Протоиерей Иоанн Михайлович Басов, священник с 1859 г., награжден орденом св. Анны 2 степени в 1896 г. Священник Иоанн Петрович Смирнов, священник с 1890 г., награжден скуфьею в 1895 г. Диакон Григорий Васильевич Лебедев, диакон с 1886 г., имеет серебряную медаль за труды по народному образованию. Псаломщик Алексей Евфимович Филонов, псаломщик с 1887 г., на сем месте с 1888 г., посвящен в стихарь в 1891 г. Псаломщик Петр Васильевич Капутовский с 1895 г., имеет звание учителя церковно-приходской школы. В школе грамоты учащихся 26 чел., учительницей состоит окончившая курс женского епархиальное училище Куйкина. «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г. Церковь во имя Николая Чудотворца возвели в Заднепровской части Смоленска, на берегу главной водной артерии города. Из-за своего расположения она и получила название Нижне-Никольская. Двухэтажный каменный храм возведён в 1745-1748 гг. на средства купца Федора Щедрина. Верхний храм – в честь Святителя Николая Чудотворца, внизу приделы – во имя Тихвинской иконы Божией Матери и во имя мученика Меркурия. В 1812 году храм разграблен французами. В 1813 году из казны выделено 5000 рублей на его восстановление и прислан из Санкт-Петербурга иконостас. Трехъярусная колокольня построена благодаря мещанке Рубцовой. Раньше храм был кафедральным. В 1996 году он передан епархии. Престол освящен в 1997 года митрополитом Калининградским и Смоленским Кириллом. В настоящее время церковь является действующей. Сейчас на территории располагается Православная гимназия. Храмовый комплекс церкви Николая Чудотворца и одноименной часовни играет важную градостроительную роль в низменной правобережной части Смоленска, занимая территорию между Ново-Ленинградской и Старо-Ленинградской ул.; хорошо обозрим с юга и запада. Церковь Николая Чудотворца (Нижне-Никольская) построена в 1748 г. на средства купца Щедрина, заменив сгоревшую в 1747 г. деревянную, которая находилась в центре предмостного укрепления, возведенную в начале 18 в. по приказу Петра I. В 1766-1776 г.г. на одной оси с церковью, к западу от нее, поставлена надвратная колокольня, с двумя примыкающими к ее первому ярусу с севера и юга небольшими пристройками, смыкавшимися с церковной оградой. Во 2-й половине 19 в. завершенный высокий четырехскатной кровлей с восьмигранным световым барабаном и маленькой главкой. Второй этаж четверика двусветный. Пятигранная апсида, трапезная и придел, также двухэтажные, немного ниже четверика. Композицию с запада дополняет парадное откидное крыльцо, ограниченное парапетом и столбами с ползучими арками.

