Декабря 18 (31) Священномученик Николай (Кобранов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Николай родился 10 мая 1893 года в селе Благовещенье Дорогобужского уезда Смоленской губернии в семье диакона Иакова Кобранова. В 1913 году Николай окончил Смоленскую Духовную семинарию и поступил на юридический факультет Варшавского университета, в котором проучился три года. В 1918 году он оказался в Крыму, был сначала певчим в симферопольском соборе, а затем иподиаконом у Таврического архиерея. В 1920 году он был рукоположен во диакона к крестовой церкви в Симферополе, а в 1921 году во священника. Во время отступления армии Врангеля из Крыма отец Николай принял решение остаться в России и служил в храме в одном из сел в Мелитопольском уезде. В 1922 году он в течение полугода служил в Новоспасском монастыре в Москве, а в 1923 году был направлен служить в храм в село Воскресенское Можайского уезда Московской губернии. В 1925 году священноначалие направило отца Николая настоятелем в храм Святой и Живоначальной Троицы в Кожевниках в Москве, и он был возведен в сан протоиерея. Храм был выстроен в 1689 году и носил на себе следы древнего величия и щедрой благотворительности благочестивых купеческих семейств. Но в начале ХХ столетия прежнее величие храма стало быстро угасать, что было связано со строительством заводов в этом районе, – со всех сторон он оказался окруженным фабричными и заводскими постройками. Резко уменьшилось число прихожан, и в храме стал ощущаться недостаток средств, так что назначавшиеся сюда священники старались как можно быстрее перейти на другой приход, смотря на это место как на беспокойное и ненадежное. Разруха резко увеличилась после безбожной революции, и дело кончилось тем, что в 1925 году храм был закрыт. Две недели храм простоял без богослужений, когда в него был назначен отец Николай. Священник начал с того, что создал вокруг этого храма живой приход. Понимая, что поддержание благолепия храма – это дело самих прихожан, он обратился к ним с воззванием, в котором писал: «Пусть придет на помощь… общехристианское безграничновеликое милосердие. Помогите на ремонт храма. Гибель святыни – есть гибель чести нашей славной и благочестивой веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

11 ноября 1907 епископ Ямбургский Сергий в подвальном этаже церкви освятил придел вмч. Георгия, устроенный по проекту П. И. Народова. Туда перенесли прах Путилова и его жены. До этого выдающийся инженер и предприниматель покоился в часовне (1880, арх. Ф. С. Харламов) на Гладком острове. Оттуда открывался вид на построенный им завод, верфь и Морской канал. 6 апреля 1908 в нижнем приделе была освящена «пещера Гроба Господня» с витражами И. А. Коркина. Еще в 1905 при храме возникло первое в столице общество хоругвеносцев. В 1906 было организовано благотворительное общество, в 1916 — церковное братство Воскресения Христова, издававшее приходской листок. С освящения до 1915 в церкви настоятельствовал известный проповедник прот. Николай Михайлович Павский, а после него — прот. Павлин Матвеевич Смирнов, расстрелянный в 1918 большевиками как заложник. При попытке властей 4 мая 1922 изъять ценности собравшаяся многотысячная толпа рабочих оказала самое мощное в городе сопротивление, которое было подавлено силой, после чего власти на две недели закрыли храм. Окончательно церковь закрыта при участии милиции 2 февраля 1925 «по требованию рабочих» и по проекту А. С. Никольского перестроена под заводской клуб. В 1925 году церковь была закрыта. Принадлежавшую храму часовню отдали для нужд торгового кооператива. В конце 1920-х годов здание было перестроено в духе конструктивизма по проекту А. С. Никольского под заводской клуб «Красный путиловец» Склеп над могилой Путилова при этом был разрушен. Храм лишили куполов, колокольни, декора в главный фасад врезали стеклянную призму. Клуб находился в здании церкви до 1935 года, когда был открыт новый заводской Дом культуры им. И. И. Газа. В 1940 году здание передали ленинградскому отделению «Трудэнергокадров» для организации областной автотранспортной школы. После 1945 года здание было вновь перестроено в стиле «сталинского классицизма», тогда же была уничтожена и сама могила Н. И. Путилова. Фасад здания украсили портиком. Позже в здании располагались помещения фабрики «Север». Потом здание некоторое время пустовало. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_свт._Н...

