в Уст. 34 храм. гл. и Мр. гл. 25 мар.), совершается (накануне понедельника) вседневная вечерня с некоторыми особенностями великопостного Богослужения. На ней (как это положено и вообще в воскресные дни) не бывает стихословия кафизмы и после следующего за великой ектеньей возгласа поется на рядовой глас Октоиха: «Господи воззвах», и затем на 10 стихиры: 4 покаянны рядового гласа Октоиха (2 из стиховных вечерни в неделю и 2 из стиховных утрени понедельника), 3 из Триоди и 3 рядового святого из Минеи; «Слава» – святого из Минеи, если есть, и по гласу этой стихиры на «И ныне» богородичен (из тех, которые печатаются в конце Минеи каждого месяца); если же в Минее не имеется стихиры на «Слава», то поется, на «Слава, и ныне», богородичен «в той же глас Минеи» (см. в Триоди Пост., нед. Сырн. веч.). При пении богородична открываются царские врата и совершается вход с кадилом, «великих ради прокименов»; диакон возглашает: «Премудрость, прости», лик поет: «Свете Тихий», затем диакон возглашает: «Вонмем», иерей – «Мир всем», диакон – «Премудрость, вонмем», и бывает пение великого прокимна (в недели: Сырную, 2-ю и 4-ю поста – «Не отврати лица Твоего»; в 1-ю, 3-ю и 5-ю поста – «Дал еси достояние»); за входом (не ектенья: «Рцем вси», как на великой вечерне) следует «Сподоби Господи» и проч., как на вседневной вечеряй. Но по «Отче наш» «со сладкопением поются во вся недели св. 40-цы» (см. Уст., нед. Ваий вечера) тропари: «Богородице Дево» и проч. с поклонами, и далйе, какъ на великопостной вечеряй, только с молитвою св. Ефрема Сирина полагается три великих поклона и непосредственно после них – «Слава Тебе», «Слава, и ныне» и проч. (подр. см. ниже, Табл. вечерни). – После вечерни совершается малое повечерие. На этом повечерии этой и следующих пяти недель Великого поста положен обычный канон Богородицы (сн. 540 стр.); но если накануне Сырного воскресенья было бдение, то «канон Богородицы не глаголется». Отличительную особенность этого малого повечерия, сравнительно со вседневным, составляет то, что вместо возгласа: «Молитвами святых отец», положено: «Боже ущедри ны», а затем произносится молитва св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В ирмологиях песнописцы Андрей Критский и Андрей Пир резко отличаются один от другого: в то время как первому приписывается свыше 70 канонов, второму — не больше 5. Ирмологии же бросают некоторый свет на прозвище второго Андрея — Πυρς: в такой форме оно записывается лишь в стихирарях, нередко оно там сменяется другой — Πηρς (убогий). Иерусалимский ирмологий 83 везде имеет — Πηρς. Ирмологии лавры св. Афанасия В-32 всюду заменяет этот неопределенный эпитет ясным — τυφλς (слепец). Из жития св. Андрея Критского не видно, чтобы он был когда либо слепым, трудно также допустить, что этот эпитет употреблялся им в смысле нравственном подобно тому, как кондакарные поэты употребляют в акростихах своих произведений аналогичные эпитеты — ταπεινς и проч., потому что в надписаниях (не в акростихах) стихир и канонов такой особенности не наблюдается. Но вместе с тем нет никаких известий о какой либо личности из Палестины или Иерусалима, которая бы носила имя Андрея Слепца. 7.    Вторым из рассматриваемой группы песнописцев является иерусалимский патриарх Илия III (II † около 797), известный защитник иконопочитания. Судя по ирмологиям, это быль очень плодовитый песнописец: насчитывается около 20 его самогласных канонов на различные большие праздники — Пасху, Богоявление и др., и просто на воскресные дни. В печатной триоди из его произведений осталось очень мало.    Ему принадлежат, во-первых, две стихиры недели Ваий: Страшно еже впасти в руце Бога жива и Сонмище лукавая и прелюбодейная: последняя представляет собою не более, как легкую переделку аналогичной, но вышедшей уже из употребления, стихиры Дамаскина. Затем, ему же принадлежите канон 4-й недели о впадшем в разбойники — Уподобихся, Христе в руце разбойником впадшему.