Это становится возможным прежде всего потому, что сам закон Христов Самим Христом и предложен, и весь строй Евангелия, прежде всего и показывает Христа как исполнителя закона. Более того – если бы Христос первым не исполнил свой закон как человек и сын человеческий в полноте и совершенстве – этот закон вообще никем и никогда не мог бы быть исполнен в той абсолютной полноте всех смыслов, в которой он был исполнен Христом. Во всяком случае, если нравственный новозаветный закон представлять только как перечень этических норм, он еще менее исполним, чем ветхий закон, ибо он налагает более трудные внутренние и поведенческие обязательства. Даже когда человеку очевидна безусловная и бесконечная праведность закона, так велик соблазн неисполнения – и не только в практике, но и в установках, между тем, как нарушение в установке ведет к искажению смысла. Такие нарушения в установке могут осуществляться (и осуществлялись) во-первых, через уменьшение значения законных требований (хоть на йоту – по слову Христа); во-вторых, через внешне – формальную адекватность исполнения (фарисейство) и, в-третьих, через изменение сущностного содержания (полностью или частично). В реальности же нравственной жизни законные требования нарушаются, во-первых, по причине указанного искажения смыслов; во-вторых, по причине безразличия к этим требованиям; в-третьих, по причине разного рода немощей душевных и физических, и, наконец, в-четвертых, по причине невнимательности и непонимания. Но совершенный человек Христос Сам о Себе говорит: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф. 5,17 ). Такие слова могут быть сказаны лишь тогда, когда имеются пусть хотя бы и иллюзорные, но все же какие-то основания думать иначе. И на самом деле – некоторые слова и некоторые действия Иисуса создавали у их слушателей и зрителей впечатление, что Он говорит и поступает вопреки ветхому закону, особенно в ритуальной его части, порою даже демонстративно, как бы эпатируя видящих и слышащих Его. Но слова Христа непреложны, и если Он говорит о ветхом законе, что Он пришел исполнить его – значит, это так и есть; и видимое, по форме, временами, нарушение – на деле есть тоже исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Этому противоречат следующие слова апостола: «Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф. 5, 2 ). Отвечаю: как говорит Августин, «всякая видимая жертва представляет собою таинство, то есть священный знак жертвы невидимой» 310 . Но невидимая жертва есть то, посредством чего человек предлагает Богу свой дух, согласно сказанному [в Писании]: «Жертва Богу – дух сокрушенный» ( Пс. 50, 19 ). Поэтому все, что предлагается Богу ради возведения к Нему человеческого духа, может быть названо жертвой. Затем, принесение жертвы требуется от человека по трем причинам. Во-первых, ради освобождения от уклоняющего его от Бога греха. Поэтому апостол говорит, что священнику надлежит «приносить дары и жертвы за грехи» ( Евр. 5, 1 ). Во-вторых, ради сохранения человека в состоянии благодати, для чего ему нужно всегда быть прилепленным к Богу, ибо в этом залог его мира и спасения. Поэтому согласно Старому Закону мирная жертва приносилась ради спасения жертвующих, о чем читаем в третьей [главе] книги «Левит». В-третьих, ради того, чтобы дух человека был сколь можно более совершенно соединен с Богом, каковое совершенство будет достигнуто в [состоянии] славы. Поэтому согласно Старому Закону приносилось всесожжение, которое называлось так потому, что жертва сжигалась полностью, о чем читаем в первой [главе] книги «Левит». Но все эти следствия были дарованы нам человечеством Христа. Так, во-первых, наши грехи были искуплены, согласно сказанному [в Писании]: «Который предан за грехи наши» ( Рим. 4, 25 ). Во-вторых, чрез Него мы обрели благодать спасения, согласно сказанному [в Писании] о том, что Он «сделался для всех, послушных Ему, Виновником спасения вечного» ( Евр. 5, 9 ). В-третьих, чрез Него мы обрели совершенство славы, согласно сказанному [в Писании]: «Ныне имеем дерзновение входить во Святилище», то есть в небесную славу, «посредством крови Его» 311 ( Евр. 10, 19 ). Следовательно, Сам Христос как человек был не только священником, но также и совершенной жертвой, одновременно являясь жертвой за грех, мирной жертвой и всесожжением.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

