Господь говорит: «любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную». Смерть нас страшит потому, что мы больше всего любим самих себя, и рука у нас привыкла грести к себе. А кто в подвигах любви почувствовал сладость приближения к Богу, тот не боится смерти. Вот и проверим себя, истинные ли мы последователи Христа; ибо «еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, а ходящий во тьме не знает, куда идет». И пока в наших глазах свет жизни, пока нам доступен свет Христова учения, пока в церковных таинствах подается свет благодати, – постараемся стать истинными сынами света, чтобы нам вовеки не увидеть тьмы. Среда. Отдание Пасхи. О последнем дне Ин.12:36–47 Деян.18:22–28 Сегодня – отдание праздника Пасхи. Сегодня – последний день, когда воскресший Господь является Своим ученикам, чтобы сказать им последние слова о Царствии Небесном. Сегодня мы последний раз приветствуем друг друга восклицанием: «Христос воскресе»! Завтра Господь вознесется на небо. А сегодняшнее Евангелие напоминает о другом последнем дне Господа Иисуса: о последнем, самом великом дне Его земной славы: вот Он торжественно входит в Иерусалим, а завтра же начнется закат Его земной жизни, начнется Его крестный путь, когда многие соблазнятся о Нем. И сегодня, в этот последний день перед Вознесением, Церковь напоминает, что Он сказал в тот последний день: «Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, а ходящий во тьме не знает, куда идет; доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света». Последний день Его земной славы, когда даже младенцы восклицали: «Благословен грядый во имя Господне»! Последний день Его земной жизни, когда даже солнце померкло, и земля сотряслась. Последний день перед Его вознесением на небо. Ведь это те самые дни, которые «многие пророки и праведники желали видеть», «и не видели». Да и все дни пребывания Господа на земле, это – такие небывалые и неповторимые дни человеческой истории, когда поистине солнце сошло с неба и было рядом, во всей своей страшной силе, но не сжигало, а давало каждому ровно столько тепла и света, сколько мог вместить.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И жив будет, и дастся Ему от золота Аравийского: и будут всегда молиться о Нем, весь день – благословлять Его! IV. 16. Будет утверждение на земли на версех гор: превознесется паче Ливана плод Его, и процветут от града, яко трава земная. 16. Будет (Он) утверждением на вершинах гор на земле: выше Ливана поднимется плод Его, и процветут (жители) града, как трава земная. 17. Будет имя Его благословенно во веки! Прежде солнца пребывает имя Его: и благословятся в Нем вся колена земная, вси языцы ублажат Его! 17. Будет имя Его благословенно во век! Прежде солнца пребывает имя Его: и благословятся в Нем все колена земные, все племена ублажат Его! 18. Благословен ГОСПОДЬ БОГ Израилев, творяй чудеса един! 18. Благословен Господь Бог Израилев, Единый творящий чудеса! 19. И благословенно имя славы Его во век, и в век века! и исполнится славы Его вся земля: буди, буди!... 19. И благословенно имя славы Его во век, и в век века! и исполнится славы Его вся земля: буди, буди!.. (аминь, аминь). Оскудеша песни Давида, сына Иессеева. Оскудели песни Давида, сына Иессеева. 1-я слава Х кафизмы. Примечания к Псалму LXXI-мy Содержание: Давид, будучи уже при смерти, поручает Богу сына и наследника престола Соломона, прося, дабы Господь наставил его в добродетели и разуме. В сем псалме пророчествуется и о Христе, предвечном Царе, о Его пришествии на землю и о распространении мирного и блаженного царства Его во всех народах. Ст. 1–2. Образец молитвы, как для того, чтоб верные, будучи под единой главой, законную власть почитали, ежели хотят жить благополучно и мирно, так и для того, чтоб от оного прообразовательного царства мысленно восходили ко Христу, высочайшему всех Царю. Сущность слов состоит в прошении, дабы Бог избранного Им царя наставил духом правоты и мудрости. Ибо под именем „правды и суда разумеет благоучрежденный образ правления, противополагая его мучительской и необузданной власти нечестивых царей, которые, забыв Бога, царствуют по своему произволу: а таким образом, благочестивого царя Израилева, небесным помазанием почтенного, от прочих царей земных различает...