Слово Пространнейшее о вере 1) Речение «бе» относится к Божеству Его; а выражение: «плоть бысть» — к человечеству. «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14), не разрешившись в плоть, но понесши на Себе плоть. Если сказать: «такой-то был стар», то это не значит, что сначала родился он старым. Или если сказать: «заслуженный был воин», то не значит это, что и первоначально был таким же, каков стал впоследствии. Сказано: «аз Иоанн... бых во острове... Патмосе... в день недельный» (Апок 1:9, 10). Это не значит, что там произошел на свет или родился Иоанн. Напротив того, сказал: «бых в Патмосе» — вместо: пришел в Патмос. Так, Слово снизошло в плоть, что и выражено этим изречением: «Слово плоть бысть». Слушай того, кто говорит: «бых яко сосуд погублен» (Псал. 30:13); и: «бых яко человек без помощи, в мертвых свободь» (Псал. 87:5, 6). 2) Человек или Бог — воскрешен из мертвых? Лучше нас ведая сие, апостол Петр толкует и говорит: «снемше Его с древа, положиша во гробе. Бог же воскреси Его от мертвых» (Деян. 13:29—30). Снято же с древа, положено во гроб и погребено Иосифом Аримафейским мертвое Иисусово тело; его-то и воскресило Слово, изрекшее: «разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю» (Иоан. 2:19). Ибо Животворящий всех мертвых оживотворил и воспринятого Им на Себя человека от Марии, Христа Иисуса. И если, быв на кресте, воздвиг задолго прежде истлевшие мертвые тела святых, то тем паче мог воздвигнуть тело, которое носил на Себе Сам присноживущий Бог Слово, как говорит Павел: «живо бо Слово Божие, и действенно» (Евр. 4:12). 3) Жизнь не может умереть, а паче — сама животворит мертвых. Итак, по Божеству от Отца Господь — источник жизни; а умер, паче же — и воскрешен из мертвых, Человек, сущий от Девы Марии, Который и ходатайствует о нас и Которого ради нас восприяло на Себя Божество Слова. Потому писанное: «в начале бе Слово» (Ин. 1:1), — явно обозначает Божество; а сказанное: «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14), — указывает на человечество Господне. 4) Лазарь умер от болезни; Господень же Человек умер не невольно и не от болезни. Напротив того, Сам исшел на домостроительство смерти, укрепляемый вселившимся в Нем Богом Словом, рекшим: «никтоже возмет душу Мою от Мене, но Аз полагаю ю о Себе. Область имам положити ю, и область имам... прияти ю» (Иоан. 10:18). Почему Божество Сына и полагает и приемлет душу человека, которого понес Он на Себе, потому что восприял Он целого человека, чтобы и оживотворить целого же человека, а с ним и мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2581...

Строже всего Бог будет судить христиан. Проповедь на Вход Господень в Иерусалим Страстная седмица начинается праздником – Входом Господним в Иерусалим. Почему это событие – вход Господа во Святой Град – причислено Церковью к великим двунадесятым праздникам? 16 апреля, 2010 Страстная седмица начинается праздником – Входом Господним в Иерусалим. Почему это событие – вход Господа во Святой Град – причислено Церковью к великим двунадесятым праздникам? Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры! Святая Четыредесятница состоит из двух примыкающих друг к другу и слитых воедино постов, которые отражают различные события земной жизни Христа Спасителя. Сама Четыредесятница учреждена Церковью в память сорокадневного поста Иисуса Христа в Иудейской пустыне – диком, страшном месте, поблизости от так называемой Горы Искушений. Страстная седмица посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни, крестных страданий и смерти по человечеству Иисуса Христа. Страстная седмица начинается праздником – Входом Господним в Иерусалим. Почему это событие – вход Господа во Святой Град – причислено Церковью к великим двунадесятым праздникам? Потому что оно содержит в себе глубокий духовный смысл, оно знаменует пророчески Второе Пришествие Иисуса Христа на Землю, воскрешение мертвых и Страшный Суд. Незадолго перед крестными страданиями Господь совершил великое чудо – воскрешение из мертвых Лазаря, жителя предместья Иерусалима – Вифании (Ин. 11, 1–44). Это чудо было совершено в присутствии многочисленных родственников и друзей покойного, воочию всего Иерусалима. Это чудо потрясло сердца людей. Иудейские представления о Мессии как только лишь о земном царе, великом вожде, – эти земные представления как будто отступили в тень, сердца людей осиял луч надежды, что Проповедник любви и милосердия Иисус Христос и есть истинный Мессия и их духовный Владыка. Что предображало собой воскрешение Лазаря из мертвых? Всеобщее воскрешение, день Страшного Суда. В Палестине покойника хоронили обычно в самый же день его смерти, так как из-за сильной жары труп быстро начинал разлагаться. На четвертый день труп Лазаря уже потерял человеческие черты, тело распухло, почернело, источало сукровицу.