2 . Всякое дело получает цену и достоинство от лица, его совершающего. Напри­мер, царское дело имеет большую цену и достоинство, чем если бы это же дело было сделано простым воином. Поэтому дела Христа имеют бесконечную цену и достоинство и дали так много для нашего избавления – Его дела исходили от Божественного Лица. Грешник же, пребывающий в грехах, не имеет Божией благодати, от которой его дела обретают цену и достоинство. Поэтому и дела его не имеют цены и достоинства у Бога. Как сам он ненавистен Богу, так и дела его, подобно жертве Каина, неприятны Богу. 3 . Если бы грешник своими добрыми делами мог заслужить себе вечную жизнь, он был бы одновременно и сыном жизни, и сыном погибели, то есть из-за добрых дел был бы сыном жизни, а из-за грехов, в которых он пребывает, – сыном погибели. И как такая нелепость только может прийти в голову? СКАЖЕТЕ: Христос обещает вечную жизнь тем, кто соблюдает заповеди, так как говорит: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди ( Мф. 19, 17 ). а не го­ворит: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, постарайся стать сыном Божиим по бла­годати». ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Христос говорит это и иными словами: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин. 3, 5 ). Что же еще дру­гое может означать родится от воды и Духа, если только стать сыном Божиим в святом крещении. ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: Замечательно, что Христос говорит: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Ибо первая и основная заповедь следующая: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим. Любящие же Бога всем сердцем яв­ляются сынами Божиим и, а не рабами греха, поскольку любовь к Богу и любовь к греху не могут находиться вместе. Свет непричастен тьме, а Христос Велиару, и точно так же – любовь к Богу любви к греху. СКАЖЕТЕ, ВО-ВТОРЫХ: Апостол Павел говорит: слава и честь и мир всякому, делающему доброе, Иудею, потом и Еллину ( Рим. 2, 10 ) Ибо нет лицеприятия у Бога ( Рим. 2, 11 ). Нечто подобное говорит и Апостол Петр: Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему ( Деян. 10, 34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

3, 16). Во-вторых, основание для Боговоплощения – это любовь Бога к созданию, хоть и падшему. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас, и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 4, 8-10). Апостол Павел отмечает при этом, что любовь Христова превосходит человеческое разумение (Еф. 3,19). Прекрасно говорит об этом преп. Исаак Сирин: «По любви к твари Сына Своего предал Бог на крестную смерть не потому, что не мог искупить нас иным образом, но чтобы научить нас тем преизобилующей любви Своей. А если бы у Него было что более драгоценное, и то дал бы нам, чтобы сим приобресть Себе род наш. И не благоволил стеснить свободу нашу, но благоволил, чтобы любовию собственного нашего сердца приблизились мы к Нему» 8 . В-третьих, как мы сказали, спасение сводится к двум вещам – оправданию и освящению падшего человека. Оправдание, повторим, есть разрушение средостения между человеком и Богом (Еф. 2, 14), а средство для этого разрушения есть жертва. Ещё Ветхий Завет прообразовательно установил весьма развитый культ жертвоприношений; ими указывалось на грядущую Жертву Христову. Всё почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения (Евр. 9, 22). Но такого рода Жертва, сила которой должна искупить всё человечество, должна быть, во-первых, смертью человека, а во-вторых, не только человека, но – вышечеловеческой. А Господь Иисус Христос и есть Бог, принявший в Себя человеческое естество, кроме греха. Добровольная смерть Богочеловека на Кресте поэтому и явилась жертвой, искупившей и оправдавшей всех людей. Вот некоторые свидетельства из Священного Писания: Христос, Первосвященник будущих благ, пришед... не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

