Скачать epub pdf Содержание Почему Бога нельзя показать в пробирке Запрещают ли законы природы чудеса? Сциентизм и почему он ложен Ключ не от всех дверей     Термин «научный атеизм» хорошо знаком всем, кто застал СССР; да и в наши дни мы постоянно слышим, что наука каким-то образом обосновывает атеизм, отрицает Бога (и сверхъестественное вообще), так что (вспоминая еще один советский, но вечно живой лозунг), «наука доказала, что Бога нет». Соотношение науки и атеизма – большая и интересная тема, которую стоит рассмотреть подробно, и здесь мы сосредоточимся на одной из ее сторон: на вере атеистов в то, что «наука отрицает сверхъестественное», и, в частности, «наука отрицает чудеса» – таким образом, делая веру в Бога невозможной. Как говорил, например, академик Виталий Лазаревич Гинзбург, «Чудесами же называют обычно нечто, что противоречит научным законам. Таковы воскрешение из мертвых, непорочное зачатие, существование ангелов, чертей, рая, ада и т.д. Всё это выдумки, фикция. Это на современном языке по современным понятиям просто сказки. Поставить создание этих сказок в упрек авторам Библии нельзя, ибо тысячелетия или «только» много столетий назад наука еще находилась в младенческом состоянии, и можно было выдумывать почти всё что угодно. Другими словами, все эти чудеса – плод религиозного мировоззрения, принципиально отличающегося от мировоззрения научного. Итак, существуют два совершенно разных мировоззрения – научное и религиозное. Им отвечают и две различные «веры» – вера в истину, в реальный мир, и вера в сказки. К сожалению, не только дети, но и многие взрослые люди продолжают верить в сказки». Виталий Лазаревич был, несомненно, выдающимся специалистом в своей области знания – ядерной физике. Но вот в философском отношении его слова ошибочны. Наука не отрицает (и не утверждает) сверхъестественное. Она с ним просто не работает. Но этот вопрос стоит рассмотреть подробно. И нам стоит начать с определения понятий. Что такое наука? (Мы будем говорить здесь о естественных науках, к которым, главным образом, апеллируют атеисты).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Слово в неделю двадцать четвертую 91 В чтенном ныне Евангелии слышали мы, братия, о двух необыкновенных явлениях в жизни человеческой, Одно произошло с кровоточивою женою и состояло в чудесном исцелении ея от неизлечимой болезни, другое – с умершею дщерию князя Иаира и заключалось в воскрешении ее из мертвых. Рассмотрим сии сверхъестественные события подробнее для нашего назидания. Упоминаемая в Евангелии жена страдала течением крови двенадцать лет. Можете представить, как она была измучена болезнию и озабочена исцелением от оной. Все, что имела она, истощила на лекарства и врачей, – и что же?–не возможе ни от единого исцелети ( Лк. 8, 43 ). Слово Божие не запрещает нам употреблять в болезнях естественные средства и прибегать ко врачам: ибо мудрый Сирах свидетельствует, что Господь созда врачевания, и муж мудрый не возгнушается ими ( Сир. 38, 4 ). Но тот же Сирах и преподает наставление всем болящим прибегать прежде к Богу с молением, потом не делать грехов, за сим принести жертву Богу, и наконец уже обратиться и ко врачу. Чадо, говорит он, в болезни твоей не презирай, но молися Господеви, и той тя исцелит. Отступи от прегрешения, и направи руце, и от всякаго греха очисти сердце твое: даждь благоухание и память семидала, и умасти приношение. И даждь место врачу, Господь бо его созда: и да не удалится от тебе, потребен бо ти есть ( Сир. 38, 9–12 ). Наставление божественное! Какой больной не воспользуется им? и какой врач не одобрит его? – Но воспользовалась ли им жена кровоточивая? Молилась ли Богу? Уповала ли на Его всесильную помощь? Очищала ли сердце свое от грехов? – Нет. Она молилась врачам и уповала на их искусство и знание. И потому болезнь ее становилась день ото дня неисцельнее, опаснее: паче же в горшая прииде. Когда все надежды на помощь человеческую уже исчезли: тогда страдалица обращает мысленный взор свой на помощь небесную. Не поздно ли? – Нет, братия: можно опоздать только надеждою на врачей, но надежда на Бога никогда не поздня. Слух о чудесах Христовых производит в душе болящей жены веру; вера возстановляет надежду на исцеление; вера и надежда влекут и мысль ее, и чувства к Спасителю, утешая, что, если только прикоснется риз Его, спасена будет. Так и сделалось: и приступивши созади, коснуся края риз его: и абие ста ток крове ( Лк. 8, 44 ), и ощути телом, яко исцеле от раны ( Мк. 5, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Пред