145 . Кулаковский Ю.А. Стратегика императора Никифора/Зап. Имп. Акад. Наук. Т. 8, 9. Спб., 1908. 146 . Культура Византии. IV-nepbaя половина VII в./Отв. ред. З.В.Удальцова. М., 1984. 147 . Культура Византии. Вторая половина VII-XII в./Отв. ред. З.В.Удальцова. М., 1989. 148 . Культура Византии XIII–nepboй половины XV в./Отв. ред. Г.Г.Литаврин. М., 1991. 149 . Курбатов Г.Л. История Византии. М., 1984. 150 . Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты (к истории общественно-политической мысли). Л., 1991. 151 . Курганов Ф.А. Византийский идеал царя и царства и вытекающие отсюда, по сравнению с идеалом церкви, отношения между церковной и гражданской властью. Казань, 1881. 152 . Кучма В.В. Византийские военные трактаты как памятники культуры/АДСВ. Свердловск, 1987. 153 . Кучма В.В. Военно-экономические проблемы византийской истории на рубеже IX – X вв. (по «Тактике Льва»)/АДСВ. Вып. 9. 1973. 154 . Кучма В.В. Теория и практика военного дела Византийской империи по данным трактатов X в./ВО. М., 1982. 155 . Кучма В.В. Командный состав и рядовые стратиоты в фемном войске Византии в конце IX -Х в./ВО. М., 1971. 156 . Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986. 157 . Ласкин Г. А. Ираклий. Византийское государство в 1-й половине VII века. Харьков, 1899. 158 . Латышев В.В. К вопросу о литературной деятельности Константина Багрянородного/ВВ. Т. 22 за 1915–1916 гг., изд. в 1916. 159 . Лебедев А. П. Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви от конца X до половины XV века. Собр.соч. Т.7. М. 1902. 160 . Лебедева Г.Е. Социальная структура ранне-византийского общества (по данным кодексов Феодосия и Юстиниана). Л., 1980. 161 . Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956. 162 . Липшиц Е.Э. Византийский ученый Лев Математик: из истории византийской культуры в IXв./ВВ. Т. 2. 1949. 163 . Липшиц Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-X вв. М., 1981. 164 . Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры VIII-nepboй половины IX в. Л., 1961.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Поручи священника ничем не отличаются от поручей диакона. Пояс, надеваемый поверх подризника и епитрахили, представляет собой не очень широкую полосу материи с линиями иного цвета по краям, в середине имеет нашитое знамение креста. С двух концов пояса имеются ленты, которыми священник завязывает пояс сзади, на пояснице. Пояс как часть облачения священника появляется в России не ранее 2-й половины XVII века; во всяком случае, в чинопоследовании хиротонии во пресвитера 1-й половины XVII века о поясе не говорится ни слова 32 . Фелонь 33 – верхнее богослужебное одеяние священников. Это одеяние очень древнее. Фелонь в древности представлял собой плащ-накидку из длинного прямоугольного куска шерстяной материи и служил для защиты от холода и непогоды. Его надевали на оба плеча, причем передние концы стягивались на груди, и через одно плечо; иногда в середине этого плаща устраивался вырез для головы, и надетый на плечи фелонь покрывал длинными концами спереди и сзади все тело человека. В древности фелонь был богослужебным одеянием священников и всех епископов, вплоть до Патриархов. До XI–XII веков святители не имели других верхних богослужебных одеяний. Отличием патриарших и митрополичьих фелоней были изображаемые на них кресты, чего не имели на подобных одеяниях даже архиепископы и епископы. Постепенно форма фелоня изменилась. Для удобства ношения спереди на подоле стал делаться полукруглый вырез, то есть передний подол фелоня уже далеко не доходил до ступней. Со временем верхние оплечия фелоня стали делать твердыми и высокими, так что задний верхний край фелоня в виде усеченного треугольника или трапеции стал возвышаться теперь над плечами священнослужителя 34 . Награды пресвитера. Перечисленные нами выше пять облачений принадлежат всем пресвитерам, независимо от их заслуг и статуса. Однако в Русской Церкви еще развита система иерархических (богослужебных) наград для священников. Всего существует 