Триоди синайск. 742 и 737. Рукописи содержат еще несколько песнопений Илии для 40-цы и страстной седмицы, уже вышедших из употребления. Так, у него есть канон о блудном, предназначавшийся, вероятно, для второй недели поста, в которую по древнему иерусалимскому уставу полагается, именно, это евангельское чтение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Должно знать, что когда мы находимся на церковных (чино)последованиях, правым хоро управляет (τασσει) екклисиарх, на левом же епистимонарх». Далее приводится статья о будильщике в редакции нынешнего Типикона (ср. Ипотип. и Диатип.). Наконец, и это уже в третий раз, древнейшие списки Иерусалимского Типикона касаются монастырской дисциплины в конце своей первой общей, части, пред месяцесловом; здесь делается замечание, что на повечерии «на пс. 50-м кандиловжигатель (по груз. ркп. – канонарх) дает братии воды», – это в виду того, что после повечерия, как последней молитвы дня, уже запрещается вкушение всякой пищи из-за завтрашней литургии (во дни бдений воду запрещается пить после вкушения благословенных хлеба и вина на вечерни); затем здесь же требуется повечерие оканчивать засветло (πιοσης μρας, «еще сущу дню»); после повечерия «монахам нельзя творить бесед (συντυχας) друг с другом, но отходит в свои келии, заняться немного трисвятым, которое мы приняли (очевидно, правилом келейным, как и сказано в груз. ркп.) и чтением, чтобы со вниманием встать на полунощницу и прочее последование и службу (συναξει) церковную». Дисциплинарная часть по поздним греческим и славянским Иерусалимским Типиконам    Этот слишком уже скудный дисциплинарный материал последующие греческие списки Иерусалимского Типикона расширяют, гл. о. вставками из Ипотипосиса. После изложения суточной службы с упомянутыми дисциплинарными вставками, иные из которых иногда опускаются, напр., в ркп. Моск. Син. библ. греч. 391 XIII-XIV в. опущено замечание о будильщике), нек. греч. имеют след. отделы: 1) увещание (с. 481) предстоятелю не презирать заключающегося в Типиконе и не проводить много времени вне монастыря, нерадея о вверенных ему душах; особенно же не оставлять монастыря в три св. 40-цы, и не позволять другим выходить в это время из монастыря; 2) увещание братиям заботиться только о небесном, усиленно искать царства небесного, стараться, чтобы все было у них по чину, особенно же в церкви, соблюдать ум неувлекаемым со стороны чего-либо мирского, идти по первому благовесту в церковь, стоять там внимательно с самого начала; с особенным благоговением и вниманием нужно стоять на шестопсалмии; входить тогда в церковь безусловно запрещается; кто не может так выстоять – старые, больные, – пусть стоят в притворе; требуется пение внимательное, медленное, кротким, ровным и ясным голосом; запрещаются разговоры на клиросах, а также на трапезе: на последней также запрещается глядеть по сторонам и куда не нужно, напр., как другие едят; запрещается и роптать на качество предложенных снедий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

За этим днем, по сообщению Афраата, должны следовать еще 6 других праздничных дней (кончая 21-м нисана). Так как, по его толкованию, Христос воскрес 16-го нисана, то пасхальный пост при такой Пасхе мог продолжаться лишь один день 9 . Точно также не сразу установился во всех церквах и полный цикл памятей страстной седмицы. Раньше других церквей, по-видимому, это было сделано в Иерусалиме. Посетившая его в к. IV-ro в. Сильвия Аквитанка в своем путешествии описывает не только такие крупные праздники, как воскрешения Лазаря, входа Господня в Иерусалим, но даже и памяти первых трех дней страстной седмицы: так, во вторник, по ее словам, на вечерне в храме на Елеонской горе епископ читал то место из евангелия Матвея, где Господь говорит: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас (24, 4), т.