См.: Светозарский А. К. Вениамин (Федченков) .//Православная энциклопедия. Т. VII. М. С. 652–654. 419 Венустов Василий Алексеевич; (18 марта 1884 – 23 октября 1947). Родился в с. Пряжа Петрозаводского уезда Олонецкой губ. Сын народного учителя. Окончил Олонецкую ДС (1904) и С.-Петербургскую ДА (1908), к. б. Преподавал в Самарской ДС. С 1912 – иерей Кронштадтского морского инженерного училища императора Николая I. В 1916–1920 и 1925–1934 служил в Спасо-Преображенском соборе Ленинграда. Арестован 5 сентября 1922 по «церковному делу». Сослан в Туркестан. Досрочно освобожден 26 сентября 1924. Вновь арестован 20 января 1934. Приговорен к 3 годам лагерей. Отбывал срок на Колыме, затем работал на Кольском полуострове и Урале бухгалтером. С 11 января 1946 – настоятель Казанской церкви г. Чудово. Погребен на Шуваловском кладбище в Ленинграде. См.: Санкт-Петербургский мартиролог. С. 75. Венустов – священник. 233 Венустов Иоанн Васильевич. Окончил Олонецкую ДС (1888). Около 1890 стал священником и законоучителем Каргопольского начального женского училища. С 1 июля 1896 – наблюдатель церковных школ Каргопольского, а с 1 июля 1913 – Петрозаводского уезда. 25 мая 1912 возведен в сан протоиерея. Делопроизводитель Каргопольского уездного отделения Олонецкого Епархиального училищного совета – с 27 октября 1893 по 1896. С 25 июля 1897 – председатель Каргопольского уездного отделения ЕУС. См.: Каргополь. Чествование церковно-школьного деятеля.//ОЕВ. 1913. 19. С. 356–358, 20. С. 376–381. 80 Верзилов Симеон Андреевич; (1870 – начало 1942). Окончил Вяземское ДУ. С 1894 – диакон церкви Исидоровского ЕЖУ, с 23 июня 1895 – диакон Исаакиевского собора. В июне 1925 – 1926 служил в храме Воскресения Христова («Спас на крови»). Уклонился в обновленчество. В 1934–1936 служил в Успенском кафедральном соборе (на Сенной пл.). Архидиакон. Принес покаяние, с конца 1930-х годов служил в соборе кн. Владимира. 301, 302 Верзин Алексей Иванович; (6 февраля 1894 – 18 июля 1975). Родился в Ярославле в семье священника. Окончил Ярославскую ДС (1914) и Петроградскую ДА (1918), к. б. 21 ноября 1921 рукоположен во диакона, 22 ноября 1921 – во священника к Михайловскому храму у Невской заставы в Петрограде. В 1930–1933 служил в Борисоглебской церкви Ленинграда. 2 декабря 1933 арестован по делу «евлогиевцев». 25 февраля 1934 приговорен к ссылке на 3 года в Казахстан. С 1946 – настоятель церкви св. прав. Иова на Волковском кладбище, с 1960 – настоятель Серафимовской кладбищенской церкви в Ленинграде. С 1971 – за штатом. Погребен на Серафимовском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1/14 мая. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. Это было последнее богослужение патриарха Тихона перед тюремным заточением. На нем присутствовала В. М. Миронова, которая пишет в своих воспоминаниях: «Это было воскресенье. Здесь, в маленьком храмике, в присутствии немногочисленных молящихся Патриарх в сослужении подворской братии совершил божественную литургию – просто, без особой помпы и, как всегда, молитвенно. По окончании богослужения молившийся в алтаре пребывающий на покое престарелый архиепископ Владимир (Соколовский), замечательный старец, в прошлом ревностный архипастырь – миссионер, объехавший в свое время чуть ли не весь свет, проповедуя Слово Божие (включая Америку и Австралию), приблизился к Святейшему, только что разоблачившемуся, чтобы приветствовать и одновременно – проститься... Взглянув в глаза друг другу и поняв в этом взаимном взоре более того, что смогли бы выразить обильные слова и длинные речи, они облобызались, обнялись, и непрошеные слезы оросили их глаза, выражая взаимную любовь, уважение и сострадание. Присутствующие в алтаре сослужащие потупились и отвернулись в стороны... После сего безмолвно и поспешно архиепископ Владимир (Соколовский) покинул св. алтарь и вышел с подворья, чтобы более уже никогда здесь не появляться... Святейший остался один». 