Таинство Крещения – это первое Таинство, с которого начинается христианская жизнь человека. Оно установлено Самим Господом Иисусом Христом, и его можно назвать основополагающим Таинством для христианина. Перед Своим Вознесением Христос повелел ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф. 28, 19–20 ). Таинство Крещения – это духовное рождение в новую жизнь, в Церковь , в Царство Божие. Погружение в воду символизирует погребение и воскресение из мертвых, как бы опущение в могилу и восстание из нее. Действительно, если человек не крестился, то он не может считать себя ни членом Церкви, ни христианином. Этим Таинством полагается начало вечной жизни, человек получает свое имя и Ангела Хранителя, который будет рядом с ним во все дни его жизни. По традиции православному христианину дается имя православного святого, который станет его небесным покровителем. День церковного почитания этого святого празднуется как именины. Если крестится взрослый человек, которого зовут неправославным именем, то в Крещении он получает другое имя. И если в светской жизни все продолжают его звать по-старому, то молиться о нем и поминать его в церкви нужно, называя церковное имя. Все это обязывает нас к особо серьезному и благоговейному отношению к Таинству Крещения. Однако, в отличие от всех других Таинств, Таинство Крещения в экстренных случаях, когда нет возможности позвать священника, может совершить любой крещеный человек. Для этого, разумеется, с согласия самого человека, а если это младенец, то с согласия родителей, достаточно произнести молитву: Крещается раб Божий (имя) во имя Отца – аминь, и Сына – аминь, и Святаго Духа – аминь. При этом на каждом слове «аминь» (то есть в целом три раза) крещаемого нужно погружать в воду или, если нет такой возможности, покропить водой. В первые века после Рождества Христова не все люди, исповедовавшие Христа, торопились принять Святое Крещение. Это связано с тем, что в Таинстве Крещения человек освобождается от всех своих предыдущих грехов, поэтому люди старались креститься как можно позже. Но случалось, и нередко, смерть настигала человека внезапно, а для верующего страшнее этого ничего нет: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин. 3, 5 ). Поэтому от такой практики вскоре отошли. Наоборот, установилась традиция, которая существует и поныне, – крестить младенцев.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но не только так можно понимать эти слова, в них можно еще увидеть и тот смысл, что в каждом из нас, как в храме Божием, должен пребывать Бог. Как в Ветхом Завете, когда евреи исходили из Египта, Господь пребывал среди их стана ночью в виде огненного столпа, а днем — в виде облачного, так и сейчас Господь пребывает среди нас. Он сказал святым апостолам перед Вознесением Своим: «Се, Аз с вами есмь до скончания века» (см. Мф.28:20 ), и слова Его не должны казаться нам некой аллегорией. Если они вышли из Его уст и переданы нам в Божественном Евангелии, значит, это есть безусловная истина, не нуждающаяся в том, чтобы ее перетолковывали и приспосабливали к нашему немощному и ограниченному разуму. Господь сказал, что Он будет с нами во все дни до скончания века, и Он действительно пребывает среди нас, если только мы собрались и живем во имя Его, о чем также говорит Сам Спаситель: «Где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я посреди них» (см. Мф.18:20 ). Если же мы этого не понимаем, мы тем самым показываем, что не имеем живого, подлинного богообщения. Для того чтобы каждый из нас был тем камнем, из которого созидается Церковь Божия, он должен сам стать неким храмом, в котором пребывает Господь. Тогда можно будет сказать, что слова апостола Павла подлинны. Это не означает, что мы сомневаемся в их достоверности, но значит, что своим греховным образом жизни мы удаляемся от того, чтобы они свершились над нами. Бог должен пребывать в каждом из нас, а не только между нами, как было у евреев. Они могли вести себя нечестиво и роптать, Господь же пребывал между ними, но не находился внутри них. Сейчас, во времена Нового Завета, должно быть не так: Господь пребывает между нами в том случае, если Он прежде вселился в каждого из нас. И тогда пророчество Иеремии (см. Иер.31:1 ), содержащееся в приведенных словах апостола Павла, на нас сбывается. «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (ст. 17). Когда-то прикосновение к чему-либо скверному считалось недопустимым и оскверняло человека, так что для своего очищения он должен был совершить определенные ритуальные действия. Ныне говорится уже не о ритуальной или телесной нечистоте, а о душевной. Мы не должны даже прикасаться к тому, что может осквернить душу человека.