(цв. табл. 47) В этом аспекте обратим внимание и на икону 1885 г. «Собор архангела Михаила с избранными святыми», происходящую из Холуя. В дробнице на ее нижнем поле содержится надпись: «В память мученической кончины императора Александра II Николаевича и в честь августейшего семейства ныне благополучно царствующего императора Александра III Александровича». На левом торце доски, видимо, рукой иконописца поставлено пояснение: «Изображение императора Александра III. Артамонов А.Н.» Это пояснение, скорее всего, означало волю заказчика и подразумевало придание лику Александра Невского – тезоименитого святого и покровителя «благополучно царствующего» Александра – реальных черт лица самого императора. Как художественные приемы Ивана Афанасьева, так и приемы мастера последней иконы отсылают нас к барочной символике зеркала и поэтике загадки, в чем мы можем убедиться на более ранних примерах. Так, барочный символ зеркала в портрете царя Федора Алексеевича (около 1680 г.) загадочно уяснял его «божественное происхождение»: над представленной в рост фигурой изображен лик Спаса Нерукотворного с чертами лица царя Алексея Михайловича, то есть отца Федора Алексеевича. (илл. 163) Изображения тезоименитых святых с чертами лица царя или его окружения все более начинают появляться с конца XVII в, Исследователи отмечают, что лики на некоторых из икон церкви Покрова в Филях списаны с представителей семьи Нарышкиных (см.: РЖ, 1977, с. 96). На гравюре Иннокентия Ширского 1683 г., воспроизведенной в книге Лазаря Барановича «Благодать и Истина Иисус Христос » (Чернигов, 1683), правительница Московского государства Софья Алексеевна изображена в виде апокалиптической жены, с распущенными волосами и с крыльями орла, оберегающей царей Иоанна и Петра (Ровинский, 1881–1893, Атлас, вып. 1, 3). Л. Тарасевич представил Федора Шакловитого в образе великомученика Феодора Стратилата (Ровинский, 1900, с. 23, илл. 32). Как мы уже упоминали, Екатерина П приказала себя изобразить в образе св. Екатерины в иконостасе, который она пожертвовала Успенскому собору во Владимире. «Сниженные», ремесленные варианты образа св. Екатерины с индивидуальными чертами лица императрицы сразу же широко распространятся в конце XVIII – начале XIX в. Наконец, вспомним старовера в «Запечатленном ангеле» Н.С. Лескова, сетовавшего, что «новейшие художники начали с того, что архистратига Михаила с князя Потемкина Таврического слали изображать».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

По сторонам Великой лаврской церкви с Киево-Печерской иконой Успения Пресв. Богородицы над ней представлены 2 группы святых: левую группу святых, почивающих в Ближних пещерах, возглавляет прп. Антоний Печерский, правую, чьи мощи покоятся в Дальних пещерах,- прп. Феодосий Печерский. Если в подлинниках относительно местоположения Н. С. сказано: «правая страна, 25-й», то в этой композиции его образ помещается в левой группе, в 9-м снизу ряду, открывающим «пятерицу» святых - Дамиана Целебника, Агапита Врача, Матфея Прозорливого, Иеремии Прозорливого (расположение образа Н. С. рядом с образами святых Киево-Печерских врачевателей обусловлено его почитанием как целителя от болезней ног). Н. С. изображен оглавно, в клобуке (или в куколе). Самые ранние примеры гравюр со ставшей классической схемой Собора Киево-Печерских святых упоминает Д. А. Ровинский: кон. XVII в., грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей, и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506, 1507). В XVIII и XIX вв. такие композиции воспроизводились на эстампах, были распространены в иконописи, в т. ч. в вариантах миниатюрной живописи, напр. на эмалевых иконках. Примеры гравюр: почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621. 1505); Мартина Нехорошевского (сер. XVIII в. Там же. 1509); Иоанна Кончаковского (1771/74; Там же. 1510); Герасима Проценко (1821; Там же. С. 623. 1511) (Там же. 1512-1518; Кн. 4. С. 761. 1505а; С. 761-763. 1517) и мн. др. Примеры икон: из Кириллова Белозерского мон-ря (1-я треть XIX в., КБМЗ); из Киево-Печерской лавры (2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ, см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); из мастерской Киево-Печерской лавры (сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); иконописца из посада Клинцы Стародубского уезда Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.) (2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова); на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87) и мн. др. Редко, но встречаются варианты др. иконографии святого в этой композиции при сохранении размещения его фигуры в общей схеме. Так, напр., на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ) Н. С. показан «беседующим» с прп. Дамианом Целебником, т. е. обращенным от центра влево (Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28). Как правило, в нимбе при имени святого указано его прозвание, в т. ч. на поздних памятниках: напр., на иконе посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария) - «прп. Никонъ Сухий». За недостатком места на миниатюрных эмалевых иконках надпись нередко отсутствует, но образ Н. С. опознается в своем ряду благодаря сохранению схемы композиции, как, напр., на иконке из ЦМиАР.