плащаницею Предстоя гробу Христа Спаса и чествуя Его погребение, мы в то же время знаем, что Погребенный не долго был во гробе, что Он победил смерть живоносным воскресением. И только потому, что знаем это, мы чествуем Его погребение. Не воскресни Он из мертвых, Его смерть и погребение не были бы для нас спасительны. Откуда бы мы знали, что Бог Отец принял Его страдания и смерть в умилостивительную за нас жертву, избавил нас от праведного своего гнева за наши вины, если бы смерть, тяготеющая над людьми со времени Адамова грехопадения, не была побеждена в лице второго Адама-Христа воскресением, если бы тот, Кто пришёл спасать других от смерти, сам не мог сласти себя от безвозвратного поглощения смертью? – Нам притом известно, что Христос, впродолжение земной своей жизни неоднократно предсказывавший об ожидающей Его позорной и мучительной смерти, предрекал вместе и о своём воскресении в третий день. Но если бы Он вопреки сему предречению не воскрес, могли ли бы мы веровать в Него, как в Сына Божия, Владыку живота и смерти и нашего Искупителя? Не все ли стали бы тогда повторять слова врагов Его, что Он льстец, ибо не сдержал своего слова, не исполнил данного Им обещания воскреснуть? Но слава силе твоей, Господи! Твоим восстанием из гроба Ты победил смерть не только в себе самом, но и нас воскресил. Твой гроб есть источник жизни и нетления для всех, ибо наступит время, когда все воскреснут именно потому, что Ты воскрес и своим воскресением положил начаток и основание нашему воскресению. – Не всем, однако на радость будет это общее воскресение. Одни воскреснут в воскрешение живота, для вечно-блаженной жизни по душе и телу, другие – в воскрешение суда, – для жизни, которая несравненно мучительнее ужасной смерти среди истязаний и мук, и есть вторая смерть, или вечное умирание, вечно в смертной агонии истаивающая, во не погасающая жизнь. Кому грозит эта страшная участь? «Творящим злая», по неложному слову Христа ( Ин. 5:29 ). Не дерзаем сказать пред Тобою, Агнче Божий, взявший на себя грехи всего мира, что мы больше творим благое, чем злое. Исповедуем пред Тобою, что все мы безответные пред Тобою грешники, что больше оскорбляем Тебя грехами, чем радуем истинным благочестием и добродетелью, а иные из нас по жизни ничем не лучше неведущих Тебя язычников и живут скотоподобно. Прими от нас, Человеколюбче, сие исповедание и когда придёшь во славе судить живых и мертвых, не осуди нас на вечные муки в огне, уготованном диаволу и аггелам его. Знаем, что для избежания сего грозного приговора потребны нам в сей жизни подвиги покаяния и ревности о преуспеянии в жизни богоугодной. Не дай нам умереть без покаяния, – возбуди и укрепи в нас силою благодати Твоей это спасительное покаяние, эту святую ревность, – сподоби нас пожить во всяком благочестии и чистоте здесь, чтобы не погибнуть там.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

111. Поучение в неделю 22-ю по Пятидесятнице «Аще Моисея и пророков не послушают, и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры». ( Лк. 16:31 ). Когда богач среди пламени и адских мучений увидел вдали Авраама и, лишенный всякой надежды на помилование, стал просить патриарха о том, чтобы он послал кого-либо с того света в мир, где он имел пять братьев, которые проводили жизнь греховно, то есть чтоб мертвеца какого-либо воскресшего послал к ним, чтоб они покаялись и не попали бы в тот же ад, не подверглись бы тем же мучениям, тогда Авраам на это ему ответил, что его братья имеют в руках писания Моисея и других Пророков: если они сим Богопросвещенным мужам не верят, то и воскресшему мертвецу не поверят, как Иудеи не поверили Лазарю, воскрешенному Господом, не поверили самому Господу, воскресшему из мертвых. Итак, напрасно и теперь некоторые христиане требуют того же самого для своего уверования: чтобы кто-нибудь пришел с того света и рассказал, что там делается. Никто этому не поверит, особенно тот не поверит, кто не верит Божьему писанию, книгам Моисея и Пророков и самому Евангелию. Кому из вас неизвестно, что в книгах Пророческих и Апостольских все сказано, что необходимо для вечного нашего спасения: и заповеди Божии, и правила святой жизни, и доказательства на то, что кто живет весело в настоящей жизни и роскошно, тот будет лишен по ту сторону гроба всякого утешения, а кто злостраждет здесь, тот непременно наследует блаженную жизнь после смерти? Не то же самое и мы непрестанно проповедуем? Не напоминаем ли и мы о том, что надобно перестать грешить, что нужно покаяться: жить свято и благочестиво, как Бог велит? И что ж? Многие ли из нас слушают? Весьма немногие! Быть может, наши родители, и те, которые обитают в раю, и те, которые попали в ад, непрестанно просят Бога, чтобы Он послал кого-нибудь с того света уговорить нас, дабы мы переменили грешную жизнь на праведную. Но им указывают на воскресшего Господа и на писания Пророков и Апостолов, которые мы и слышим, и читаем, и все знаем, а жизнь все же ведем греховную.