http://pravmir.ru/strozhe-vsego-bog-bude...

Апостольское благовестие содержит учение Господа Иисуса Христа о воскресении мертвых, в котором можно различить два существенно различных направления мысли, синтезирующихся, тем не менее, в одну стройную систему чрез связь с другим Его учением – о новом великом таинстве, не известном до того ни в одной из дохристианских религий, о таинстве Евхаристии. Первое направление характеризуется проповедью о воскресении мертвых как о совершенно самостоятельном космическом акте, введенном в обиход мироздания промыслительным действием Бога, чрез воплощение Его Единородного Сына. Другое направление указывает на воскресение мертвых как воскрешение их Божественной волей в последний день. Первое направление анастасической мысли имеет, несомненно, более широкое распространение в Евангелии, и лишь впоследствии, в апостольских Посланиях, и главным образом у апостола Павла, оно переходит в формы второго направления, т. е. о воскрешении мертвых непосредственным Божественным произволением. Однако сущность христианского догмата о воскресении осталась неизменной, изменяясь и эволюционируя лишь логически, по мере усвоения христианским сознанием глубокой связи воскресения с евхаристической тайной. И, наконец, всё завершилось мистическим реализмом богодухновенных прозрений 15-й главы первого Послания к Коринфянам. Очень важно отметить, что здесь уже христианское анастасическое учение поставляется на высоту такой оригинальности, которую совершенно невозможно сблизить с чем-либо из скудного анастасического учения дохристианского мира 1 . В евхаристической 6-й главе Евангелия от Иоанна космическая всеобщность воскресения получает черты воскрешения мертвых Богом через восприятие ими при жизни Плоти и Крови воплотившегося Господа: «Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). Всеобщность же космического воскресения, распространяющегося на всех: праведных и неправедных, верующих и неверующих, указывается ссылкой на «царицу Южную» и «ниневитян», которые «восстанут на суд с родом сим и осудят его» ( Мф.12:41–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Н.Ф. Федоров. О православии и Символе Сущность православия заключается в долге воскрешения. Это очевидно из самого определения веры православной. Вера есть осуществление ожидаемого или чаемого воскресения мертвых (11-й член Символа веры ) для жизни вечной (12 чл.), осуществление нашим трудом, а не убеждением в том, что ожидаемое придет само собою. Вера эта неразлучна с уверенностью в постоянную помощь Божию для осуществления чаемого, то есть уверенностью в Любви Бога Отца, уверенностью в благодать Сына Божия (чл. 2-й), вочеловечившегося (3 чл.), страдавшего, погребенного (чл. 4), воскресшего (5 чл.) и вознесшегося (б чл.), с угрозою нового, второго возвращения, в случае неосуществления (чл. 7), то есть бездействия нашего или иссякновения веры; при уверенности, наконец, в причастии Св. Духа (чл. 8-й), предвозвещавшего в Ветхом Завете чрез пророков и действующего чрез Церковь (9-й чл.), то есть чрез соединение всех живущих для осуществления чаемого (чл. 10-й), жертвы новозаветной, воскрешения. В Символе веры (т. е. клятве) дается обет исполнять нам завещанное общим трудом или делом, то есть литургиею или братотворением чрез усыновление для выполнения возложенного на нас долга душеприказчества. В храмовой литургии преподается благодать для совершения внехрамовой, то есть воскрешения мертвых. Вера, признаваемая осуществлением чаемого, сливается с храмовою и особенно с внехрамовою литургиею: сия последняя и есть осуществление чаемого. Наоборот, если разумное существо поставлено относительно неразумной силы так, что первое никогда не может управлять последнею (что, однако, не может не казаться самым естественным назначением разумного существа, так же как ничего не может быть неестественнее, как подчинение чувствующего существа бесчувственной силе), – то в творении пришлось бы видеть злонамеренность, адскую насмешку. Следовательно, только при уверенности в любви Бога Отца (помогающей усилиям сынов человеческих) возможно осуществление чаемого Православный погребальный обряд и его смысл