http://pravenc.ru/text/2577577.html

В составе композиции «Собор Киево-Печерских святых» расширенного извода, формирование к-рой связано с процессом установления почитания Печерских чудотворцев в 80-х гг. XVII в., образу Н. отведено устойчивое в большинстве случаев место в группе преподобных «правой страны», почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах. Он представлен 1-м из 5 святых в 11-м снизу ряду; в эту «пятерицу» помимо Н. входят преподобные Онуфрий Молчальник, Исаия Постник, Спиридон Чудотворец и Прохор Лободник. Данная схема являлась действующей для большинства гравюр, литографий, икон с композицией «Собор Киево-Печерских святых» вплоть до кон. XIX в. Д. А. Ровинский приводит имена святых в порядке их следования на гравюре почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621. 1505) и отмечает аналогичные этой работе гравюры др. мастеров, самые ранние из которых датирует кон. XVII в. (грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей) и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) (Там же. С. 623. 1506, 1507). В числе подобных примеров середины века - работы московского гравера Мартина Нехорошевского (Там же. 1509) и киевская гравюра Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ; Там же. 1508), на которой при имени Н. в нимбе дана характеристика монашеского свойства святого, отличавшегося послушливостью: «      » (ср. воспроизведение надписи у Ровинского по гравюре Гочемского: «П. Hekmapiu послушн.»; Там же. С. 621. 1506 (10); см. также упоминания о подобных гравюрах: работы Иоанна Кончаковского (1771/74; Там же. 1510), ее копии Герасима Проценко (1821; Там же. С. 623. 1511) и др. (Там же. 1512-1518; Кн. 4. С. 761. 1505 а; С. 761-763. 1517)). Устойчивыми элементами иконографии святого в данной композиции являются: оглавное или оплечное изображение, продиктованное его расположением в верхнем ряду; клобук на голове; возраст, близкий к преклонному. В иконописных произведениях, к-рые следуют ранней традиции иконографии «Собор Киево-Печерских чудотворцев», сохраняются те же черты, присущие гравированным работам, напр. на иконах: посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове) - везде Н. назван Послушником. Без указания в нимбе достоинства как монах-послушник он изображен, напр., на иконе 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), 2-й пол. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова). По разным причинам (гл. обр. поздних ошибочных поновлений) образ святого оказывается смещен или даже вытеснен из композиции. Примером последнего является икона 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), где отсутствие определения при имени, к-рое могло бы способствовать идентификации святого, привело к тому, что 1-й преподобный в «пятерице» 11-го ряда поименован Нестором, а святой с именем Нектарий отсутствует.