3/16 мая. Советские газеты публикуют письма красноармейцев и рабочих с призывами скорее начать суд над патриархом и расправиться с ним, присудив к высшей мере наказания. 5/18 мая. Заседание Политбюро ЦК РКП(б). Утверждено заключение Л. Д. Троцкого, что из одиннадцати человек, приговоренных Московским ревтрибуналом 24 апреля/7 мая к расстрелу, на пятерых (Надеждин, Соколов, Телегин, Тихомиров, Заозерский) «не имеется данных, могущих повлиять в сторону смягчения приговора». 6/19 мая. Патриарх Тихон перевезен чекистами из Троицкого подворья в Донской монастырь, где помещен под арестом в двухэтажном домике, рядом с надвратной Тихвинской церковью. Старший секретарь Наркомпочтель А. Зискинд отправил письменное донесение:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Татьяна Шустилова , студентка, волонтер движения «Старость в радость» ( http://starikam.ru/ ). Нарушенная дистанция. Несколько слов наших близких . Фото из архива автора//Фома. - – май 2010. – С.22. - (рубрика « Тема номера. Дети и внуки Победы »). Анжела Буцких . Высота 102,0 и ее настоятель . Об отце Георгии Лазареве , настоятеле храма Всех Святых на Мамаеве кургане, освященного 9 мая 2005 года, и единственном полковом священнике в Волгоградской области, который «каждый день приходит на главную высоту страны, считая свое служение и патриотическое воспитание молодежи самым важным делом жизни». Фото Владимира Аксенова, Анжелы Буцких//Фома. – – май 2010. – С.23-25. - (рубрика « Тема номера. Дети и внуки Победы »). ВЕРА (раздел). – С.26-43. Сергей Худиев . Чаю воскресения мертвых . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – мая 2010. – С.26-31. – (раздел « Вера »). Марина Журинская . Стоит ли канонизировать глупость ? Фото Владимира Ештокина//Фома. - – май 2010. – С.32-35. – (раздел « Вера »). Новомученики: Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Благодарность гонителям. Памяти священномученика Николая (Тохтуева) . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – май 2010. – С.36-37. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). 17 мая Русская Православная церковь отмечает память священномученика Николая (Тохтуева). Родился в 1903 году в селе Бым Осинского уезда Пермской губернии в благочестивой семье. В 1917 году поступил в училище псаломщиков при Архиерейском доме в Перми. В 1919 году окончил училище и был назначен псаломщиком в Свято-Троицкую церковь в селе Ашапа, а в 1922 году, когда ему исполнилось 19 лет, рукоположен во диакона. В 1925 году возведен в сан протодиакона и награжден двойным орарем. В 1933 году арестован и помещен в кунгурскую тюрьму, затем приговорен к трем годам ссылки на Урал. Впоследствии служил в храмах Подмосковья, а с 1938 года – в храме святых бессребников Космы и Дамиана в Болшеве. В самый скорбный день Страстной седмицы – в Великую пятницу 1940 года протодиакон Николай был вызван в отделение НКВД, где ему предложили выбор: или сотрудничество с «органами», или восемь лет лагерей. После Пасхи, собрав вещи, которые могли понадобиться в тюрьме, отец Николай написал заявление, в котором отказывался от сотрудничества с НКВД и подробно разъяснял свою позицию, свое исповедание веры. 5 июля 1940 года арестован, заключен во внутреннюю тюрьму НКВД на Лубянке   в Москве и приговорен к 8-ми годам заключения. Умер в заключении 17 мая 1943 года за несколько дней до своего сорокалетия.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-85-m...

