Во-вторых, Христос здесь вообще говорит только о мужчинах , в мужском роде: «из рожденных женами не восставал» 236 . Среди мужчин во время Христа Иоанн Креститель был больший; о женщинах же Христос попросту ничего не говорит. Итак, Христос в Мф.11:11 говорит только о пророках и праведниках Ветхого Завета , и только о мужчинах . Поэтому сей стих никак не доказывает, что Иоанн Креститель больше Девы Марии. Напротив, Сам Христос сказал о том, что не только Его Матерь, но и многие другие, кто вступит с Богом в Новый Завет, будут большими величайшего праведника Ветхого Завета. Второй аргумент, приводимый протестантами не реже первого против особого почитания Девы Марии, – это евангельские места, где Христос как бы отказывает Своей Матери в каком-то особом почтении. Так, в Лк.8:19–21 мы читаем: «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Мать и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его». Подобный случай произошёл ещё раз, когда «одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк.11:27–28 ). Вот, – говорят протестанты, – Сам Христос сравнял Марию со всеми верующими в Него. Если читать Евангелие через призму предания реформаторов, то, действительно, трудно не согласиться с тем, что здесь Христос относится к Марии чуть ли не пренебрежительно. Но православным эти места вовсе не видятся в таком свете, и эти отрывки Евангелия читаются при Богослужении именно на Богородичные праздники, как будто Церковь в них видит не уничижение, а наоборот – возвеличивание Девы Марии. Так как же на самом деле обстоят дела? Христос возвышает или, наоборот, восстаёт против особого почитания Своей Матери? Для решения этого вопроса мы вновь должны исследовать контекст. В первом случае ( Лк.8:19–21 ), перед тем как Христу доложили о приходе Его Матери и братьев, Он рассказывал притчу о сеятеле, где сравнивая слушающих Его слово с четырьмя видами почвы: придорожной, каменистой, заросшей терниями и доброй. Закончил же Христос Свою речь словами: «А упадшее на добрую землю, это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении». И когда пришли к Нему родные, то Он, пользуясь случаем, для того чтобы усилить Своё слово и наглядно показать, в какие близкие отношения с Ним вступят те, которые будут слушать и хранить Его слово, и приносить плоды, сказал, что таковые будут Ему как мать и братья. Но разве здесь Христос противопоставил Свою Матерь хранящим слова Божии? Разве Он отверг Её достоинство? Разве Он сказал, что Его Мать не исполняет Его слова? Он лишь указал на то, что, во-первых, духовное родство больше плотского, и, во-вторых, что каждый слушающий и исполняющий Его слова может стать родным и близким Ему, как близки человеку мать и братья.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Геннадий, Санкт-Петербург 01 августа 2022г. 12:18 //Кумран жил своими обычаями, и Господь праздновал как они. Ссылку я приводил.//(с) Я ознакомился с версией С.С. Аверинцева. Она из разряда мифов о том, что Иисус Христос был адептом секты Ессеиев ( кумранитов ). Евангельские тексты эти мифы опровергают. Вот читайте: «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим» (Мк. 14, 12). «Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» (Лк. 22, 7 – 8). " В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? " (Мф.26.17) Виталий Мигузов, Воронеж 02 августа 2022г. 15:53 Геннадий, во-первых это не версия С.С.Аверинцева. Во- вторых нет и речи, что Господь был адептом секты Ессеиев, но друзья у него оттуда были точно. В третьих, Вы к чему процитировали Мк. 14, 12, ибо это совсем непонятно. Я Вам цитировал Лк. и нет никаких сомнений, что Господь праздновал Пасху. И как Вы можете объяснить , что иудеи вместо празднования Пасхи убивали Христа? Геннадий, Санкт-Петербург 03 августа 2022г. 14:50 //Во- вторых нет и речи, что Господь был адептом секты Ессеиев, но друзья у него оттуда были точно. В третьих, Вы к чему процитировали Мк. 14, 12, ибо это совсем непонятно.//(с) Я процитировал отрывки про " день опресноков " из всех трех синоптических текстов Евангелия, а не только из Мк. Из них видно, что там речь идет о празднике, который празднуют все жители Иудеи (Иерусалима), а не только какие-то " друзья " . В текстах Евангелия от Матфея и Марка говорится, что инициаторами проведения вечери были апостолы, а не Иисус Христос. То есть они, по-вашему, и есть те самые друзья? Петр был семейным человеком, Матфей был мытарем ( сборщиком налогов ), Иуда был сребролюбцем и т.д. Какие же они - ессеи?//И как Вы можете объяснить , что иудеи вместо празднования Пасхи убивали Христа?