http://pravenc.ru/text/2564866.html

Далее в описании собора во имя Архангела Михаила использована статья А. Голосова, опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1900 Храм во имя Архистратига Михаила. Главный, западный вход украшали уникальные двери (2-я половина XVII века), обшитые медными пластинами - клеймами (сейчас находятся в Эрмитаже Санкт-Петербурга). Размер пластин 221 см на 133 см. Двери сверкали позолотой и серебром. Их пластины (из 52 сохранилось 45) покрыты гравированными изображениями различных библейских сцен. Сама гравировка плоскостная, фигуры людей и животных очерчиваются тонкими и изящными врезными линиями. Все пластины посеребрены, а изображения главных персонажей вызолочены. Традиция подобной гравировки соборных входных дверей идет от глубокой древности. Очевидно, в XVII веке в какой-то степени пытались воспроизвести древнейший образец. Украшали пластины не менее двух мастеров: при реставрации врат на двух клеймах с обратной стороны были обнаружены резные знаки граверов - несколько различные между собой изображения цветов в вазоне. Крупнейший знаток русской гравюры Д.А. Ровинский описывая гравировальное искусство XVII века называет двери Архангельского монастыря в числе наиболее лучших произведений искусства XVII века. «… Въ числе самыхъ замечательныхъ назову окладъ Евангелия работы Афанасия Трухменскаго, описанный въ Словаре подъ его именемъ, и 45 дощечекъ, составляющихъ входную дверь въ Соборе Великоустюжскаго мужскаго монастыря. На этихъ дощечкахъ, выполненныхъ въ манере Леонтия Бунина, сцены изъ книги бытия, очень подробная история Иосифа, двенадцать Сивиллъ и т. д.» Кроме этого Д. А. Ровинский говорит о том, что «такого же пошиба медныя дощечки съ изображениями изъ библии наколочены на наружныхъ дверяхъ единоверческой Церкви Святого Николая во Пскове». Упоминание «золотых врат» Архангельского собора находим и в описании Михайло-Архангельского монастыря Голосова А. «… при входе въ храмъ внимание приковывается къ входнымъ западнымъ дверямъ, искусно гравированнымъ на меди пунктировкой съ резными позолочпенными изображениями ветхозаветныхъ патриарховъ и событий изъ жизни Пластины с гравировкой вероятней всего появились после строительства каменного Архангельского собора в 1653-1656 годах.

http://sobory.ru/article/?object=00247

В 1933 году В. Д. Айналов опубликовал текст рукописи 4523 из бывшей библиотеки духовной семинарии в Симферополе, якобы воспроизводящий надпись на обороте Тихвинской иконы Божией Матери с упоминанием иером. Игнатия Грека " из монастыря Михаила Архангела " . Опираясь на это сомнительное свидетельство, имеющее черты подлога, В. И. Антонова сочла факт существования иконописца Игнатия Грека доказанным и приписала ему икону Божией Матери " Перивлепта " 2-й пол. XIV в. (СПГИАХМЗ). Исторически достоверные работы Игнатия Симоновского неизвестны. В " Описании о российских святых " (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.) сказано, что " преподобные отцы Варфоломей блаженный, келарь Иоанн Златый и Игнатий иконописец преставишася в лето 6950 (1442) положены в Москве в Симоновом монастыре " . Образ святого встречается на иконах Собора Московских святых, напр. на переводе с иконы не ранее второй половины XVII века, выполненном В. П. Гурьяновым. Игнатий изображен в составе 37 святых, в 1-м ряду снизу справа, вместе с преподобными иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом,- оглавно, старцем с клиновидной бородой средней длины, с небольшой залысиной на лбу, на нимбе подпись: «пр. Urhamiй Иконописецъ» . Литература Использованные материалы   Пространная редакция монастырского устава, нач. XVI в.; Слово 10. «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырях, иже в Русской земле»   Иосиф Волоцкий, прп. Духовная грамота//ВМЧ. 1868. Сент. Дни 1-13. Стб. 552   ПСРЛ. 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 505   цит. по: Барсуков. 1882. Стб. 206; см.: Ровинский. 1856. С. 146 (назван Игнатием Златым)   Снегирёв И. М. Древности Российского гос-ва. М., 1849. Отд. 1. C. 26; то же см.: Ровинский. 1856. С. 150   Собко. 1895. Стб. 445-446   НПЛ. С. 348   Ainalov D. Geschichte der russischen Monumentalkunst zur Zeit des Grossfürstentums Moskau. B.; Lpz., 1933. S. 91-92   С. 72; Барсуков. 1882. Стб. 86   см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341, 616-617 Редакция текста от: 09.08.2020 08:51:19

http://drevo-info.ru/articles/13679753.h...

