Строгановская школа получила свое название от фамилии именитых людей Строгановых; Царская школа имела вид более учреждения официального, нежели собственно художественного; школы монастырские, сельские назывались так потому, что были заводимы в монастырях, селах. Отсутствие того разветвления художественных направлений, которое сделало возможным и необходимым школы на Западе, определялось самою сущностью русской иконописи. Религиозный принцип в наиболее верном воспроизведении предания, обычаем и верованьями в ней вкоренившийся, и потом как бы узаконенный предписаниями «Стоглава», останавливал развитие художественных личностей и тем самым полагал преграду в развитии ее по школам, потому что с понятием о художественной школе непременно соединяется мысль о самостоятельном, личном выражении известного направления, или в выборе более любимых сюжетов, или в новом способе их представления, в большей или меньшей идеализации или натурализме и т. п. Напротив того, наши иконники, какого бы названия они ни были, Новгородские, Строгановские или Московские, были обязаны писать так, как, по преданью, писали лучшие из древних мастеров, а своих догадок и своемыслия в иконное писание не вносить. Они могли отличаться только худшим или лучшим воспроизведеньем преданья, писать иконы крупнее или мельче, более или менее тщательно их отделывать, более или менее соблюдать естественную пропорцию фигур, более или менее употреблять ту или другую краску, желтую или зеленую, светлую или темную; то есть отличие между ними состояло не столько в положительных качествах, которые определяли бы в равной степени достоинство различных направлений иконописи, сколько в качествах отрицательных, состоявших в больших или меньших недостатках каждой из так называемых школ нашей иконописи. В доказательство прочтите, например, следующие характеристики в лучшем из всех сочинений о русской иконописи, в исследовании г. Ровинского, помещенном в VIII томе «Записок Петерб. археол. общества»: «Отличительные признаки Новгородского письма составляют: рисунок резкий, длинный, прямыми чертами; фигуры по большей части короткие, в 7 и в 7½ голов; лицо длинное, нос спущен на губы; ризы писаны в две краски или разделены толстыми чертами, белилами и чернилами», – одним словом, целый ряд недостатков, выказывающих отсутствие артистического уменья, вкуса и природы, выдается за характеристику такой знаменитой школы, как Новгородская.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Скорее всего, портрет был создан при жизни И., во время его частых пребываний в Москве. Поновление могло быть осуществлено в последние годы жизни И. или вскоре после его кончины. В кон. XVII в. нередко писали портрет «во успении», т. е. после смерти, но портретируемого изображали живым. Мастер, выполнивший запись, ориентировался на авторский образ. В XIX в. было создано 3 портрета И., что связано с большим интересом к личности строителя знаменитого Ростовского кремля. В 1855 г. высказано пожелание, чтобы с «ветхого и поврежденного» портрета «любители древностей, из Ростовских граждан, не поскупились снять возможно - точную копию… в увековечение памяти о знаменитом иерархе, так много сделавшем для их города» ( Никольский. 1855. С. 67). Написанный вскоре по заказу Хлебникова портрет И. в 1858 г. был отослан в дар Ярославскому архиерейскому дому ( Колбасова. 2004. С. 116). В 1883 г. он был подарен архиеп. Ярославским и Ростовским Ионафаном (Рудневым) на открытие Ростовского музея церковных древностей (упом. см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 298). Иона (Сысоевич), митр. Ростовский и Ярославский. Эмаль. 1988 г. Худож. Л. Д. Самонова (ГМЗРК) Иона (Сысоевич), митр. Ростовский и Ярославский. Эмаль. 1988 г. Худож. Л. Д. Самонова (ГМЗРК) На портрете ок. 1858 г. к раннему оригиналу восходит изображение лица и архиерейской шапки И. В остальном это традиционный парадный архиерейский портрет более крупного размера, приближающийся к поколенному, исполнен в академической манере, без авторской подписи. И. написан в богослужебном облачении (на нем митра, саккос, омофор, панагия с образом Спаса), правой рукой именословно благословляет, в левой - высокий архиерейский посох без сулока. Портрет был повторен в гравюре (цинкографии), впервые опубликованной в 1885 г. ( Титов. 1885), затем неоднократно воспроизводился. В нижней части гравюры поставлены инициалы мастера - «А. З.». Эстамп отличается от живописного образца нек-рыми деталями: изображение поясное, изменен рисунок панагии, орнаменты на одеждах и др.