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Иисус Христос этим дал разуметь, какой смертью Петр прославит Бога (то есть, что он умрет, простерши руки свои на кресте). Потом Он сказал: – «иди за Мною». – Петр, оборотясь, видит, что и любимый ученик Христов, Иоанн, идет за Ним; и спрашивает о нем Иисуса Христа: «Господи! а с ним что будет? (не разделит ли и он моей судьбы?)» Иисус Христос говорит ему: – «когда Я хочу, чтобы он оставался до Моего пришествия; что тебе до того? ты иди за Мною». – На основании этого слова, пронесся слух между верующими во Христа, что Иоанн не умрет. Мф. 28:16–20 ; 1Кор. 15:6, 7 Неизвестно, при этом ли случае, или в другое время, Иисус Христос назначил собраться Апостолам и другим ученикам Своим на одной Галилейской горе. Кроме одиннадцати Апостолов, туда собралось более пятисот, веровавших во Христа, Апостолы и самая большая часть из верующих, увидавши Господа, поверглись пред Ним на землю, и воздали Ему поклонение; но некоторые усомнились, (прилично ли воздавать Ему Боголепное поклонение?) 42 Иисус Христос, приблизившись, сказал им; – «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Идите, внушите это всем народам, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, научая их соблюдать все, что Я заповедал вам. А Я (Моим содействием и благодатью) пребуду с вами во все дни до скончания века». После этого торжественного явления великому собору верующих, Иисус Христос являлся еще Апостолу Иакову; но, ни место, ни обстоятельства этого явления неизвестны. 4. В сороковой день по Воскресении. Последнее явление Иисуса Христа Апостолам в Иерусалиме; и вознесение Его (Мк. 16:15–19; Деян. 1:4–12; Лк. 24:49–53) В сороковой день по воскресении Своем, Иисус Христос собрал учеников Своих в Иерусалиме; и, в последний раз, дал им следующие наставления: – «вы идите по всему миру, и проповедайте Евангелие (без различия) всем людям. Кто уверует и примет крещение, тот будет спасен; а кто не уверует, тот подвергнется вечному осуждению. Уверовавшие (в Меня), получат власть совершать чудеса: через призывание Моего имени, будут изгонять бесов; начнут говорить новыми языками; (без опасения) могут брать руками змей; и, хотя бы принуждены были выпить что-либо смертоносное, останутся невредимыми; станут возлагать руки на больных, и те выздоровеют. Вы же не отлучайтесь из Иерусалима, пока не облечетесь силою свыше. Вот (вскоре) Я пошлю на вас, обещанное от Отца Моего, о чем вы слышали от Меня. Потому что Иоанн крестил водою; а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым». – Ученики стали спрашивать Его: «Господи! не в это ли самое время Ты восстановишь и царство у Израиля?» Он отвечал: – «не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец предоставил Своей власти. Но вы получите силу, по сошествии на вас Духа Святого; и будете свидетелями обо Мне в Иерусалиме, и по всей Иудее, и в Самарии, и даже до пределов земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Когда Он благословлял их, то облако отделило Его от них. Это облако и теперь еще не исчезло: мы не видим Христа своими телесными глазами, но Он остается здесь на земле. Он на земле — Он и на Небе, Он Бог — Он и человек. Он в вечности — Он и с нами в нашей короткой жизни; мы можем прикоснуться к Нему, можем услышать Его голос, потому что Господь с нами. Вот почему Церковь поет слова тропаря: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником». Казалось бы, какая же радость, когда они с Ним расстаются, когда больше Он не будет являться им в зримом образе? Однако эта радость была, потому что Он остался с ними вовеки, остался с каждым, кто Его любит, потому что Он есть Спаситель, пришедший в мир спасти грешных, «от них же первый есмь аз». Радость пребывания с Господом всегда — вот что значит Вознесение. Он теперь не в Иерусалиме, не в Вифлееме, не в Назарете, не на горе или в долине, у моря или в городе, а — всюду. Он воссел одесную Отца, Он пребывает там, где Бог пребывает, — повсюду. Поэтому в любом месте земли, в любое время дня и ночи мы всегда можем призвать Его, и Он будет рядом с нами. Он будет наш Господь, Он будет слышать нас, потому что Он с нами во все дни до скончания