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

По Евангелию от Иоанна, воскрешение Лазаря было ближайшим поводом к народному торжеству при входе Господа Иисуса Христа во Иерусалим (см.: Ин.12:18), а этот вход, в свою очередь, явился как бы предначатием страданий Господа и следующего за ними Воскресения. В строгом соответствии с евангельским повествованием и Богослужебный устав нашей Православной Церкви указывает праздновать воскрешение Лазаря в субботу, накануне Входа Господня во Иерусалим, и устанавливает между этими праздниками самую тесную связь. Для них обоих назначен один тропарь ( " Общее воскресение... " ). Да и вообще в службе этих праздников оба воспоминания как бы переплетаются между собою. Вместе с тем службы этих двух праздников являются как бы прологом к службам Страстной седмицы и предвестниками Светозарной Пасхи. Не останавливаясь на одной исторической связи воскрешения Лазаря с последними днями земной жизни Господа и с Его Воскресением, Церковь в своем богослужении раскрывает и идейную связь между этими событиями. Воздвижением Лазаря из мертвых Господь " прежде Своея страсти " хотел " уверить " (доказать, что непременно будет) общее воскресение. А так как " начатком " общего воскресения является Воскресение Христово, то Господь воскрешением Лазаря уверял и Свое Воскресение. Подобно тому как на Фаворе Господь " показал ученикам Своим славу Свою " , чтобы они не соблазнились, когда " узрят Его распинаема " , так и теперь, ввиду предстоящих страданий, Господь явил Себя " Победителем смерти " , чтобы страдания и крестная смерть потом не могли затмить в учениках веры в Воскресение Христово и за ним в будущее общее воскресение. Воскрешение Лазаря, таким образом, есть доказательство Божества Христова и того, что Он есть " Господь живых и мертвых " . Тесная связь - и историческая, и идейная - Лазарева воскресения и Воскресения Христова не должна, однако, закрывать для нас существеннейшей разницы между этими двумя событиями, разницы, делающей их явлениями - каждое совершенно, почти до противоположности особого порядка.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глава 22 О возмездиях нескончаемого мучения Если Моисея и пророков они не послушали, то даже если кто из мертвых восстанет, не поверят, – говорит Господь в Евангелии от Луки, в притче о богатом и Лазаре. В великой скорби и терзаниях находится тот, кто прежде был блистательным и славным, полным всякого блага в этом мире, – а теперь он просит каплю воды в геенне. Он опаляем безмерной жаждой, сжигаем ей, но просьба его безуспешна. От любезного к странникам Авраама Господа неблагосердный ненавистник братьев слышит: Вспомни, чадо, что ты забрал свои блага в своей жизни. У бедного Лазаря были скорби, голод и жажда, а теперь он ликует и утешается, получая возмещение тягот. А ты, у кого было любое телесное утешение, теперь страдаешь век. Когда бедняга увидел, что он не находит никакой милости для себя, то вспоминает о братьях и просит Авраама послать Лазаря или другого мертвого в его дом, чтобы им возвестить о муке, в которой он находится, – чтобы те испугались, покаялись и не попали в мучение. Авраам сказал ему: «У них есть книги пророков, и пусть слушают их слова, чтобы исправить свой образ жизни». Творец больше заботится о Своих братьях, ибо Он их создал, и твоя забота не нужна. У них есть учителя, и пусть