11 наград для пресвитеров: 1 . Набедренник. Это продолговатый прямоугольный плат на длинной ленте, который надевают через левое плечо, так что он спускается с правого бока ниже пояса, на бедро (отсюда и название). Набедренник как часть облачения священника существует только в Русской Церкви (но отсутствует в других православных Церквах), где эта награда была введена в XIX веке 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Theoph. Cont. 421, 422; τοποτηπητων εκ ΡωμηV ανελJοντων και τομον συνοδικον επιjερομενων περι του αυτου cειροτονιαV διαγορευοντα οι και πατριαρcικω Jρονω τουτον ενιδρυσαν, a также Cedr. II, 313–315; Leo Gramm. 322; Symeon Mag. Ann., 745). Об этой же задержке в выборах заключаем мы на основании письма Арефы к Григорию, что он (Арефа) держится неизменно своего мнения о патриаршестве Феофилакта, и после многих споров ( και μετα πολλα). Во всяком случае хиротония Феофилакта состоялась 6 февраля 933 г. (Чин этой хиротонии записан Константином, De caerem. II, с. 38). На патриаршем престоле Феофилакт был послушным орудием своего отца и даже после низложения Романа в 944 г. занимался интригами с целью восстановить на царство Романа. Самого же патриарха церковные дела занимали мало, его страстью были лошади. Ради конюшен патриарх оставлял церковную службу, ездил верхом, душил лошадей духами и погиб от ушиба при падении с лошади. Что же касается Арефы, то Феофилакт плохо вознаградил его за хлопоты по избранию: карьера Арефы кончается в первые годы патриаршества Феофилакта. Интересно, наконец, отметить, что в одном месяцеслове, составленном вскоре после смерти Феофилакта (рукопись Московского исторического музея 4, XII в.), под 27 февраля отмечается, правда, μηνμη этого патриарха, но без всяких титулов αγιοV или οσιοV, а просто: μνημη Qεοjυλακτου πατριαρcου ΚωνσταντινοπολεωV (f. 278). Новые материалы об избрании патриархов, и в частности об избрании Феофилакта, дает письмо Арефы к Григорию Ефесскому. Проф. И. И. Соколов в работе «Избрание патриархов в Византии с половины IX до половины XV в. (843–1453)» (Христ. чтение, 1907, март – июнь) устанавливает следующие акты избрания: 1 . Предварительный акт – указание кандидатов. 2 . εκλογη – выбор трех кандидатов на соборе епископов. 3 . Избрание императором из трех одного. 4 . Малое извещение (ответ кандидату). 5 . Великое извещение (наречение). 6 . ΠροβλησιV – обряд возведения царем в патриаршее достоинство. 7 . Хиротония. 8 . Интронизация.

http://azbyka.ru/otechnik/Arefa_Kesarijs...

И будет в тот день, не станет света ( Ам.8:9 ): драгоценности неба, светила ( Иов.31:26 ) утратят свою цену, свое сияние ( Ис.13:10 ; Иез.32:7 и пр.) или, может быть, даже истлеют ( 2Петр.3:10:12 ). День этот будет единственный ведомый только Господу, который один знает род и время его наступления: будет то время ни день, ни ночь. В вечернее же время, вместо ночи, явится свет ( Nc. CXI, 4 : Uc. LX, 1–3; XXX, 26 ). При создании мира, мрак хаоса уступил место свету, который с того времени разделил с ним владычество над миром 107 . Таким образом дело Бога света окажется превосходным по пророческому Его объявлению. ( Быт.1:31 ). Но это совершенное состояние всей природы явится не прежде, чем совершится великий переворот, в продолжение которого тьма, по видимому, будет иметь верх над светом, и свет одержит победу над нею только постепенно, после некоторого времени, перемежающегося мрака и сияния. Между тем, подобными кризисами в природе возвещаются или сопровождаются соответственные им кризисы в истории избранного народа. Его судьбы, казавшиеся столь блистательными и вместе с тем столь прочными (XII, XIII), сделались мрачными и темными, как древний хаос (XIV, 1:2); они улучшатся только медленно и будут иметь свои сумерки; но наконец они будут ничем иным, как славой и благополучием без всякого возврата к бедствиям – 6, 7. И будет в тот день, когда раздвоится гора Елеонская, живыя воды, о которых говорили уже древние пророки, потекут из Иерусалима, и будет течь половина их к