http://pravenc.ru/text/578324.html

637 НБ МГУ. ОРиРК. 293. О нём см.: Поздеева И. В. Вновь найденный сборник Симеона Мохавикова с гравюрами Г. И. Тепчегорского//Народная гравюра и фольклор в России XVII–X1X веков. Материалы научной конференции к 150-летию со дня рождения Д. А. Ровинского. М., 1975. С. 175– 198. 638 Яцимирский А. И. К истории ложных молитв в южнославянской письменности. II. «Похвала кресту» как молитва и толкования «крестных словес»//ИОРЯС. Т. XVIII. Кн. З. СПб., 1913. С. 48–49. 639 См.: Слово о крестном древе//БЛДР. Т. 3. XI–XII века. СПб., 1999. С. 284–291. Данный апокриф восходит к пророчеству Исаии ( Ис. 60:13 ): «Слава Ливана придёт к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих». 642 РГБ ОР. Ф. 304. I (Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры). 224. Л. 175об. –176. 645 Лакиер .4. Б. Русская геральдика. М., 1990. С. 153. Табл. XV. 6.; Линд Д. Большая государственная печать Ивана IV и использование в ней некоторых сфрагистических символов времён Ливонской войны//Архив русской истории. Вып. 5. М., 1994. С. 202–209. 646 Лаврентьев А. В. Царевич – царь – цесарь. Лжедмитрий 1, его государственные печати, наградные знаки и медали 1604–1606 годов. СПб., 2001. С. 41. 647 См.: Алексеев Л. И. Под знаком конца времён. Очерки русской религиозности кон­ца XIV начата XVI века. СПб., 2002. С. 62–72. 649 Максим Грек. О крестном знамении. Вильна. 1585/1595. Л. 1. Воспроизведение: Гусева А. А. Издания кирилловского шрифта второй половины XVI века. Сводный каталог. Кн. 2. М., 2003. С. 717. Рис. 98.1. 650 Возможно, эту аббревиатуру следует признать одной из древнейших. Семантичес­ки с ней связан перевод аббревиатуры – «победа на бесы» на богослужебном кресте 1181 года, найденном в окрестностях села Аксаманичи на Львовщине, которая, в свою очередь, перенесена на крест из апокрифическом «Похвалы кресту», широко представленной в славянской средневековой книжности. См.: Пуцко В. Г. Византийско-русские бронзовые богослужебные кресты XII–XIII веков//Ставрографический сборник. Кн. II. М., 2002. С. 88–90.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