они веруют. Вот что услышал в ответ богатый. А он, богатый, знал Писания, но не верил, думая, что все это сказки и враки. Поэтому он сказал: Нет, отче, они не поверят Писаниям столь, сколь если кто восстанет из мертвых. Авраам говорит: Если они не верят Писаниям, то даже если восстанет кто из мертвых, они не поверят. Такова истина, братья. Если человек не верит Писаниям, – а Писания исследовали и испытывали множество мудрейших учителей и святых мужей, и подтвердили их правду, и не нашли в них никакого обмана или ошибки, – то как он поверит восставшим из мертвых, когда многие восставали мнимо, по содействию диавола, совращая простых людей с прямого пути и толкая их в погибель? Как раз такого «воскрешения» и домогается диавол, как объясняет Феофилакт Болгарский , видя, что люди верят мертвым, чтобы посеять злые учения, погибельные для неразумных в будущем. Тогда будут большие смятения, как случилось во времена иконоборцев и других еретиков, с которыми воевала Церковь . Но теперь отступник диавол не может никого ввести в заблуждение, ибо Писания исследуют в точности и тщательно светильники вселенной – святые отцы. Они сияют как солнечный свет, и вор при этом свете будет узнан. Так что давайте веровать Писаниям, братья, а не требовать восстания мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Воскрешение Лазаря, XV в. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. ЖМП 3 март 2021 /  23 апреля 2021 г. 14:32 Гряди вон! ВОСКРЕСЕНИЕ ЛАЗАРЯ В ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ЭКЗЕГЕЗЫ ИН. 11, 43   Христос, сковавший смерти тиранию, закричал: Лазарь, гряди вон, и четверодневный из гроба восстал.   Андрей Критский, свт. Канон на Вербное воскресенье Лазарь, изыди вон, дабы узнали люди, что значит воскресение мертвых.   Дамаскин Студит, иером. (XVI в.). Сокровищница. 5:654  PDF-bepcuя   Призыв Спасителя «Лазарю, гряди вон» оказывается одним из важных лейтмотивов в святоотеческой литературе, извлекающей из этого призыва максимальные духовные уроки. В Евангелии от Иоанна в 43-м стихе 11-й главы мы читаем: «сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон». И далее повествуется о чудесном исхождении из гроба Лазаря, спеленутого пеленами и освобождающегося от них. 43-й стих становится своеобразной духовной формулой преодоления смерти, а 44-й — плена смерти и, в более широком духовном смысле, освобождения от греховного плена и достижения свободы. Святитель Василий Великий пишет: «Лазарь, изыди вон. И мертвый стал оживать; и связанный стал ходить. Чудо в чуде: быть связанным пеленами по ногам и беспрепятственно передвигаться» 1 . Чудо воскрешения Лазаря значительно выделяется среди прочих чудес Спасителя, ибо здесь происходит не исцеление, а воскрешение, не уврачевание, а дарование жизни вопреки законам земного бытия 2 . Согласно описанию Варфоломея Эдесского: «Христос без молитвы и просьбы воздвигнул мертвых. Ибо владычним голосом Он сказал четверодневному Лазарю: ­Лазарь, гряди вон…» 3 Само слово «изыди» необычное; это не глагольная форма, а наречие, способное превратиться в аналог глагола второго лица множественного числа («приидите») 4 . Евангельское повествование о воскресении Лазаря имеет два основных экзегетических поля понимания — богословское и аскетическое. С точки зрения богословия и логики библейского повествования воскресение Лазаря особенно важно в соотнесении с грядущим воскресением Спасителя. «И смотри на удивительное: не сказал: Лазарь, оживи, — но что? Лазарь, изыди вон, дабы научить присутствующих, что Он — призывающий не сущее к сущему, дабы показать присутствующим, что Он Бог живых, а не мертвых, дабы в срок явить беспрепятственность Боже­ственного приказания» 5 . «И через глас Он быстро предызобразил будущее воскресение» 6 .