А все члены одинаково заботились друг о друге. Мало, говорит, того, чтобы члены не разделялись, но между ними должна быть большая любовь и согласие; и каждый должен заботиться и пещись о малом и заботиться не просто, но одинаково, то есть чтобы и малый пользовался попечением таким же, как и важный. Так, когда попадет колючка и вонзится в пяту ноги, все тело чувствует и заботится: голова наклоняется, спина сгибается, чрево и бедра стягиваются, глаза смотрят с большой заботливостью, руки вынимают занозу. Подобно бывает и с прочими членами. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. Тесное единение делает бедствие и благополучие общими. Так, как мы сказали, при занозе пяты все страдает. Наоборот, когда глава увенчивается, тогда и прочим членам - слава и радость, глаза бывают светлее, и все тело кажется прекрасным. И вы тело Христово, а порознь - члены. Дабы не сказали: " как относится к нам пример тела и членов? " , говорит: и вы тело Христово и члены. Если же в теле человеческом не должно быть распри, то не тем ли более в теле Христовом? Поскольку же не они только одни составляли полноту тела Христова, но верующие, сущие по всей вселенной, то прибавил: а порознь - члены. Хотя они не составляли всего тела, однако были членами, и притом порознь. Ибо в отношении к вашей церкви вы тело Христово, как целая Церковь; а по отношению к Соборной Церкви, сущей по всему миру, тело которой состоит из повсеместных церквей и имеет главой Христа, вы члены, поскольку часть ее. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками. Бог поставил: как же ты противишься Богу? На первом месте ставит апостолов, потому что они раздаятели всех благ; на втором - пророков не ветхозаветных (ибо они пророчествовали о пришествии Христовом до Иоанна: Мф.11:13), но тех, которые по пришествии Христовом пророчествовали в Новом Завете, каковы были дочери Филиппа, Агав и множество других. Ибо сия благодать Духа была обильна в каждой Церкви. Полагает счетом во-первых, во-вторых для того, чтобы, поставив на конце дар языков, смирить тех, которые превозносились им:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1059...

Беседа перешла к обсуждению Божией заповеди. Пользуясь этим обстоятельством, диавол клевещет на Бога (διβολος – клеветник). «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» ( Быт.3:4-5 ). Обратим внимание на тот факт, что с формальной стороны эта фраза может казаться правдивой. Во-первых, человек действительно призван к обожению, и эта цель будет достигнута искупительной Жертвой Христа, если плод будет съеден. Во-вторых, если под богами понимать демонов, как это иногда толкуют, то, опять-таки, это формальная правда. Втретьих, человек действительно в своей греховной испорченности сам стал определять, что добро и что зло, а не узнавать это от Бога. Многие поступки, которые запрещает Закон Божий как грех, считаются ненаказуемыми с точки зрения закона человеческого. Например, ненаказуемы аборты, колдовство, мужеложство, прелюбодеяние, нарушение поста, атеизм и т.д. Более того, очень часто они представляются как вполне нормальные и даже похвальные. Вчетвертых, это «как» обозначает равенство бога самозванного, противопоставившего себя Богу истинному. По сути фраза: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» – лжива. Во-первых, не говорится, что обожение достигается жертвенным подвигом Бога, а не отпадением человека от Истины. Во-вторых, боги – не Бог, а фраза понуждает мыслить именно так. Втретьих, человек не может сам создавать нравственные законы в мире, творцом которого является не он. Это равносильно тому, что мы пренебрежем законом гравитации и измыслим свой несуществующий в природе закон вместо этого. Вчетвертых, Богу не может быть противопоставлен никто, так как Бог Абсолютен. Как часто мы прибегаем к подобным приемам, недоговаривая, что-то скрывая, вырывая фразы из контекста, понуждая принять собеседника иной смысл. Например, в учебнике по биологии обозначается проблема происхождения видов, но в самом разрешении проблемы говорится об эволюции внутри вида.