В живописи сер.- 3-й четв. XX в. портрет М. копийного характера появился наряду с изображениями др. выдающихся духовных лиц в коллекции МДАиС (в наст. время - в фондах ЦАК МДА). По заказу Фонда по премиям памяти митр. Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в течение 2005 г. худож. В. В. Шилов написал 3 повторения портрета М. из коллекции ГИМ (2 - в собрании Макариевского фонда, 1 - собственность автора), к-рые различаются точностью воспроизведения оригинала, оттенками колорита, размерами. Используя как основу подлинный портрет, Шилов предложил и собственную трактовку образа церковного ученого, устранил погрешности в рисунке, присутствующие на портрете-образце, более тщательно проработал детали, немного изменил цветовое решение. В 2004 г. перед зданием Белгородской ДС был установлен памятник М. как выпускнику семинарии (скульптор А. А. Шишков). Там же находится мемориальная доска с его рельефным портретом. Предполагается, что в будущем мемориальные доски отметят все места, связанные с биографией и служением М., в частности его бронзовый бюст работы белгородского скульптора Д. Ф. Горина вскоре будет поставлен возле строящейся деревянной церкви-часовни во имя сщмч. Макария Киевского на родине митрополита в с. Сурково. Рельефный портрет М. помещен на медали лауреата Макариевской премии, на памятной медали М., впервые изготовленной в 2005 г. на Московском монетном дворе. В 2015 г. на С.-Петербургском монетном дворе была отчеканена юбилейная серебряная медаль, посвященная 200-летию со дня рождения М. Лит.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1218; Т. 4. Стб. 295; Макарий. История РЦ. Кн. 1. С. 13; Кн. 2. С. 7; Кн. 3. С. 7; Кн. 4. Ч. 1. С. 13; Кн. 5. С. 7; Духовные светочи России. С. 184-185. Кат. 163-165; Религиозный Петербург/ГРМ. СПб., 2004. С. 426, 526. Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик

http://pravenc.ru/text/2561378.html

Работавшие в ТСЛ мастера, как правило, изображали Д. в красной или бордовой фелони и митре, ориентируясь на живописный портрет, в надписи именовали архимандритом. Ростовое прямоличное изображение Д. (с посохом в правой и свитком в левой руке) наряду с 7 др. почитаемыми в лавре местными святыми написано на запрестольном семисвечнике 1883 г. в алтаре Успенского собора ТСЛ, на мстёрской иконе нач. XX в. на столбике иконостаса ц. прп. Никона Радонежского (волосы и борода с проседью). Вполоборота вправо, с наперсным крестом и посохом (левая рука в молении) святой представлен в росписи алтаря ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842?, поновлялась в 1871, 1947). Преподобные Дионисий и Антоний Радонежские. Икона. Нач. XXI в. Иконописец иером. Филадельф (Захаров) (ризница ТСЛ) Преподобные Дионисий и Антоний Радонежские. Икона. Нач. XXI в. Иконописец иером. Филадельф (Захаров) (ризница ТСЛ) Образ Д. встречается также в тиражной графике, напр. на гравюре с видом Троице-Сергиевой лавры 1725 г. И. Ф. Зубова (РНБ. См.: Ровинский. Народные картинки. Т. 2. Стб. 295; Троицкий собор ТСЛ. Серг. П., 2003. С. 38), на литографии «Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре» 1845 г. (СПГИАХМЗ) - справа за спиной прп. Никона, вместе с прп. Максимом Греком, с разведенными в стороны ладонями. По-видимому, образ Д. вводился в композиции Собора Московских чудотворцев, как предположительно (по др. версии, Дионисий, митр. Московский) на прориси ок. 1902 г. В. П. Гурьянова с иконы «Спас Смоленский с Московскими святыми» 2-й пол. XVII в. из старообрядческого молитвенного дома Преображенского кладбища в Москве ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341; Белоброва. 2005. С. 88). В сер. XIX - нач. XX в. иконография Д. стала более разнообразной, появилась в академических произведениях, где подчеркивался патриотизм его служения. Так, круглая композиция 1851 г. худож. М. И. Скотти (СПГИАХМЗ, из ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Трифоновской) в Москве) воспроизводит напутствие Д. (изображен в профиль, с русой острой бородой, в черном клобуке, с указующим перстом и свитком) воину-защитнику, принимающему патриотическую грамоту. На сев. фасаде храма Христа Спасителя размещалась скульптурная композиция «Прп. Дионисий благословляет кн. Д. М. Пожарского и гражданина К. Минина на освобождение Москвы от поляков» сер. XIX в. работы А. В. Логановского, причем Д. был представлен в мантии со скрижалями и клобуке. Ростовой образ преподобного был включен также в роспись 70-х гг. XIX в. зап. части этого храма возле сюжета «Явление Божией Матери прп. Сергию», с др. стороны - прп. Максим Грек ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 36, 84).