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Много чудес совершил Господь Иисус Христос, когда жил на земле, и, тем не менее, чудеса -это не последний фактор обращения человека к Богу. Сегодня обратим внимание на то, почему не обращаются к Богу при созерцании очевидного чуда.      Умножение хлебов, хождение по водам - эти события происходили каскадно в евангельской истории. Христос отпустил народы после умножения хлебов, потом в четвертую стражу ночи пошел по воде к ученикам - они, увидев его, испугались. Он сказал им: не бойтесь, ободритесь. Они чрезвычайно удивлялись – и стихшему ветру, и хождению по водам. Но, пишет Марк, " не вразумились [чудом] над хлебами, потому что сердце их было окаменено " . Окамененное сердце - ты ему покажи что хочешь: схождение благодатного огня, слезы раскаяния на лице закоренелого грешника, перемены в жизни. Самым большим чудом является не воскрешение из мертвых и не исцеление от болезни - самым громогласным чудом является перемена жизни человека, которого знали как отъявленного злодея. Бывшего мздоимца, развратника, активного безбожника. Это самое большое чудо. И таких чудес мы в жизни видим очень много. Почему же люди не веруют? Мы бьемся, чтобы люди Богу поклонились, чтобы Бога почтили, сокрушили сердце страхом и трепетом, чтобы призвали Иисуса в покаянном духе как спасителя и мессию. Но что-то не получается: процент верующих растет, но неохотно. Сколько люди видели чудес - умножение хлебов, хождение по водам, изгнание бесов, восстание из мертвых и другие феерические вещи. И при этом всем сердце окаменено. Сердце - это орган религиозного познания. Если веры в сердце нет - ее вообще нет. Если любви в сердце нет - ее вообще нет. Если храбрости, мужества в сердце нет - то и их нет. Все что есть - есть в сердце. А сердце бывает каменным, деревянным, шерстяным, войлочным, медным, золотым, даже навозным. Рейтинг: 9.6 Голосов: 703 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Елена Морозова 7 октября 2016, 19:34 Какие грустные слова о сердце... А так хочется, чтобы у каждого было живое горячее настоящее сердце! Мы все суть одно - создание Божье. Как сохранить сосуд сей драгоценный - вместилище души и всей жизни -сердце, чтобы не очерствело, не отвердело? Храни нас всех Господь!

http://pravoslavie.ru/97493.html

Как согласить виновность Иуды-предателя и беззаконных судей Иисуса Христа с Божественным предопределением об искупительных страданиях Его? ( Мф. 22:24 ; Лк. 24:46–47 ) Архимандрит Августин. «Воскресное чтение», 1872 Тако писано есть, говорил Сам необыкновенный Страдалец по Своем Воскресении, и тако подобаше пострадати Христу и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя Его покаянию и отпущение грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима ( Лк. 24:46–47 ). Этим объясняется многое, что может иногда показаться непонятным при чтении или слушании евангельских рассказов о страданиях Христовых: например, то, почему Иисус Христос так легко дал взять Себя посланному за Ним отряду воинов и так мало и как будто неохотно защищался на суде; почему за Него не вступились люди, Им облагодетельствованные, исцеленные и воскрешенные; почему Он не сотворил ни одного чуда и даже не сказал ни одного слова во дворце Ирода, куда привели Его от Пилата, тогда как Ирод с большим удовольствием принял Его и того только и ожидал, что вот Он вдруг сотворит пред ним какое-либо поразительное чудо, и от одного этого, может быть, зависело бы Его освобождение; почему Он не сошел со креста, когда толпа кричала: «Сойди с креста, и мы уверуем в Тебя», и т. п. На все эти и подобные им недоумения – один ответ: Тако подобаше пострадати Христу, Он должен был пострадать, и именно так, как пострадал. Но хотя все это так должно было быть и иначе не могло быть, однако этим нисколько не оправдывается неправда и не извиняется злоба и ненависть ко Христу Его предателей, судей, распинателей. Иногда можно услышать между людьми такого рода суждение: чем же виноват Иуда-предатель и за что осуждать его, когда своим предательством он только исполнил предопределение Божие о Христе, помог, так сказать, Иисусу Христу совершить то дело, для которого Он пришел? А тем виноват Иуда-предатель, что: 1) живя три с половиною года с таким кротким, мудрым и любовным Учителем, он не только не проникся любовью и благоговением к Нему, а, напротив, еще воспитал в сердце своем чувство неприязни и недоброхотства к Нему, – кто его знает уже, из-за чего и за что; 2) тем, что прельстился 30 сребрениками и из-за них коварно выдал врагам если уж не любимого, то по крайней мере невинного и ничем не обидевшего его Учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