морю восточному (мертвому) и половина к морю западному (Средиземному); летом и зимой так будет; эти воды будут постоянны, как будет постоянен свет. Сухая местность святого города будет с той поры обильно орошена ( Иоил.3:18 ) и воды мертвого моря, по крайней мере отчасти, сделаются здоровыми ( Ueз. XLVII ). Но эти живые воды предполагают восстановление всей природы; лето будет менее жарко, чем лето настоящей эпохи и времена года будут лучше уравновешены; источники не будут более иссыхать от раскаленного ветра пустыни; и песчаные равнины будут прорезаны ручьями, которые сделают их плодоносными. ( Ис.41:8; 30:25 ; Иез.34:26 и пр.). Между тем Бог, который утолил таким образом жажду природы, не оставит бессмертных душ вздыхающими напрасно о божественной воде, которая одна может утолить их жажду: Святой Дух будет непрерывно изливаться ( Ис.58:11 ) из средоточия Богоправления и жилища Иеговы на всю землю, которая обратится к Спасителю ( Ис.44:3; 41:17 ; Ин.12:37–39 ; Пс.38:6 ). И по мере того, как эти духовные воды будут разливаться от народа к народу до конца земли (которую предъизображает во всей этой главе Иудея), Господь будет царем над всею землею ( Nc.XLVIII; LXXI ); и в тот день Господь будет признан всеми за единаго истинного Бога, и имя Его будет едино чтимо (IX, 10; XIII, 2; Uc. 11; XXI, 28, 29 ; Дан. 11, 35, 44 и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Войска Батыя, захватив земли северо-восточной Руси, разгромив Чернигов и Киев, в начале 1241 г. двинулись на юго-западные земли. Их путь прослежен по письменным и археологическим источникам. Татары взяли и сожгли крепости около с. Райки, Колодяжина, Изяславля. Далее к западу татары подошли к Кременцу и Данилову, но не смогли их взять и двинулись к Владимиру, жителей которого «изби не щадя не оставя в живых» (ПСРЛ, т. 2, стб. 786), и «церкви наполнены быша троубия и телес мертвых» (ПСРЛ, т. 2, стб. 788). Затем татары захватили Галич, Берестье и «иныи града многы, имже несть числа» (ПСРЛ, т. 2, стб. 786) и ушли в Польшу и Венгрию, «сошли суть из земли руское». Путь татар на запад от Киева к Владимиру отмечен рядом кладов, зарытых во время опасности (Корзухина Г. Ф., 1954, с. 46). Татары шли на запад по хорошо известным торговым путям, проходившим через города Волыни. Данных об их движении на юг, в лесное и глухое Понизье, в частности на Збруч, где не было ни дорог, ни городов, нет ни в письменных, ни в археологических источниках. Как уже говорилось, на збручских святилищах нет никаких признаков разгрома или пожара, все оставленные культовые объекты были тщательно засыпаны и забросаны для сохранности камнями, на месте оставлены дорогие и серебряные вещи. Человеческие кости в объектах помещались в разное время, около них совершали сложные обряды и кругом укладывали жертвенные дары. Можно думать, что существование святилищ затухало постепенно. Еще в XII в. прекратилась жизнь на части поселения Бабина долина, были покинуты некоторые «жилища жрецов». Но функционирование святилищ продолжалось в середине и во второй половине XIII в., о чем неоспоримо свидетельствуют вещи этого времени (табл. 3). До XIV в. шла жизнь на поселении Стадна около Звенигорода. Причины оставления святилищ можно искать в сложившейся во второй половине XIII в. обстановке на землях Галицко-Волынского княжества. Таких причин могло быть несколько. Несмотря на разгром ряда городов, Волынская земля меньше пострадала от татарского погрома, чем восточные и северо-восточные русские области. Князь Даниил Романович пытался вести независимую политику, укреплял города, собирал воинов, приглашал к себе ремесленников из разных земель. Он посылал войска в Понизье и на Днестр, чтобы «исписати грабительства нечестивых бояр и оутиши землю» (ПСРЛ, т. 2, стб. 791), «хотя оуставити землю» (ПСРЛ, т. 2, стб. 793). Эта деятельность князя могла привести к ликвидации святилищ на Збруче или, во всяком случае, нарушить их спокойное существование.