Скачать epub pdf Светлая седмица ПОНЕДЕЛЬНИК. Ин. Зач.  2. (1,18–28) О ВОСКРЕШЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА … Когда соделаемся сынами Воскресения, тогда и мы будем удостоены знания лицом к лицу, тогда праведные удостоятся лицезрения Божия в радости, а грешники – в Суде, потому что всякий грех будет истреблен Судом Божиим (1,264). Если душа предпрославлена ныне и вступила в единение с Духом, то и тело сподобится части в Воскресении (30,6). Что имеет теперь душа, то обнаружится тогда в теле (30,55). Воскресшие тела в Воскресение покроются иною, божественною, ризою и будут питаться небесною снедью (30,100)… В Воскресении мертвых различною славою будут прославлены и отличены воскресшие по достоинству заслуг, по причастию здесь еще обитавшего в них Божия Духа (30,389). Ужасом объята будет смерть и изблюет всю свою добычу и не оставит ни одного мертвеца, не представив его в судилище: земной персти повелено будет отделить прах умерших, и не останется ни одной пылинки, которая бы не явилась пред Судиею (25,104). Кто поглощен морем, кого пожрали дикие звери, кого расклевали птицы, кто сгорел в огне – в самое короткое время все пробудятся, восстанут и явятся. Кто умер во чреве матери, того сделает совершеннолетним то же мгновение, которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, которого мать умерла вместе с ним во время чревоношения, при Воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое… Равными воскресит Творец сынов Адамовых, как сотворил их равными, так равными пробудит и от смерти. В Воскресении нет ни больших, ни малых. И преждевременно родившийся восстанет таким же, как и совершеннолетний. Только по делам и по образу жизни будут там высокие и славные: и одни уподобятся свету, другие – тьме (25,105). Воспламенятся щедроты Того, Кто дарует жизнь всему, и кости в гробах их приведет Он в движение. Жизнеподателен будет глас трубы Его, звук ее отверзет двери шеола (25,428). В день, когда воскреснут праведники, обновятся и небо, и земля, и, чтобы не потерпеть утраты сынам брачного чертога, дадут они отчет (25,459).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Слова и проповеди. Успения Божией Матери Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 2 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 Слово о воскресении мертвых Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святой апостол Лука сегодня благовествует во всей вселенной тот случай, когда Господь Иисус Христос у ворот города Наина воскресил юношу — сына бедной вдовы. Христос Спаситель благоволил войти в этот город с проповедью Евангелия, и у самых ворот встречает Он процессию с покойником. И не так велика была процессия, но велик был вопль и плач матери-вдовы, потерявшей сына, и стенание сочувствующих ей сердец. И Господь Иисус Христос умилосердился об этом трагическом случае с матерью и велел остановиться процессии и, взяв за руку покойника, сказал: “Я тебе говорю, встань”. И покойник ожил, из ада возвратилась в тело душа, сердце забилось, мозг заработал, кровь стала пульсировать, как сейчас говорит нам наука… и юноша сел на носилках. (Гроба же как тогда, так и сейчас нет на Востоке.) И Господь отдал его матери. И та мать, которая с горькими слезами провожала покойника, не имея ничего большего, теми же слезами стала благодарить Господа Бога Иисуса Христа за воскрешение сына и возвращение ей того, кто был всей ее надеждой. (Она надеялась, что сын, возмужав, возобновит семью, возобновит фамилию, и мать тайно молилась, чтобы в доме была удачная невестка. Потому что в древности глубокой говорилось — неудачная невестка, что ложка соли или перцу в бочке с медом, все портит.) Итак, мать получила сына воскрешенным, и жизнь воскресла в сознании матери, жизнь воскресла в юноше, жизнь воскресла в семье. Так вот, сегодняшнее воскрешение юноши и возвращение его осчастливленной матери является для всех нас уроком и напоминанием о том, что человек сотворен с бессмертной душой, по образу Божию и по подобию Его, потому что человека создавала вся Троица. Когда заканчивалось творение мира в шестой день, то Троица Святая — Отец, Сын и Дух Святый — совещались между собой: “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию”. И образ — картинный, фигурный, и внутреннее подобие — богоподобие.

