 308 чел.), Объединенная евангелическая пятидесятническая миссия (273 общины, 19,2 тыс. чел.). 12 авг. 2016 г. издано постановление «Механизмы облегчения организованного и безопасного въезда и выезда из Никарагуа представителей Церквей, деноминаций и конгрегаций», которое вызвало резкое недовольство протестант. орг-ций. Документ обязывал эти орг-ции получать разрешение на въезд в страну миссионеров в Мин-ве управления с указанием их личных данных: имени, возраста, рода занятий, религ. принадлежности, национальности, а также даты и времени въезда и выезда, графика передвижения по стране и т. д. Запрос рассматривался в течение 7 дней. Правительство имело право запретить миссионерам въезд в Н. В числе причин принятия данного постановления были названы вопросы безопасности страны. В сент. 2016 г. между властями Н. и лидерами протестант. орг-ций было подписано соглашение об упрощении въезда в страну миссионеров, после чего ситуация нормализовалась.

http://pravenc.ru/text/2565326.html

Передовой полк (4475 чел.) состоял из полков - князя Андрея Петровича Хованского (1095 чел.); князя Дмитрия Ивановича Хворостинина (2040 чел.); князя Михаила Лыкова-Оболенского (350 чел.); отряда епифанских, рязанских и смоленских стрельцов (535 чел.); казаков (650 чел.) и «вятчане в струзех на реки» (900 чел.). Сторожевой полк (4670 чел.) состоял из полков - князя Ивана Петровича Шуйского (956 чел.); Василия Ивановича Умного-Колычева (1713 чел.); князя Андрея Васильевича Репнина (766 чел.); Петра Ивановича Хворостинина (585 чел.) и казаков (650 чел.). В полк Левой руки входили выделяемые из состава Сторожевого полка люди воевод князей Андрея Репнина и Петра Хворостинина. Таким образом, общая численность русского войска простиралась от 23 до 25000 человек. Позаботившись, как было сказано выше, о четких инструкциях воеводам и убедившись в том, что полки заняли свои места по берегам Оки, Иоанн Васильевич Грозный вместе с царевичами отбыл от войска в безопасный Новгород, оставив строгий наказ: «И о всем делом Царя и Великого Князя и земским промышляти по Царя и Великого Князя наказу и посмотря по тамошнему делу как будет пригоже и как их Бог вразумит. И о всем о своем деле и о земском Царь и Великий Князь положил на Бозе и на вас, боярех и воеводах, как лудче и Государеву делу прибыльнее; так, прося у бога милости, и промышляти. А как ся учнет дело Царя и Великого Князя и земское делати и каковы у них вести будут, и им к Москве и по всем городом без вести не держати, а Царя и Великого Князя о всем без вести не держати» . Общее руководство русскими войсками было поручено главному воеводе, однако, это назначение, по справедливому замечанию Р.Г. Скрынникова, было обусловлено отнюдь «не особыми военными дарованиями или заслугами удельного князя, а в первую очередь его знатностью» . По справедливому замечанию этого историка, настоящим главнокомандующим русского войска и в последующем «подлинным героем сражения при Молодях был не он, а молодой опричный воевода князь Д.И. Хворостинин, формально занимавший пост второго воеводы передового полка» . Это позволяет коренным образом изменить взгляд на навязываемое рядом «исследователей» мнение об опричном войске - как сборище трусливых карателей, исполнителей «кровавых репрессий» Грозного Государя, и увидеть в нем то, чем оно и являлось на самом деле - лучшими воинами страны, своеобразной Царской гвардией, прообразом войск специального назначения будущего.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/24/...

