В июне 1925 вернулся в Ленинград. В 1925–1928 – настоятель церквей Лаврской Киновии, а с 1926 также – Успенской церкви подворья Киево-Печерской Лавры. В 1925–1928 – благочинный монастырей Ленинградской епархии и снова один из руководителей Александро-Невского братства. С 1 марта 1926 – помощник заведующего, а с 26 мая 1926 – заведующий Богословско-пастырским училищем, также преподавал в нем историю Церкви. В 1928 руководил мужским монашеским кружком Иоанна Лествичника . Арестован 27 мая 1927 по делу Богословско-пастырского училища, обвинен в хранении и распространении лекций контрреволюционного характера. 19 ноября 1927 освобожден под подписку о невыезде (10 ноября 1928 дело прекращено «за недостаточностью компрометирующего материала»). Вновь арестован 24 декабря 1928 по делу религиозно-философского общества «Воскресенье». Приговорен 22 июля 1929 Коллегией ОГПУ к 5 годам лагерей. Отбывал срок в Беломоро-Балтийском лагере – в Кеми, Медвежьей Горе, в 1930 – на ст. Кузема Мурманской жел. дороги, использовался в качестве счетного работника. Освобожден летом 1933. Проживал на покое в Бийске, в Ташкенте (с конца 1934) и Фергане (с 1938). Работал бухгалтером, служил келейно, окормлял небольшую общину духовных детей. С 1944 – настоятель Самаркандского Покровского собора и исполняющий обязанности секретаря Епархиального совета Ташкентской епархии. В 1945 назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и настоятелем Ильинской Церкви в Загорске. Ко дню Св. Пасхи в ознаменование возобновления служения в Лавре награжден правом ношения двух крестов. 25 августа 1946 хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. С 25 февраля 1952 – архиепископ. С 26 января 1953 – архиепископ Саратовский и Сталинградский (с 8 февраля 1954 – Саратовский и Балашовский) и временно управляющий Астраханской епархией, с 31 июля 1954 – архиепископ Черниговский и Нежинский, с 19 октября 1955 – Днепропетровский и Запорожский. С 21 мая 1959 митрополит Минский и Белорусский. С 19 сентября 1960 – Ленинградский и Ладожский, с 14 ноября 1961 – Симферопольский и Крымский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Уже через месяц, 22 марта 1922 года отец Илья был арестован. На процессе по изъятию церковных ценностей его приговорили к полутора годам заключения, которые затем заменили годом ссылки. По возвращении из ссылки отца Илию назначили настоятелем Воскресенского храма в Кадашах. 8 марта 1924 года последовал второй арест. Коллегия ОГПУ приговорила его к трём годам ссылки на Урал, но отец Илья добился приёма у прокурора Верховного Суда Красикова и ему дали отсрочку. Однако, после смерти Патриарха Тихона в 1925 году его вновь арестовали и применили к нему тот приговор — три года ссылки, но уже начиная с 19 мая 1925 года. Сослали батюшку далеко на Север, в село Сургут Тобольского округа. По окончании ссылки ему было запрещено проживать в Москве и ещё в ряде крупных городов. Так он попал в Тверь, где служил в храме иконы Божией Матери Неопалимая Купина. В ночь со 2–го на 3–е ноября 1937 года батюшку арестовали в четвёртый раз. Его обвиняли в участии в контрреволюционной фашистско–монархической организации, возглавляемой священномучеником Фаддеем, архиепископом Тверским. Виновным себя батюшка не признал. 2 декабря Тройка НКВД приговорила его к расстрелу. 21 ноября (4 декабря н. ст.) 1937 года протоиерей Илья Громогласов был расстрелян. Погребён священномученик Илья в общей могиле на Волынском кладбище. 6 (19 н. ст.) сентября 1999 года канонизован как местночтимый святой Тверской епархии. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Преподобномученик Иннокентий (Беда) (память 24 декабря по старому стилю) П реподобномученик Иннокентий (Беда) родился в 1881 году в селе Мойсенцы Золотоношского уезда Полтавской губернии в крестьянской семье. Образование получил дома. Поступил в монастырь. В 1908 году был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, затем иеромонаха. С началом Первой мировой войны иеромонах Иннокентий переехал в Тверь, где и познакомился с епископом Старицким, викарием Тверской епархии, Петром (Зверевым) и стал его келейником. В Твери отец Иннокентий жил до ареста епископа в 1923 году, после чего он уехал на родину в Полтавскую область. После возвращения из ссылки в Москву епископа Петра отец Иннокентий приехал к нему, а по назначении того на кафедру в Воронеж поехал вместе с ним. Был возведен в сан архимандрита.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