http://pravenc.ru/text/178331.html

С. 165-167; Панченко А. А. Кровавый навет// Он же. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиц. культура рус. мистических сект. М., 2002. С. 161-168; Kuczyska M. Ruska homiletyka XVII w. w Rzeczypospolitej: Ewolucja gatunku - specyfika funkcjonalna: (Cyryl Stawrowiecki, Ewangelia pouczajca, Rachmanów 1619; Joannicjusz Galatowski, Klucz rozumienia, Kijów 1659). Szczecin, 2004; Шпирт А. М. «Мессия правдивый» Иоанникия (Галятовского)//Славяноведение. 2008. 4. С. 37-45; он же. Этно-конфессиональные отношения на восточных землях Речи Посполитой в сер. XVII в.: (Евр.-христ. отношения): Канд. дис. М., 2009. Ркп. Т. Л. Левченко-Комисаренко, В. Г. Пидгайко Иконография Известен парадный портрет И. в рост нач. XIX в. (НКПИКЗ): слева вверху пейзаж, справа рядом с фигурой И. аналой с развернутым свитком, на котором лежит рука архимандрита. На основе этого изображения написан поясной портрет И. 60-х гг. XIX в. (НКПИКЗ), вероятно, происходящий из конгрегационного зала КДА ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 293). И. изображен в рясе, мантии архимандрита и черном клобуке, на зеленых скрижалях с золотым орнаментом помещены в овалах ростовые изображения Пресв. Богородицы; на груди 4-конечный крест, в правой руке - настоятельский жезл, в левой - книга. У И. тонкий нос с горбинкой, изогнутые темные брови с проседью, густые усы и небольшая седая борода (воспроизв. см.: «И монастырь тот подобен небу»: Фотоальбом. К., 2005. С. 60). Е. В. Лопухина Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ЗАХАРИЯ (Копыстенский; не позже 1585 - 1627), архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, правосл. полемист, издатель ИЛАРИОН (Кириллов Иван Андреевич; 1776 - 1851), архим., настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей, духовный писатель ИННОКЕНТИЙ (Гизель; † 1683), архим. Киево-Печерского мон-ря, ректор Киево-Могилянской коллегии, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/577962.html