века. Аминь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Радость празднуем мы сегодня. Вознесение Господне! Но какая же это радость, спросите вы. Разве здесь не печаль расставания? Господь, который был всегда с учениками, даже после своей смерти явился им, и вот Он их покидает, покидает как будто бы навсегда, возводит на Свою любимую гору, там благословляет, и облако светлое осеняет гору. Больше Его нет, больше Его не видно, больше Его не увидит никто никогда во плоти. Казалось бы, это не радость, а печаль, ведь нет больше Господа на земле. Однако Церковь говорит о радости, которую Господь сотворил Своим ученикам. Потому что на самом деле Он пришел к людям заново, невидимый, но мощный в Своей силе Воскресшего, в Своей любви к нам. Он остался здесь, на земле. Он вовсе не ушел, вовсе не покинул нас; так Он и сказал ученикам Своим: «Я не оставлю вас сиротами» , и не оставил. Он пребывает теперь с нами всегда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Когда пришел креститься Спаситель, Иоанн Ему сказал: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду” ( Мф. 3:13–14 ). Это очень важный дохристианский момент. Возникает вопрос: когда мы можем считать зафиксированным установление самого таинства? После Воскресения Христова, перед Вознесением, было сказано ученикам ( Мф. 28:18–20 ) – “Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Свята го Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века”. Мк. 16:16 – “Иже веру имет и крестится, спасен будет. А иже не имет веры, осужден будет”. Мы знаем, что Спаситель между Воскресением и Вознесением говорил с учениками о Царствии Божием и о том, как устроить Церковь на земле, и это кусочек из бесед о том, как надо устроить Царство Божие на земле. Но это было пока еще только установление таинства, которое не могло быть реализовано до тех пор, пока сами ученики- апостолы не будут крещены, пока они не примут Духа Святого. Это и произошло на Пятидесятницу. Иоанн Златоуст (Беседа на Евангелие от Иоанна, 29:1) “Если бы кто захотел узнать, не имело ли какое-нибудь преимущество крещение учеников Иисуса пред крещением Иоанновым, мы скажем, что никакого, ибо то и другое крещение равно не имело благодати Духа и целью того и другого было только приведение крещаемых ко Христу”. Еще одна цитата о том, что Крещения не могло быть до Пятидесятницы – Деян. 1:5,8 – “Яко Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым не по мнозех сих днех. ...Но приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете ми свидетелие во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли”. Здесь Сам Господь говорит: вы примете силу и сможете свидетельствовать, именно когда Дух Святой найдет на вас. Таким образом, таинство Крещения было установлено Самим Господом Иисусом Христом. Видимая сторона таинства Крещения

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

По повелению Господа Иисуса Христа, одиннадцать апостолов пошли на одну гору в Галилее. Там они увидели Иисуса Христа и поклонились Ему. Иисус Христос сказал им: «Мне дана всякая власть на небе и на земле. Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Учите соблюдать все, что Я заповедовал вам. И вот Я буду с вами до скончания века». Праздник Светлого Христова Воскресения называется еще Пасхою и почитается, как самый великий праздник. В этот день утреня начинается в полночь; перед началом же утрени совершается вокруг храма крестный ход, в подражание женам мироносицам, шедшим рано утром ко гробу Спасителя. Песнопения в честь Воскресения Христова: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ (уничтожив), и сущим (находящимся) во гребех живот даровав. Ангел вопияши благодатный: чистая Дево, радуйся! и паки реку (скажу) : радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый. Людие веселитеся! Святися, святися, новый Иерусалиме! слава бо Господня на тебе возсия; ликуй (торжествуй) ныне и веселися, Сионе! Ты же, чистая, красуйся (радуйся) Богородице, о востании рождества Твоего (Того, Кто родился от Тебя). Вознесение Господне В сороковой день по воскресении из мертвых Господь Иисус Христос явился ученикам Своим и повелел им оставаться в Иерусалиме, пока они не получат Духа Святого. Затем Он вывел их из города на гору Елеонскую и, подняв руки, благословил, и, когда благословлял, стал возноситься на небо. Наконец, светлое облако скрыло Иисуса Христа из вида учеников. Они долго смотрели на небо. Вдруг явились им два ангела в белых одеждах и сказали: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Ученики поклонились вознесшемуся Господу и возвратились в Иерусалим. Вознесение Господне празднуется в сороковой день после Пасхи. Тропарь праздника: Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. ( Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, обещанием Святого Духа обрадовавший учеников, которые чрез бывшее тогда благословление совершенно убедились, что Ты Сын Божий, Избавитель мира).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