Павла к Евреям (Евр 5. 4). В ростовских произведениях (настенный образ Д. в рост, на дереве, нач. XIX в., поновлен в 1875 г. А. Н. Бубновым, из храма свт. Димитрия Ростовского Спасо-Иаковлевского мон-ря), особенно в нач. XX в. заметно стремление к точному воспроизведению ранних прототипов, украшенных элементами стиля «модерн» (поясная икона из Спасо-Иаковлевского мон-ря). Известная икона-образец Д. в фигурной серебряной раме - дар имп. Екатерины II к св. мощам нового чудотворца - была написана в 1759 г. итальянским худож. П. А. Ротари (местонахождение неизв., сохр. фотографии раки с иконой 20-х гг. XX в., см.: Мельник А. Г. Надгробные комплексы ростовских святых в XVII - нач. XX в.: Осн. тенденции формирования//ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 465, 474. Ил. 12, 30). В том же году Яковом Васильевым образ был скопирован и переведен в резцовую гравюру (ГИМ, см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 384, 503). Погрудное изображение Д. вполоборота влево, в саккосе, омофоре и митре, с лучеобразным нимбом, заключено в традиц. для гравированных портретов этого времени овал на постаменте, к-рого не было на оригинале. По классификации Ровинского, 6 гравюр относятся к «типу Ротари», в т. ч. 1763-1765 гг. работы Е. Г. Виноградова (оттиск кон. 80-х гг. XVIII в.- ЦАК МДА), свящ. Д. Пастухова, П. А. Антипьева, А. А. Осипова, И. Розонова (нач. XIX в., РГБ) с аналогичным орнаментом облачений. Существовали живописные копии с образца на холсте (XIX в.?, ГМЗРК), иконы и эмалевые образки с близким типом изображения лица, где в отличие от гравюр дописаны руки (нач. XIX в., частное собр.). В Спасо-Иаковлевском мон-ре на создании копий специализировался живописец В. А. Птичников. Бытовали также литографии с оплечным образом Д., напр. сер. XIX в., издание И. Х. Дациаро ( Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 287-288). Свт. Димитрий Ростовский.Фрагмент гравюры Я. Васильева. 1759 г. (ГИМ) Свт. Димитрий Ростовский.Фрагмент гравюры Я. Васильева. 1759 г. (ГИМ) Более поздний по исполнению образ Д. на металле в академической живописной манере, созданный худож. В. К. Шебуевым по заказу графини А. А. Орловой-Чесменской в нач. XIX в. (ГМЗРК, первоначально считался работой В. Л. Боровиковского), почти не имеет живописных и графических повторений. Исключением является икона 1-й трети XIX в. (ГМЗРК), автор к-рой попытался усилить индивидуальные черты в образе Д. и добавил на столе Распятие вместо свечи как привычный атрибут его иконографии. Уже в 60-х гг. XIX в. были написаны «портреты» Д. для серий изображений выдающихся деятелей рус. гос-ва и Церкви в Румянцевском музее в Москве и конгрегационном зале КДА ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 229, 293). Почитание святителя выразилось также в распространении живописных списков и эстампов с портретов его «благочестивого родителя» Саввы Туптало (музеи Киева, ГМЗРК, литографии сер. XIX в. и 1871 г. в ЦАК МДА).