http://e-vestnik.ru/analytics/gryadi_von...

Суть христианства Воскрешение Лазаря – удивительное чудо, напоминающее нам о самой сути христианства. Она отнюдь не в том, чтобы не «смотреть на танцы и пляски» или не «рвать на кладбище сирень» (цитаты из списка 437 грехов). Суть христианства – в победе Бога над смертью. Нашей смертью. Именно вера в воскресении мертвых радикально отличает христианство от всех остальных религий. Но мы не просто верим в то, что это возможно. Мы исповедуем воскресение Христа, которое УЖЕ состоялось. И не только воскресение Христа, Который и Бог, и человек, но и то, что Он воскресил Лазаря буквально за неделю до собственной смерти. Лазарь и мы На примере Лазаря мы можем увидеть свою судьбу. Лазарь был другом Христа. Настоящим другом. К этому же призван и каждый из нас. Он болел, и Христос об этом знал, но не спешил исцелить. Но это не значит, что Христу не было жалко Лазаря – об обратном говорит то, что Он «прослезился», когда Лазарь умер. А дальше Христос воскресил его. Так же Христу жалко и нас. И если проблема не решается сразу, это не потому, что Богу все равно. А, возможно, чтобы все увидели славу Божию через наше воскресение. Мы все сейчас умираем. Смерть - трагедия, и Христос плачет над нашей могилой. Но - Он воскресит нас, как воскресил Лазаря. Догматика и реальность В рассказе о воскрешении Лазаря есть интересное противопоставление факта воскрешения и догмы воскресения. Первое. Марфа на слова Иисуса: «воскреснет брат твой», отвечает — «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». Марфа исповедует догмат о воскресении мертвых в последний день вне связи с «реальной жизнью». Но Христос — это про реальную жизнь, и Лазарь воскреснет сейчас и здесь. Второе. Фарисеи были той религиозной группой, которая верила в воскресение мертвых (в Торе в явном виде это учение не содержится, и воскресение было предметом религиозных споров). Как отреагировали фарисеи, увидев воплощение своей веры? Они решили убить Христа. В этом есть какая-то жестокая правда о религии: верящие в воскресение убили Воскресившего.

http://predanie.ru/velikijpost/voskreshe...