63 Лучший исторический обзор афонских росписей исполнен г. Леонидом Никольским, в его сочинении: «Исторический очерк Афонской стенной живописи», помещенном в Иконописном Сборнике вып. I, изд. Выс. учр. Комитета Русской Иконописи. 1907, с рис. и вып. II. 64 Дмитриевского, А. А. Глава о Критской школе иконописи в «Путешествии по Востоку» 1890, стр. 9-след., но все данные относятся к XVI-XVII стол. 65 Памятники христианского искусства на Афоне. 1902. Глава IV, стр. 120–182 трактует о греческой иконописи вообще, не различая итало-критской школы в частности, хотя на Афоне она представлена целым рядом икон. 68 Ровинский. Ист. русск. иконоп., Зап. Рус. Арх. Общ. VIII, стр. 12: в иконах Новгородского письма XVI в. «ризы прописаны в две краски (напр. по ризе, крытой баканом, складки разделаны празеленью и т. д.)» и далее на стр. 66: «складки на высоких местах пробеливаются. Эти пробелы в древних иконах, а в особенности в новгородских, прописаны совершенно другими красками, нежели самые ризы. Так голубые ризы пробелены баканом, красные празеленью, синие багром и так далее» 69 Великолепное издание кодекса в фототипическом воспроизведении (в 430 факсимиле): Codices е Vaticanis selecti phototypice expressi, vol. VIII. Tl Menologio di Basilio II (cod. Vaticano greco 1613). I. Testo, II. Tavole. Roma. 1907 fol. К сожалению, издание не дает образцов миниатюр в красках. 70 Гумпенберг. IX, 2, стр. 1107, 198. Надписи на иконах называют: La beata. Vergine de Scopo. Σκοπωτσσα,.. οτοσχοπο χυρα οχοπιωτηασα и пр. 71 Издана в альбоме «Икон Синайской и Афонской коллекций преосв. Порфирия», 1902, таб. VII, стр. 12. 74 Так, напр., Тести повсюду употребляет выражение: tecnicismo musivo, proeedere da mosaico, smaltatore, mosaicista. и пр., говоря о греческой манере. 76 Ibid, р. 212, 215, 217. Ср. боковыя тябла иконы «Успения», с изображениями свв. воинов, и ряд итало-критских икон в «Материалах» Η. П. Лихачева. 78 Рис. в соч. Тести, стр. 121–124, 151–3, 155, 158–9, 161–3 (рис. 26, который Вентури правильно сопоставляет с иконою Галл. Корсини, хотя Тести (стр. 168) признает в этом сходстве лишь «общие источники»: обе иконы греко-итальянского письма); далее на стр. 175 приписыв. мастеру Guglielmo, на стр. 180 Акад. 4 – Симону, 182. Рис. на стр. 180 (Акад. 13) представляет Б. М. с миндалевидным ореолом на груди, внутри которого заключен Предвечный Младенец. Под. икона Симона из Кузиге (во Фриуле) в той же Акад. 18. Значение этих символических икон по отношению к нашим иконам «Б. М. Блаженное Чрево» несомненно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Ко времени жизни К. К. относится гравюра в генеалогическом справочнике Б. Папроцкого «Gniazdo cnoty» (Краков, 1578), где князь представлен вполоборота влево, в рыцарских доспехах и короне, с небольшой клинообразной бородой. Рисованный карандашом портрет К. К. входил в галерею из 302 копий изображений выдающихся рус. деятелей, расположенную в одном из залов Румянцевского музея в Москве ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 228). В кн. «Волынь» Н. И. Петрова, изданной П. Н. Батюшковым, воспроизведен портрет К. К. (СПб., 1888. С. 141). Реалистический тип изображения князя представлен на золотой медали (после 1608) из клада, обнаруженного в 1898 г. в тайнике на хорах Успенского собора Киево-Печерской лавры (ныне в ГЭ). Старый князь изображен вполоборота влево, в шубе с отложным меховым воротником и оторочкой. У него залысины на лбу и длинная клинообразная борода, выступающие скулы, тяжелые веки, глубокие складки между бровями. По краю - лат. надпись с именем и титулом К. К.; на оборотной стороне герб князей Острожских. Медаль была изготовлена после смерти К. К., как следует из текста на обороте («Ах, он увидел своих на небе!»). Она была заказана, вероятно, старшим сыном К. К.- Янушем (ее носили как медальон). К. К. изображен среди просветителей на рельефном фризе памятника 1000-летию России в Новгороде (1862), воздвигнутого по проекту М. О. Микешина и И. Н. Шредера. Существуют исторические картины с сюжетами из жизни князя (см., напр.: Ульяновський. 2012. Вкл. XXX). Лит.: К портрету кн. Константина Острожскаго//Киев. старина. К., 1883. Т. 7. 11. С. 523-528. Вкл.; Петров Н. И. О золотой медали кн. К. К. Острожского//Археол. изв. и заметки. М., 1899. 3/5. С. 99-102; Лукомський В. К. Медаль князя Костянтина Костянтиновича Острозького//Наук. збiphuk Лehihrpaдcьkoro товариства дocлiдhukib украïнськоï icmopiï, письменства та мови. К., 1926. Вип. 1. С. 42-43; Бiлeцьkuй П. О. Украïнський портретний живопис XVII-XVIII ст.: Проблеми становлення i розвитку. К., 1969. С. 32-35; он же ( Белецкий П. А.). Укр. портретная живопись XVII-XVIII вв. Л., 1981. С. 20, 235; Каталог збережених пам " яток Киïвського ЦАМ, 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002. С. 41-42, 154. 78; Украïнський портрет XVI-XVIII ст.: Кат.-альбом/Авт.-укл.: Г. Л. Членова. К., 2004. С. 137. 96; Ульяновський В. I. Князь Василь-Костянтин Острозький: Icmopuчhuй портрет у галереï npeдkib та haщaдkib. К., 2012. С. 9-20, 282. Вкл. I, VII-IX, XXX.