http://sobory.ru/article/?object=01018

В 1936 году ее закрыли. Разрушили алтарь, сняли колокола, церковное имущество бесследно исчезло. Помещение заняла машино-тракторная станция. Чуть позже там же была библиотека. Но потом окончательно забросили. Сегодня стоит в полуразрушенном виде, не действует. Первое упоминание об извольской церкви встречается в учетной карточке храмов России, где говорится, что церковь Николая Чудотворца была основана не позже XVI в. А затем в документе, именуемом Репортом от 27 мая 1829 г., где говорится, что в 1828 году деревянная церковь сгорела по неизвестной причине и прихожанам негде совершать богослужения, поэтому они просят «устроить таковую же во имя Святителя и Чудотворца Николая с приделом Святых мучеников Флора и Лавра». Приход церкви был очень большим. В него входили села, расположенные в округе 35 км. Церковь посещали около 4 тыс. прихожан. Однако люд в тех краях жил небогато, и отстроить храм после пожара селяне не могли. За помощью жители обратились к меценатам. Церковь Николая Чудотворца была деревянная, двухпрестольная, «холодная», «построенная в 1829 на средства генерала В. В. Орлова-Денисова вместо прежней, сгоревшей. Здание сооружено на основе сруба храма, перевезённого из села Межетчина. Имела придел Флора и Лавра». Документ, именуемый «Описью страховой оценки», от 11 июля 1910 года рассказывает нам о том, что представляла собой к этому периоду Николаевская церковь в с. Извольск. Это было деревянное здание без фундамента, обшитое тесом и поврежденной местами обшивкой и не имеет печей. «Колокольня в ярус общею высотою до верха карниза 8 саженей (17,07 м). Ближайшая к церкви чужая постройка - дом крестьянина Круглова находится с западной стороны на расстоянии 25 саж. (53,34 м). Церковь построена в 1824 году. Строение ветшает». Оценка вместе с колокольней составила 1500 рублей. Неотапливаемая Никольская церковь была не приспособлена к служениям в холодное время года, поэтому 18 октября 1893 года было завершено строительство каменного здания церкви, освященного во имя святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. В период строительства здания новой церкви из разных мест стали поступать пожертвования. Немало поступило ценных вещей. Так, «виновница» начала постройки храма Семенова пожертвовала иконостас, крестьянин В. Волков - 102 пуда кровельного железа, в 121/2 пудов железный крест, весь позолоченный, с таким же шаром, и две иконы – Одигитрии и св. Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=19212

Таким образом, церковь на погосте Дебри существовала гораздо раньше 1688 г. Местное предание основание церкви относит к 1688 г., имея в виду надпись на храмозданном кресте, в которой сказано, что в 7196 (1688) г. освящен алтарь в храме Николая Чудотворца в «погосте, иже на дебри». Но принимая во внимание вышеуказанные данные, нужно думать, что это был уже не первый храм на погосте. В 1812-25 г. вместо деревянной церкви построен в Дебрях существующий в настоящее время каменный храм. Престолов в этом храме два: главный – во имя св. Николая Чудотворца, в приделе теплом – в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Утварью, ризницею, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон обращает на себя внимание икона Николая Чудотворца, писанная на доске из березы, на которой чудесным образом появлялась икона из церкви села Мицина. Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтоваго капитала (3, 750 руб.), от земли церковной , от служб и требоисправлений до 450 руб в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 1,600 квадр. саж., пахатной плохого качества 50 дес. 1, 300 саж., под лесом 12 десят. 2, 312 саж., дровяного лесу 18 дес. 1, 410 саж., мелкой лесной заросли 12 дес. 100 саж., под озером и дорогами 1 десятина 2,200 саж., неудобной 20 десят. И сенокосной 5 дес. 560 саж.; план и межевые книги на всю землю есть. Кроме сего, в 1891 году приложено купцом Сорокиным 22 дес. 730 саж.; дарственный акт имеется. Приход состоит из деревень: Озерков ( 1 вер. от церкви), Ширяихи ( 1 вер.), Богданова ( 1 вер.), Мостовихи ( 3 вер.), Сальчукова ( 3 вер.), Крестникова ( 4 вер.), Мицина ( 5 вер.), Машачихи ( 5 вер.), Филина ( 5 вер), Черемхов ( 5 вер.) и Мосеева ( 7 вер.); во всех этих деревнях по клировым ведомостям числится 291 душа муж. пола и 364 женскаго. При церкви с 1887 года существует земская народная школа, учащихся в 1897 г. было 40. И в этом приходе , по свидетельству местной церковной летописи, население после 1861 значительно уменьшилось, потому что многие прихожане- офени переселились в Сибирь, на Кавказ, в Малороссию и другие места.