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Афесия – вид налога. Аэрикон – вид налога. Банд – кавалерийская часть во главе с комитом Б. В разное время численность Б. колебалась от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Баптидион – знак отличия магистра: украшенная перевязь на оба плеча. Безант (византин) – так в Европе называли восточные золотые монеты, первоначально – византийские, затем арабские и пр. От обычая крестоносцев украшать щит по периметру этими монетами, привезенными из Святой Земли, второе значение – геральдический знак: золотой (серебряный) кружок на гербе. Богомилы – одна из самых распространенных ересей в XIII в., преимущественно в Болгарии; идеологически близка альбигойцам и катарам. Ср. павлиниане. Букелларии (вукелларии) – 1) в ранней Византии – личная дружина частного лица, обычно полководца; 2) название одной из фем. Василевс – император. Василиса – императрица. Василикон – серебряная монета Палеологов; по весу и содержанию серебра близка к милиарисию. Венеты – см. димы. Вестиарий – 1)чиновник, ведавший императорским гардеробом и особой казной; протовестиарий – старший В., высокая должность; 2) собственно натуральная казна императора. Вест, вестарх – высокие титулы, значение которых менялось в X-XII вв. Вестиопрат – торговец шелковыми и др. дорогими одеждами. Викарий – 1) наместник диоцеза; 2) офицерский чин в пехоте; 3) лицо, замещавшее высшего церковного иерарха. Виндик – наместник правительства в городах поздней Римской империи. Властель – представитель землевладельческой знати, динат. Воидат – податная категория крестьян, имевших участок земли, который можно было обработать с помощью одного вола. Гексаграм – тяжелая (2 милиарисия) серебряная монета, чеканившаяся в сер. VII в. Геникон – финансовое ведомство. Гинекей – женская половина дома, женская мастерская. Гистаменон – см. номисма. Декан – 1) в римской армии – начальник десятка; 2) привратник. Декархия – десяток, небольшой отряд византийской армии. Декурион – см. куриалы. Деспот – «владыка», высокий титул; в поздней Византии – наместник деспотии, обычно – ближайший родственник императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Группа Д. Символ «усеченный угол» (конец XII– первая половина XIII вв.). Тип 1. Клеймо в виде фигуры «угол», острие которого отсечено прямой линией, а окончания расходящихся линий под углом отогнуты наружу (рис. 3, 13). Тип 2. Клеймо в виде угла, выходящего из короткой горизонтальной черты, ниже которой расположена еще одна горизонталь, отделяющая знак от вытянутой аморфной фигуры (рис. 3, 14). Клеймо в виде усеченого угла, под которым горизонтально расположена фигура, напоминающая русскую букву «Н» (рис. 3, 15). Клеймо в виде усеченого угла, ниже которого расположена Т-образная композиция (рис. 3, 16, 17). Клеймо в виде усеченного угла, под которым расположен треугольник (рис. 3, 18). Группа Е. Символы в виде четырехугольных фигур (первая половина XIII–mpemья четверть XIV вв.). Тип 1. Клеймо в виде двух квадратов, вписанных один в другой (рис. 4, 1). Тип 2. Клеймо в виде квадрата, пересеченного прямыми линиями, выходящими из центров противоположных сторон, и одной линией, соединяющей углы (рис. 4, 2). Клеймо в виде квадрата, пересеченного прямыми линиями, выходящими из центров противоположных сторон (рис. 4, 3). Тип 3. Фрагмент клейма в виде квадрата со сложным изображением тройных линий, проходящих как по диагонали, так и из центров противоположных сторон (рис. 4, 4). Фрагмент клейма в виде квадрата, пересеченного двумя диагоналями (рис. 4, 5). Фрагмент клейма, состоящего из двух квадратов, вписанных один в другой. В центре малого квадрата знак в виде Н-образной композиции (рис. 4, 6). Фрагмент клейма, частью которого является квадрат, пересеченный прямыми линиями, выходящими из противоположных сторон (рис. 4, 8). Фрагмент прямоугольного клейма, в который вписан квадрат, пересеченный диагоналями (рис. 4, 9). Клеймо в виде квадрата, из одного угла которого выходит прямая линия, направленная во внешнее поле. Другая линия, выходящая из соседнего угла, направлена внутрь квадрата (рис. 4, 10). Тип 4. Клеймо в виде ромба с точкой в центре и с остриями, выходящими из углов наружу. Ромб вписан в круг (рис. 4, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

