Закрыть Церковь не может отделить себя от боли мира Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти преподобного Амвросия Оптинского 23.10.2021 1662 Время на чтение 5 минут Фото: Pravoslavie.ru Мы приходим в храм Божий, потому что в мире существует грех и существует смерть. Сколько плача и горя во всем мире, сколько слез — наверное, больше, чем где бы то ни было, — во все времена, и особенно сегодня, в нашей многоскорбной России! Среди Церкви всегда — воскресший и всем владычествующий Христос, первый вестник всеобщего благодатного дня Воскресения. Тем не менее и с этим чудом мы можем остаться подобными утешителям Иова. Хотя мир в горе и недоумении вопрошает: «Если есть Бог, то почему Он допускает такие страдания?» — это совсем не поиск теоретического ответа. Никакой ответ, как бы он ни был глубок и полон, не облегчит ничьей боли. Люди ищут исцеления — не просто знания. Наше сердце — там, где надежда на исцеление, на возвращение дорогого человека, который физически или духовно умер. Недостаточно сказать: «Страдания и смерть — наказание за грех». Божий ответ на главный вопрос неверия, вопрос зла — практического характера. Смысл его — сделать что-нибудь для человека, а не просто все объяснить ему. Своим служением исцеления и воскрешения мертвых Господь не одобряет пассивной сдачи перед фактом страданий. Чудеса, которые Он совершает, подчеркивают со всей силой, что страдания должны быть преодолены. «Мне должно делать дела Пославшего Меня» , — говорит Господь. И все же самое великое из этих дел Божиих было явлено в распятии, когда руки Спасителя, которыми Он исцелял и воскрешал, были пригвождены в бессилии, и Он Сам стал, сострадая тем, кто был рядом с Ним, жертвою. Бог не просто коснулся края наших страданий, но вошел в самую их сердцевину. Он дал ответ тем, кто был там в предельном отчаянии, и всем, кого задела смерть, явив самое полное с ними единство. И теперь Христос в человечестве Церкви снова и снова сходит в глубины ужаса и горя, чтобы быть там, где Его, как говорит слово Божие, братья и сестры терпят страдания, болезни и смерть. Эта Церковь, которая называется Телом Христовым, не может отделить себя от боли мира. Проповедь Христа распятого, таинство Его присутствия во тьме мира означают для нас возможность восполнить, как говорит апостол Павел, то, что не достает Христовым страданиям. И только такой проповедью мы можем приносить утешение.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/23/ce...

Имя Петр означает в переводе с греческого “скала”, “камень”. Петр был одним из двенадцати апостолов, сын Ионин и брат Андрея. Он был уроженцем города Вифсаиды; первоначально назывался Симоном. Имя Кифы (сирийское слово, означающее “скала”) было дано ему в то время, когда он был призван к апостольскому служению. Семейство его жило в Капернауме; по роду своих занятий он был рыбарь. Теща Петра была исцелена от горячки Господом Иисусом. В присутствии Господа происходила чудесная ловля Петром рыб. Петр с дозволения Господа шел некоторое время по воде ( Мф. 14, 29 ). Он первый засвидетельствовал свою веру в Божественное посланничество Господа ( Мф. 16, 16 ). Апостол Петр с Иаковом и Иоанном были свидетелями воскрешения дочери Иаира ( Лк. 8, 51 ). Вместе с Иаковом и Иоанном он был свидетелем Преображения Господня на горе Фавор, и с теми же учениками был свидетелем душевных страданий Господа в саду Гефсиманском ( Мф. 26, 36–56 ). Именно Петр извлек меч и ударил первосвященнического раба Малха, отсек ему правое ухо в момент предательства Господа Иудой в саду Гефсиманском. Петр три раза отрекся с