С началом кампании по изъятию церковных ценностей 19 марта 1922 г. прот. Н. Чуков обратился к прихожанам с призывом организовать сбор пожертвований и личных драгоценных вещей для выкупа богослужебных предметов и святынь Казанского собора. 21 марта был вызван для допроса в ГПУ, но отпущен с предупреждением не препятствовать работе комиссии по изъятию. С арестом в кон. апр. большинства членов Об-ва правосл. приходов организовал помощь заключенным. 9 мая в качестве представителя митр. Вениамина присутствовал на заседании комиссии Петроградского Помгола. В сер. мая при поддержке АХ и АН безуспешно пытался предотвратить разрушение соборных иконостасов, представлявших историческую и художественную ценность. 30 мая арестован за «противодействие изъятию церковных ценностей» и привлечен как один из основных обвиняемых по делу «петроградских церковников». 10 июня начался судебный процесс (см. ст. Петроградский процесс 1922 г. ), на к-ром о. Николай и митр. Вениамин сидели рядом на скамье подсудимых. 4 июля подсудимым было предоставлено последнее слово; так же как и др. обвиняемые, прот. Н. Чуков виновным себя не признал, подчеркнув, что, «если нужно, я встречу смерть спокойно» («Дело» митр. Вениамина. С. 82). 5 июля Петроградским губ. революционным трибуналом вместе с митр. Вениамином и 8 др. обвиняемыми приговорен к расстрелу. 13 июля Политбюро ЦК РКП(б) вынесло решение оставить приговор в силе в отношении митр. Вениамина, архим. Сергия (Шеина) , проф. Новицкого и И. М. Ковшарова (см. Иоанн Ковшаров, нмч.). 3 авг. постановлением Президиума ВЦИК прот. Н. Чукову расстрел был заменен 5 годами лишения свободы. Отбывал срок в петроградской тюрьме. 24 нояб. 1923 г. Президиум ВЦИК постановил считать оставшийся срок наказания условным. 30 нояб. выпущен на свободу. Ввиду захвата Казанского собора обновленцами (см. ст. Обновленчество ) и самороспуска Богословского ин-та (6 мая 1923), контроль над к-рым стремилось установить обновленческое Петроградское ЕУ, прот. Н. Чуков обратился к 1-му вик. Петроградской епархии Лужскому еп. Мануилу (Лемешевскому) с просьбой о причислении сверх штата в клир Воскресения Христова собора в С.-Петербурге . 29 марта 1924 г. временным управляющим Петроградской епархией Кронштадтским еп. Венедиктом (Плотниковым) назначен настоятелем Николо-Богоявленского собора в С.-Петербурге с сохранением номинального настоятельства в Казанском соборе. Со 2 апр. того же года заведовал Богословскими курсами Центрального городского р-на, преподавал апологетику и патристику. Одновременно разрабатывал проект положения о Высших богословских курсах , после регистрации к-рых 25 сент. 1925 г. избран их ректором. 25 нояб. 1926 г. удостоен ученой степени магистра богословия за соч. «Мессианские представления иудеев по таргуму Ионафана, сына Узиелова».