Сведения об облике О. представлены в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в., где содержатся описания Собора Киево-Печерских святых (имена 130 преподобных, все без указания дней памяти): «Сед, брада Сергиева (прп. Сергия Радонежского.- Авт.), на главе кавтырь или клабук черной, риза преподобническая, испод вохра, руце у сердца сложены вместе» (БАН. Строг. 66. Л. 311 об.- «правая страна», 19-й, назван пустынником; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. 4765, кон. XVIII в.). Согласно этому, зафиксированному в подлиннике варианту «соборной» иконографии Киево-Печерских чудотворцев, фигура О. находится в левой группе святых, почивающих в Ближних пещерах, к-рую возглавляет прп. Антоний Печерский, и замыкает «пятерицу» с образами преподобных (Сисоя Затворника, Феофана Постника, Нестора Летописца (диакона) и Анастасия Затворника) в 7-м ряду снизу. Такое местоположение О. остается действительным для всех традиц. станковых композиций Собора Киево-Печерских святых, в т. ч. для самых ранних гравюр с этим изображением - кон. XVII в. (грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей) и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) ( Ровинский . Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506, 1507). В составе «пятерицы» святых, куда входит образ О., могут быть разночтения (напр., Симон Затворник (см.: Там же. С. 622) вместо Сисоя Затворника). Характерной чертой образа О. является максимальный разворот его фигуры, к-рая представлена в профиль и обращена вправо, к центру; голова покрыта куколем, взор направлен вверх. К памятникам, воспроизводящим данный вариант иконографии, относится ряд гравюр (почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621. 1505); Мартина Нехорошевского, сер. XVIII в. (Там же. 1509); Иоанна Кончаковского, 1771 (1774?) (Там же. 1510); Герасима Проценко, 1821 (Там же. С. 623. 1511) и мн. др. (Там же. 1512-1518; Кн. 4. С. 761. 1505а; С. 761-763. 1517)); икон (напр., из Киево-Печерской лавры, 2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ; из мастерской Киево-Печерской лавры, сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове; иконописца из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.), 2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова, и мн. др.); литографий (напр., 1893 г., ГЛМ; на хромолитографии кон. XIX - нач. XX в., Почаевская Успенская лавра) и мн. др. В большинстве случаев в нимбе при имени содержится указание на пустыннический подвиг святого, как, напр., на иконе 1-й трети XIX в. (КБМЗ): «П. Онисимъ Пустын.».

http://pravenc.ru/text/2578417.html

СПб.; М., 1994. Т. 1: Факсим. воспроизв. рукописи. Л. 110; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 343). Рака с мощами прп. Дамиана в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2006 г. Рака с мощами прп. Дамиана в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2006 г. Одно из ранних произведений - ксилография работы мастера Илии в цикле гравюр для Киево-Печерского патерика (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661) с 2-частной композицией. Вверху - фронтальное ростовое изображение Д. в виде старца с небольшой седой бородой, в мантии и куколе, с благословляющей десницей и четками в опущенной левой руке; на дальнем плане - виды мон-ря и Ближних пещер. Внизу - сюжет с ангелом, склоненным над лежащим преподобным, иллюстрирует повествование Патерика о видении умирающему Д. (надпись: «Ко Демиану прииде ангел во образе Феодосия обеща ему царство» - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 627). На гравюре для издания Патерика 1702 г. работы Леонтия Тарасевича фигура Д. помещена в верхнем регистре, вполоборота вправо, с немного склоненной головой и крестообразно сложенными на груди руками, на левой руке - четки. Поза святого, рисунок черепа на поземе с цветущими травами напоминают о необходимости приготовления к смерти. На заднем плане, по тексту Патерика, добавлены сюжеты ночного бдения святого с чтением духовных книг и его дневных трудов - исцеления больных, приносимых в обитель. В нижнем регистре в картуше - композиция с ангелом, повторяющая гравюру мастера Илии. К образу, созданному Тарасевичем, восходит описание внешнего облика святого в иконописном подлиннике кон. XVIII в.: «Сед, плешив, брада проста, доле Николиной, на плечах схима, риза преподобническая, испод лазорь» (БАН. Строг. 66. Л. 312, «правая страна», 26-й). В сводном подлиннике XVIII в. Г. Д. Филимонова под 5 окт. о нем сказано: «Подобием надсед, брада подоле Богословли, в клобуке, ризы преподобническия, правая рука благословенна, в левой лестовка» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 167). Вместе с преподобными Иеремией и Матфеем Киево-Печерскими он упомянут также под 5 окт.