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Дух Божий сошел на Иисуса Христа во время Его крещения на Иордане, в виде голубя, — и исполненный Духа Святаго, Он возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню (Лук:4, 1). Все дела и чудеса, какие совершал Он, совершал Духом Святым (Матф. 12:28). О Своем Божественном учении Господь говорит: Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже: глаголы, яже Аз глаголах, вам, дух суть и живот суть (Иоан.6:63). И Своим избранным ученикам и Апостолам Иисус Христос неоднократно обещал ниспослать от Отца Святого Духа. Он говорил: Утешитель же, Дух Святый, Его же послет Отец, во имя Мое, Той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам (Иоан. 14:26), Егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (15, 26). Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам. Он Тя прославит, яко от Моего приимет, и возвестит вам (16, 13, 14).    Теперь, приступая к изображению обещания Господня о ниспослании св. Духа на Апостолов, св. Лука показывает и то, что этот обещанный Дух Святой есть Тот Самый, Который преисполнял человечество Господа Иисуса и в Нем действовал; Сим Святым Духом дал Господь повеления Апостолам, которых Он избрал; Этого Духа Господь, пред вознесением Своим на небо, обещал вскоре, через несколько дней, ниспослать Апостолам; этот Дух, по обещанию Господа, имел их научить всему, что нужно было им знать, напомнить им все, что говорил им Иисус; и в это же время, пред самым вознесением Своим на небо, Господь дал Апостолам повеления по отношению к ожиданию сошествия Св. Духа.    3. Пред ними же и постави себе жива по страдании своем, во мнозех истинных знамениих, деньми четыредесятми являяся им, и глаголя, яже о царствии Божии.    Сказав о том, что Господь вознесся на небо, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, св. Лука обращает слово к тому чрезвычайному событию, которое служит основанием всех последующих великих событий, о которых далее говорит, как-то: вознесения Господня на небо, ниспослания Святого Духа, всемирной Евангельской проповеди чрез Апостолов и их преемников, неисчислимых чудес в мире естественном и нравственном, совершенных и совершаемых силою Святого Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Слово на праздник Вознесения Господня 23 мая 1974 г. Из книги Деяний святых Апостолов мы знаем, что после своего воскресения из мертвых Господь наш Иисус Христос в продолжение сорока дней являлся Своим ученикам и говорил с ними о Царствии Божием. Это были беседы, в которых Спаситель разъяснил многое из того, что было непонятным для них раньше, отверз ум к уразумению Писаний ( Лк. 24:45 ), возвестил о грядущих событиях, важных как для них самих, так и для будущих судеб Святой Христовой Церкви, дал им ряд наставлений относительно устроения Церкви и повелел идти по всему миру с проповедью Евангелия и учить все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ( Мф. 28:19 ; Мк. 16:15 ). В сороковой же день, открыв Апостолам о приближении часа, когда они будут крещены Духом Святым ( Деян. 1:5 ) и облекутся силою свыше ( Лк. 24:49 ), Господь вывел их из города, дошел с ними до Масличной или Елеонской горы и здесь, «подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» ( Лк. 24:50–51 ). Вскоре «облако взяло Его из вида их» ( Деян. 1:9 ). Господь же, как свидетельствуют нам об этом богодухновенные слова Апостолов, восшел «превыше всех небес» ( Еф. 4:10 ) и " воссел одесную Бога» ( Мк. 16:19 ). В одной из молитв ко Св. Причащению говорится, что Своим преславным вознесением Господь Иисус Христос обожил плотское восприятие и почтил его седением одесную Отца. Это значит, что Единородный Сын Божий, по Божеству Своему всегда неразлучно пребывающий со Отцем и Духом Святым, но в воплощении от Духа Святаго и Марии Девы благоволивший навсегда восприять нашу человеческую природу во всей ее полноте, за исключением греха, и через это стати единосущным нам по человечеству, Своим вознесением на небо с пречистою Своею плотию открыл для нас возможность становиться »причастниками Божеского естества« ( 2Пет. 1:4 ), поскольку Божество и человечество навеки нераздельно соединены в Нем – Первенце из мертвых и Начальнике жизни нашея. И подобно тому, как после вознесения Господа взоры учеников Его были обращены к небу, где облако сокрыло от них возлюбленного Учителя и