Баптисты представлены Ассоциацией баптистских Церквей в Ирландии, которая является членом Баптистского всемирного альянса , и Независимыми баптистами. Общее количество баптистов составляет более 3000 чел. Методисты в И. объединены в Методистскую Церковь в Ирландии, в Содружество методистских Церквей в Ирландии и в Свободную методистскую Церковь. Общее количество методистов - ок. 12 тыс. чел. Движение святости представлено в И. Церковью Назарянина , насчитывающей ок. 3 тыс. чел. Пятидесятники объединены в Пятидесятническую Церковь Элим, Ассамблеи Бога , Церковь Бога искупленных христиан, Церкви Божиего Отвеса (Plumbline Churches), Вечный священный орден херувимов и серафимов. Кроме того, в стране существуют независимые общины пятидесятнического толка: Ассоциация Церквей виноградника, Голгофская капелла и др. Общее число пятидесятников в И.- ок. 8 тыс. чел. Адвентисты , по данным на 2009 г., имеют в И. 8 общин, входящих в т. н. ирл. миссию в составе Объединенной брит. конференции Трансъевропейского дивизиона АСД. Общее количество адептов - ок. 500 чел. Иеговы свидетели , по данным на 2010 г., насчитывают ок. 6 тыс. чел. в 115 общинах. Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней) имеют в И. 9 общин (более 1 тыс. чел.). В стране действуют протестант. орг-ции меннонитов , Плимутских братьев , Армии спасения , квакеров и др., численность к-рых составляет от 30 до 35 тыс. чел. Ислам Согласно переписи населения 2006 г., в И. проживает ок. 33 тыс. мусульман, из них свыше 55% - мигранты из стран Азии или Африки, свыше 30% - коренные ирландцы. В нач. XXI в. была основана Федерация исламских студенческих сообществ. В 2003 г. усилиями Исламского культурного центра на ирл. язык впервые перевели Коран. В 2006 г. организован Ирландский союз имамов, в его составе 14 мусульманских священнослужителей как суннитского, так и шиитского толков. Иудаизм Иудаизм в И. исповедует малочисленная евр. диаспора, проживающая в основном в крупных городах. Общее количество иудеев - ок. 2 тыс. чел. Индуизм

http://pravenc.ru/text/674067.html

Протестантские церкви, деноминации и секты. Англиканская церковь Канады (см. ст. Канадская Англиканская Церковь ) входит в состав Англиканского сообщества. Является 3-й по величине христианской церковью в стране, включающей 30 церковно-административных единиц (29 епархий и общины Центрального региона), подразделенных на 4 церковные провинции по территориальному признаку. Общее количество англикан составляет более 2 млн чел., окормляемых в 1700 приходах, в т. ч. 10 франкоязычных. Лютеранство представлено в К. 6 орг-циями. В состав Всемирной лютеранской федерации входят Евангелическая лютеранская церковь Канады, наиболее крупная лютеранская орг-ция страны, имеющая 650 общин и более 210 тыс. верующих, основанная в 1880 г., автономная c 1966 г., а также Эстонская евангелическо-лютеранская церковь за границей, объединяющая в 13 общинах 7 тыс. выходцев из Эстонии. Международный лютеранский совет составили более консервативные лютеранские орг-ции, такие как Лютеранская церковь Канады (349 общин, 85 тыс. чел.). Помимо этого в К. действуют Латвийская евангелическо-лютеранская церковь за пределами Латвии (8 общин, 5 тыс. чел.), окормляющая эмигрантов из Латвии; канадские приходы Висконсинского евангелическо-лютеранского синода, входящего в Конфессиональную евангелическую лютеранскую конференцию (17 общин, 1,5 тыс. чел.); Церковь лютеранских братьев (7 общин, 800 чел.) и др. лютеран. орг-ции. Кальвинизм представлен несколькими орг-циями реформатского и пресвитерианского толка. Наиболее значительная из них - Объединенная церковь Канады , в 1925 г. в нее вошла часть канад. методистов, подавляющее большинство конгрегационалистов и 70% пресвитериан. Церковь является самой крупной протестантской организацией страны: она включает 13 региональных конференций, подразделяемых на 85 районных пресвитерий, насчитывающих в общей сложности более 3,2 тыс. общин. Общее количество верующих превышает 3 млн чел. Ряд орг-ций кальвинист. толка не вошел в состав Объединенной церкви; в их числе - Христианские реформатские церкви в Канаде, объединяющие выходцев из Нидерландов, отделившихся от центра в США (235 общин, 90 тыс. верующих); Нидерландские реформатские конгрегации в Сев. Америке, оставшиеся в подчинении центральных органов управления в США (10 общин, 5 тыс. чел.); Пресвитерианская церковь в Канаде (1 тыс. общин, 215 тыс. чел.); Реформатская церковь в Канаде (41 община, 6,7 тыс. чел.); Реформатская церковь Квебека (20 общин, 5 тыс. чел.).