4. Жезл гадательно изображает нам опять Еммануила, Который так именуется в богодухновенном Писании. Ибо божественный Исайя говорит: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11:1). К Небесному же Отцу и Богу божественный Давид от лица верующих взывал: «Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня» (Пс. 22:4). Ибо мы имеем утешение во Христе и Его имеем утверждением своим, так как написано: «праведников подкрепляет Господь» (Пс. 36:17). Итак, для нас, словесных козлов и овец, находящихся во всей вселенной и в целом мире, Христос предлагает себя как бы неким жезлом. Но жезлом не просто, а стираксовым, ореховым и яворовым (платановым). И это растение полагается во свидетельство правоты; стираксовый же есть знамение смерти. Тело умершего снабжается благовониями, а из благовоний самое приятное стиракса. «Христос умер... ради нас и погребен был..., по Писанию» (1 Кор. 15:3—4; сн.: Рим. 5, 9 и др.). Затем ореховый жезл знаменует востание и бодрствование: он производит в нас это естественным своим действием. Востал же за нас Христос; потому что не мог быть держим вратами ада и не совсем связан был узами смерти. Наконец яворовый (платановый), по-видимому, знаменует течение к высоте и к горнему, то есть вознесение Христа на небеса, так как явор есть дерево великорослое и весьма высокое. Вознесен же от Отца Сын; потому что Петр сказал о Нем: «быв вознесен десницею Божиею» (Деян. 2:33). И Павел говорит, что Он превознесен и получил «имя выше всякого имени» , а также и поклонение от всех (Флп. 2:9—10). Если же кто хочет, то растение это может быть принято и в ином смысле. Каким образом? Усердно занимающиеся словопроизводством имен говорят, что так как лист сего дерева очень широк, то поэтому и самое дерево названо «платаном». Ибо как бы расширяемся и мы чрез веру и любовь, едва не прирастая ко Христу. Закон очень тесен, и угнетен ум идолослужителей. Так и к обществам из язычников взывал Бог устами пророка: «научитеся слышати утесняемии» (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

К высочайшим свойствам существа Божия принадлежит далее вездесущие. Когда мы называем Бога вездесущим, то этим выражаем, что Бог в одно и то же время находится всюду, и нет такого места, где бы Его не было. «Разве Я Бог только вблизи, – говорит Господь, – а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы Его? – говорит Господь, – Не наполняю ли Я небо и землю? – говорит Господь»; так Сам Господь объясняет вездесущие Свое. Таким же вездесущием обладает и Господь Иисус Христос. Он Сам свидетельствует о Себе: «где два или три собраны во имя Мое, там и Я посреди их». Значит, во всех местах, где христиане собираются для молитвы, здесь ли, в Америке ли и в других странах, им всегда и всюду соприсутствует и Господь Иисус Христос. Это же Иисус Христос выразил и при вознесении Своем на небо, сказав последователям Своим: «се Я с вами во все дни до окончания века. Аминь». Вспомним при этом еще раз историю исцеления слуги Капернаумского сотника. Телом Иисус Христос находился далеко от него, и, однако, чудом исцеления его показал, что вместе с тем Он был и вблизи него. Вспомним также историю исцеления апостолом Петром расслабленного Энея. «Эней, исцеляет тебя Иисус Христос», – так сказал апостол Петр этому расслабленному. Но Иисус Христос в то время уже вознесся на небо. Значит, эта история показывает, что Иисус Христос, находясь на небе, в то же время находится и на земле. Как апостолы верили в вездесущие Иисуса Христа, это показывает нам первое действие, совершенное ими по вознесении Иисуса Христа на небо. Они вознамерились избрать нового апостола на место Иуды и, назначив для избрания Матфея и Варнаву, обратились со следующей молитвою к Господу Иисусу: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал». Такою молитвою они показали, что вознесшийся на небо Господь был близок к ним, ибо в ней они говорили к Господу и с Господом так, как будто бы Он находился среди них. Подобно этому и ныне Иисус Христос хотя и находится на небесах, но вместе с тем Он обитает и среди нас на земле и слышит все наши молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

И воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!...И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» ( Лук. 1:41–45 ). Так Елизавета, исполнившись Духа Святого, называет Марию Материю Господа, Господа Бога Небесного; именно Бога Небесного называет она здесь Господом, как это ясно из дальнейших ее слов: «Уверовавшая сказанное ей от Господа,» Господа Бога. О рождении Бога от Девы говорили ветхозаветные Писания. Пророк Иезекиил пишет о своем видении: И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены.» (Иезек. 44:1–2). Пророк Исаия пророчествует: «Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил...Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.» (Исаии 7:14; 9:6). В первые века Церкви Христовой истина вочеловечения и рождения от Девы Марии Бога Слова является кафолической верой. Поэтому мужи апостольские выражаются: «Бог принял плоть от Девы Марии» (св. Игнатий Богоносец , св. Ирине). Так же выражаются свв. Дионисий Алекс., Александр Алекс. (3в).Отцы 4 века свв. Афанасий, Ефрем Сирин , Кирилл Иерус., Григорий Нисский называют Пресвятую Деву Богородицей. В пятом веке торжественно исповедала Церковь Пресв. Деву Марию Богородицею на третьем вселенском соборе, по случаю ереси Нестория, приняв и утвердив следующие слова св. Кирилла Александрийского : «Кто не исповедует, что Эммануил есть истинный Бог, а потому и Святая Дева – Богородица, ибо Она плотски родила Слово Божие, Сделавшееся плотью,– тот да будет анафема.» И блаж. Феодорит, прежде находившийся в дружественных отношениях с Несторием, осуждая потом его упорство в ереси, писал: «первую ступень нововведений Нестория было мнение, будто Святую Деву, от Которой заимствовал плоть и родился по плоти Бог Слово, не должно признавать Богородицею, а только Христородицею,– тогда как древние и древнейшие провозвестники истинной веры, по преданию апостольскому, учили именовать и исповедывать Матерь Господа Богородицею.» О провозглашении Римской церковью догмата Непорочного Зачатия и догмата телесного Вознесения Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Вопросы: О чем говорится в пятом члене символа веры ? Что значит «воскрес»? Какие свойства имело тело Иисуса Христа после воскресения? Что значит: по писанием ? Что укрепило веру учеников в истину воскресения Иисуса Христа? Что значит, что они были свидетели? Что подтвердило воскресение Иисуса Христа? Как приветствуют христиане друг друга на Пасху? Какую Пасхальную молитву вы знаете? Шестой член Символа Веры И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца . В шестом члене Символа Веры говорится о вознесении на небеса Господа Иисуса Христа. Это произошло в сороковой день по воскресении Спасителя (значит, праздник Вознесения всегда бывает в четверг). Об этом событии рассказано в 24-й главе Евангелия от Луки и в 1-й главе Деяний Святых Апостолов. Обратим внимание на некоторые подробности. Апостол Лука говорит: «И собрав их (учеников), Он (Иисус Христос) повелел им: «не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня». Апостолам было обещано, что на них сойдет Святой Дух. «Вы примете силу», говорит Спаситель, «когда сойдет на вас Дух Святый и будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до краев земли». Это значило, что ученики Христовы должны будут проповедовать о Нем все, что видели и слышали, и что свою проповедь они должны будут начать в Иерусалиме, а затем возвестить ее всей Иудее, Самарии и, наконец, по всей вселенной. «Идите, научите все народы», повелел ученикам Господь перед Своим Вознесением, «крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ). Окончив наставление апостолам, Господь поднял руки Свои и благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от земли и возноситься на небо. Господь Иисус Христос вознес на небо наше человеческое, прославленное тело. И как бережно надо нам относиться к нашему телу, чтобы не осквернить его грехами! Господь Бог сошел на землю, стал человеком, чтобы потом человека вознести на небо и ниспослать людям от Отца Духа Святого, Утешителя. Изумленные Вознесением, ученики стояли и смотрели на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010