//(с) Это веский аргумент, но и пятница (14 нисан ) - день распятия Христа, согласно Евангелию от Иоанна, тоже был священным днем т.к. день Опресноков - это второй день иудейской Пасхи, а согласно пятикнижию Моисея, Бог велел почитать и 14 нисан. В целом, на Ваши вопросы я уже ответил в конце своего комментария от 02 августа 2022г. 15:10. Прочитайте его. Он заканчивается такими словами: " Если же историзм поставить во главу угла, то придется придумывать гипотезы, которые бы объяснили, почему в один и тот же год было два дня празднования иудейской Пасхи. Придется вводить две религиозные традиции, в которых дни празднования Пасхи различались бы. Возможно, такие традиции, со своими календарями, действительно существовали, но Священное Писание нам ни чего об этом не сообщает. "

http://bogoslov.ru/article/6174863

Далее, после того, как приведена речь грешников, говорится: «Сын мой! Не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови» ( Притч. 1:15–16 ). Итак, почему не нужно идти? Во-первых, просто потому, что этот путь ведёт к тяжкому греху – убийству. Во-вторых, потому что на самом деле это не останется безнаказанным. Что поясняется через такой пример: «В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души» ( Притч. 1:17–18 ). То есть, когда птица видит, что готовятся сети, она не понимает, что эти сети как раз для того, чтобы её поймать. Так и злодеи напрасно думают, что не попадутся, кажущаяся безнаказанность – лишь иллюзия, и на самом деле наказание обязательно настигнет грешника. Притч. 1:19 «Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» ( Притч. 1:19 ). Итак, во-первых, сказано, что всякий, кто идёт по этому пути, не останется безнаказанным, – без исключений. Из этого мы понимаем, что речь идёт не о земном наказании, потому что от человеческого суда, к сожалению, многие преступники уходят, люди несовершенны, и, соответственно, людской суд тоже несовершенен. Речь здесь идёт о наказании от Бога, от которого никто не уходит. Во-вторых, сказано, что чужое добро отнимает жизнь у завладевшего им. В прошлом в некоторых странах это могло буквально воплощаться в жизнь, когда за украденное человека казнили. Но прежде всего это касается жизни вечной. Тот, кто идёт по пути принесения в жертву интересов, имущества, здоровья или даже жизни другого человека ради собственного желания обогащения, лишается жизни вечной. Но и в этой жизни он не остаётся без наказания от Бога – или через болезни, или различные несчастья. Так что человек, который сознательно выбирает зло, запускает механизм своего собственного наказания, и разорвать эту цепь неизбежных последствий может только искреннее покаяние перед Богом и исправление. Точнее, только Бог может разорвать её, если видит покаяние человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Значит, известие, что Петр видел Господа, пришло прежде, чем эти двое передали о своем видении. На это и Павел указывает, говоря: «Ибо я первоначально преподал вам, что и /сам/принял, /то есть/, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати " » ( «предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех ради наших по писанием,... и яко возста и явися Кифе, таже единонадесятим») ( 1Кор. 15:4–5 ). Прежде Петру, потом – этим двум. Итак, явился (Господь), во-первых женам, во-вторых – Петру, в-третьих – Клеопе со спутником, в-четвертых – десяти, «когда двери были заперты», в отсутствие Фомы; потом одиннадцати вместе с Фомой – это уже в-пятых. Далее является пятистам братии; и это указывает Павел, говоря: «потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых» ( 1Кор. 15:6 ) это – шестое (явление). Потом явился семи на море Тивериадском, ловившим рыбу; потом, по словам Павла, Иакову, наконец – всем апостолам. Прошу тебя, следи внимательно. Итак, ты имеешь прежде всего жен, Петра, Клеопу вдвоем, явление десяти кроме Фомы, явление одиннадцати, пятистам братии – в-шестых, в-седьмых – семи, в-восьмых – Иакову, в-девятых – семидесяти, в-десятых – на горе Галилейской, в-одиннадцатых – на горе Елеонской. В память вознесения Спасителя, столь часто преподававшего мир, нам нельзя не повторить счет для твердости еще раз. Итак, имеешь во-первых – жен, во-вторых – Петра, в-третьих – Клеопу вдвоем, в-четвертых – десять, в-пятых – одиннадцать, в шестых – пятьсот, в-седьмых – семь, в-восьмых – Иакова, в-девятых – семьдесят, в-десятых – на горе Галилейской, в-одиннадцатых – на горе Елеонской. 