Пока простой народ бывает неиспорчен, он познает полезное. Вот почему теперь они воздают почести Иисусу, каждый по силе своей. Но что говорили они, прославляя Его? Настоящую песнь они заимствовали у Давида, Слово же «осанна», по мнению одних, значит «спасение», а по мнению других, — «песнь». Но первое мнение лучше, ибо во сто семнадцатом псалме сказано: «О, Господи, спаси же», а по-еврейски написано «осанна». «Царством Давида» они называли Царство Христово, во-первых, потому, что Христос происходил от семени Давидова, во-вторых, потому, что Давид — значит сильный рукой. А кто другой так силен рукой как Господь, руки Которого совершили столь дивные дела? Но постелем и мы одежды свои, то есть плоть свою, ибо плоть есть одежда души, покорим ее Господу. Устелем путь нашей жизни, срезая с дерев ветви, то есть подражая житию святых. Ибо святые суть как бы древа, с которых срезает ветви подражающий добродетели их. Но дела наши, и предшествующие, и последующие, да будут во славу Божию. Ибо иные в предшествующей жизни показали доброе начало; и напротив, последующая жизнь их не такова была и служила не к славе Божией.   И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.   Иисус вошел в храм и скоро опять вышел из него, показывая чрез это, что Он уже оставляет его на запустение и расхищение. Он уходит в Вифанию, что значит дом послушания, ибо, оставляя непокорных и жестокосердных, идет теперь с учениками к послушным Ему. Но рассмотрим и повествование о смоковнице, ибо здесь является, по-видимому, нечто странное и жестокое. Во-первых, Иисус взалкал рано; во-вторых, Он требует плода, когда еще не наступило время для смокв, а еще и то, что наказывает бесчувственное дерево.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

В такой помощи нуждаются и крещаемые. И как тогда Святой Дух сошел на Апостолов в виде огня и излил на них Свои дары, так и сейчас, когда священник помазывает крещаемого Святым Миром, на него изливаются свыше дары Святого Духа, что видно из слов, которые должен говорить священник при совершении этого Таинства: «Печать Дара Духа Святого. Аминь». Он как бы так говорит: «Через помазание этим Святым миром ты запечатлен и утвержден в дарах Святого Духа, которые ты получаешь для утверждения (ες βεβαωσιν) твоей христианской веры». Это согласно и со словами Апостола: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ). Это помазание миром, или, лучше сказать, это действие помазания, совершалось во времена апостолов через возложение рук, по словам Писания: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» ( Деян. 8:17 ). Впоследствии оно стало совершаться через помазание миром, как мы знаем от священного Дионисия Ареопагита , ученика блаженного Павла 70 . Вопрос 105. Что требуется для этого Таинства? Ответ. Во-первых, требуется, чтобы это миро было освящено верховным епископом. Во-вторых, чтобы оно имело надлежащую материю, то есть: елей, бальзам и другие масти. В-третьих, требуется, чтобы непосредственно после Крещения священник помазал определенные члены крещаемого, произнося эти слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь». От этого Таинства происходят следующие плоды. Во-первых, как через Крещение мы возрождаемся, так через помазание святым миром мы делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати, по словам Апостола: «Он спас нас чрез омовение возрождения и обновления Духом Святым, Которого Он излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит. 3:5–6 ). Во-вторых, силой Святого Духа мы становимся настолько твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда нашей душе. Это Таинство не может быть повторено снова, кроме как над теми, кто, отрекшись от имени Христа, вернется [к исповеданию истинной веры].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Во время кончины мира, как далее скажется, и они спасутся. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Здесь желает выполнить две задачи: во-первых, утешить иудеев, а во-вторых - обуздать надмение язычников. Говорит: спасение стало достоянием язычников, когда иудеи преткнулись и не уверовали. По порядку следовало сперва спастись иудеям, а потом язычникам; но поскольку иудеи оказались неверующими, то избраны язычники. На это указывается и во многих местах Евангелия. А спасены язычники, чтобы возбудить в них ревность, то есть дабы иудеи уязвились честью, оказанной язычникам, и убедились придти ко Христу по крайней мере из соревнования к ним. Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их. Если, говорит, иудеи, преткнувшись, приготовили спасение язычникам, и язычники были приняты, когда иудеи были отвергнуты, и падение иудеев стало богатством язычников, то тем более полнота их, то есть когда они, обратившись, все спасутся. Так говорит в приятность иудеям и в утешение их. Ибо хотя иудеи пали, однако язычники не спаслись бы, если бы не имели веры. Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Опять утешая иудеев, сокрушает надмение язычников, говоря: хвалю вас по двум причинам: во-первых, потому, что, быв поставлен в учителя вам, имею нужду прославлять служение мое, то есть вас, а во-вторых - потому, что имею в виду возбудить к ревности сродников моих по плоти - иудеев. Словом плоть показал свое родство с иудеями и нежную любовь свою к ним. И не спасу ли, - не сказал: всех, но: некоторых. Ибо неприметно обнаруживает их жестокосердие; потому что могло статься, что некоторые, воспламенившись соревнованием, будут подражать язычникам и уверуют. Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? Если, говорит, прогневавшись на них, столько даровал другим, и сделал врагов друзьями, то чего не дарует, когда примет их? Тогда будет жизнь из мертвых, то есть нескончаемые блага; ибо на них указывает словом жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Возражение 2. Далее, если бы вознесение Христа было причиной нашего спасения, то в таком бы случае, пожалуй, Его вознесение было бы главной причиной нашего. Но оно было даровано нам Его страстями, в связи с чем читаем: «Имеем дерзновение входить во Святилище посредством крови Его» 327 ( Евр. 10, 19 ). Следовательно, похоже, что вознесение Христа не является причиной нашего спасения. Возражение 3. Далее, дарованное Христом спасение вечно, согласно сказанному [в Писании]: «Мое спасение пребудет вечным» ( Ис. 51, 6 ). Но Христос не восшел на небеса, чтобы пребыть там вовек, поскольку читаем: «Сей Иисус... придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1, 11 ). Кроме того, мы читаем о том, что после Своего восшествия на небеса Он являл Себя на земле многим святым людям, например, Павлу ( Деян. 9 ). Следовательно, похоже, что вознесение Христа не является причиной нашего спасения. Этому противоречит сказанное Им Самим: «Лучше для вас, чтобы Я пошел» ( Ин. 16, 7 ), то есть, чтобы Я оставил вас и восшел на небеса. Отвечаю: вознесение Христа является причиной нашего спасения двояко: во-первых, с нашей стороны; во-вторых, с Его. С нашей стороны, поскольку Вознесение возносит к Нему наши души. В самом деле, нами уже было сказано (1), что Его вознесение содействует [возрастанию], во-первых, веры, во-вторых, надежды, в-третьих, любви. В-четвертых, оно увеличивает наше почитание, поскольку ныне мы чтим Его не как земного человека, а как Бога небес, в связи с чем апостол говорит: «Если же и знали Христа по плоти», то есть, согласно глоссе, как смертного, из-за чего думали, что Он – простой человек, «то ныне уже не знаем» ( 2Кор. 5, 16 ). С Его стороны, поскольку Он при Своем вознесении сделал несколько вещей ради нашего спасения. Во-первых, Он приуготовил нам путь к восхождению на небеса, согласно Его собственным словам: «Я иду приготовить место вам» ( Ин. 14, 2 ), и словам [пророка] Михея: «Идущий пред ними откроет им путь» 328 ( Мих. 2, 13 ). В самом деле, Он является нашим Главой, а члены должны следовать за своею Главой, в связи с чем Он говорит: «Чтобы и вы были, где – Я» ( Ин. 14, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Вопрос 109. Каким образом совершается сакраментальное Священство? Ответ. Таинство Священства заповедано апостолам от Христа, и через возложение их рук до сих пор совершается рукоположение, по преемству епископов, наследовавших апостолам, чтобы раздавать Божественные Тайны, и совершать служение спасения человека, как сказал Апостол: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» ( 1Кор. 4:1 ). Эта должность заключает в себе две [принадлежности]. Во-первых, силу