е., очевидно, зачало о втором пришествии. В среду тоже за вечерней в храме Воскресения пресвитер читал евангелие о том: «как Иуда Искариот пошел к Иудеям и сказал им, что они должны дать ему за предание Господа 10 ». В других церквах некоторые из указанных памятей были введены уже гораздо позднее. По сообщению Ассемани, антиохский патриарх Север в 125-ой своей беседе свидетельствует, что на Востоке вообще праздник Входа Господня стали праздновать лишь около 500-го года 11 ). С этим известием вполне согласуется другое – т. н. хроники Иисуса столпника о том, что эдесский епископ Петр (с 498 г.) кроме принятых раньше праздников ввел также праздник Входа 12 . В константинопольской церкви еще в IX-X вв. памяти первых трех дней страстной седмицы оставались недостаточно развитыми. Там на богослужении в эти дни читались лишь одни нынешние наши литургийные евангелия, которые содержат только речь Христа о последних временах и повествование об уговоре Иуды с Иудеями 13 . Дополняющие их утренние евангелия появились в Константинополе уже позднее из Иерусалимского устава. Вероятно, расширение пасхального поста дало начало посту св. 40-цы. Правда, существование одного свидетельства, именно, 69-го апостольского правила 14 , по-видимому, заставляет относить начало и этого поста к апостолам, но данное свидетельство не надежно, ибо т.н.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

3) храмы во имя Воскресения Христова положено освящать только в воскресные дни, но не в воскресенья Великого поста, Пасхи, Пятидесятницы; не в воскресенья, посвященные памяти «святых праотцев» и «святых отец», а также не в те из воскресных дней, когда отмечаются Богородичные праздники. Неполное освящение совершается, если 1) произведенная перестройка в алтаре обошлась без передвижения Престола; 2) церковь была осквернена какою-либо нечистотой, нарушающей ее святыню; 3) в храме умер человек; 4) храм был обагрен человеческой кровью. Великое освящение храма архиереем Новопостроенный храм является «обыкновенным» зданием до того момента, как над ним не будет совершен обряд освящения. После совершенного чинопоследования храм приобретает новые качества, становится вместилищем величайшей святыни. К освящению храма приготавливается следующее. 1 . Престол на четырех столпах высотой около 100 см. Если храм освящает архиерей, то по центру подпрестольного пространства должен быть пятый столп высотой 35 сантиметров с ящичком для мощей. Ширина Престола должна быть соразмерна площади алтаря. 2 . Наверху престольных столпов вырезаются углубления («вместилища») глубиной в 1 сантиметр для воскомастиха, а внизу, в 10 сантиметрах от пола, делаются надрезы для фиксации вервия (веревки). Такие же надрезы делаются вокруг престольной доски. 3 . По четырем углам престольной доски и в соответствующих местах каждого столпа просверливаются отверстия таких размеров, чтобы соединяющий их гвоздь полностью входил в них, не выступая над поверхностью. 4 . Четыре гвоздя для Престола и несколько, по усмотрению, – для жертвенника. 5 . Четыре гладких камня для забивания гвоздей. 6 . Две срачт " цы 3 : одна – на Престол, другая – на жертвенник. 7 . Вервие (веревка) длиной в 40 м. 8 . Индития. 9 . Илитон, который освящается одновременно с храмом или заранее. 10 . Пелены для покрытия Престола и жертвенника. 11 . Воздухи. 12 . Платы для отирания Престола. 13 . Розовая вода. 14 . Вино. 15 . Мыло. 16 . Кропило.