http://pravenc.ru/text/166689.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Докторов (Дохтуров) Владимир Иванович; 1872, с. Губачёво Угличского у. Ярославской губ.- 1938?), деятель иосифлянского движения (см. ст. Иосиф (Петровых) ), бывш. еп. Каргопольский. Из крестьянской семьи. В 1886 г. поступил послушником в Никандров в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь Псковской губ., где был пострижен в монашество. В 1902 г. стал студентом КазДА, во время учебы был рукоположен во иеродиакона, служил в храме казанского в честь Преображения Господня мон-ря . В 1905 г. окончил академию и был направлен в Киргизскую миссию в г. Семипалатинск. В 1923 г., будучи иеромонахом Пинежского мон-ря в Архангельской губ., за сопротивление обновленчеству выслан на Алтай. 29 авг. 1924 г., после поездки к св. Патриарху Тихону , В. в Москве был хиротонисан во епископа Горно-Алтайского, викария Новосибирской епархии. На Алтай не поехал, получив новое назначение на север России, являлся викарием сев. епархий: в 1925 г.- епископом Пинежским, викарием Архангельской епархии; в 1925-1926 гг.- епископом Яранским, викарием Вятской епархии; в 1926-1927 гг.- епископом Вытегорским, викарием Олонецкой епархии, с 1927 г.- епископом Каргопольским, викарием той же епархии. Жил в Петрозаводске, начиная с июля 1926 г. приезжал в Ленинград, периодически служил в соборе Воскресения Христова (Спас на Крови). Не признал «Декларацию» 1927 г . и не поминал за богослужением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) , 19 февр. 1928 г. был отстранен от управления Каргопольским вик-ством. 19 мая 1928 г. в Петрозаводск назначили еп. Артемия (Ильинского) , В. был направлен в Пинегу, но назначения не принял и поселился в Ленинграде. Нек-рое время епископ колебался в определении своей позиции, неск. раз служил в Александро-Невской лавре , подчинявшейся митр. Сергию, однако осенью 1928 г. присоединился к иосифлянам. По поручению архиеп. Димитрия (Любимова) В. в Моисеевской ц. на Пороховых совершил ок. 20 тайных постригов в монашество. В нояб. 1929 г. митр. Иосиф благословил В. на управление Каргопольским вик-ством. 7 дек. 1930 г. В. был арестован в Ленинграде по делу «Истинно-православной церкви». На допросах заявил: «Видя и слыша попрание святой веры Христовой богоотступниками, решил твердо и согласен страдать с людьми Божьими, даже до крови, готов идти ради Христа на смерть». Постановлением Коллегии ОГПУ от 8 окт. 1931 г. приговорен к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок сначала в Ярославском политизоляторе, с 16 сент. 1933 г.- в Соловецком ИТЛ. Освобожден 7 дек. 1935 г., поселился в Мариуполе Донецкой обл. под надзором ОГПУ. По сведениям, приведенным в кн. И. Осиповой «Сквозь огонь мучений и воды слез...» (С. 259), В. был вновь арестован в 1938 г., приговорен к высшей мере наказания и расстрелян. Однако эта информация не находит документальных подтверждений.

http://pravenc.ru/text/150705.html

462 5/18 ноября на Епископском Совещании «Слушали: Сообщение Высокопреосвященного Арсения, архиепископа Новгородского, и других членов Совещания по вопросу о местах, где наиболее удобно было бы проживать Архипастырям, выходящим на покой. Постановили: Поручить Преосвященному Никандру, Епископу Вятскому, составить по настоящему делу доклад, обосновав с указанной точки зрения московские монастыри Донской и Данилов, а также Бизюков (Херсонской епархии) и церковно-школьную санаторию в Алупке и некоторые другие пункты, и внести его чрез соответствующий Отдел на обсуждение Собора» (Документы Совещания Епископов... С. 58–59). Донской монастырь – ставропигиальный (с 1745 г.) мужской монастырь во имя Донской иконы Божией Матери. В 1918 г. монастырь был формально закрыт, однако монастырская жизнь продолжалась до конца 1920-х гг. С мая 1922 г. в бывших казначейских покоях у северных врат монастыря пребывал (сначала под стражей) Патриарх Тихон; проживал там, за исключением 2-х периодов нахождения во внутренней тюрьме ГПУ весной – летом 1923 года, до середины января 1925 года, когда переехал в клинику Бакуниных на Остоженке. Скончавшись 25 марта (7 апреля) того же года в клинике, был погребен здесь же 30 марта (12 апреля) 1925 г., в Вербное воскресенье; в подклете Малого собора. В 1926 г. к внешней стороне той же стены собора перенесли могилу убитого 9 декабря 1924 г. келейника Патриарха – Якова Полозова. В 1991 г. монастырь был передан Московскому Патриархату; 18 августа был вновь освящен Большой собор. В том же году, 18 ноября, неизвестным злоумышленником был подожжен Малый собор. Во время его ремонта были проведены раскопки, в ходе которых 19 февраля 1992 г. было вскрыто захоронение Патриарха Тихона, действительное наличие которого до того вызывало сомнения. Обретенные мощи святителя были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи. – Примечание. 463 О пребывании Нареченного Патриарха в Лавре см.: Кронид (Любимов), архим. Краткое пребывание Святейшего Патриарха Тихона в Сергиевой Лавре с 7 по 19 ноября 1917 г./Публ. О. Ефремовой и Н. Кривошеевой//Богословский сборник. 2000. Вып. 6. С. 84–87; О пребывании в Троице-Сергиевой Лавре нареченного Патриарха Тихона/Публ., вступ. ст. и примеч. Н. А. Кривошеевой)//Вестник ПСТГУ. Серия II, 2011. Вып. 5 (42), С. 99–110. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