http://pravmir.ru/slova-i-propovedi/

Вознесение Господне Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная ( Кол.3:1–2 ). Воскресший из мертвых, Господь наш Иисус Христос вознесся от земли на небо – ко Отцу Своему, и седя одесную Его. Теперь, казалось бы, нам можно уже обратиться к нашим земным делам и погрузиться в наши обыденные занятия. Но Апостол Христов выводит отсюда совсем иное заключение. По его заключению, теперь-то нам и нужно – преимущественно искать вышних, идеже есть Христос одесную Бога седяй, – горняя мудрствовать, а не земная. Почему так? Потому что и воскрес, и вознесся на небо не Один Господь Иисус Христос; с Ним и в Нем воскрешены и превознесены и мы: Бог, богат сый в милости, говорит Апостол, за премногую любовь Свою, ею же возлюби нас, и сущих нас мертвых прегрешеньми сооживи, Христом, и с Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе ( Еф.2:4–6 ). В этом-то и состоит истинно христианское празднование праздников Господних, когда и в нас, как истинных и живых членах Тела Христова, совершается тоже, что совершилось во Христе. Для того и торжествует св. Церковь все великия и спасительные дела Искупителя нашего, да мудрствуется и в нас, еже и во Христе Иисусе... С Ним нам должно распинаться миру и распинать плоть свою со страстьми и похотьми, с Ним воскресать покаянием от смерти греховной к лучшей – богоугодной жизни, с Ним возноситься духом на небо, где живот наш сокровен со Христом, в Боге. Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седяй, – горняя мудрствуйте, а не земная. Видите ль, как воскресением и вознесением Господним рассеевается для нас мрак видимого чувственного, и сквозь отверстое небо является мир новый – невидимый – духовный? Взирая с Апостолами на небо, вслед Вознесшагося Господа, видимо и осязательно удостоверяемся, что ни наша жизнь, ни наша деятельность, ни вся судьба наша – не ограничивается пределами временной жизни нашей во плоти, – что весь видимый нами порядок дел продолжается только до гроба, а за гробом начинается новый, – где поруганный, уничиженный, распятый на Кресте Сын Человеческий является на престоле славы, одесную Бога Отца, а мнимое торжество неверия и нечестия вождей иудейских, и подобных им, обращается в вечное посрамление, погибель и мучение, – где все величие земное, вся слава мира является яко ничто, а открывается слава Божия всесовершенная и всеблаженная, никогда не умаляющаяся и никогда не померкающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Глава I. Приветствие читателям (1–5). Повод к написанию послания (6–10). Апостол Павел не от людей принял свое Евангелие (11–24) Гал.1:1–5 . В приветствии Апостол сразу намечает основное содержание следующих глав. Он говорит о себе, что он – настоящий Апостол Христов – что не хотели признать за ним иудействующие, пользовавшиеся в то время в Галатии влиянием – и что Христос отдал Себя на смерть для того, чтобы искупить людей от подчинения настоящему лукавому веку. Последнюю мысль Апостол высказывает, опять имея в виду иудействующих, которые, можно сказать, лишали надлежащего достоинства подвиг Христа, выставляя на вид необходимость для спасения еще и закона Моисеева. Гал.1:1 .  Павел Апостол, избран­ный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресив­шим Его из мертвых, Апостолами в первенствующей Церкви назывались вообще проповедники Евангелия, а не только ученики Самого Христа. Апостола Павла иудействующие и хотели приравнять к обыкновенным проповедникам Евангелия, говоря, что он не слушал Самого Христа и стоит ниже какого-либо Апостола из числа 12-ти. Поэтому-то Павел и выставляет на вид, что он – Апостол в полном смысле этого слова, равный всякому Апостолу из числа 12-ти. Он, во-первых, избран на свое служение «не человеками», т. е. или другими Апостолами, или собранием верующих, как избраны были напр. церквами Тит и Епафродит ( 2Кор.8:23 ; Фил.2:25 ). Во-вторых, он призван и «не через человека», т. е. Христос не через чье-нибудь посредство поставил его на апостольское служение, а Сам непосредственно призвал его. Впрочем, первым виновником своего призвания Павел называет «Бога Отца, Который воскресил Христа из мертвых». О последнем факте Апостол упоминает в тех видах, чтобы показать, что на его стороне стоит и Христос, и Бог Отец: его, собственно, призвал Христос, а Христа поставил в такое состояние, что Он может призывать снова, по воскресении, себе Апостолов. – Бог Отец. Апостол говорит здесь, что Христа «воскресил» Бог Отец, как и посл. к Рим. ( Рим.8:11 ), имея в виду, что Христос был действительно воскрешен Отцом, так как Он, как