11 . «Являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня» ( «Являяся им денми четыредесятми и глаголя, яже о царствии Божии. С ними же и ядый повеле им от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отча, еже слышасте от Мене») ( Деян. 1:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам… Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра…. (Ст. 5. 15). Какое значение имела перемена имен в ветхом завете? Во-первых, она означала власть того, кто давал новое имя, над теми, кому давалось сие имя. Так, Даниил и три отрока еврейские халдейском плену получили халдейские имена. В сем же смысле о Боге говорится, что Он есть исчитай множество звезд и всем им имена нарицай. 279 Во-вторых, сия перемена бывала по случаю и в память каких-нибудь замечательных событий с людьми. Так, Иаков (зачинатель) получил имя Израиля (богоборца) после того, как он боролся с Богом. Наконец, переменою имен выражали какую-нибудь уже случившуюся перемену с человеком, или открывшееся в нем новое замечательно качество. Так, Иосиф получил в Египте новое имя Псомфомфаних (тайновидец) после того, как истолковал сны Фараону. 280 Так, Ноемин (красная) стала называться Марею (горькою) после того, как умерли ее сыновья в земле Моавитской, и она осталась горькой сиротой со своими невестками. 281 В сем-то последнем значении всевидящий Бог Авраму дает новое имя Авраама (отец множества народов), определив и обещав ему многочисленное потомство, подобно тому, как впоследствии Господь Иисус переиименовал Кафу в Петра, придвидя крепкую веру сего Апостола, и определив на сей вере, как на камени, основать свою церковь . 282 Перемена имени была новым уверением для Авраама в непреложности Божиих к нему обетований. Обрезывайте крайнюю плоть вашу; и сие будет знамением завета между Мною и вами. (Ст. 14). Какое значение имел богоучрежденный обряд обрезания? Прообразуя собою новозаветное таинство крещения, 283 таинственный обряд обрезания, во-первых, внушал ветхозаветным людям, что по плотскому рождению всякий человек является в мире нечистым и грешным; во-вторых, что очищение поврежденной натуры человеческой должно совершаться путем внутренней и болезненной борьбы со страстями и посредством умерщвления похотей сердечных, или, – как выражается Апостол, – чрез совлечение тела греховного плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И сошел Господь в облаке, и остановился там близ Моисея, и провозгласил имя Иеговы… Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный... (Ст. 5–6). Что значит, что Бог говорит как бы о другом Боге в третьем лице? В разделении Бога возвещающего, – рассуждает преосвящ. Филарет, – и Бога возвещаемого – открывается различие ипостасей 619 . Сохраняющий (правду и являющий) милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех , но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях, и в детях детей до третьего и четвертого рода. (Ст. 7). Во-первых – что значит в словах Божиих, что Он хотя и прощает вину и преступление, но в то же время не оставляет без наказания? Сие значит то, что Господь прощает по милосердию, когда к нему прибегают; а наказывает по правосудию, когда не хотят от него укрыться под защиту милосердия, т. е. не приносят раскаяния и не просят помилования. Во-вторых – какая мысль заключается в том, что Господь сохраняет милость в тысячи родов, а наказывает до третьего и четвертого только рода? Определенные числа – тысяча и третий и четвертый род – берутся здесь в неопределенном значении, как это весьма часто употребляется в Писании 620 , лишь для выражения той мысли, что милосердию Божию нет границ – по отношению к людям, а в правосудии своем Господь себя ограничивает, т. е. Он хочет более миловать, чем наказывать людей. Сии слова Господни были как бы ответом на сокровенные и внутренние думы Моисея, пришедшего ходатайствовать о восстановлении завета с преступным, но раскаявшимся народом еврейским. Наконец, что касается того, αο· чему Господь вину отцов наказывает в детях; то конечно сие наказание бывает тогда, когда дети оказываются наследниками отцовских беззаконий. В других местах Писания это поясняется 621 . Что и как говорил Господь Моисею, при восстановлении завета с народом своим?... Так как Моисей явился пред Господа в качестве представителя и как бы уполномоченного от целого народа израильского; то Господь и обращается к нему, как бы к целому народу израильскому: «сохрани то, что повелеваю тебе ныне» 622 ; или: «смотри не вступай в союз с жителями ханаанскими» 623 и т. д... Затем Господь, возвращая свою милость к преступному народу, по ходатайству Моисея 624 , торжественно повторяет нарушенные Израильтянами законы и предписания своп, и только под условием строгого их исполнения обещает на будущее время свое покровительство. Законы сии, во-первых, касаются идолопоклонства; во-вторых – даней или приношений народных, и в-третьих – некоторых частных правил богопочтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ин.3:8 .  Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим, по-видимому, не переставал в себе удивляться, как возможно ему, старому человеку, отрешиться от всяких греховных наклонностей и привычек. Он хотел понять, как совершается этот процесс духовного возрождения человека. Но Христос притчей разъясняет ему, что он всего понять своим разумом не может. Вот, например, «ветер» (по-русски неточно – «дух») 16 . Разве Никодим в состоянии объяснить себе, откуда ветер приходит и куда уходит? Точно так же нет ничего удивительного в том, что Никодим не понимает, как действует на человека Дух Божий. Рассмотрим, однако, в подробностях сравнение, употребленное Христом. Во-первых, Он говорит о ветре, что он имеет полную свободу движения: человек не может успокоить ветер или заставить его изменить свое направление. Во-вторых, действие ветра чувствуется даже и тогда, когда от него всячески ограждают себя: его слышно и при запертых дверях. В-третьих, не знают пункта, с которого начинается движение ветра в каждом данном случае, и того конечного пункта, до какого доходит это движение. Действию ветра подобно и действие Духа Божия в человеке. Во-первых, Дух действует там, где хочет (ср. 1Кор.12:11 ), и Его нельзя присвоить себе силою, а можно получить только как дар ( Ин.7:39 ). Во-вторых, присутствие Духа нельзя не приметить тому, кто возрожден Духом: даже и другие, не совсем глухие и слепые, чувствуют, что в возрожденном присутствует и действует этот Дух ( Ин.7:38 ). В-третьих, ни сам возрожденный, ни кто-либо другой не может определить, где, когда и как Дух начал оказывать на него действие. Так же мало знают возрожденные и о своем последнем состоянии, к которому их ведет Дух ( 1Ин.3:2 ). Возникновение и завершение жизни возрожденного человека – это тайна, и тем не менее это не мешает или, точнее, не должно побуждать человека сомневаться в истинности возрождения. Ин.3:9 .  Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли апостолы? все ли пророки? все ли учители? все ли чудотворцы? все ли имеют дары исцелений? все ли говорят языками? все ли истолкователи?». ( 1Кор.12:28–30 ; Ср. Иак.3:1–2 ). Примечание. Итак, не всякий может быть пресвитером, но только тот, которому дано это, который принял рукоположение от Епископа. 7. Как примирить с этим слова апостола Петра: и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. ( Откр.5:10 ), (Срав.1:6; 1Пет.2:9 )? Все христиане называются в Слове Божием священниками в духовном смысле, во-первых, как избранники, освященные благодатью Свят. Духа в таинствах «по предведению Бога Отца при освящении от Духа, к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа; ( 1Пет.1:2 ); во-вторых, как таковые все христиане, подобно священникам, совершают духовную словесную службу и приносят Богу духовную жертву своими делами, жертву хвалы, жертвы благотворения. «Будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, т.е. плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ( Евр.13:15–16 ) и самые тела ваши представьте в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим.12:1 ). Но эти слова апостолов Петра и Иоанна отнюдь не означачают того, что каждый христианин может присвоить себе право рукоположенного священника или может обходиться без него. Христианин наряду с наименованием священника в том смысле называется здесь и царем, т.е. он должен господствовать над грехом и страстями. Однако это не означает, что для христиан не нужно уж верховной власти земного царя. Апостол повелевает: «Бога бойтеся, царя чтите» ( 1Пет.2:17 ; Ср. 1Тим.2:2 ). Израильтян, как избранных из среды всех других народов, также Бог назвал – царством священников ( Исх.19:6 ), и, однако, установил для них еще особых священников в роде Аарона для совершения богослужения и приношения жертв.