http://pravenc.ru/text/178011.html

В качестве основного аргумента по поводу местонахождения подлинника чудотворной иконы Лебединцев приводил описание полулистовой гравюры на меди кон. XVII в. с изображением Л. и. из Олсуфьевского собрания, принадлежавшего кн. К. Э. Белосельскому-Белозерскому. Особенностью гравюры являлась пространная надпись в нижнем регистре: «Изображенïе чудотворныя иконы пресвтои бдцы любецкоï яже блаженноï памяти преосвященныи силвестер каков (Косов.- Авт.) митрополит киевски з стран заднепровских с подобающею с честию в бгоспасаемыи град киев привезе и постави ю в святые софиï цркви идеже доднесь на црскими враты благоговеснно покланяема есть», и далее указано, что по благословению митр. Варлаама (Ясинского), архиепископов Лазаря (Барановича) и Феодосия (Углицкого) был сделан список чудотворной Л. и. и поставлен в 1698 г. в Воскресенском храме любечского Антониева мон-ря (воспроизведение надписи см.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. 1270. С. 513-514). Гравюра, описание к-рой опубликовал Д. А. Ровинский, в мельчайших подробностях соответствует «Любечской иконе Богоматери» (дерево, темпера, 66 ´ 40 см. Инв. 1344) из фондов Национального музея истории Украины (собрание П. П. Потоцкого), размещавшегося в 1-й пол. XX в. в т. н. Музейном городке на территории Киево-Печерской лавры. Согласно атрибуции Л. С. Миляевой, икона написана иером. Иннокентием (Щирским). Список Любечской иконы Божией Матери. XVIII в. (?) (Спасо-Преображенская ц., Любеч) Список Любечской иконы Божией Матери. XVIII в. (?) (Спасо-Преображенская ц., Любеч) Икона отличается сложным композиционным построением в 3 регистра и насыщенностью символами, эмблемами и метафорами, что характерно для укр. барочной традиции XVII в. В центре находится изображение Л. и. Слева от нее - прав. Анна Пророчица, справа - свт. Иоанн Златоуст. Они держат свитки с надписями: «Господе, призри и виждь, посети виноград сей. Его же насади десница твоя». Виноград в данном контексте можно рассматривать как символ Церкви Христовой, прав. Анну с изображением на груди сердца с крестами (в католической традиции) - как образ небесного сретения.

http://pravenc.ru/text/2561034.html

Оба в левой группе чудотворцев, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах. П. занимает более «почетное», нежели М., место: он представлен в нижней части композиции непосредственно за фигурой прп. Феодосия Печерского; П. открывает 2-й ряд «пятерицы» преподобных Агафона Чудотворца, Лукиана, Тита Воина и Лонгина Вратарника. Фигура М. находится в верхней части композиции, в предпоследнем, 8-м снизу ряду; как и П., он открывает «пятерицу» преподобных, в к-рую включены Нестор Некнижный, Мартирий и Ахила Диаконы и Пимен Постник. Данная схема воспроизводилась до кон. XIX в. и известна по большому количеству гравюр и литографий. Д. А. Ровинский на примере иконографии листовой гравюры почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского публикует аналогичные гравированные изображения, датируя 2 наиболее ранних из них кон. XVII в. и 1-й пол. XVIII в. (см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506, 1507); гравюру 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского и ее копию 1821 г. работы Герасима Проценко (Там же. Кн. 3. С. 621-633. 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517). К тому же изводу относится киевская гравюра Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ), на к-рой М. изображен держащим крест в левой руке; образ П. имеет в подписи в нимбе уточнение о его монашеском делании: «      » (у Ровинского эта надпись с гравюры Гочемского воспроизведена как «П. Nauciu калинникъ»; см.: Там же. С. 622. 506(73)). То, что отмечено как общие принципы и закономерности композиции «Собор Киево-Печерских святых» на примере эстампов, будет верно и для икон. Наиболее ранними и соответствующими традиц. схеме с сохранением при имени Паисий эпитета «Келейник» являются иконы: посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28) - М. обращен к центру, в мантии, на голове клобук, борода седая средней длины, седые же вьющиеся волосы до плеч, подпись в нимбе: «      », П. представлен в повороте к центру композиции, голова не покрыта (куколь на плечах), в волосах на голове и в сужающейся книзу бороде незначительная проседь, подпись в нимбе: «        »; 1-й трети XIX в.