http://pravenc.ru/text/168750.html

Арх.: ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Т. 2. Д. 2614. Соч.: Кр. ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры: С прил. знатных происшествий, случившихся в оной. СПб., 1782. М., 1790, 1796, 1801, 1809, 1815, 1818, 1824; Слово, говоренное 24 нояб. 1793 г. в Большой придворной церкви в день тезоименитства имп. Екатерины Алексеевны. СПб., 1793. Пер.: Серан де ла Тур. История о Епаминонде, фивском полководце, с примеч. историческими и критическими. М., 1774. Ист.: Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. доп. С. 17-19; Яковлев А. А. Записки/Вступ. ст.: В. А. Андреев. М., 1915. Лит.: Евгений. Словарь. Т. 2. С. 144, 145; Пассек В. В. Ист. описание Моск. Симонова монастыря. М., 1843. С. 222; Снегирёв И. М. Новоспасский мон-рь. М., 1843. С. 98-99; Смирнов С. К. История Моск. Славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 323, 324, 354, 355; он же. История Троицкой лаврской семинарии. М., 1867. С. 351-352, 372, 374, 505-506; Макарий (Миролюбов), архим. История Нижегородской иерархии. СПб., 1857. С. 181-187; Чередеев К. К. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне. Тверь, 1859. С. 147-149; Крылов А. П. Иерархи Ростово-Ярославской паствы, в преемственном порядке с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 268-278; Филарет (Гумилевский). Обзор. 1884. С. 389; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 297-298; Титов А. А. Павел (Пономарёв), архиеп. Ярославский и Ростовский//РА. 1910. Кн. 2. 7. С. 439-445; Святители земли Нижегородской/Сост.: игум. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 100-102. Д. Б. К. Иконография Прижизненные портреты П., вероятно, не сохранились. Поясной живописный портрет П. написан П. Ф. Рыбниковым в кон. 1809 г. (поправлен К. Я. Каниевским в 1836; ИРЛИ (ПД). И. 2853) для портретной галереи членов Российской академии, размещавшейся в зале академических собраний Российской академии в С.-Петербурге. П. изображен вполоборота влево в черной рясе и черном клобуке, на груди - панагия, звезда и знак ордена св. Александра Невского на орденской ленте; у П.- черная курчавая борода, длинные вьющиеся волосы лежат на плечах. В кон. 30-х гг. XIX в. по рис. М. А. Кашенцева с этого портрета была создана литография (с большой точностью воспроизводящая живописный оригинал) для сер. «Литографированные портреты членов Российской Академии», печатавшейся к 50-летнему юбилею академии по инициативе ее президента А. С. Шишкова (СПб., изд. А. О. Мошарского, 1835-1841; ИРЛИ (ПД). ПД-10193; экземпляры в ГМИИ, ЦАК МДА).

http://pravenc.ru/text/2578499.html

Антонием Киево-Печерским (М. предпоследний, перед ним святые Михаил, митр. Киевский, и Симеон, еп. Суздальский, за ним Ефрем, еп. Переяславский). Как и др. иерархи (кроме митр. Михаила), М. изображен в подряснике, мантии, с омофором, на голове митра. Характерной деталью изображения М. в данной композиции является жест крестообразно сложенных на груди рук. Данное расположение, как и указанные черты образа М., является постоянным для иконографии «Собора…»; такая схема воспроизводилась вплоть до кон. XIX в. на большом количестве гравюр и литографий начиная с 1-й пол. XVIII в. (см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506; 1507 - с датировкой кон. XVII в.): напр., на киевской гравюре мастера Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ); на гравюре почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского; на гравюре 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского и ее копии 1821 г. работы Герасима Проценко (Там же. Кн. 3. С. 621-633. 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517). Изменения в иконографии святого появляются, очевидно, в связи с недостаточной ясностью для художника образца или с желанием его унифицировать. Так, на тонолитографии 1893 г. (ГЛМ) у М. оставлена в поле зрения только правая рука, но не с благословляющим жестом, как и у др. архиереев в этом ряду, а лежащая на груди; на раскрашенных гравюрах 1-й трети и 1-й четв. XIX в. (ГЛМ; РГБ) все архиереи в этом ряду изображены с благословляющей десницей; на хромолитографии 1894 г. (РГБ) правая рука М. лежит на ладони левой и т. д. К изображениям «Собора...», точно передающим начальную схему композиции, в т. ч. с характерным жестом М., относятся иконы: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ); XVIII в. (в среднике 3-створчатого складня, створки XIX в., ЦМиАР); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); 2-й пол. XIX в. из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город Брянской обл.) (собрание Ф. Р. Комарова) и др. На иконе сер. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен.