http://pravenc.ru/text/2057084.html

Наиболее ранние гравюры с видами Соловецкого мон-ря и образами его основателей относятся к нач. XVIII в., но без Е. Значительный ряд эстампов был изготовлен в кон. XVIII - нач. XIX в., при архим. Ионе, монастырским гравером Лукой Зубковым (вновь отпечатаны со старых досок ок. 1884 - оттиски, напр., в собрании ЦАК МДА; см.: Ровинский. Виды Соловецкого мон-ря. 1884). Рядом с обителью или над ней в молении на облаках помещены его основатели и подвизавшиеся на Соловках святые - преподобные Зосима, Савватий, Герман, Е., Иринарх, св. Филипп, митр. Московский. К этому же изводу принадлежат гравюры 1827 г. работы А. М. Шелковникова (при архим. Досифее; СГИАПМЗ), 1850 г.- А. Г. Афанасьева по рис. мон. Александра Заливского (при архим. Димитрии; оттиск 1884 - СГИАПМЗ; Ровинский. Словарь граверов. Стб. 27). Иконография Е. как основателя Анзерского скита тоже была разработана в гравюре. На листе «Изображение Анзерского острова» 1802 г. Зубкова (оттиск в РНБ; Ровинский. Словарь граверов. Стб. 246) помещен не только план (с ориентировкой по сторонам света), но и вид монастырских скитов на Анзерском о-ве. Е., в одеждах преподобного, с четками, обращен к иконе Св. Троицы, к-рую поддерживают ангелы на облаках, вместе с ним - прп. Михаил Малеин (небесный покровитель царя Михаила Феодоровича). Вместе с прп. Иисусом Анзерским Е. изображен предстоящим иконе Распятия Христова на гравюре с видом Анзерского Голгофо-Распятского скита 30-х гг. XIX в. (ЦАК МДА). В нач. XX в. на Русском Севере бытовали графические листы с образом Е. ( Срезневский В. И. Сведения о рукописях, печ. изданиях и др. предметах, поступивших в Рукописное отд-ние БАН в 1902 г. СПб., 1905. Прил. С. 207. 7). Гравюры нач. XIX в. с изображением Е. сохранились на вклейках в рукописных книгах, напр. в Житии Е. нач. XIX в. (РНБ. Ф. 487 (Н. М. Михайловский). Q. 378. Л. 127 об.; ИРЛИ (ПД). Карельское собр. 131. Л. 107). Одна из них награвирована Зубковым в 1801 г., другая - Артемом Касаткиным в 1806 г. (РНБ. Q.I.1209. Л. 89 об.; Ровинский. Словарь граверов. Стб. 321), но в целом повторяет первую: фигура Е. справа, с непокрытой головой, руки с четками на груди, слева - план острова, в центре - церковь, вверху - образ Св. Троицы, несомый ангелами (надпись: «Триипостаснаго содействием»), внизу - текст с кратким рассказом о святом. На листах Зубкова впервые появился тот тип Троицкой ц. с 2 шпилями, с трапезной и колокольней, к-рый затем в XIX в. воспроизводился в иконописи и тиражной графике. Образ Е. с видом обители встречается и в книжной миниатюре, напр. в рукописи Жития святого кон. XIX в. (ГААО. 82 р.ц. (607)).