и власть отпускать грехи людей, потому как сказано об этом: «Что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18:18 ). Во-вторых, власть и силу учить, что выражается в следующих словах: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). Итак, Христос послал на проповедь апостолов, а апостолы, рукоположившие других, послали их на то же самое дело, что видно из слов святого Луки: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» ( Деян. 8:17 ). Также: «Когда они служили Господу (то есть, когда приносили Бескровную Жертву Богу) и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13:2–3 ). И Павел: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим. 5:22 ). Благодаря этому рукоположению и никогда непрерывающемуся преемству, только те имеют власть наставлять в спасительном учении, кто послан на это дело; а те, кто не посланы и не избраны на это [служение], те не должны приступать к нему, по словам Павла: «Как им проповедать, не будучи посланными?» ( Рим. 10:15 ). Вопрос 110. Что необходимо соблюдать при этом Таинстве? Ответ. Надлежит испытать лица, приступающие к этому Таинству, чтобы они были пригодны в трех отношениях 77 . Во-первых, чтобы они имели добрую и чистую совесть и были свободны от всех тех преступлений, которые делают их неспособными к получению священного сана 78 . Во-вторых, чтобы они были украшены мудростью и опытностью (πιστμην κα σοφαν), как в распорядительстве Тайнами Божиими, так и в назидании и наставлении простого народа своими поучениями 79 . В-третьих, чтобы они были здоровы и совершенны во всех своих конечностях и членах, необходимых для этого 80 . Вопрос 111. Даются ли какие-либо другие степени, прежде Священства?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Вот, таким образом, три “замера глубины”, которые помогут нашему кораблю в плавании через великопостный архипелаг. Уже достаточно ясно, что Великий пост связан не только с тем, что мы едим и пьем. Теперь давайте попробуем расширить наше восприятие поста, приняв во внимание, во-первых, параллели из Ветхого завета, во-вторых, практику Великого поста в ранней церкви, и в-третьих — особую и специфическую важность поста в сегодняшнем мире. Это покажет нам, что Великий пост связан, во-первых, с принесением мира обратно Богу в благодарении, во-вторых, с крещальным посвящением и с миссионерским свидетельством Церкви и, в-третьих, с тем, как мы относимся к нашим ближним и к окружающей природе. Если мы попытаемся резюмировать смысл поста в трех словах — это будет жертва, научение и участие 6. ЖЕРТВА Ветхий Завет предписывал народу Израиля ежегодно приносить Богу десятину — десятую часть всего, что произвела земля: “Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно” (Втор. 14:22). Эта часть символизировала целое: возвращая Богу начатки того, что Он дал им, израильтяне призывали Его благословение на весь урожай. Этим признавалось, что земля принадлежит Богу, а мы всего лишь распорядители Его даров; и значит, принося десятину, мы, как выражение благодарности, отдаем Ему то, что является Его собственностью. Этот акт возвращения всегда рассматривался народом Израиля не как потеря, но как приобретение. Праздник урожая был временем радости и довольства: “И веселись перед Господом, Богом твоим, ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя…” (Втор. 16:11). Эту идею принесения десятины ранние христиане применили и к Великому посту. Время поста рассматривалось как десятая часть года, отданная Богу 7. Соблюдая пост мы свидетельствуем, что и вся наша жизнь в целом, и каждый ее миг дарован нам Богом; и принося часть, мы призываем Его благословение на все целое. Великий пост, таким образом, символизирует освящение времени. Аскеза поста утверждает, что время не просто подконтрольно нам, так что мы можем эгоистично использовать его как нам вздумается, оно принадлежит Богу; мы же только распорядители времени, а не его хозяева. Великий пост — это возвращение Богу Его собственности, и мы можем отнести к нему слова Божественной литургии, звучащие непосредственно перед призыванием (эпиклесисом) Святого Духа на дары хлеба и вина: “Твоё из Твоего Тебе приносим, во всём и за всё”.

http://predanie.ru/book/219589-velikiy-p...