О возрождении I. Православное учение о возрождении Бог возрождает человека по Своей любви к нему и милосердию, ибо мы все были по природе чадами гнева, но Бог, по Своей великой любви, нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом ( Еф. 2:3–5 ). Благословен Бог, но великой Своей милости возродивший нас (и Пет. 1:3). Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Св. Духом ( Тит. 3:5 ). Возрождение человека состоит: а) в призвании из тьмы в свет: вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе. Поступайте, как чада света ( Еф. 5:8 ); б) в духовном воскрешении от смерти греховной: вас, которые были мертвы во грехах, (оживил Бог), простив нам все грехи. И так, если вы воскресли со Хриитом, то ищите горнего ( Кол. 2:13; 3:1 ). Возрождение обновляет внутреннего человека: Если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор. 4:16 ). Возрождение производит: а) познание Бога. И дал им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь ( Иер. 24:8 ). – Все от малого до большого будут знать Меня, говорит Господь ( Евр. 8:11 ). б) Послушание заповедям: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их ( Евр. 8:10 ). – Сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будете соблюдать ( Иез. 36:27 ). Возрождение совершается водою и Духом и притом таинственным образом. Ин. 3:5 . Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие. Оно предваряется научением человека истинам веры: Мф. 28:19 . Итак идите, научите все на роды, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Ин. 3:8 . Дух дышет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит, и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Обнаруживается чрез веру во Хри ста: Ин. 1:12 . А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими. Ин. 5:1 . Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий родившего, любит и рожденного от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Разделы портала «Азбука веры» ( 19  голосов:  4.6 из  5) Глава LIX. Спешный гонец Мы с Хикмэном отъехали немного в сторону, чтобы побеседовать на свободе. Старый охотник разгорячился и начал говорить более откровенно. Я ожидал, что он сообщит мне новые интересные подробности. Будучи твердо уверен в том, что он предан нашей семье, а лично ко мне питает самые дружеские чувства, я уже совсем было решился довериться ему и рассказать о своих несчастьях. Хикмэн был человек простой, но умудренный житейским опытом, и вряд ли кто мог дать мне лучший совет, чем он: ведь охотник не всегда жил среди аллигаторов. Наоборот, ему пришлось многое испытать в жизни. Я смело мог рассчитывать на его преданность и вполне довериться его опыту и мудрости. Убежденный в этом, я охотно поделился бы с ним тайной, тяжелым камнем лежавшей у меня на сердце, или, по крайней мере, открыл бы ему хотя бы часть этой тайны, если бы не думал, что он уже кое-что знает об этом. Я был уверен, что Хикмэну известно о воскрешении из мертвых Желтого Джека. Он еще раньше намекал мне, что сомневается в гибели мулата. Но я думал не о мулате, а о замыслах Аренса Ринггольда. Может быть, Хикмэн что-нибудь знает и о них? Я обратил внимание на то, что, когда имя мулата было упомянуто в связи с именами Спенса и Уильямса, старый охотник так многозначительно взглянул на меня, как будто хотел сообщить мне что-то об этих негодяях. Я уже собирался открыть Хикмэну свою тайну, как вдруг услышал конский топот. Вглядевшись, я увидел всадника, который мчался по берегу реки с такой быстротой, как будто участвовал в гонке на приз. Конь был белый, а всадник черный; я сразу догадался, что это Джек. Я вышел из-за деревьев, чтобы он увидел меня и не помчался к церкви, которая находилась немного поодаль. Когда Джек приблизился, я окликнул его; он услышал и, резко повернув коня, направился к нам. Очевидно, Джек приехал с каким-то поручением, но в присутствии Хикмэна он стеснялся говорить и шепнул мне то, что я и ожидал услышать: приехал Аренс Ринггольд!