http://pravenc.ru/text/189679.html

СПб., 1891. С. 355. (ЗИФФ; 24)). Портрет-«персона» Д. был воспроизведен в черно-белом варианте в изданиях кон. XIX в. (Летописец о ростовских архиереях. СПб., 1890. С. XI), тогда же появились иконы, повторяющие его иконографию и детали облачения (образ кон. XIX - нач. XX в. на золотом фоне, с частицей мощей святого, из Преображенского собора Нововалаамского мон-ря в Финляндии). Сохранились упоминания о др. ранних портретах Д. на холсте, в частности нач. XVIII в. из ц. Благовещения Богородицы Александро-Невской лавры (работа лаврского иером. Ионы?) - святитель был представлен в келье, вверху «5 купидонов с книгами в руках», у одного свиток с виршами: «Жизнь святых пространна...» ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 696; фотография фрагмента портрета - Лушев А. М. Ист. альбом портретов известных лиц XVI-XVIII вв. СПб., 1870. С. 9; гравюра работы Л. А. Серякова с портрета - Полевой П. Н. История рус. лит-ры в очерках и биографиях (862-1852). СПб., 1872. С. VIII, 187). Нек-рые из них впосл. были переданы в храмы и почитались в качестве икон, напр. портрет, подаренный самим Д. тамбовскому помещику К. Ф. Ушакову, «обращен в образ и поставлен в церкви села Нестерова Елатомского уезда» (копия с него хранилась в собр. М. П. Погодина в Москве - Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 239), а дар святителя П. И. Никитину вложен в ц. во имя св. блж. Николая Кочанова в Новгороде (РНБ. Тит. 2647. Л. 172-172 об.). Прижизненный портрет Д. (его подарок «некоему Брылкину») находился в приделе во имя Д. ц. прп. Симеона Столпника на Поварской ул. в Москве ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 696, назван «иконой-портретом»). Ватопедская икона Божией Матери. Сер. - 2-я пол. XVI в. Принадлежала свт. Димитрию Ростовскому (Спасо-Иаковлевский мон-рь в Ростове) Ватопедская икона Божией Матери. Сер. - 2-я пол. XVI в. Принадлежала свт. Димитрию Ростовскому (Спасо-Иаковлевский мон-рь в Ростове) Еще одно прижизненное изображение Д. было передано из Киева духовнику императрицы прот.

http://pravenc.ru/text/178011.html

А. М. Лушевым». СПб., 1870. Отд. 2. На портрете И. изображен вполоборота влево, в красной мантии кавалера ордена св. Александра Невского и в черном клобуке с крестом, на груди панагия, орденский знак и звезда св. Александра Невского, седая борода короткая и раздвоенная. Судя по наградам, оригинал был написан не ранее кон. 90-х гг. XVIII в. Другой портрет И. вошел в состав московской выставки 1868 г., устроенной Об-вом любителей художеств (Там же. Т. 4. Стб. 280, 282). Существует неск. эстампов с изображением И. Д. А. Ровинский указал 4 портрета архиерея, к-рые близки между собой по типу иконографии и деталям рисунка ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1000-1001). Очевидно, наиболее ранний награвирован пунктиром в нач. XIX в. В. Громовым (ГИМ). Поясное изображение заключено в овал, обрамленный лавровыми листьями с цветами. И. представлен почти прямолично, также в мантии кавалера ордена св. Александра Невского, с панагией и орденом на груди, на голове черный клобук с крестом, волосы длинными прядями лежат на плечах, борода широкая средней величины. Под титулом И. помещены вирши: «Прими Отецъ и Архипастырь cie мое творенье, Превыше всего одно твое Возренье.». Подобный портрет И., гравированный А. П. Грачёвым в Москве по заказу П. П. Бекетова , позднее вошел в изд. «Портреты именитых людей Рос. Церкви, с прил. их кр. жизнеописания». М., 1843 (экземпляры и отдельные листы в ГПИБ, ЦАК МДА). Он точно повторяет предыдущий, но выполнен с большим профессионализмом. Гравюра 1832 г. И. Куликова дополнила московское издание переводов И. ( Беллармин Р. О семи изречениях, от Христа на Кресте провещанных. М., 18322). Портрет И. был включен в издание литографированных изображений членов Российской академии, предпринятое А. С. Шишковым в 1835-1841 гг. ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 110-111). Литография А. И. Мошарского по рис. М. А. Кашенцева (ГИМ) во всех деталях воспроизводит портрет, находившийся в АН (2-е изд. см.: Сорок семь литографированных портретов членов имп. Рос. академии с ист. справкой Б. Л. Модзалевского. СПб., 1911). Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/674015.html