4 окт. 1766 г. в Вознесенском соборе с почестями погребена глава св. мч. Даниила Кушнира – старосты Успенской церкви местечка Млиев на Черкащине, оклеветанного и казненного в том же году за активное участие в возвращении своего храма из унии в Православие (отсеченная во время казни глава мученика была насажена на кол, но затем тайно перенесена православными на Левобережье, а остальные мощи после сожжения тела палачами были погребены вблизи места казни; почитание памяти св. мч. Даниила началось сразу после его кончины, в 1994 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о канонизации подвижника и установил празднование его памяти 11 авг. н. ст.). С 1786 г. в соборе почивали мощи прмч. Макария Овручского и Каневского – уроженца г. Овруча, постриженника и настоятеля Овручского мужского монастыря (не сохранился), затем настоятеля Каневского мужского монастыря (уцелел храм), убитого турками в 1678 г. при разорении г. Канева (погребенные в Каневской обители мощи были в 1688 г. обретены и перенесены в Воскресенский храм Переяслава, в 1713 г. – в Свято-Михайловский Переяславский монастырь, с 1942 г. они пребывают в Черкассах, память прмч. Макария – 7 сент. и 13 мая ст. ст.: в день кончины и в день перенесения мощей в 1750 г. из трапезной церкви Свято-Михайловского монастыря в новый главный храм той же обители). С нач. 1920-х гг. Вознесенский собор принадлежал УАПЦ, в 1925 г. территорию монастыря заняла воинская часть, в нач. 1930-х гг. храм превратили в зернохранилище. В годы Великой Отечественной войны собор лишился купола, в стенах здания появились вертикальные трещины, в 1946 г. монастырские здания были взяты на учет как памятники архитектуры национального значения. В 1954-1964 гг. собор отреставрировали, но старинные росписи в нем забелили и использовали его как склад, а в колокольне устроили водонапорную башню. Хотя в 1955 г. была установлена охранная зона памятника, куда вошли собор, колокольня и здание Коллегиума, часть территории монастыря осталась у военных. В 1972 г. в здании Коллегиума открыли Мемориальный музей Григория Сковороды, в 1975 г. в соборе был открыт Музей-диорама, посвященный форсированию советскими войсками Днепра около Переяслава-Хмельницкого в 1943 г. С 1978 г. в городе велось строительство нового Исторического музея, где предусматривали выделение зала для переноса диорамы, но из-за недостаточного финансирования проект до сих пор не осуществлен. В 2002 г. начат процесс передачи территории воинской части Национальному историко-этнографическому заповеднику «Переяслав». В кон. 1990-х гг. при соборе была зарегистрирована община УПЦ КП, члены которой собирались в специально оборудованном помещении (в праздники – у стен собора), позже было приспособлено помещение в колокольне. Дабы возрождение святыни происходило в лоне канонической Церкви, 10 февр. 2011 г. Свящ. Синод УПЦ благословил открытие Вознесенского мужского монастыря. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_м...