Николай (Могилевский; 6 августа 1877 г. – 25 октября 1955 г.), 26 октября 1919 г. хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии; с 1920 г. епископ Сосницкий, викарий той же епархии. С конца 1922 г. несколько месяцев примыкал к обновленцам. С 6 августа 1923 г. епископ Каширский, викарий Тульской епархии; с 19 октября 1923 г. управлял Тульской епархией и Одоевской, с 8 мая 1925 г. епархией не управлял. С 16 сентября 1927 г. епископ Орловский, с апреля 1931 г. епархией не управлял. В 1941 г. возведен в сан архиепископа. В 1942 г. епархией не управлял, а был настоятелем Вознесенской общины г. Челкара, Казахской ССР. С 5 июня 1945 г. архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский, с 1951 г. одновременно управлял и Семипалатинской епархией. С февраля 1955 г. митрополит. Михаил (Воскресенский; 27 декабря 1897 г. – 21 октября 1976 г.), 4 декабря 1953 г. хиротонисан во епископа Чкаловского и Бузулукского, с 7 декабря 1957 г. епископ Оренбургский и Бузулукский, с 15 августа 1959 г. временно управлял Челябинской епархией, с июня 1960 г. временно управлял Казанской епархией, с 23 ноября того же года епископ Казанский и Марийский, с июня 1961 г. управляющий Ижевской епархией, с 25 февраля 1963 г. архиепископ. С 7 октября 1967 г. архиепископ Уфимский и Стерлитамакский, с 23 октября того же года вновь архиепископ Казанский и Марийский и временно управляющий Ижевской епархией. С 25 июля 1975 г. на покое. Леонтий (Бондарь; 7 мая 1913 г. – 24 января 1999 г.), 10 августа 1956 г. хиротонисан во епископа Бобруйского, викария Минской епархии; с 19 сентября 1960 г. временно управлял Минской епархией; с 5 мая 1961 г. епископ Новосибирский и Барнаульский; с 14 мая 1963 г. епископ Оренбургский и Бузулукский, с 9 сентября 1971 г. архиепископ, 25 февраля 1992 г. возведен в сан митрополита. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены

http://sedmitza.ru/lib/text/5490228/

Он неустанно проповедовал в храме, каждое воскресенье вечером устраивал беседы на религиозные темы, собирал детей для уроков по Закону Божию — сначала в нанятом им частном доме, а затем у себя, и подарил каждому из детей небольшое Евангелие, как напутствие на их дальнейшую христианскую жизнь. В 1921 году, перед праздником Рождества Христова, были собраны продукты на содержание Коломенского епископа и для бедствующих прихожан. Волостной исполком, узнав об этом, запросил священника, на каком основании и для каких целей он собирал продукты. На это отец Георгий ответил, что волостной исполком не имеет права требовать в этом отчета и даже проявлять интерес, так как такой поступок исполкома есть вмешательство во внутренние дела Церкви. От священника потребовали, чтобы он сообщил имена жертвователей, но отец Георгий отказался это делать, памятуя случай, когда приход снимал дом у вдовы для занятий с детьми по Закону Божию, и председатель волостного совета, узнав об этом, отказал ей в разрешении на получение дров в отместку за то, что она сдает дом для церковных нужд. 4 ноября 1921 года в доме священника произвели обыск, отец Георгий был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и приговорен к ссылке в Архангельскую губернию. В 1925 году отец Георгий вернулся на родину и епископ Коломенский Феодосий (Ганицкий) ради укрепления духовной жизни в Старо-Голутвином монастыре предложил ему принять монашеский постриг и возглавить монашеское братство, на что отец Георгий дал свое согласие. В августе 1925 года епископ Феодосий постриг его в монашество с именем Никон, возвел в сан архимандрита и поставил наместником монастыря. В 1929 году началось очередное гонение на Русскую Православную Церковь, и Старо-Голутвин монастырь был закрыт. 14 мая 1929 года ОГПУ арестовало архимандрита Никона, обвинив его в антисоветской агитации при произнесении проповедей. 26 июля 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Никона к трем годам заключения в Соловецком концлагере, а 9 августа 1932 года уже без рассмотрения дела — прибавило к этому три года ссылки в Северный край.