Ровинский признает оригинальными 2 портрета. Первый профильный поясной портрет гравирован на дереве Гансом Вейгелем в 1563 г. в Нюрнберге. И. В. изображен молодым, энергичным, с правильными чертами лица, короткой прической и довольно длинной бородой, в парчовом кафтане и высокой шапке-гречневике, отороченной мехом, на которую надета золотая корона, на шее - толстая витая золотая цепь; на левое плечо опирается многоярусный скипетр, увенчанный квадрифолием в ромбе (рук не видно). Экземпляр портрета, раскрашенный в манере старинных нем. картинок, хранился в собрании Ровинского (копия этого листа помещена в изд.: Ровинский. 1882. 16). Др. профильный поясной портрет И. В. в технике гравюры, отчасти повторяющий предыдущий (шапка с короной, форма скипетра, прическа и борода), воспроизведен в кн.: Oderborn P. Ioannis Basilidis magni Moscouae ducis vita (Witebergae, 1585; экз.: РГБ МК; см. также: Ровинский. 1882. 17, 18). Изменения внесены в костюм: поверх кафтана надето расшитое цветами оплечье, нет золотой цепи; черты лица острее и соответствуют человеку более зрелого возраста. «Иван Грозный и его мамка». Худож. К. Б. Вениг. 1886 г. Фотография Швейна. (РГБИ) «Иван Грозный и его мамка». Худож. К. Б. Вениг. 1886 г. Фотография Швейна. (РГБИ) Особый интерес к личности И. В. возник во 2-й пол. XIX в. под влиянием трудов историков В. О. Ключевского и Н. И. Костомарова, создавших противоречивый и мрачный образ грозного самодержца. Эта историческая тема нашла отклик в литературе и творчестве ведущих мастеров живописи и скульптуры. Одним из первых появилась картина В. Г. Шварца «Иоанн Грозный у тела убитого им сына» (1864, ГТГ; с этой картины и др. рисунков Шварца Н. Мосоловым выполнена серия гравюр). В 1871 г. (вариант - 1875) М. М. Антокольский создал статую «Царь Иоанн Васильевич Грозный» (бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ; гипс, Кенсингтонский музей, Лондон), за к-рую был удостоен звания академика: царь без регалий власти сидит на троне в мрачных раздумьях. Автор создал драматический образ «мучителя и мученика», державшего в страхе гос-во.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

строки на греч. языке. Одна из гравюр (ГМИИ; на ней стол показан слева, левая рука владыки внизу с указующим перстом), выполненная пунктиром, предназначалась, согласно Ровинскому, для греч. толкового Евангелия (вероятно, для одного из изданий «Кириакодромиона»). Др. гравюра - работа А. П. Грачёва (резец, карандашная манера, пунктир; оттиски в ГМИИ, Тамбовском обл. КМ) - отличается в основном жестом рук: в правой, опущенной, Н. держит перо, левая лежит на столе. Композиция и подпись точно повторяются на гравюре резцом и пунктиром 1840 г. (ГМИИ; см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1353. 4; подобный эстамп приложен к изд.: Νικηφρου Θεοτκου το Αστραχανου κι Σταυρουπλεως ρχιεπισκπου. Κυριακοδρμιον, τοι Ερμηνεα κα μετ ατν θικ μιλα ες τς τν Αποστλων Πρξεις... Αθναι, 1840. Τ. 1, и др.). В упрощенном поясном варианте (в овале) портрет Н. работы Грачёва воспроизведен В. Храмцевым в серии гравюр, изданных по заказу П. П. Бекетова (ГИМ, ЦАК МДА, ГПИБ; см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1353. 3; [Бекетов П. П.] Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их кр. жизнеописания. М., 1843). Кроме того, известны гравюра Н. с книгой в руках (Архиепископ Никифор Феотокис. 2006. С. 18), литографии с изображением Н. в мантии и клобуке, без ордена, с жезлом в руке (напр.: 1862, мастерская А. И. Прокофьева, экземпляры в ГМИИ, РГБ; под изображением цитата из поучения Н. в Неделю мясопустную). Лит.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1352-1353; Т. 4. Стб. 296; Духовные светочи России. С. 101-105. Кат. 87-90; «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА/ТСЛ, МДА, ЦМиАР. Серг. П., 2004. С. 306-307; Архиепископ Никифор Феотокис: Благословенным христианам Греции и России. М., 2006; Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 28, 36-38, 40. Ил. 17; Коккинопулос А. Х., прот. Исторический священный храм св. Иоанна Предтечи г. Керкира: Кр. история священного храма с 1480 г. до сегодняшних дней. Керкира, 2011. С. 17, Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: ЕВГЕНИЙ (Булгарис [Вулгарис] Елевферий; 1716 - 1806), архиеп. Славянский и Херсонский, греч. духовный писатель

http://pravenc.ru/text/2565502.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010