http://pravenc.ru/text/2563006.html

1915. Ч. неофиц. 5. С. 115-116; Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосиб., 1974; Голубцов С. В. Омская епархия: Начало. Омск, 2016. С. 70-72. Вскоре после смерти П. в мастерской Киево-Печерской лавры был создан его парадный ростовой портрет (кон. XVIII в., НКПИКЗ; см.: Украïнський портрет XVI-XVIII ст.: Кат.-альбом/Авт.-укл.: Г. Бeлikoba, Л. Членова. К., 2004. С. 182-183. 170), находившийся, вероятно, в сев. приделе первомч. Стефана Великой Успенской ц. лавры над местом погребения П. ( Лопухина Е. В. Портрет в барочном интерьере Успенского собора Киево-Печерской лавры//Филевские чт.: Тез. 9-й науч. конф. по проблемам рус. худож. культуры XVII - 1-й пол. XVIII в., 10-12 окт. 2006 г./ЦМиАР. М., 2006. С. 48). Позднее портрет перенесли в ризницу храма, а затем в лаврскую библиотеку; упоминания о портрете в приделе Преображения на хорах Успенской ц.: Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. К.; СПб., 18816. С. 191). Святитель представлен вполоборота вправо в коричневой рясе, темно-голубой архиерейской мантии с красными скрижалями и в белом клобуке с воскрилиями, пальцы правой руки сложены в именословном благословении, в левой - высокий жезл с белым сулоком, на панагии - образ Спасителя. У П. характерные черты смуглого лица: широкие скулы, орлиный нос, опущенные внешние уголки карих глаз, короткая, раздвоенная на конце узкая борода с легкой проседью. П. показан на коричневом фоне в интерьере со светлой портьерой и с покрытом красным сукном столе с Распятием и книгой. В правом верхнем углу - архиерейский герб с литерами имени и титулатуры П.; внизу написаны краткие биографические сведения о нем. Сохранилось неск. поясных повторений этого портрета (3 в собрании НКПИКЗ), один из них, судя по размерам, происходит из конгрегационного зала КДА ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 294. 58). На портрете кон. XVIII - нач. XIX в. (НКПИКЗ) точно воспроизводятся не только специфические особенности внешности святителя, но и детали его облачения, рисунок герба; внизу - сокращенный текст подписи (репродукция с портрета: Титов А. А. Павел Конюшкевич, митр. Тобольский и Сибирский//ИВ. 1888. Т. 31. Янв. С. 181, 186).