клятвою от того, что знает Господа Иисуса. Свой тяжкий грех апостол искупил истинным слезным раскаянием: “И, вышед вон, он плакал горько” ( Мф. 26, 75 ). Искреннее раскаяние его было принято Господом, и вот, явившись в день Своего Воскресения Марии Магдалине и другим мироносицам, он дал им следующее повеление: “идите, скажите ученикам и Петру ...” ( Мк. 16, 7 ). После он снова был утвержден в звании апостольском троекратным повторением следующих слов: “паси овец Моих” ( Ин. 21, 16 ). В день Пятидесятницы он обратил своею проповедью к вере во Христа сначала 5000, а потом 3000 тысячи душ. Вместе с Иоанном он исцелил хромого при вратах храма, при чем обратился к собравшейся толпе с проповедью и бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками Иудейскими ( Деян. 4, 19–29 ), был заточен в темницу и смело защищался пред синедрионом. В Самарии Петр победоносно обличал Симона волхва, в Лидде исцелил расслабленного Энея, а в Ионнии воскресил из мертвых Тавифу. Заточенный вторично в темницу и обреченный на смерть, он был чудесно освобожден ангелом. В Иерусалиме он присутствовал на соборе апостольском, потом пробыл некоторое время в Антиохии, проповедывал Евангелие в разных других странах на Востоке и Западе, и мученически скончался в Риме. Он был осужден на распятие и погребен близ Триумфального пути в Риме. В Риме доселе находится древняя темница под названием Мамертинской, которую считают одним из древнейших зданий в городе. По преданию, апостолы Петр и Павел оба были заключены в эту темницу по приказанию Римского императора Нерона и одновременно приняли мученическую кончину здесь около 57 года по Р.Х. В Мамертинской темнице доселе показывают тот самый столб, к которому был прикреплен апостол Петр в то время, когда он запечатлел свою апостольскую верность Господу своею мученическою кровию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Какое чудесное, величественное, страшное и небесное зрелище! Воскресший Господь наш Иисус Христос, в прославленном теле, с зияющими ранами на руках и ногах, облаченный в белую, как снег, одежду, выводит среди дня св. Апостолов и других учеников из царственного града Иерусалима, на дорогу в Вифанию и направляется с ними к Елеонской горе. Его окружают множество людей, воодушевленных пламенною любовию к Нему. Св. Апостолы, уверовавшие, наконец, в спасительное Воскресение Господа, пережившие за последние шесть недель столько тревог, скорбей, радостей и сомнений, возрожденные духом и разумом к познанию Писаний и, волнующиеся от сердечного восторга и трепета, идут молча за Иисусом Христом, не ведая, куда и зачем и боятся нарушить таинственную тишину каким-либо словом. Даже пылкий и любознательный Петр ни о чем не вопрошает Учителя. Все они ни на минуту не отрывают своих глаз от Божественного Лика Спасителя и с недоумением всматриваются в изменившиеся и просветившиеся черты Иисуса. Боясь верить своему счастью, что они снова со Христом и, ощущая от лицезрения Его невыразимый страх, они напрягают слух, чтобы уловить каждое слово Спасителя. Около Господа идут любимейшие ученики: Иоанн и Петр, из которых первый ранее всех уверовал, в глубине своего сердца, тайно, в воскресение Сына Божия, как только увидел ризы едины лежащие в гробу; (он не видевший, но уверовавший) и второй – сомневавшийся и дивившийся сам себе бывшему ( Лк.24:12 ), пока не удостоился особого явления Воскресшего ( Лк.24:34 ; 1Кор.15:5 ). Тут же с ними, сияющая небесною радостью, Преблагословенная Богоматерь, совершеннейший сосуд благодати, слагающая глаголы в сердце Своем. Впереди других провозвестница