http://sobory.ru/article/?object=03752

Первую церковь в Аксиньино построил Александр Гаврилович Сорочинский: " ...В вотчине, доставшимся Сорочинским, где 35 лет после пожалования, именно в 1711 году, вотчинником Александром Гавриловичем было устроено другое село Аксиньино... " ( " Церковная летопись Юхновского уезда села Дмитровца или историко-статистическое описание Юхновского уезда Дмитровской волости, и состоящих в ней сел Дмитровца и Аксиньина " ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Юхновский уезд. Л. 43). Вторая церковь на месте старой была построена Феодосием Гавриловичем Сорочинским в середине XVIII в. ( " Материалы для церковных летописей Смоленской губернии. Церкви Кикинского стана " . Смоленские епархиальные ведомости. 13. 1872 г. Л. 501). Известный краевед, изучающий историю Поугорья, Константин Александров на своем сайте http://www.ugra.alexandrovi.ru опубликовал следующие архивные данные: «Село Аксиньино впервые упоминается в переписной книге поместных и вотчинных сел, деревень и дворов Дмитровской волости за 1676-1678 гг: «Село Дмитрово городища у реки Угры...к тому ж селу деревня. Деревня, что было село Оксининское у реки у Угры а на ней место церковное, что была церковь Ивана Предотечи, разорена от литовских людей». В 1711 году вотчинник Александр Гаврилович Сорочинский в своей вотчине, через 35 лет после пожалования, устроил другое село Аксиньино на реке Угре и построил там деревянную церковь во имя Николая Чудотворца. В середине XVIII в. на месте старой церкви Феодосий Гаврилович Сорочинский построил новую. В 1860 году владельцем Аксиньина был князь Федор Андреевич Ухтомский. Вероятнее всего, родился он 18 июля 1810 года, и родителями его были инженер-поручик Андрей Иванович, служивший в Москве, и Александра Федоровна (урожденная Толстая). В январе 1904 г. священник церкви с. Аксиньина Капитон Сергиевский отправил в Смоленск И.И. Орловскому, собиравшему материалы по истории сел и храмов Смоленского края, летопись своего села, составленную в 1885 году. Вот что там сообщалось: «Храм деревянный, однопрестольный, имеет форму креста. В церкви хранятся служебник и Евангелие времен Петра I и Евангелие времен Екатерины II. Из икон особенно почитается икона Св. и Чудотворца Николая, современная основанию церкви, и икона Б. Мат. Донской, от обеих икон получаются исцеления, особенно от Св. и Чудотворца Николая.

http://sobory.ru/article/?object=28374

3) Иверский монастырь (Ивирский, Ивирон) в честь Успения Богородицы; 4) Хиландар (Хиландарь, Хилендар) в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы; 5) монастырь прп. Дионисия (Дионисиат) в честь Рождества св. Иоанна Предтечи; 6) Кутлумуш в честь Преображения Господня; 7) Пантократор (Пандократор) в честь Преображения Господня; 8) Ксиропотам во имя сорока мучеников Севастийских; 9) Зограф во имя вмч. Георгия Победоносца; 10) Дохиар во имя св. Архангелов; 11) Каракал во имя апостолов Петра и Павла; 12) Филофея монастырь (Филофей) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; 13) Симонопетра (Симопетра) в честь Рождества Христова; 14) монастырь св. Павла в честь Сретения Господня; 15) Ставроникита во имя св. Николая Чудотворца; 16) монастырь прп. Ксенофонта (Ксенофонт) во имя вмч. Георгия Победоносца; 17) монастырь прп. Григория (Григориат) во имя св. Николая Чудотворца; 18) Эсфигмен (Есфигменский) в честь Вознесения Христова; 19) Русский вмч. Пантелеймона монастырь (Русик, Свято-Пантелеимонов); 20) Кастамонит (Констамонит) во имя св. первомч. Стефана. Только эти 20 монастырей имеют права собственности на Афоне. Все прочие — зависимые монашеские учреждения — скиты, келлии, каливы, исихастирии, кафизмы с их территориями и пристройками являются неотчуждаемой собственностью какой-либо из перечисленных обителей. Изменять количество монастырей и их отношение к зависимым учреждениям не разрешается. Превращение скитов в монастыри, или келлий в скиты, или калив в келлии категорически запрещается (ст. 1–3,126–141). Ни одно из священных жилищ на Афоне не может отклониться от главного своего предназначения и преобразоваться в мирское (ст. 4). Все монастыри Святой Горы находятся под духовной юрисдикцией Константинопольского Патриархата, и в них «не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского [Константинопольского] Патриарха» (ст. 5). Все живущие на Святой Горе монахи, какой бы они ни были национальности, «считаются приобретшими греческое гражданство» (ст. 6). Монастыри самоуправляются по своим внутренним уставам (канонизмам), принятым ими и утвержденным Священным Кино- том (ст.

http://azbyka.ru/fiction/parakalo-ili-vo...