Богочеловек, во всем ставил Себя в зависимость от Отца ( Ин.5:19 ). Но Ап., тем не менее, был в то же время вполне убежден, что Христос, как Бог , воскрес Сам ( Рим.4:25, 8:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ГЛАВА V. СОСТОЯНИЕ СОВЕРШЕННОГО ОБОЖЕНИЯ Обожение человека начинается в этой жизни и станет совершенным и необратимым в веке будущем. Полное явление и окончательное выражение истинного общения людей с Богом, начавшись здесь и сейчас, завершится их воскресением в славе и вознесением на небеса. Воскресение верующих, связанное с воскресением Христа, приводит их к полному богоусыновлению и обожению. Подобно Христу, восставшему из мертвых и вошедшему в славу Отца, верующие восстанут в славе и удостоятся видения Его лицом к лицу. Воскресение и возрождение Воскресение Христа – не просто факт Его личной земной жизни, но важнейшее событие для всего человечества. В истории ветхозаветного Израиля и Церкви были и другие воскресения и вознесения, но лишь Христово воскресение имеет непосредственное отношение к жизни всего человечества. Подобно тому как целью воплощения Христа было спасение человека, так и Его воскресение и вознесение объясняются только в свете промысла Божия о человеке: «Тем, чем стал, Господь стал ради нас, будучи нерожденным и несотворенным по Своему божеству… И ради нас Он воскрес и вознесся, уго-товляя нам воскресение и вознесение в бесконечные веки» 362 . Однако в последний день будут воскрешены и верующие и неверующие. В связи с этим возникает серьезная проблема. Если воскресение человека основано на воскресении Христа и, следовательно, связано с Его нетварной обоживающей благодатью и если эта благодать, как мы видели, передается человеку не механически и не магически, а через участие человека в таинствах, через нравственное и духовное участие в жизни Христа – если все это так, то как могут воскреснуть те, которые никогда Его не признавали и не имели с Ним никакого общения? Если бы воскресли одни верующие, все было бы понятно и не возникло бы мысли о «механической» передаче божественных даров; но ни Григорий Палама , ни другие святые отцы не ограничивают воскресение мертвых лишь верующими. Воскресение будет всеобщим; и верующие и неверующие восприимут свои тела и вступят в вечную, хотя и разную по своей сущности, жизнь. При этом к неверующим будут причислены не только те, которые веровали, а затем потеряли веру во Христа, но и те, которые никогда не признавали Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

Иудеи праздновали законную Пасху: перехождение из Египта к земле Палестинской; празднуем и мы Евангельскую Пасху: перехождение нашего естества во Христе от смерти к жизни, от тления в нетление. Какое слово могло бы выразить то внутреннее различие, уясняющее насколько лучше праздников того Ветхого Законоположения – предметы наших торжеств? Но так как человеческое слово не может достойно выразить такое превосходство, то высочайшая единосущная Премудрость Отчая, предвечное и предсущное Божие Слово, человеколюбиво соединившееся и обитавшее с нами, ныне делами явило предмет праздника и отчетливо обозначило высоту этого превосходства. Ибо ныне мы празднуем преведение в Нем нашего естества, не из подземных сфер на землю, но – от земли на небо небес, и затем – к Престолу Того, Кто владычествует над всем. Потому что сегодня Господь не только был посреди Учеников Своих, но и отошел от них в то время, как они смотрели. Он вознесся на небо и вошел в самое Святое Святых, и воссел одесную Отца, выше всякого начала и власти, всякого имени и чести, как в нынешнем, так и в будущем веке известной и называемой. Как имели место многие воскрешения прежде Воскресения Господа, так были и многие вознесения до Его Вознесения. Ибо Дух восхитил и Иеремию Пророка, и Ангел – Аввакума; особенно же среди других, как пишется, был восхищен на колеснице огненной – Илия. Но и хоть не перешел границу земли; и это было только неким перемещением, вознесением каждого из них, которое восхищало от земли, и не выходило за границы земли. Также и оные воскресшие, снова возвращались в землю и все умирали. Но как Христос воскрес от мертвых, и смерть Им ктому не обладает, так и когда Он вознесся и воссел в вышних, вся высота находится под стопами Его, всем свидетельствуя, что Он – Бог над всем. И это и была «явленная гора Божия», как говорит Исаия ( Ис.2:2 ), и на вершине всех разумных гор – «дом Божий» – Тело Владычнее. Ибо не Ангел, не человек, но Сам Господь плотию пришел и спас нас, став ради нас подобным нам и, в то же время, неизменно пребывая Богом . Как, когда Он сошел, Он не изменил Своего обитания, но снизошел, так и восходя снова, Он не в Божество возвратился, но посадил на горнем престоле наше, воспринятое Им естество. Ибо, воистину, там Богу подобало представить первородным из мертвых наше естество, как некое начало первородных от лица всего рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Скачать epub pdf Глава 12 1. Вечеря в Вифании 1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. 