чудесного воскресения Господа из мертвых, беспредельно преданная и безмерно любящая Мария Магдалина. Вблизи Господа и другие: апостол Фома, избранный Провидением, за его пытливость, для удостоверения в истине воскресения настоящих и будущих христиан, благоговейный Иаков, кроткий Андрей, Лука и Клеопа, которых сопутствовал Христос в Еммаус, воскрешенный Лазарь, теперь плачущий в свою очередь от радости, что видит воскресшего Спасителя своего, возлюбленные Господом сестры его – Мария и Марфа, Филипп и Варфоломей, Иаков Алфеев и Иуда – брат Иакова. Все они были свидетелями многочисленных чудес, явленных Сыном Божиим в Иерусалиме и Галилее, по воскресении. Целый сонм жен мироносиц и других учеников окружает прославленного Сына – Человеческого, смертию смерть поправшего, победителя ада, в Котором благоволение Отца Небесного. Какое же человеческое слово в силе изобразить это небесное, не земное шествие?!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Крестовоздвижение: Каждый имеет возможность принять любовь Божию (+ВИДЕО) Этот праздник Всемирного Воздвижения Креста есть единственный двунадесятый праздник, который был учрежден не как событие жизни Христа и Божией Матери в их жизни, описанной в Евангелии. 27 сентября, 2014 Этот праздник Всемирного Воздвижения Креста есть единственный двунадесятый праздник, который был учрежден не как событие жизни Христа и Божией Матери в их жизни, описанной в Евангелии. Проповедь на праздник всемирного Воздвижения Креста Господня настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова. Поздравляю вас дорогие, браться и сестры, с праздником Воздвижения Креста Господня! Этот праздник утвержден в IV веке, уже после того, как при императоре Константине утвердилось православие, которое победило язычество. Христианство было воспринято, как религия всех. Формально она получила равноправие, но это означало победу христианства и начало его торжественного шествия, по крайней мере, в течение тысячелетия, по многим странам. Вскоре после этого события святая царица Елена поехала в святой город Иерусалим, в котором были проведены раскопки на месте распятия и погребения Христа Спасителя, и был обнаружен Крест. Эту историю все знают, но думаю, ее можно еще раз сегодня повторить. Были найдены все три креста, на которых был распят Господь Иисус Христос и разбойники рядом с ним. Их никто никуда не уносил, а оставили рядом и засыпали землей. Они сохранились в течение ряда столетий, и это неудивительно, так как почва там сухая и песчаная. Не было ясно, на каком из этих Крестов был распят Спаситель, так как все Кресты были одинаковыми. Тогда была совершена молитва, и — сколько было веры у людей! – взяли тело мертвого человека, приложили его ко всем трем крестам, и он воскрес, когда был приложен к тому Кресту, на котором был распят Спаситель. Когда я читаю об этом событии, я всегда думаю: как это удивительно, что люди нисколько не сомневались в воскрешающей силе Господа Иисуса Христа! Эта вера, в которой не было сомнений в воскрешающей силе, победила в противостоянии с государством, которое настаивало на язычестве, вплоть до кровавых преследований и казней. Христианство явило несомненную веру во время этих тяжелых гонений, которых было порядка десяти за эти три столетия, и после этого, и в этом удивительном событии – воскрешении мертвого человека силой Господней. Вообще воскресение мертвых — это крайне редкий случай во всех церковных историях — и в Библии, и в житиях святых. Но тут  публично, при всех: при патриархе Макарии, при царице Елене, при сонме клириков человек был воскрешен.