http://pravenc.ru/text/2563016.html

Ермоген. Гравюра А. А. Осипова. 1821-1824 гг. (ГИМ) Описание внешнего облика Е. включено в нек-рые иконописные подлинники кон. XVIII в., 20-х гг. XIX в.: «Подобием сед, брада доле Иовли, курчевата, власы с ушей, в шапке и во амфоре (омофоре.- Авт.) со Евангелием, сак (саккос.- Авт.) лазорь, испод бакан» (БАН. Строг. 66. Л. 150 об.- в отдельном перечне без указания дня памяти); «сед, брада подоле и шире Григориевы Богослова, повилась, власы с ушей, в саку лазорь, амфор и Евангелие» (РНБ. Погод. 1931. Л. 167 об.- 10 июня). В XVIII-XIX вв. существовали портреты Е., создававшиеся под влиянием Титулярников. Один из них находился в ц. ап. Андрея Первозванного в Чудовом мон-ре Московского Кремля среди изображений (каждое 115×88 см, в овалах) др. патриархов, упоминающихся в Описи икон, серебряных предметов, тканей и книг Чудова мон-ря 1924 г. (ГММК ОРПГФ. Ф. 20. Оп. 1924 г. Ед. хр. 41. Л. 238. 2107). По-видимому, этот портрет, иконография к-рого ориентирована на Титулярник 1672-1673 гг., воспроизведен с указанием на его происхождение из Чудова мон-ря ( Восторгов И. И., прот. Во славу св. Гермогена, патриарха Всероссийского: Слова, сказанные в ожидании прославления его и после прославления. М., 1913. С. 3. Ил.). Подобные типы изображения встречаются на гравюрах А. А. Осипова , напр. на сделанной по заказу П. П. Бекетова в технике пунктира (портрет 1821-1824 помещен в изд.: [Бекетов П. П.] Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их кр. жизнеописания. М., 1843; экземпляр в ГПИБ), а также на литографиях сер. XIX в., напр. изготовленной в мастерской И. Шелковникова или изданной И. Х. Дациаро ( Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 220). Д. А. Ровинский упомянул также резцовую гравюру Д. Степанова (ок. 1816-1818), гравюру на стали, напечатанную с картины П. П. Чистякова в мастерской Ф. А. Брокгауза в Лейпциге «Патриарх Гермоген отказывается писать начальникам земского ополчения о распущении войска», издание В. Е. Генкеля в С.-Петербурге ( Ровинский. Словарь гравированных портретов.

http://pravenc.ru/text/190175.html

Уже в декабре 1902 г. им были представлены образцы копий икон, выполненные иконописцем О.С. Чириковым в Новодевичьем монастыре, а также шесть образцов цветных автотипических таблиц с исполненных копий и 44 таблицы с иконописных прорисей. Последние были исполнены иконописцем Д.И. Богдановым в основном с листов Сийского иконописного подлинника. В целом предварительные работы по изданию подлинника заключались в исполнении копий ведущими московскими иконописцами – в прошлом выходцами из Мстеры О.С. Чириковым, М.И. Дикаревым, В.П, Гурьяновым и А.Л. Тюлиным (Тренев, 1903, с. 15) 38 . Для этого комитетом были тщательно отобраны знаменитые чудотворные и наиболее древние иконы московских соборов, церквей и монастырей. Так, копии исполнялись в московских Успенском и Благовещенском соборах, в Новодевичьем, Спасо-Андрониковом, Никольском единоверческом и Новоспасском монастырях, в молельнях Преображенского кладбища, в ризнице Троице-Сергиевой лавры, а также в ярославских церквах. Кроме того, было сделано несколько копий в иконном собрании Третьяковской галереи, в Румянцевском музее, в Русском музее императора Александра III в Петербурге. Всего было исполнено 28 копий темперными красками на иконных деревянных досках. В свое время работа Д.А. Ровинского «Обозрение иконописания в России до конца XVII в.» была запрещена митрополитом Филаретом (Дроздовым) лишь за то, что в ней упоминались древние иконы старообрядческих собраний. В эпоху Николая II Н.П. Кондаков мог уже свободно отбирать памятники из церквей и молелен Рогожского и Преображенского кладбищ не только для исследования, но и для воспроизведения в официальном издании лицевого иконописного подлинника. В результате всей этой огромной работы комитет успел издать только первый том лицевого иконописного подлинника – «Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». В новом официальном подлиннике довольно отчетливо отразилась ориентация на московскую культуру XVII в. Несмотря на некоторые разногласия, о которых мы упомянули, в него, в частности, вошли листы Сийского лицевого подлинника из собрания Г.Д.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010