А теперь снова обратимся к истории Ихалицкого Николаевского прихода. В краткой справке, составленной Македонской Н.М., имеется запись: «церковь в честь свт. Николая Чудотворца в Ихалицком улусце основана не позднее 1755 г. В 1774 г. построена каменная двухэтажная церковь, холодный храм достроен в 1784 г. Церковь двухпрестольная: главный престол в честь свт. Николая, архиепископа Мирликийского, второй – в честь Спаса Нерукотворного образа. В 1788 г. в приходе числилось 355 человек, в 1868 г. – 862. В д. Голубинская Пустынь (д. Голуби) находилась часовня, построенная на месте упразднённой в 1764 г. Голубинской Рождественской мужской пустыни». В клировой ведомости Ихалицкой Николаевской церкви Вологодской епархии Тотемского уезда за 1917 год представлены следующие сведения: «церковь построена в 1774 году тщанием прихожан и освящена в 1781 году, холодная в 1784 году, освящена в 1794 году, зданием каменная, двухэтажная, в одной связи с колокольнею, крепка, повреждений нет». Отмечено, престолов «в одной два: во имя святителя и чудотворца Николая, а другой в честь Нерукотворного Образа. Утварью церковною достаточна. По штату при ней положены: священник и псаломщик с жалованием: священнику 300 руб., а псаломщику 100 руб. в год из государственного казначейства». Получено доходов за 1917 год: кружечных 773 руб. 44 коп., другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: «в праздники Рождества Христова собирается овса на 40 руб. В Петров пост собирается масла и яиц на 18 руб., в осеннее время собирается рожь взамен печеного хлеба, положенного в дни Св. Пасхи, каковой собрано 32 пуда на 160 руб.» Земли при означенной церкви состоит: «усадебной 1 дес., пахотной 21 дес. и сенокосной 29 дес. 1294 кв. саж. Всего 80 дес. 758 кв. саж.; качество церковной земли: малоплодородная, для обработки трудная; произведениями земли причт пользуется для своего продовольствия». Дома для священноцерковнослужителей на церковной усадебной земле: «построены тщанием священнослужителей в 1902 году и состоят в собственности причта; также ветхий деревянный складочный амбар, здание ветхое, и деревянный одноэтажный дом, построенный в 1912 году для помещения церковного сторожа».

http://sobory.ru/article/?object=37058

Церковь Николая Чудотворца в 1-й пол. 19 в. была значительно перестроена и расширена, получив облик сооружения зрелого классицизма. Один из наиболее крупных храмовых комплексов области, определяющий облик большого торгово-промышленного села и включающий монументальные здания 2-й пол. 18-19 вв., различные по стилю и функциональному назначению. Из книги: «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», с. 547-553 Село Васильевское находится в 130 верстах от Владимира и в 19 верстах от уездного города Шуя. Настоящее название село получило в начале XVII ст., а до того времени оно известно было под именем Матьнинского стана. Из древних актов, хранящихся в вотчинном архиве села Васильевского, видно, что оно в 1631 г. принадлежало князю Димитрию Черкасскому, а около 1741 г. от потомка его, канцлера князя Алексея Черкасского поступило в приданное за единственной дочерью графу Шереметеву. В царствование Алексея Михайловича Васильевское было как усад весьма бедных крестьянских дворов и с деревянной ветхою церковью во имя св. Архистратига Михаила… В селе Васильевском значатся четыре каменные церкви: холодная – Троицкая, однопрестольная, пятиглавая; холодная – в честь Грузинской Божией Матери; теплая – в честь св. и чудотворца Николая с приделами Архистратига Михаила и святителя Митрофана, Воронежского чудотворца, и кладбищенская Успенская с приделами: во имя прав. Лазаря и в честь св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Колокольня при церкви и ограда каменные. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена богато. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1893 г. и хранится в церкви. Причта по штату положено: 4 священника, 2 диакона и 4 псаломщика. На содержание причт получает: от земли 280 руб., от хлебных сборов с прихожан 300 руб., процентного капитала 247 руб. и от служб и требоисправлений 3326 руб., а всего 4203 руб. в год. Дома у членов причта собственные, построенные на церковной земле. Приход состоит из села и 38 деревень; всех дворов в приходе 943, душ муж. пола 3410 и жен. пола 3691 душа.