http://pravmir.ru/krestovozdvizhenie-kaz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛЛИДИЙ [лат. Illidius, Hillidius; франц. Alyre, Allyre] († 384/5), св. (пам. зап. 5 июня, 7 июля), 4-й еп. г. Арверн (ныне Клермон-Ферран, Франция). О жизни И. известно мало. Григорий Турский в отдельном повествовании в «Житии отцов» ( Greg. Turon. Vita Patr. II) рассказал о посмертных чудесах И. (эти сведения перемежаются нравственными назиданиями). Такой же характер у Григория Турского носят и главы, посвященные И., в «Истории франков» ( Greg. Turon. Hist. Franc. I 39-40) и в соч. «О славе исповедников» ( Greg. Turon. Glor. conf. 20). Более подробным является Житие И. (датировка неизв.), входившее в несохранившийся бревиарий из монастыря Сент-Алир в г. Клермон (BHL, N 4265). Ок. 1681 г. это Житие было переписано мон. Жаком Бардьоном и включено в составленную им историю аббатства (в наст. время хранится в Национальной б-ке Франции в Париже - Paris. lat. 12676). Возможно, неск. десятилетиями ранее тот же текст послужил основой для французского переложения Жития, составленного августинцем Жаком Браншем. По фрагментам, обнаруженным в Национальной б-ке Франции в кон. 60-х гг. XX в. (Paris. Nouv. acquisition. lat. 2644 (нач. XII в.), 3063 (сер. XI в.)), известно еще об одном Житии И. сер. XI в., принадлежащем мон. Винебранду из Сент-Алира. Вероятно, И. происходил из аквитанской знати. Его родители владели имением Далет (ныне Далле, близ Клермон-Феррана). Родителей И. обратил в христ. веру св. Австремоний , 1-й еп. г. Арверна. В Житиях И. упоминается его дядя Корбе, состоятельный аристократ, к-рый, не имея потомства, оставил свое имущество племяннику. Из-за наследства И. оказался причастен к тяжбе, которую он выиграл благодаря чудесному явлению перед судьями почившего дяди. Согласно Григорию Турскому, ок. 370 г. И. стал преемником св. Легонтия (Легона) на Арвернской епископской кафедре. Среди описаний чудес, совершенных И. при жизни (изгнание демонов, воскрешение мертвых), особо выделяется рассказ о принесении святым в Арверн руки св.

http://pravenc.ru/text/389429.html

Н. Василиадис Распятие – это упразднение смерти Христос умер за всех Если Божественное Воплощение представляет собой начало освобождения человека от уз смерти и ада, если вся земная жизнь Богочеловека Господа и особенно совершенные им воскрешения мертвых – сына вдовы Наинской, дочери Иаира и Четверодневного Лазаря – предвещали победу над смертью, то сама победа над смертью, «спасение наше, совершилась на Голгофе, а не на Фаворе, хотя и там уже говорилось о Кресте Христовом ( Лк.9:31 ). Христос должен был умереть, чтобы завещать человечеству полноту жизни. Это не была необходимость мира. Это была необходимость Божественной любви, необходимость Божественного порядка. Это таинство нам невозможно постигнуть. Почему истинная жизнь должна была открыться через смерть Единого, Который есть Воскресение и Жизнь? ( Ин.14:6 ). Единственный ответ заключается в том, что спасение должно было стать победой над смертью, над смертностью человека». 322 Следовательно, честные Страсти и светоносное Воскресение явились решающим и окончательным ударом против смерти. Поэтому преподобный Иоанн Дамаскин пишет, что крестная смерть Христа – это «венец Воплощения Бога Слова». В другом месте, поясняя эту истину, он пишет, что каждое дело и чудотворное действие Иисуса и божественны, и чудесны, но поразительнее всего Честной Крест Его. Ибо не чем иным, как только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, была упразднена смерть, разрешен грех нашего праотца, изгнана тьма и разрушена сила адова, нам даровано Воскресение и дана способность презреть материальную жизнь и саму смерть, совершилось наше возвращение к прежнему блаженству, открылись врата рая, человеческое естество удостоилось места одесную Отца, мы сделались детьми и наследниками Божьими. Все это было достигнуто крестной смертью Господа. 