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? 418 Здесь Господь уже открывает смысл этой борьбы, этого нашего отчаяния, когда нам кажется, что если Господь нам помогает, то совершенно неожиданно и только потому, что мы Его умолили. На самом же деле если мы молимся с настойчивостью, то являемся действительно избранными, и это медление, собственно, для того и происходит, чтобы мы усовершенствовались в духовной жизни. Это медление нужно для нас самих: ради нашего непрестанного вопияния мы становимся избранниками Божиими. Славянский перевод этого места исполнен более глубокого смысла: Бог же не имать ли сотворити отмщение избранных Своих, вопиющих к Нему день и нощь, и долготерпя о них? Итак, то, что кажется нам жестокостью и безразличием, в действительности есть долготерпение Божие, попущенное для того, чтобы наша душа окрепла в искании истины и в любви к Богу. Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре 419 . «Медление» в помощи – на самом деле скорая помощь и скорая защита. Во-первых, потому, что земная жизнь необычайно скоротечна, а во-вторых, когда мы получаем помощь Божию и сподобляемся вкушения Божественной благодати и близости к Богу, то все скорби, которые казались нам прежде невыносимыми, теперь кажутся совершенно мимолетными, ничтожными и не стоящими того великого благодатного утешения, которое Бог дарует терпеливому в молитве. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? 420 . Эти слова, на первый взгляд, по смыслу не относятся к притче, но на самом деле они завершают ее, и в них Господь наш Иисус Христос открывает, что непрестанная молитва происходит от веры. Тот, кто верит, что заповеди необходимо исполнить, тот, кто понуждает себя к этому и об этом неустанно просит, несмотря на постоянные неудачи и «безразличие» со стороны Бога, показывает свою веру. Он верит, во-первых, что так нужно жить, а во-вторых – что Господь, ради его непрестанной молитвы, подаст ему просимое. Таким образом, эти слова: Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? – говорят о том, что в последние времена мало будет истинно верующих, мало людей, прибегающих к непрестанной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

В целом быстрая и пустая реакция Учителя, Добрынина и Пескова говорит о наступлении переломного момента в борьбе православной общественности против выхода кощунственного фильма «Матильда». Теперь даже Администрация Президента не может игнорировать справедливые протесты верующих. Похоже, правда все-таки восторжествует, и вознамерившийся опорочить память Святого Царя Николая режиссер будет посрамлен. Редакция «Русской народной линии» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 38. Ответ на 37., рудовский: " Абсвы сказали абсолютную глупость :) во-первых, я не имею ничего общего с бандито-олигархо-чиновничьей системой. Во-вторых, меня никто никогда никуда не выдавливал.А вы можете продолжать получать удовольствие от песковых :) и изучать списки форбс, где подозрительно много граждан РФ. " Рудовский, проверить ваше утверждение не могу. Но ваши комментарии, характеризуют вас, как провокатора. 37. Re: Переломный момент в борьбе против «Матильды» Абс вы сказали абсолютную глупость :) во-первых, я не имею ничего общего с бандито-олигархо-чиновничьей системой. Во-вторых, меня никто никогда никуда не выдавливал. А вы можете продолжать получать удовольствие от песковых :) и изучать списки форбс, где подозрительно много граждан РФ. 36. Ответ на 31., рудовский: " АБС выдавленный элемент системы? Но Песков отнюдь не выдавлен! " Рудовский Выдавленный элемент системы - это не Песков, а Рудовский, поэтому его комментарии необъективны, и в большинстве случаев, ложные. 35. Re: Переломный момент в борьбе против «Матильды» Очень жаль, что практически любое обсуждение здесь заканчивается неприглядным злословием! Видать, Дорогой редакции не до расчистки " авгиевых конюшен " перебранки. Придётся мне напомнить правила форума: Помните: Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак 4:11,12)

http://ruskline.ru/news_rl/2017/04/18/pe...