http://pravenc.ru/text/1470175.html

85% гвинейцев исповедуют суннитский ислам маликитского толка. Христианство исповедуют ок. 4% гвинейцев (1,7% - католицизм, 1,3% - протестантизм, 1% - независимые африкан. церкви). 10% по-прежнему придерживаются традиц. культов. Количество представителей новых религ. движений, людей, не причисляющих себя к к.-л. религ. деноминации, и атеистов крайне незначительно (менее 1%). Католическая Церковь Гвинеи представляет собой архиеп-ство Конакри, имеющее 2 еп-ства-суффрагана - Канкан и Нзерекоре. Во главе Церкви стоит архиеп. Венсан Кулибали. По данным 2005 г., в Г.- 3 архиепископа (2 на покое), 1 епископ, 106 священников, 42 монаха, 107 монахинь, 56 приходов. Общее число католиков - 170 тыс. чел. Англиканская Церковь Гвинеи представлена отдельным еп-ством, входящим в состав пров. Зап. Африка, и является членом Англиканского сообщества. Диоцез Гвинея имеет 8 приходов с общим количеством прихожан 1,5 тыс. чел. Протестантские церкви, деноминации и секты. Крупнейшей протестант. конфессией является Протестантская евангелическая церковь (50 тыс. чел.- 1995), созданная в 1918 г. амер. Христианским миссионерским альянсом и представляющая «Движение святости». Она объединяет 212 приходов с общим количеством прихожан 50 тыс. чел. Баптисты объединены в Баптистскую конвенцию Гвинеи, в 4 приходах - 100 верующих. Пятидесятники представлены такими орг-циями, как Ассамблеи Бога (Assemblées de Dieu en Guinée) (30 общин, 5 тыс. чел.), Пятидесятническая церковь Аллилуия (Église Pentecôtiste Alleluia) (20 общин, 3 тыс. чел.), и неск. более мелкими общинами, насчитывающими ок. 3 тыс. сторонников. Адвентисты седьмого дня принадлежат к Объединенной миссии Сахель, входящей в состав дивизиона Западно-Центральная Африка. Миссия имеет в Г. 3 прихода с общим количеством прихожан 770 чел. Новоапостольская церковь объединяет более 22 тыс. приверженцев в 70 приходах. Свидетели Иеговы имеют в Г. 20 общин с общим числом адептов ок. 870 чел. Распространены независимые африкан. церкви (НАЦ), в основном харизматического характера, возникшие в сер. XX в. Наиболее многочисленные из них - Свободная пятидесятническая церковь (Église Libre Pentecôtiste), Церковь открытой Библии (Église de la Bible Ouverte) и Евангелическая церковь Шехина (Église Evangélique Shekhina), помимо этого существует множество небольших орг-ций. НАЦ насчитывают в общей сложности ок. 90 тыс. чел. В глухих местах страны проживают неск. тысяч верующих, обращенных посредством радиопроповедей. Общее количество протестантов в Г. на 2004 г.- ок. 125 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/161792.html

Размеры валовой продукции металлообрабатывающих заводов выражены Кафенгаузом в тысячах довоенных рублей, и вот что получается: 1916 год 1 424 892 против 646 064, с 1913 года по 1916 год валовая продукция возросла на 220,1 %. Что касается меднопрокатного и меднолитейного производства, то и тут достигнут потрясающий результат: рост почти в два раза. Характерно, что наибольших достижений царская экономика добилась в самых современных на тот момент сферах. Повысился выпуск электромоторов, трансформаторов и других электромашин. То же самое относится к телефонным, телеграфным аппаратам и радиоаппаратуре. Удалось развернуть массовое производство металлообрабатывающих станков, быстро поднималась химическая промышленность, построено несколько заводов, выпускавших газообразный и жидкий фтор, увеличилось производство серной и азотной кислот, фенолов, развилась переработка нафталина в нафтол и нафтиламин, причем не только за счет повышения мощностей старых заводов, но и благодаря появлению целого ряда новых предприятий. В целом в тяжелой промышленности наблюдался рост. Вот данные, которые это неопровержимо доказывают. Стоимость продукции в тысячах довоенных рублей: 1913 год 2 237 095 против 2 887 043 в 1916 году. Теперь посмотрим, как обстояли дела с выработкой электричества. Когда читаешь соответствующие материалы, то нередко бросается в глаза сравнение достижений с 1913 годом. Но позвольте, промышленный рост царской России не закончился в 1913 году . В своей монографии крупный советский историк, доктор исторических наук А.Л. Сидоров приводит таблицу «Промышленное производство в России 1914–17 гг. в млн довоенных рублей». Показатель 1913 года взят за 100%, а в 1916 году – 121,5% . То есть рост на 21,5%. Не стояла на месте и электрификация дореволюционной России. По теме есть фундаментальный труд доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН Николая Симонова: «Развитие электроэнергетики Российской империи: предыстория ГОЭЛРО». Итак, первый трамвайный маршрут, подчеркиваю, не конка, трамвай на электрическом ходу появился еще при Александре III в Киеве. За 1916 год трамваи Москвы перевезли 395 млн пассажиров, Петрограда – 383 млн, Киева – 108 млн, Одессы – 55 млн, Самары – 38 млн, Ростова-на-Дону – 38 млн, Харькова – 35 млн, Екатеринослава – 27 млн. Четверть трамвайных предприятий были казенными (муниципальными), остальные – частные. Электрифицированные железные дороги использовались и для перевозки товарных грузов.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/20/carska...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010