2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. 3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. 4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? 6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имелпри себе денежный ящик и носил, что туда опускали. 7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. 8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. 9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. 10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. Рассказ о вечере в Вифании присутствует также в Евангелиях от Матфея и Марка ( Мф. 26:6–16 ; Мр. 14:3–9 ). Женщина, помазавшая Иисуса миром в то время, как Он возлежал на вечери, у Иоанна она отождествляется с Марией, сестрой Лазаря; у Матфея и Марка остается безымянной. С другой стороны, многие исследователи указывают на параллели между повествованием Иоанна о вечере в Вифании и рассказом Луки о жене-грешнице ( Лк. 7:37–38 ). Согласно одной из весьма распространенных в науке версий, Иоанн описывал тот же случай, что и Марк и Матфей, однако некоторые детали заимствовал у Луки. Эта версия, впрочем, не объясняет, почему у Иоанна вечеря в Вифании происходит за шесть дней до Пасхи. Литургический календарь древней Церкви, в котором события последней недели земной жизни Иисуса выстроены в единую цепь, помещает вечерю в Вифании на Великую Среду, тогда как событием, непосредственно предшествующим Входу Господню в Иерусалим, оказывается воскрешение Лазаря. Выстраивая события подобным образом, древняя Церковь скорее ориентировалась на хронологию Матфея и Марка, согласно которым рассказ о вечере в Вифании следует за упоминанием двухдневного срока, остающегося до пасхи. А за шесть дней до Великой Пятницы – дня распятия Иисуса Христа – празднуется Лазарева суббота, связанная с воспоминанием не о вечери в Вифании, а о воскрешении Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 56. О причинности воскресения Христа Наконец, мы рассмотрим причинность воскресения Христа, под каковым заглавием наличествует два пункта: 1) является ли воскресение Христа причиной нашего воскрешения; 2) является ли оно причиной нашего оправдания. Раздел 1. Является ли воскресение Христа причиной воскрешения Христа причиной воскрешения наших тел? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что воскресение Христа не является причиной воскрешения наших тел. В самом деле, достаточная причина с необходимостью обусловливает свое следствие. Таким образом, если бы воскресение Христа было достаточной причиной воскрешения наших тел, то все умершие воскресли бы сразу же после Его воскресения. Возражение 2. Далее, причиной воскрешения мертвых является божественная правосудность, поскольку тело должно быть вознаграждено или наказано вместе с душой, с которой оно, как говорят Дионисий 314 и Дамаскин 315 , разделяет заслугу и грех. Но правосудие Божие должно было непременно исполниться независимо от того, воскрес ли Христос или нет. Поэтому мертвые воскресли бы даже в том случае, если бы Христос не воскрес. Следовательно, воскресение Христа не является причиной воскрешения наших тел. Возражение 3. Далее, если бы воскресение Христа было причиной воскрешения наших тел, то либо как образец, либо как действенная причина, либо как причина заслуги. Но оно не является причиной как образец, поскольку воскрешение наших тел обусловливает Бог, согласно сказанному [в Писании]: «Отец воскрешает мертвых» ( Ин. 5, 21 ), а Бог не нуждается в каком бы то ни было образце помимо Себя. Не является оно и действенной причиной, поскольку действенная причина действует только через некоторую связь, материальную или духовную. Но очевидно, что воскресение Христа не имело никакой материальной связи с умершими, которые имеют воскреснуть, по причине удаленности времени и места. И точно так же оно не имело с ними никакой духовной связи, которая возникает благодаря вере и любви, поскольку воскреснуть должны и неверующие, и грешники. Не является оно и причиной заслуги, поскольку воскресший Христос уже не был странствующим [в нынешней жизни], и потому более не находился в состоянии заслуги. Следовательно, похоже, что воскресение Христа никак не может являться причиной нашего [воскресения].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