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, братие, как видите, Крест являлся и до второго пришествия Христова; и пример этому мы нашли для вас в Иерусалиме, где Крест Господень явился в царствование Константия для того, во-первых, чтобы показать, что вера христианская есть вера правая, истинная и благочестивая; во-вторых, для того, чтобы одних из неверных и еретиков устыдить и обличить, и, наконец, для того, в-третьих, чтобы других из них от заблуждений отвратить и ко Христу привести. Какой урок из сего возьмем для себя? Конечно тот, прежде всего, что если вера наша есть правая, истинная и благочестивая, то и должны мы не только просто содержать ее, но и содержать с такой искренностью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни самая смерть не могли заставить нас отречься от нее. Во-вторых, тот урок открывается для нас, чтобы мы помнили, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ); ибо через явление Креста весьма многие, как слышали, из иудеев и язычников уверовали в Господа, с покаянием приступили к Нему и Крещение приняли. Наконец же, из явления Креста вынесем для себя и то поучение, чтобы мы не забывали, что Крест явится на небе еще и тогда, когда вся тварь вострепещет и силы небесные подвигнутся и когда всем нам нужно будет «явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). А помня сие последнее, будем и непрестанно представлять себе Страшный Суд Божий и постоянно готовиться к нему. Почему? Потому что к этому призывает нас и Сам Господь. «Итак, бодрствуйте, – говорит Он, – потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» ( Мф.25:13 ). Аминь. 8-й день 255. Не следует о других судить по самим себе (Из жизни преп. Арсения Великого . Чет. Мин. мая 8) Привыкшие осуждать ближних, большей частью, судят о них по самим себе. Если, например, привыкший осуждать сам так или иначе подвизается – постится, молится, живет в скудости, то он и думает, что и все непременно должны во всем безусловно подражать ему и жить непременно так же, как он живет; иначе всех не таких он считает безнадежно погибшими. Так, видит он человека и благочестивого, но в довольстве живущего, сейчас и говорит: «Ну, этот погиб; ибо разве он испытает такую скудость, какую я испытываю?» Видит ядущего снедь более питательную, чем какую он вкушает, опять говорит: «И этому не войти в Царство Небесное, когда такими яствами услаждается, разве я то ем?» и т. п. Как вы думаете, братие, справедливо так по самим себе судят о других подобные люди или нет? По нашему мнению, вовсе не справедливо; ибо доказать это сейчас же можно и выяснить эту ошибку судящих весьма просто.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Итак, визитная карточка недолжного, прельщенного отношения к чтению Писания есть отсутствие смирения и дерзкая самонадеянность. А что можно сказать о должном отношении к чтению словес Божиих? Нетрудно догадаться, что его отличительной чертой является, напротив, смирение. Прежде всего надлежит понимать, что чтение Писания не подобно чтению любой другой литературы, но есть по сути духовное делание, как о том писали святые отцы, слова которых составили вступление к настоящей статье. Поэтому, во-первых, всякое приступание к чтению Писания надлежит предварять смиренной молитвой, как советует преподобный Ефрем Сирин : «Когда начинаешь читать или слушать (Священное Писание), помолись Богу так: “Господи Иисусе Христе, отверзи уши и очи сердца моего, чтобы мне услышать Твои слова и понять их, и исполнить волю Твою”. Всегда так моли Бога, чтобы просветил твой ум и открыл тебе силу Своих слов. Многие, понадеявшись на свой разум, подверглись заблуждению» 23 . Итак, надобно молиться, и тогда, как обещает святитель Василий Великий , «видя наше расположение к духовному знанию в чтении Слова Божия, Владыка наш не презрит нас, но подаст озарение свыше и просветит наш ум» 24 . Во-вторых, надобно помнить предупреждение блаженного Иеронима , говорившего, что «в рассуждении о Священных Писаниях нельзя идти без предшественника и путеводителя» 25 . Что же это за путеводитель? Яснее всего объясняет это святитель Игнатий (Брянчанинов) : «Непременно нужно при чтении Писания, чтение святых Отцов Восточной Церкви. Вот что говорит святый апостол Петр о Священном Писании: « Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою . Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым » ( 2Петр. 1, 20-21 ). Как же Вы хотите произвольно понимать духовное слово, которое и произнесено не произвольно, а по внушению Духа, и само запрещает произвольное толкование себя? Дух произнес Священное Писание, и только Дух может истолковать его… Тот же самый Дух Божий, который действовал в пророках и апостолах,– действовал в святых учителях и пастырях церковных. Свидетель этого догмата святый апостол: « Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, втретьих, учителями » ( 1Кор.12:28 )… Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание Священнаго Писания, необходимо чтение святых Отцов» 26 .

http://azbyka.ru/neinteresnyj-vetxij-zav...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010