543 Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte. Hippolytus. I Band. Leipzig 1897. 1 H.: Die Kommentare zu Daniel, herausgeg. v. Bonwetsch. 2 H.: Kleinere exeg. und homil. Schriften, herausgegb. v. Achelis. Во второй половине первой книги находится сочинение Ипполита «De antichristo» ss. 1–47. Срв. Творения св. Ипполита, Епископа Римского, в рус. пер. Изд. Каз. Дух. Акад. Вып. I: Толкования на кн. пр. Даниила. 1898. Вып. 2: О Христе и антихристе. 1899. 546 Может быть правильнее было бы читать здесь – с войсками, так как легко было перепутать τραυμτων с однозвучным στρατευμτων (срв. Апок.19:14, 19 ); хотя в том же Апок.1:7 есть основания и для чтения τραυμτων. Срв. Kommentar zum N. Т. herausgeg. . Zahn. B. XII: Wohlenberg, Der erste und zweite Thessallonicherbrief. Leipzig. 1903. s. 178. прим. 5. 547 В подлиннике это место читается так: τς ον στιν κατχων ως ρτι, λλ τ τταρτον θηρον, ο µετατεθντος κα κ µσου γεναµνου λεσεται πλνος? In Daniel, s. 238. «κ µσου γεναµνου» – форма не страдательная, а средняя. Поэтому не совсем точно будет переводить это выражение словом «уничтожение», как в русс. пер. Ипполита в изд. Ка-з. Дух. Ак. (с. 131), а лучше переводить словом «удаление». 549 Cap. 32, col. 447: Est et alia major necessitas nobis orandi pro imperatoribus, etiam pro omni statu imperii rebusque Romanis, qui vim maximam universo orbi imminentem ipsamque clausulam saeculi acerbitates horrendas comminantem Romani imperii commeatu scimus retardari. 550 Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum. Ed. Academiae litterarum Caesareae Vindobonensis. vol. 47. Tertulliani opera. pars. III. 1906. 551 Detineat находится в изд. Геления 1550 г. и Миня, ser. lat. t. 2. 1844 г., а в изд. Венской Акад. стоит teneat. 552 Tenet, teneat имеют кодексы Montepessulanus (М) и Paterniacensis (P). В изд. Венской Академии это место читается без прибавления. 554 Амвросиаст – это, вероятно, иудей Исаак, обратившийся в христианство, но потом опять отпавший в иудейство. Так думает Цан (Theol. Ltrtbl. 1899. s. 313 ff.) вслед за Морином (Revue d’hist. et de littér. relig. 1899, IV, 2), хотя Морин позднее отказался от своего раннейшего предположения и высказал новое, что автором названного комментария нужно скорее считать уважаемого римского мирянина Гилярия (Revue Benedictine 1903, p. 113–131). Срв. Wohlenberg, op. cit. s. 14, прим. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Ann. Saxo 1844. Р. 769–770) 1015 Весь рассказ о призвании венгров в Паннонию является компилятивным парафразом соответствующих известий из «Хроник» Регинона Прюмского (см. 7/1) и Фрутольфа (см. 26; здесь, впрочем, упоминания о печенегах нет, почему соответствующий фрагмент и отсутствует в Хрестоматии). «Паннонские и Аварские пустоши» – степные просторы Среднего Подунавья, где во второй половине VI–VIII в. располагалась центральная часть Аварского каганата; и по сей день эта область по-венгерски именуется Puszta ( < слав. 1016 Текст буквально заимствован у Эккехарда (см. 26/1), который, в свою очередь, почерпнул его из «Хроники» Сигиберта из Жамблу 25/1), где он представляет собой парафраз из «Антаподосиса» Лиудпранда 5/2). 1017 Заимствовано из главы IV, II «Деяний гамбургских архиепископов» Адама Бременского (см. 22/11 и соответствующий комментарий). 1018 Фрагменты 4–7 являются почти буквальными заимствованиями из «Продолжения Регинона» (см. 7/2–3). 1020 Известие заимствовано, с рядом редакторских поправок, из «Хроники» Титмара Мерзебургского 11/1). Из числа поправок отметим форму имени «Русь»: вместо Ruscia Титмара в «Саксонском анналисте» находим Rugi, как то характерно для «Продолжения Регинона», откуда автор «Саксонского анналиста» почерпнул все предыдущие сведения об Адальберте. Исправлена и неверная у Титмара дата учреждения Магдебургской архиепископии. 