Во-вторых, ее можно понимать как метафору, а именно, что под чашей по аналогии понимаются страсти Христовы, поскольку они опьяняют подобно вину, согласно сказанному [в Писании]: «Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью» ( Плач. 3, 15 ). Поэтому Сам Господь назвал Свои страсти чашей, когда сказал: «Да минует Меня чаша сия» ( Мф. 26, 39 ), то есть «чаша сия Моих страстей», которые обозначаются тем, что кровь освящается отдельно от тела, поскольку во время Страстей кровь была отделена от тела. Ответ на возражение 2. Как мы уже показали, освящаемая отдельно кровь очевидно указывает на страсти Христа, и потому упоминать о плодах Страстей уместней при освящении крови, а не тела, поскольку тело – это субъект Страстей, на что указал Господь, когда сказал: «Которое за вас предается», как если бы сказал: «Которое претерпит Страсти за вас». Ответ на возражение 3. Завет – это право на наследие. Но по завету Божию небесное наследие даруется людям посредством силы крови Иисуса Христа, поскольку, согласно сказанному [в Писании]: «Где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя» ( Евр. 9, 16 ). Затем, кровь Христа была явлена людям двояко. Во-первых, образно, и это принадлежит Ветхому Завету, в связи с чем апостол далее продолжает: «Почему и первый Завет был утвержден не без крови» ( Евр. 9, 18 ), о чем свидетельствуют слова [Писания] о том, что после того, как Моисей прочитал народу книгу Завета, «взял Моисей крови, и окропил народ, говоря: «Вот, кровь Завета, который Господь заключил с вами» ( Исх. 24, 7, 8 ). Во-вторых, она была явлена поистине, и это принадлежит Новому Завету. Об этом говорит апостол, предваряя вышеприведенные слова: «Потому Он есть ходатай Нового Завета, дабы вследствие смерти Его... призванные к вечному наследию получили обетованное» ( Евр. 9, 15 ). Следовательно, здесь мы говорим: «Кровь Нового Завета» потому, что ныне она явлена не образно, а поистине, и по то же причине добавляем: «Которая за вас... прольется». Внутреннее же вдохновение проистекает из силы этой крови постольку, поскольку мы оправданы страстями Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Во-вторых, сектанты доказывают, будто особая священная иерархия излишня и ненадобна потому, что в обществе христиан каждый человек уже и без того является священником. В подтверждение сектанты приводят следующие места св. Писания: 4) 1Пет.2:5 . « И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое ». 5) 1Пет.2:9 . « Вы род избранный, царственное священство ». 6) Откр.1:6 , « Соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему ». 7) Откр.5:10 . « И соделал нас царями и священниками Богу нашему ». По выражения св. Писания, называющие христиан как священниками, так и царями и заповедующие им устроять из себя священство святое, необходимо понимать не в буквальном смысле, а в переносном. Именно, христиане называются священниками, т, с. освященными, как оправданные страданиями Спасителя и освященные его благодатными дарами. В этом же смысле общество христиан называется святым и царственным священством. Что выражения св. Писания, называющие христиан священниками, необходимо понимать не в буквальном смысле, а в переносном, это видно, во-первых, из названия христиан царями; а, во-вторых, из того, что слова, например, апостола Петра представляют собою повторение слов Божиих через Моисея, в которых царским священством назывались все иудеи; но этим, конечно, не упразднялось священство Аароново. В самом деле, не назовут же сектанты христиан царями в буквальном смысле, а лишь в переносном, как людей, призванных господствовать над своими страстями и греховными влечениями. В-третьих, сектанты отвергают православных пастырей на том основании, что последние будто бы не могут избавить людей от грехов. 8) Евр.10:11 . « И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов ». Приведенное свидетельство по тому уже одному не может оправдывать сектантского положения, что в нем говорится не о новозаветных священниках, а о ветхозаветных, приносивших Богу в жертву животных. Что это именно так, видно из предыдущих стихов, где говорится: « ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи ( Евр.10:4 ). Новозаветные же священники приносят великую святейшую жертву – Тело и Кровь Христовы, исцеляющую от грехов верующих по слову Спасителя, Который сказал: « Сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов » ( Мф.26:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010