323 Когда зло человеческое достигло апогея и предела 324 , Сын Божий воплотился, чтобы принести Себя в «жертву, которая могла бы очистить нас» 325 , и сверх того примирить нас с Богом Отцом ( Рим.5:10 ; Кол.1:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Неделя Ваий 28. О торжественном вшествии Иисуса Христа во Иерусалим Радуйся зело дщи Сионя. Ce Царь твой грядет тебе кроток ( Зах. 9:9 . Мф. 21:5 ). Настоящее празднество, неделя ваий, восприяло наименование свое от торжественной встречи Спасителя с вайями, зеленеющими древесными ветвями, при вшествии Его во Иерусалим. Святая Церковь , усугубляя для чад Своих торжество славного вшествия Спасителева во Иерусалим, предваряет оное другим торжеством о чудесном воскресении из мертвых Лазаря. Препровождая Спасителя на крестную смерть для совершения общего всех воскресения от духовной смерти, она прежде торжествует воскресение Лазаря, друга Христова, как опытное удостоверение в общем всех воскресении по кончине мира. Эти священнейшие происшествия, исполненные Божественной сладости и утешения, и по времени, и по своему спасительному действию неразрывно между собою связуются. Воскрешение Христом друга Своего возвеличивает славу Его пред народом. A слава воскрешения Лазаря, преисполнив народ, во множестве собравшийся на праздник пасхи во Иерусалим, благоговением к Иисусу, уготовила Ему славное сретение и торжественное вшествие во Иерусалим. Сего ради и срете Его народ, замечает Евангелист, яко слышаша Его сие сотворша знамение. ( Ин. 12:18 ). В ознаменование настоящего торжества, после повествования о воскресении Лазаря, предложим повествование о торжественном вшествии Спасителя во Иерусалим. Шествуя во Иерусалим на конечный подвиг для совершения великого дела искупления, Господь, не доходя до Иерусалима, остановился в Вифании. Здесь на вечери, уготованной любовью и преданностью друзей, сестра Лазарева Мария, движимая благоговением и благодарностью к Благодетелю, возливает на главу Его многоценный сосуд с благовонными мастьми. Народ, который в бесчисленном множестве отовсюду шел во Иерусалим на праздник пасхи, услышав о приходе Иисуса в Вифанию, во множестве поспешил и туда, дабы видеть не только Иисуса, но и Лазаря. А распаляемые завистью фарисеи положили убить и самого Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы приходим в храм Божий, потому что в мире существует грех и существует смерть. Сколько плача и горя во всем мире, сколько слез — наверное, больше, чем где бы то ни было, — во все времена, и особенно сегодня, в нашей многоскорбной России! Среди Церкви всегда — воскресший и всем владычествующий Христос, первый вестник всеобщего благодатного дня Воскресения. Тем не менее и с этим чудом мы можем остаться подобными утешителям Иова. Хотя мир в горе и недоумении вопрошает: «Если есть Бог, то почему Он допускает такие страдания?» — это совсем не поиск теоретического ответа. Никакой ответ, как бы он ни был глубок и полон, не облегчит ничьей боли. Люди ищут исцеления — не просто знания. Наше сердце — там, где надежда на исцеление, на возвращение дорогого человека, который физически или духовно умер. Недостаточно сказать: «Страдания и смерть — наказание за грех». Божий ответ на главный вопрос неверия, вопрос зла — практического характера. Смысл его — сделать что-нибудь для человека, а не просто все объяснить ему. Своим служением исцеления и воскрешения мертвых Господь не одобряет пассивной сдачи перед фактом страданий. Чудеса, которые Он совершает, подчеркивают со всей силой, что страдания должны быть преодолены. «Мне должно делать дела Пославшего Меня», — говорит Господь. И все же самое великое из этих дел Божиих было явлено в распятии, когда руки Спасителя, которыми Он исцелял и воскрешал, были пригвождены в бессилии, и Он Сам стал, сострадая тем, кто был рядом с Ним, жертвою. Бог не просто коснулся края наших страданий, но вошел в самую их сердцевину. Он дал ответ тем, кто был там в предельном отчаянии, и всем, кого задела смерть, явив самое полное с ними единство. И теперь Христос в человечестве Церкви снова и снова сходит в глубины ужаса и горя, чтобы быть там, где Его, как говорит слово Божие, братья и сестры терпят страдания, болезни и смерть. Эта Церковь, которая называется Телом Христовым, не может отделить себя от боли мира. Проповедь Христа распятого, таинство Его присутствия во тьме мира означают для нас возможность восполнить, как говорит апостол Павел, то, что не достает Христовым страданиям. И только такой проповедью мы можем приносить утешение.