1021 Практически буквальное заимствование из «Деяний» Адама Бременского (см. 22/2); ср. примеч. 1017. 1022 Буквальное заимствование из «Хроники» Титмара 11/2). Из единичных отличий отметим написание имени «Владимир»: Wolodemirus при Wlodemirus у Титмара; точно так же отлична от оригинала форма этого имени и в другом заимствовании из Титмара (см. ниже фрагменты 13, 15): Wlademirus/Wladamirus. Список сочинения Титмара, который использован в «Саксонском анналисте», иногда возводят к той редакции «Хроники», которая возникла в Корвайском монастыре (см. введение к 11), но, судя по единственному позднему (XIV в.) списку корвайской редакции, ее отличия в данном случае от автографа Титмара не совпадают с отличиями, которые наблюдаются в «Саксонском анналисте». Поскольку оба присутствующих в «Саксонском анналисте» написания отражают существовавшие в древнерусском языке варианты Володимръ: Владимиръ, то приходится думать, что у саксонского автора середины XII в. по какой-то причине было на слуху древнерусское произношение имени, так что он предпочел даже исправить полонизированное написание своего оригинала (ср. 11, примеч. 248).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Заняв господствующее значение в практике, это чинопоследование впоследствии времени подверглось некоторым изменениям; на основании памятников XIV–XVI вв., весьма немногих, автор затем указывает в чем состояли эти изменения (стр. 212–223). Общие выводы, к которым пришел автор, обозревая историю чинопоследования исповеди в югославянских церквах, таковы: 1) В противоположность практике греческой церкви здесь не было разнообразия редакций этого чинопоследования. В сущности, здесь были только две редакции, даже – строго говоря – одна, – та, которая издана Гейтлером. 2) Относительно молитвенного состава исповеди автор отмечает сравнительную самостоятельность славянского чинопоследования. Она сказывается, во-первых, в подборе псалмов: наиболее употребительными здесь были псалмы 4, 12 и 37, в чинопоследованиях греческой церкви не встречающиеся. В числе 23 молитв славянского чинопоследования 9 – неизвестны в греческом оригинале; 2 хотя и взяты с греческого оригинала, но в весьма заметной переделке и 2 хотя и имеются в греческом оригинале, но при чинопоследованиях исповеди не встречаются (стр. 226). В XVI в. у южных славян, именно у сербов, появились уже печатные издания исповедных чинов. Какие же это были чины? – «Той же самой редакции – отвечает автор – с самыми несущественными изменениями, какую мы видим в рассмотренных нами рукописных югославянских памятниках» (стр. 229). С XVII в. сербы начали руководствоваться русскими богослужебными книгами (стр. 231). Взамен сербских, с XVII в. появляются издания Евхология у других славян, именно в Стрятине 1606 г. для галицийских славян, в Долгополье 1635 г. и в Бузео 1702 г. В сущности, и они представляют чин исповеди в той же редакции, что и сербские издания, но однако же допускают и различия, каковые автором затем и отмечаются (стр. 231–232). Главы IV, V и VI-я (первого тома) посвящены автором изложению истории чинопоследования исповеди в русской церкви (т.е. большая половина всего I-ro тома (стр. 234–596). Такое внимание к отечественной истории чинопоследования исповеди, уже само по себе заслуживающее признательности, сам автор объясняет отчасти сложностью предмета и неисследованностью его, отчасти обилием материала, бывшего у него под руками: им пересмотрено было до 150 рукописных чинопоследований исповеди и весьма значительное число печатных изданий (стр. 235). Надобно заметить однако же, что такое обилие рукописного материала относится почти исключительно к XVI и XVII вв. Что же касается предшествующих веков, то для XV века у автора имелись под руками не более 2–3 экз., для XIV – одного-двух, и – только. Таким образом, для истории чинопоследования за века XIII 17 , XII, XI и Х-й у автора было полное отсутствие рукописного материала.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010