http://foma.ru/volki-brodyat-krugom.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Декабря 18 (31) Священномученик Николай Кобранов Священномученик Николай родился 10 мая 1893 года в селе Благовещенье Дорогобужского уезда Смоленской губернии в семье диакона Иакова Кобранова. В 1913 году Николай окончил Смоленскую Духовную семинарию и поступил на юридический факультет Варшавского университета, в котором проучился три года. В 1918 году он оказался в Крыму, был сначала певчим в симферопольском соборе, а затем иподиаконом у Таврического архиерея. В 1920 году он был рукоположен во диакона к крестовой церкви в Симферополе, а в 1921 году во священника. Во время отступления армии Врангеля из Крыма отец Николай принял решение остаться в России и служил в храме в одном из сел в Мелитопольском уезде. В 1922 году он в течение полугода служил в Новоспасском монастыре в Москве, а в 1923 году был направлен служить в храм в село Воскресенское Можайского уезда Московской губернии. В 1925 году священноначалие направило отца Николая настоятелем в храм Святой и Живоначальной Троицы в Кожевниках в Москве, и он был возведен в сан протоиерея. Храм был выстроен в 1689 году и носил на себе следы древнего величия и щедрой благотворительности благочестивых купеческих семейств. Но в начале ХХ столетия прежнее величие храма стало быстро угасать, что было связано со строительством заводов в этом районе, – со всех сторон он оказался окруженным фабричными и заводскими постройками. Резко уменьшилось число прихожан, и в храме стал ощущаться недостаток средств, так что назначавшиеся сюда священники старались как можно быстрее перейти на другой приход, смотря на это место как на беспокойное и ненадежное. Разруха резко увеличилась после безбожной революции, и дело кончилось тем, что в 1925 году храм был закрыт. Две недели храм простоял без богослужений, когда в него был назначен отец Николай. Священник начал с того, что создал вокруг этого храма живой приход. Понимая, что поддержание благолепия храма – это дело самих прихожан, он обратился к ним с воззванием, в котором писал: «Пусть придет на помощь... общехристианское безгранично-великое милосердие. Помогите на ремонт храма. Гибель святыни – есть гибель чести нашей славной и благочестивой веры».