http://sobory.ru/article/?object=06067

При И. 18 марта 1838 г. Бетькинская жен. община была преобразована в третьеклассный уфимский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь , первую, а затем крупнейшую жен. обитель епархии. В 1840 г. в г. Мензелинске была основана Пророко-Ильинская жен. община, впосл. обращенная в мон-рь. Важнейшим результатом деятельности И. стало значительное увеличение количества церквей в Оренбургском крае. Строились в основном каменные храмы, несмотря на дозволение оренбургско-уфимскому епархиальному начальству без сношения с Синодом возводить деревянные церкви упрощенного типа (указ от 31 марта 1839). При И. были построены и освящены соборные храмы в крупных городах: кафедральный собор в честь Воскресения Господня в г. Уфе (24 авг. 1841) с приделами в честь Рождества Христова и Казанской иконы Божией Матери (с перенесением в последний из старого собора чудотворной Богородско-Уфимской иконы Божией Матери); собор во имя Св. Троицы в г. Бирске (31 мая 1841) с приделами в честь Рождества Пресв. Богородицы (7 сент. 1840) и свт. Николая Чудотворца (18 янв. 1841); собор во имя Св. Троицы в Златоустовском заводе (ныне Златоуст; 6 июня 1842) с приделами во имя св. Александра Невского (23 авг. 1842) и Благовещения Пресв. Богородицы (24 янв. 1843); Александро-Невский собор в г. Уральске (1837-1850); заложен 5-главый 3-престольный Казанский собор в г. Стерлитамаке (1837-1851), освящен его левый придел во имя свт. Николая Чудотворца (1838). В Уфе были освящены ц. св. кн. Александра Невского (26 сент. 1836), заложенная 18 сент. 1824 г. в присутствии имп. Александра I ; ц. Нерукотворного образа Спасителя (1 сент. 1844); ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи (15 июля 1845) - памятник русским воинам, павшим при штурме г. Казани войсками Иоанна Грозного в 1552 г. В уфимском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре продолжалось строительство теплого храма во имя свт. Митрофана Воронежского (30-е гг. XIX в.- 1852). Были возведены также Михаило-Архангельская ц. (1842-1845; освящена в 1847) в г. Бирске, Смоленская кладбищенская ц. (1847) в г. Оренбурге и др.