Василия Герасимова, он мне нужен. Напишите, Владыка, о своем здоровье, о Вашем творчестве, что знаете нового, могущее интересовать и меня. Прошу передать привет Матушке Маргарите и мои праздничные поздравления. Желаю Вам здоровья, творческих успехов, прошу Ваших о нас молитв. Искренне Вас уважающий и любящий р[аб] Б[ожий] Николай. P. S. Мар[ия] Иос[ифовна] просит узнать у вл[адыки] Нестора адрес Еп[ископа] Никандра Викторова (это племянник Воскресенского). Он сейчас вызван сюда, намечался ректором в Киевс[кую] Духов[ную] Академию. Верно ли, что еп[ископ] Никандр в Архангельске? Это сведения сына. Д. 19.Л. 110–110 об. Подлинник. Автограф. 55 По-видимому, имеется в виду Б. И. Батуев. Родился в 1904 г. в Челябинске. Работал мастером цеха на заводе Бромера. Эмигрировал в Китай, проживал в Харбине (Маньчжурия). 17 сентября 1946 г. арестован. 24 мая 1947 г. осужден. Приговорен к 20 годам ИТЛ. 56 Никандр (Викторов Леонид Николаевич; 1891–1961), архиепископ. Служил в пермском Пре­ображенском кафедральном соборе. Эмигрировал в Китай. В 1925–1927 гг. настоятель церквей в г. Ханькоу Пекинской епархии. В 1927–1946 гг. служил в Харбинской епархии: ключарем, на­стоятелем Свято-Николаевского кафедрального собора. Доцент Свято-Владимирского бого­словского института. Находился в юрисдикции РПЦЗ. После окончания Второй мировой войны воссоединился с Московским Патриархатом. В 1946 г. принял монашество. В 1946 г. хиротони­сан во епископа Цицикарского, викария Харбинской епархии. С 1952 г. епископ Харбинский и Маньчжурский, управляющий Восточно-Азиатским Экзархатом. С 1956 г. епископ Курский, затем Архангельский и Холмогорский. С 1957 г. архиепископ. В 1961 г. архиепископ Ростовский и Новочеркасский. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 1: А - Н. - 2013. - 799 с. : ил., портр., факс.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Зиминский уезд Тулуновский (Нижнеудинский) уезд Киренский уезд Итого: 95 (+ «21 колеблющийся) Примечательно, что в данный период власти невольно приходилось считаться с религиозностью населения. Например, на заседании Черемховского райкома ВКП(б) 10 апреля 1925 г. было отменено постановление о переносе нерабочих дней Пасхи на празднование Первого мая: железнодорожники в праздничные пасхальные дни не соглашались подавать вагоны для погрузки угля. «Райком вынужден был принять решение «не производить на Пасху работы по добыче угля» . Архиепископ Гурий (Степанов) В феврале 1924 г. Патриархом Тихоном на Иркутскую кафедру управляющим епархией был назначен архиепископ Гурий (Степанов) (1880-1937/38), но выехать в Иркутск и вступить в должность он не успел, так как был освобожден из заключения архиеп. Анатолий. В начале 1924 г. он подал в Президиум ВЦИК новое ходатайство о пересмотре своего уголовного дела. Президиум вынес постановление о признании условным оставшегося срока заключения и принял решение об освобождении епископа из одиночной камеры иркутского домзака, что и произошло 6 августа 1924 г. Иркутский губернский адм. отдел отказал архиепископу Анатолию в регистрации как «опороченному по суду», и владыка покинул Иркутск. Скончался он в Омске 20.09.1925 г. в алтаре во время великого славословия на всенощной под воскресенье (по другим сведениям – в ноябре 1924 г.). В сентябре 1924 г. был восстановлен архиепископом Иркутским владыка Гурий. Но в Иркутск он не приехал и проживал в Москве. Вместо него 11.09.1924 временно управляющим епархией был назначен уже находившийся с августа 1924 г. в Иркутске епископ Кирилл (Соколов) (1883-1937), с 1924 г. – епископ Нижнеудинский, второй викарий Иркутской епархии. Будучи также непризнанным гражданской властью, епископ Кирилл 9 октября 1925 г. выехал из Иркутска. Новым временно управляющим стал епископ Ираклий (Попов) (1875-1937, управляющий в 1925-26 гг.). Он родился в 1875 г. в Ярославской губернии. В сентябре 1925 г. был хиротонисан в епископа Киренского, викария Иркутской епархии и с октября этого же года назначен архиепископом Гурием вместо еп. Кирилла временно управлять епархией. Местные гражданские власти также оказывали на еп. Ираклия давление, чтобы он отказался от управления.