Господа, и наши духовные взоры, наши помышления, наши надежды не могут не обращаться «горе», к тому пренебесному миру, где, осиянный вечной славой, пребывает Божественный «посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим. 2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Встреча с Православием Митрополит Филарет (Вознесенский) Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Анастасий (Грибановский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Мы слышим сегодня в Евангелии, как Христос, выйдя из Храма, увидел человека, слепого от рождения. В отличие от многих других чудес, это чудо совершилось без просьбы об исцелении. Сам Господь проявляет инициативу. Он увидел этого человека. И потому каждый из нас может надеяться, что Бог видит его скорби, и с надеждой молиться Ему. Когда Христос взглянул на него, ученики тоже обратили на него внимание. Сострадание Христа к страждущим людям должно бы возбуждать и наше сострадание, но ученикам Христовым и в голову не приходит, что они могли что-то сделать, чтобы помочь этому человеку. Протоиерей Александр Шаргунов «Я и Отец – одно», – говорит Христос. Иудеи думали, что Он делает Себя равным Богу. И Христос не отрицает этого. Никто не может похитить верных Богу из руки Христовой, потому что никто не может похитить Его из руки Отца. Накануне Крестных страданий Господь молится за всех, кто идет за Ним: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и мы» (Ин. 17, 11). Христос – единосущен и равночестен Богу Отцу. Его любовь к Отцу и послушание Ему – совершенны. И Он пришел к нам, чтобы мы по дару Его уподобились Ему. Митрополит Филарет (Вознесенский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Протоиерей Александр Шаргунов Архиепископ Иоанн (Шаховской) Архиепископ Иоанн (Шаховской) Епископ Афанасий (Евтич) Церковь существует в мире и не вне мира, в свете Божественного Откровения, а значит и в свете и Священного Писания и Церковного Предания понятие «мир» имеет два значения. Первое понимание мира – позитивное. Это – то, о чем сказал апостол Иоанн в своем Евангелии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». (Ин.3:16,17). Два файла в формате МР3 Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Протоиерей Александр Шаргунов Викентий Фрадински В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page52_1078.ht...

Господь упрекает апостолов за то, что они не поверили радостной вести о Воскресении Христа Примечательно также форма быша. Она является аористом нетематического глагола «быти» в 3 л. мн.ч. . Стоит также отметить словосочетание, которое в греческом оригинале евангельской стихиры представлено как «τς καρδας σκληρν», что буквально переводится как «жесткость сердца». Церковнославянский язык решил соединить их в одно сложное слово «жестокосердие». Из-за закрытого, жесткого сердца апостолы не смогли поверить и принять ту весть, которую сообщила им Мария Магдалина. Поэтому мы должны молить у Бога чистого сердца, способного ее вместить: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Вознеслся еси к Отцу «К Начальному Свету вознеслся еси Отцу»: Вознесение Господне – одно из самых знаменательных событий евангельской истории. Господь завершил свой человеческий путь на Земле, но это не означает, что Его пребывание и молитва о нас закончились. Вознесение Господне – одно из самых знаменательных событий евангельской истории Вознесшись на небо к Начальнику света, Господь невидимо для нас присутствует в Церкви и руководит ею: «Кто осудит? Христос Иисус, умерший, но и восставший? Он, Который пребывает по правую сторону Бога? Он, Который и ходатайствует за нас?» (Рим. 8, 34). Поэтому мы возносим свои молитвы к Нему, славя Его и благодаря за те блага, которое Он дает всем просящим у Него: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16, 23). Ко проповеданию посылахуся «Но знаменьми вооружшеся и чудесы, ко проповеданию посылахуся» – перед Своим Вознесением Господь отправил апостолов на проповедь, дав им возможность творить знамения и чудеса: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 17–18). Обратим внимание на слово «знаменьми». Данная форма образована от слова «знамя», которое входит в церковнославянском в 4 склонение. Это творительный падеж среднего рода множественного числа с окончанием «–ьми», изъятым из 3 склонения .