Ответ. Во-первых, мы должны следить за тем, чтобы это Таинство и все, что к нему относится, совершалось только священниками и никем иным. Во-вторых, чтобы масло было чистым, без всякой примеси, и чтобы больной был православным, кафолической веры, чтобы он исповедал свои грехи перед священником, своим духовником. В-третьих, чтобы во время помазания читалась та молитва , в которой объясняется сила этого Таинства. Вопрос 119. Каковы плоды этого Таинства? Ответ. О пользе и плодах, происходящих от этого Таинства, говорит апостол Иаков: прощение грехов или спасение души, а также здоровье тела. Хотя тело и не всегда получает исцеление, но прощение грехов подается душе кающегося всегда. Вопрос 120. Какой одиннадцатый член веры? Ответ. Ожидаю воскресения мертвых. Вопрос 121. Чему учит этот член веры? Ответ. Учит тому, что после смерти несомненно будет воскресение человеческих тел, как добрых, так и злых, по слову Господа, Который сказал, что «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин. 5:28–29 ). Тела будут те же самые, в которых люди жили в этом мире, как говорит Иов: «Ибо я знаю, что Присносущен Имеющий искупить меня, [и] на земле воскресить кожу мою, терпящую это, ибо от Господа со мною это совершилось. Это я знаю в себе самом, это видели глаза мои, а не другой [человек], все это у меня совершилось во внутренности» ( Иов. 19:25–27 ). Впрочем, это тело, о котором мы говорим, что оно будет то же самое, после воскресения станет нетленным и бессмертным, как говорит Павел: «Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» ( 1Кор. 15:51–53 ). Также следует знать и то, что каждая душа возвратится в свое тело, и тогда вместе с ним получит совершенную и вечную награду по своим делам. Тела нечестивых также будут бессмертны, потому что будут наказываться (κολζεσθαι) вечно. Вопрос 122. Во-вторых, чему учит этот член веры?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. Вопрос 56. О чем говорит нам этот член веры? Ответ. Этот член учит четырем догматам. Во-первых, что Иисус Христос вознесся на небеса и сел по правую сторону Отца со славой и честью в том самом теле, в котором истинно пострадал и воскрес из мертвых. Во-вторых, что Он вознесся на небо только как Человек, потому что как Бог, Он всегда был на небе и [вообще] везде. В-третьих, учит, что Он никогда не оставлял человеческую природу, которую однажды принял от Девы Марии, но опять с ней придет судить, как Ангелы возвестили Апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1:11 ). В-четвертых, этот член учит тому, что вместе со Своей плотью, носимой во время земной жизни, Христос находится только на небе, а не на земле. Но присутствуя таинственным образом в Божественной Евхаристии, Сам Сын Божий, Бог и Человек, присутствует и на земле по пресуществлению (κατ μετουσωσιν). Ибо существо хлеба прелагается в существо Его Святого Тела, и существо вина в существо Его честной Крови. Поэтому нам надлежит прославлять и поклоняться (ν δοξζωμεν κα ν λατρεωμεν) Святой Евхаристии, как Самому нашему Спасителю Иисусу. Вопрос 57. Какой седьмой член веры? Ответ. И вновь грядущего со славой судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца. Вопрос 58. Чему учит нас этот член веры? Ответ. Трем предметам. Во-первых, что Христос опять придет, чтобы судить живых и мертвых, как говорит Он Сам: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» ( Мф. 25:31 ). И это пришествие будет быстрым, «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:27 ). О дне же и часе этого пришествия никто не знает, даже Ангелы ( Мф. 24:36 ). Но этому должно предшествовать следующее: будет проповедано Евангелие всем народам ( Мф. 24:14 ), придет антихрист, произойдут великие войны, голоды, моры, и тому подобное. Кратко сказать, будет великая скорбь, по слову Господа: «Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» ( Мф. 24:21 ). Об этом суде Апостол ясно говорит: «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его» ( 2Тим. 4:1 ). Вопрос 59. Во-вторых, чему учит этот член?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Отвечаю: телесный труд определён к четырём вещам. В первую очередь и по преимуществу – к получению пищи, в связи с чем нашему праотцу было сказано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» ( Быт. 3:19 ); и ещё читаем: «Ты будешь есть от трудов рук твоих» ( Пс. 127:2 ). Во-вторых, он определён к устранению праздности, из которой возникает множество зол, в связи с чем читаем: «Употребляй его», а именно раба, «на работу, чтобы он не оставался в праздности, ибо праздность научила многому худому» ( Сир. 33:28 ). В-третьих, он определён к обузданию похоти, поскольку он является средством усмирения тела, в связи с чем читаем: «В трудах, в бдениях, в постах, в чистоте» ( 2Кор. 6:5–6 ). В-четвёртых, он