http://pravoslavie.ru/44165.html

«Выехав на Вербное воскресенье, — пишет преосвященный Д’Эрбиньи в своем рассказе «Пасха 1926 года в России», — после совершения святой мессы, я торопился в Берлин, чтобы на Великий понедельник в резиденции папского посла участвовать в мессе, которая оставит в моей памяти и моем сердце глубокую признательность нунцию, м-ру Эжену Пачелли». Этой таинственной фразой о. Д’Эрбиньи давал понять — но кто мог это разгадать? — что утром 29 марта монсеньором Пачелли он был рукоположен во епископа, чтобы самому совершать в России епископские хиротонии. Монсеньор Пачелли шифровкой от кардинала Гаспарри был уведомлен о приезде упомянутого путешественника. Посвящение прошло januis clausis (при закрытых дверях), в присутствии одного свидетеля, м-ра Сантоза, секретаря нунция. В ту же ночь Д’Эрбиньи сел на Рижский поезд. Он прибыл в Москву в Великую среду — для участия в службах Страстной седмицы. Во французской церкви святого Людовика на Великий четверг собралось множество верующих, чтобы приветствовать священника, которого они видели в октябре 1925. (Продолжение следует...) Перевод с французского Владислава Томачинского (От переводчика) Буквальный перевод — «в груди». Означает тайно провоглашенного епископа. — Пер. Первая стадия пребывания в монашеском ордене, соответствует православному «послушничеству». — Пер. Aristide Briand. Discussion а la Chambre le 22 janvier 1925 au sujet de l’ambassade aupres du Vatican. — Documentation catholique, 21 fevrier 1925. P. 451 — 499, citation p. 485 — 486. Будучи послом чуть больше года, Жан Эрбетт мог оценить качества о.Невё, пришедшего засвидетельствовать ему свое почтение в Москве 25 марта 1925. Невё воспользовался этим визитом, чтобы разъяснить свое положение с военной точки зрения. Жандармы прибыли в Жиен, полагая, что Невё дезертировал в 1914-18 гг. Motu proprio — вид папского официального документа. Plenitude potestatis (первые слова документа) — «полнотою власти». — Пер. В своей книге «Тайный иезуит. Монсеньор Мишель Д’Эрбиньи» Поль Лезур воспроизводит на вкладке между 64 и 65 стр. клише для первого сличения motu proprio, свидетельствующего о епископском сане монсеньора Д’Эрбиньи. Два документа с цветным рельефным гербом Пия XI удивительно хорошо сохранились. Отец Д’Эрбиньи должен был, однако, брать с собой эти документы во времы первого путешествия по России с 27 марта по 15 мая: из Москвы в Харьков, Макеевку, Одессу, Киев, Могилев, Ленинград, Москву.

http://pravoslavie.ru/archiv/rome_msk3.h...

4 мая 1925 г. протоиерей Н. К. Чуков писал в дневнике: «На этом времени у меня масса посещений: Преосв[ещенный] Венедикт, иг[умен] Макарий, о. Дмитриевский, о. Митроцкий, о. Платонов, наконец, вчера нарочно созванные гости – Пр[еосвященный] Венедикт, о. Чепурин, Митроцкий и Петровский. Не пришли Аникиев и епископы, из которых Иннокентий еще не приехал из Москвы, а Григорий прислал поздравительное письмо по случаю исполнившейся моей 28-й годовщины священства, где высказывает пожелание “чтобы [мое] служение и неизменно продолжалось и ширилось”, и пишет: “Ваша долголетняя опытность в деле руководства богословским просвещением ставит Вас в первые ряды работников Св. Церкви, на коих внимательно останавливается взгляд любящих дело Божие – с признательностью к ним за прошлое и с упованием, что, по зову Св. Церкви, они усугубят свои труды на Ея благо» . Главное дело жизни протоиерея Н. К. Чукова не пропало, и плоды его Господь возрастил уже в 1925 г. 95 лет назад Петроградский Богословский институт получил свое продолжение в Высших Богословских курсах в Ленинграде, в которые на основании несколько измененного «Положения о Богословском Институте в Петрограде», и с той же программою, были преобразованы Богословские курсы Центрального района Ленинграда. Протоиерей Николай писал: «1 июня/19 мая 1925 г. Понедельник…В это воскресенье исполнилась 1600-летняя годовщина 1-го Всел[енского] собора. По этому поводу на нашем ученом заседании Бог[ословских] курсов проф[ессор] Дмитриевский внес предложение об ознаменовании [годовщины] особым молебном и актом. Порядок молебна был тут же составлен, и затем журналом представили епископу. Там одобрили и распорядились по всем церквам. На курсах у нас соединилось это с годичным актом. Прибыли все 4 епископа, представители общин, слушатели. Служил Пр[еосвященный] Венедикт и 12 священников. Затем я прочел отчет, Дмитриевский и Чепурин сказали речи… После акта продолжалось заседание, на котором я провел вопрос о реорганизации наших курсов в Высшие Богосл[овские] курсы с программой Бог[ословского] Института и трехлетним курсом. Было единогласно принято, избрана комиссия для рассмотрения составленного мною проекта “Положения”. Только еп[ископ] Григорий одиноко высказался против “роскоши” высшего уч[ебного] заведения при острой нужде в псаломщиках и диаконах…Удивляюсь взгляду епископа! » .

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010