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Но в заглавии парижской рукописи говорится, что она содержит книгу богослужебных собраний, совершаемых в Иерусалиме на св. Христовых местах с указанием чисел памятей, дневных чтений, а также псалмов, употребляемых в различные праздники 10 . И действительно, для большинства служб обе рукописи указывают не только числа и дни, но даже и часы их совершения, а также и св. места, где они бывают: эти указания, равно как и содержание чтений, во многом совпадают с сообщениями Эферии. Кроме того, Конибер приводит свидетельство армянского католикоса Иоанна Одзунского (717–728), который говорит об употреблении современными ему армянами чтений по уставу иерусалимской церкви 11 . Конибер относит составление лекционария к 464–8 гг.: он предполагает, что указываемая в лекционариях память Пресв. Богородицы 15 августа есть праздник Благовещения, введенный, по словам Григория Ашаруни, св. Григорием Просветителем Армении в 15 день армянского месяца навазарда вместо полагавшегося на этот день языческого праздника богини Anahît, 15-е же навазарда приходится на юлианское 15 августа как раз в указанные годы. Топографические данные, содержащиеся в лекционариях, подтверждают глубокую древность их основного содержания: позднейший из упоминаемых ими иерусалимских храмов, это – базилика св. первомуч. Стефана, устроенная императрицей Евдокией, супругой Феодосия Младшего и освященная 15 июня 460 г. 12 15-го августа парижская рукопись указывает богослужебное собрание у 3-ей мили от Вифлеема, вероятно, на месте, где находится гробница Рахили и где, по преданию, отдыхала Пресв. Дева на пути в Египет 13 . По-видимому, лекционарий еще не знает Богородицина дома в Гефсимании, где уже в V-VI-м веке указывали место погребения Девы Марии 14 . Но, кажется, в части паримий, назначаемых лекционариями для 40-цы, есть уже намеки на персидскую войну при импер. Ираклии (см. ниже). Несомненно, в лекционариях есть уклонения от иерусалимских обычаев и переделки применительно к практике армянской церкви. Например, праздник Рождества Христова в них полагается 6-го января, но в греческом их оригинале он, вероятно, стоял уже под 25 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Здесь вначале пророк призывает народ к раскаянию, а затем описывает бедствие и предсказывает благоденствие. С 28 cm. пророк переходит к изображению времени Мессии. Будет по сих (будет в последние дни ( Uc. II, 1 ) – во времена Мессии. Излию – выражение указывает на обильное сообщение даров Св. Духа. На всяку плоть – на всех людей, без различий пола и возраста (Исайя 40, 5), и прорекут – будут пророками, не в смысле предсказания будущего, а в смысле тесного общения с Богом, в каком были пророки. Дух Святый в Ветхом Завете сообщался в ограниченном количестве и не многим избранным. Но еще Моисей желал, чтобы народ весь был пророком, т. е. был в тесном общении с Богом ( Числ 11, 29 ), подобно тому, как он должен был сделаться царством священников ( Исх. 19, 6 ; Ис. 61, 6 ); исполнение этого желания пророк предвидит в Новом Завете, когда народ вступит в тесное общение с Богом и будет пророчествовать в обширном смысле. Это обетование указывали после и другие пророки ( Ис. 54, 13 ). (Указывается один этот дар, ибо другие не были известны). Cm. 29. Рабы – или сами евреи, потому что по отношению к Богу все назывались рабами, или язычники: так как у евреев были рабами язычники, таким образом, дар Св. Духа изольется на всех людей (ст. 28). Как на существенный и главный момент .исполнения этого пророчества, ап. Петр указывает на сошествие Св. Духа на апостолов в день 50-цы ( Деян. 11.11, 21 ),– и вся последующая история Церкви представляет исполнение этого пророчества. Ст. 30. С этого стиха пророк предлагает своему народу другое утешение, говорит о суде, когда все враги народа Божия будут уничтожены. Как известно, утешение в Св. Писании двоякие: непосредственные (через обещание милостей Божьих народу), или посредственные (через обещание уничтожить врагов народа Божия). По тесной связи между природой и человеком, как господином ее, вся природа принимает участие в судьбах людей; все необыкновенные события в мире нравственном сопровождаются