http://pravenc.ru/text/577984.html

В 1720 г. сельцо Надовражное принадлежало жене М. А. Протасьева, вдове Фекле Афанасьевне с дочерью Любовью Михайловной. Вдова Ф. А. Протасьева 19 мая 1729 г. подала прошение в Синодальный казенный приказ и в прошении писала: «в Московском уезде, в Горетовом стану, имеется у меня вотчина сельцо Надовражное, в котором имеется крестьянских моих 20 дворов, а оное сельцо обретается от других церквей в дальнем расстоянии… крестьянам моим имеется немалая нужда, а именно многие крестьяне без исповеди и без причастия помирают, а родильницы бывают долгое время без молитв, а младенцы без крещения; а ныне я обещаюсь в упомянутом сельце построить церковь Божию деревянную во имя Николая Чудотворца, а под тое церковь и под кладбище, и попу с причетниками под селидьбу и на прокормление уступаю из своих дач поместья пашни 15 четвертей, сена 20 копен, также в тое церкви всякие потребы отправлять буду без всякой остановки, и чтобы повелено было о строении в сельце Надовражеве вновь церкви дать указ». Вследствие сего прошения в Синодальном казенном приказе от 3 сентября 1729 г. определено: «вышеописанной просительнице вдове Фекле Протасьевой обещанную к означенной церкви под церковное и под кладбище, и будущим священно-церковно-служителям под селидьбу земли против своего прошения из своих дач к той церкви в вотчинной коллегии справить, о том из коллегии в Синодальный приказ представить промеморию, в вотчине ее, в сельце Надовражном, вновь деревянную церковь во имя Николая Чудотворца построить по указу, убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием и о том дать ей указ, в котором прописать, ежели она против своего прошения земли и сенных покосов не справит, а церковь хотя и построит, то об освящении той церкви указу ей не дастся». Того же года 11 сентября из Синодального приказа выдан Протасьевой указ о строении церкви. В 1730 г. 7 августа она же вдова Фекла Протасьева входила в Синодальный казенный приказ с новым прошением сделать при новопостроенной церкви Николая Чудотворца для служения в зимнее время придел теплый во имя св. муч. Софии и трех ее дочерей Веры, Надежды и Любови, и о том строении дать указ. По этому делу последовала резолюция: «1730 года 18 августа о строении церкви придельной дать указ». Того же года 7 сентября из Синодального казенного приказа выдан Протасьевой указ о строении придела в Николаевской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=06763

Длительное бесхозное содержание церкви отразилось на ней самым пагубным образом. Стропила и главы обрушились, стены сгнили от протечек, южный фасад в основном объеме утрачен. Полы разобраны на годный материал. Никаких украшений или деталей иконостаса не обнаружилось. Внутри лежат остатки луковицы деревянной главы. Осталось несколько крещатых металлических решеток на окнах. Отопительных печей не просматривалось. Кровля была металлической, крашеной.  В настоящий момент церковь находится в стадии гибели -последовательного обрушения и руинирования. Никаких следов ухода и приведения её в порядок местными жителями не просматривается. «Село Языково при прудах находится в 23 км. от Судогды и в 66 км. от Владимира. Храм в Языкове существовал уже в начале 17 столетия. В патриарших окладных книгах о ней было написано: " церковь великаго Чудотворца Николы в селе Языкове в вотчине Карпа Навалкина " . По писцовым книгам 1643 г. с. Языково было старинной вотчиной Степана Петровича Навалкина. В селе была церковь Николая Чудотворца и теплая церковь св. мц. Параскевы - обе деревянные, строение вотчинниковое. В 1648 году Языково значится в вотчине Михаила Алексеевича Ртищева, а в 1653 году - в вотчине Крутицкого митрополита, а затем в вотчине митрополита Сарского и Подонского.  Согласно сохранившейся описи 1702 года храм в с.Языкове был богат иконами старого письма. Причем это были иконы, как правило, с житийными клеймами, обложенные серебряными (при этом золочеными) окладами. Храм был уже один во имя свт. Чудотворца Николая с теплым приделом в честь мц. Параскевы. В храме был 3-х ярусный иконостас. В половине 18 столетия храм был перестроен , а в 1757 году освящен. Приход состоял из села Языкова и деревень: Жарцов ( 11 км), Радилова (11 км), Болотского стекольного завода (7 км). По клировым ведомостям в этих поселениях числилось 551 человек муж. пола и 607 жен. В Языкове существовала церковно-приходская школа, в ней было 21 ученик.  Храм в с. Языкове в советское время был взят под " охрану " государством, как памятник деревянного зодчества. Однако памятник доживает свои последние дни. 

http://sobory.ru/article/?object=02758

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010