http://pravoslavie.ru/149747.html

( Деян.1:10-11 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня вся Святая Церковь празднует особый день — день Преславного Вознесения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Вознесением Своим Сын Божий указал путь на Небо всем верным чадам Церкви, всем последователям и исповедникам православной веры. Мы слышали в Апостольском чтении, звучавшем за Божественной литургией, каким образом это событие происходило (см. Деян.1:1-12 ). Господь вознесся, взошел к Отцу Небесному, разорвал путы первородного греха человеческого, содеянного нашими прародителями. Вознесением Христовым свершилось долгожданное — Церковь Небесная соединилась с Церковью земной. Возликовали Силы Ангельские, принимая возносящегося Господа. Люди еще не осознавали своего счастья. Только верные ученики Христовы телесными очами могли созерцать чудо Вознесения. Свершилось то, что должно было свершиться. Сын Божий пришел в этот мир, воплотился, проповедовал. Претерпел предательство, клевету, унижения; пострадал, распят на Кресте за греховный род человеческий, умер. И воскрес в третий день, по Писаниям. После Воскресения Своего Господь, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием, более не мог оставаться на земле. Спаситель победил смерть и Воскресением явил эту победу. Теперь Ему не надо было пребывать в грешном мире, Жертву Искупления за род человеческий Он уже принес. Господь действительно не раз по Воскресении Своем представал перед учениками, чтобы они воочию убедились в сем чудесном факте и свидетельствовали всему миру о воскресшем Господе. Люди видели, что Христос — распятый и умерший — воскрес. Спаситель хотел, чтобы ученики Его убедились, что Он — не призрак и не привидение. Он вкушал с ними пищу и даже позволил Фоме рукою осязать Себя. Господь стремился к тому, чтобы апостолы уразумели свершившееся чудо Воскресения как непреложный факт не только умом, разумом своим, но и восприняли любящим сердцем, всей верующей христианской душой.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Они свидетели «великого землетрясения», когда сошедший с небес ангел сообщает им о воскресении «Иисуса распятого»: «Его нет здесь - Он воскрес» - о предстоящем явлении Христа в Галилее и устрашает стражников (Мф 28. 1-10). Неск. иначе событие изображено в др. Евангелиях: в Евангелии от Луки говорится о «двух мужах в одеждах блистающих», к-рые возвестили пришедшим о воскресении И. Х. (Лк 24. 4); согласно Евангелию от Иоанна, доказательствами воскресения И. Х. становится сама пустая гробница и первое явление Воскресшего Господа Марии Магдалине (Ин 20. 11-18). Воскресший Христос неоднократно является ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Св. Духа (ср.: Ин 16. 7). Его не сразу узнают, Мария Магдалина принимает его за садовника (Ин 20. 15), у учеников, долго беседовавших с Ним по дороге в Эммаус , «открылись глаза» лишь перед тем, как Он стал невидим для них (Лк 24. 31), ап. Фома уверовал лишь после того, как Спаситель повелел ему: «Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин 20. 27). (Подробнее о событии воскресной ночи и согласовании свидетельств Евангелий см. в ст. Воскресение Иисуса Христа ). Воскресший Господь встречает учеников, пришедших по Его повелению в Галилею, и дает им Великое поручение: «...идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28. 19-20). Вознесение Господне. Икона. 1300 г. (Галерея икон, Охрид) Вознесение Господне. Икона. 1300 г. (Галерея икон, Охрид) Евангелие от Луки завершается рассказом о вознесении Господа (Лк 24. 50-51; ср.: Деян 1. 9-11; Мк 16. 19). Повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк 24. 49; Деян 1. 4), И. Х. выводит учеников из города на гору Елеонскую (Деян 1. 12) и, подняв Свои руки, подает им благословение , а затем возносится на небо. В Деяниях св. апостолов сказано, что возносящегося Христа сокрыло облако, и тогда явились «два мужа в белой одежде», к-рые возвестили Его Второе пришествие.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Перед Вознесением всего лишь один день предпразднества; пред Троицей и совсем нет его. Может быть, и потому, что самое событие – сошествие Святого Духа – было неожиданный, как гром, как ворвавшаяся с шумом буря?! И другие события были тоже неожиданны и непостижимы учениками. И нужно было в богослужении дать это почувствовать: прорыв небес, внезапность сошествия Святого Духа. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильнаго ветра… И исполнились… Духа Святаго, – говорит слово Божие ( Деян. 2:2–4 ). По всем этим причинам и нет предпразднества, кроме только пения ирмосов Троицы, которые начинают петься за катавасиею с Вознесения: «Божественным покровен…» Закончилось чтение Деяний и Евангелия от Иоанна В связи с окончанием праздника Вознесения закончилось и чтение Евангелия от Иоанна и Деяний как раз накануне Святой Троицы (в поминальную субботу). Почему? Евангелие говорило о Христе Спасителе. Он теперь вознесся. И потому нужно кончить читать именно о Нем. Поэтому и «Воскресение Христово видевше…» не будет петься на всенощной Троицы, хотя она под воскресенье. Господь именно уходит. Ушел. А чтение Деяний почему закончилось? Послушаем. Деяния апостольские, собственно, не закончены обычным концом. Все четыре Евангелия и Послания заканчиваются словом «аминь». И по содержанию они закончены: Евангелия – Вознесением Господа Иисуса Христа; Послания – подписью апостола Павла. Между тем Деяния точно обрываются. Апостол Павел, говорится в конце их, жил в гостинице, особо с воином, стерегущим его ( Деян. 28:23, 16 ) и свободно проповедовал о Христе. И жил так целых два года на своем иждивении и принимая всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением и невозбранно ( Деян. 28:30–31 ). И конец. И слова «аминь» нет. И о конце апостола Павла не говорится. Да и не в апостоле Павле, собственно, предмет Деяний. А в чем же? В распространении новой жизни во имя Христа, но через Святого Духа. Завоевание мира под ноги Господа Иисуса Христа. Началась жизнь Христианской Церкви. Только началась. А закончится она Апокалипсисом. Там и будет дважды поставлен «аминь» ( Апок. 22:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И сбылось пророческое слово Христа; не прошло и сорока лет после Вознесения Его, как стены храма были сравнены с землей, и плуг прошел по развалинам славного здания; город был разрушен, и Израиль отведен в плен и рассеян по всему лицу земли. Так оставил Господь «дом Израиля пустым», и «переселился к другим народам, и им дал имя Свое» ( 3Ездр. 1: 33, 24 ) и надежду на скорое ( Лк. 21: 32 ) воссоздание храма для служения в нем Христу. И новый Израиль с радостью переживал трехсотлетний период мученичества, гонений, кровавых казней, ожидая воссоздания главного святилища своего – храма Иерусалимского. И вот «времена язычества» в Иерусалиме кончаются; на престол всемирной Римской империи вступает благочестивый царь Константин и дает (313 г.) торжество христианству над его внешними врагами. На месте разрушенного Иерусалимского храма создается новый великолепный храм Господень, и в нем открыто совершается служение Христу. Так исполнились слова Господа: «Обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую и то, что в ней разрушено, воссоздам и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое» ( Деян. 15: 16–17 ; ср. Амос. 9: 11–12 ). И уже через пророков Господь, как бы смотря вдаль, вопрошал: «Кто это летят, как облака и как голуби – к голубятням своим?» ( Ис. 60: 8 ), – это «возвращаются избавленные Господом на Сион с радостным восклицанием» ( Ис. 35: 10 ) и «с ними серебро их и золото во имя Господа Бога Израилева» ( Ис. 60: 9 ); «восстань, святись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и Слава Господня взошла над тобой и Я прославлю дом славы Моей и сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их служить тебе, и придут к тебе c покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева, и будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их ( Ис. 60: 1, 7, 10, 14, 1 ) взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа» ( Зах. 8: 22 ). И с тех пор, как Господь снова водворился в храме Иерусалимском, цари и народы всех стран христианских текут туда на богомолье и несут с собой дары на украшение города и храма Господня. Так «прославил Господь дом Славы Своей», и «сделал Иерусалим славой на земле» ( Ис. 56: 7; 62: 7 ), и «дом Свой домом молитвы для всех народов» ( Ис. 56: 7 ; Мк. 11: 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/h...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010