или предваряются сильными потрясениями в природе. Так как пророки на частные наказания врагов смотрели, как на часть всеобщего суда Божия, то для изображения этого временного суда Иоиль и берет образы от суда всеобщего (Ср. Исайя 13 гл.). Суду Божию будут предшествовать знамения и чудеса. При изображении этих чудес пророк имеет в виду чудеса или казни, бывшие в Египте превращения воды в кровь, огонь с градом и пр. Ст. 31. Великий день – день всеобщего суда. Просвещенный – страшный. Cm. 32 Благовествуемии – язычники, которых Сам Господь обратит к Себе; таким образом, здесь говорится о спасении всех призывающих имя Господне, как евреев, так и язычников.–Глава эта читается в Церкви в день Пятидесятницы. Книга пророка Амоса

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Страшные, потрясающие природу, знамения сопровождают смерть Богочеловека. Его заключают во гроб; но в третий день еще раз сотрясается земля, и – Господь жизни и смерти приемлет паки жизнь, является избранным своим, 40 дней проводит на земле, и наконец, поручив апостолам дальнейшее распространение и устройство Церкви, возносится на небо, откуда, в день 50-цы, в виде огненных языков, изливает на Апостолов чрезвычайные дары Святого Духа. §2. Чудодейственная сила Божия, положившая основание Христианской Церкви, совершала и дальнейшее ее распространение. Апостолы, мужи неученые и бедные, неимевшие прежде постоянной твердости духа, по сошествии на них Святого Духа, исполнились такого духовного огня и света, такой мудрости и силы, что учением евангельским побеждали иудеев и язычников, ученых и неученых, и с удивительною скоростью распространили христианство не только в Палестине, но и по всей Римской империи, и даже вне ее. В самый день сошествия Святого Духа, Апостол Петр одною проповедию обратил ко Христу 3 тысячи человек 13 ; а вскоре потом, когда чудесно исцелил хромого при храме, другою проповедию приобрел царству Христову еще 5 тысяч душ 14 . Таким образом в немногие дни созидается, сильная единством веры и духа, первая Церковь Иерусалимская. Но Иудейское гонение принуждает проповедников оставить Иерусалим: тогда они проносят Евангелие по всей Палестине и Сирии. Диакон Филипп крестил самарян 15 . В Кесарии сотник италийского легиона, Корнилий, приемлет крещение от апостола Петра и делается здесь первенцем Церкви из язычников 16 . В Антиохии составилась великая Церковь из греков и первая приняла название христиан 17 . Около сего же времени один из ревностных гонителей христианства, юный фарисей Савл (в последствии известный под именем апостола Павла), обращенный чудесным явлением ему Иисуса Христа, претворяется в ревностного защитника Христовой веры и делается великим апостолом язычников. Сначала он проповедует в Дамаске; потом, чрез целый год, в Антиохи; отсюда путешествует в Кипр – где в Пафосе обращает проконсула Сергия Павла, – и по Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

   И икос: И пролог. По 9-й песни светилен апостола, дважды. Слава, и ныне, богородичен. На хвалитех стихиры апостола на 4, глас 8. Подобен: о преславнаго чудесе! Слава, глас 3: Рыб ловитву: И ныне, богородичен: Богородице предстательнице: Славословие великое. По трисвятом тропарь апостола: Слава, и ныне, богородичен: Тя ходатайствовавшую: ектении, и отпуст, и час 1-й. На Литургии, блаженна апостола, от канона песнь 3-я и 6-я, на 8. Прокимен, глас 8: Во всю землю: Стих: небеса поведают: Апостол к коринфяном, зачало 131: Бог ны посланники: Аллилуиа, глас 1: Исповедят небеса чудеса твоя, Господи. евангелие Иоанна, зачало 5: Восхоте Иисус изыти в галилею: Причастен, Во всю землю: На трапезе утешение братии.    [Смотри] Подобает ведати: яко заутра начинаем пост к рождеству христову, святую 40-цу. Должни есмы в сей 40-це сохраняти в коейждо седмице три дни, постящеся от елеа и вина, понедельник, среду и пяток. Точию аще случится великий святый, в того бо память разрешаем, и творим за любовь святаго праздника его ради, еже есть сего месяца 16, 25, 30. декемвриа 4, 5, 6, 9, 17, 20 день. В те бо дни, аще во вторник и в четверток, ядим рыбу. В понедельник же, в среду и в пяток, разрешаем точию на елей и вино, рыбы же не ядим, кроме храма. Аще ли единому от сих во обители храм, разрешаем на рыбу и вино. Введение же Богородицы в кийлибо день случится, аще в среду, или пяток разрешаем и на рыбы. [Смотри] Нецыи же уставы от 9-го числа декемвриа повелевают поститися, и на рыбы не разрешати, кроме суббот, и недель, и храма святаго. От 20-го же числа, даже до 25, аще и суббота и неделя случится, не разрешаем на рыбы.    [Смотри] Ведати подобает и сие: яко аще случится начало сего поста в субботу, или неделю, в два сия дни глаголем на Бог господь, тропарь святых исповедник, и по 6-й песни кондак их: и самогласны стихиры их, на своем ряду. Аще ли случится во един от пяти дней седмицы, еже есть от понедельника до пятка, не подобает пети им тропаря, но Аллилуиа чести ради святыя 40— цы, и тоя ради начала.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Первые свидетельства о Рождественском посте, принадлежат западу, где он мог возникнуть из так наз. «поста 4 времен» года (4-х постов в году по несколько дней), упоминаемого уже папою Львом В. (V в.). От V же века на западе есть известие и о специально – подготовительном к Р. X. посте. Так о Перпетуе, еп. Турском († 491), рассказывает Григорий Турский , что он со дня св. Мартина 11 ноября до Р. X. постился по понедельникам, средам и субботам. 2 Турский соб. 567 г. предписывает монахам поститься все дни в декабре до Р. X. (пр. 27). Собор Matisconensis (в Галлии) 581 г. предписывает пост по понедельникам, средам и субботам с 11 н. до Р. X. и совершение во все время тайн (sacrificia) по чину 40-цы (пр. 9). Позднее пост был принят в Риме и Италии. Августин и Лев I не говорят о нем, но ряд гомилий Григория Великого начинается с бесед на вторую неделю адвента (так назван рождественский пост, как подготовление к npuшecmbuю-advenmus – Спасителя). Сакраментарий папы Геласия, относимый к VI – VII в., дает 5 мисс (т. е. для 5 недель) адвента; древне – испанский Силосский лекционарий – столько же, а Медиоланский и мозарабский чины имеют 6 недель адвента (42 дня, как у нас 40). Но лекционарий Luxuensis VII в. и так наз. Gotico – Gallicanum начинаются с рождественской вигилии, след. не имеют адвента. Папа Григорий VII в XI в. сократил число недель адвента до 4 (д. б. в соответствие 4000 лет по римскому счислению до Р. X.). Папа Александр III (XII в.) в письме к Людовику, королю французскому, разрешает ему в случае немощи телесной вкушать по пятницам этого поста рыбу и вино. В «Истории английского народа» Бэды об одном благочестивом пресвитере рассказывается, что он в течение этой четыредесятницы принимал пищу только раз в день, вкушая в определённой мере только хлеб и жиденькое молоко; об одном епископе в этой же истории просто замечается, что он этот пост проводил в великом воздержании. На востоке первое указание на Рождеств. пост в Коптском календаре VIII в. Правило о нем приписывается Иоанну Постнику VI в., но первое достоверное упоминание о нем находится в соч. «О трех 40-цах“, приписываемом п. Антиох. Анастасию Синаиту (VI в.), но возникшем не ранее IX в.; здесь о Рожд. посте говорится: «одни в течение 18 дней воздерживаются от мяса, сыра и яиц; иные же воздерживаются только от мяса, а остальное едят, исключая одного дня; другие же равным образом воздерживаются только 12 дней, иные – 6, другие – 4; но апостолы установили для всех верных 40 дней поста и молитвы, и это было соблюдаемо св. отцами и 7 вселенскими соборами: пост определен не в 5, 8 или 10 дней, а в 40».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010