http://fond.ru/kalendar/1528/nikolay/

См.: Венедикт, архиепископ Олонецкий и Петрозаводский.//Памятная книга Олонецкой губернии на 1864 год. Петрозаводск, 1864. Ч. 2. С. 177–183; Богданова Т. А., Смирнова С. С. Венедикт (Григорович).//Православная энциклопедия. Т. VII. М. С. 579. 129 Венедикт (Плотников Виктор Васильевич); (25 октября 1872 – 16 августа 1937). Окончил Олонецкую ДС (1893). Псаломщик Петрозаводского кафедрального собора, учитель пения Петрозаводского ДУ. С 15 августа 1894 – священник Петрозаводского кафедрального собора, 1895 – 6 сентября 1898 – священник Вытегорского Воскресенского собора. В 1898–1902 учился в С.-Петербургской ДА, к. б. С 27 сентября 1902 – священник домовой ц. Ксенофонта и Марии при убежище слепых женщин им. княжон Волконских в С.-Петербурге, с 8 февраля 1907 – законоучитель и настоятель Петропавловской ц. Павловского института, 6 мая 1915 – протоиерей. 1918–1919 – настоятель Кронштадтского Николаевского Морского собора, с 1919 – ключарь Исаакиевского кафедрального собора. Арестован в мае 1920. 15 августа 1920 хиротонисан во епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии. Вновь арестован в июне 1922 по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Приговорен к высшей мере наказания с заменой на 5 лет заключения. Освобожден 30 ноября 1923. С февраля 1924 по 18(5) декабря 1925 – управляющий Ленинградской епархией (с 25 октября 1924 и Олонецкой). Арестован 18 декабря 1925 по делу «нелегального Совета епископов». Приговорен 26 апреля 1926 к 3 годам ссылки в Сибирь. В апреле 1929 освобожден из ссылки и выехал в Нижний Новгород. С 1931 управлял Вологодской епархией. С 16 февраля 1933 – архиепископ Вологодский, с 4 апреля 1933 – архиепископ, 5 октября 1933-август 1936 – архиепископ Новгородский. 20(7) декабря 1936 – архиепископ Казанский. Арестован 28 февраля 1937 в Казани. Расстрелян в Ленинграде. См.: Багдасарова Ж. Р., Шкаровский М. В. Венедикт (Плотников).//Православная энциклопедия. Т. VII. М. С. 580–582. 236, 247, 266, 270, 273, 291, 348, 350, 351 Венедикт (Пляскин Василий Васильевич); (24 марта 1900 – 30 апреля 1976).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иларий (Ильин Петр Григорьевич) (1869–1951), архиепископ. Окончил Московскую духовную семинарию (1891). С 1891 г. – диакон. В 1919г. рукоположен во иерея. Служил в храмах г. Москвы. С 1938 г. по 1944 г. – священник в селе Карпово Воскресенского района Московской области. В марте 1944 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С мая 1944 г. – епископ Ульяновский и Мелекесский, с декабря 1945 г. – епископ Чебоксарский и Чувашский. Архиепископ (1950). Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1947). Ильяшенко Николай Николаевич (1893–1967), протоиерей. Арестован в августе 1941 года. На момент ареста – священник церкви Большеохтинского кладбища. Дело прекращено за недоказанностью, освобожден в июле 1942 года из тюрьмы г. Мариинска. Иннокентий (Клодецкий Иван Николаевич) (1893–1937), епископ. Окончил Витебскую гимназию и два курса медицинского университета. В Троицком монастыре Смоленска пострижен в монашество. С 1920 г. по 1927 г. служил настоятелем кладбищенской церкви в г. Рославле Смоленской губернии (при епископе Рославльском Вениамине (Глебове). В июне 1931 г. хиротонисан во епископа Белгородского, викария Курской епархии. В августе–декабре 1931 г. временно управлял Сызранской епархией. Епископ Каширский, (1931–1933, 1934–1935), Серпуховской (1933), викарий Московской епархии. Арестован в 1935 году. Расстрелян в 1937 году. Иннокентий (Никифоров Иван Иванович) (1879–1937), епископ. Окончил Казанскую духовную академию (1918). Настоятель Богородице-Братской церкви в Омске (1918–1925). Епископ Семипалатинский, викарий Омской епархии (1925–1928), Семипалатинский и Усть-Каменогорский (1928–1936), Орловский (1936–1937). 4 декабря 1937 г. тройкой УНКВД по Курской области приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в тот же день. Иннокентий (Сокаль Иван Иванович) (1883–1965), епископ. Родился в Холмской губернии. Образование получил в Варшавском духовном училище, затем в Холмской семинарии. В 1910 году окончил Киевскую духовную академию и в сентябре 1910 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010