http://azbyka.ru/fiction/oceola-vozhd-se...

Скачать epub pdf См. также « Из области таинственного » Как следует относиться к призракам, привидениям, знамениям из «зазеркалья», сверхчувственным видениям, вещим снам, явлениям двойников? Администрация Православного портала «Азбука веры» обратилась ко мне с предложением дать краткий комментарий к недавно представленной (ею на названном сайте) книге протоиерея Григория Дьяченко «Из области таинственного» . Комментарий: Работа принадлежит авторству известного Православного проповедника, писателя, учёного, публициста. По сути она представляет собой фундаментальный апологетический труд. Содержание книги включает внушительный перечень всевозможных таинственных случаев и происшествий из жизни влиятельных исторических деятелей (Юлия Цезаря, Наполеона I и Жозефины, Генриха IV, Карла XI, Павла I, Екатерины II, А. С. Пушкина и пр.), а также обычных людей (частных лиц). Большинство использованных автором примеров заимствованы из печатных изданий (научных, исторических, публицистических) и снабжены соответствующими информационными ссылками. Явления умерших, функционирование тела по отсечении головы, воскрешения мертвых, слух и видение на расстоянии (дальновидение), чтение мыслей, спиритизм, галлюцинации и иллюзии, гипнотизм, предзнаменования смерти, пророческие сновидения, раздвоение сознания во сне, стигматы, встречи с привидениями – вот лишь некоторые темы, затронутые в книге . Все они расположены по разделам – в строгом систематическом порядке. В разделы включены надлежащие замечания и выводные суждения. Подавляющее большинство приведённых в произведении фактов свидетельствуют о невозможности их объяснения средствами материализма. Собственно, этому, как представляется, и была посвящена одна из главных задач. Таким образом автор удостоверяет читателя (а его книга предназначалась для самой широкой аудитории) в наличии как в естестве человека, так и в его жизни, и в жизни окружающего его мира таинственной, духовной составляющей. Особый акцент выставлен на доказательстве субстанционального существования души. В этой связи автор опровергает мнение философов-атеистов, вступает в спор с физиологами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Слово над гробом шестнадцатилетней девицы «Не умре бо девица, но спит» ( Мф. 9:24 ), – так изрек Сам Господь живых и мертвых у одра умершей отроковицы в утешение скорбящих родителей ее. Так о имени Его же, Всемогущего и Всеблагого, дерзаю изречь над этим гробом и я в утешение ваше, сетующие сродники и знаемые: «не умре девица, но спит!» – «Не умре», – ибо той страшной смерти, которой Бог угрожал нашему праотцу до падения, и которая крушила бы всех нас по падении, теперь, когда собственная держава смерти разрушена смертью Христовой, для верующих нет и быть не может. «Не умре», – ибо что умерло совершенно, то вовсе престало жить, а почившая в Бозе отроковица, умерши плотью, жива духом и живет теперь такой жизнью, в сравнении с которой наша земная жизнь, может быть, есть не более, – как дремание. «Не умре, но спит», – ибо посмотрите сами, не все ли тут признаки сна? не так ли и во сне закрывают глаза? не так ли прерывают всякое сообщение с миром внешним? не так ли безгласны, неподвижны, бездейственны? От сна восстают? – А от сего сна разве не восстанут? «Грядет час, в онъже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота» ( Ин. 5:28–29 ). От сна восстают бодрее и здоровее? – От сна смертного восстанем еще лучше: «сеется в тление, восстает в нетлении: сеется не в честь, восстает в славе: сеется в немощи, восстает в силе: сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор. 15:42–44 ). «Но зачем этот глубокий вековый сон в могиле?» – Затем же отчасти, зачем и обыкновенный сон естественный. В большей части тяжких и важных болезней сон есть одно из главных условий и первейших вестников выздоровления, так что и врачи и не врачи говорят о недужном: «аще успе, спасен будет» ( Ин. 11:12 ). Подобное врачевство сна, – разумеется в сильнейшем приеме, -требовалось по падении и для нас. Ринувшись во Едеме с высоты богоподобия в бездну познания добра и зла, природа наша так сокрушилась, разчленилась во всем составе своем, что для нее необходимо глубокое и продолжительное усыпление, дабы в продолжение его смятенные падением силы могли прийти в первобытное согласие и вообразиться древнею добротою.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010