http://pravenc.ru/text/2581799.html

Владимиром в храмах С.-Петербурга - в Исаакиевском соборе (1863-1869, Е. Г. Солнцев, А. Н. Фролов, М. П. Муравьёв по оригиналу Ф. П. Брюллова) и соборе Воскресения Христова (Спаса на Крови) (1900-1907, мозаичная мастерская В. А. Фролова по эскизу Н. П. Шаховского), оформленных по имп. заказу. В графике изображения О. многообразны, часто они вводятся в циклы, посвященные событиям российской истории и генеалогии рус. князей. На гравюре 80-90-х гг. XVIII в., изданной А. М. Белосельским-Белозерским (СПГИАХМЗ, перегравировка эстампа А. Хаккенауэра, возможно, изображена актриса А. Д. Каратыгина (Перлова) в роли О., см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1392), овальный погрудный «портрет» О. возносят ангелы в лучах света, на ее голове изображена необычная высокая корона; внизу на постаменте надпись: «Прекраса или Ольга, въ С. Kpeщehiu Елена…». К подобным изображениям восходит оплечный образ О. в овальном медальоне на гравюре «Великие князья и цари Российские» нач. XIX в. (ГЛМ), на литографии «Таблица русских государей от Рюрика до Александра II» (1858, цензурный экземпляр 1862 - ГЛМ). На гравюре ок. 1805-1807 гг. А. А. Осипова в издании П. П. Бекетова (в кн.: Филиповский Е. Е. Пантеон российских государей: Кр. ист. и хронологическое описание жизни и деяний вел. князей российских, царей, императоров и их пресветлейших супруг и детей. М., 1805. Ч. 1. IV) погрудный образ О. с наперсным крестом помещен на обелиске, ангел венчает ее лавровым венком (аналогичное изображение святой - на эстампе О. Цветкова, 1859, РГБ). На литографии ок. 1846 г. (в кн.: Отечественный пантеон, или Жизнь вел. князей, царей и императоров. М., 1846. [Ч. 1]) и ее последующих повторениях (напр., в кн.: Иллюстрированная хронология истории Российского гос-ва в портретах. СПб., 1909; М., 1990р. С. 7) О. представлена в горностаевой шубе, с крестом на шее, в имп. короне, с к-рой свисает прозрачный плат. В 1877 г. в киевской типографии С. В. Кульженко была издана литография (ГИМ) с поясным изображением О., воспроизводящим роспись в капелле Мазепы (собор Св. Софии в Киеве). Святая запечатлена также на московской литографии 1862 г. (РГБ), на ксилографии кон. XIX в. (ГИМ), на хромолитографии 1870 г. с древнего оригинала (в кн.: Оболенский М. А. Несколько слов о первоначальной рус. летописи. М., 1870) и др. На рисунке тушью и акварелью из собрания по иконографии рус. святых кн. М. А. Оболенского (сер. XIX в., Красноярский краевой КМ) в руках О.- большой 7-конечный крест и потир. На киевской хромолитографии 1903 г. по оригиналу И. С. Ижакевича (из серии «Подвижники православия», экземпляры в КБМЗ, УИХМ) О.- в преклонном возрасте, стоит, несколько повернувшись вправо, возле трона, правая рука поднята с крестом, в левой свиток с текстом: «Просвтитъ Б[о]гъ люди Pocciйcki».

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Примеры совр. иконографии Г.- иконы московского худож. В. В. Близнюка, находящиеся в Соловецком мон-ре: оглавный образ 1992 г. возле раки преподобного, «Избранные Соловецкие святые, с видом обители» сер. 90-х гг. XX в. и написанный тогда же «Собор соловецких святых» - 2 группы преподобных на острове, в окружении моря. Лит.: Ровинский Д. А. Виды Соловецкого мон-ря, отпечатанные с досок, хранящихся в тамошней ризнице. СПб., 1884; Памятник с Соловецких островов: Икона «Богоматерь Боголюбская с житиями Зосимы и Савватия» 1545 г./Текст Н. А. Маясовой. Л., 1970. (Публ. одного памятника; 7); Кукушкина М. Н. Монастырские б-ки Рус. Севера. Л., 1977. С. 95; Вереш С. В. Эволюция облика Соловецкого мон-ря по его изображениям//Архит.-худож. памятники Соловецких островов/Под ред. Д. С. Лихачёва. М., 1980. С. 205-229; Повесть о Зосиме и Савватии: Факс. воспроизв. М., 1986; Русские мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. [Б. м.], 1997. С. 109; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. СПб., 1996. С. 68-69, 144. Кат. 68; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453; Т. 2. С. 84-85; Клевцова Р. И. Почитание прп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких//Макариевские чт. Можайск, 1998. Вып. 6. С. 155-167; Северные письма: Собр. АМИИ: Кат./Сост.: О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. С. 90. Кат. 164; Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст./ГИКМЗ «Моск. Кремль». М., 2001. С. 66-69. 9; С. 128-129. 37; С. 200-201. 68; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Кат. збережених пам " яток Киïвського Церк.-археол. музею 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002. С. 26, 135. Кат. 8; Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. С. 136-137. Кат. 90; Юферева Н. Э. Соловецкие преподобные в миниатюрах лицевых житий Зосимы и Савватия кон. XVI - нач. XVII в.//Книжное наследие Соловецкого мон-ря XVI-XVII вв.: Тез. докл. Соловки, 2005. С. 6-8.

http://pravenc.ru/text/164711.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010