(I - сер. II в.), один из апологетов раннехристианских . Считается наряду с Аристидом самым ранним христ. апологетом. Немногие сведения о нем сохранились в «Церковной истории» Евсевия, еп. Кесарии Палестинской, согласно которому К. представил имп. Адриану апологию в защиту христ. веры, поскольку «некоторые злые люди старались досаждать» христианам ( Euseb. Hist. eccl. IV 3. 1). Евсевий отмечает, что эта апология имелась у него и у мн. др. христиан, и называет ее «блестящим доказательством ума и апостольского правоверия (τς ποστολικς ρθοτομας)» К. (Ibidem). В качестве подтверждения, что К. жил в период ранней Церкви, он приводит выдержку из его сочинения: «Дела Спасителя нашего были всегда очевидны, потому что были истинны: исцеленных и воскрешенных из мертвых видели не только тогда, когда они исцелились и воскресли, но они и всегда были на виду - не только во время пребывания Спасителя на земле, но и по отшествии Его они жили достаточно времени, так что некоторые из них достигли и до наших времен» (Ibid. IV 3. 2). Этот фрагмент является единственным сохранившимся свидетельством текста апологии К. Вероятно, апология была утрачена уже в древнейшие времена, т. к. никаких следов знакомства с ней в позднейшее время не обнаружено. Цитата из апологии К. в «Избранной хронографии» Георгия Синкелла практически дословно воспроизводит цитату Евсевия ( Georg. Sync. Chron. P. 425-426). Свт. Фотий I , патриарх К-польский, сообщает, что Евсевий, еп. Фессалоникийский (кон. VI - нач. VII в.), в полемике с монахом-афтартодокетом Андреем (см. Афтартодокетизм ) обращался к сочинениям К. и сщмч. Мефодия Патарского наряду с творениями св. отцов IV-V вв. ( Phot. Bibl. 162). Однако невозможно установить, имел ли этот еп. Евсевий текст апологии К., использовал ли фрагменты сочинений более ранних писателей или был знаком только с отрывком, сохранившимся в сочинении Евсевия. В Мартирологе, дошедшем под именем св. Беды Достопочтенного , К. приписывается мнение, что для христиан не существует запретной пищи ( Ps.-Beda Venerabilis. Martyrologia//PL. 94. Col. 927), однако это мнение вряд ли было заимствовано из древней апологии (см.: Bardy. 1949. P. 84-85).

http://pravenc.ru/text/1841660.html

     Для начала опишем довольно типичную картину. В православный храм входит изысканно одетая женщина лет 30, подходит к свечной лавке и, едва сдерживая слезы, говорит свечнице: «Простите, у меня сын тяжело болен. Врачи ему помочь не могут. Кому нужно свечи поставить, чтобы сын выздоровел?» Служительница, которая слышит подобное почти каждый день, рекомендует поставить свечи и помолиться Господу Иисусу Христу, Божией Матери, ангелу-хранителю, святителю Николаю Чудотворцу , а также святому, имя которого носит болящий. Несчастная мать покупает самые дорогие, самые толстые свечи и идет к указанным иконам. Идет, из последних сил надеясь, что Господь ее вопль услышит и поможет… Чудеса – это главное в нашей вере? «У последней черты мы вспоминаем о Боге» – есть такое популярное в народе изречение. И правда, когда перепробованы все земные средства спасения – от болезни, от беды, от одиночества, от отчаяния, – перепробованы и не принесли результата, люди в последней надежде обращаются к Богу. Надеясь на чудо. Ведь они где-то от кого-то слышали, что Господь много раз посылал Свои чудеса верующим в Него. Да, чудесные, сверхъестественные явления в Православной Церкви есть. Это и всем известный Благодатный огонь , и мироточение, кровоточение икон, и чудесное отражение изображения Божией Матери или святого на стекле иконы, и сбывшиеся пророчества, и воскрешения из мертвых, и исцеления безнадежно больных. Людей всегда интересовали и интересуют явления, выходящие за рамки их понимания, рамки логики, естественных законов бытия. Поэтому православные чудеса очень популярны в народе. Выходит масса книг о них, известные православные журналы и газеты пестрят случаями чудесной помощи по молитвам к Господу, Богородице и святым. Однако зададимся вопросом: а главное ли это в нашей вере? Да, для новоначальных, ищущих Бога людей порой – главное. Та же мать, впервые просящая Господа об исцелении своего сына в последней отчаянной надежде, вполне возможно, и получит просимое. Произойдет настоящее чудо: мальчик исцелится. Но что потом? Обратится ли эта женщина к Богу с благодарностью, начнет ли постепенное восхождение от неверия к вере, от безбожия к жизни со Христом?

http://pravoslavie.ru/75665.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010