Омилия XIX 71 . На Евангелие Христово о Самаряныне 72 , и о том, что долженствует презирать земные блага жизни На протяжение всех ныне проходящих сих дней, простирающихся вплоть до Пятидесятницы, мы празднуем Воскресение из мертвых Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, самою продолжительностью празднования, делая наглядным превосходство его над остальными праздниками. Потому что если ежегодная память Восшествия Господа на небо и округляет 73 это число дней, но и оно показывает превосходство воскресшего Владыки над всеми когда-либо воскресшими рабами: потому что все когда-либо воскресшие из мертвых были воскрешены со стороны других и, затем, умерши, вновь возвратились в землю. Когда же Христос воскрес из мертвых, смерть уже потеряла над Ним обладание: ибо Он единственный Сам Себя воскресивший трехдневным, более не возвратился в землю, но восшел на небо, сотворив едино-престольным, как единый Бог со Отцем, наше смешение (естество); посему Он единый и был Началом будущего всех воскресения, и Единым Начатком усопших и Первенцем из мертвых, и Отцем будущего века. Как в Адаме все умирают: и грешники и праведники; так во Христе все оживут: и грешники и праведники, но каждый в своем чине: Первенец Христос, потом – Христовы, в пришествие Его; а затем конец, когда Он упразднит всякое начальство и всякую власть и силу, и покорит всех врагов Своих под ноги Свои. Как последний враг истребится смерть – во всеобщем воскресении, при последней трубе: ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Поручителем же таковых благ для нас является Воскресение Христово, и поэтому-то единственно этот Праздник мы празднуем в течение стольких дней, как сущий бессмертный и несменяемый и вечный, предызображая этим и блаженство Святых в будущем веке, идеже отбеже болезнь, печаль и воздыхание: потому что в этом блаженстве – ликование и счастие присно-божественное и не подверженное изменениям; потому что там обитель истинно радующихся. Посему и перед наступлением этих (пасхальных) дней, благодать Духа установила как закон, чтобы мы проводили священную Четыредесятницу в посте, бдении и молитве и всяческом подвиге добродетелей; действительно, Четыредесятницею являя образ жительства тех людей, которые спасаются в этом веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Роудс Рон (протестант) Называет ли Писание Христа архангелом Михаилом? Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог Отец]: «Ты Сын Мой...» Евр.1:5 Общество Сторожевой Башни учит, что Иисус Христос – всего лишь ангел, первое существо во Вселенной, сотворенное Богом. В журнале «Сторожевая башня» эта мысль излагается так: «Писание дает нам основание сделать вывод о том, что Иисус Христос, прежде чем он покинул небеса, и после своего возвращения, носил имя Михаил» 371 . Более того, «„Михаил, князь великий», – не кто иной, как сам Иисус Христос» 372 . Общество Сторожевой Башни утверждает, что именно через этого сотворенного ангела Бог создал все остальное. Сначала был сотворен Михаил, а затем Бог использовал его, чтобы сотворить остальную Вселенную (см. Кол.1:16 ПНМ) 373 . Если верить публикациям Сторожевой Башни, прежде чем стать человеком Михаил (Иисус), вероятно, существовал миллиарды лет. В определенный момент времени он родился на земле как человек. Чтобы «выкупить» человечество из греха, Михаил добровольно отказался от жизни в качестве духовного создания (ангела), после чего Иегова перенес его жизненную силу в утробу Марии. Это не было воплощением (пришествием Бога во плоти). Скорее, Иисус просто стал совершенным человеком – не больше и не меньше. Во всех отношениях Он был равен Адаму, каким тот был до грехопадения. Иисус прожил человеческую жизнь, исполнял порученное ему Иеговой служение и, оставаясь послушным, умер, чтобы выкупить человечество. «Воскреснув», Иисус не восстал из мертвых телесно и не стал прославленным человеком. Иисус был «умерщвлен во плоти и воскрешен как невидимое духовное создание» 374 . Изданная Сторожевой Башней книга «Познание, ведущее к вечной жизни» сообщает читателю, что «Иегова Бог воскресил его [Иисуса] как могущественную духовную личность» 375 . Свидетели Иеговы «отрицают, что Он был воскрешен во плоти, и оспаривают любое заявление такого рода как не соответствующее Писанию» 376 . По сути, " человек Иисус мертв, мертв навеки» 377 . Что же в таком случае стало с Иисусом? Если верить публикациям Сторожевой Башни, в момент «воскресения» (правильнее было бы назвать это событие воссозданием) Иисус Христос вновь обрел Свою прежнюю сущность архангела Михаила. Изданный Сторожевой Башней справочник Aid to Bible Understanding объясняет: «Продолжая носить имя Иисуса после воскресения ( Деян.9:5 ), „Слово» показывает свое тождество с Сыном Бога на земле. А вновь принимая свое небесное имя Михаил и титул „Слово Бога» ( Откр.19:13 ), он утверждает свою связь с дочеловеческим существованием» 378 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010