определён к подаянию, в связи с чем читаем: «Кто крал, вперёд не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное (чтобы было из чего уделять нуждающемуся)» ( Еф. 4:28 ). Таким образом, в той мере, в какой телесный труд определён к получению пищи, он подпадает под обязательность предписания постольку, поскольку он необходим для достижения цели (ведь то, что определено к цели, заимствует свою необходимость от этой цели, будучи фактически необходимым потому, что без него не достигается цель). Поэтому тот, у кого нет никаких иных средств к существованию, обязан трудиться телесно независимо оттого, в каком состоянии он пребывает. Это обозначено словами апостола: «Если кто не хочет трудиться – тот и не ешь», как если бы он сказал: «Необходимость телесного труда обусловливается потребностью в пище». Так что если бы нашёлся такой, кто мог бы прожить без еды, то он мог бы и не трудиться телесно. То же самое можно сказать и о тех, которые не имеют иных законных средств к существованию, поскольку о человеке говорят как о не могущем делать то, что он делать не вправе. Поэтому мы видим, что апостол также предписывает телесный труд в качестве лекарства от греха тем, кто прежде зарабатывал на жизнь незаконным путём. В самом деле, апостол заповедал телесный труд, во-первых, во избежание воровства, что явствует из его слов: «Кто крал, вперёд не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное» ( Еф. 4:28 ). Во-вторых, во избежание домогательств чужой собственности, в связи с чем он увещевает «работать своими собственными руками (как мы заповедовали вам), чтобы вы поступали благоприлично пред внешними» ( 1Фес. 4:11–12 ). В-третьих, во избежание постыдных занятий, с помощью которых иные пытаются заработать на жизнь. Поэтому он говорит: «Когда мы были у вас, то завещали вам сие: “Если кто не хочет трудиться – тот и не ешь”. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся (а именно, как разъясняет глосса, «зарабатывают на жизнь, творя беззаконие») – таковых увещеваем и убеждаем... чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» ( 2Фес. 3:10–12 ). И эти слова апостола, по мнению Иеронима, являются «не столько проповедью, сколько упрёком».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Связан верховнейшаго молитвою, святотать летающий, лютее паде от воздуха и сокруши голени и иже криле восприят, внезапу ног лишися. Тогоже верховнейшаго молитвами и его тезоименитаго трудами, свейский Симон, мняйся от гордыни не по земли ходити, устрелен охроме на постыдение своей гордости Однако, здесь есть и другие возможные смысловые планы: во-первых Карл XII был знаменит скоростью своих передвижений, во-вторых еретик-протестант " непочитатель Креста святаго и лжехристианин " вполне сопоставим с гностиком Симоном. В разработке этого сюжета ощущаются принципы барочной эстетики: аналогия возможна не только по подобию, но и по несходству: Во имя Иисуса Христа Петр хромаго смиреннаго воздвиже и утверди, во имя Тогожде Иисуса Петр ныне гордо ходящаго охроми и крепкаго обезсили В завершении этого сюжета, отметим, что сюжет о падении Симона волхва нашел свое отражение в изобразительном искусстве, в частности, в Петровских воротах Петропавловской крепости, созданных в 1716-1717 годах по проекту Доменико Трезини (деревянный рельеф, изображающий падающего Симона и молящегося апостола Петра вырезал немецкий мастер Карл Оснер Старший). Вероятно, служба в честь Полтавской баталии повлияла на замысел Трезини, или он действовал по прямому указанию царя. Весьма своеобразно представлен в службе сам Полтавский бой: Якоже древле триех отроков, Такожде и нас, посреде огня вражия стоящих, за благочестие невредных сохранил еси, врагов же пояде пламень Сравнение русских воинов с тремя отроками Ананией, Азарией и Мисаилом в пещи огненной (Дан.3, 23-91) вряд ли случайно. В святоотеческой традиции встречается мнение, что они были военачальниками на службе у царя Навуходоносора и, в любом случае, их мужественное свидетельство о едином Боге осмыслялось, как воинский подвиг С другой стороны, это сопоставление тем более удачно, что, согласно книге пророка Даниила, " поднимался пламень над печью на сорок девять локтей и вырывался, и сожигал тех из Халдеев, которых достигал около печи. Но Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их " (Дан. 3, 47-50). Данный образ логически проистекает из рассмотренного выше представления о шведах, как о новых вавилонянах и о Карле, как о новом Навуходоносоре. Однако, он также отражает историческую реальность - во-первых жестокий огонь с обеих сторон во-вторых сравнительно малые потери русских войск по сравнению со шведскими - 1345 убитых русских против 9000 шведов

http://ruskline.ru/analitika/2009/05/08/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010