http://moral.ru/st-ambrosy/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Не плачь!» 18.10.2014 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 20-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице Как часто мы бываем охвачены растерянностью и смятением, даже ропотом на Бога! В этом Евангелии о воскрешении сына вдовы Наинской речь идет о Боге и о нас, о нашем восхождении к Нему через смерть, о нашем воскресении. Всякий раз, когда мы слышим это Евангелие, мы не можем не замечать сходства описанного в нем события с тем, что происходит с нами. Но Господь зовет нас идти еще дальше, потому что на самом деле речь идет о Церкви, которой мы с вами являемся и которой мы снова и снова становимся за каждой Божественной литургией в таинстве Евхаристии, когда Господь собирает нас в Себе, в Своем Теле. Вот почему слова Евангелия «и отдал его Иисус матери его» — центральные в этом Евангелии. Они заставляют нас вспомнить о центральном, решающем событии нашей жизни, когда Господь сказал: «Жено, се, сын Твой». Именно так вместе с Пречистой Своей Матерью открывает нам Спаситель суть происходящего: здесь рождается Его Церковь. Мы видим, что в Наине собралась огромная толпа. Можно сказать, все человечество, которое, до предела разобщенное грехом, убивает сегодня своих детей и собирается вместе, только когда надо их хоронить. Но в этом событии в Наине действует прежде всего сила жизни, которая останавливает смерть, и дает жизнь. Это и есть будущая Церковь — Христос и мы. Но мы знаем, как искажена эта Церковь, и мы сами, многие из нас, более или менее сознательно участвуем в этом искажении. Мы знаем, как гонимы христиане, как продолжают убивать Тело Христово. Все говорят о христианах. А кто говорит о Церкви? Если о Церкви не говорят, то не говорят и о Христе. Но Церковь Христова — это общение христиан друг с другом. И отрицать это — значит отрицать Христа. Церковь — это совершенно новое общение. И в ней — эта Божественная сила бесконечного сострадания, более человеческого, чем все, что мы можем почувствовать и сделать. Это чудо воскрешения в Наине присутствует в нашей Евхаристии, когда Господь зовет нас воскреснуть из мертвых, и Духом Святым запечатлевает эту тайну в наших сердцах тремя истинами.

http://moral.ru/не-плачь/

Огласительное поучение восемнадцатое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: и во едину Святую Соборную Церковь , верую воскресению плоти и жизни вечной. Также на слова Иезекииля: И бысть на мне рука Господня, и изведе мя в Дусе Господни, и постави мя среде поля: се же бяше полно костей человеческих, и проч. ( Иез.37:1 ).] 1 . Корень всякого доброго дела есть надежда воскресения. Ибо ожидание награды укрепляет душу в доброй деятельности. Потому что всякий работник охотно переносит труды, когда предвидит за труды плату; а у тех, которые трудятся, не видя платы, прежде времени с телом изнемогает и душа. Воин в ожидании награды охотно идет на врагов; напротив, никакой воин, находясь в службе у нерассудительного царя, который не дает платы воинам за труды, не хочет умереть за него. Так и всякая душа, верующая воскресению, хранит сама себя как должно; а неверующая воскресению пускается на погибель. Верующий, что тело воскреснет, хранит эту одежду, и не оскверняет тела любодейством, а неверующий воскресению предает себя любодейству, не радя о своем теле как бы о чужом. Итак, вера воскресению мертвых есть важное наставление и учение Святой Соборной Церкви, важное и весьма нужное; и хотя многие противоречат оному, однако истина удостоверяет в нем. Противоречат оному эллины, не верят самаряне, опровергают его еретики. Многообразно противоречие, а истина единообразна. 2 . Эллины вместе с самарянами противоречат нам так: отходит в землю умерший человек и сгнивает, весь превращается в червей, потом и черви умирают. Такой гнилости и разрушению подвергается тело; как же оно воскрешено будет? Утонувших пожрали рыбы, и сами они пожраны. Сражавшихся со зверями медведи и львы умертвили, сокрушив самые кости. Коршуны и вороны, съевши плоть лежащих мертвецов, разлетелись по всему миру. Откуда возьмется тело? Из птиц, съевших оное, одной случится умереть в Индии, другой – в Персии, а иной – в земле готов. У других, которые сгорели в огне, и самый пепел дождь или ветер разнес. Откуда возьмется тело?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010